Рабочая программа по математике 4 класс (Школа России)
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) по теме
Рабочая программа по математике в 4 классе разработана по учебнику М.И. Моро (Программа "Школа России"), содержит пояснительную записку, календарно- тематическое планирование (136 часов за год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по математике 4 класс | 276 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет Математика
Количество часов в неделю по учебному плану 4
Всего количество часов в году по плану 136
Класс (параллель классов) 4 в класс
Учитель Якина Светлана Владимировна
Учебное пособие для учащихся Математика. 4 класс. Учебн. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. (М.И. Моро и другие), М.: Просвещение, 2013г.
Количество контрольных работ - 12
Математика
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике в 4 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС, на основе Примерной программы начального общего образования, тематического планирования Примерной программы по математике (1 вариант).
За основу планирования взят учебник М.И. Моро. Математика. М.: Просвещение, 2012. (Система учебников «Школа России»). Содержание учебника дополняется заданиями и упражнениями, подобранными в соответствии с требованиями ФГОС.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
- Математическое развитие школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения и математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, вести поиск информации;
- Освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; формирование умения решать учебные и математические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- Воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Общая характеристика курса
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Место курса в учебном плане
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания курса
- Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех-естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой Дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся способности к самообразованию.
- Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.
- Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально-волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
Личностные, метапредметные, предметные результаты.
Личностными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения
- Совместно с учителем составлять план решения проблемы.
- Работать в соответствии с составленным планом
- Сверять свои действия с поставленной целью
- Исправлять ошибки с помощью учителя
- Совместно с учителем оценивать свою работу на основе предложенных учителем критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая инфомация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- Добывать новые знания: извлекать информацию , представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
- Делать выводы на основе обобщения умозаключений;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовыми изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты.
Раздел «Числа и величины»
Обучающийся научится:
• читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
• читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
• классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Раздел «Арифметические действия»
Обучающийся научится:
• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
• выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
• вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок). Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять действия с величинами;
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Раздел «Работа с текстовыми задачами»
Обучающийся научится:
• анализировать задачу, устанавливать зависимость между
величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи,
определять количество и порядок действий для решения задачи,
выбирать и объяснять выбор действий;
•решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);
•оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
• решать задачи в 3—4 действия;
• находить разные способы решения задачи.
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»
Обучающийся научится:
•описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
•распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;
•выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
•использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
•распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;
•соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Обучающийся получит возможность научиться:
• распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Раздел «Геометрические величины»
Обучающийся научится:
•измерять длину отрезка;
• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
• оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно (на глаз).
Обучающийся получит возможность научиться:
• вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры.
Раздел «Работа с данными»
Обучающийся научится:
•читать несложные готовые таблицы;
•заполнять несложные готовые таблицы;
•читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• читать несложные готовые круговые диаграммы.
• достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
• сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
• планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм ;
• интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
.
Содержание тем учебного курса
4 класс
136 часов
Числа от 1 до 1000 (продолжение) (13 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (15 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (14 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х+312=654+79
729-х=217+163
х- 137 = 500 -140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин
Умножение и деление (71 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х · 18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Повторение изученного ( 11 часов)
Инструментарий для оценивания уровня образованности учащихся:
Контрольные работы
Проверочные работы
Тесты
Устный опрос
Выполнение проектных работ
Контроль по предмету:
Контрольные работы проводятся по темам:
Входная контрольная работа
Контрольная работа по теме «Нумерация многозначных чисел».
Контрольная работа по итогам первой четверти.
Контрольная работа по теме «Величины»
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».
Контрольная работа за первое полугодие.
Контрольная работа по теме «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями».
Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями».
Контрольная работа за 3 четверть
Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число»
Контрольная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел».
Итоговая контрольная работа.
Проверочные работы
Задания тестового характера
Арифметические диктанты
Специфика работы в классе
Учитывая разный уровень овладения учащимися основными понятиями и способами действий, учитывая разный уровень сформированности психических процессов учащихся, их готовность к обучению, планируется подбирать задания на урок разного уровня: повышенного и базового. Кроме того, планируется подбор заданий максимального уровня сложности для отдельных учащихся. Планируется в течение всего учебного года подбирать задания разного уровня (базового, повышенного) для выполнения домашней работы.
Образовательные технологии
- технология деятельностного метода;
- технология проектной деятельности;
- технология проблемного обучения;
Материально- техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Книгопечатная продукция.
Учебник Моро М.И., и др. Математика Учебник. 4 класс. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2013. |
Методические пособия 1.Ситникова Т.Н.. Поурочные разработки по математике. 4 класс. – М.; ВАКО , 2013 2. Контрольно-измерительные материалы. Математика: 4 класс. Сост. Ситникова Т.Н.. – М.: ВАКО, 2013. 3. Самостоятельные и контрольные работы по математике: 4 класс. – М.: ВАКО, 2012 |
Печатные пособия Комплект таблиц для начальной школы |
Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Документ-камера |
Экранно-звуковые пособия Электронное приложение к учебнику «Математика», 4 класс |
Оборудование класса Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. |
Планируемые результаты изучения курса
Личностные | Метапредметные | Предметные |
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; — Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. — Целостное восприятие окружающего мира. — Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. — Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. | — Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. — Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. — Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением. — Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления — Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. — Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика». — Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. — Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». | — Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. — Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. — Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. — Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере). |
Тематическое планирование уроков математики в 4 классе.
Количество часов в неделю – 4
Количество часов за год – 136
№ урока | Тема урока | Форма или тип урока | Характеристика деятельности учащихся |
Числа от 1 до 1000. Повторение (13 часов) | |||
1 | Нумерация. Счет предметов. Разряды. | Урок-КВН | -Читать и строить столбчатые диаграммы. -Работать в паре. -Находить и исправлять неверные высказывания. -Излагать и отстаивать своё мнение. -Аргументировать свою точку зрения. -Оценивать точку зрения товарища. - Обсуждать высказанные мнения. |
2 | Числовое выражение. Порядок действий. | Комбинированный | |
3 | Нахождение суммы трех слагаемых. | Комбинированный | |
4 | Вычитание трехзначных чисел. | Комбинированный | |
5 | Приемы письменного умножения трехзначных чисел. | Комбинированный | |
6 | Умножение однозначного числа на трехзначное. | Комбинированный | |
7 | Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное. | Комбинированный | |
8 | Деление трехзначного числа на однозначное. | Комбинированный | |
9 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. | Комбинированный | |
10 | Диаграммы. | Урок-исследование | |
11 | Входная контрольная работа. | Урок контроля и оценки знаний | |
12 | Работа над ошибками. | Урок работы над ошибками. | |
13 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | Комбинированный | |
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 часов) | |||
14 | Новая счетная единица – тысяча. Класс единиц и класс тысяч. | УОНЗ | -Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. -Читать и записывать любые числа в пределах миллиона. -Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. -Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. -Сравнивать числа по классам и разрядам. -Упорядочивать заданные числа. -Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность,, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы. -Оценивать правильность составления числовой последовательности. -Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки. -Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1 000 раз. -Собрать информацию о своём городе (селе) и на этой основе создать математический справочник “Наш город (село) в числах”. -Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. -Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. -Составлять план работы. -Анализировать и оценивать результаты работы. |
15 | Чтение многозначных чисел. | УОНЗ | |
16 | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
| УОНЗ | |
17 | Сравнение многозначных чисел. | УОНЗ | |
18 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | УОНЗ | |
19 | Чтение, запись, сравнение многозначных чисел | УОНЗ | |
20 | Класс миллионов. Класс миллиардов. | УОНЗ | |
21 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились | Комбинированный | |
22 | Проект «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш поселок» | Урок-проект | |
23 | Контрольная работа по теме «Нумерация многозначных чисел». | Урок контроля и оценки знаний | |
24. | Работа над ошибками. | Урок работы над ошибками. | |
Числа, которые больше 1000. Величины (15 часов) | |||
25 | Единица длины – километр. | Урок -экскурсия | -Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. -Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения. -Сравнивать значения площадей разных фигур. -Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними. -Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. -Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними. -Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким). -Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их. -Переводить одни единицы времени в другие. -Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. -Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события. |
26 | Таблица единиц длины. | УОНЗ | |
27 | Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр. | УОНЗ | |
28 | Таблица единиц площади. | УОНЗ | |
29 | Измерение площади фигуры с помощью палетки. | Урок - практикум | |
30 | Единицы массы. Тонна. Центнер. | УОНЗ | |
31 | Единицы времени. Определение времени по часам. | Урок - практикум | |
32 | Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда. | УОНЗ | |
33 | Век. Таблица единиц времени. | УОНЗ | |
34 | Контрольная работа за 1 четверть. | Урок контроля и оценки знаний | |
35 | Работа над ошибками. Задачи-расчеты. Занимательные задания. | Урок рефлексии. | |
36 | Что узнали. Чему научились | Урок обобщения и систематизации знаний | |
37 | Единицы массы. Решение задач. | Комбинированный | |
38 | Единицы времени. Единицы длины. Решение задач. | Комбинированный | |
39 | Устные и письменные приемы вычислений. | Комбинированный | |
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (14 часов) | |||
40 | Письменные приемы вычитания многозначных чисел. | УОНЗ | |
41 | Нахождение неизвестного слагаемого. | УОНЗ | |
42 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | УОНЗ | |
43 | Контрольная работа по теме «Величины» | Урок контроля и оценки знаний | |
44 | Работа над ошибками. | Урок работы над ошибками. | |
45 | Нахождение нескольких долей целого. | УОНЗ | |
46 | Решение задач на нахождение нескольких долей целого. | Комбинированный | |
47 | Сложение и вычитание величин. | УОНЗ | |
48 | Действия с именованными числами | Комбинированный | |
49 | Задачи-расчеты. Занимательная математика. | Урок проектирования (урок решения проектных задач) | |
50 | Сложение и вычитание многозначных чисел. | Комбинированный | |
51 | Алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел. | Комбинированный | |
52 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел». | Урок контроля и оценки знаний | |
53 | Работа над ошибками. | Урок рефлексии | |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (71 час) | |||
54 | Свойства умножения. | Комбинированный | -Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное. -Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное). -Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. -Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. -Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. -Переводить одни единицы скорости в другие. -Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. -Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. -Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. -Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. -Работать в паре. -Находить и исправлять неверные высказывания. -Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. -Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. -Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. -Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1 000. -Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи. -Составлять план решения. -Обнаруживать допущенные ошибки. -Собирать и систематизировать информацию по разделам. -Отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности. -Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. -Составлять план работы. -Анализировать и оценивать результаты работы. -Оценить результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. -Соотносить результаты с поставленными целями изучения темы. -Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. -Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. -Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. -Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. -Выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. -Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число. -Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. -Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление. -Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением. -Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида. -Изготавливать модели куба и пирамиды из бумаги с использованием развёрток. -Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. -Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара. |
55 | Умножение на однозначное число. | УОНЗ | |
56 | Письменные приемы умножения на однозначное число. | УОНЗ | |
57 | Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями. | УОНЗ | |
58 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. | УОНЗ | |
59 | Деление с числами 0 и 1. | УОНЗ | |
60 | Письменные приемы деления. | УОНЗ | |
61 | Деление многозначного числа на однозначное. | УОНЗ | |
62 | Умножение и деление на однозначное число. | Комбинированный | |
63 | Контрольная работа по итогам 2 четверти. | Урок контроля и оценки знаний | |
64 | Работа над ошибками. Математический новогодний марафон. | Урок работы над ошибками. Урок-игра | |
65 | Умножение и деление многозначного числа на однозначное. | Комбинированный | |
66 | Задачи на нахождение периметра и площади фигур. | Комбинированный | |
67 | Скорость. Единицы скорости. | УОНЗ | |
68 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | УОНЗ | |
69 | Решение задач на движение. | УОНЗ | |
70 | Составление и решение задач на движение. Проверочная работа «Простые задачи на движение». | Комбинированный | |
71 | Странички для любознательных. | Урок проектирования (урок решения проектных задач) | |
72 | Умножение числа на произведение. | Комбинированный | |
73 | Умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | УОНЗ | |
74 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | УОНЗ | |
75 | Решение задач на встречное движение. | Урок-практикум | |
76 | Перестановка и группировка множителей. | УОНЗ | |
77 | Контрольная работа по теме «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями». | Урок контроля и оценки знаний | |
78 | Работа над ошибками. | Урок работы над ошибками. | |
79 | Деление числа на произведение. | УОНЗ | |
80 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | УОНЗ | |
81 | Составление и решение обратных задач. | Комбинированный | |
82 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | УОНЗ | |
83 | Деление на числа, когда в частном получается двузначное число. | УОНЗ | |
84 | Деление на числа, оканчивающиеся двумя нулями. | УОНЗ | |
85 | Решение задач на движение в противоположном направлении. | УОНЗ | |
86 | Деление на числа, оканчивающиеся нулями. | УОНЗ | |
87 | Составление и решение задач на движение. | Комбинированный | |
88 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». | Урок контроля и оценки знаний | |
89 | Работа над ошибками. Проект «Сборник задач и заданий». | Урок - проект | |
90 | Умножение числа на сумму. | УОНЗ | |
91 | Решение задач на нахождение площади. | Комбинированный | |
92 | Письменное умножение на двузначное число. | УОНЗ | |
93 | Алгоритм письменного умножения на двузначное число. | УОНЗ | |
94 | Решение практических задач. | Урок- деловая игра | |
95 | Решение задач, связанных с нахождением периметра и площади. Проверочная работа. | Комбинированный | |
96 | Письменное умножение на трехзначное число. | Комбинированный | |
97 | Упражнение в умножении на трехзначное число. | Комбинированный | |
98 | Решение уравнений. | Комбинированный | |
99 | Умножение на двузначное и трехзначное число. | Комбинированный | |
100 | Решение задач на движение. | Комбинированный | |
101 | Умножение на двузначное и трехзначное число Проверочная работа. | Комбинированный | |
102 | Письменное деление на двузначное число. | УОНЗ | |
103 | Контрольная работа за 3 четверть. | Урок контроля и оценки знаний | |
104 | Работа над ошибками. Письменное деление с остатком на двузначное число. | Урок работы над ошибками. | |
105 | Алгоритм деления на двузначное число. | УОНЗ | |
106 | Деление на двузначное число, когда частное находится в результате проб. | УОНЗ | |
107 | Деление на двузначное число. | УОНЗ | |
108 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. | УОНЗ | |
109 | Деление на двузначное число. Проверочная работа. | Комбинированный | |
110 | Умножение и деление величин. | УОНЗ | |
111 | Подробная и краткая запись деления на двузначное число. | УОНЗ | |
112 | Деление многозначных чисел на однозначное число, когда в частном нули. | УОНЗ | |
113 | Деление на двузначное и трехзначное числа. | УОНЗ | |
114 | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число» | Урок контроля и оценки знаний | |
115 | Работа над ошибками. | Урок работы над ошибками. | |
116 | Порядок действий в числовых выражениях с многозначными числами. | Урок-соревнование | |
117 | Деление на трехзначное число. | УОНЗ | |
118 | Деление на трехзначное число, когда в записи частного получаются нули. | УОНЗ | |
119 | Задачи на совместную работу. | УОНЗ | |
120 | Деление на трехзначное число с остатком. | УОНЗ | |
121 | Деление на трехзначное число. Проверочная работа. | Комбинированный | |
122 | Деление и умножение на трехзначное число. | УОНЗ | |
123 | Деление многозначных чисел. | УОНЗ | |
124 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел». | Урок контроля и оценки знаний | |
125 | Работа над ошибками. | Урок работы над ошибками. | |
Повторение изученного в 4 классе (11 часов) | |||
126 | Числовые выражения на порядок действий с многозначными числами | Комбинированный | |
127 | Нумерация многозначных чисел. | Комбинированный | |
128 | Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение. | Комбинированный | |
129 | Четыре арифметических действия. Проверочная работа. | Комбинированный | |
130 | Сложение и вычитание многозначных чисел. | Комбинированный | |
131 | Умножение и деление многозначных чисел. | Комбинированный | |
132 | Итоговая контрольная работа. | Урок контроля и оценки знаний | |
133 | Работа над ошибками. Правила о порядке выполнения действий. | Урок работы над ошибками. | |
134 | Задачи на движение. | Комбинированный | |
135 | Геометрические фигуры. | Комбинированный | |
136 | Игра-конкурс «В мире математики». | Урок-турнир |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по математике УМК"Школа России" 2 класс
Рабочая программа составлена согласно положения школы. Соответствует ФГОС....
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа для 3 класса по математике М.И. Моро УМК "Школа России"...
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 1 класс
Изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения э...
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по математике входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, авторы Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степ...
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по математике (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....