Рабочая программа кружка "Занимательная математика" 4класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zanimatelnaya_matematika_4klass.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
Направленность программы – социально-педагогическая.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математики. Они содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы программы, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только обще учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу школьников на занятии. Для эффективности работа организуется с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в нее включены условия для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Осуществляется учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
- Обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
- углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
- обучение правильному применению математической терминологии;
- пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;
- обучение умению делать выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
- повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Отличительные особенности программы «Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера.
В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации кружка целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ
В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
10 -11 лет.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы - 1 год.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Преобладающие формы занятий – групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы), и индивидуальная (учащемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей).
Программа рассчитана на 38 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 45 мин в группе от 5 до 30 человек.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1 год обучения)
Разделы, темы | Всего часов: | Теория | Практика |
1. Инструктаж по Т/Б - 2 раза в год. Числа. Арифметические действия. Величины. | 10 | 2 | 8 |
2. Геометрическая мозаика. | 15 | 5 | 10 |
3. Мир занимательных задач. | 13 | 4 | 9 |
Итого: | 38 | 11 | 27 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Числа. Арифметические действия. Величины
Тема №1. Любителям математики. Турнир смекалистых.
Теория: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Практика: Т/Б, решение математических загадок, числовых головоломок, требующих от учащихся логических рассуждений. Математические игры: «Веселый счёт», «Не подведи друга», «Счастливый случай».
Темы №2-3. Волшебный круг. Дроби.
Теория: правила сравнения дробей. Деление заданной фигуры на равные части.
Практика: математические игры с дробными числами.
Темы № 4-5. Игры с числами.
Теория: нахождение части числа, числа по его части.
Практика: математические игры: «Отгадай задуманное число», «У кого какая цифра».
Тема №6. Модель «машины времени».
Теория: единицы времени.
Практика: решение задач с именованными числами.
Тема №7. Закономерности в числах.
Теория: математические действия с многозначными числами.
Практика: решение примеров в несколько действий. Математические игры: «Знай свой разряд», «Числа-великаны».
Темы №8-10. Проектная деятельность «Трудолюбивые пчелы».
Теория: создание проекта.
Практика: поиск и выбор необходимой информации.
Геометрическая мозаика
Тема №11. Магические квадраты.
Теория: таблица, столбцы, строки, диагонали.
Практика: решение задач на заполнение магических квадратов.
Тема №12. Волшебный квадрат.
Теория: геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник и треугольник) и их свойства.
Практика: игры-головоломки «Танграм», «Пифагор».
Тема №13. Игры на развитие наблюдательности.
Теория: Понятие объема. Геометрическое тело. Квадрат и куб. Сходство и различие. Построение пирамиды. Прямоугольник и параллелепипед. Построение параллелепипеда. Сходство и различие.
Практика: решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Тема №14-15. Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.
Теория: логические задачи.
Практика: решение задач, требующих применения сообразительности и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Тема №16. Поиск альтернативных способов действий.
Теория: круглые числа. Арифметические действия с круглыми числами.
Практика: решение игровых заданий.
Тема №17-18. Проектная деятельность «Газета эрудитов».
Теория: создание проекта.
Практика: самостоятельный поиск информации для газеты.
Тема №19. Путешествие по числовому лучу.
Теория: прямая, точка, луч, числовой луч.
Практика: игра «Путешествие по числовому лучу».
Тема №20. Морской бой.
Теория: координатная плоскость, координаты точки на плоскости.
Практика: игра «Морской бой».
Тема №21. Прятки с фигурами.
Теория: геометрические фигуры.
Практика: поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Тема №22. Геометрический калейдоскоп.
Теория: геометрические узоры, закономерность в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Практика: составление (вычерчивание) геометрического орнамента. Игры с геометрическим материалом.
Тема №23-25. Занимательное моделирование.
Теория: объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Практика: моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Мир занимательных задач
Тема № 26-27. Логический конструктор.
Теория: знакомство с головоломками.
Практика: решение головоломок-шуток и головоломок на логику и смекалку.
Тема №28-29. Числовые головоломки.
Теория: знакомство с числовыми головоломками. Судоку.
Практика: Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Тема №30. Придумывание по аналогии.
Теория: обратные задачи.
Практика: решение обратных задач, используя круговую форму. Познавательная игра «Где твоя пара?».
Тема №31. Из истории чисел.
Теория: старинные системы записи чисел, из истории чисел, цифр.
Практика: игры с числами «Две из трех», «Третий лишний», «Подумай – реши».
Тема №32-33. Проектная деятельность «Волшебный круг».
Теория: создание проекта.
Практика: поиск и выбор необходимой информации.
Тема №34. Секреты задач
Теория: задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными.
Практика: решение задач.
Тема №35. Блиц-турнир по решению задач.
Теория: задачи-тесты.
Практика: решение задач на быстроту реакции.
Тема №36. Мир занимательных задач.
Теория: задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.
Практика: решение задач.
Тема №37. Задачи-смекалки.
Теория: задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.
Практика: составление аналогических задач и заданий.
Тема №38. Математический праздник.
Практика: задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
К концу обучения учащиеся научатся:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Способы проверки: педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ результатов.
Виды контроля:
1. начальный контроль (сентябрь);
2. текущий контроль (в течение всего учебного года);
3. промежуточный контроль (январь);
4. итоговый контроль (май).
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- выполнение диагностических заданий
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников:
- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям,
- широта кругозора,
- свобода восприятия теоретической информации,
- развитость практических навыков работы со специальной литературой,
- осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников:
- соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям,
- свобода владения специальным оборудованием и оснащением,
- качество выполнения практического задания,
- технологичность практической деятельности.
Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей:
- культура организации своей практической деятельности,
- культура поведения,
- творческое отношение к выполнению практического задания,
- аккуратность и ответственность в работе,
- развитость специальных способностей.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Занимательная математика» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 10-11 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
- Словесные (рассказ-объяснение, беседа, лекция);
- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся);
- Практические (выполнение упражнений, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя демонстрационные таблицы, специальную и дополнительную литературу, интернет ресурсы:
- http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
- http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
- http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
- http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
- http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачки, фокусы, ребусы.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
- Демонстрационные таблицы по темам
- Игры и игрушки:
- Кубики (игральные) с точками или цифрами.
- Комплекты карточек с числами:
- 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
- 10, 20, 30, 40, … , 90;
- 100, 200, 300, 400, … , 900.
- «Математический веер» с цифрами и знаками.
- Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
- Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
- Математический набор «Карточки-считалочки» для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.
- Часовой циферблат с подвижными стрелками.
- Набор «Геометрические тела».
- Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.
- Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.
- ПК. Мультимедийный проектор
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для учителей:
- Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы [Текст] / Н. В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Агафонова, И. Учимся думать [Текст]: занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет / И. Агафонова. – СПб.: Питер, 1996..
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике [Текст] / Т.А. Лавриненко. - Саратов: Лицей, 2002.
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе [Текст] / М.: Панорама, 2006.
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.
- Узорова, О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М.: Просвещение, 2004.
- Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] / Т.В. Шкляров. - М.: Грамотей, 2004.
Список литературы, рекомендуемой для учащихся
- Захарова, О. А. Математика [Текст]: тетрадь для самостоятельных работ № 3: 3 класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М.: Академкнига / Учебник, 2011.
- Захарова, О. А. Математика [Текст]: тетрадь для самостоятельных работ № 3: 4 класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М.: Академкнига / Учебник, 2011.
- Перельман, И. Живая математика [Текст] / И. Перельман.- М.: Триада-литера, 1994.- с.174
Календарно-тематический план на 2016-2017 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...