Рабочая программа объединения «Занимательная математика» в 4 классе.
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
объединения «Занимательная математика» в 4 б классе.
Статус документа.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся четвертого класса и реализуется на основе следующих документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, УМК «Школа России»
- Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» Москва «Просвещение» 2011г.
Пояснительная записка.
Решая проблему развития пространственного мышления в русле методической концепции развивающего обучения учащихся 4 класса математике, данное объединение ориентировано на общекультурные цели обучения математике и направлено на развитие у учащихся интуиции, образного (пространственного) и логического мышления (приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), формирование у них конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию, а также комментировать ее на доступном детям данного возраста языке.
Цель: формирование и развитие образного логического мышления.
Задачи:
- дать материал для умственной гимнастики, для тренировки сообразительности и находчивости;
- отрабатывать арифметический и геометрический навык;
- подготовить ум для более серьезной работе.
Для успешного освоения программы обучения ученику необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. Формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. В программу объединения включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. На данном объединении формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
В Концепции модернизации российского образования и введении Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ставится задача по формированию «целостной системы универсальных учебных действий» и формулирование планируемых результатов.
Место предмета.
Объединение «Занимательная математика» проводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-11 лет. Сроки реализации программы- 1 год.
Актуальность данной программы.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Она определяется рядом факторов практического характера, под которыми понимаются тесное общение учителя и учащихся, ориентирование на творческую самореализацию развивающейся личности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций.
Отличительные особенности программы «Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Программа направлена на формирование следующих УУД.
Личностные УУД:
- самоопределение (формирование положительного отношения к полученным знаниям)
- смыслообразование (дети определяют степень нужности полученных на кружке знаний)
- нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного материала, исходя из личностных ценностей)
Регулятивные УУД:
- саморегуляция (управление своей речью, поведением на занятиях кружка)
- целеполагание (соотнесение того, что известно и того, что ещё предстоит узнать)
Познавательные УУД:
1) общеучебные:
- формулирование цели занятия;
- поиск и выделение необходимой информации из данной;
- осознанное построение своего ответа;
2) логические:
- анализ данных объектов;
- классификация данных объектов;
- установление связей объектов;
3) постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы (например, назвать тему занятия)
Коммуникативные УУД:
- сотрудничество с учителем и сверстниками на занятии кружка;
- разрешение спорных ситуаций;
- выражение собственных мыслей по данному вопросу;
- управление партнёром и партнёрами в групповых работах.
Ожидаемый результат.
Планируемые результаты | ||
Личностные | Предметные | Метапредметные |
1. Мотивация к изучению математики. 2. Формирование личностного смысла изучения математики. 3. Готовность слушать собеседника и вести диалог 4. Уметь работать в группах. 5 .Уметь доказывать способ правильного решения. 6. Уметь опровергать неправильное направление поиска. | 1. Приобретение начального опыта применения математических знаний. 2. Использование начальных математических знаний. 3. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. 4.Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом. 5.Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. 6.Умения ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» ит.д. 7.Находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур. 8.Отличать кривые и плоские поверхности. 9.Уметь читать графическую информацию. 10.Дифференцировать видимые и невидимые линии. 11.Конструировать геометрические фигуры. 12.Анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы. 13.Уметь различать существенные и несущественные признаки. 14.Уметь решать ребусы, головоломки, кроссворды. | 1 Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха. 2 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. 3 Овладение способностью принимать и сохранять цели. 4 Овладение навыками смыслового чтения текстов. 5 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. 6 Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности. |
Воспитанник научится:
- знать свойства арифметических действий;
- овладеть способами исследовательской деятельности;
- сравнивать и измерять площади;
- читать, записывать, сравнивать многозначные числа;
- распознавать геометрические фигуры;
- решать головоломки, шарады, ребусы.
Воспитанник получит возможность научиться:
- устно выполнять вычислительные приемы;
- использовать знания для решения заданий;
- узнавать и изображать геометрические фигуры;
- строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
- анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы.
- осуществлять самостоятельный поиск решений.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятий. | Дата | |
по плану | факт | ||
1. | Математика вокруг нас. | 10.09 | |
2. | Что дала математика людям? Зачем изучать математику? | 17.09 | |
3. | В математику тропинки одолейте без запинки. | 25.09 | |
4. | Тропинка наблюдений и поиска закономерностей. Тропинка отсеивания несущественного. | 01.10 | |
5. | Пересечение и разветвление тропинок. | 08.10 | |
6. | Наш конструктор числовой, поработай головой. Смекай, отгадывай. | 15.10 | |
7. | Здесь загадки и шарады. И фокусы покажем, и секрет расскажем. | 22.10 | |
8. | Натуральные числа. | 29.10 | |
9. | Натуральное число в арифметику вошло, тайн немало принесло. | 12.11 | |
10. | Свойство чисел. | 19.11 | |
11. | Если делится число, то решение подошло. | 26.11 | |
12. | Удивительный мир многозначных чисел. | 03.12 | |
13. | Старинные системы записи чисел. | 10.12 | |
14. | Площадь и периметр фигур. | 17.12 | |
15. | Работа с величинами: длина, вес, емкость, время. | 24.12 | |
16. | Архимед-гений математики. | 14.01 | |
17. | Научный мир Пифагора. | 21.01 | |
18. | Решение нестандартных задач. | 28.01 | |
19. | Турнир по геометрии. | 04.02 | |
20. | Блиц-турнир по решению задач. Задачи в стихах. Решение старинных задач. | 11.02 | |
21. | Удивительные приключения «Слагайки» и «Вычитайки». | 18.02 | |
22. | Необыкновенные приключения в стране «Внималки-сосчиталки». | 25.02 | |
23. | Утренник «В гостях у Царицы Математики». | 03.03 | |
24. | Конкурс «Веселый интеллектуал». | 10.03 | |
25. | Дерево возможностей. | 17.03 | |
26. | Олимпиадные задания. Математические тренажеры. | 31.03 | |
27. | «Кросснамбер», «Чайнамбер», «Танграм». | 07.04 | |
28. | Путешествие в страну «Испраавляйкино». | 14.04 | |
29. | Математическая драка между командами «+» и «-». | 21.04 | |
30. | Математическая карусель. | 28.04 | |
31. | Текстовые задачи, решаемые с конца. | 05.05 | |
32. | Защита презентаций. | 12.05 | |
33. | Защита презентаций. | 19.05 | |
34. | Итоговая игра «Великие математики». | 23.05 |
Литература.
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2013
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2014
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2012
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2014
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 2010
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Занимательная математика"
Предоставлена программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 1 класса,щанимающихся по УМК "Школа2100"...
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" в 4 классе
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематичнское планирование и список литературы...
Рабочая программа кружка «Занимательная математика»
Кружок “ Математика для увлечённых” предназначен для детей, проявляющих повышенный интерес к математике.Целью занятий в кружке является формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, ...
Рабочая программа курса «Занимательная математика » (внеурочная деятельность) 1 класс
Рабочая программа курса «Занимательная математика » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ...
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" 4класс
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" для 4 класса...
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...