Число и цифра 5
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: Математика
Тип урока: Урок открытия новых знаний (технология деятельностного метода)
Технологическая карта изучения темы «Число пять. Цифра5.»
Тема | Число пять. Цифра 5. |
Цели | Образовательные: сформировать представление о числе 5, его составе, графическое, печатное и письменное обозначение числа 5, изображение его на числовом отрезке, закрепить знание о взаимосвязи между частью и целым. Развивающие: развивать математическую речь, умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, рассуждать, обобщать. Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость. Формировать УУД: - Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве. - Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника: работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверного: давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса: |
Планируемый результат | Предметные: Знать и называть последовательность чисел: знать название и обозначение операций сложения и вычитания; выделять как основание классификации такие признаки, как цвет, размер, уметь различать целое и части. Личностные: Метапредметные УУД: - Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника: работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверного: давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. - Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса: |
Основные понятия | Число, цифра, следующее число, предыдущее число, целое, часть, равенство. |
Межпредметные связи | Математика |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 58 – 59 - тетрадь - прозрачная плёнка с графическими моделями чисел 1-4 - цветные карандаши - презентация «Число пять. Цифра 5» |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока. | Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Организует проговаривание девиза урока Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. Устанавливает тематические рамки.
|
Начинается урок. ( Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. ) - Для чего нам нужно выполнять эти правила? 2. Слайд 1. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) -Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по стране Цифирии. А помогут нам в этом наши герои Петя, Вова, Катя. Прежде чем отправиться в страну Цифирию, наш проводник Петя предлагает нам пройти испытание. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цели: -организовать актуализацию вычислительных навыков в пределах 4; -организовать актуализацию способности к установлению порядка чисел от 1 до 4; - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. |
Самостоятельно выполняют математический диктант. Фиксируют индивидуальное затруднение. Высказывают своё предположение. Фиксируют индивидуальное затруднение. | Организует актуализацию вычислительных навыков в пределах 4. Организует фиксирование индивидуального затруднения. Организует выполнение учащимися пробного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. |
1 .Слайд 2 - На пути в страну Цифирию нам встретилась бурная река. Пройти через неё можно по камушкам. А камушки эти не простые, они содержат задания, которые вы должны выполнить. Найдите в тетради на странице 28 задание №1 Выполнять задание будете цветными карандашами. Возьмите зелёный карандаш. Внимательно послушаете задание, выполните его устно, а затем раскрасьте нужный кружок на числовом отрезке. - Я задумала число, вычла из него 2 и получила 2. Какое число я задумала? (4) Возьмите жёлтый карандаш. - 3 уменьшить на 1.Сколько получится. (2) -Возьмите синий карандаш. Из целого, которое равно 4 вычли часть, равную трём. Чему равна вторая часть?(1) -Возьмите красный карандаш. 2 увеличьте на 1.(3) 2. Слайд 3 - Проверьте, пожалуйста, свою работу, сверив с Петиным образцом. Если задание выполнено верно, поставьте «+», если допущены ошибки, исправьте их сверху нарисовав нужный кружок. Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы! Ребята, кто допустил ошибки, не отчаивайтесь, вы смогли самостоятельно их найти и исправить, значит, вы тоже молодцы. 3. Слайд 4. Вот мы с вами и попали в страну Цифирию , а здесь нас ждут интересные задания. 4. Слайд 5 Задание для пробного действия. -Как расположены числа на числовом отрезке? - Как получить последующее число за числом 3? (Прибавить 1) Фронтальная проверка. | Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативное УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (Коммуникативные УУД) |
III. Выявление причин затруднения и постановка учебной задачи Цели: - выявить место затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения; - организовать постановку цели урока; - организовать формулировку темы урока. | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. С помощью учителя ставят цели урока и формулируют тему. | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. Организует подводящий диалог. Организует постановку цели урока и формулирование темы. | - Почему у меня стоит вопросительный знак? - Для чего это нужно знать? | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
IV Проектирование и фиксация нового знания Цели: -зафиксировать новое знание в речи и знаках; -организовать усвоение учениками получение числа 5; - организовать усвоение учениками получение графической модели числа 5; - организовать усвоение учениками написания цифры 5. | Работают в парах и составляют модель числа 5. . Фиксируют индивидуальное затруднение. Высказывают своё мнение. Один ученик проговаривает шаги, остальные дети пишут в воздухе. Ученик выходит к доске и пишет цифру пять, громко проговаривая последовательность шагов. Остальные дети работают в тетради с. 28 № 2. Выполняют самопроверку по образцу. | Организует работу над составлением графической модели числа в парах Организует объяснение написания цифры 5. Организует индивидуальную работу. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы Организует самопроверку по образцу. | 1. Работа над составлением графической модели числа пять - Петя просит вас придумать, как можно с помощью точек нарисовать число пять. У вас на партах лежит прозрачная плёнка, на которой нарисованы графические модели чисел 1-4. Попробуйте путём совмещения моделей чисел друг с другом получить модель числа пять. Эту работу вы выполните в парах. (повторить правила работы в парах) Слайд 6 (Один и четыре, три и два.). - У кого получилась такая же модель? -Расскажите, как мы будем графически изображать число пять? - Чему сейчас научились? (Строить модель числа 5) 3. Работа над согласованием образца написания цифры пять. - Итак, модель числа пять мы составили, а теперь научимся писать цифру 5. - Кто из вас раньше видел цифру 5? Где встречается? ( номер дома, монета, страница учебника, на линейке, на часах, лучшая отметка в школе, пять лучей у звезды, пять пальцев на руке ) Слайд 7 (Чтение стихотворения) -Ребята, а кто желает самостоятельно написать цифру пять на доске и проговорить последовательность шагов? Стр. 28 задание №2 Продолжите самостоятельно написание цифры до конца строки, проговаривая последовательность шагов. -Чему научились? (Писать цифру 5) ФИЗМИНУТКА | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками состава числа 5 с проговариванием во внешней речи; - организовать составление равенств по рисунку; - организовать запись выражений. | Составляют равенства по рисунку. Один ученик проговаривает написание выражения. Составляют равенства по рисунку. Один ученик проговаривает написание выражения. Дети проговаривают состав числа 5. | Организует составление равенств по рисунку, используя такой признак как размер. Организует индивидуальную работу. Организует составление равенств по рисунку, используя такой признак как цвет. Организует индивидуальную работу. Организует повторение нового знания о составе числа 5. | Слайд 8 1.Работа над составом числа пять. Учебник с.59 №6, рабочая тетрадь с.28 №3 - По какому признаку разделил вагоны Петя? - Значит, пять это один и сколько? (Это один и четыре.) (Четыре и один.)
4 + 1 = 5 5 – 1 = 4 5 – 4 = 1 Слайд 9 (По цвету.) - Сколько зелёных вагонов? (Два ) - Сколько жёлтых вагонов? (Три.) - Сколько всего вагонов? ( Пять.) - Значит, пять это два и сколько? (Это два и три.) - Пять, это три и сколько? (Три и два.) - Какие четыре равенства вы можете записать к этому рисунку? 2 + 3 =5 3 + 2 = 5 5 – 2 =3 5 – 3 = 2 - Запишем эти равенства в тетрадь. Комментирует… Слайд 10 - Что вы можете рассказать о числе пять? Проговорите хором состав числа 5. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
VI. Самостоятельная работа. Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по образцу, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по образцу. Фиксируют с помощью знаков «+» или «?» заполнение каждого выражения. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по образцу. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | - Помогите Кате поставить в «окощках» знак действий «+» или «-» так, чтобы получились верные равенства. Учебник с.59 №7, задание выполняется в тетради с.28 №4
Слайд 11. Проверьте по образцу. Поднимите руку, кто допустил ошибку при заполнении первого выражения? Поставьте простым карандашом рядом «?». Поднимите руку, кто выполнил это задание верно? Поставьте рядом с выражением знак «+». | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку в тетради. | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Вот и подошло наше путешествие по стране Цифирии. Подведём итог нашей работы. - Какова тема сегодняшнего урока? знаю Я________запомнил смог Красный кружок, если активно участвовали в работе, легко справлялись с заданиями и не встретили затруднений; Синий кружок, если работали с классом и встретили 1-2 затруднения и смогли их преодолеть; Зелёный кружок, если было трудно, не успевали за классом, встретили затруднения, но не смогли с ними справиться; - Мне и нашим героям понравилось, как вы трудились на уроке. Спасибо за сотрудничество!
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (КоммуникативныеУУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Число и цифра 4. Соотношение числа и цифры. Счет прямой и обратный.
Урок по математике в 1м классе для учащихся коррекционной школы....
Занятие по математике "Число 7. Цифра 7. Дополнение числа до любого заданного числа "
Занятие по математике в "Школе успеха" с будущими первоклассниками. В разделе "Презентации" мной представлена презентация к этому занятию....
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Число и цифра 1. Число и цифра 2.
Презентация к уроку "Число и цифра 1. Число и цифра 2"....
Число и цифра 8. Образование числа 8. Письмо цифры 8.
Описание урока по изучению цифры 8, цель урока - формирование понятия о числе и цифре 8 , образования числа 8 , обучение письму цифры 8....
конспект урока математики для детей с ОВЗ по теме: «Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа»,
laquo;Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа. Познакомить обучающихся с числом и цифрой 7, с получением и составом числа 7.Научить писать цифру 7 в соответстви...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»
Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...