Разработка урока математики в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Наталья Николаевна Коршунова

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

Подготовила Коршунова Н.Н.,

учитель начальных классов
высшей квалификационной категории

Елец -2014

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Планируемые результаты ( предметные): знать отличительные особенности задачи; уметь выделять задачи из предложенных текстов, формировать  умение устанавливать различия между задачей и математическим рассказом;

Метапредметные УУД

Регулятивные

Формировать умение  определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные

Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на  уроке.

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия.

Логические:  формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков,  формулировать  проблему; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Личностные

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Методы обучения: проблемный, поисковый, исследовательский.

Вид деятельности: продуктивная деятельность.

Формы организации познавательной деятельностифронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: учебник, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Роwer Point 2010, слайды переключаются по щелчку, на физминутках щелкнуть по картинке, карточки со смайлами.

Литература

1.Бахтина С.В. Поурочные разработки по математике. 1 класс: к учебнику М.И. Моро и др. Математика. 1 класс. В 2-х частях 4-е изд., стереотип. — М.: Экзамен, 2012. 2.Математика. Учебник для 1класса в 2ч. Ч.1. (первое полугодие) /М. И. Моро, С. И. Волкова, С.В.Степанова.– М.:Просвещение, 2011.

3.Тетрадь по математике для 1 класса начальной школы/М.И. Моро, С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2012.

4.Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс
(Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова.

Ход урока

Этапы урока

Регла-мент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.Организационный момент

Цель: подготовить обучающихся к работе на уроке.

8.00-8.02

(Слайд 1)

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, внешняя мотивация учащихся на учебную деятельность

(чтение стихотворения)

Начинается урок.  

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Приветствие друг друга улыбкой,  положительная  внешняя мотивация  на учебную деятельность.  

К - соблюдают простейшие нормы этикета:

приветствовать.

 Л-понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться
и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

IV.III.Этап постановки темы и цели урока Актуализация знаний

Цель: способствовать развитию детской фантазии, умения мыслить нестандартно,

глубоко и всесторонне проверить знания обучающихся; стимулировать их к овладению рациональными приемами учения и самообразования,  подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

8.02-8.07

Создает ситуацию через поисковые, творческие задания (пословица), которая помогает детям назвать тему урокасформулировать  цель.

(Слайд 2)

 «Век живи – век учись».

- Как понимаете эту пословицу?

-Значит, чему будет посвящён урок? (открытию новых знаний).Но для начала, как всегда, нам нужна гимнастика ума.

(Слайд 3)

1.Устный счет

 Вам нужно найти значение этих выражений, чтобы узнать, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

- Расположите ответы в порядке убывания (9,7,6,4,2,0).Какое слово получилось? (Задача).

Кто догадался, какая у нас сегодня тема урока?(Слайд 4)

-Что же такое задача? Хотите узнать? (да)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии 

-Ребята, когда вы в жизни встречали слово «задача»?

-Мы ставили задачи на уроке  перед выполнением задания.

- Родители поставили передо мной задачу:  научиться красиво писать буквы и цифры)

Объясняют смысл пословицы. Считают устно, располагают ответы в порядке убывания, читают получившееся слово, формулируют тему урока, связывают слово «задача» с жизненными ситуациями.

Р принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; адекватно воспринимают оценку учителя, прогнозирование, целеполагание

Л- развитие детской фантазии, умения мыслить нестандартно.

П – логический анализ.

К- учатся оформлять свои мысли в устной речи.

V.Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Цель: Организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся,осознание того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений, способностей учащихся; постановка цели урока.

8.07-8.14

Выявление места и причины затруднения.

(Постановка учебной задачи)

Ребята, мы сегодня с вами маленькие исследователи.

Решите, какой рассказ можно назвать задачей.

(работа в группах) (Слайд 5)

В вазе стояли 3 розы и 4 тюльпана.

        

В вазе стояли 3 розы и 4 тюльпана. Сколько всего цветов в вазе?

        Сколько всего цветов в вазе? Наметим план действий:

- Сами попробуем узнать, что такое задача. Выскажем свои предположения.

- Сопоставим свои предположения с учебником или спросим у учителя.

- Устраним затруднения.

- Применим новые знания.

- Что нам поможет? (Свой опыт, учебник, учитель).

- В каком месте возникло затруднение? (при выборе задачи).

- Почему возникло затруднение? (не знаем, что такое задача).

- Какую цель ставим?

-Узнать, что такое задача.

-Из каких частей состоит.

-Чем отличается от обычной истории.

(Слайд 6)

- Предположите, что такое задача?

- Где мы это можем уточнить? (обратимся к  словарю).

(В толковом словаре С.И.Ожегова задача – это «то, что требует решения»).  А если нужно дать ответ, что должно быть в задаче? (вопрос).

Вывод 1: В задаче должен быть вопрос.

– Послушайте вопрос. (Чего больше яблок или вишен?)

Это задача? (Нет).

- Почему? Ведь это вопрос? (Нам ничего не известно)

-Значит, в задаче должно быть то, что известно, т.е. условие.

Вывод 2. В задаче должен быть вопрос и условие.

- Послушайте следующее предложение. (В вазе 5 яблок и 4 груши.На сколько вишен больше, чем бананов?)

- Это задача? (нет). – Почему? Есть и условие и вопрос? (Они не связаны по смыслу).

Вывод: условие и вопрос в задаче связаны по смыслу.

Отвечают на вопросы учителя, выражают свои мысли, аргументируют свою точку зрения. Формулируют цели.

-Узнать, что такое задача.

-Из каких частей состоит.

-Чем отличается от обычной истории.

(Работают в3 группах)

П- общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

К - отвечают на вопросы, выражают свои мысли, аргументируют  свою точку зрения.

Р- осуществляют пошаговый контроль своих действий, прогнозирование. П- работа  с различными источниками информации (толк. словарь), отбор информации.

К- участвовуют в работе группы, распределяют роли, договари-ваются друг с другом.

VI. Этап усвоения новых знаний

Цель: дать обучающимся конкретное представление о задаче. Способствовать восприятию, осознанию, первичного обобщения и систематизации новых знаний; на основе приобретенных знаний формировать соответствующие ЗУНы.

8.14-8.19

(слайд 7)

И сейчас мы с вами будем учиться составлять задачу и узнаем, из каких частей она состоит.

Минутка чистописания.

Число 4.

Почему пишем 4?

(слайд 8)

Составляют задачу, делят ее на части, запоминают названия частей.

Пишут в тетрадях число 4.

Делают вывод.

-В задаче 4 части.

Л- слушают и понимают речь учителя, отвечают на вопросы, выражают свои мысли, аргументируют свою т. з.

Физминутка

8.19-8.20

(Слайд 9)

Включает слайд (переключает по щелчку)

Дежурный ученик показывает движения, дети повторяют.

К-умение отдыхать коллективно.

VII. Этап проверки понимания обучающимися нового материала

Цель: установить, усвоили дети или нет связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

8.20-8.28

5. Реализация построенного проекта (Слайд 10)

- Послушайте и определите, какое из двух предложений содержит вопрос?

Сколько всего карандашей?

- То, о чём спрашивают в задаче  называется вопросом задачи.

- Что вы узнали из первого предложения? (В коробке 6 карандашей,

на столе ещё 2 карандаша)

- Здесь надо что-нибудь находить или всё нам известно? (Здесь всё известно.)

- Часть задачи, в которой всё известно, называют условием задачи.

К доске приглашаются 4 ученика. Им раздаются карточки:

УСЛОВИЕ ВОПРОС РЕШЕНИЕ ОТВЕТ

Ученики ещё раз повторяют задачу по ролям.

- Решите задачу, запишите решение и ответ.

- работа по учебнику

С. 80 №1

Прочитайте задачу.

- Где условие задачи? Что известно?

- Назовите вопрос задачи. Что неизвестно?

- Объясните решение

Прочитайте решение задачи.

Назовите ответ.

Отвечают на вопросы, учатся решать задачи,повторяют задачу по ролям, записывают решение и ответ.

К- сотрудничают в совместном решении проблемы; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения.

Р - принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; принимают инструкцию педагога
и четко следуют ей; осуществляют итоговый и пошаговый контроль
 - осознанность, полнота деятельности обучающихся.

VIII. Этап закрепления нового материала

Цель: закрепить у обучающихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, усвоение учащимися нового способа действия.

8.28 -8.34

Первичное закрепление

Работа по презентации

(слайд11-12)

1)составить и решить задачу по рисунку.

2)Составить задачу, которая решается так: 5+2=7(п)

Составляют и решают задачи, пользуются математическими терминами, рассуждают, объясняют решение.

П-общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта.

Физкультминутка для глаз«Елочка»  

8.34-8.35

(Слайд13) Включает слайд (переключает по щелчку)

Дежурный ученик показывает движения, дети повторяют.

К-умение отдыхать коллективно

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия.

8.35-8.42

Задачкина шкатулка (Слайд14)

работаем в парах

- Откройте тетради на печатной основе на стр.33 и найдите задание № 1, 2, в которых надо установить соответствие между условием и вопросом. Подумайте, что для этого нам надо сделать?

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- В задании № 2 в рабочей тетради (стр. 34) дополните текст задачи числами и запишите решение

Работают в парах, выполняют самостоятельную работу.

Р- принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; адекватно воспринимают оценку учителя; умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

К- договариваются
и приходят к общему решению в совместной  деятельности; задают вопросы; контролируют действия партнера.

IХ. Подведение итогов урока

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

8.42-8.45

(Слайд15-16)

Помогает подвести итоги совместной и индивидуальной  деятельности.

- Какую цель ставили? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.)

- Достигли цели? Какие математические термины вы сегодня узнали? (задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи)

- Какие умения помогли вам сегодня на уроке?

- Какие знания вы использовали и приобрели?

Подведем итог урока

-Как одним понятием назвать математический рассказ? (задача)

- Из чего состоит задача? (Условие, вопрос)

- Для чего нужно уметь решать задачи?

(Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т.д.)

Организует самооценку.

Оцените себя, как вы работали на уроке.

-Я узнал…

- Я научился…

- Мне понравилось…

- Я бы хотел…

- Новые знания мне пригодятся…

Просит  высказать мысли и чувства, с которыми уходят

дети с урока.  Оцените свою деятельность на уроке, используя предложение и  один из смайликов.

Благодарит всех за работу.

Делают вывод о выполнении целей и  задач урока. Называют умения, которые отрабатывали, выполняя  задания. Дополняют таблицу

-Я узнал…

- Я научился…

- Мне понравилось…

- Я бы хотел…

- Новые знания мне пригодятся…

Дети оценивают свой личный вклад в совместную деятельность (определяют степень успешности).  Выбирают предложение и смайлик соответствующего цвета. Высказывают свое мнение об уроке.

Л- понимают значение знаний для человека и принимают его объективно, оценивают свою и коллективную деятельность на уроке.

Р- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Условные обозначения

Регулятивные- Р

Личностные- Л

Коммуникативные- К

Познавательные-П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки уроков математики 2 класс

1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...

Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...

Разработка урока математики 4 класс "Единицы измерения времени."

Цель: Систематизировать  знания  учащихся  о  единицах  времени.Задачи  урока:- учить сравнивать и  преобразовывать  единицы  времени  из  ...

Разработка урока математики 1 класс "Школа России" по теме: "Килограмм"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Презентация к уроку позволит наглядно и доступно усвоить тему....

Разработка урока математики 1 класс в условиях внедрения ФГОС

Презентация к  уроку математики 1 класс " Число и цифра 9" по программе " Перспектива" в условиях внедрения ФГОС...

Разработка урока математики 1 класс в условиях внедрения ФГОС

Урок математики 1 класс " Число и цифра 9" по программе " Перспектива" в условиях внедрения ФГОС...

Разработка урока математики 1 класс. Тема урока"Целое, части".

Цель урока - формирование у учащихся представления о понятиях "целое", "часть", установление между ними соотношения (целое состоит из частей: если убрать часть из целого, то останется другая часть)....