Учимся решать задачи
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет математика
Тема урока: Учимся решать задачи
Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН, универсальных действий.
Деятельностная цель: решение задач на функциональную зависимость «купля-продажа» и «на движение»;
Образовательная цель: учиться проводить аналогию между процессами и величинами, учиться работать с понятиями скорость, время, расстояние, совершенствовать вычислительные навыки; формировать умения формулировать задачу по краткой записи в виде таблицы; развивать умение анализировать и обобщать.
Формирование УУД: выполнение заданий по предложенному плану, использование таблиц при решении задач.
Личностные действия: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве
Регулятивные действия: Планирование (выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации).
Познавательные действия: научится или получит возможность научиться строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные действия: взаимодействовать с соседом по парте, в группе
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
(Итог урока) | Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку. Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Все за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи. Учитель выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. -Определите, что обозначают данные буквы?(S,V,t)(С2) -Как найти скорость?(V=S:t) (С3) -Какую скорость имеет самолет, если он за час пролетает 800 км?(800 км/ч) -Устно решите задачу (Медведь прошёл на лыжах расстояние, равное 24 м за 4 минуты. С какой скоростью двигался Медведь?)(24:4=12 км/ч) Учитель организует деятельность учащихся по применению новых знаний. -Чем похожи и чем отличаются формулировки двух данных задач? (С4) А) Мотоциклист двигался с постоянной скоростью 80 км/ч в течении 3ч. Какое расстояние преодолел мотоциклист за это время? Б) Цена проката водного велосипеда 80 км/ч. Сколько нужно заплатить за 3 ч катания на этом велосипеде? В результате рассуждений приходим к выводу: отличие задач в том, что в первой задаче речь идет о величинах — скорость, пройденный путь и время, а во второй задаче — о цене, стоимости и затраченном времени. Похожи задачи тем, что перечисленные величины представлены одинаковыми числовыми данными. Запишем решение первой задачи на доске: Устно проверяем: чтобы найти расстояние, которое преодолел мотоциклист, нужно скорость умножить на время: 80 км/ч · 3 ч = 240 км. Ответ: 240 км. Просим учеников прочитать вторую задачу, оформить решение и найти ответ. Даем время на решение, проверяем устно или на доске: чтобы найти стоимость проката водного велосипеда, нужно цену проката умножить на время катания: 80 руб. / ч · 3 ч = 240 руб. Ответ: 240 руб. -Можно ли сказать, что эти задачи аналогичны, только речь идет о разных процессах и величинах? Ожидаемый ответ, к которому мы приходим в результате беседы: решения данных задач аналогичны. Речь в них идет о разных величинах, но зависимость одна и та же; если скорость и цена постоянны, то чем больше время, тем больше пройденное расстояние и тем больше стоимость. Выясняем, что в данных задачах речь идет о разных процессах — движения и купли-продажи, но по своей математической сути данные задачи совершенно аналогичны: величина «скорость» в первой задаче аналогична величине «цена» во второй задаче, что позволяет решать задачи на процесс купли-продажи по аналогии с задачами на процесс движения. Работа по учебнику: Уч. стр. 83 №282 Детям предлагается поработать в парах Дети предлагают свои варианты Вариант учителя: Примерный текст задачи: за 3 ч катания на коньках заплатили 270 руб. Какова цена1 часа катания на катке? (С5) Записывается решение задачи. 270 руб. : 3 ч = 90 руб. / ч Ответ: 90 руб. / ч. Решаем задачу из учебника на доске. 270 км : 3 ч = 90 км/ч Ответ: 90 км/ч. Вывод задачи аналогичны по своему решению.. Работа в группах по карточкам: (С6) Детям раздаются карточки, дети обсуждают, записывают текст задачи и решение задачи. Проверяем, проецируя на доску(С7): 1) 12 км : 2 ч = 6 км/ч — скорость движения туристов; 2) 6 км/ч · 3 ч = 18 км — расстояние, пройденное второй группой туристов за 3 ч. Ответ: 18 км. Учитель: как можно было бы рациональнее решить соответствующую задачу, если бы в графе «Время» вместо 3 ч стояло 4 ч? Ожидаемый ответ: зная, что увеличение времени движения в некоторое число раз приводит к увеличению расстояния в это же число раз, можно было решить задачу следующим способом: 1) 4 ч : 2 ч = 2 (раза) — результат кратного сравнения времени; 2) 12 км · 2 = 24 км — расстояние, пройденное второй группой туристов за время, которое в 2 раза больше прежнего. Ответ: 24 км. Работа с учебником: Уч.с.85 №287(С8) Учащиеся самостоятельно читают задачу и записывают ее решение в виде буквенного равенства: S = 15 км/ч · t. Предлагаем найти конкретные значения пройденного пути при t = 2 ч и t = 3 ч. Даем время на вычисления и проверяем: 15 км/ч · 2 ч = 30 км — расстояние, которое преодолеет велосипедист за 2 ч; 15 км/ч · 3 ч = 45 км — расстояние, которое преодолеет велосипедист за 3 ч. Уч.с.85№288, №289.(С10) -С чем мы сегодня работали на уроке? -Какие процессы и величины были аналогичными на нашем уроке? -Как найти скорость? расстояние? время? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Отвечают на вопросы учителя, находят решение задачи, высказывают свои мнения, работают с понятием скорость, время расстояние. Учатся сравнивать и проводить аналогию. Тренируют свои вычислительные навыки. Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы, работают в парах, придумывают задачи, решают предложенные аналогичные задачи. Делают выводы. Учащиеся работают в группах по карточкам. Придумывают задачу, обсуждают, записывают текст задачи и решение.. Учащиеся осуществляют взаимопроверку, сравнивая с эталоном. Обсуждают алгоритм действий для решения математических задач, используют его в практической деятельности Объясняют, доказывают правильность записи выражений. Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы и отчете о проделанной работе. Учащиеся работают над составлением буквенного выражения и нахождения значения выражения посредством замены буквы на число. Записывают задание на дом, задают вопросы. Получают позитивный настрой от урока. Отвечают на вопросы. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания; Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. Личностные: - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; Регулятивные: формирование начальных форм рефлексии; Познавательные: - самостоятельное выделение нужного решения. Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знании вычислительного характера. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Регулятивные: развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в отношении предмета исследования; Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. Личностные: -формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Познавательные: умение работать с информацией, развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Самоопределение. Коммуникативные: развитие умений работать в парах, распределять роли и функции совместной деятельности; формирование умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее, ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики по теме "Учимся решать задачи"
Урок по УМК "Гармония" 3 класс в разделе "Деление суммы на число". Урок применения метапредметных и предметных знаний при решении задач, формирования логических приемов мышления, которые обеспечивали ...
Сборник задач "Учимся решать задачи" ПНШ
Сборник задач №1, №2, №3 "Учимся решать задачи" (всего 24 задачи разного вида). Распечатать и раздать детям как дополнительное пособие по решению разных видов задач...
Программа дополнительного образования для работы с одаренными и способными учащимися: "Учимся решать задачи повышенной сложности"
Авторская программа дополнительного образования для работы с одаренными и способными учащимися. Программа расчитана на детей 7-10 лет. Срок реализации 4 года. Автор Резакова Ольга Николаевна....
План-конспект урока математики по теме "Учимся решать задачи" УМК "Перспективная начальная школа"
План-конспект урока математики по теме "Учимся решать задачи" УМК "Перспективная начальная школа"...
Рабочая программа по курсу "Учимся решать задачи" для 3 класса УМК "Гармония" ФГОС
Рабочая программа по курсу "Учимся решать задачи" для 3 класса УМК "Гармония" ФГОС. Составлена на основе рабочей тетради Н.Б. Истоминой "Учимся решать задачи". Может использоваться во внеурочной деяте...
Статья "Учить решать задачи – учить решать проблемы"
Выступление на конференции...
Учимся решать задачи. 4 класс. Задача №247.
Задача №247. 4 класс. 4 четверть....