Рабочая программа по математике 4 класс (Школа России)
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) по теме

Якина Светлана Владимировна

Рабочая программа по математике в 4 классе разработана по учебнику М.И. Моро (Программа "Школа России"), содержит пояснительную записку, календарно- тематическое планирование (136 часов за год)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный предмет   Математика

Количество часов в неделю по учебному плану    4

Всего количество часов в году по плану   136

Класс (параллель классов)    4 в класс

Учитель  Якина Светлана Владимировна

Учебное пособие для учащихся Математика. 4 класс. Учебн. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. (М.И. Моро и другие), М.: Просвещение, 2013г.

Количество контрольных работ - 12

Математика

Пояснительная записка

         Рабочая программа по математике  в 4 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС,  на основе  Примерной программы начального общего образования, тематического планирования Примерной программы по математике (1 вариант).  

         За основу планирования взят учебник М.И. Моро. Математика. М.: Просвещение, 2012. (Система учебников «Школа России»). Содержание учебника дополняется заданиями и упражнениями, подобранными в соответствии с требованиями ФГОС.

          Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

         Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

        Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

        Изучение математики направлено на достижение следующих целей:

  • Математическое развитие школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения и математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, вести поиск информации;
  • Освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; формирование умения решать учебные и математические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
  • Воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— формирование критичности мышления;

— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Общая характеристика курса

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Место курса в учебном плане

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).

Ценностные ориентиры содержания курса

  • Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех-естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой Дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся способности к самообразованию.
  •  Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.
  •  Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально-волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.

Личностные, метапредметные, предметные результаты.

Личностными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  •         Совместно с  учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  •         Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения
  •         Совместно с учителем составлять план решения проблемы.
  •         Работать в соответствии с составленным планом
  •         Сверять свои действия с поставленной целью
  • Исправлять ошибки с помощью учителя
  • Совместно с учителем оценивать свою работу на основе предложенных учителем критериев.

Познавательные УУД:

  •         Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая инфомация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
  •         Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
  •         Добывать новые знания: извлекать информацию , представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  •         Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
  • Делать выводы на основе обобщения умозаключений;
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  •         Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  •         Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовыми изменить свою точку зрения.
  •         Договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты.

    Раздел «Числа и величины»

     Обучающийся  научится:

     •   читать,   записывать,    сравнивать,    упорядочивать      числа   от нуля до миллиона;

     •   устанавливать     закономерность      —   правило,    по  которому составлена   числовая   последовательность,   и   составлять   последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу   (увеличение/уменьшение   числа   на   несколько   единиц,   увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

     •   группировать   числа   по   заданному   или   самостоятельно   установленному признаку;

     •   читать   и   записывать   величины   (массу,   время,   длину,   площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр   —   сантиметр,   метр   —   сантиметр,   сантиметр   —   миллиметр).

Выпускник получит возможность научиться:

      •   классифицировать   числа   по   одному   или   нескольким   основаниям, объяснять свои действия;

      • выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

     Раздел «Арифметические действия»

Обучающийся научится:

      • выполнять   письменно   действия   с   многозначными   числами   (сложение,   вычитание,   умножение   и   деление   на   однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц    сложения     и  умножения      чисел,   алгоритмов     письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

      • выполнять   устно   сложение,   вычитание,   умножение   и   деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых   к   действиям   в   пределах   100   (в   том   числе   с   нулем   и числом 1);

      •   выделять      неизвестный       компонент      арифметического действия и находить его значение;

      • вычислять      значение    числового    выражения     (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).  Выпускник получит возможность научиться:

      • выполнять действия с величинами;

      •   использовать   свойства   арифметических   действий   для удобства вычислений;

      •    проводить     проверку    правильности       вычислений     (с  помощью   обратного   действия,   прикидки   и   оценки   результата  действия).

     Раздел «Работа с текстовыми задачами»

    Обучающийся научится:

      • анализировать       задачу,  устанавливать     зависимость     между

 величинами   и   взаимосвязь   между   условием   и   вопросом   задачи,

 определять количество и порядок действий для решения задачи,

 выбирать и объяснять выбор действий;

      •решать   учебные   задачи   и   задачи,   связанные   с   повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);

      •оценивать   правильность   хода   решения   и   реальность   ответа на вопрос задачи.

Обучающийся  получит возможность научиться:

      • решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

      • решать задачи в 3—4 действия;

      • находить разные способы решения задачи.

     Раздел   «Пространственные   отношения.   Геометрические фигуры»

     Обучающийся научится:

      •описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

     •распознавать, называть, изображать геометрические фигуры:   точка,   отрезок,   ломаная,   прямой   угол,   многоугольник,   треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;

     •выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

     •использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

     •распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;

     •соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

    Обучающийся  получит возможность научиться:

     •   распознавать,       различать     и  называть     геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

    Раздел «Геометрические величины»

    Обучающийся научится:

     •измерять длину отрезка;

     • вычислять       периметр     треугольника,      прямоугольника       и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

     • оценивать   размеры   геометрических   объектов,   расстояний приближенно (на глаз).

    Обучающийся  получит возможность научиться:

     • вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры.

    Раздел «Работа с данными»

    Обучающийся  научится:

     •читать несложные готовые таблицы;

     •заполнять несложные готовые таблицы;

     •читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

    Обучающийся  получит возможность научиться:

     • читать несложные готовые круговые диаграммы.

     •    достраивать       несложную      готовую      столбчатую       диаграмму;

     •   сравнивать   и   обобщать   информацию,   представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

     • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы  и диаграммы);

     •    планировать       несложные       исследования,      собирать      и представлять   полученную   информацию   с   помощью   таблиц   и диаграмм ;

     • интерпретировать информацию, полученную при проведении     несложных      исследований       (объяснять,     сравнивать      и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

.

Содержание тем учебного курса

 4 класс

136 часов

Числа от 1 до 1000 (продолжение) (13 ч)

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменные приемы вычислений.

                                                       Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч)

 Новая счетная единица — тысяча.

 Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.

 Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

 Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

 Увеличение (уменьшение) числа в 10,  100, 1000 раз.

Величины (15 ч)

    Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

   Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

    Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

   Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Сложение и вычитание (14 ч)

  Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

                         Решение уравнений вида:

х+312=654+79

729-х=217+163

х- 137 = 500 -140.

 Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин

Умножение и деление (71 ч)

  Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

   Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х · 18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

   Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

    Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

   Умножение и деление значений величин на однозначное число.

   Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Повторение изученного ( 11 часов)

Инструментарий для оценивания уровня образованности учащихся:

Контрольные работы

Проверочные работы

Тесты

Устный опрос

Выполнение проектных работ

Контроль по предмету:

Контрольные работы проводятся  по темам:

Входная контрольная работа

Контрольная работа по теме «Нумерация многозначных чисел».

Контрольная работа по итогам первой четверти.

Контрольная работа по теме «Величины»

Контрольная  работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».

Контрольная работа за первое полугодие.

Контрольная работа по теме «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями».

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями».

Контрольная  работа за 3 четверть

Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число»

Контрольная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел».

Итоговая контрольная работа.

Проверочные работы

Задания тестового характера

Арифметические диктанты

Специфика работы в классе

Учитывая разный уровень овладения учащимися основными понятиями и способами действий, учитывая разный уровень сформированности психических процессов учащихся, их готовность к обучению, планируется подбирать задания на урок разного уровня: повышенного и базового. Кроме того, планируется подбор заданий максимального уровня сложности для отдельных учащихся. Планируется в течение всего учебного года подбирать задания разного уровня (базового, повышенного) для выполнения домашней работы.

Образовательные технологии

- технология деятельностного метода;

- технология проектной деятельности;

- технология проблемного обучения;

        

Материально- техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

 Книгопечатная продукция.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2.ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч. / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
  6. Сборник рабочих программ «Школа России»  1 – 4 классы. Моро М.И. Бантова М.А. Бельтюкова Г.В. и др. Математика . М.: Просвещение, 2011.

Учебник

Моро М.И., и др.  Математика Учебник. 4 класс. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2013.

Методические пособия

1.Ситникова Т.Н.. Поурочные разработки по математике. 4 класс. – М.; ВАКО , 2013

2. Контрольно-измерительные материалы. Математика: 4 класс. Сост. Ситникова Т.Н.. – М.: ВАКО, 2013.

3. Самостоятельные и контрольные работы по математике: 4 класс. – М.: ВАКО, 2012

Печатные пособия

Комплект таблиц для начальной школы

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Компьютер

 Документ-камера
Мультимедийный проектор.

Экранно-звуковые пособия

Электронное приложение к учебнику «Математика», 4 класс

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные          

Метапредметные

Предметные

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Тематическое планирование уроков математики в 4 классе.

Количество часов в неделю – 4

Количество часов за год – 136

урока

Тема урока

Форма или тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Числа от 1 до 1000. Повторение (13 часов)

1

Нумерация. Счет предметов. Разряды.

Урок-КВН

-Читать и строить столбчатые диаграммы.

-Работать в паре.

-Находить и исправлять неверные высказывания.

-Излагать и отстаивать своё мнение.

-Аргументировать свою точку зрения.

-Оценивать точку зрения товарища.

- Обсуждать высказанные мнения.

2

Числовое выражение. Порядок действий.

Комбинированный

3

Нахождение суммы трех слагаемых.

Комбинированный

4

Вычитание трехзначных чисел.

Комбинированный

5

Приемы письменного умножения трехзначных чисел.

Комбинированный

6

Умножение однозначного числа на трехзначное.

Комбинированный

7

Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное.

Комбинированный

8

Деление трехзначного числа на однозначное.

Комбинированный

9

Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль.

Комбинированный

10

Диаграммы.

Урок-исследование

11

Входная контрольная работа.

Урок контроля и оценки знаний

12

Работа над ошибками.

Урок работы над ошибками.

13

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Комбинированный

Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 часов)

14

Новая счетная единица – тысяча. Класс единиц и класс тысяч.

УОНЗ

-Считать предметы десятками, сотнями, тысячами.

-Читать и записывать любые числа в пределах миллиона.

-Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых.

-Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе.

-Сравнивать числа по классам и разрядам.

-Упорядочивать заданные числа.

-Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность,, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы.

-Оценивать правильность составления числовой последовательности.

-Группировать  числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки.

-Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1 000 раз.

-Собрать  информацию о своём городе (селе) и на этой основе создать математический справочник “Наш город (село) в числах”.

-Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач.

-Сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

-Составлять план работы.

-Анализировать и оценивать результаты работы.

15

Чтение многозначных чисел.

УОНЗ

16

 Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

УОНЗ

17

Сравнение многозначных чисел.

УОНЗ

18

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз.

УОНЗ

19

Чтение, запись, сравнение многозначных чисел

УОНЗ

20

Класс миллионов. Класс миллиардов.

УОНЗ

21

Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились

Комбинированный

22

Проект «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш поселок»

Урок-проект

23

Контрольная работа по теме «Нумерация многозначных чисел».

Урок контроля и оценки знаний

24.

Работа над ошибками.

Урок работы над ошибками.

Числа, которые больше 1000. Величины (15 часов)

25

Единица длины – километр.

Урок -экскурсия

-Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

-Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения.

-Сравнивать значения площадей разных фигур.

-Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними.

-Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку.

-Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними.

-Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким).

-Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их.

-Переводить одни единицы времени в другие.

-Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их.

-Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события.

26

Таблица единиц длины.

УОНЗ

27

Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр.

УОНЗ

28

Таблица единиц площади.

УОНЗ

29

Измерение площади фигуры с помощью палетки.

Урок - практикум

30

Единицы массы. Тонна. Центнер.

УОНЗ

31

Единицы времени. Определение времени по часам.

Урок - практикум

32

Определение начала, конца и продолжительности события.  Секунда.

УОНЗ

33

Век. Таблица единиц времени.

УОНЗ

34

Контрольная работа за 1 четверть.

Урок контроля и оценки знаний

35

Работа над ошибками. Задачи-расчеты. Занимательные задания.

Урок рефлексии.

36

Что узнали. Чему научились

Урок обобщения и систематизации знаний

37

Единицы массы. Решение задач.

Комбинированный

38

Единицы времени. Единицы длины. Решение задач.

Комбинированный

39

Устные и письменные приемы вычислений.

Комбинированный

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (14 часов)

40

Письменные приемы вычитания многозначных чисел.

УОНЗ

41

Нахождение неизвестного слагаемого.

УОНЗ

42

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

УОНЗ

43

Контрольная работа по теме «Величины»

Урок контроля и оценки знаний

44

Работа над ошибками.

Урок работы над ошибками.

45

Нахождение нескольких долей целого.

УОНЗ

46

Решение задач на нахождение нескольких долей целого.

Комбинированный

47

Сложение и вычитание величин.

УОНЗ

48

Действия с именованными числами

Комбинированный

49

Задачи-расчеты. Занимательная математика.

Урок проектирования (урок решения проектных задач)

50

Сложение и вычитание многозначных чисел.

Комбинированный

51

Алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

Комбинированный

52

Контрольная  работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».

Урок контроля и оценки знаний

53

Работа над ошибками.

Урок рефлексии

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (71 час)

54

Свойства умножения.

Комбинированный

-Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное.

-Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное).

-Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.

-Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

-Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние.

-Переводить одни единицы скорости в другие.

-Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.

-Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

-Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы.

-Выполнять задания творческого и поискового характера, применять  знания и способы действий в изменённых условиях.

-Работать в паре.

-Находить и исправлять неверные высказывания.

-Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.

-Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

-Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы.

-Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1 000.

-Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи.

-Составлять план решения.

-Обнаруживать допущенные ошибки.

-Собирать и систематизировать информацию по разделам.

-Отбирать, составлять и  решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности.

-Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

-Составлять план работы.

-Анализировать и оценивать результаты работы.

-Оценить результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

-Соотносить результаты с поставленными целями изучения темы.

-Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых.

-Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

-Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение.

-Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.

-Выполнять прикидку результата, проверять полученный результат.

-Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число.

-Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

-Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление.

-Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением.

-Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида.

-Изготавливать модели куба и пирамиды из бумаги с использованием развёрток.

-Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

-Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара.

55

Умножение на однозначное число.

УОНЗ

56

Письменные приемы умножения на однозначное число.

УОНЗ

57

Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями.

УОНЗ

58

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

УОНЗ

59

Деление с числами 0 и 1.

УОНЗ

60

Письменные приемы деления.

УОНЗ

61

Деление многозначного числа на однозначное.

УОНЗ

62

Умножение и деление на однозначное число.

Комбинированный

63

Контрольная работа по итогам 2 четверти.

Урок контроля и оценки знаний

64

Работа над ошибками. Математический новогодний марафон.

Урок работы над ошибками.

Урок-игра

65

Умножение и деление многозначного числа на однозначное.

Комбинированный

66

Задачи на нахождение периметра и площади фигур.

Комбинированный

67

Скорость. Единицы скорости.

УОНЗ

68

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

УОНЗ

69

Решение задач на движение.

УОНЗ

70

Составление и решение задач на движение. Проверочная работа «Простые задачи на движение».

Комбинированный

71

Странички для любознательных. 

Урок проектирования (урок решения проектных задач)

72

Умножение числа на произведение.

Комбинированный

73

Умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

УОНЗ

74

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями

УОНЗ

75

Решение задач на встречное движение.

Урок-практикум

76

Перестановка и группировка множителей.

УОНЗ

77

Контрольная работа по теме «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями».

Урок контроля и оценки знаний

78

Работа над ошибками.

Урок работы над ошибками.

79

Деление числа на произведение.

УОНЗ

80

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

УОНЗ

81

Составление и решение обратных задач.

Комбинированный

82

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

УОНЗ

83

Деление на числа, когда в частном получается двузначное число.

УОНЗ

84

Деление на числа, оканчивающиеся двумя нулями.

УОНЗ

85

Решение задач на движение в противоположном направлении.

УОНЗ

86

Деление на числа, оканчивающиеся нулями.

УОНЗ

87

Составление и решение задач на движение.

Комбинированный

88

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями».

Урок контроля и оценки знаний

89

Работа над ошибками. Проект «Сборник задач и заданий».

Урок - проект

90

Умножение числа на сумму.

УОНЗ

91

Решение задач на нахождение площади.

Комбинированный

92

Письменное умножение на двузначное число.

УОНЗ

93

Алгоритм письменного умножения на двузначное число.

УОНЗ

94

Решение практических задач.

Урок- деловая игра

95

Решение задач, связанных с нахождением периметра и площади. Проверочная работа.

Комбинированный

96

Письменное умножение на трехзначное число.

Комбинированный

97

Упражнение в умножении на трехзначное число.

Комбинированный

98

Решение уравнений.                                      

Комбинированный

99

Умножение на двузначное и трехзначное число.

Комбинированный

100

Решение задач на движение.

Комбинированный

101

Умножение на двузначное и трехзначное число Проверочная работа. 

Комбинированный

102

Письменное деление на двузначное число.

УОНЗ

103

Контрольная работа за 3 четверть.

Урок контроля и оценки знаний

104

Работа над ошибками. Письменное деление с остатком на двузначное число.

Урок работы над ошибками.

105

Алгоритм деления на двузначное число.

УОНЗ

106

Деление на двузначное число, когда частное находится в результате проб.

УОНЗ

107

Деление на двузначное число.

УОНЗ

108

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.

УОНЗ

109

Деление на двузначное число. Проверочная работа.

Комбинированный

110

Умножение и деление величин.

УОНЗ

111

Подробная и краткая запись деления на двузначное число.

УОНЗ

112

Деление многозначных чисел на однозначное число, когда в частном нули.

УОНЗ

113

Деление на двузначное и трехзначное числа.

УОНЗ

114

Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число»

Урок контроля и оценки знаний

115

Работа над ошибками.

Урок работы над ошибками.

116

Порядок действий в числовых выражениях с многозначными числами.

Урок-соревнование

117

Деление на трехзначное число.

УОНЗ

118

Деление на трехзначное число, когда в записи частного получаются нули.

УОНЗ

119

Задачи на совместную работу.

УОНЗ

120

Деление на трехзначное число с остатком.

УОНЗ

121

Деление на трехзначное число. Проверочная работа.

Комбинированный

122

Деление и умножение на трехзначное число.

УОНЗ

123

Деление многозначных чисел.

УОНЗ

124

Контрольная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел».

Урок контроля и оценки знаний

125

Работа над ошибками.

Урок работы над ошибками.

Повторение изученного в 4 классе (11 часов)

126

Числовые выражения на порядок действий с многозначными числами

Комбинированный

127

Нумерация многозначных чисел.

Комбинированный

128

Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.

Комбинированный

129

Четыре арифметических действия. Проверочная работа.

Комбинированный

130

Сложение и вычитание многозначных чисел.

Комбинированный

131

Умножение и деление многозначных чисел.

Комбинированный

132

Итоговая контрольная работа.

Урок контроля и оценки знаний

133

Работа над ошибками. Правила о порядке выполнения действий.

Урок работы над ошибками.

134

Задачи на движение.

Комбинированный

135

Геометрические фигуры.

Комбинированный

136

Игра-конкурс «В мире математики».

Урок-турнир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по математике УМК"Школа России" 2 класс

Рабочая программа составлена согласно положения школы. Соответствует ФГОС....

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа для 3 класса по математике М.И. Моро УМК "Школа России"...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 1 класс

Изучение математики имеет особое зна­чение в развитии младшего школьника. Приобретенные им зна­ния, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения э...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по математике входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, авторы Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степ...

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по математике (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....