Интеграционные связи на уроках математики
методическая разработка по математике на тему
В опыте работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении математике, положительный результат оказывает использование на уроках малых форм фольклора. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsionnye_svyazi_na_urokah_matematiki.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Лазарева Лариса Александровна
учитель начальных классов
МБОУ "СШ№8"
Интеграционные связи на уроках математики.
Межпредметный подход в образовании побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания различных учебных предметов. Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определённой познавательной целью в преподавании другого предмета.
В опыте работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении математике, положительный результат оказывает использование на уроках малых форм фольклора. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей.
Так, загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (цифра, число, отношение, величина и т. д.). Например:
Вид её – как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи её – нет. (Двойка)
Что стоит в конце странице.
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой … (Пять)
Тройка в зеркало смотрелась,
Всё вертелась и вертелась,
Любовалась, любовалась,
Носом к зеркалу прижалась…
Посмотреть скорее просим:
Перед вами цифра… (Восемь)
За девятью идёт… (Десятка).
Ты это знаешь? Молодец!
Сочти все пальцы по порядку –
И счёту нашему конец.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Всем его представить рад.
Как зовут его? (Квадрат)
Могут быть и другие варианты работы с загадкой на уроках математики. Например, для того, чтобы отгадать загадку, необходимо решить заданные примеры и записать ответы, затем соотнести каждый ответ с буквой алфавита в таблице.
1. Что за звёздочка такая на пальто и на платке? Вся сквозная, вырезная, а возьмёшь – вода в руке. (Снежинка)
17- 12=
3 | 5 | 8 | 6 | 7 | 2 | 1 | 4 |
к | с | н | ж | а | н | и | е |
11-9=
11-7=
12-6=
19-18=
16-8=
12-9=
Стоит в поле теремок, угадай, кто в нём живёт?
5+3=
4 | 3 | 6 | 5 | 2 | 8 |
у | р | к | а | с | б |
8-3=
8-5=
6-4=
6-2= 4+2=
Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка, соревновательное и игровое начало которой очевидно и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Предлагаем использовать скороговорки со словами, связанными с математикой. Например:
1) Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щётки:
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три – ещё позавчера.
2) У четырёх черепах по четыре черепашонка.
3) В семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Из всего многообразия жанров и форм детского устного творчества наиболее завидная судьба у считалок. Считалками принято называть короткие рифмованные стишки, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.
На уроках математики можно использовать считалки с целью закрепления умения вести прямой и обратный счёт. Например:
1. Один, два, три -
Ваня, не шути!
Один, два, три, четыре, пять –
Ваня, не шути опять!
Один, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь –
Ваня, не шути, мы просим!
2. Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один.
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдёт искать.
Таким образом, использование малых форм фольклора на уроках математики поможет учащимся в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и др.
Для проведения устного счёта на уроках математики используют «весёлые задачи» в стихотворной форме. Они вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей.
На сосне немало веток:
Пять коротких, семь больших,
Десять средних, три кривых.
Посчитай, попробуй ты,
Сколько веток у сосны?
Четыре умные мышки
Читать любили книжки.
Каждая мышка
Прочла по три книжки!
Сосчитай-ка скорей,
Сколько книжек у мышей?
Любит рыбу кот Василий.
Может съесть он в день четыре.
Сколько съест он за пять дней?
Посчитайте поскорей.
Семь весёлых мышек решили погулять
И еловых шишек к ужину собрать.
Каждая из мышек нашла по девять шишек.
Сколько же все мышки собрали шишек?
У резной избушке на лесной опушке
Бельчата гуляли, орехи считали.
На четыре кучки их разделили,
В каждую кучку по три положили.
Если таблицу умножения знаешь,
То без труда орехи сосчитаешь.
Взял иголку ёжик в лапки.
Стал он шить зверятам шапки.
Пять – для маленьких зайчат,
А четыре – для волчат.
Ёжик шапки шьёт толково.
Сколько шапок у портного?
По 30 километров в час
Шёл пешеход по Волге.
На праздник плыли мы как раз.
Путь оказался долгим.
Светило солнышко с небес, нас целовали ветры,
Мелькали рощи, хвойный лес –
Всё 300 километров.
Ответ должны вы мне найти.
А сколько времени в пути
Пробыли мы все вместе?
Как у наших малышей голова вся в бантиках:
Три бордовых, два весёлых, восемь красных, два зелёных,
Посчитайте поскорей бантики у малышей.
На заборе расфуфырились коты,
Распушили свои длинные хвосты.
А хвостов-то было восемь,
Сколько лап? У кого спросим?
Наша ёлка высока, зелена, красива.
Разукрашена она к празднику на диво.
Вот шары горят на ней, до чего ж прекрасные:
Восемь шариков зелёных, остальные - красные.
Всех их – 20. Ты узнай, сколько красных. Сосчитай!
Развивать навыки устного счёта, самостоятельность мышления, а так же расширять кругозор учащихся можно с помощью математических цепочек.
Используя на уроках такие цепочки, учитель не только решит воспитательные и образовательные задачи, но и поможет учащимся больше узнать о жизни животного и растительного мира, о славных и трагических страницах нашей истории, новые имена поэтов и писателей, художников и композиторов.
В качестве примера приведём некоторые математические цепочки по теме: «Табличное умножение и деление».
1. Какое животное может находиться без пищи несколько дней?
11 жираф
6 верблюд 39 : 1 + 56 – 5 – 80 : 1 + 2 : 6 х 10 - 14
12 носорог
2. Какое морское животное дышит воздухом, а детёнышей вскармливает молоком?
58 дельфин
86 акула 4 х 4 : 1 + 84 : 1 – 60 : 10 х 5 + 57 - 29
51 кит
3. Какой зверь самый чистоплотный?
12 ёж
4 заяц 3 х 4 : 6 х 10 : 5 х 9 + 64 : 10 + 8 : 9
2 барсук
4. Врачи утверждают, что если съесть 600 г этой свежей ягоды, то человек запасается витаминами на всю зиму. О какой ягоде идёт речь?
65 черника
75 земляника 29 + 41 : 10 + 7 : 2 х 1 + 13 : 2 + 65 х 1
95 клюква
5. Древесина какого дерева не гниёт, а со временем становится
твёрже? Внутренние детали Московского Кремля сделаны из
этого дерева и служат уже 500 лет.
57 кедр
62 сосна 5 х 2 : 1 + 64 – 18 + 4 : 10 х 2 : 1 + 62
74 лиственница
6. Этот русский учёный родился в Архангельской губернии, в рыбацкой семье. Пешком отправился учиться в Москву, стал поэтом, химиком, физиком, астрономом. Кто он?
45 Менделеев
65 Ломоносов 4 х 4 : 2 + 12 : 5 х 2 х 3 + 3 : 9 + 62
50 Попов
7. Кто из великих музыкантов в 28 лет начал глохнуть, в 48 лет окончательно потерял слух, но продолжал сочинять великую музыку до самой смерти?
60 Моцарт
18 Чайковский 3 х 3 : 1 + 14 – 5 : 2 + 81 : 10 : 3 + 54
57 Бетховен
Ученики выполняют вычисления (не учитывая порядок действий) и приходят к единственно правильному результату – ответу. После этого учитель кратко и чётко даёт сведения о том животном или событии, которое зашифровано в ответе.
На уроках математики при изучении темы «Решение задач» учитель может использовать задачи, содержащие:
а) анатомические сведения:
1. При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей. На сколько костей у взрослого человека больше, чем у новорождённого? (кости со временем срастаются).
2. Позвоночник состоит из 33 позвонков, из них 7 шейных, грудных – на 5 больше, поясничных и крестцовых – поровну, копчиковых – в 3 раза меньше, чем грудных. Сколько у человека грудных, копчиковых, поясничных и крестцовых позвонков?
3. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60%, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенном и порезанном кусками?
б) экологическую информацию:
1. Воронежский заповедник – один из старейших заповедников России. Он был создан в 1922 году для охраны речного бобра. Сколько лет заповеднику?
2.Сотни тысяч птиц гнездятся на территориях заповедников. Все знают, какую большую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птицам за день около 300 гусениц; дятлы – в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
3.В Усманском бору ботаники насчитали 900 видов трав, что на 767 видов больше, чем деревьев и кустарников. Сколько видов деревьев и кустарников насчитали ботаники в Усманском бору?
4. Сорок лет назад в Воронежской области насчитывалось 263 реки. За эти 40 лет исчезла 91 река. Из оставшихся 122 реки пересыхают. Сколько рек осталось в области? Сколько рек не пересыхает? Что могут сделать школьники для сохранения рек?
в) сведения о животном и растительном мире:
1. Слону в зоопарке в день дают 30 кг сена, 7 кг чёрного хлеба, 2 кг белого хлеба, 70 кг овощей, 1 кг сахара. Сколько всего продуктов в день съедает слон?
2. Кенгурёнок родился величиной 1 см 5 мм, а потом он стал в 100 раз больше. Какой рост стал у кенгурёнка, когда он вырос?
3. Чтобы насытиться, тигру надо 30 кг мяса, а в желудок усатого кита вмещается 3 т пищи. Во сколько раз кит может съесть пищи больше, чем тигр?
4. Самая крупная человекообразная обезьяна – горилла – достигает двухметрового роста и весит 250 кг, а самая умная обезьяна – шимпанзе имеет рост 120 см и вес 76 кг. На сколько горилла тяжелее и выше, чем шимпанзе?
5.Лошадь за один глоток выпивает пол-литра воды. За сколько глотков она выпьет 20 литров воды?
6. Масса щуки 34 кг, а рыба-меч на 265 кг тяжелее. Какова масса рыбы-меч?
7. Корень верблюжьей колючки, растущей в пустыне, уходит на глубину 15 метров, а корни инжира – на глубину в 8 раз большую. Какова длина корня инжира?
Таких задач можно предложить большое количество. Каждый учитель сам может составить их, пользуясь сведениями таблиц:
Продолжительность жизни растений.
Ель – 500 Дуб – 2000 Кипарис - 3000
Сосна – 350 Липа – 500 Баобаб - 5000
Берёза – 150 Кедр – 850 Ясень - 100
Рябина – 80 Вяз – 400 Тополь серебристый - 1000
Осина – 100 Тополь – 100
Температура тела животных и птиц.
40 С – индюк, гусь, утка; 41 С – пеликан, ястреб;
37 С – корова, овца; 35 С – слон;
43 С – воробей, щегол; 39 С – кролик, свинья;
36 С – осёл, лошадь; 42 С – курица, голубь.
Высота различных деревьев.
Берёза – 25 метров; Верба – 18 метров;
Клён – 30 метров; Тополь – 35 метров;
Дуб – 45 метров; Эвкалипт – 100 метров.
Высота и масса животных.
Животные | Высота (длина) | Масса |
Жираф | 5 м 80 см | 750кг |
Африканский слон | 4 м | 7 т 500 кг |
Индийский слон | 2 м 7 см | 4 т |
Бегемот | 1 м 50 см | 4 т |
Зубр | 2 м | 1 т |
Белый медведь | 3 м | 1 т |
Бурый медведь | 2 м 50 см | 750 кг |
Пингвин | 1 м 20 см | 45 кг |
Тигр | 2 м 90 см | 272 кг |
Лев | 2 м 40 см | 227 кг |
Пума | 2 м | 430 кг |
Синий кит | 33 м | 150 кг |
Дельфин | 3 м 60 см | 16 т 600 кг |
Морж | 4 м 10 см | 1800 кг |
Тюлень | 3 м | 300 кг |
Африканский страус | 2 м 70 см | 90 кг |
Скорость рыб и птиц.
Акула – 36 км\ч, кит – 40 км\ч, дельфин – 6 км\ч, меч-рыба – 100 км\ч; грач – 10 м\с, сокол – 26 м\с, орёл – 30 м\с, стриж – 100 км\ч.
Очень интересны интеграционные связи математики с русским языком.
1. Повторение математических понятий. Например, собери слово и скажи определение данного понятия.
о к р з е т о
2. Расскажи, как превратить слово час в слово век, меняя только одну букву.
час вас вес век
час пас пёс вес век
3. Нравиться детям отгадывать ребусы.
ПО2Л С3Ж 5,НО
1
Р1А дцать
Таким образом, применяя на уроках математики интеграционные связи с другими учебными дисциплинами, учитель повышает познавательный интерес школьников к уроку.
Литература
1. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, Бийск: Научно-издательский центр БиГПИ, 1993. С. 141.
2. Журналы «Начальная школа». 1998-2000 г.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 1 классе по прогрвамме "Перспектива". Тема "Связь между компонентами и суммой при сложении"
Конспект урока математики, составленный в соответствии с ФГОС. Тема урока: "Связь между компонентами и суммй при сложении". Урок проводился в 1 лассе по прогамме "Перспектива "....
Урок математики^ Связь между компонентами и результатом действия деления. 3 класс
Тема урока.Связь между компонентами и результатом действия деления.Цель:познакомить со связью между числами при делении.Задачи: - показать связь между числами при делении; закрепить внетабличные...
Реализация межпредметных связей на уроках математики
На учебно-познавательную деятельность учащихся положительно влияют межпредметные связи, которые не только стимулируют мотивацию и активизацию познавательной деятельности школьников, но и обеспечивают ...
Урок математики в 1 классе по теме: Связь между суммой и слагаемыми.
Урок по программе Школа России. Цель урока: закрепление взаимосвязи между сложением и вычитанием, формирование вычислительных навыков, развитие логического мышления и интереса к предмету. Форма урока ...
Урок математики в 1 классе по теме: "Связь компонентов действий сложения и вычитания"
Эта разработка подойдет для любого УМК....
"Связь вычитания со сложением. Подготовка к решению задач" - урок математики в 1 классе
Урок по теме "Связь вычитания со сложением. Подготовка к решению задач" преследует следующие цели:: дать понятие связи между конкретными операциями, используя демонстрацию шкалы линейки; формиро...
Конспект урока математики в 1 классе на тему: "Связь между суммой и слагаемыми" УМК "Школа России" по ФГОС.
Урок открытия новых знаний и способов деятельности с использованием информационных технологий....