Урок математики в 1 классе по теме: "Связь компонентов действий сложения и вычитания"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Симдянова Галина Николаевна

Эта разработка подойдет для любого УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_ur_po_mat_1_kl.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК МАТЕМАТИКИ

Предметная область: математика

Продолжительность урока: 35 мин.

Учебник: Чекин А.Л., издательство Академкнига/Учебник, 2007г.

Класс: 1

Тема: Связь компонентов действий сложения и вычитания.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных знаний и умений. 

Форма урока:  Медиа - урок – практикум.

Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся в нахождении неизвестных компонентов действий сложения и вычитания.

Задачи:

1. Обучающая: Закрепить знания по использованию в речи математических терминов действий сложения и вычитания и отработать умение находить неизвестные компоненты действий сложения и вычитания.

2. Развивающая: Развивать познавательную активность учащихся, формировать умение доказывать свое мнение.

3. Воспитывающая: воспитывать чувство взаимоуважения и взаимовыручки.

Оборудование: ноутбук, проектор,  компьютерная презентация, карточки №1 ,2, 3.

ХОД УРОКА

1.Орг. момент.

Игра «Ладошки».

Учитель.- Возьмите друг друга за руки. Закройте глаза. Почувствуйте тепло других ладошек в своих руках. Мысленно пожелайте всем добра. А теперь откройте глаза и садитесь, не производя ни малейшего шума.

Вот и начинается новый урок. Сегодня мы в очередной раз отправимся в путь по дороге знаний. На уроке мы повторим связь компонентов действий сложения и вычитания.

Откройте тетрадки и запишите сегодняшнее число 29 января.

2. Мотивация и ученическое целеполагание.

Учитель. На партах у вас лежат три карточки. Возьмите карточку под №1. Прочитайте предложения на этих карточках и подумайте, как бы вы хотели их закончить.

- Я буду заниматься математикой, потому что …

- Я хочу выполнить больше заданий, потому что…

- От нового урока математики я жду…

Дети. Ответы детей.

Учитель. В конце урока мы узнаем, получите ли вы от урока то, что ожидаете.

А теперь друзья за дело

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет!

3. Устный счет.

Учитель. К 7 прибавить 2;  уменьшите 9 на 4;  найдите значение суммы чисел 4 и 2;  5 увеличьте на 3; найдите значение разности чисел 5 и 2;  4+3.

Дети. Дети ответы показывают карточками, и складывают их в ряд на парте.

Учитель. Сравните ваши ответы с соседом по парте и проверьте по экрану.

На экране появляется слайд с правильными ответами. (9   5    6   8   3   7)  

 4.  Минутка красивого письма.

Учитель. Покажите, какие цифры мы использовали для записи сегодняшнего числа?

Дети.  Дети показывают карточки 2 и 9.

Я – на доске, дети – в воздухе прописываем цифры 2 и 9.

Учитель. Пропишите их,  чередуя в тетрадках.

5.Упражнения на связь компонентов в действиях сложения и вычитания. Упражнения в употреблении в речи математических терминов.

Учитель. На минутке красивого письма мы с вами прописывали цифры 2 и 9.

- Назовите,  какое число больше? На сколько?

-Вспомните: как можно получить число  9  

Дети. Дети называют все варианты (1+8=9, 8+1=9, 7+2=9, 2+7=9, 3+6=9, 6+3=9, 4+5=9, 5+4=9, 0+9=9, 9+0=9)

Учитель. Давайте, один из названных вами вариантов, запишем.

На экране появляется 1 + 8 = 9,

Дети. Дети пишут в тетрадях 1+8=9

Учитель. Назовите компоненты действия сложения.

Дети.  Дети хором называют 1 слагаемое, 2 слагаемое, значение суммы.

Учитель. Назовите самое большое число в нашей записи.  Как оно называется?

Дети. Самое большое число в нашей записи – 9. Оно называется значение суммы.

Учитель. Покажите схематично.

Дети.  Дети оформляют схематично математическую запись и проверяют по экрану.

1 + 8 = 9

Учитель. Из каких компонентов состоит значение суммы?

Дети. – Значение суммы состоит из компонентов: 1 слагаемое, 2 слагаемое.

Учитель. Обозначьте схематично.

Дети.  Дети продолжают оформлять схематично математическую запись и проверяют сделанное, по экрану: 1 + 8 = 9

Учитель. Как найти 1 слагаемое?

Дети. Чтобы найти 1 слагаемое,  надо из значения суммы вычесть 2 слагаемое.

Учитель. Покажите это дугой.  

Дети.  Дети оформляют дугой математическую запись и проверяют ее по экрану:

1 + 8 = 9

Учитель.  Сделайте математическую запись.

Дети.  Ученик диктует 9 – 8 = 1, дети записывают в тетрадках.

Учитель.  Обозначьте схематично компоненты.

Дети.  Дети  схематично обозначают 9 – 8 = 1 (такая же запись появляется на экране), и проверяют по экрану.

Учитель. Как найти 2 слагаемое?

Дети.  Дети отвечают: чтобы найти 2 слагаемое, надо из значения суммы вычесть 1 слагаемое.

Учитель. Покажите это дугой.

Дети. Дети оформляют математическую запись и проверяют ее по экрану:

1 + 8 = 9

Учитель. Запишите выражение.

Дети.  1 ученик диктует, остальные записывают выражение 9 – 1 = 8

Учитель.  Обозначьте схематично компоненты.

Дети.  Дети обозначают и проверяют по экрану: 9 – 1 = 8 (такая же запись – на экране).

Учитель.  Сделайте вывод и оформите его схематично.

Дети. Дети называют компоненты действия сложения  и объясняют:  как найти 1 и 2 слагаемые.  В тетрадях чертят схему.

Учитель. Проверьте запись по экрану. На экране появляется запись:  

 

                                                                                                                   

                                                                                                                                                                  Учитель. Посмотрите на экран, какое число пропущено?  9 - … = 6

Дети.   Дети отвечают (пропущено вычитаемое 3)

Учитель. Запишите это выражение.

Дети.  Дети записывают выражение 9 – 3 = 6

Учитель.  Назовите компоненты действия вычитания.

Дети.  Дети называют: уменьшаемое, вычитаемое, значение разности.

Учитель. Какое число в нашей записи самое большое?

Дети.  Дети отвечают, что самое большое число в нашей записи – 9.

Учитель. Как оно называется?

Дети.  Дети отвечают, что это число называется уменьшаемое.

Учитель. Как обозначим схематично?

Дети.  Кружком.

Учитель.   Обозначьте.

Дети. Дети схематично обозначают: 9 – 3 = 6 (появляется такая же запись на экране) и проверяют по экрану.

Учитель. Из каких компонентов состоит уменьшаемое?

Дети. Дети отвечают, что уменьшаемое состоит из вычитаемого и значения разности.

Учитель. Как эти компоненты обозначим на схеме?

Дети. Полукругом

Учитель.  Обозначьте.

Дети.  Дети обозначают схематично и проверяют по экрану: 9 – 3 = 6 (на экране такая же запись)

Учитель. Как найти самое большое число – уменьшаемое?

Дети.  Дети отвечают, чтобы найти самое большое число уменьшаемое, надо к значению разности прибавить вычитаемое.

Учитель. Покажите дугой.

Дети.  Дети показывают и проверяют:  9 – 3 = 6 (такая же запись – на экране)

Учитель. Сделайте математическую запись.  

Дети.  6 + 3 = 9 -  диктует 1 ученик.

Учитель.  Обозначьте схематично компоненты.  

Дети.  Дети обозначают схематично: 6 + 3 = 9  ( запись для проверки на экране)

Учитель. Как найти вычитаемое?

Дети.  Дети отвечают, чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть значение разности.

Учитель. Покажите дугой.

Дети.  Дети показывают и проверяют: на экране запись    9 - 3 = 6.  

Учитель. Запишите и обозначьте схематично.

Дети. 1 ученик диктует.  На экране для проверки появляется запись 9 – 6 = 3

Учитель. Сделайте вывод и нарисуйте схему

Дети.  Дети называют компоненты действия вычитания и      рассказывают, как найти уменьшаемое и вычитаемое .В тетрадях чертят схему.

 Учитель.  Проверьте запись по экрану:

6. Динамическая пауза. 7. Пары сменного состава. Самостоятельная работа учащихся с использованием дифференцированного подхода.

Учитель. Ребята, сейчас каждый из вас должен подойти ко мне и получить карточку под №2, и заполнить ее.

Дети. Ученики по очереди подходят к столу учителя и получают карточки.  Сильные учащиеся получают карточки  А -  с  менее отработанным материалом.  Карточки Б – получают учащиеся с медленно протекающими процессами запоминания.

А

Уменьшаемое

9

7

10

Вычитаемое

3

2

5

8

Значение разности

6

3

1

Б

1 слагаемое

5

1

7

2 слагаемое

4

2

5

Значение суммы

6

6

8

9

8. Работа в парах.  Взаимопроверка.

Учащиеся обмениваются карточками. 1 ученик комментирует выполненное задание, остальные проверяют карточки соседей по парте. При правильном ответе ставят  +  при неправильном  - .  Затем учащиеся снова обмениваются карточками.

Учитель. Проверьте правильность по экрану. (На экране появляются две таблицы с правильными ответами).

Дети.  Дети проверяют по экрану.

Учитель. Поднимите руку те ребята, у которых получилось 5 плюсов. Поаплодируйте этим ребятам. Они оказались самыми внимательными при выполнении задания. Остальным учащимся необходимо повторить нахождение неизвестных компонентов, и в следующий раз они тоже получат 5 баллов.

9. Гимнастики для глаз

Учитель. Закройте глаза. Представьте белый лист бумаги. Нарисуйте на нем синим маркером цифру 8. Проведите глазами по воображаемой восьмерке и остановитесь на середине. Обозначьте середину точкой. А теперь забудьте про восьмерку. На листе осталась только точка. Задержитесь на ней глазами. Зажмурьте глаза и откройте их.

10. Мастер класс.

Учитель.  Сейчас мы с вами проведем мастер – класс. Вы выступите в роли учителя, объясняя решение данных примеров. Но примеры не простые, а с загадками.

Учитель. Сколько загадок спряталось  в примерах?  

Дети.  Дети отвечают,  что  в примерах спряталось 2  загадки.  Сначала нужно узнать,  какое арифметическое действие нужно выполнить, а затем – какое число пропущено.

-Примеры объяснения детей:

Числа при вычитании называются – уменьшаемое, вычитаемое, значение разности.

1) 4 меньше 7, значит 7 – это целое число, а 4 – его часть. Было меньше, стало больше. Значит ставим знак +. Числа при сложении называют 1 слагаемое, 2 слагаемое, значение суммы. Нам неизвестно 2 слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. 7 – 4 = 3 (записывает на доске) Второе слагаемое – 3. Значит 4 + 3 = 7

2) 9 больше 7, значит 9 – это целое число, а 7 – его часть. Было больше, стало меньше,  значит ставим знак минус. Нам неизвестно вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть значение разности. 9 – 7 = 2 (записывает на доске). Значит вычитаемое равно двум.

11. Подведение итогов урока и рефлексия.

Учитель. Вот и закончился урок. Пришло время узнать, что он вам принес. Возьмите карточки под №3.  Выберите одно или несколько предложений, которые вам захочется продолжить.

Дети.  Дети выбирают и продолжают предложения:

- Самое лучшее сегодня…

- Я узнал…

- Оказывается…

- Я понял…

- Я почувствовал…

- Мне понравилось…

- Меня удивило…

12. Заключение.

Учитель. Благодарю всех за урок. Вы отлично потрудились сегодня на уроке математики, и я желаю вам счастливого пути по дороге знаний!

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок:математика 1 класс "Составление и решение задач на сложение и вычитание"

Аннотация к уроку математики в 1классе (1-4). УМК "ШКОЛА РОССИИ"Тема:Составление и решение задач на сложение и вычитание.  Цель: формирование умения моделировать  решение простых задач.Задач...

урок математики 3 класс Путешествие с Алисой Селезневой. Письменное сложение и вычитание трехзначных чисел.

конспект урока математики в 3 классе по ос "школа 2100" Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких «Математика» изд. «БАЛАСС» 2013 годТема:   Путешествие с Алисой Селезневой. Письмен...

Урок математики 1 класс. УМК "Перспектива". Тема: Закрепление приемов сложения и вычитания 1 и 2.

Урок математики в 1 классе "Закрепление приемов сложения 1 и 2" составлен с требованиями ФГОС.  К уроку прилагается призентация....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока математики 4 класс на тему «Связи между величинами: скоростью, временем и расстоянием»

Методическая разработка урока математики на тему  «Связи между величинами: скоростью, временем и расстоянием»...

Конспект урока математике 3 класс УМК Перспектива Тема: письменные приемы сложения и вычитания

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: «Письменные приемы сложения и вычитания»Цели деятельности учителя:формирование знаний о письменных приемах сложения и вычитания. Планируемые ре...

Конспект урока математике 3 класс УМК Перспектива Тема: письменные приемы сложения и вычитания

Конспект урока по математике Тема: «Письменные приёмы сложения и вычитания»Цели деятельности учителя: формирование у учащихся навыка сложения и вычитания пределах 1000 переходом через...

Конспект урока математики, 3 класс . УМК Перспектива - тема: письменные приемы сложения и вычитания

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ Тема: «Письменные приѐмы сложения и вычитания»Цели деятельности учителя: развитие умений письменных приемов сложения и вычитания; совершенствование навыков устных...