Рабочая программа по математике. 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39»
города Дзержинска Нижегородской области
Принята на педагогическом совете от 29.08.2014 года протокол № 10 | Утверждена приказом директора МБОУ СОШ № 39 от 29.08.2014 года № 342-п |
Рабочая программа
по математике
3 класс
Разработала
учитель начальных классов
Чумакова Ольга Николаевна
2014 год
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе программы В.Н. Рудницкой «Математика: программа: 1-4классы» - М.: Вентана-Граф, 2011.
Урок математики проводится 4 раза в неделю, рассчитан на 136 часов.
Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
- предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины; применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Важнейшими задачами обучения являются:
- создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;
- обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника.
Содержание курса математики направлено, прежде всего, на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, а также реализует следующие цели обучения:
- сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях,
- алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах;
- владение математическим языком, знаково-символическими средствами, установление отношений между математическими объектами служит средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике;
- овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей;
- решение математических (в том числе арифметических) текстовых задач оказывает положительное влияние на эмоционально-волевое сферу личности учащихся, развивает умение преодолевать трудности, настойчивость, волю, умение испытывать удовлетворение от выполненной работы.
Кроме того, важной ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной таблицами, графиками, диаграммами, схемами, базами данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения учащихся являются:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
- способность к самоорганизованности;
- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание учебного предмета
Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов
Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты).
Соотношения между множествами предметов. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов), больше, меньше (на несколько предметов).
Универсалъные учебные действия:
- сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;
- распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию);
- сопоставлять множества предметов по их численностям (путём составления пар предметов).
Число и счёт
Счёт предметов. Чтение и запись чисел в пределах класса миллиардов. Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков >, =, <.
Римская система записи чисел.
Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.
Универсалъные учебные действия:
- пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;
- сравнивать числа;
- упорядочивать данное множество чисел.
Арифметические действия с числами и их свойства
Сложение, вычитание, умножение и деление и их смысл. Запись арифметических действий с использованием знаков +, -,*,:.
Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий (слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; множитель, произведение; делимое, делитель, частное).
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Таблица умножения и соответствующие случаи деления.
Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение многозначного числа на однозначное, на двузначное и на трехзначное число.
Деление с остатком.
Устные и письменные алгоритмы деления на однозначное, на двузначное и на трехзначное число.
Способы проверки правильности вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с использованием микрокалькулятора).
Доля числа (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Нахождение одной или нескольких долей числа. Нахождение числа по его доле.
Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания); сложение и вычитание с 0; умножение и деление с 0 и 1. Обобщение: записи свойств действий с использованием букв. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений: перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Числовое выражение. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих от 2 до 6 арифметических действий, со скобками и без скобок. Вычисление значений выражений. Составление выражений в соответствии с заданными условиями.
Выражения и равенства с буквами. Правила вычисления неизвестных компонентов арифметических действий.
Примеры арифметических задач, решаемых составлением равенств, содержащих букву.
Универсальные учебные действия:
- моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;
- воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырёх арифметических действий;
- прогнозировать результаты вычислений;
- контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;
- оценивать правильность предъявленных вычислений;
- сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;
- анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нём арифметических действий.
Величины
Длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин.
Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень, морская миля, верста), массы (пуд, фунт, ведро, бочка). История возникновения месяцев года.
Вычисление периметра многоугольника, периметра и площади прямоугольника (квадрата). Длина ломаной и её вычисление.
Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком). Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью. Запись приближенных значений величины с использованием знака ~ (примеры: АВ ~ 5 см, t ~ 3 мин, V ~ 200 км/ч).
Вычисление одной или нескольких долей значения величины. Вычисление значения величины по известной доле её значения.
Универсалъные учебные действия:
- сравнивать значения однородных величин;
- упорядочивать данные значения величины;
- устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.
Работа с текстовыми задачами
Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом.
Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления данных условия задачи.
Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа задачи.
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в»; зависимости между величинами, характеризующими процессы купли-продажи, работы, движения тел.
Примеры арифметических задач, решаемых разными способами; задач, имеющих несколько решений, не имеющих решения; задач с недостающими и с лишними данными (не использующимися при решении).
Универсалъные учебные действия:
- моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости;
- планировать ход решения задачи;
- анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
- прогнозировать результат решения;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера;
- выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
- наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условий.
Геометрические понятия
Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, круг; многоугольники и их виды. Луч и прямая как бесконечные плоские фигуры. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки. Угол и его элементы вершина, стороны. Виды углов (прямой, острый, тупой). Классификация треугольников (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равносторонние, равнобедренные).
Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямоугольник. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Оси симметрии прямоугольника (квадрата).
Пространственные фигуры: прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, цилиндр, конус, шар. Их распознавание на чертежах и на моделях.
Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.
Универсалъные учебные действия:
- ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);
- различать геометрические фигуры;
- характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;
- конструировать указанную фигуру из частей;
- классифицировать треугольники;
- распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях.
Логико-математическая подготовка
Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме.
Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение оснований классификации.
Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как примеры истинных и ложных высказываний.
Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и»,«или»,«если, то»,«неверно, что» и их истинность. Анализ структуры составного высказывания: выделение в нем простых высказываний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний.
Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение гримеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение.
Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов.
Универсалъные учебные действия:
- определять истинность несложных утверждений;
- приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;
- конструировать алгоритм решения логической задачи;
- делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;
- конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность;
- анализировать структуру предъявленного составного высказывания; выделять в нём составляющие его высказывания и делать выводы об
истинности или ложности составного высказывания; - актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.
Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Составление таблиц.
Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач.
Числовой луч. Координата точки. Обозначение вида А (5).
Координатный угол. Оси координат. Обозначение вида А (2,3).
Простейшие графики. Считывание информации.
Столбчатые диаграммы. Сравнение данных, представленных на диаграммах.
Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур, составленные по определенным правилам. Определение правила составления последовательности.
Универсалъные учебные действия:
- собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;
- переводить информацию из текстовой формы в табличную.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов | Диагностика | Контрольные работы | |
Итоговая | Тематическая | ||||
1 | Число и счет | 7 | 1 | ||
2 | Арифметические действия в пределах 1000 | 80 | 1 | 2 | 3 |
3 | Величины | 19 | 1 | 1 | 1 |
4 | Геометрические понятия | 17 | 1 | ||
5 | Логико-математическая подготовка | 8 | 1 | ||
6 | Повторение | 5 | |||
Итого: | 136 | 3 | 4 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № по теме, Кол-во часов | Разделы, темы | Тип урока | Характеристика деятельности детей | Оборудование | Дата | |
7 | Число и счет | ||||||
1 | 1 | Счет сотнями в пределах 1000. Десятичный состав трехзначного числа. | УОНЗ | Называть любое следующее (предыдущее) при счете число, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Сравнивать трехзначные числа, используя способ поразрядного сравнения. Различать знаки > и <.. Читать записи вида 256 < 512, 625 > 108. Упорядочивать числа (располагать их в порядке увеличении или уменьшения). | 10693 3 | 01.09 | |
2 | 2 | Названия и последовательность натуральных чисел от 100 до 1000. | УОНЗ | 02.09 | |||
3 | 3 | Числа от 100 до 1000. Закрепление пройденного материала. | УР | 10693 3 | 03.09 | ||
4 | 4 | Сравнение чисел. Знаки > и <. | УОНЗ | Таблица 1 | 05.09 | ||
5 | 5 | Сравнение трехзначных чисел способом поразрядного сравнения. | УОНЗ | 08.09 | |||
6 | 6 | Контрольная работа по теме «Чтение, запись, сравнение трехзначных чисел». | УРК | 09.09 | |||
7 | 7 | Анализ и работа над ошибками. | УРК | 10.09 | |||
5 | Величины | ||||||
8 | 1 | Единицы длины: километр, миллиметр. | УОНЗ | Называть единицы длины: километр, миллиметр. Выполнять практическую работу: измерять размеры предметов с использованием разных единиц длины; выбирать единицу длины при выполнении различных измерений. | 10693 6 | 12.09 | |
9 | 2 | Соотношение единиц длины. | УОНЗ | 15.09 | |||
10 | 3 | Измерение длины в мм, см и м. | УОНЗ | 17.09 | |||
11 | 4 | Стартовая диагностика | УРК | 16.09 | |||
12 | 5 | Вспоминаем пройденное по теме: «Единицы длины». | УР | 19.09 | |||
6 | Геометрические фигуры (Геометрические понятия) | ||||||
13 | 1 | Ломаная. | УОНЗ | Характеризовать ломаную (вид ломаной, число ее вершин, звеньев). Читать обозначение ломаной. Различать виды ломаных линий. Конструировать ломаную линию по заданным условиям | 22.09 | ||
14 | 2 | Ломаная. Вершины и звенья ломаной. | УОНЗ | 23.09 | |||
15 | 3 | Ломаная. Задачи на построение ломаных линий. | УОНЗ | 24.09 | |||
16 | 4 | Длина ломаной и ее вычисление. | УОНЗ | 26.09 | |||
17 | 5 | Построение ломаной с заданным числом вершин (звеньев) с помощью линейки. | УР | 29.09 | |||
18 | 6 | Закрепление умения строить ломаную по заранее составленному плану. | УР | 30.09 | |||
8 | Величины | ||||||
19 | 1 | Масса. Килограмм. Грамм. | УОНЗ | Называть единицы массы. Выполнять практические работы: взвешивать предметы небольшой массы на чашечных весах, отмеривать с помощью литровой банки требуемое количество воды, сравнивать вместимость сосудов с помощью указанной мерки. Вычислять массу предметов и вместимость при решении учебных задач и упражнений. | 10693 7 | 01.10 | |
20 | 2 | Соотношение единиц массы. | УОНЗ | 03.10 | |||
21 | 3 | Измерение массы с помощью весов. Решение задач на нахождение массы. | УОНЗ | 06.10 | |||
22 | 4 | Закрепление изученного материала по теме: «Масса и ее единицы» | УР | 07.10 | |||
23 | 5 | Вместимость и ее единица — литр. | УОНЗ | 08.10 | |||
24 | 6 | Измерения вместимости с помощью мерных сосудов. | УОНЗ | 10.10 | |||
25 | 7 | Контрольная работа по теме «Величины». | УРК | 14.10 | |||
26 | 8 | Анализ и работа над ошибками. | УРК | 15.10 | |||
26 | Арифметические действия в пределах 1000. | ||||||
27 | 1 | Поразрядное сложение в пределах 1000. | УОНЗ | Воспроизводить устные приемы сложения и вычитания в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи сложения и вычитания, а также используя прикидку результата, перестановку слагаемых, микрокалькулятор; осуществлять взаимопроверку. | 10693 3 | 13.10 | |
28 | 2 | Устные и письменные приемы сложения трехзначных чисел. | УОНЗ | 17.10 | |||
29 | 3 | Письменные приемы сложения трехзначных чисел. | УОНЗ | 20.10 | |||
30 | 4 | Решение задач по теме: «Сложение трехзначных чисел». | УОНЗ | 21.10 | |||
31 | 5 | Вспоминаем пройденное по теме: «Тысяча» | УР | 27.10 | |||
32 | 6 | Контрольная работа по итогам 1 четверти. | УРК | 22.10 | |||
33 | 7 | Анализ и работа над ошибками. | УРК | 24.10 | |||
34 | 8 | Поразрядное вычитание в пределах 1000. | УОНЗ | 28.10 | |||
35 | 9 | Письменные и устные приемы вычитания трехзначных чисел. | УОНЗ | 29.10 | |||
36 | 10 | Решение задач на вычитание в пределах 1000. | УОНЗ | 31.10 | |||
37 | 11 | Сложение и вычитание в пределах тысячи | УР | 10.11 | |||
38 | 12 | Вспоминаем пройденное. Решение задач. | УР | 11.11 | |||
39 | 13 | Сочетательное свойство сложения | УОНЗ | 10693 5 | 12.11 | ||
40 | 14 | Использование сочетательного свойства сложения. | УОНЗ | 14.11 | |||
41 | 15 | Сочетательное свойство сложения. Вспоминаем пройденное. | УР | 17.11 | |||
42 | 16 | Сумма трех и более слагаемых. Устные приёмы вычислений. | УОНЗ | 18.11 | |||
43 | 17 | Сумма трех и более слагаемых. Письменные приёмы вычислений. | УОНЗ | 19.11 | |||
44 | 18 | Решение задач на нахождение суммы трех и более слагаемых. | УОНЗ | 21.11 | |||
45 | 19 | Сочетательное свойство умножения. | УОНЗ | Формулировать сочетательное свойство умножения и использовать его при выполнении вычислений. Формулировать правило умножения суммы (разности) на число и использовать его при выполнении вычислений. | 10693 5 | 24.11 | |
46 | 20 | Использование сочетательного свойства умножения при выполнении устных и письменных вычислений. | УОНЗ | 25.11 | |||
47 | 21 | Использование сочетательного свойства умножения при решении задач. | УОНЗ | 26.11 | |||
48 | 22 | Произведение трех и более множителей. | УОНЗ | Вычислять значения выражений, содержащих только действие умножения, на основе использования свойств умножения. Воспроизводить результаты табличных случаев умножения и деления. | 28.11 | ||
49 | 23 | Вычисление значения выражения с тремя и более множителями. | УР | 01.12 | |||
50 | 24 | Произведение трех и более множителей. Вспоминаем пройденное. | УР | 02.12 | |||
51 | 25 | Контрольная работа по теме «Арифметические действия в пределах 1000». | УРК | 03.12 | |||
52 | 26 | Анализ ошибок и работа над ошибками. | УРК | 05.12 | |||
5 | Геометрические понятия | ||||||
53 | 1 | Построение фигур, симметричных данным, на клетчатой бумаге. | УОНЗ | Воспроизводить способ построения точек, отрезков, лучей, прямых, ломаных, многоугольников, симметричных данным на бумаге в клетку. | 08.12 | ||
54 | 2 | Построение фигур, симметричных данным, на клетчатой бумаге. | УОНЗ | 09.12 | |||
55 | 3 | Симметрия на клетчатой бумаге в клетку. Вспоминаем пройденное. | УОНЗ | 10.12 | |||
56 | 4 | Контрольная работа по итогам 2 четверти | УРН | 17.12 | |||
57 | 5 | Анализ ошибок и работа над ошибками. | УРК | 19.12 | |||
8 | Арифметические действия в пределах 1000. | ||||||
58 | 1 | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. | УОНЗ | Анализировать числовое выражение с целью определения порядка выполнения действий. Вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок, используя изученные правила. Составлять числовые выражения, содержащие 3-4 арифметических действия, и вычислять их значения. Выполнять устно и письменно сложение и вычитание двух-, трехзначных чисел. | Таблица 18 | 12.12 | |
59 | 2 | Решение выражений без скобок, содержащих действия только одной ступени. | УОНЗ | Таблица 18 | 15.12 | ||
60 | 3 | Решение выражений без скобок, содержащих действия разных ступеней. | УОНЗ | Таблица 18 | 16.12 | ||
61 | 4 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. | УОНЗ | Таблица 18 | 22.12 | ||
62 | 5 | Решение выражений, содержащих одну или несколько пар скобок. | УОНЗ | 23.12 | |||
63 | 6 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. Решение задач. | УР | 12.01 | |||
64 | 7 | Контрольная работа по теме «Порядок выполнения действий в сложных числовых выражениях» | УРК | 24.12 | |||
65 | 8 | Анализ и работа над ошибками. | УРК | 26.12 | |||
8 | Логико-математическая подготовка. | ||||||
66 | 1 | Понятие о верных и неверных высказываниях. | УОНЗ | Отличать высказывание от других предложений, не являющихся высказываниями. Приводить примеры верных и неверных высказываний; предложений, не являющихся высказываниями. | 13.01 | ||
67 | 2 | Понятие о верных и неверных высказываниях. | УР | 14.01 | |||
68 | 3 | Понятие о верных и неверных высказываниях. | УР | 16.01 | |||
69 | 4 | Понятие о числовых равенствах и неравенствах. | УОНЗ | Отличать числовое равенство от числового неравенства. Приводить примеры верных и неверных числовых равенств и неравенств. | 19.01 | ||
70 | 5 | Чтение и запись числовых равенств и неравенств. | УОНЗ | 20.01 | |||
71 | 6 | Свойства числовых равенств. | УОНЗ | 21.01 | |||
72 | 7 | Промежуточная диагностика | УРК | 27.01 | |||
73 | 8 | Анализ и работа над ошибками. | УРК | 28.01 | |||
3 | Геометрические понятия. | ||||||
74 | 1 | Деление окружности на равные части. | УОНЗ | Воспроизводить способ деления окружности на 6 равных частей с помощью циркуля. Воспроизводить способ деления окружности на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. | Циркуль | 23.01 | |
75 | 2 | Практические способы деления окружности на 2 и 4 равные части с помощью циркуля. | УОНЗ | Циркуль | 26.01 | ||
76 | 3 | Практические способы деления окружности на 3 и 6 равных частей с помощью циркуля. | УОНЗ | Циркуль | 30.01 | ||
9 | Арифметические действия в пределах 1000. | ||||||
77 | 1 | Умножение суммы на число. | УОНЗ | Использовать правило умножения суммы на число в вычислениях. Использовать приемы умножения на 10 и на 100 в ходе вычислений. Использовать приемы умножения данного числа десятков или сотен на однозначное число в ходе вычислений. Выполнять устно и письменно действия с двузначными числами, а также сложение и вычитание с трехзначными числами. Применять правила порядка выполнения действий в числовых выражениях для нахождения значений. | Таблица 17 | 02.02 | |
78 | 2 | Распределительное свойство умножения. | УОНЗ | 03.02 | |||
79 | 3 | Представление числа в виде суммы двух слагаемых. | УОНЗ | 04.02 | |||
80 | 4 | Умножение на 10 и на 100. | УОНЗ | 06.02 | |||
81 | 5 | Умножение на 10 и на 100. Вспоминаем пройденное. | УР | 09.02 | |||
82 | 6 | Умножение в случаях вида 50∙9 и 200∙4. | УОНЗ | 10.02 | |||
83 | 7 | Умножение в случаях вида 50∙9 и 200∙4. | УР | 11.02 | |||
84 | 8 | Умножение в случаях вида 50∙9 и 200∙4. Вспоминаем пройденное. | УР | 13.02 | |||
85 | 9 | Проверочная работа по теме «Устные приемы умножения». | УРК | 16.02 | |||
3 | Геометрические понятия. | ||||||
86 | 1 | Понятие «прямая». Принадлежность точки прямой. | УОНЗ | Различать: прямую и луч, прямую и отрезок. Строить прямую с помощью линейки и обозначать ее буквами латинского алфавита. Называть прямую и обозначать ее на чертеже буквами латинского алфавита. Составлять план построения двух прямых, которые при пересечении образуют прямой угол, и выполнять построение с помощью линейки и угольника. | 17.02 | ||
87 | 2 | Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых. | УОНЗ | 18.02 | |||
88 | 3 | Прямая. Задачи с буквенными данными. | УР | 20.02 | |||
5 | Арифметические действия в пределах 1000. | ||||||
89 | 1 | Устный прием умножения двузначного числа на однозначное. | УОНЗ | Вычислять произведение чисел в пределах 1000, используя устные и письменные алгоритмы умножения двузначных и трехзначных чисел на однозначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также применяя перестановку множителей, микрокалькулятор. Осуществлять взаимопроверку. | 24.02 | ||
90 | 2 | Устный прием умножения трехзначного числа на однозначное. | УР | 25.02 | |||
91 | 3 | Письменный прием умножения трехзначного числа на однозначное. | УОНЗ | 27.02 | |||
92 | 4 | Алгоритм письменного приема умножения трехзначного числа на однозначное. | УР | 02.03 | |||
93 | 5 | Упражнение в использовании письменного приема умножения трехзначного числа на однозначное. | УР | 03.03 | |||
6 | Величины | ||||||
94 | 1 | Единицы времени: час, минута, секунда. | УОНЗ | Называть единицы времени. Выполнять практическую работу: определять время по часам с точностью до часа, минуты, секунды. Вычислять время в ходе решения практических и учебных задач. | Таблица 26, модель часов | 04.03 | |
95 | 2 | Единицы времени: сутки, неделя, год, век. | УОНЗ | 06.03 | |||
96 | 3 | Соотношение между единицами времени. | УОНЗ | 10.03 | |||
97 | 4 | Упражнение в определении времени с помощью часов. | УР | Модель часов | 11.03 | ||
98 | 5 | Контрольная работа по итогам 3 четверти. | УРК | 17.03 | |||
99 | 6 | Анализ и работа над ошибками. | УРК | 18.03 | |||
32 | Арифметические действия в пределах 1000. | ||||||
100 | 1 | Деление на 10 и на 100. | УОНЗ | Вычислять произведение чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное и на двузначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также применяя перестановку множителей, микрокалькулятор. Осуществлять взаимопроверку. Подбирать частное способом проб. | 16.03 | ||
101 | 2 | Деление на 10 и на 100. | УР | 20.03 | |||
102 | 3 | Устные случаи деления чисел в пределах 1000. | УОНЗ | 01.04 | |||
103 | 4 | Нахождение частного способом подбора. | УОНЗ | 03.04 | |||
104 | 5 | Решение задач на нахождение однозначного частного. | УОНЗ | 06.04 | |||
105 | 6 | Деление с остатком. | УОНЗ | Различать два вида деления (с остатком и без остатка). Моделировать способ деления с остатком небольших чисел с помощью фишек. Называть компоненты деления с остатком (делимое, делитель, частное, остаток). Вычислять частное чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы деления на однозначное и на двузначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также микрокалькулятора; осуществлять взаимопроверку | 07.04 | ||
106 | 7 | Деление с остатком. | УР | 08.04 | |||
107 | 8 | Свойства деления с остатком. | УОНЗ | 10.04 | |||
108 | 9 | Решение задач на деление с остатком. | УОНЗ | 13.04 | |||
109 | 10 | Устный прием деления на однозначное число. | УОНЗ | Вычислять частное чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы деления на однозначное и на двузначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также микрокалькулятора; осуществлять взаимопроверку Вычислять произведение чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное и на двузначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также применяя перестановку множителей, микрокалькулятор. Осуществлять взаимопроверку. Подбирать частное способом проб. | 14.04 | ||
110 | 11 | Прием письменного деления на однозначное число. | УОНЗ | 15.04 | |||
111 | 12 | Алгоритм письменного деления на однозначное число. | УР | 17.04 | |||
112 | 13 | Упражнение в письменном делении на однозначное число. | УР | 20.04 | |||
113 | 14 | Контрольная работа по теме «Деление на однозначное число». | УРК | 21.04 | |||
114 | 15 | Анализ и работа над ошибками. | УРК | 22.04 | |||
115 | 16 | Умножение в случаях вида 23∙40. | УОНЗ | 24.04 | |||
116 | 17 | Умножение в случаях вида 23∙40. | УР | 27.04 | |||
117 | 18 | Решение составных арифметических задач. | УР | 28.04 | |||
118 | 19 | Умножение в случаях вида 23∙40. | УР | 29.04 | |||
119 | 20 | Письменный прием умножения на двузначное число. | УОНЗ | 04.05 | |||
120 | 21 | Алгоритм письменного приема умножения на двузначное число. | УР | 05.05 | |||
121 | 22 | Алгоритм письменного приема умножения на двузначное число. (Закрепление) | УР | 06.05 | |||
122 | 23 | Решение арифметических задач. | УР | 08.05 | |||
123 | 24 | Итоговая диагностика. | УРК | 13.05 | |||
124 | 25 | Умножение на двузначное число. | УР | 11.05 | |||
125 | 26 | Устные приемы деления на двузначное число. | УОНЗ | 12.05 | |||
126 | 27 | Письменный прием деления на двузначное число. | УОНЗ | 15.05 | |||
127 | 28 | Алгоритм письменного приема деления на двузначное число. | УР | 18.05 | |||
128 | 29 | Упражнение в делении на двузначное число. | УР | 19.05 | |||
129 | 30 | Умножение и деление на двузначное число. Закрепление. | УР | 20.05 | |||
130 | 31 | Контрольная работа по итогам года. | УРК | 26.05 | |||
131 | 32 | Анализ и работа над ошибками. | УРК | 27.05 | |||
5 | Повторение | ||||||
132 | 1 | Повторение темы «Нумерация чисел от 1 до 1000» | УР | Вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, используя устные и письменные алгоритмы. Вычислять произведение и частное чисел в пределах 1000, используя устные и письменные алгоритмы умножения и деления двузначных и трехзначных чисел на однозначное и двузначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи сложения и вычитания, умножения и деления, а также используя прикидку результата, перестановку слагаемых и множителей, микрокалькулятор. | 22.05 | ||
133 | 2 | Повторение темы «Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел от 1 до 1000» | УР | ||||
134 | Повторение темы «Устные и письменные приемы умножения и деления на однозначное число» | УР | 25.05 | ||||
135 | 4 | Повторение темы «Величины» | УР | 29.05 | |||
136 | 5 | Решение арифметических задач. | УР |
Условные обозначения:
УОНЗ - урок открытия новых знаний
УР - урок рефлексии
УОН - урок общеметодологической направленности
УРК - урок развивающего контроля
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в третьем классе ученик научится:
называть:
— любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;
— компоненты действия деления с остатком;
— единицы массы, времени, длины;
— геометрическую фигуру (ломаная);
сравнивать:
— числа в пределах 1000;
— значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
различать:
— знаки > и <;
— числовые равенства и неравенства;
читать:
— записи вида 120 < 365, 900 > 850; воспроизводить:
— соотношения между единицами массы, длины, времени;
— устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах1000;
приводить примеры:
— числовых равенств и неравенств;
моделировать:
— ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;
— способ деления с остатком с помощью фишек;
упорядочивать:
— натуральные числа в пределах 1000;
— значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
анализировать:
— структуру числового выражения;
— текст арифметической (в том числе логической) задачи;
классифицировать:
— числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);
конструировать:
— план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;
контролировать:
— свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки; решать учебные и практические задачи:
— читать и записывать цифрами любое трехзначное число;
— читать и составлять несложные числовые выражения;
— выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
— вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
— выполнять деление с остатком;
— определять время по часам;
— изображать ломаные линии разных видов;
— вычислять значения числовых выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
— решать текстовые арифметические задачи в три действия.
К концу обучения в третьем классе ученик может научиться:
формулировать:
— сочетательное свойство умножения;
—распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);
читать:
— обозначения прямой, ломаной;
приводить примеры:
— высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
— верных и неверных высказываний;
различать:
— числовое и буквенное выражение;
— прямую и луч, прямую и отрезок;
— замкнутую и незамкнутую ломаную линии;
характеризовать:
— ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
— взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
конструировать:
— буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;
воспроизводить:
— способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;
решать учебные и практические задачи:
— вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
— изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
— проводить прямую через одну и через две точки;
—строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).
Критерии и нормы оценки знаний
Письменная работа, содержащая только примеры.
«5» - вся работа выполнена без ошибок и нет исправлений.
«4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки и неправильный выбор действий в одном выражении.
«3» - допущены 3-4 вычислительные ошибки.
«2» - допущены 5 и более вычислительных ошибок.
Письменная работа, содержащая только задачи.
«5» - все задачи решены и нет исправлений.
«4» - нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки; 1 несоответствие пояснительного текста.
«3» - хотя бы 1 ошибка в ходе решения задачи и 1 вычислительная ошибка; 2 несоответствия пояснительного текста ИЛИ вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача.
«2» - допущена ошибка в ходе решения 2-х задач ИЛИ допущена 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида: начерти, переведи, сравни).
«5» - вся работа выполнена без ошибок и нет исправлений.
«4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки и неправильный выбор действий в одном выражении; ИЛИ 1-2 вычислительные ошибки и 1-2 ошибки при переводе единиц измерения; ИЛИ 1-2 вычислительные ошибки и несоответствие геометрического построения с заданным параметром (при правильном вычислении заданных величин).
«3» - допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий; ИЛИ допущены 3-4 вычислительные ошибки.
«2» - допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы 1 вычислительная ошибка; ИЛИ при решении задачи и примеров допущено 5 вычислительных ошибок.
Комбинированная работа (2 задачи, примеры).
«5» - вся работа выполнена без ошибок и нет исправлений.
«4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки и неправильный выбор действий в одном выражении; ИЛИ 1-2 вычислительные ошибки и 1-2 несоответствия пояснительного текста в задаче; ИЛИ 1-2 вычислительные ошибки и несоответствие геометрического построения с заданным параметром (при правильном вычислении заданных величин).
«3» - допущены ошибки в ходе решения одной из задач при правильном выполнении всех остальных заданий; ИЛИ допущены 3-4 вычислительные ошибки.
«2» - допущены ошибки в ходе решения двух задач; ИЛИ допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки; ИЛИ при решении задачи и примеров допущено более 6 вычислительных ошибок.
Математический диктант.
«5» - вся работа выполнена без ошибок и нет исправлений.
«4» - не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
«3» - не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа.
«2» - не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях. Задание считается выполненным правильно, если ученик поставил крестик рядом со всеми верными ответами. За правильное выполнение теста выставляется 1 балл (ученик нашёл и отметил все правильные ответы). Если ученик отметил не все правильные ответы, то задание считается невыполненным и за него выставляется 0 баллов. Ученик также получает 0 баллов, если найдя все верные ответы, он пометил один или несколько неверных. Отметки за выполнение теста:
«5» - верно выполнено 80 – 100% заданий;
«4» - верно выполнено 65 – 79% заданий;
«3» - верно выполнено 50 – 64% заданий;
«2» - верно выполнено менее 50% заданий.
Учебно-методическое обеспечение.
Учебник:
1. Математика: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Методическая литература:
1. Математика: 3 класс: методика обучения. /В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – М.: Вентана-Граф, 2011.
2. Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы /В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Дидактическая литература:
1. Математика: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / В.Н.Рудницкая, Т.В. Юдачева . - М.: Вентана-Граф, 2014.
2. Математика: 3 класс: тетрадь для контрольных работ для учащихся общеобразовательных организаций / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://danilova.ru/storage/present.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...