Учимся решать задачи
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Химич Анна Михайловна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока по математике66 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет математика

Тема урока: Учимся решать задачи

Тип урока:  Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН, универсальных действий.

Деятельностная цель: решение задач на функциональную зависимость «купля-продажа» и «на движение»;

Образовательная цель: учиться проводить аналогию между процессами и величинами, учиться работать с понятиями скорость, время, расстояние, совершенствовать вычислительные навыки; формировать умения формулировать задачу по краткой записи в виде таблицы; развивать умение анализировать и обобщать.

Формирование УУД: выполнение заданий по предложенному плану, использование таблиц при решении задач.

Личностные действия: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве

Регулятивные действия: Планирование (выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации).

Познавательные действия: научится или получит возможность научиться строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные действия: взаимодействовать с соседом по парте, в группе

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

 

  1. Актуализация знаний

  1. Постановка учебной задачи

  1. Работа по теме урока

  1. Физкультминутка

  1. Продолжение работы по теме урока    

  1. Домашнее задание

  1. Рефлексия      деятельности.

     (Итог урока)

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Учитель выявляет уровень знаний, определяет   типичные недостатки.

-Определите, что обозначают данные буквы?(S,V,t)(С2)

-Как найти скорость?(V=S:t) (С3)

-Какую скорость имеет самолет, если он за час пролетает 800 км?(800 км/ч)

-Устно решите задачу (Медведь прошёл на лыжах расстояние, равное 24 м за 4 минуты. С какой скоростью двигался Медведь?)(24:4=12 км/ч)

Учитель организует деятельность учащихся по применению новых знаний. 

-Чем похожи и чем отличаются формулировки двух данных задач? (С4)

А) Мотоциклист двигался с постоянной скоростью 80 км/ч в течении 3ч. Какое расстояние преодолел мотоциклист за это время?

Б) Цена проката водного велосипеда 80 км/ч. Сколько нужно заплатить за 3 ч катания на этом велосипеде?

В результате рассуждений приходим к выводу: отличие задач в том, что в первой задаче речь идет о величинах — скорость, пройденный путь и время, а во второй задаче — о цене, стоимости и затраченном времени. Похожи задачи тем, что перечисленные величины представлены одинаковыми числовыми данными.

Запишем решение первой задачи на доске:

Устно проверяем: чтобы найти расстояние, которое преодолел мотоциклист, нужно скорость умножить на время:

80 км/ч · 3 ч = 240 км.

Ответ: 240 км.

Просим учеников прочитать вторую задачу, оформить решение и найти ответ.

 Даем время на решение, проверяем устно или на доске: чтобы найти стоимость

проката водного велосипеда, нужно цену проката умножить на время катания:

80 руб. / ч · 3 ч = 240 руб.

Ответ: 240 руб.

-Можно ли сказать, что эти задачи аналогичны, только речь идет о разных процессах и величинах?

Ожидаемый ответ, к которому мы приходим в результате беседы: решения данных задач аналогичны. Речь в них идет о разных величинах, но зависимость одна и та же; если скорость и цена постоянны, то чем больше время, тем больше пройденное расстояние и тем больше стоимость.

Выясняем, что в данных задачах речь идет о разных процессах — движения и купли-продажи, но по своей математической сути данные задачи совершенно аналогичны: величина «скорость» в первой задаче аналогична величине «цена» во второй задаче, что позволяет решать задачи на процесс купли-продажи по аналогии с задачами на процесс движения.

 Работа по учебнику:

Уч. стр. 83 №282

Детям предлагается поработать в парах

Дети предлагают свои варианты

Вариант учителя:

Примерный текст задачи: за 3 ч катания на коньках заплатили 270 руб. Какова цена1 часа катания на катке? (С5)

Записывается решение задачи.

270 руб. : 3 ч = 90 руб. / ч

Ответ: 90 руб. / ч.

Решаем задачу из учебника на доске.

270 км : 3 ч = 90 км/ч

Ответ: 90 км/ч.

Вывод задачи аналогичны по своему решению..

Работа в группах по карточкам: (С6)

Детям раздаются карточки, дети обсуждают, записывают текст задачи и решение задачи.

Проверяем, проецируя на доску(С7):

1) 12 км : 2 ч = 6 км/ч — скорость движения туристов;

2) 6 км/ч · 3 ч = 18 км — расстояние, пройденное второй группой туристов за 3 ч.

Ответ: 18 км.

Учитель: как можно было бы рациональнее решить соответствующую задачу, если бы в графе «Время» вместо 3 ч стояло 4 ч?

Ожидаемый ответ: зная, что увеличение времени движения в некоторое число раз

приводит к увеличению расстояния в это же число раз, можно было решить задачу следующим способом:

1) 4 ч : 2 ч = 2 (раза) — результат кратного сравнения времени;

2) 12 км · 2 = 24 км — расстояние, пройденное второй группой туристов за время, которое в 2 раза больше прежнего.

Ответ: 24 км.

Работа с учебником:

Уч.с.85 №287(С8)

Учащиеся самостоятельно читают задачу и записывают ее решение в виде буквенного равенства: S = 15 км/ч · t.

Предлагаем найти конкретные значения пройденного пути при t = 2 ч и t = 3 ч.

Даем время на вычисления и проверяем:

15 км/ч · 2 ч = 30 км — расстояние, которое преодолеет велосипедист за 2 ч;

15 км/ч · 3 ч = 45 км — расстояние, которое преодолеет велосипедист за 3 ч.

Уч.с.85№288, №289.(С10)

-С чем мы сегодня работали на уроке?

-Какие процессы и величины были аналогичными на нашем уроке?

-Как найти скорость? расстояние? время?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Отвечают на вопросы учителя, находят решение задачи, высказывают свои мнения, работают с понятием скорость, время расстояние. Учатся сравнивать и проводить аналогию. Тренируют свои вычислительные навыки.

Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы, работают в парах, придумывают задачи, решают предложенные аналогичные задачи. Делают выводы.

Учащиеся работают в группах по карточкам. Придумывают задачу, обсуждают, записывают текст задачи и решение.. 

Учащиеся осуществляют взаимопроверку, сравнивая с эталоном.

Обсуждают алгоритм действий для решения математических задач, используют его в практической деятельности

Объясняют, доказывают правильность записи выражений.

Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы и отчете о проделанной работе.

Учащиеся работают над составлением буквенного выражения и нахождения значения выражения посредством замены буквы на число.  

Записывают задание на дом, задают вопросы.

Получают позитивный настрой от урока. Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

формирование положительного отношения  к процессу познания;

Коммуникативные:

формирование  умения слушать и слышать.

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Регулятивные:  формирование начальных форм рефлексии;

Познавательные:

- самостоятельное  выделение нужного решения.

Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знании вычислительного характера.

Познавательные:

самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные:  развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в отношении предмета исследования;

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё  подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. 

Личностные:

-формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Познавательные:

умение работать с информацией,   развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Самоопределение.

Коммуникативные:

развитие умений работать в парах, распределять роли и функции совместной деятельности;

формирование умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее, ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме "Учимся решать задачи"

Урок по УМК "Гармония" 3 класс в разделе "Деление суммы на число". Урок применения метапредметных и предметных знаний при решении задач, формирования логических приемов мышления, которые обеспечивали ...

Сборник задач "Учимся решать задачи" ПНШ

Сборник задач №1, №2, №3 "Учимся решать задачи" (всего 24 задачи разного вида). Распечатать и раздать детям как дополнительное пособие по решению разных видов задач...

Программа дополнительного образования для работы с одаренными и способными учащимися: "Учимся решать задачи повышенной сложности"

Авторская программа дополнительного образования для работы с одаренными и способными учащимися. Программа расчитана на детей 7-10 лет. Срок реализации 4 года. Автор Резакова Ольга Николаевна....

План-конспект урока математики по теме "Учимся решать задачи" УМК "Перспективная начальная школа"

План-конспект урока математики по теме "Учимся решать задачи" УМК "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по курсу "Учимся решать задачи" для 3 класса УМК "Гармония" ФГОС

Рабочая программа по курсу "Учимся решать задачи" для 3 класса УМК "Гармония" ФГОС. Составлена на основе рабочей тетради Н.Б. Истоминой "Учимся решать задачи". Может использоваться во внеурочной деяте...

Учимся решать задачи. 4 класс. Задача №247.

Задача №247. 4 класс. 4 четверть....