1.Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) 1мин. Цель: мотивирование (самоопределить) учащихся к учебной деятельности. Организация этапа: 1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 2) устанавливаются тематические рамки («могу»). 3) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
| Цель: Включение в деловой ритм. Поприветствуйте и пожелайте хорошего настроения своим одноклассникам - Ребята, как называется самая главная площадь нашей страны? - Где она находится? - А какие ещё площади вы знаете? Вспомните, пожалуйста, урок окружающего мира. Встречалось ли вам слово площадь на этом уроке? Возле моста, ведущего в Новгородский Кремль раньше располагалась торговая площадь. - Ребята, а есть еще и конная площадь. Посмотрите на экран.
--Как вы думаете, почему я наш урок начала с таких вопросов? - О чем мы сегодня будем на уроке? -Верно, сегодня будем говорить о площади. Но не о тех площадях, которые мы сейчас видели на экране, а о площадях геометрических фигур. -Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке о площади? - А вы умеете находить площади фигур? Сравнивать их? - Значит, чему вы должны научиться сегодня на уроке?
|
Ребята желают удачного дня друг другу
Красная площадь (слайд 1)
В Москве.
Да. Когда мы говорили о Великом Новгороде. Там была торговая площадь возле Новгородского Кремля
Предположения учащихся
О площади
Что такое площадь. Как ее найти? Где могут нам пригодиться эти знания? Нет. Находить площадь фигур, сравнивать их
| Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 8-9 мин. Цель: 1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, фиксирование их в речи и знаках (эталоны) и обобщение; 2) актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания; 3) мотивирование к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление; 4) фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании
| Цель: Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков - Давайте, разберемся, что же такое площадь в математике? Ребята, площадь – это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости. - Посмотрите, наша классная доска висит на стене. -Что вы можете сказать о площади классной доски и площади стены? -Вы можете сравнить их площади? -А как вы это узнали? - Посмотрите внимательно вокруг, назовите те предметы, у которых есть площадь? - Какой можно сделать вывод? -Все предметы имеют площадь?
- Итак, давайте еще раз вспомним, что же такое площадь.
-Ребята, как же сравнить площади геометрических фигур? На ваших партах лежат фигуры. Возьмите, пожалуйста, в руки фиолетовый и оранжевый квадраты. Что вы можете сказать о площадях этих фигур? Вы можете их сравнить? - Покажите, ту фигуру, у которой площадь больше. - Как вы догадались?
- Какой вывод вы можете сделать?
-А теперь, ребята. Возьмите желтый квадрат и синий круг и попробуйте сравнить площади этих двух фигур. - Можно ли на глаз определить, площадь какой фигуры больше или меньше? -Каким же способом можно это сделать? -Попробуйте. Что заметили? какой вывод можно сделать?
-Как вы думаете, ребята, всегда ли можно сравнить площади фигур на глаз или способом наложения фигур друг на друга?
|
Предположения учащихся
Да, мы можем сравнить их площади. Можем сказать, что площадь стены больше площади классной доски? Видно на глаз Ответы детей Площадь имеют все предметы. Площадь – это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости.
Площадь фиолетового квадрата больше площади оранжевого квадрата. На глаз
Площади фигур можно сравнить на глаз.
Нет. Сравнить площади синего круга и желтого квадрата на глаз нельзя. Можно наложить их друг на друга. Весь круг поместился в квадрате. Значит, площадь синего круга меньше площади желтого квадрата.
Предположения учащихся
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Выявление причины затруднения. 2-3 мин. Цель: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
| Цель: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации. Сравнение площадей геометрических фигур и выявление большей площади Цель: развитие навыков сравнения геометрических фигур способом наложения. Какие еще фигуры вы не сравнивали? Попробуйте сравнить площади этих фигур, известными вам способами (на глаз, способом наложения) - Справились с заданием? Почему? -Достаточно ли тех способов, которые нам известны? -Как решите эту проблему? Что для этого необходимо? - Чему же вы должны сегодня научиться, чтобы сравнить площади геом.фигур?
| Результат работы
|
|
Зеленую и красную фигуры
Нет. Не получается.
Предположения учащихся
Должны научиться находить площади геометрических фигур
| Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. 10-11 мин. Цель: построить проект выхода из затруднения. Организация этапа На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме: 1) ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); 2) согласовывают тему урока; 3) выбирают способ (дополнение или уточнение); 4) строят план достижения цели; 5) определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д
| Цель: Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. -Мы с вами когда-нибудь находили площади фигур? -Но мы их сравнивали. (если учащиеся не догадаются, напомнить им предыдущие уроки. Дать им возможность вспомнить, что с похожим заданием они встречались в 1 части учебника) - Как же мы сравнивали площади фигуры? - Вспомните предыдущие уроки математики. Вы сравнивали две фигуры зеленую и синюю фигуры. - Так что же надо сделать, чтобы найти площадь фигуры? -Правильно! Молодцы! - А найти площадь фигур вам поможет палетка. - Что же такое палетка? Она разбита на квадраты. -Посмотрите на квадратики, на которые разбита эта палетка. Все ли они одинаковые? -Измерьте, пожалуйста, длину стороны одной такой клеточки. -А другая сторона? - Что вы можете сказать про фигуру, у которой все стороны равны? - Площадь одного такого квадрата называют квадратным сантиметром и записывают вот так 1см2 - А сейчас попробуйте найти площадь оставшихся фигур с помощью палетки? Как вы думаете, как это сделать ? - В каждой группе 1-ые и 2-ые номера считают кол-во квадратов и находят площадь зеленого многоугольника. А 3-и, 4ые номера считают кол-во квадратов красного многоугольника и тоже находят площадь. Результат запишите на листочке. - Итак, отвечают 1-ые номера от каждого стола. Начнем с 1-го стола. - А теперь 3 –и номера. Чему равна площадь вашей фигуры? Площадь какой фигуры больше (меньше)?
-Молодцы, ребята! Понравилось вам находить площадь геометрических фигур? -Итак, квадратным сантиметром мы называем площадь квадрата с длиной стороны 1см. - А сейчас возьмите 1см2 и найдите площадь вот этого листочка. -Успеете ли вы сосчитать сколько квадратных сантиметров содержится в этой фигуре?
-Тогда подумайте, а может быть есть другие величины? Какие единицы длины вы знаете, кроме см? -Возьмите белый квадрат, разбитый на квадратные сантиметры. Измерьте сторону этого квадрата.
- Познакомившись с еще одной единицей площадью квадратный дециметр, сможете теперь найти площадь этого листа? Возьмите каждый свой квадратный дециметр и наложите на этот листок. -Сколько таких дм2 поместится на это листе бумаги? Значит, чему равна площадь этого листочка? - Ребята, как вы думаете, сможете ли вы найти площадь пола в нашем классе, так как сейчас находили площадь листа в кв. дециметрах? Почему? - А что же делать? Как найти площадь пола в кабинете? - Кроме см, дм есть ли еще одна величина, которая вам известна? (У доски работают два ученика, измеряют стороны квадратного метра.) Чему равна длина стороны этого квадрата?
- А вот теперь вы смогли бы найти площадь нашего пола? - Итак, с какими единицами площади вы познакомились? – Квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр – это единицы площади. –Рассмотрите вырезанные из бумаги квадраты площадью 1 дм2, 1 см2 и 1 м2. – Сравните попарно площади этих квадратов. – В квадрате площадью 1 дм2 может уместиться ровно 100 квадратов площадью 1 см2, а в квадрате площадью 1 м2 – ровно 100 квадратов площадью 1 дм2.
|
Нет
Они были разбиты на квадраты
Разбить фигуры на клеточки, квадраты. Ребята знакомятся с палеткой. Палетка – это пленка, разделенная на квадратики.
Да, они все одинаковые.
Длина стороны – 1см
Тоже 1 см. Это квадрат.
( у детей на партах лежит 1см2)
Предположения детей. Наложить палетку на фигуру и сосчитать кол-во квадратов
Площадь зеленого многоугольника -14см2 Площадь нашего красного многоугольника - 12 см2 Площадь красной фигуры больше площади зеленой фигуры.
Да
Не успеем. Это же будет долго. Фигуры могут быть большими и делить их на квадратные сантиметры тяжело.
Дециметр
Это квадрат со стороной 10см, 1дм. 10 см = 1 дм Значит, это 1дм2 Да
4 дм2 4 дм2
Не получится. Это очень долго и тяжело.
Да, метр.
Длина стороны этого квадрата 100 см. А 100 см – это 1 м. А раз эта фигура квадрат, значит, это кв.метр 1см2, 1дм2, 1м2
Чтение определения в учебнике на с.27 | Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
5. Реализация построенного проекта. 4-5 мин. Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) зафиксировать новый способ действия в речи и знаках (с помощью эталона); 3) организовать решение исходного задания, данного для пробного действия; 4) уточнить общий характер нового знания; 5) зафиксировать преодоление затруднения.
| Цель: Установление осознанности восприятия. Первичное обобщение Выполнение задания по учебнику на с.28 №4 -Ваша задача найти площадь синей фигуры. -Как будете находить площадь?
- Чему равна площадь данной фигуры? -Молодцы! Вы славно потрудились. Давайте немного отдохнем.
|
Возьмем палетку, наложим ее на фигуру, сосчитаем сколько см2 содержится в этой фигуре.
Площадь этой фигуры 13 см2 | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование; Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
6.Физкультминутка. 2-3 мин. | Цель: Проверим внимательность и ловкость. 1.Присядем столько раз, сколько окон в кабинете у нас; 2.Наклонимся столько раз, сколько сторон у прямоугольника. 3. Повороты влево, вправо по столько раз, сколько вершин у пятиугольника. Сформулируйте вывод: для чего необходимо выполнять физкультминутку? -Глазами построить треугольник -Провести глазами по периметру доски - Покажите руками 1см2, 1 дм2, 1м2.
|
Дети выполняют соответствующие движения.
Делают вывод: Чтобы отдохнуть и расти здоровыми. | Личностные: самоопределение
|
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 4-5 мин. Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи
| Цель: Проверка алгоритма восприятия. Первичное закрепление.
- Задание на листочке. На листе начерченный квадрат – ваша задача найти площадь этого прямоугольника. - С чего вы начнете? Что вам для этого понадобится? -Вы будете делить прямоугольник на см2, дм2 или же м2? А сколько клеточек в квадратном сантиметре? -А когда вы разделите квадрат на см2, что будете делать дальше?
| 1.Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Линейка,карандаш Нам надо это прямоугольник разбить на см2.
4 клеточки
Сосчитаем, сколько таких квадратных сантиметров в прямоугольнике Площадь этого прямоугольника 15см2 | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; 2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности).
| Цель: Организация деятельности с применением новых знаний.
- Работа в рабочих тетрадях на с.12 №1 - Прочитайте внимательно задание и выполните его самостоятельно | Самостоятельное решение в тетради. Взаимопроверка.
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
10. Рефлексия деятельности. (итог урока). 3-5 мин. Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; 3) оценить собственную деятельность на уроке; 4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; 5) обсудить и записать домашнее задание
| Цель: Организация рефлексии. - Какую цель ставили перед собой? - Удалось ли вам достичь цели? - Кто смог преодолеть трудности? Что помогло? -А у кого еще не получилось? Как думаете, почему? - Чем понравился урок? - Что нового узнали? - Чему учились? Пригодится ли вам в жизни умение находить площадь фигур? -Где и зачем? - Как оцениваете свою работу?
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Выставление оценок.
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |