Тема урока | Сантиметр
|
Цель урока | Путем сравнения и измерения познакомить с единицей длины-сантиметром.
|
Прогнозируемые результаты | Первоклассники научатся измерять длину предметов с помощью сантиметра и использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
Основные понятия | Единицы длины: сантиметр, старинные единицы длины |
Ресурсы: -основные
-дополнительные |
Учебник «Математика» 1 класс М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Ролик из коллекции «Цифровые образовательные ресурсы». Мультимедийный проектор, интерактивная доска, сантиметровая лента, линейка учителя, раздаточный материал: полоски бумаги, шуруп, лента, стержень. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. |
Метапредметные результаты обучения | Познавательно общеучебные УД- измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, знаково-символические действия; Познавательно-логическое УД- анализ объектов и выбор критериев для сравнения; Коммуникативные УД- постановка вопросов и умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные УД- целеполагание и волевая саморегуляция;
|
Структура урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Мотивация к учебной деятельности
На данном этапе предполагаю осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности; создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. |
У учителя в руках линейка и сантиметровая лента. Ребята, посмотрите на меня внимательно. Я сегодня не просто учитель, отгадайте по моим атрибутам, кто я по профессии? – Как вы догадались? – Кто такой портной? – Правильно. Сегодня я портной и приглашаю вас в свою мастерскую. Мне нужна будет ваша помощь. |
Швея, портной, строитель. У Вас сантиметровая лента и линейка.
Портной – это человек, который шьет одежду.
|
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Создаю ситуацию самостоятельного пробного учебного действия, актуализирую знания, умения и навыки; вместе фиксируем затруднения в индивидуальной деятельности.
|
Предположите, чем мы будем заниматься на уроке. Верно, мы будем сравнивать, измерять предметы. А где в жизни вам пригодятся эти знания? Слайд 1 На интерактивной доске 2 полоски: красная и голубая. Посмотрите на полоски. Сравните их. – Каким способом сравнивали по длине? Слайд 2 На интерактивной доске 2 полоски: зеленая и синяя Поработайте в парах. Найдите на партах 2 полоски, как на слайде. Сравните их. Договоритесь с соседом как будете сравнивать, кто будет отвечать. – Каким способом сравнивали? Проверка: накладывает одну Я хочу вам предложить еще один способ измерения Слайд 3 Старинные меры длины: Локоть, сажень, пядь, дюйм. Вывод: – Как же можно измерять длину предметов? – Всегда ли это точные и возможные измерения? | Шить, измерять, сравнивать, чертить.
Красная длиннее, чем голубая, а голубая короче, чем красная. На глаз.
Зеленая полоска короче, чем синяя.
Наложением.
На доске ученик одну полоску накладывает на другую.
На глаз, наложением, старинными мерами. Нет. |
3. Выявление места и причины затруднения. Организуем выход учащихся в рефлексию пробного действия, выявляем места и причины затруднения. С этой целью: 1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение; 2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Метод: Создание проблемной ситуации.
|
Ребята, есть еще один способ измерения. Чтобы разобраться в этом, предлагаю провести исследование. Давайте попробуем! Согласны? – Тогда начнем. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в исследовательскую мастерскую. Каждый из нас – сотрудник этой мастерской, ученый-исследователь. – На партах найдите полоски: 1-й ряд – белую (длина 5 см); 2-й ряд – оранжевую (длина 10 см); 3-й ряд – синюю (длина 15 см). – Вместе с соседом измерьте длину парты. Для этого приложите свои мерки и узнайте, сколько раз она поместилась в длине парты. Договоритесь, как будете измерять, и кто будет отвечать. – Какую цель поставите перед собой? Как будете измерять? – Откуда начнете измерение?
|
Измеряют длину парты, договариваются, кто будет отвечать.
Измерить точно длину парты. Измерять начнём от края парты. |
–– Какую длину получил 1 ряд? 2 ряд? 3 ряд? – Опять получилась разная длина. – Ребята, что же это такое?
Разве у нас парты разные? – Почему же так получилось? – Какой вывод сделаете? – Подумайте, что же надо сделать, чтобы у всех получился одинаковый ответ? – Люди давно, так же как и вы, столкнулись с этой проблемой и поняли, что удобнее пользоваться одинаковой меркой. Слайд 4 Сантиметр. Наглядный образ единицы длины-сантиметр (2 клеточки в тетради, толщина пальчика) Единицы длины: мм см дм м км. Сейчас длину измеряют в мм, см, дм, м, км. -Зачем так много единиц измерения: мм, см, м, км? Вывод: для измерений используют разные единицы длины. | Записывают на доске 1 ряд… 2 ряд… 3 ряд…
Нет. Парты одинаковые. У нас были разные мерки. Разная мерка- разная длина.
Надо договориться и выбрать одинаковую мерку.
Измерять короткие и длинные предметы. Измерять расстояния. |
4. Физкультминутка. |
– Сейчас вы отдохнули. Подумайте и попробуйте сформулировать тему урока. – Проверим. Откройте учебник на странице 66. – Прочитайте тему нашего урока. – Подтвердилось ваше предположение? – Какую учебную цель вы перед собой поставите? Что вам поможет достигнуть этой цели? – Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения? – Мы в начале урока выяснили, что у портного и у меня есть сантиметровая лента. – Для чего она нужна? – А вы, помощники, чем можете измерять? Как же нам измерить длину? Где можно получить ответ на наш вопрос? Как правильно измерять длину отрезков, нас научит учебный флэш-ролик. Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Мы получили ответ на свой вопрос: «Как измерять предметы?» Поработайте в парах. Составьте правила измерения длины отрезков с помощью линейки? Слайд 8 – Закончите фразы - Взять….
- Совместить один конец отрезка..
- Другой конец покажет на число –
Вывод: мы выяснили правила измерения длины отрезков (предметов).
| Измерение предметов. Как измерить предмет?
Тема урока: «Сантиметр».
Да. Научиться измерять отрезки, узнать, что такое сантиметр.
Внимание, активность, старание.
Измерить рост, длину чего-нибудь.
Отмерять или измерять ткань.
Линейками.
В учебнике, на диске к учебнику, спросить у взрослых …
Да.
Отвечают: …. линейку. ….. с цифрой 0 на линейке. …это и есть длина отрезка.
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (в парах) выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма измерения вслух. Средства: комментирование, выполнение продуктивных заданий. |
– Знаем мы теперь, как измерить длину предмета? – Давайте проверим. Найдите в учебнике 2 отрезка, измерьте их длину и расскажите соседу по парте, как вы это сделали. | Да.
Работа в парах с проговариванием во внешней речи. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используем индивидуальную форму работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном (алгоритм измерения на экране). В завершение организую исполнительскую рефлексию. Для каждого ученика создаю ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Средства: небольшой объем самостоятельной работы- 3 типовых задания. Методы: самоконтроль, самооценка. |
– Итак, мои помощники, вы научились хорошо измерять и можете сами справиться с более серьезной работой. – На парте в файле у каждого лежат предметы, которые нужно измерить (шуруп – 4 см. стержень – 14 см, лента – 6 см). Работу выполняйте самостоятельно. – Проверка. Слайд 9 с результатами измерений. Молодцы, у вас отлично получилось.
|
С помощью линейки учащиеся измеряют шуруп, стержень, ленточку. |
9. Включение в систему знаний и повторение. Выявляем границы применения нового знания, повторяем учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. |
Наш урок подходит к концу. -Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Удалось нам достичь их? Какие проблемы решили? Каким образом? Как измерять длину? Зачем это нужно делать? Где можно применить наши новые умения?
Все ли мы изучили о единицах длины? Сделайте вывод. |
Научиться измерять отрезки, узнать, что такое сантиметр. Да, мы достигли целей. Мы выяснили, что для измерений нужны одинаковые мерки. Нам помог учебник и ролик. Мы узнали правила измерения отрезков. В жизни эти умения нужны, и важно уметь это делать. Надо познакомиться ближе с другими единицами длины. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. |
Слайд 10 Продолжите фразы: – Сегодня я узнал… – Теперь я могу… – Я попробую… – А теперь я вам предлагаю показать ваше настроение в конце урока. – Ребята, посмотрите на слайд. Это мой смайлик. Почему он улыбается? Я довольна нашей работой. – Спасибо за урок!
|
Ребята при помощи смайликов показывают и свое настроение в конце урока. Некоторые могут объяснить свой выбор.
|
|
|