- 1.
1. | Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности. | Прозвенел для нас звонок, Начинается урок. К нам без опоздания приходи старание. Помоги нам потрудиться, Мы пришли сюда учиться. - За окном холодно, снежно, а у нас в классе тепло и уютно от ваших улыбок, даже в душе расцветают цветы. У вас на партах цветы. Напишите в середине цветка своё имя, кто как умеет. Прикрепите цветок на груди, пусть он будет эмблемой нашего урока, а хорошее настроение не покидает вас. - Кто любит учиться? А кто любит играть? Хотите учиться и играть одновременно? Сегодня на уроке мы будем учиться играя. | Учащиеся читают рифмовку, эмоционально настраиваются на урок.
Ведущей деятельностью у первоклассников является игра, поэтому учащиеся с удовольствием будут выполнять игровые упражнения и получать новые знания.
| Личностные
|
2.. | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
| 2. Актуализация знаний. Игра «Пройди по мостику». Интерактивная карточка 1. - Восстановите ряд чисел: 1 2 .. 4 5 .. 6 7.. 8.. 10 - Посчитайте от 3 до 8, от 4 до 10, от 9 до 3, от 7 до 1. -Назовите соседей числа 4, 6, 10. - Сосчитайте через 1 от 1 до 9 и от 9 до 1; сосчитайте через 1 от 2 до 10 и от 10 до 1. Мы перешли речку и вышли на поляну. Сколько здесь цветов! Какие цветы вы знаете? Много интересных легенд сложил народ о цветах. Вот одна из них: -Высоко в горах на отвесных скалах растёт эдельвейс. Одна гордая принцесса потребовала себе этот цветок. За того, кто принесёт ей эдельвейс, согласится она выйти замуж. Кто-то погиб в горах, кто-то вернулся ни с чем, кто-то испугался. Только спустя много лет нашёлся храбрый юноша, которого не испугали трудности, и он, рискуя жизнью, добыл цветок, но капризная принцесса к тому времени стала старухой. С тех пор юноши стараются принести своим возлюбленным эдельвейсы, чтобы доказать свою любовь, отвагу, и верность. Вот и мы отправляемся за эдельвейсами, докажем свою отвагу и смелость. Игра «За эдельвейсами». Интерактивная карточка 2. (Покорить вершину горы, решив примеры:) -Решите выражение: 3+1 4+1 5+1 - Какое выражение должно быть следующим? Почему? Запишите его ( 6+1), найдите его значение, прочитайте это выражение по-разному.
Что достаточно сделать, чтобы к числу прибавить 1? (назвать следующее за ним число)
- Найдите значение выражений: 10-1 8-1 6-1 4-1 - Какое выражение должно быть следующим?(2-1) Почему? - Что достаточно сделать, чтобы из числа вычесть 1? (назвать предыдущее ему число). - Какие правила мы повторили? (…+1…-1) (схема1)
-Разбейте выражения на две группы:3+2 10-2 4+2 5+3 9-2 5+2 8-2 7-3 6+2 7-2 (суммы и разности), найдите значения выражений. - Что достаточно сделать, чтобы к числу прибавить 2? Вычесть 2? - Какое правило мы повторили в игре? (…+2…-2) (схема2)
-Мы полюбовались эдельвейсами, эти цветы редкие, их рвать нельзя.
- Найдите в каждом столбике «лишние» выражения. (5+3; 7-3)
- Выберите схему для этих примеров.
- Можем ли мы решить эти примеры? (нет) Почему? Нам не знакомы способы прибавления и вычитания числа 3.
| Учащиеся восстанавливают последовательность чисел первого десятка в прямом и обратном порядке. Работа по интерактивной карточке 1 способ «перетаскивание».
Учащиеся знакомятся с легендой об эдельвейсах, это мотивирует их к выполнению следующего задания.
Учащиеся выполняют задания с интерактивной карточки 2, инструмент «перо».
Учащиеся записывают выражения инструмент «перо», читают выражения с названиями компонентов и результатов сложения. Учащиеся вспоминают способ прибавления к числу числа 1.
-Учащиеся находят значения выражений (инструмент «перо»), -Записывают выражение, читают его с названиями компонентов вычитания Учащиеся вспоминают способ вычитания числа 1.
Учащиеся выбирают схему: …1; …-1.
Учащиеся делят выражения на суммы и разности. Учащиеся находят значение выражений (инструмент «перо»). - учащиеся вспоминают способы прибавления и вычитания числа 2. - учащиеся выбирают схему: …+2;…-2
Учащиеся учатся бережному отношению к природе.
Учащиеся называют примеры: 5+3; 7-3. Учащиеся выбирают схему:…+3; …-3. - Учащиеся выявляют место и причину затруднения.
|
Познавательные. Личностные.
Познавательные.
Регулятивные.
Познавательные.
Регулятивные.
Познавательные.
Познавательные.
Регулятивные.
Личностные.
Познавательные. |
3. | Выявление места и причины затруднения. Вывод темы урока.
| Рассмотрите таблички и подумайте, какая тема сегодняшнего урока? (…+3…-3). - Какова цель урока?
- Чему будем учиться на уроке?
-Для чего нам это нужно знать?
- Мы составили план работы на уроке: 1. …+3. 2.….-3. 3.Решение примеров. 4.решение задач. | - Учащиеся формулируют тему урока «Прибавление и вычитание числа 3».
- учащиеся формулируют цель: «Научиться прибавлять и вычитать число3». Учащиеся планируют свою деятельность на уроке: - Как прибавить число 3. - Как вычесть число 3. - Чтобы решать примеры и задачи.
Учащиеся знакомятся с планом урока: 1. …+3. 2.….-3. 3.Решение примеров. 4.решение задач. | Регулятивные.
Регулятивные.
Регулятивные. |
5. | Реализация построенного проекта
| - Перед вами карточки с примерами. Можем ли мы их решить, чтобы поиграть в следующую игру? (7+3 6+3 5+3 4+3 3+3 2+3 4-3 5-3 6-3 7-3 8-3 9-3 10-3). - Рассмотрим способы прибавления числа 3. - Покажем с помощью набора «Учись считать» -Работа с набором «Учись считать». Положите слева от себя 5 кругов, а справа 3 квадрата. Как к 5 прибавить 3? Можно к 5 прибавить1, прибавить1, прибавить1. – Кто по-другому прибавлял? ( к 5 прибавить1, а потом ещё 2), - А как ещё можно сосчитать? (к 5 прибавить 2, а потом 1). Уберите фигуры. - Как же мы к числу прибавляли 3? Посмотрим, какое объяснение даст компьютер. (Просмотр объяснения с диска «Математика 1 класс») - Правильно ли мы с вами решали? Сделаем вывод, как к числу прибавить 3? (…+1+1+1; …+1+2; …+2+1) схема 4 - Решите пример на маркерной доске: 6+3 (1 ряд решает таким способом:…+1+1+1, второй ряд – таким способом:…+1+2, третий ряд – таким способом: …+2+1). Проверка: покажите свои решения, сравните результаты. Почему одинаковые результаты? Решили правильно. Каким же способом можно прибавлять к числу 3? (любым, каким удобнее) Какой способ рациональнее, быстрее? Физкультминутка. На лужайке по ромашкам Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо на ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь .- Работа над приёмами вычитания числа 3. -Работа с маркерной доской. - Запишите выражение: 7-3 - Выполним схематическую иллюстрацию: - Сколько нарисуем кругов? (7) – как показать, что вычитаем 3? (зачеркнём 3) - Как зачёркивали круги? (по одному), значит, как из 7 вычесть 3? (7-1-1-1). - Как ещё можно из 7 вычесть 3? (7-2-1, пробуем, закройте пальчиком 2 круга, сколько осталось? А потом ещё 1 круг. Сколько осталось? - Как ещё можно из 7 вычесть 3? (7-1-2) - Как из числа вычесть 3? (…-1-1-1; …-1-2; …-2-1.) - Посмотрим объяснение компьютера. - Сделайте вывод, как из числа можно вычесть 3?(схема5) На маркерной доске решите выражение: 8-3 - Каким способом будете решать? Почему можно решать разными способами? (Все три способа верные, решаем удобным способом). Проверим. Дети решают пример, сравнивают результаты, делают вывод. Какой способ рациональнее? - Гимнастика для глаз. ( с помощью офтальмотренажёра)
|
|
|
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Игра «Математические пазлы» Выполнение задания с интерактивной доски. Дети решают пример с проговариванием способа вычисления. - Какой цветок открылся? (подсолнух) –и о подсолнухе есть легенда: Нимфа Клития полюбила бога солнца, но он не замечал её, а она целыми днями сидела на земле и любовалась им. Боги Олимпа пожалели нимфу и превратили её в подсолнух. Её ноги стали стеблем, а лицо превратилось в цветок, окружённый золотыми волосами-лепестками. Но даже став цветком, Клития продолжает смотреть на возлюдленного, поэтому подсолнух всегда обращён к солнцу при любой погоде. Работа в парах. Игра «Составь букет». - У вас на партах карточки с примерами, теперь вы сможете решить эти примеры. Работаем в парах, объясняем друг другу способ вычисления: 7+3 6+3 5+3 4+3 3+3 2+3 4-3 5-3 6-3 7-3 8-3 9-3 10-3. -выйдите к доске ребята, у кого пример с ответом 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. - Дети выходят к доске, объясняют решение примеров разными способами, прикрепляют карточку к доске, получается букет с цветами. Красивый букет? Какие в нём цветы? (ромашки и колокольчики) Вот какая есть легенда о колокольчиках: Всю ночь на лугу веселились гномы, пели песни, играли на музыкальных инструментах. А самый музыкальный гном так увлёкся игрой на скрипке, что не заметил, как взошло солнце. Гном быстро спрятался в корнях деревьев, а его чудесная шляпа так и осталась на поляне. Чтобы люди ничего не заподозрили о ночных развлечениях гномов, его шляпа превратилась в цветок колокольчик. А что вам известно о ромашках? (Одна фея полюбила пастуха и подарила ему знания о травах и целительстве. Пастух ушёл, стал лечить людей, брал с них деньги, разбогател и забыл о фее, которой должен был быть благодарен. А фея до сих пор сидит в лесных зарослях и гадает на ромашке: «любит – не любит, придёт – не придёт».
|
|
|
8. | Включение в систему знаний и повторение. | Мы на уроке играли или учились? (и играли и учились) Чему мы учились на уроке? (прибавлять и вычитать 3) – А где нам это пригодится? (При решении задач.) - Составьте задачу по данной иллюстрации: В вазе стояло 7 ромашек и 3 колокольчика. Сколько всего цветов стояло в вазе? Как считали? Почему? Как можно к 7 прибавить3? У кого верное решение?
- Составьте задачу другого вида по этому же выражению: - Петя нашёл 7 ромашек, а колокольчиков на 3 больше. Сколько колокольчиков нашёл Петя?
- Измените задачу, чтобы она решалась вычитанием: Петя нашёл 7 ромашек, а колокольчиков на 3 меньше. Сколько колокольчиков нашёл Петя? Как решали? Почему? Составьте задачу другого вида по этому же выражению.
В вазе стояло 7 цветов. 3 цветка завяли. Сколько цветов осталось в вазе? Как решали? Почему? Как можно из 7 вычесть 3?
Сорванный цветок недолго будет нас радовать. А наш букет останется свежим. Подарим его нашим гостям. А лучший подарок для меня – это ваши хорошие знания.
|
|
|
9. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Если решили примеры без ошибок– значит вы внимательно слушали на уроке, активно работали и можете применить свои знания в жизни. ( Цветок со своим именем прикрепите на вершине холма.) Если допустили 1-2 ошибки- вы внимательно слушали на уроке, но нужно ещё потренироваться в решении примеров и задач. ( прикрепите цветок со своим именем на склоне холма) Если у вас более 2-х ошибок, значит вы были невнимательны, материал урока не поняли. (Прикрепите цветочек у подножия холма.) Большинство цветов оказалось на вершине холма, ваши цветы тянутся к солнцу, как вы к знаниям. Спасибо за работу. Для вас – сюрприз – песня «Учиться надо весело».
|
|
|