Рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Никитина Людмила Владимировна

        Программа разработана на основе программы «Математика» авторов М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой. 

        Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasn.zap_.matem_.4kl.doc103 КБ
Microsoft Office document icon ktp_mat-ka_4kl.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА

УМК «Школа России» - научный руководитель к.п.н. А.А.Плешаков

       «Школа России». Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.,«Просвещение», 2011.

М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В двух частях. Часть 1. Часть 2. Москва, «Просвещение», 2014
     М.И.Моро, С.И.Волкова.
Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях. Москва, «Просвещение», 2014

С.И.Волкова. Математика. Проверочные работы. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Москва, «Просвещение». 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа разработана на основе программы «Математика» авторов М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой.  

        Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  •  Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Общая характеристика курса

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умений устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

- развитие пространственного воображения;

- развитие математической речи;

- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

- развитие познавательных способностей;

- воспитание стремления к расширению математических знаний;

 -формирование критичности мышления;

- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединен арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время), их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в нее элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознано выбирать правильное действие для ее решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию, видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение; производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к ее изучению.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий; осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертежными инструментами (линейка, чертежный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создает условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания; создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т.д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами; формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в измененные условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьника, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность.      

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создает хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма, навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач дает возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Место курса в учебном плане

На изучение математики в 4 классе отводится по 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 136 часов (34 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

(личностные, метапредметные, предметные)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащегося будут сформированы:

  • основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
  • уважительное отношение к иному мнению и культуре;
  • навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
  • определение наиболее эффективных способов достижения результата, осваивание начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
  • мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
  • умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
  • уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения строить и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
  • адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
  • устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Учащийся научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальнвх форм познавательной и личностной рефлексии;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Учащийся получит возможность научиться:

  • ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
  • находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.

Познавательные

Учащийся научится:

  • использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
  • владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
  • использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.

Учащийся получит возможность научиться:

  • понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
  • выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
  • осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
  • составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации;
  • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
  • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Коммуникативные

Учащийся научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  • признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
  • принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
  • принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Учащийся получит возможность научиться:

  • обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
  • обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Числа и величины

Учащийся научится:

  • образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
  • заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
  • устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
  • читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.), и соотношения между ними.

Учащийся получит возможность научиться:

  • классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
  • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

Арифметические действия

Учащийся научится:

  • выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000), с использованием сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
  • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);
  • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

  • выполнять действия с величинами;
  • выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);
  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;
  • находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.

Работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

  • устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
  • решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
  • оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

  • составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
  • решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;
  • решать задачи в 3—4 действия;
  • находить разные способы решения задачи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Учащийся научится:

  • описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
  • выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
  • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Геометрические величины

Учащийся научится:

  • измерять длину отрезка;
  • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
  • оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Учащийся получит возможность научиться:

  • распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
  • вычислять периметр многоугольника;
  • находить площадь прямоугольного треугольника;
  • находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.

Работа с информацией

Учащийся научится:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • заполнять несложные готовые таблицы;
  • читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Учащийся получит возможность научиться:

  • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
  • понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (... и ..., если то ..., верно/ неверно, что ..., каждый, все, некоторые, не).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Числа и величины

Счет предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (между сложением и вычитанием, между умножением и делением). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождения значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трехзначное число. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе). Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с буквой. Использование буквенных выражений при формировании обобщений (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий.

Работа с текстовыми задачами

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёта стоимости (цена, количество, общая стоимость товара), изготовления товара (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Планирование хода решения задачи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: в форме таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).

Тематическое планирование

Повторение  (12 ч)

Нумерация  (10  ч)

Величины  (14 ч)

Сложение и вычитание (11  ч)

Умножение и деление  (17 ч)

Умножение и деление  —  продолжение (40 ч)

Умножение и деление – продолжение (20)

Итоговое повторение (8)

Материал для расширения и углубления знаний (2)

Контроль  и учёт знаний (2)

              Контрольная работа – 4

              Проверочная работа – 5

              Тест – 2

              Практическая работа – 3

              Проект – 2



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование. 4 класс. 136 ч.

№№

п/п

Номера

страниц

учебника

Номера страниц тетради

ТЕМА  УРОКА

Кол.

часов

Приме-чания

Дата

Первая четверть (36 ч)

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000

Повторение  (12 ч)

1

3-5

3

Нумерация. Счёт предметов. Разряды

1

2

6, 7

3-5

Числовые  выражения.   Порядок   выполнения действий                                                                

1

3

8

5-7

Сложение. Нахождение суммы нескольких слагаемых

1

4

9

Вычитание вида 903 — 574        

1

5-6

10, 11

8

(5) Умножение. Повторение приёмов вычислений.

(6) Умножение. Проверка умножения.      

2

7-10

12—15

9-10,

   

    11-12

(7) Деление. Повторение устных приёмов               вычислений.

 

(8) Деление. Повторение письменных      приёмов вычислений. Нахождение доли числа.

(9) Деление. Проверка деления. Нахождение

числа по его части.

(10) Деление вида 285 : 3, 324 : 3        

4

11

16, 17

Диаграммы

1

12

18, 19

13

Повторение: «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа по теме «Повторение»

1

Пров. работа

20

Помогаем друг другу сделать шаг к успеху

** На выполнение заданий  «Проверим себя и оценим свои достижения»,   «Помогаем  друг другу сделать шаг к  успеху»  на уроке  отводится 10 —  12 мин.

**

**

ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1 000

Нумерация  (10  ч)

13

21—23

17

Новые    счётные    единицы.     Класс     единиц и класс тысяч

1

14

24

18-19, 21

Чтение многозначных чисел

1

15

25

23

Запись многозначных чисел    

1

16

26

16, 21

Представление   многозначного числа   в   виде суммы разрядных слагаемых

1

17

27

22

Сравнение многозначных чисел

1

18

28

22, 25

Изменение значения цифры в зависимости от её места в записи числа

1

19

29

26

Выделение в числе общего количества единиц любого разряда

1

20

30

26

Класс миллионов. Класс миллиардов

1

31—33

27

«Странички для любознательных* —

дополнительные задания творческого и поискового характера: задачи логического содержания; определение «верно* или «неверно» для заданного рисунка; простейшее высказывание

с использованием понятий «все», «если ..., то ...»; работа на Вычислительной машине .

Знакомство с проектом «Математический справочник: Наш город»

* Здесь и далее: задания «Страничек для любознательных» по усмотрению учителя могут быть использованы как на отдельном уроке, так и распределены по урокам всей темы

*

Запуск проекта

«Математический справочник: Наш город»

*

21-22

34,35

22, 25, 29

(21) Повторение: «Что узнали. Чему     научились».

(22) Проверочная работа по теме     «Нумерация»

2

Пров. работа

Величины  (14 ч)

23-24

36—38

28, 30

34

(23) Единица длины. Километр.

(24) Таблица единиц длины.

2

25

39, 40

33

Единицы площади — квадратный километр, квадратный миллиметр

1

26

41, 42

34

Таблица единиц площади

1

27

43, 44

36

Палетка. Практическая работа: «Измерение площади фигуры с помощью палетки»

1

П/Р

28

45,46

37-39

Единицы массы — центнер, тонна. Таблица единиц массы

1

29

47,48

41, 43

Единицы времени. 24-часовое исчисление времени суток

1

30

49

45, 46

Задачи на нахождение начала, продолжительности и конца события

1

31

50, 51

42

Единицы времени — секунда, век

1

32

52

44, 43

Таблица единиц времени      

1

33

53-57

44-51

Повторение: «Что узнали? Чему научились?»

1

34

58, 59

Проверим себя и оценим свои достижения (тестовая форма) по теме «Величины»

1

Тест

35-36

(35) Контрольная работа (итоговая)

        за I четверть

(36) Работа над ошибками.    

2

Контр.

работа

Вторая четверть (28 ч)

Сложение и вычитание (11  ч)

37

60

52

Устные и письменные приёмы вычислений

1

38

61

53

Вычитание    с    переходом    через    несколько разрядов вида 30 007 - 648

1

39-40

62, 63

54, 55

55

(39) Решение уравнений вида: х + 15 = 68 : 2.

(40) Решение уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого или вычитаемого

2

41-42

64, 65

56

(41) Нахождение нескольких долей целого

(42) Закрепление. Решение задач на нахождение нескольких долей целого, целого по его доле.

2

43

66

54, 55

Задачи разных видов

1

44

67

57

Сложение и вычитание величин

1

45

68

55, 56, 58

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме

1

46

69, 72, 73

58-64

Повторение: «Что узнали? Чему научились?»

1

47

74, 75

Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание»

1

Пров. работа

70, 71

«Странички для любознательных»   —

дополнительные   задания творческого и поискового характера; задачи- расчеты; составление целого

из частей; математические игры;

работа на Вычислительной машине

*

*

Умножение и деление  (17 ч)

48

76

Свойства умножения (повторение изученного)

1

49

77, 78

66

Приёмы устного и письменного умножения

1

50

79

66

Умножение чисел, оканчивающихся нулями

1

51

80

67, 68

Решение уравнений вида х • 8 = 26 + 70,

 х : 6 = 18 • 5,     80 : х - 46 - 30

1

52

81

69

Деление (повторение изученного)

1

53-54

82, 83

69-71

69-71

(54) Деление многозначного числа на однозначное

(55) Деление многозначного числа на однозначное, когда первая цифра в делимом меньше делителя

2

55

84

69-71

Задачи на  увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме

1

56

85

69-71

Деление многозначного числа на однозначное

(в записи частного — нули)

1

57

86

Задачи на пропорциональное деление

1

58-61

87—90

66-79

(58) Закрепление. Краткая запись деления    столбиком.

(59) Закрепление. Решение задач

на пропорциональное деление.

(60) Закрепление знаний о действиях

с многозначными числами.

(61) Закрепление. Решение задач. Действия

с величинами.

4

62

91—95

66-79

Повторение: «Что узнали? Чему научились?»

1

96, 97

Проверим себя и оценим свои достижения

**

**

63-64

98, 99

(63) Итоговая контрольная работа за I полугодие.

(64) Работа над ошибками

2

Контр. работа

Третья четверть (40 ч)

Умножение и деление  —  продолжение (40 ч)

65

3, 4

Задачи на пропорциональное деление

1

66

5

Понятие скорости. Единицы скорости

1

67-69

6—8

3, 4

6, 7

7, 8

(67) Связь между скоростью, временем и расстоянием. Нахождение расстояния.

(68) Связь между скоростью, временем и расстоянием. Нахождение времени.

(69) Связь между скоростью, временем и расстоянием. Нахождение скорости.

3

9—11

«Странички для  любознательных»   —  

дополнительные   задания творческого и поискового характера: задачи -расчёты; составление задач

на взаимосвязь между скоростью, временем и расстояние

*

*

70

12

9, 10

Умножение числа на произведение

1

71-72

13, 14

11, 12

13

(71) Письменные приёмы умножения вида 243 • 20, 532  * 300

(72) Письменные приёмы умножения вида 703*60; 956*400

2

73

15

14, 15

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями

1

74

16

18, 19

Задачи на встречное движение

1

75

17

20-25

Перестановка и группировка множителей

1

18, 19

«Странички для любознательных»   - дополнительные   задания творческого и поискового характера: задачи практического содержания; задачи логического содержания;  применение знаний в изменённых условиях

*

*

76-77

20—23

20-25

(76)  Повторение: «Что узнали? Чему научились?». Решение задач на встречное движение.

(77) Повторение: «Что узнали? Чему научились?». Закрепление приёмов умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

2

78

24

«Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Проверочная работа

1

Пров. работа

79-80

25, 26

26, 27

28, 32

(79) Деление числа на произведение. Изучение свойств.

(80) Деление числа на произведение. Решение задач разными способами.

2

81

27

Деление с остатком на 10, на 100, на 1 000

1

82

28

Задачи на нахождение четвёртого

пропорционального, решаемые способом отношений

1

83-86

29—32

31, 33

34

35

30

(83) Письменное деление на числа, оканчивающееся нулями, когда в частном одна цифра.

(84) Письменное деление на числа, оканчивающееся нулями, когда в частном две цифры.

(85) Письменное деление на числа, оканчивающееся нулями, кода в частном есть нули.

(86) Закрепление приёмов письменного деления

на числа, оканчивающиеся нулями.

4

87

33

29

Знакомство с задачами на движение

в противоположных направлениях.

1

88

34

Решение задач на движение

в противоположных направлениях

1

89-90

35—37,

40, 41

(89) Повторение: «Что узнали? Чему научились?»

(90) Повторение: «Что узнали? Чему научились?»

Знакомство с проектом «Составляем сборник математических задач и заданий»

2

Запуск проекта

91

38, 39

Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа

1

Пров. работа

92

42

Умножение числа на сумму

1

93

43

Устные приёмы умножения вида 12 •  15, 40 • 32

1

94-95

44, 45

38, 39

40

(94) Алгоритм   письменного   умножения  

на   двузначное число

(95) Закрепление письменного   умножения  

на   двузначное число. Решение задач

2

96

46

41

Задачи  на нахождение  неизвестных  по  двум

разностям

1

97

47

42

Закрепление знаний о приёмах устного и письменного умножения на двузначное число

1

98-99

48, 49

48-49

(98) Алгоритм письменного умножения

на трёхзначное число

(99) Закрепление знаний о приёмах письменного умножения

на трёхзначное число

2

100-101

50, 51

50

52, 53

(100) Закрепление знаний о приёмах письменного умножения на двузначное и трёхзначное число

(101) Закрепление. Решение задач изученных видов.

2

52—53

«Странички для любознательных»   —

дополнительные задания творческого и поискового характера:   задачи  повышенной сложности  

с геометрическим содержанием

*

*

102

54-56

Повторение: «Что узнали? Чему научились?»

1

103-104

(103) Итоговая контрольная работа за III четверть.

(104) Работа над ошибками

2

Контр. работа

Четвёртая четверть (32 ч)

Умножение и деление – продолжение (20 ч)

105-108

57—60

54

55

56

56

(105) Знакомство с письменным делением

на двузначное число

(106) Письменное деление на двузначное число

с остатком

(107) Письменное деление на двузначное число, когда в частном две цифры

(108) Закрепление письменного деления

на двузначное число. Решение задач

4

109-110

61, 62

57

58

(109) Письменное деление на двузначное число (цифра частного находится подбором)

(110) Письменное деление многозначных чисел на двузначное число. Действия с величинами.

2

111-112

63, 64

62

57

(111) Закрепление навыков письменного деления

на двузначное число

(112) Закрепление навыков устных и письменных вычислений. Решение текстовых задач

2

113-114

65, 69

66, 69

60, 61

(113) Письменное деление на двузначное число, где

в записи частного есть нули.

(114) Закрепление навыков письменного деления на двузначное число.

2

115-116

67, 69,70

67, 68, 70, 71

(115) Повторение: «Что узнали? Чему научились?». Площадь прямоугольника.

(116) Повторение: «Что узнали? Чему научились?». Действия с именованными числами

2

68, 69

«Странички для любознательных» —

дополнительные   задания   творческого   и    поискового характера: задачи -расчёты;

определение «верно»   или   «неверно»   для   заданного  рисунка; простейшее   высказывание  

с   использованием понятий   «все», «если ...,  то   ...а;  работа  на Вычислительной машине

*

*

117-119

72—74

64-67

64, 68

(117) Алгоритм письменного деления на трёхзначное число

(118) Деление на трёхзначное число, когда в частном получается двузначное число. Проверка пробной цифры в частном.

(119) Деление на трёхзначное число. Проверка деления умножением

3

120

75

68, 69

Проверка умножения делением

1

121-122

76, 77, 79

68, 69

70, 71

(121) Проверка деления умножением. Решение текстовых задач

(122) Проверка деления умножением. Сложные случаи деления на трёхзначное число

2

78, 79

«Странички  для  любознательных»   -

дополнительные   задания творческого и поискового характера: задачи повышенной сложности

на движение

*

*

80, 81

«Странички для любознательных — готовимся

к олимпиаде

*

*

123-124

82—85

(123) Повторение: «Что узнали? Чему научились?» Проверочная работа (тест).

 

(124) Повторение: «Что узнали? Чему научились?». Обобщение знаний о делении многозначных чисел.

2

Тест

125-132

86—102

Итоговое повторение

(125) Нумерация.

(126) Выражения, равенства, уравнения.

(127) Арифметические действия. Свойства сложения. Связь между компонентами  и результатом сложения и вычитания.

(128) Арифметические действия. Свойства умножения. Связь между компонентами и результатом умножения и деления

(129) Порядок выполнения арифметических действий

(130) Величины. Действия с величинами. Преобразование величин.

(131) Геометрические фигуры

(132) Решение задач разных типов

8

103

Помогаем друг другу сделать шаг к успеху

**

**

133-134

104—113

77

Материал для расширения и углубления знаний. 

(133) Геометрические тела: куб, шар, пирамида. Практическая работа «Изготовление моделей куба, пирамиды»

(134) Доли. Практическая работа «Сравнение долей»

1

1

П/Р

П/Р

135-136

114, 115

(135) Итоговая контрольная работа

за II полугодие.

(136) Анализ контрольной работы.

Презентация выполненных проектов

2

Контр.

работа

              Контрольная работа – 4

              Проверочная работа – 5

              Тест – 2

              Практическая работа – 3

              Проект – 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...