Интеллектуальный марафон для обучающихся с участием родителей в рамках внеурочной деятельности «Царица наук».
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Лазарева Татьяна Ананьевна

 

    Данное мероприятие является частью календарно-тематического планирования по программе «Хочу всё знать» в рамках внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся первого года обучения 9-10 лет.

      Наиболее приемлемыми и часто используемыми формами внеурочной деятельности  по математике являются «Математический КВН», «Интеллектуальные состязания по типу «Счастливый случай», « «Умники и умницы», «Звездный час»,  «Турнир смекалистых», «Математическая викторина» с привлечением родителей обучающихся. Потенциал таких мероприятий демонстрирует широкие просветительские, познавательные, коммуникативные, воспитательные, творческие, эмоциональные и физические возможности. Предоставляет условия для личностного самовыражения, самореализации, свободы общения, доступности, личностной социализации. Нужны всплески эмоций, ощущение праздника, а самое главное для воспитанника  – чувство личной значимости. Можно и нужно говорить о полезности такой деятельности, которая, с одной стороны, стимулирует учебный процесс, повышает познавательную активность обучающихся, с другой – несет в центр детского творчества праздничность и дух состязательности. Участие же родителей в жизни центра влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку обучающихся,  чьи родители уважаемы и востребованы в центре, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей, способствуют установлению и сохранению доброжелательных, тёплых отношений между взрослыми и детьми, созданию атмосферы праздника и взаимопонимания, осознанию семейных норм и ценностей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra.docx205.62 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальный марафон для обучающихся с  участием родителей в рамках внеурочной деятельности «Царица наук».

                                                                         Выполнила:

                                                    Лазарева Татьяна Ананьевна

                                                                    педагог дополнительного образования

                                                      МОАУ ДОД «ЦДТ» г. Пыть-Ях

Пояснительная записка

    Данное мероприятие является частью календарно-тематического планирования по программе «Хочу всё знать» в рамках внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся первого года обучения 9-10 лет.

      Наиболее приемлемыми и часто используемыми формами внеурочной деятельности  по математике являются «Математический КВН», «Интеллектуальные состязания по типу «Счастливый случай», « «Умники и умницы», «Звездный час»,  «Турнир смекалистых», «Математическая викторина» с привлечением родителей обучающихся. Потенциал таких мероприятий демонстрирует широкие просветительские, познавательные, коммуникативные, воспитательные, творческие, эмоциональные и физические возможности. Предоставляет условия для личностного самовыражения, самореализации, свободы общения, доступности, личностной социализации. Нужны всплески эмоций, ощущение праздника, а самое главное для воспитанника  – чувство личной значимости. Можно и нужно говорить о полезности такой деятельности, которая, с одной стороны, стимулирует учебный процесс, повышает познавательную активность обучающихся, с другой – несет в центр детского творчества праздничность и дух состязательности. Участие же родителей в жизни центра влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку обучающихся,  чьи родители уважаемы и востребованы в центре, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей, способствуют установлению и сохранению доброжелательных, тёплых отношений между взрослыми и детьми, созданию атмосферы праздника и взаимопонимания, осознанию семейных норм и ценностей.  Таким образом,  формируется личностное, неформальное, эмоциональное положительное общение между детьми и родителями, в ходе которого они взаимодействуют как равноправные участники диалога, как активные субъекты совместной творческой деятельности.

     Традиционным в кружке «Почемучки» стало проведение  семейного интеллектуального марафона «Царица наук» для детей первого года обучения в возрасте 9-10 лет и их родителей.

Тема:«Царица наук»

 Цель мероприятия:

- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях центра детского творчества и создание  атмосферы тесного сотрудничества и содружества, положительного психологического настроя.

Задачи:
- способствовать развитию благоприятной эмоциональной атмосферы доверительности в общении через организацию совместного досуга;

- способствовать формированию умения родителей находить адекватные способы решения проведения  семейного досуга с детьми для позитивных установок в общении со своим ребенком, умения понимать и принимать его таким, каков он есть; 
- способствовать оказанию помощи в  создании атмосферы взаимопонимания, развитии чувства солидарности и здорового соперничества, сплочении  детей и родителей;
 - развивать способность работать сообща.

Формирование предметных и метапредметных УУД вовремяобразовательного мероприятия

Личностные УУД

  -формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

 -освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций;

РегулятивныеУУД

-умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные УУД

-приобретение начального опыта применения математических заданий для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

-приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. -приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

Коммуникативные УУД

 -умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, владеть диалогической формой речи.

-умение работать в парах , договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении готовность конструктивно их разрешать.

Форма проведения: интеллектуальный марафон

Правила игры

В течение нескольких лет были выработаны определенные правила, которые стали традиционными:

1. В игре принимают участие команды, состоящие из пары ребенок-родитель.

2. Ведущий  задает командам специально подготовленные вопросы

4. Вопросы "Разминки" задаются последовательно всем командам-участницам.

5. Каждая команда следует по своему маршруту, нанесённому на карту, выполняя задания на станциях. Баллы, полученные на станциях, проставляются в оценочный лист.

6. Ответы команд оценивает компетентное жюри.

7. Баллы за ответ начисляются в соответствии со специально разработанными критериями.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня внимания родителей к обучению и воспитанию детей, 
- снижение безразличного поведения по отношению к учебно-воспитательному процессу; 
- наличие потребности семьи активно участвовать в общественной жизни, что способствует эффективной взаимосвязи семьи с другими социальными институтами.

Музыкальное и художественное оформление

Музыкально-художественное оформление создает особую атмосферу в зале, воспитывает культуру и эстетический вкус участников марафона.

Место проведения, реквизит, техника

Для проведения игры используется учебные помещения Центра детского творчества, станции располагаются в кабинетах соответствующего профиля с необходимым оборудованием. Обязательной частью реквизита являются маршрутные карты, оценочные листы, материалы с ответами на вопросы для работы жюри.

К техническим средствам, необходимым для успешного проведения игры, относятся: интерактивная доска, компьютеры, музыкальный центр, микрофоны.

Этапы подготовительной работы    

Содержание работы  

  1. Этап

Организация игры.

2. Этап     

Содержание работы  

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

                              Актуализация знаний

1.Представление темы ч/з визитную карточку команд.

2.Определение количества участников  и состава групп.

Предъявление каждой группы участников. Помощь в распределении участников в командах

Команды представляют себя (название, девиз, эмблема, приветствие соперникам).

Разминка

1.Выработка критериев оценки результатов работы.

2.Распределение обязанностей среди членов команды.

Блиц - вопросы командам из области математики.

Команды отвечают на вопросы.

Если команда затрудняется с ответом, то её соперники имеют возможность получить дополнительные баллы, ответив на данный вопрос.

Прохождение марафона по индивидуальным листам

Команды получают маршрутные листы

Косвенное руководство над деятельностью

Каждая команда следует по своему маршруту, нанесённому на карту, выполняя задания на станциях. Баллы, полученные на станциях, проставляются маршрутный  лист ( ребенок +родитель)

Подведение итогов игры

Подсчет баллов каждой команды жюри.

Сравнивает баллы у жюри и у команд по индивидуальным листам.

Выставляет баллы на экран

Команды подсчитывают баллы на своих маршрутных листах

3 Этап:  оценка процессов  и  результатов работы.

Награждение команд.

Оценивание деятельности команд

Команды получают заслуженные грамоты и призы

                                                       Программа игры

Внимание! Внимание! Приглашаем всех девчонок и мальчишек,  а также их родителей на интеллектуальный марафон «Царица наук». Возьмите с собой находчивость, смекалку, сообразительность, быстроту мысли.

Не в театральном представлении,
А среди наших школьных стен
Мы увидим сейчас
Увлекательную игру

Это наши лучшие математики, которые никогда не унывают, мгновенно считают, быстро и правильно решают задачи, они любознательны, живут дружно и весело.

Прежде всего,  позвольте  познакомить с судейской коллегией

Вам доверено немало:

Справедливо ставить баллы.

Не победа нам важна –

Справедливость нам нужна!

Пожелаем вам пока

Чтоб не дрогнула рука;

Чтоб за песню и за сценку

Вы поставили оценку,

Справедлива чтоб была

Чтоб нам не пришлось кричать,

Как кричат: « Судью на мыло!..»

Разрешите начинать?

1 этап. Визитная карточка команды. Время выступления 3 минуты.

Команды представляют себя (название, девиз, эмблема, приветствие соперникам).

Критерии оценки:

-содержательность выступления;

-яркость, артистизм выступления.

2 этап. Разминка.

Блиц-вопросы командам из областиматематики (Приложение1). Если команда затрудняется с ответом, то её соперники имеют возможность получить дополнительные баллы, ответив на данный вопрос.

Критерии оценки:

-точность;

-полнота ответа.

3 этап. Прохождение марафона по индивидуальным маршрутам.На станциях учстников игры ждут педагоги и старшие обучающиеся.

1. ЗАДАНИЕ:ШИФРОВКА

 1)9,1,5,1,25,10

2)18,6,26,1,20,30

3)21,14,

4)18,1,9,3,10,3,1,20,30

 

1-А, 2-Б, 3-В, 4-Г, 5-Д, 6-Е, 7-Ё, 8-Ж, 9-З, 10-И, 11-Й, 12-К, 13-Л, 14-М, 15-Н, 16-О, 17-П, 18-Р, 19-С, 20-Т, 21-У, 22-Ф, 23-Х, 24-Ц, 25-Ч,26-Ш, 27-Щ, 28-Ъ, 29-Ы, 30-Ь,31-Э, 32-Ю, 33-Я.

(Задачи решать - ум развивать.)

2. ЗАДАНИЕ:  РЕБУСЫ

D:\таня\Сканированные\1.jpgD:\таня\Сканированные\точка.jpgD:\таня\ребусы\matematika2.jpg

D:\таня\ребусы\10-038.gifD:\таня\ребусы\rebus_28.png

D:\таня\ребусы\i.jpgD:\таня\ребусы\5.JPG

3. ЗАДАНИЕ  «СООБРАЗИ»

Вы знаете, что спички – это не игрушки. Но же уже взрослые, поэтому я выдаю вам спички для следующего конкурса.

Возьмите всего 2 спички. Кто догадается, как из  этих двух спичек получить десять. Ломать нельзя! Дерзайте!

Сдаетесь? Смотрите: Х-это римская цифра десять. Вспомнили? Ну это была подготовка.

Вот вам рисунок.  Смотрим на мониторе. Выложите на столе такую же фигуру. Пока дети выкладывают  эту фигуру, педагог поет: «На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко…»

-Как вы думаете, кто это?

-Конь, коза или корова.

-Я задумала, что это животное – корова; гуляла корова, гуляла, и кто-то её позвал. Переложите всего одну спичку так, чтобы корова развернулась в другую сторону. Как только ваша команда догадается, надо дружно и синхронно хлопнуть в ладоши – это означает, что вы готовы. Внимание, начали.

VIII – III=X

Измени положение одной палочки, чтобы равенство стало верным. Из каждой команды выходит по одному человеку и объясняет свой способ.

 4ЗАДАНИЕ: «БОЛЬШЕ СЛОВ»  

 Нужно составить как можно больше слов из букв слова "ТРЕУГОЛЬНИК

 (Рог, руль, толь, рот, кит, горн, уголь, урон, китель, кулон, грек, луг, угол, лот, тор, кон, нуль, уклон, укол, лектор, тенор, тур, гол, тол, корень, рок, укор, лето, утро, игрек, орел, турне, тир, роль, трель, тон, кот, лень, тело, итог, ролик, кино, раут, гик, ель, тик, олень, кол, енот, трек, ток, куль, крот, лук, гель, лён, урок, корь, лорнет, турок, и т.д.)

5ЗАДАНИЕ: «НАЗОВИ»  

Назови 5 пословиц и поговорок,  в которых встречаются числа и цифры

6.Задание:Нарисуй

По команде ведущего нарисовать с закрытыми глазами человечка. Точка - точка - запятая - минус - рожица кривая - палка - палка - огуречик.  Вот и вышел человечек!

7.ЗАДАНИЕ: МАГИЧЕСКИЕ КВАДРАТЫ

0

17

12

15

11

13

14

9

16

(нет)

20

27

22

25

23

21

24

19

26

– Задание: составьте магический квадрат, в центре которого стоит число 4, расставьте числа 0, 1, 2, 3, 5, 6, 7

8.ЗАДАНИЕ «КРОССВОРДЫ»

При отгадывании слов нужно в каждую клетку ставить по одной букве. Каждое отгаданное слово должно содержать столько букв, сколько для него отведено клеток.

По горизонтали: 3. Название знака действия. 4. Осенний месяц.

По вертикали: 1. Геометрическая фигура. 2. Мера для измерения жидкостей.

D:\таня\Сканированные\кросс2.jpg

9.ЗАДАНИЕ «ИГРА»

На компьютере сыграть в логическую игру

10.ЗАДАНИЕ «ТАЛАНТЫ»

сыграть сценки на математическую тему.

Сценка №1

Учитель: как разделить на шестерых пять картошек?

Вова: Надо сделать пюре.

Сценка №2

Учитель: По дороге одна задругой идут семь коров. Которая из них может обернуться и сказать: «Я вижу шесть пар рогов?»

Вова: Ну, конечно, первая.

Учитель: Неправильно, Петров. Коровы вообще не говорят.

Сценка№3

Учитель: Вова, что такое круг?

Вова: Это квадрат, у которого нет ни одного угла.

Сценка№4

Дима, а чем ты занимаешься?

-Знаешь, о чём я думаю: среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков.

- А, что это такое – среднее арифметическое?

-  Вот   смотри, мы с тобой неразлучные друзья и всё делим пополам: и хорошее, и плохое. Вот, например: ты по математике получила 5, а я кол. Складываем, делим пополам,  получается – по тройке получили оба. Видишь как здорово. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое.

- Ты даже не узнал, устраивает это меня.

- Не перебивай. Это ещё не всё. Ты пришла в школу за 15 минут до уроков, а я опоздал на 15 минут. Складываем, делим пополам, получаем среднее арифметическое.

- Да ты гений! Я тебя проучу! Слушай, ты хотел купить кроссовки на физкультуру, давай деньги, я сбегаю.

- Вот здорово, хоть Елена Петровна завтра не будет ругать.

- Видишь, как я быстро.

- Что это?

- Ты ещё спрашиваешь? Это кроссовки: один – 40 размер, другой – 34. Складываем, делим пополам, получаем твой размер – 37. Да здравствует среднее арифметическое!

6 этап. Подведение итогов.

По окончании игры подсчитывается общее количество баллов каждой команды. Победительницей считается команда, набравшая большее количество баллов.

7 этап. Награждение.

Ведущий 2: Для подведения итогов слово предоставляется жюри …

Награждаются:

- три лучшие команды (1, 2, 3 места)

- вручаются подарки всем участникам марафона.

Ведущий 1: И в заключение хотелось сказать:

Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.

Ведущий 2:

Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в центр  не опоздать.

Ведущий 1:

Вот строительство большое.
Прежде чем его начать,
Нужно всё еще подробно
Начертить и рассчитать.

Ведущий 2:

А иначе рамы – криво,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите,
Это может нравится?

Ведущий 1:

Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать,
Но должно быть всем понятно,
Что науку надо знать!

Ведущий 2:

Если хочешь строить мост, 
Наблюдать движенье звезд, 
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,

Ведущий 1, 2:

Хорошо работай в центре,
Добросовестно учись.

Ведущий 2: Мы благодарим Команды за участие.

Ведущий 1: Мы благодарим зрителей за поддержку.

Ведущий 2: Мы благодарим жюри за честный суд.

До свидания, до новых встреч!

Приложение1

 

  1. Назовите число, которое нельзя  изобразить римскими цифрами?(0)

  2. На одной чаше весов лежит арбуз, а на другой - гиря 3 кг. Весы находятся в равновесии. Сколько весит арбуз?(3кг.)

  3. Если бы лошадь была ниже кролика и выше жирафа, то кто был бы выше всех?(кролик)

  4. Сколько месяцев в году имеют 28 дней?(12 месяцев)

  5.На что похожа половина яблока? ( на вторую половину).

  6.Две сардельки варятся шесть минут. Сколько времени будут вариться восемь таких сарделек? (Шесть минут).

7.Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке — по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (Одна баба).

8.Пять лампочек тускло горели в люстре. Хлопнули двери — и две перегрели. Сделать нужно вам малость: сказать, сколько ламп осталось? (Пять).

9.В клетке находились четыре кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов и один кролик остался в клетке. Как это могло случиться? (Один мальчик купил кролика вместе с клеткой).

10.Когда гусь стоит на двух ногах, то весит четыре килограмма. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу(4 кг).

11.На столе стаяли три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (Три).

12.Две матери, две дочки да бабушка с внучкой. Сколько их было? (Три).

Список источников, используемая литература

В.В. Белосвет «Развитие познавательной активности на уроках математики». Начальная школа «Плюс, до и после» №6, 2008г.

А.П. Тонких, Т.Н. Кравцова «Логические игры и задачи на уроках математики» Ярославль. «Академия развития» 1997г.

http://www.school.edu.ru/default.asp российский общеобразовательный портал http://festival.1september.ru/ Фестиваль «1 сентября» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях во внеурочной деятельности в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимы...

Интеллектуальный марафон для обучающихся 4-го класса

Марафон включает в себя задания по курсу математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира за 4 класс....

Сценарий занятия научного общества обучающихся «Олимпионик» в рамках внеурочной деятельности в начальной школе

занятие включает способных, мотивированных, детей с ОВЗ; работа ведётся в разновозрастных группах в игровой форме....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Царица наук"

Программа «Царица наук» относится к общеинтеллектуальному  направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культу...

Устный журнал Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС.

Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни - это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности....

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук» для обучающихся 2 класса (вариант 3.1)

Настоящая программа курса «Калейдоскоп наук» имеет интеллектуальную направленность и способствует раскрытию индивидуальных способностей, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развити...