Андрюшкина Н. Н. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи
статья по математике по теме
Статья в сборнике: Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: сборник научн. ст./ отв. и научн. ред. В.А. Адольф; Сибирский федеральный университет. – Красноярск, 2015. – 194 с. и презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование у младших школьников общего умения решать задачи.
Н. Н. Андрюшкина
МБОУ «СОШ №2»
г. Лесосибирск, Россия
В статье показано, как в процессе специально организованной учителем деятельности практическая задача (или игровая ситуация) становится учебной, представлены практические рекомендации по формированию у младших школьников умений, связанных с освоением как отдельных действий (приёмов) работы над задачей, так и общего подхода к поиску способа решения задачи.
Ключевые слова: основные и промежуточные учебные действия, этапы формирования общего умения решать задачи, микроумения, работа с дневником «Я учусь решать задачи».
The article represents the way in which a practical task (or a game situation in the form of which the first-former is offered the task) becomes educational in activities specially organized by a teacher; gives practical recommendations concerning formation of skills connected with the acquisition of the methods (techniques) for working on the task as well as general approach to searching for the way to solve the task.
Key words: basic and intermediate learning activities, stages of formation of the general ability to solve the tasks, working with the journal "I learn to solve the tasks"
Думаю, что многие учителя не раз задавали себе вопрос «Почему, несмотря на наш многолетний опыт, наши знания и добросовестный труд, школьники, прорешав за годы учения сотни разных задач, так и не умеют самостоятельно решать сложные задачи, путаются при решении простых задач в нестандартной ситуации?» В этой статье я хочу поделиться тем, к чему привели меня изыскания по этой проблеме.
Как известно, процесс решения задачи состоит из ряда этапов. На каждом этапе ученику приходится выполнять ряд действий и операций. Для того, чтобы школьники имели возможность поиска правильного способа решения задачи, они должны иметь прочные умения и навыки в выполнении всех элементарных действий и операций. Но в школьной практике считается, что эти умения и навыки возникают сами собой в процессе решения большого числа задач. И главная цель ученика – это решить задачу и найти ответ. Промежуточные действия могут им актуально не осознаваться, а поэтому умения и навыки не вырабатываются. Если учитель ставит цель «Формирование у младших школьников умения решать задачи», необходима организация специальной учебной деятельности по постановке и решению учениками учебных задач, связанных с освоением как отдельных действий (приёмов) работы над задачей, так и общего подхода к поиску способа решения задач.
В 1 классе на разных этапах работы по формированию умения решать задачи. необходимо организовать как промежуточные так и основные учебные задачи.
Формирование данных умений проходит эффективно, если этот процесс будет планомерным, регулярным и контролируемым. У моих учеников есть индивидуальные дневники. С помощью них процесс формирования общих умений решать задачи становится понятным, осязаемым для учащихся. Цель деятельности каждого этапа здесь представлена в виде микроумений, по которым ребёнок оценивает себя. Самое главное, чтобы при этом ребята испытывали уверенность в своих силах даже в том случае, если какое-то умение не усвоено в полной мере. Ведь следующий этап начинается с рефлексии предыдущего. После самооценки, я собираю эти дневнички, анализирую их в виде сводной таблицы умений и планирую предстоящую работу. Уровни самооценки обычные:
«+» - умею хорошо, «˅» - умею не очень хорошо, «-» - не умею, не понял
По методике формирования общего умения решать задачи выделены 4 последовательных этапа:
- Подготовительный. По времени это 1 четверть 1 класса.
- Введение понятия «задача». Предполагает введение термина, построение способа распознавания текстовой математической задачи среди других текстов. По времени это 2 четверть 1 класса.
- Организация освоения приёмов работы над задачей. По времени это конец второй и третья четверть 1 класса.
- Обобщение приёмов работы над задачей. Он выступает и как самостоятельный этап, и как неотъемлемая часть при работе на предыдущих этапах. Работа над ним проходит в течение всего учебного года.
Кратко остановлюсь на некоторых моментах каждого этапа и опишу методику работы с дневничком «Я учусь решать задачи». Теоретическую базу моей деятельности составил труд доктора педагогических наук Натальи Григорьевны Калашниковой и доцента кафедры педагогики профессионального образования Татьяны Георгиевны Блиновой «Формирование у младших школьников общего умения решать задачи».[ 1]
На подготовительном этапе термин «задача» не вводится. Вместо него используем термин «ситуация». Описание ситуации, постановка вопросов к ситуации и составление ситуации к вопросу может стать специально отрабатываемыми операциями, которые отражены в наших дневничках на 1 странице.
- Я умею
описать ситуацию | задать вопрос к ситуации | составить ситуацию к вопросу | |
1 четверть |
Например, вот как был организован этап отработки умения «Постановка вопросов к ситуации» на моём уроке математики в 1 классе.
Ситуация предъявляется в виде устного текста и изображена на слайде. «Учительница Анна Ивановна рассказала своим ученикам, что старшеклассники посадили у школы 3 рябины и 4 ели».
Учитель: Какой вопрос могла бы задать Аня, если бы услышала эту ситуацию на уроке окружающего мира? Какой вопрос мог бы задать Олег, если бы услышал эту ситуацию на уроке письма? Какой вопрос могла бы задать Лена, если бы услышала эту ситуацию на уроке литературного чтения? Какой вопрос могла бы задать Ира, если бы услышала эту ситуацию на уроке математики?
После того, как учащиеся приходят к пониманию смысла вопросов, которые необходимо задавать на уроках математики к данной ситуации, проходит этап промежуточного итога и работа с дневничком «Я учусь решать задачи».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Подведение промежуточного итога. Работа с дневником «Я учусь решать задачи» | - Чему мы сегодня учились? - Откройте дневник «Я учусь решать задачи» на 1 странице и найдите 2 колонку «Учимся задавать вопросы к ситуации». - Если кому-то было ещё трудно придумать вопрос к ситуации, поставьте «минус». Если вы пока сомневаетесь, сможете ли вы самостоятельно придумать вопрос к ситуации, то поставьте «галочку». Если вам легко задавать вопрос к ситуации, то поставьте «плюсик». (Аналогично можно поработать с умением «Учимся составлять ситуацию к вопросу». | -Составлять вопросы к ситуации. -Составлять ситуации. | Важно дать высказаться всем желающим, употребляя в ответе термины «ситуация» и «вопрос к ситуации» |
Следующее упражнение показывает, как происходило знакомство с понятием «задача» на конкретном примере и помогает школьникам выделить существенные свойства задачи.
Учитель предъявляет ситуации, которые могут быть и на слайде и на каждой парте: 1.«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу, потому что он хороший», 2.«Два конца, два кольца, посередине гвоздик». Что это? 3.«Вернулись три медведя домой. Мишутка подбежал к столу и закричал: «Кто сидел на моём стульчике и сломал его?» 4.«У мамы зайчихи было 10 морковок. 6 она отдала своим зайчатам. Сколько морковок у неё осталось?» 5. «У Ани есть 3 куклы и 2 медвежонка. Аня любит свои игрушки». Далее идёт выявление среди текстов задачи. Учитель задаёт вопрос, как можно назвать эти тексты. Почему? Почему вы считаете, что текст под номером 4 - это задача? (Это то, что требует решения)
Работа по выявлению структуры задачи может проходить, например, так.
-Как вы узнали, что здесь действительно требуется решение? (Есть вопрос)
- Значит, чтобы узнать задачу среди других текстов, надо проверить, есть ли в тексте вопрос.
- Что ещё кроме вопроса содержит задача? (Описание ситуации)
- Это условие задачи. Назовите условие задачи. (Работают в парах)
- Посмотрите в текстах под номером 2 и 3 тоже есть вопросы и условия. Найдите их. (Работа в парах)
- Можно ли их назвать задачами? (Выслушать ответы)
- Нужно ли их решать на уроках математики?
Далее идёт построение способа распознавания задачи.
- Как же среди разных текстов узнать задачу?
(Сначала читаем текст, пытаюсь выделить условие и вопрос, в условии пытаюсь найти числовые данные, не меньше двух, прочитаю вопрос и проверю, нужно ли выполнять арифметические действия, с помощью которых найдём ответ на вопрос задачи).
Работа с дневником «Я учусь решать задачи» проходит на данном этапе по страничке с заголовком «Умения №4».
4.Я умею
сам(а) прочитать задачу | выделить условие в задаче | выделить вопрос в задаче | находить числовые данные в задаче | |
2 четверть |
Здесь ребята оценивают себя по каждому умению и с помощью учителя подводят итог всей работы над данным упражнением: «Чему учились?», «Как узнать задачу?», «Зачем тебе нужно уметь узнавать математическую задачу?», «Что было трудно?».
На этапе «Организация освоения приёмов работы над задачей» приём представления жизненной ситуации помогает реконструировать с помощью свёрнутого текста ту ситуацию, с которой ребёнок может столкнуться в реальной жизни. Представлять ситуацию лучше от первого лица. Этот приём позволяет разобраться в задаче детям с образным мышлением и развивать данный вид мышления у других детей. Здесь на помощь приходит и жизненный опыт ребят, и их способность перевоплощаться, придумывать, фантазировать, обыгрывать различные роли. На первых порах представлять жизненную ситуацию помогают игровые приёмы, например, игра «Режиссёр». Это инсценировка задачи после её прочтения прямо на уроке. Очень полюбился ребятам приём «Сам себе режиссёр», когда дети сами сочиняют задачу, сами набирают «актёров» для её обыгрывания, представляют свою задачу и в конце отвечают на поставленный в задаче вопрос.
На этапе обобщения приёмов работы над задачей важным моментом является фиксация способов работы над задачей в виде памятки. По мере освоения умений и кропотливой работы над дневником «Я учусь решать задачи» у нас с ребятами постепенно формируется вот такая памятка, пункты которой дети отмечали у себя в тетрадях, а я затем выносила их на слайды.
Памятка «Как научиться решать задачи»
- Определяем, задача или нет:
Условие (□V □) Вопрос
- Рисуем мысленную картинку: («Я …)
- Работаем с текстом задачи:
а) разбиваем на части (/ / /);
б) в каждой части находим главное:
- о ком говорится, что о нём говорится, сколько…
4. Краткий пересказ задачи или её переформулировка.
5. Строим модель задачи. Проверяю по тексту задачи, правильно ли построена модель.
6. Выбираем арифметическое действие, обосновываю его выбор, записываю решение задачи. («+» или «-»)
- Проверяем, правильно ли решена задача.
8. Работаем над решённой задачей: У – В,В,В В – У, У,У
С введением понятия «составная задача» памятка будет дополняться новыми действиями, над которыми учащиеся будут продолжать работать на основе деятельностного подхода.
Приведу пример ещё нескольких страничек нашего дневника, по которым мы работали с детьми в 3 и 4 четверти 1 классе.
6.Я умею
разбить текст задачи на смысловые части | найти, о ком говорится в задаче | найти и подчеркнуть, что говорится о….. | найти и подчеркнуть числовые данные | |
3 четверть |
7.Я умею
составить модель по задаче и отразить на ней все числовые данные | составить модель по задаче и отразить на ней вопрос | по тексту проверить модель | |
4 четверть |
Работа над каждым умением проходит в течение двух – трёх уроков математики и включает в себя: а) осознание учащимися данного упражнения как микроумения в процессе решения любой задачи; б) работа с дневничком «Я учусь решать задачи», самооценивание с помощью специально подобранных заданий; в) педагогический анализ и планирование предстоящих этапов работы по формированию следующего микроумения.
В результате специально организованной учителем деятельности по формированию умения решать задачи и работы с дневником «Я учусь решать задачи», каждый ученик имеет возможность качественно освоить как отдельные действия (приёмы) работы над задачей, так и общий подход к поиску способа её решения. А учителю такая работа помогает эффективно отслеживать усвоение того или иного промежуточного умения разными учащимися, вовремя обратить внимание на трудности, найти новые способы и приёмы для их преодоления.
Литература
- Калашникова Н.Г., Блинова Т.Г. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи /– Волгоград : Учитель, 2011. – 158 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Промежуточные учебные задачи Видеть задачные ситуации в окружающей жизни. Представлять задачные ситуации в виде устного текста, рисунка, модели, схемы, математической записи. Осуществлять переход от одной формы представления к другой. Понимать конкретный смысл арифметических действий. Отличать текст задачи от других видов текстов. Выявлять структуру задачи. По условию подбирать, составлять вопросы. По вопросу подбирать, составлять условие. Составлять задачи по определённой теме.
Основные учебные задачи Представлять жизненную ситуацию, описанную в задаче. Разбивать текст задачи на смысловые части, анализировать каждую часть. Переформулировать текст задачи. Строить модель, схему текста задачи. Фиксировать решение задачи. Проверять правильность решения задачи.
Дневник Я учусь решать задачи Фамилия, имя________________
Сводная таблица умений Описать ситуацию Задать вопрос к ситуации Составить ситуацию к вопросу Составить модель по ситуации Составить по модели другие ситуации Иванов П + Сидоров К + Петров В - Кузнецова И ˅ …
Этапы формирования общего умения решать задачи 1. Подготовительный (1 четверть 1 класса) 2. Введение понятия «задача» (2 четверть 1 класса) 3. Организация освоения приёмов работы над задачей (2, 3 четверти 1 класса) 4. Обобщение приёмов работы над задачей.
Подготовительный этап Задача этапа: формирование базовых умений и отработка операций, лежащих в основе работы над задачей.
Аня
Олег
Лена
Ира
Введение понятия «задача» Задача учителя: обеспечить условия для формирования у школьников умений: различать текстовые задачи среди других видов текстов; различать математические задачи среди других задач; выявлять структуру задачи; по условию подбирать и составлять вопросы; по вопросу подбирать и составлять условие.
Предъявление ситуации 1 .«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу, потому что он хороший». 2 . «Два конца, два кольца, посередине гвоздик». Что это? 3 . «Вернулись три медведя домой. Мишутка подбежал к столу и закричал: «Кто сидел на моём стульчике и сломал его?» 4 . «У мамы зайчихи было 10 морковок. 6 она отдала своим зайчатам. Сколько морковок у неё осталось?» 5 . «У Ани есть 3 куклы и 2 медвежонка. Аня любит свои игрушки.» На какой вопрос попытаемся найти ответ с помощью этих текстов? стихотворение загадка отрывок из сказки задача (ситуация с вопросом) короткий рассказ Выявление среди текстов задачи Что такое математическая задача?
Выявление структуры задачи Вопрос Условие У мамы зайчихи было 10 морковок. 6 она отдала своим зайчатам. Сколько морковок у неё осталось?
1 .«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу, потому что он хороший». 2 . «Два конца, два кольца, посередине гвоздик». Что это? 3 . «Вернулись три медведя домой. Мишутка подбежал к столу и закричал: «Кто сидел на моём стульчике и сломал его?» 4 . «У мамы зайчихи было 10 морковок. 6 она отдала своим зайчатам. Сколько морковок у неё осталось?» 5 . «У Ани есть 3 куклы и 2 медвежонка. Аня любит свои игрушки.» стихотворение загадка отрывок из сказки задача короткий рассказ
Построение способа распознавания задачи Вопрос Условие Решение + = - = Ответ
Я умею Сам прочитать задачу Выделить условие в задаче Выделить вопрос в задаче Находить числовые данные в задаче Работа с дневником «Я учусь решать задачи» (умение №4)
представлять жизненную ситуацию, описанную в задаче; разбивать текст задачи на смысловые части; переформулировать текст задачи; моделировать задачу; осуществлять решение задачи. Организация освоения приёмов работы над задачей Формируемые умения проверять правильность решения задачи. работать над решённой задачей.
Задача После того как из класса вышли 5 девочек, в классе остались ещё 4 мальчика. Сколько детей было в классе? Условие Вопрос
Представим картинку ? класс
Задача После того как из класса вышли 5 девочек, в классе остались ещё 4 мальчика. Сколько детей было в классе? 1. О ком говорится в этой части? 2. Что о них говорится? 3. Сколько их?
1. Определяем, задача или нет. У ( ) В 2. Рисуем мысленную картинку. «Я….» Обобщение приёмов работы над задачей 3. Работаем с текстом задачи. а ) Разбиваем на части (///) б ) В каждой части находим главное ( ____ ) ( _____ ) ( ) 4. Краткий пересказ задачи или её переформулировка . 5. Строим модель задачи. Проверяем по тексту правильно ли построена модель. 6. Проверяем, правильно ли решена задача. 7. Работаем над решённой задачей. У – В, В, В В – У, У, У
Работаем с дневником «Я учусь решать задачи» Умение 1 Отработка умения
Опишите ситуацию. ?
Сколько было всего цыплят? ?
Давайте проверим!
Умеешь ли ты описать эту ситуацию. ? Умеешь ли ты задать вопрос к этой ситуации
Умение №2 Давайте проверим!
На остановке было 4 мужчины, а женщин на 2 больше. Умеешь ли ты составить модель к этой ситуации Умеешь ли ты к этой модели составить ситуацию?
Умеешь ли ты найти условие в задаче? Умение 4 В озере плавало 5 уток и 9 гусей. На сколько больше плавало в озере гусей? Умею сам найти условие- + Не очень хорошо умею сам найти условие - V Не умею сам найти условие- -
Умеешь ли ты найти вопрос в задаче? Умение 4 В озере плавало 5 уток и 9 гусей. На сколько больше плавало в озере гусей? Умею сам найти вопрос - + Не очень хорошо умею сам найти вопрос - V Не умею сам найти вопрос - -
Проверим по тексту задачи данную модель Умение 7 Из пластилина и спичек Рома сделал 5 разных поделок, а Дима – на 2 поделки меньше. Сколько поделок сделал Дима? Сколько всего поделок сделали мальчики? Рома Дима ? ? Рассмотрите внимательно модель.
1. Регулятивные, включая действия саморегуляции 2. Познавательные, включая общеучебные и логические 3. Знаково-символические 4. Коммуникативные В процессе специально организованной учителем деятельности по формированию умения решать задачи, каждый ученик имеет возможность освоить следующие УУД:
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование у младших школьников умения решать комбинаторные задачи
в работе описана методика обучения младших школьников решать комбинаторные задачи...
Упражнения, направленные на формирование у младших школьников орфографических умений на основе принципа дифференциации значений
Умение сознательно путем рассуждения решать орфографические задачи – это лишь необходимая предпосылка грамотности. Действительно грамотный человек не размышляет во время письма над тем, почему он пише...
Экскурсии на уроках математики как средство формирования у младших школьников исследовательских умений
В данной работе содержится разработка содержаний экскурсий по математике, способствующих формированию у младших школьников исследовательских умений....
Формирование у младших школьников общего умения решать задачи
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».В.А. Сухомлинский...
Методический семинар: "Формирование у младших школьников основ умения учиться"
Методическая идея на конкурс "Учитель года 2018"Видеозапись с речевым сопровождением размещена : https://drive.google.com/file/d/19eU4qZ7zNrMcnCyfkczjFBU9ic-8twqg/view?usp=sharing...
Формирование и совершенствование у учащихся умения решать задачи
Доклад по теме "Формирование и совершенствование у учащихся умения решать задачи"...
Экскурсии на уроках математики как средство формирования у младших школьников исследовательских умений
Учебные экскурсии – это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях....