Программа "Мир логики" для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов(4 класс).
рабочая программа по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мир логики" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, образовательной программы НОО МБОУ СОШ №95 и авторской программы О. А. Холодовой « Юным умникам и умницам», которая обеспечена учебными тетрадями « Юным умникам и умницам». Задания по развитию познавательных способностей, 1 класс ; курс « РПС».- 3 – е изд, перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2013 г. рекомендованной Министерством образования и науки РФ и соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования 2011 года.
Цель программы курса:
- формировать и развивать логическое мышление через образовательную область "математика": т. е. научить обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся.
Задачи программы:
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
- овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
- овладение конкретными математическими знаниями;
- воспитание трудолюбия и достижения своей цели.
Кроме того, решаются следующие задачи:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
- развитие речи;
- воспитание системы нравственных межличностных отношений.
На изучение курса « Мир логики» в 1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
Содержание учебного курса «Мир логики»
Содержание курса можно разделить на несколько разделов:
1.Тренировка психических процессов. На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Задачи геометрического характера. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
2.Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления
3.Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
4.Игры Зака А.А. Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
- Тренировка психических процессов:
- развитие концентрации внимания;
- тренировка внимания;
- тренировка слуховой памяти;
- тренировка зрительной памяти;
- совершенствование воображения;
- развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).
- Задания геометрического характера.
- уникурсальные кривые;
- составление и моделирование предметов;
- построение фигур из счетных палочек;
- построение фигур из конструктора "Монгольская
- игра", "Танграм".
- Нестандартные задания алгебраического характера.
- арифметический шифр;
- математический фокус ;
- арифметические лабиринты с воротами;
- математические ребусы;
- магические квадраты 3*3;
- Нестандартные задания логического характера
- анаграмма;
- комбинаторные задачи;
- задачи с альтернативным условием.
Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")
Продолжительность и общая характеристика составляющих занятия.
- «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы
- Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.
- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.
- Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
- Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
- Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
- Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Основные формы работы.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса «Мир логики»
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- обобщать математический материал;
- находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры и т.д.)
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).
Познавательные универсальные учебные действия:
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Описание материально-технического обеспечения
УМК для учащихся
Холодова О. Юным умникам и умницам. Рабочая тетрадь, 2 класс.- М., Росткнига, 2012.
Для учителя:
- Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012.
- Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.
- Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М., "Педагогический поиск", 1999.
- Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999 г.
- Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в (1-4)классе."- М., Илекса, 2005.
- Родионова Е.А., Нерадо А.В., Корниенко А.В., Леонова Е.А. "Олимпиада "Интеллект" (сборник заданий для самостоятельной подготовки).- М., "Образование", 2002 г.
- Тихомирова Л.Ф. "Логика. Дети 7-10 лет". - Ярославль, "Академия развития", 2001 г.
- Тихомирова Л. Ф., Басов А. в. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 г.
Медиа-ресурсы:
http:// www.umk-garmoniya.ru/ matemat/electron-log-1-2/ met-log-1-2.pdf
http:/ nachalka.com/ cd 2
Календарно-тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности « Мир логики »
Учитель- Евдокимова И.С.
№ пп | Тема занятий | Дата проведения | Корректировка | |
по плану | по факту | |||
1. | Введение в курс | 02.09 | ||
2. | Развитие внимания. | 09.09 | ||
3. | Смотри и запоминай! | 16.09 | ||
4. | Развитие слуховой памяти. | 23.09 | ||
5. | Тренируем зрительную память. | 30.09 | ||
6. | Поиск закономерностей. | 07.10 | ||
7. | Совершенствование воображения. | 14.10 | ||
8. | Логически – поисковые задания. | 21.10 | ||
9. | Учимся рассуждать. | 28.10 | ||
10. | Тренируем внимание. | 11.11 | ||
11. | Игровой тренинг для развития внимания. | 18.11 | ||
12. | Комбинаторные задачи. | 25.11 | ||
13. | Игровой тренинг для развития логического мышления. | 02.12 | ||
14. | Ребусы. | 09.12 | ||
15. | Логические задачи с геометрическим содержанием. | 16.12 | ||
16. | Логически – поисковые задания. | 23.12 | ||
17. | Лабиринты. | 13.01 | ||
18. | Числовые головоломки. | 20.01 | ||
19. | Игровой тренинг для развития памяти. | 27.01 | ||
20. | Играем с рассуждением. | 03.02 | ||
21. | Игровой тренинг для развития воображения. | 10.02 | ||
22. | Логически – поисковые задания. | 24.02 | ||
23. | Математические игры и фокусы. | 02.03 | ||
24. | Задания на смекалку. | 09.03 | ||
25. | Слушай и запоминай! | 16.03 | ||
26. | Конкурс эрудитов. | 23.03 | ||
27. | Сравнение. | 06.04 | ||
28. | Ребусы. | 13.04 | ||
29. | Изографы. | 20.04 | ||
30. | Учимся отгадывать загадки. | 27.04 | ||
31. | Фразеологизмы. | 04.05 | ||
32. | Логически – поисковые задания. | 11.05 | ||
33. | Логические задачи. Обобщающее занятие. | 18.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «Мир, в котором я живу» (экологическое воспитание)
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «Мир, в котором я живу»(экологическое воспитание)...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...