Рабочая программа кружка "Занимательная математика" 4класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_zanimatelnaya_matematika_4klass.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

Направленность программы – социально-педагогическая.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математики.  Они содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы программы, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только обще учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу школьников на занятии. Для эффективности работа организуется с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в нее включены условия для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Содержание занятий  направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Осуществляется учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

  • Обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
  • углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
  • обучение правильному применению математической терминологии;
  • пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;
  • обучение умению делать выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
  • повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.

                                         

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Отличительные особенности программы «Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера.

В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации кружка целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ

В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

            10 -11 лет.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

        Срок реализации программы - 1 год.

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Преобладающие формы занятий – групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы), и индивидуальная (учащемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей).

Программа рассчитана на 38 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 45 мин в группе от 5 до 30 человек.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1 год обучения)

Разделы, темы

Всего часов:

Теория

Практика

1. Инструктаж по Т/Б - 2 раза в год. Числа. Арифметические действия. Величины.

10

2

8

2. Геометрическая мозаика.

15

5

10

3. Мир занимательных задач.

13

4

9

Итого:

38

11

27

     

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Числа. Арифметические действия. Величины

Тема №1. Любителям математики. Турнир смекалистых.

Теория: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

           Практика: Т/Б, решение математических загадок, числовых головоломок, требующих от учащихся логических рассуждений. Математические игры: «Веселый счёт», «Не подведи друга», «Счастливый случай».

Темы №2-3. Волшебный круг. Дроби.

Теория: правила сравнения дробей. Деление заданной фигуры на равные части.

Практика: математические игры с дробными числами.

Темы № 4-5. Игры с числами.

Теория: нахождение части числа, числа по его части.

Практика: математические игры: «Отгадай задуманное число», «У кого какая цифра».

Тема №6. Модель «машины времени».

Теория: единицы времени.

Практика: решение задач с именованными числами.

Тема №7. Закономерности в числах.

Теория: математические действия с многозначными числами.

Практика: решение примеров в несколько действий. Математические игры: «Знай свой разряд», «Числа-великаны».

Темы №8-10. Проектная деятельность «Трудолюбивые пчелы».

Теория: создание проекта.

Практика: поиск и выбор необходимой информации.

Геометрическая мозаика

Тема №11. Магические квадраты.

Теория: таблица, столбцы, строки, диагонали.

Практика: решение задач на заполнение магических квадратов.

Тема №12. Волшебный квадрат.

Теория: геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник и треугольник) и их свойства.

Практика: игры-головоломки «Танграм», «Пифагор».

Тема №13. Игры на развитие наблюдательности.

Теория: Понятие объема. Геометрическое тело. Квадрат и куб. Сходство и различие. Построение пирамиды. Прямоугольник и параллелепипед. Построение параллелепипеда. Сходство и различие.

Практика: решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Тема №14-15. Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.

Теория: логические задачи.

Практика: решение задач, требующих применения сообразительности и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Тема №16. Поиск альтернативных способов действий.

Теория: круглые числа.  Арифметические действия с круглыми числами.

Практика: решение игровых заданий.

Тема №17-18. Проектная деятельность «Газета эрудитов».

Теория: создание проекта.

Практика: самостоятельный поиск информации для газеты.

Тема №19. Путешествие по числовому лучу.

Теория: прямая, точка, луч, числовой луч.

Практика: игра «Путешествие по числовому лучу».

Тема №20. Морской бой.

Теория: координатная плоскость, координаты точки на плоскости.

Практика: игра «Морской бой».

Тема №21. Прятки с фигурами.

Теория: геометрические фигуры.

Практика: поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Тема №22. Геометрический калейдоскоп.

Теория: геометрические узоры, закономерность в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Практика: составление (вычерчивание) геометрического орнамента. Игры с геометрическим материалом.

Тема №23-25. Занимательное моделирование.

Теория: объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Практика: моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Мир занимательных задач

Тема № 26-27. Логический конструктор.

Теория: знакомство с головоломками.

Практика: решение головоломок-шуток и головоломок на логику и смекалку.

Тема №28-29. Числовые головоломки.

Теория: знакомство с числовыми головоломками. Судоку.

Практика: Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Тема №30. Придумывание по аналогии.

Теория: обратные задачи.

Практика: решение обратных задач, используя круговую форму. Познавательная игра «Где твоя пара?».

Тема №31. Из истории чисел.

Теория: старинные системы записи чисел, из истории чисел, цифр.

Практика: игры с числами «Две из трех», «Третий лишний», «Подумай – реши».

Тема №32-33. Проектная деятельность «Волшебный круг».

Теория: создание проекта.

Практика: поиск и выбор необходимой информации.

Тема №34. Секреты задач

Теория: задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными.

Практика: решение задач.

Тема №35. Блиц-турнир по решению задач.

Теория: задачи-тесты.

Практика: решение задач на быстроту реакции.

Тема №36. Мир занимательных задач.

Теория: задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

Практика: решение задач.

Тема №37. Задачи-смекалки.

Теория: задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

Практика: составление аналогических задач и заданий.

Тема №38. Математический праздник.

Практика: задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

                       К концу обучения учащиеся научатся:

  • сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
  • конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
  • составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Способы проверки: педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ результатов.

Виды контроля:

1. начальный контроль (сентябрь);

2. текущий контроль (в течение всего учебного года);

3. промежуточный контроль (январь);

4. итоговый контроль (май).

                                                ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

 Итоговый контроль осуществляется в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • выполнение диагностических заданий

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления   деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям,
  • широта кругозора,
  • свобода восприятия теоретической информации,
  • развитость практических навыков работы со специальной литературой,
  • осмысленность и свобода использования специальной терминологии.

Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников:

  • соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям,
  • свобода владения специальным оборудованием и оснащением,
  • качество выполнения практического задания,
  • технологичность практической деятельности.

Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей:

  • культура организации своей практической деятельности,
  • культура поведения,
  • творческое отношение к выполнению практического задания,
  • аккуратность и ответственность в работе,
  • развитость специальных способностей.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Занимательная математика» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.

При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 10-11 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:

  • Словесные (рассказ-объяснение, беседа, лекция);
  • Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся);
  • Практические (выполнение упражнений, приобретение навыков, управление технологическими процессами).

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя демонстрационные таблицы, специальную и дополнительную литературу, интернет ресурсы:

  • http://www.vneuroka.ru/mathematics.php  образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
  • http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
  • http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
  • http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
  • http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачки, фокусы, ребусы.

                      УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

  1. Демонстрационные таблицы по темам    
  2. Игры и игрушки:
  • Кубики (игральные) с точками или цифрами.
  • Комплекты карточек с числами:
  • 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
  • 10, 20, 30, 40, … , 90;
  • 100, 200, 300, 400, … , 900.
  • «Математический веер» с цифрами и знаками.
  • Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
  • Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
  • Математический набор «Карточки-считалочки» для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.
  • Часовой циферблат с подвижными стрелками.
  • Набор «Геометрические тела».
  • Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10;  20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.
  • Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.
  1. ПК.   Мультимедийный проектор

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для учителей:

  1. Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы [Текст] / Н. В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Агафонова, И. Учимся думать [Текст]: занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет / И. Агафонова. – СПб.: Питер, 1996..
  3. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике [Текст] / Т.А. Лавриненко. - Саратов: Лицей, 2002.
  5. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе [Текст] / М.: Панорама, 2006.
  6. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.
  7. Узорова, О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М.: Просвещение, 2004.
  8. Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] / Т.В. Шкляров. - М.: Грамотей, 2004.

Список литературы, рекомендуемой для учащихся

  1. Захарова, О. А. Математика [Текст]: тетрадь для самостоятельных работ № 3: 3 класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М.: Академкнига / Учебник, 2011.
  2. Захарова, О. А. Математика [Текст]: тетрадь для самостоятельных работ № 3: 4 класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М.: Академкнига / Учебник, 2011.
  3. Перельман, И. Живая математика [Текст] / И. Перельман.- М.: Триада-литера, 1994.- с.174

         Календарно-тематический план на 2016-2017  учебный год

№ п/п

Дата

                         Тема занятия

Числа. Арифметические действия. Величины

1.

Любителям математики. Турнир смекалистых.

2.

Волшебный круг. Дроби.

3.

Волшебный круг. Дроби.

4.

Игры с числами.

5.

Игры с числами.

6.

Модель «машины времени».

7.

Закономерности в числах.

8.

Проектная деятельность «Трудолюбивые пчелы»

9.

Проектная деятельность «Трудолюбивые пчелы»

10.

Проектная деятельность «Трудолюбивые пчелы»

Геометрическая мозаика

11.

Магические квадраты.

12.

Волшебный квадрат.

13.

Игры на развитие наблюдательности.

14.

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.

15.

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.

16.

Поиск альтернативных способов действий.

17.

Проектная деятельность ”Газета эрудитов”

18.

Проектная деятельность ”Газета эрудитов”

19.

Путешествие по числовому лучу.

20.

Игра «морской бой».

21.

Прятки с фигурами.

22.

Геометрический калейдоскоп.

23.

Занимательное моделирование

24.

Занимательное моделирование

25.

Занимательное моделирование

Мир занимательных задач

26.

Логический конструктор.

27.

Логический конструктор.

28.

Числовые головоломки.

29.

Числовые головоломки.

30.

Придумывание по аналогии.

31.

Из истории чисел.

32.

Проектная деятельность ”Волшебный круг”

33.

Проектная деятельность ”Волшебный круг”

34.

Секреты задач.

35.

Блиц-турнир по решению задач.

36.

Мир занимательных задач.

37.

Задачи-смекалки

38.

Математический праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...