Рабочая программа по математике 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Никитина Людмила Владимировна

Программа разработана на основе программы «Математика» авторов М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой. 

 

        Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

·  Математическое развитие младших школьников.

·  Формирование системы начальных математических знаний.

·   Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matem.poyasn.zap_._3kl.doc112 КБ
Microsoft Office document icon tem._plan._matem._3kl.doc329.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА

УМК «Школа России» - научный руководитель к.п.н. А.А.Плешаков

       «Школа России». Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.,«Просвещение», 2011.

М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В двух частях. Часть 1. Часть 2. Москва, «Просвещение», 2012
      М.И.Моро, С.И.Волкова. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Москва, «Просвещение», 2012

С.И.Волкова. Математика. Проверочные работы. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение». 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа разработана на основе программы «Математика» авторов М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой.  

        Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  •  Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Общая характеристика курса

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умений устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

- развитие пространственного воображения;

- развитие математической речи;

- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

- развитие познавательных способностей;

- воспитание стремления к расширению математических знаний;

 -формирование критичности мышления;

- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединен арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а, с другой, — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания - представления о натуральном числе и нуле, арифметические действия (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счета, о принципе образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся будут учиться выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах тысячи; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известным компонентам; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приемы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности, при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время), их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в нее элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознано выбирать правильное действие для ее решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию, видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (по действиям,  составлением выражения); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к ее изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности, способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий; осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертежными инструментами (линейка, чертежный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создает условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания; создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т.д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами; формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в измененные условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьника, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда
и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоенные алгоритмы выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создает условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создает хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма, навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач дает возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Место курса в учебном плане

На изучение математики в 3 классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 136 часов ( 34 учебные недели)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащегося будут сформированы: 

  • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
  • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
  • положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
  • понимание значения математических знаний в собственной жизни;
  • [1]∗∗ понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
  • восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
  • умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
  • **знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
  • * начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
  • * уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
  • осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
  • осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
  • интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Учащийся научится:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
  • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
  • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
  • выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;

Учащийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
  • адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
  • самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
  • ** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.

Познавательные

Учащийся научится:

  • устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах  и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
  • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
  • устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
  • выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
  • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
  • проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
  • понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
  • фиксировать  математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
  • стремление полнее использовать свои творческие возможности;
  • общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • самостоятельно осуществлять расширенный поиск  необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
  • осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.

Учащийся получит возможность научиться:

  • умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
  • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.

Коммуникативные

Учащийся научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  •  понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
  • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
  • принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
  • ** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
  • контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.

Учащийся получит возможность научиться:

  • умение  использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
  • согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
  • ** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

 Учащийся научится:

  • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
  • сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать  заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
  • устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2,  1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и  упорядочивать объекты по массе.

Учащийся получит возможность научиться:

  • классифицировать числа по нескольким основаниям  (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
  • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях  и объяснять свой выбор.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:

  • выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а,  0 : а;
  • выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
  • выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  • вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
  • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Учащийся научится:

  • анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
  • составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
  • преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
  • составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
  • решать  задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные  предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

Учащийся получит возможность научиться:

  • сравнивать задачи по сходству  и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
  • дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
  • находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
  • решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
  • решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:

  • обозначать геометрические фигуры буквами;
  • различать круг и окружность;
  • чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;

Учащийся получит возможность научиться:

  • различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
  • изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
  • читать план участка (комнаты, сада и др.).

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ  ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

  • измерять длину отрезка;
  • вычислять  площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
  • выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;

Учащийся получит возможность научиться:

  • выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
  • вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Учащийся научится:

  • анализировать готовые таблицы, использовать их  для выполнения заданных действий, для построения вывода;
  • устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
  • самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
  • выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.

Учащийся получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.

                                   Содержание курса

Числа и величины

Счет предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000. Десятичные единицы счёта. Разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы величин: массы (грамм, килограмм); вместимости (литр), времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (между сложением и вычитанием, между умножением и делением). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождения значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания трехзначных чисел, умножения и деления трехзначных чисел на однозначное. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе). Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с буквой. Использование буквенных выражений при формировании обобщений (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий.

Работа с текстовыми задачами

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости: расчёта стоимости (цена, количество, общая стоимость товара), изготовления товара (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице.

Планирование хода решения задачи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за - перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т.д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр). Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации  в форме таблицы.

Чтение и заполнение таблиц. Интерпретация данных таблицы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).

 


[1]         работа на обозначенный результат будет продолжена в основной и старшей школе, а так же при изучении других курсов системы учебников «Школа России»

** указанный результат может быть представлен в контексте и других планируемых результатов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Первая четверть (36 ч)

Числа от 1 до 100

Сложение и вычитание (продолжение)                   -  8 ч:

- Повторение (8 ч) 

Табличное умножение и деление (продолжение)  – 28 ч:

- Повторение (4 ч)

-Зависимость между пропорциональными величинами (12 ч)

- Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7.

   Таблица Пифагора (12 ч)

Вторая четверть (28 ч)

Числа от 1 до 100

Табличное умножение и деление, продолжение     -  28 ч:

-Таблица умножения и деления с числами 8 и 9 (4 ч)

- Площадь, Единицы площади (6)

-Умножение на 1 и на 0. Деление вида а : а, 0 : а (4 ч)

- Круг. Окружность (3 ч)

-Доли (11 ч)

Третья четверть (40 ч)

Числа от 1 до 100

Внетабличное умножение и деление                          -  ( 28 ч):

-Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23 (8 ч)

-Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3 (10 ч)

-Деление с остатком (10 ч)

Числа от 1 до 1 000

Нумерация                                                                       - 12 ч

Четвертая четверть (32 ч)

Числа от 1 до 1 000

Сложение и вычитание                                                  -  (12 ч):

-Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1 000 (4 ч)-Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1 000 (8 ч)

Умножение и деление                                                       - (15 ч):

-Приемы устных вычислений (5 ч)

-Прием письменного умножения и деления на однозначное число (10 ч)

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» - (4 ч)

 Проверка знаний                                                                                   - (1 ч)

Контрольные работы        - 7

Поверочные работы          - 9

Практические работы       - 6

Тесты                                    - 5

Проекты                               - 2



Предварительный просмотр:

3 класс

4 ч в неделю, всего 136 ч

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Первая четверть (36 ч)

Числа от 1 до 100

Сложение и вычитание, продолжение (8 ч)

Повторение изученного (8 ч)

 Устные и письменные приемы сложения и вычитания (2 ч)

Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе

знания о взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании (3 ч)

Обозначение геометрических фигур буквами (1 ч)

Задания логического и поискового характера/«Странички для любознательных»/  (1 ч)

Повторение пройденного /«Что узнали. Чему
научились»/
(1 ч) 

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.

Обозначать геометрических фигур буквами.

Решать задачи логического и поискового характера.

Табличное умножение и деление, продолжение (28 ч)

Повторение (5 ч) 

Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость (3 ч) 

Порядок действий в выражениях со скобками и без
скобок
(2 ч)



Зависимости между пропорциональными

величинами (11 ч)
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы
(3 ч)

Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел (3 ч)

Задачи на нахождение четвертого пропорционального (2 ч)

Сведения о профессиональной деятельности  людей, способствующие формированию  ценностей труда в процессе решения текстовых задач.

Задания логического и поискового характера /«Странички для любознательных»/ (1 ч)

Повторение пройденного /«Что узнали. Чему
научились»/
(1 ч) 

Проверочная работа /«Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме). /Анализ результатов (1 ч)

Таблицы умножения и деления с числами: 4, 5, 6, 7. Таблица Пифагора (12 ч)

Таблица умножения и деления с числами: 4, 5, 6, 7 (8 ч) 

Математические игры/ «Странички для любознательных»/ (1 ч)

Наш проект «Математические сказки».



Повторение пройденного /«Что узнали. Чему
научились»/
(2 ч) 

 Контроль и учет знаний (1 ч)

Применять правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.

Вычислять значения числовых выражений в 2—3 действия со скобками и без скобок.

Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.

Использовать различные приемы проверки правильности

вычисления значения числового выражения
(с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий).

Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.
Моделировать зависимости между величинами с помощью схематических чертежей.
Решать задачи арифметическими способами.

Объяснять выбор действий для решения.
Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения.
Составлять план решения задачи.

Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану.

Обяснять ход решения задачи.
Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении ее условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в ее решении.

Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные

при решении.

Выполнять задания логического и поискового характера.

Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять

личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать

свои действия и управлять ими.

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2—7.
Применять знания таблицы умножения при
выполнении вычислений  числовых выражений.

Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного.

Работать в паре. Составлять план успешной игры.

Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов.

Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов.

Собирать и классифицировать информацию.

Работать в парах. Оценивать ход и результат работы.

Вторая четверть (28 ч)

Числа от 1 до 100

Табличное умножение и деление, продолжение (28 ч)

Таблица умножения и деления с числами 8 и 9 (17 ч) 
Таблица умножения и деления с числами 8 и 9. Сводная таблица умножения
(4 ч)

Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади — квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника (6 ч)

Умножение на 1 и на 0. Деление вида a : а, 0 : а 

 при а ≠ 0 (2 ч)

Текстовые задачи в 3 действия (3 ч)

Составление плана действий и определение наиболее эффективные способов решения задач.

Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание

окружностей с использованием циркуля (2 ч)


Доли (11 ч)

Доли  (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле (2 ч)

Единицы времени — год, месяц, сутки (2 ч)

Задачи-расчеты, изображение предметов на плане комнаты, усложненный вариант вычислительной машины, задания, содержащие логические связки «все», «если, … то». /«Странички для любознательных»/ (3 ч)

Повторение пройденного /«Что узнали. Чему
научились»/
(2 ч) 

Проверочная работа /«Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме). /Анализ результатов (1 ч)

Контроль и учет знаний (1 ч)

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений.

Сравнивать геометрические фигуры по площади.

Находить площадь прямоугольника разными способами.

Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0.

Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.

Чертить окружность (круг) с использованием циркуля.
Моделировать различное расположение кругов на плоскости.
Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию.

Находить долю величины и величину по ее доле.

Сравнить разные доли одной и той же величины.

Описывать явления и события с использованием величин времени.

Переводить одни единицы времени в другие.

Дополнять задачи-расчеты недостающими данными и решать их.

Располагать предметы на плане комнаты по описанию.
Работать (по рисунку) на вычислительной машине,
осуществляющей выбор продолжения работы.

Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять

личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать

свои действия и управлять ими.

Третья четверть (40 ч)

Числа от 1 до 100

Внетабличное умножение и деление ( 28 ч)

 Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23 (6 ч) 

 Умножение суммы на число. Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23. Приемы умножения и деления для случаев вида 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3, 80 : 20 (6 ч)

Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3 (9 ч) 

Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления (4 ч)

Прием деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением (3 ч)


Решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатами умножения и деления
(2 ч)

Деление с остатком (12 ч)

Приемы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком (3 ч)

Решение задач на нахождение четвертого пропорционального (1 ч). 

Сведения из истории российских городов, русского флота, Великой Отечественной войны, данные о достижениях страны (в космической области и др.), оказывающие влияние на формирование гражданской идентичности.
Выражение с двумя переменными (1 ч)


Логические задачи; усложненный вариант
вычислительной машины; задания, содержащие логические связки «если не … ,то…», «если не …, то не…»; задания на преобразование геометрических фигур/«Странички для любознательных»/ (3 ч)

Наш проект «Задачи-расчеты» (1 ч)

Повторение пройденного /«Что узнали. Чему
научились» /
(3 ч) 

Проверочная работа /«Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме)./ Анализ результатов (1 ч)

Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами.
Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.

Сравнивать разные способы вычислений,
выбирать наиболее удобный.

Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление.

Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и проверять правильность деления с остатком.
Решать текстовые задачи арифметическим способом. 

Вычислять значение выражений с двумя переменными при заданных числовых значениях входящих в него букв.

Решать задачи логического и поискового характера,
выполнять задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки:

«если не …, то», «если не …, то не …»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям.

Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами.

Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их.

Составлять план решения задачи.

Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы.

Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять

личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать

свои действия и управлять ими.

Числа от 1 до 1 000

Нумерация (12 ч)

Нумерация (12 ч)

Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц.
Натуральная последовательность трехзначных чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз.

Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых.

Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе (9 ч)



Единицы массы — килограмм, грамм (1 ч)

Обозначение чисел римскими цифрами; задачи-расчеты /«Странички для любознательных»/

Повторение пройденного /«Что узнали. Чему
научились»/
(1 ч) 

Проверочная работа /«Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме)/. Анализ результатов (1 ч)

Читать и записывать трехзначные числа.

Сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения.
Заменять трехзначное числа суммой разрядных слагаемых.

Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать правило, по которому составлена
числовая последовательность,
продолжать ее, или
восстанавливать пропущенные в ней числа.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию.
Переводить одни единицы массы в другие.

Сравнивать предметы по массе.

Читать и записывать числа римскими цифрами.

Сравнивать позиционную десятичную систему счисления с Римской непозиционной системой записи чисел.

Читать записи на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков, представленные римскими цифрами.


 

Анализировать достигнутые результаты и недочеты, проявлять личностную заинтересованность

в расширении знаний и способов действий.

Четвертая четверть (32 ч)

Числа от 1 до 1 000

Сложение и вычитание (12 ч)

Приемы устного сложения и вычитания в пределах
1 000 (4 ч)

Приемы устных вычислений, в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (900+ 20, 500 — 80, 120 • 7,
300 : 6 и др.) —
(4ч)

Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1 000 (8 ч)
Приемы письменных вычислений: алгоритм письменного сложения, алгоритм письменного вычитания
(3 ч)


Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний (1 ч)

Задания творческого и поискового характера. /«Странички для любознательных»/   (1 ч)

Повторение пройденного /«Что узнали. Чему
научились»/
(2 ч) 

Взаимная проверка знаний/ «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»/. Работа в паре по тесту «Верно?
Неверно?»
(1 ч)

Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000.

Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях.

Использовать различные приемы проверки правильности

вычислений.

Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди последних — равносторонние) и называть их.

Решать задачи творческого и поискового характера.

Работать паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.

Умножение и деление (15 ч)

Приемы устных вычислений (5 ч)

Приемы устного умножения и деления (4 ч)

Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный (1 ч)

Прием письменного умножения и деления на однозначное число (10 ч)

Прием письменного умножения  на однозначное

число (4 ч)

Прием письменного деления на однозначное число (4 ч)

 

Знакомство с калькулятором (1 ч)

Повторение пройденного /«Что узнали. Чему
научились»/
(1 ч) 


Использовать
 различные приемы для устных вычислений.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный,
остроугольный.
Находить их в более сложных фигурах.

Применять алгоритмы письменного умножения и деления

многозначного числа на однозначное и выполнять эти

действия.

Использовать различные приемы проверки правильности

вычислений, в том числе и калькулятор.

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (4 ч)

 Проверка знаний (1 ч)

                             Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Моро М.И. и др. Математика:

Программа: 1-4 классы. 

Учебники
1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И.
 Математика:  Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч.1.

2. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика:  Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч.2.

Рабочие тетради
1. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 3 класс: В 2 ч.: Ч.1. 

2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 3 класс: В 2 ч.: Ч.2.

Проверочные работы 

Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 3 класс.

Тетради с заданиями высокого уровня сложности

Моро М.И., Волкова С.И.

Для тех, кто любит математику: 3 класс.

Методические пособия для учителя

Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.,

 Математика: Методические рекомендации: 3 класс.

Дидактические материалы

 Волкова С.И. Математика:

Устные упражнения: 3 класс.

Пособия для факультативного курса

3. Волкова С.И., Пчелкина О.Л.

Математика и конструирование:

 3 класс.

Пособия для работы кружков

1.Останина Е.Е.Секреты великого комбинатора: комбинаторика для детей.

   В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения математике, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

   В учебниках представлена система учебных задач, направленных на формирование и последовательную отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи учащихся.

 Многие задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно

ставить учебные цели, искать и

использовать необходимые средства

и способы их достижения, контролировать и оценивать ход и результаты собственной деятельности.

   Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления полученных знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях располагаются в полном соответствии с содержанием учебников.

   Пособия содержат тексты самостоятельных проверочных работ и предметные тесты двух видов (тесты с выбором правильного ответа и тесты-высказывания с пропусками чисел, математических знаков или терминов). Проверочные работы составлены по отдельным, наиболее важным вопросам изучаемой темы. Тесты обеспечивают итоговую самопроверку знаний по всем изученным темам.

Тетради имеют печатную основу и включают задания высокого уровня сложности. Выполнение таких заданий способствует формированию умений самостоятельно получать новые знания, расширяет область применения знаний, полученных на уроках математики, повышает интерес младших школьников к изучению предмета. Тетради содержат материал для организации дифференцированного обучения.

   В пособиях раскрывается содержание изучаемых математических понятий, их взаимосвязи, связи математики с окружающей действительностью, рассматривается использование математических методов для решения учебных и практических задач, дается психологическое и дидактическое обоснование методических вопросов и подходов к формированию умения учиться. Теоретические выкладки сопровождаются ссылками на соответствующие фрагменты учебников. Пособия содержат разработки некоторых уроков по отдельным темам.  

Пособия для учителей содержат наиболее эффективные устные упражнения к каждому уроку учебника. Выполнение включенных в пособия упражнений повышает мотивацию, побуждает учащихся решать поставленные учебно-познавательные задачи, переходить от известного к неизвестному, расширять и углублять знания, осваивать новые способы действий.

   Содержание пособий для учащихся расширяет и углубляет геометрический материал основного курса математики. Задания направлены на развитие пространственного воображения, элементов алгоритмического и конструкторского мышления, формирование графической грамотности, совершенствование практических действий с чертёжными инструментами.

В пособии представлены задачи комбинаторного характера, которые по свом сюжетам приближены к конкретным жизненным ситуациям. Содержание пособия направлено на формирование умений ориентироваться в окружающей действительности и из предложенных вариантов решения задач выбирать наиболее оптимальный.

Печатные пособия

Волкова С.И. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 3 класс.

Комплект охватывают большую часть основных вопросов каждого года обучения. Материал таблиц позволяет наглядно показать смысл различных количественных и пространственных отношений предметов, приёмы вычислений, зависимости между величинами, структуру текстовых задач различной сложности, способы их анализа и др. В комплект также включены таблицы справочного характера.
Часть таблиц имеет съёмные детали, что повышает их методическую ёмкость. Таблицы выполнены на листах с припрессовкой плёнки. Формат - 70х100см.

Компьютерные и информационно- коммуникативные средства

Электронные учебные пособия:  Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс

(Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, С.П. Максимова. 

Диски для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс имеет компьютерное оборудование) или для работы в домашних условиях. Материал по основным вопросам начального курса математики представлен на дисках в трёх аспектах: рассмотрение нового учебного материала, использование новых знаний в изменённых условиях, самоконтроль.

Технические средства

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Персональный компьютер  

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1. Наборы счётных палочек.
2. Наборы муляжей овощей и фруктов.
3. Набор предметных картинок.
4. Наборное полотно.
5. Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр.
6. Демонстрационная оцифрованная линейка.
7. Демонстрационный чертёжный треугольник.
8. Демонстрационный циркуль.
9. Палетка

Тематическое планирование

Первая четверть (36 ч)

Числа от 1 до 100

Сложение и вычитание (продолжение) -  8 ч:

- Повторение (8 ч) 

Табличное умножение и деление (продолжение)  – 28 ч:

- Повторение (4 ч)

-Зависимость между пропорциональными величинами(12ч)

- Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7 (12 ч)

Третья четверть (40 ч)

Числа от 1 до 100

Внетабличное умножение и деление -  ( 28 ч):

-Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23 (8 ч)

-Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3 (10 ч)

-Деление с остатком (10 ч)

Числа от 1 до 1 000

Нумерация - 12 ч:

Вторая четверть (28 ч)

Числа от 1 до 100

Табличное умножение и деление, продолжение -  28 ч:

-Таблица умножения и деления с числами 8 и 9  (4 ч)

- Площадь, Единицы площади  (6)

-Умножение на 1 и на 0. Деление вида а : а, 0 : а  (4 ч)

- Круг. Окружность  (3 ч)

-Доли  (11 ч)

Четвертая четверть (32 ч)

Числа от 1 до 1 000

Сложение и вычитание - 12 ч:

-Приемы устного сложения и вычитания

в пределах 1 000 (4 ч)
-Алгоритмы письменного сложения и вычитания

 в пределах 1 000 (8 ч)

Умножение и деление - (15 ч):

-Приемы устных вычислений  (5 ч)

-Прием письменного умножения и деления

на однозначное число (10 ч)

Итоговое повторение

 «Что узнали, чему научились в 3 классе»   - 4 ч                                  

 Проверка знаний –                                           - 1 ч                                                                                                                      

Календарно-тематическое планирование по математике

3  класс

(4 ч в неделю, всего 136 ч)

№№

урока

№№

страниц учебника

Тема урока

Количество

часов

Примечания

Дата

1 четверть (36 ч)  Учебник, часть 1

Числа от 1 до 100.

Сложение и вычитание, продолжение ( 8 ч )

1.

3, 4

Повторение:  сложение и вычитание, устные приемы  сложения и вычитания

1

2.

5

Письменные приемы сложения и вычитания. Работа над задачей в 2 действия

1

3.

6

Решение уравнений способом подбора неизвестного. Буквенные выражения

1

4.

7

Решение уравнений

1

5.

8

Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым

1

6.

9

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым

1

7.

10

Обозначение геометрических фигур буквами

1

11 – 13

«Странички для любознательных» - дополнительные   задания творческого и поискового характера:  чтение готовых таблиц – умение извлекать из таблиц нужную информацию;  определение закономерности, по которой составлена числовая последовательность;  применение  знаний в измененных условиях; задания на определение «верно» или «неверно» для заданного рисунка  простейшее высказывание с использованием  понятий «все …», «каждый …»; работа на Вычислительной машине

*

8.

14 – 16

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание»

1

Пров. раб.

с. 8, 9

Умножение и деление (продолжение) – 28 ч

9.

17, 18

Конкретный смысл умножения и деления

1

10.

19

Связь умножения и деления

1

11.

20

Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления с числом 2

1

12.

21

Таблица умножения и деления с числом 3

1

13.

22

Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач

1

14.

23

Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов

1

15.

24 – 25

Порядок выполнения действий в числовых выражениях

1

16.

26

Вычисление значения числовых выражений со скобками и без скобок

1

17.

27

Связь между величинами: расход ткани на одну  вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи

1

28

«Страничка для любознательных» - дополнительные   задания творческого и поискового характера: применение знаний в измененных условиях

*

18.

29 – 31

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа

1

Пров. раб.

с.12, 13

19.

32, 33

Проверим себя и оценим свои достижения (тестовая форма)

1

Тест

20.

34

Таблица умножения и деления с числом  4

1

21.

35

Закрепление. Таблица Пифагора

1

22.

36

Задачи на увеличение числа в несколько раз

1

23.

37

Решение задач с помощью схематического рисунка или схематического чертежа

1

24.

38

Задачи на уменьшение числа в несколько раз

1

25.

39

Сравнение задач на уменьшение числа на несколько единиц и в несколько раз

1

26.

40

Таблица умножения и деления с числом  5

1

27.

41, 42

Задачи на кратное сравнение чисел.  Решение задач на кратное сравнение чисел

1

28.

43

Задачи на кратное и разностное сравнение чисел

Проверочная работа

1

Пров. раб.

с.20, 21

29.

44

Таблица умножения и деления с числом  6

1

30.

45

Закрепление изученных таблиц умножения. Выражения с переменной

1

31.

46

Задачи на нахождение четвертого пропорционального

1

32.

47

Закрепление. Сравнение задач и их решение

1

33.

48,

50-51

Таблица умножения и деления с числом  7. Знакомство с проектом «Математические сказки»

1

Проект

49

«Страничка для любознательных» - дополнительные   задания творческого и поискового характера: математические игры.

*

34.

52 – 55

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа

1

Пров. раб.

С.26, 27

35-36.

Контрольная работа за 1 четверть.

Работа над ошибками.

2

К.р.

II четверть (28 ч)

Умножение и деление (28 ч)

37.

56, 57

Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Практическая работа «Сравнение площадей разных фигур»

1

Практ. раб.

38.

58, 59

Единица площади  –   квадратный сантиметр. Практическая работа «Измерение площади фигуры в квадратных сантиметрах»

1

Практ. раб.

39.

60, 61

Площадь прямоугольника

1

40.

62

Таблица умножения и деления с числом  8

1

41.

63 - 64

Закрепление. Выполнение вычислений

1

42.

65

Таблица умножения и деления с числом  9

1

43.

66, 67

Единица площади  –   квадратный дециметр. Практическая работа «Измерение площади предмета прямоугольной формы в квадратных дециметрах»

1

Практ. раб.

44.

68

Сводная таблица умножения

1

45.

69

Решение задач

1

46.

70, 71

Единица площади – квадратный метр

1

47.

72

Закрепление. Решение задач и выполнение вычислений

1

73 – 75

«Страничка для любознательных» - дополнительные   задания творческого и поискового характера: задачи-расчеты; деление фигуры на части; применение знаний в измененных условиях; построение цепочки логических рассуждений; определение «верно» или «неверно» для заданного рисунка  простейшее высказывание с использованием  понятий «все …», «если …, то …»

*

48.

76 – 79

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

1

Пров. раб.

с. 42, 43

49.

80, 81

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов

1

Тест

50-51.

Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление».

Работа над ошибками.

2

К.р.

52.

82

Умножение на 1

1

53.

83

Умножение на 0

1

54.

84

Деление вида  а : 1, а : а

1

55.

85

Деление нуля на число

1

56.

86, 87

Задачи в 3 действия

1

88 – 90

«Страничка для любознательных» - дополнительные   задания творческого и поискового характера: задачи-расчеты; задания на описание расположения предметов в действительности и на плане; деление фигуры на части; работа на Вычислительной машине

*

57.

91 – 93

Доли. Образование и сравнение долей

1

58.

94 – 95

 Окружность. Круг. Центр, радиус окружности (круга)

1

59.

96

Диаметр окружности (круга). Практическая работа «Деление круга, полоски бумаги на равные части»

1

Практ. раб.

60.

97

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле

1

Пров. раб.

с.44. 45

61.

98 – 99

Единицы времени – год, месяц.

1

62.

100

Единицы времени – сутки. Практическая работа «Определение времени по часам»

1

Практ. раб.

101 – 103

«Страничка для любознательных» - дополнительные   задания творческого и поискового характера: задачи практического содержания, связанные с определением времени; применение знаний в измененных условиях;

создание моделей для решения задач повышенной сложности

*

109

«Страничка для любознательных – Готовимся к олимпиаде»

*

63.

110, 111

Контрольная работа за I полугодие

1

К.р.

64.

104 - 108

Работа над ошибками

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Сравнение единиц длины, площади.

1

Ш четверть (40 ч)   Учебник, часть 2

Умножение и деление (продолжение)

Внетабличное умножение и деление (28 ч)

65.

3, 4

Приемы умножения и деления для случаев вида

20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 69 : 3

1

66.

5

Прием деления для случаев вида 80 : 20

1

67.

6

Умножение суммы на число

1

68.

7

Решение задач несколькими способами

1

69.

8

Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4,  4 ∙ 23

1

70.

9

Закрепление  изученных приемов внетабличного умножения и деления

1

71.

10

Решение задач на нахождение четвертого пропорционального

1

72.

11

Выражение с двумя переменными

1

12

«Страничка для любознательных» - дополнительные   задания творческого и поискового характера: решение задач практического и геометрического содержания

*

73.

13

Деление суммы на число

1

74.

14

Решение задач разными способами

1

75.

15

Приёмы деления 69 : 3, 78 : 2

1

76.

16

Связь между числами при делении

1

77.

17

Проверка деления умножением

1

78.

18

Прием деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22

1

79.

19

Проверка умножения с помощью деления

1

80.

20

Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления

1

81.

21

Закрепление. Решение уравнений.

1

22, 23

«Страничка для любознательных» - дополнительные   задания творческого и поискового характера: задачи логического содержания; определение «верно» или «неверно» для заданного рисунка  простейшее высказывание с использованием  понятий «все …»,

«если …, то …»; работа на Вычислительной машине

*

82.

24, 25

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».  Проверочная работа

1

Пров. раб.

С.52. 53

83.

26

Деление с остатком вида 17 : 3

1

84.

27

Решение текстовых задач

1

85.

28

Приемы нахождения частного и остатка вида 32:5

1

86.

29

Приемы нахождения частного и остатка вида 34:9

1

87.

31

Деление меньшего числа на большее

1

88.

32

Проверка деления с остатком

1

89.

33 – 35

38, 39

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа (тестовая форма).

1

Тест

90.

36 - 37

Анализ результатов проверочной работы.

Ознакомление с проектом «Задачи-расчеты»

1

Проект

91-92.

Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление».

Работа над ошибками.

2

К.р.

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000

Нумерация (12 ч)

93.

41, 42

Устная нумерация чисел от 1 до 1000

1

94.

43

Письменная нумерация чисел от 1 до 1000

1

95.

44, 45

Разряды счетных единиц

1

96.

46

Натуральная последовательность трехзначных чисел

1

97.

47

Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз

1

98.

48

Замена числа суммой разрядных слагаемых

1

99.

49

Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трехзначных чисел

1

100.

50 - 51

Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе

1

52, 53

«Странички для любознательных» - Римская система счисления

*

101.

54

Единицы массы – килограмм, грамм

1

55 – 57

«Страничка для любознательных» - дополнительные   задания творческого и поискового характера: задачи – расчеты; задачи логического содержания; вычерчивание узоров; работа на Вычислительной машине

*

102.

58 – 61

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

103.

62 – 63

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов

1

Тест

64

«Страничка для любознательных» - Помогаем друг другу сделать шаг к успеху

**

104.

Контрольная работа за III четверть

1

К.р.

IV четверть (32 ч)

Сложение и вычитание (12 ч)

105.

65 – 66

Работа над ошибками.

Сложение и вычитание чисел, оканчивающихся нулями

1

106.

67

Приемы устных вычислений чисел от 100 до 1000

1

107.

68

Закрепление. Приёмы  вычислений вида470 + 80,

560 - 90

1

108.

69

Разные способы вычислений. Проверка вычислений

1

109.

70

Приемы письменных вычислений

1

110.

71

Алгоритм письменного сложения

1

111.

72

Алгоритм письменного вычитания

1

112.

73

Виды треугольников (по соотношению сторон)

1

113.

74

Закрепление приемов письменных вычислений. Проверочная работа

1

Пров. раб.

с. 74, 77

75

«Страничка для любознательных» - Готовимся к олимпиаде

*

114.

76 – 79

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Разные способы вычислений

1

115.

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000»

1

К.р.

116.

80

Работа над ошибками.

Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту

1

Тест

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000

Умножение и деление (15 ч)

117.

81 - 82

Умножение и деление трехзначных чисел, оканчивающихся нулями

1

118.

83

Разные способы умножения и деления суммы на число

1

119.

84

Способы нахождения частного при делении двузначного числа на двузначное

1

120.

85

Виды треугольников по видам их углов

1

121.

86

Закрепление изученного. Решение задач

1

87

«Страничка для любознательных» - применение знаний в измененных условиях

*

122.

88

Прием письменного умножения на однозначное число вида 234 х 2

1

123.

89

Прием письменного умножения на однозначное число вида 325 х 3, 86 х 4

1

124.

90

Закрепление приемов письменного умножения на однозначное число

1

125.

91

Закрепление изученного. Деление с остатком

1

126.

92

Прием письменного деления на однозначное число вида 864 : 2

1

127.

93 - 94

Алгоритм письменного деления вида 748 : 2,

856 : 4

1

128.

95

Проверка деления умножением.

1

129.

96

Закрепление изученного.

Проверочная работа

1

Пров.раб.

с. 86. 87

130.

97 - 98

Знакомство с калькулятором. Практическая работа «Выполнение арифметических действий с помощью калькулятора»

1

Практ. раб.

131.

99 – 102

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Действия с трехзначными числами

1

Итоговое повторение ( 5 ч )

132.

103 – 106

Итоговое повторение. Нумерация. Сложение, вычитание, умножение и деление.

1

133.

107 - 108

Итоговое повторение. Правила о порядке выполнения действий. Задачи

1

134.

109

Итоговое повторение. Геометрические фигуры и величины

1

135-136

Итоговая контрольная работа.

Работа над ошибками

2

К.р.

  */ Здесь и далее: задания из рубрики «Странички для любознательных», по усмотрению учителя, могут быть использованы как на отдельном уроке, так и распределены по урокам всей темы.

**/ На выполнение заданий рубрики «Проверим себя и оценим свои достижения» на уроке отводится 10-12 мин.

Контрольные работы        - 7

Поверочные работы          - 9

Практические работы       - 6

Тесты                                    - 5

Проекты                               - 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...