Рабочая программа по математике 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Рабочая программа
по математике
Уровень общего образования (класс): начальное общее 3 класс
Количество часов: 138 часов
Учитель: Овечко Т. В.
Программа разработана на основе: программы «Математика» Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.Г. Рубина, А.П. Тонких (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2011г).,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_.doc | 410 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район»
Сл. Барило-Крепинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Барило-Крепинская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Барило-Крепинская СОШ»)
«Согласовано» Руководитель РМО Овечко Т. В. _________________ подпись Протокол № _______ от « » августа 2015 г. | Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом Протокол № _____ от «___» августа 2015 г.
| «Утверждено» Приказ №______ от «___» августа 2015 г. Директор Астапенко С. А. _________________ подпись |
Рабочая программа
по математике
Уровень общего образования (класс): начальное общее 3 класс
Количество часов: 138 часов
Учитель: Овечко Т. В.
Программа разработана на основе: программы «Математика» Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.Г. Рубина, А.П. Тонких (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2011г).,
I. Пояснительная записка
I. Пояснительная записка
Основными нормативными документами, определяющими содержание и структуру рабочей программы по математике являются:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
- Примерная программа начального общего образования,
- Письмо директора Департамента государственной политики в сфере образования № 08-548 от 29.04.2014 «О праве в течение 5 лет использовать в образовательной деятельности учебники из федерального перечня учебников, утверждённого приказом Министерства образования №253 от 31.03.2013г,
- Авторская программа «Математика» Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.Г. Рубина, А.П. Тонких (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2011г).,
- ООП НОО МБОУ «Барило-Крепинская СОШ»,
- Учебный план и годовой календарный график МБОУ «Барило-Крепинская СОШ» на 2015-2016 учебный год,
- Положением о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Барило-Крепинская СОШ»
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
II. Общая характеристика учебного предмета
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно-ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
- Познавательные: в предлагаемом курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. Отличительной особенностью рассматриваемого курса математики является раннее появление (уже в первом классе) содержательного компонента «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлено активной пропедевтикой этого компонента в начальной школе.
- Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).
- Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100» ), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству
III . Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Барило-Крепинская СОШ» на 2015-2016 уч. год курс математики изучается в 3 классе 4 часа в неделю. Согласно действующему в МБОУ «Барило-Крепинская СОШ» расписанию на 2015-2016 уч. год общий объём учебного времени составляет 138 часов за год.
IV. Содержание учебного предмета
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 1 000.
Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Дробные числа.
Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Умножение и деление чисел в пределах 100.
Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».
Величины и их измерение.
Объём. Единицы объёма: 1 см3, 1 дм3, 1 м3. Соотношения между единицами измерения объема. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.
Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.
Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.
Решение простых и составных текстовых задач.
Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Моделирование задач.
Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объёмных фигур на плоскости.
Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Изменение положения плоских фигур на плоскости.
Элементы алгебры.
Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида а ± b; а ∙ b; а : b.
Неравенства с одной переменной. Решение подбором неравенств с одной переменной вида: а ± х < b; а ± х > b.
Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;а ∙ х = с±b;а : х = с ∙ b и т.д.
Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.
Использование уравнений при решении текстовых задач.
Элементы стохастики.
Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.
Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов.
Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».
Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.
Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов. Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.
*Круговые диаграммы.
Занимательные и нестандартные задачи.
Уникурсальные кривые.
Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.
Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности и существования.
Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.
*Задачи на принцип Дирихле.
Итоговое повторение.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета и система их оценки
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см3, дм3, м3), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
- использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
- пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;
- представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
- выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
- осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
- осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;
- использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
- читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
- решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- находить значения выражений в 2–4 действия;
- использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
- определять время по часам с точностью до минуты;
- сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
- устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).
2-й уровень (программный)
- Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении различных задач знание формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба);
- использовать при решении различных задач знание формулы пути;
- использовать при решении различных задач знание о количестве, названиях и последовательности дней недели, месяцев в году;
- находить долю от числа, число по доле;
- решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- находить значения выражений вида а ± b; а ∙ b; а : b при заданных значениях переменных;
- решать способом подбора неравенства с одной переменной вида:
а ± х < b; а ∙ х > b.
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;
- использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
- вычислять объём параллелепипеда (куба);
- вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;
- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
- строить окружность по заданному радиусу;
- выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
- узнавать и называть объёмные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;
- выделять из множества параллелепипедов куб;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
- устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;
- различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
- читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;
- строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
- выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
- правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно» при формулировании различных высказываний;
- составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;
- составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);
- устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные работы:
- Комплексная работа по итогам обучения
- Стандартизированная контрольная работа.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Контроль УУД
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.3 класс.-М.:Баласс, 2012.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Данная диагностика разработана для учащихся 3-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.
Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.
Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.
Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.
Контроль за усвоением ЗУН
Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.
Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеет тетрадь для контрольных работ (3 кл.). Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).
Положительные оценки и отметки за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым темам. При этом срок получения зачёта жёстко не ограничен (например, ученики должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть:
- таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений;
- портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
Критерии оценки.
Качественная оценка | Отметка — баллы успешности (б. у.) | 5-балльная отметка |
Не достигнут даже необходимый уровень | Пустой кружок — обязательное задание, которое так и не удалось сделать | 2(неудовлетворительно). Возможность исправить! |
Необходимый уровень | 1 б. у. — частичное освоение | 3 (удовлетворительно). Возможность исправить! |
2 б. у. — полное освоение | 4 (хорошо). Право изменить! | |
Программный уровень | 3 б. у. — частичное освоение | 4 (близко к отлично). Право изменить! |
4 б. у. — полное освоение | 5 (отлично) | |
Максимальный уровень | 5 б. у. — приближение к максимальному уровню | 5 (превосходно) |
6 б. у. — выход на максимальный уровень | 5 (превосходно) |
VI. Тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся
Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Повторение изученного во 2 классе | 11 ч | Сравнивать числа по классам и разрядам. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Описывать явления и события с использованием чисел. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления). Сравнивать разные способы вычислений, выбирая удобный. Прогнозировать результат вычислений. Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия. Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата). Исследовать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Переходить от одних единиц измерения к другим. Группировать величины по заданному или самостоятельно установленному правилу. Описывать явления и события с использованием величин. Разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка). Находить геометрические величины разными способами. Моделировать изученные зависимости. Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Выбирать удобный способ решения задачи. Планировать решение задачи. Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Объяснять (пояснять) ход решения задачи. Использовать вспомогательные модели для решения задачи. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия. Самостоятельно выбирать способ решения задачи. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур. Описывать свойства геометрических фигур. Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических фигур. Применять буквы для обозначения чисел и для записи общих утверждений. Составлять буквенные выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или таблицей. Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей межу компонентами и результатом арифметических действий. Составлять уравнение как математическую модель задачи. Строить точки по заданным координатам, определять координаты точек. Описывать явления и события с использованием буквенных выражений, уравнений и неравенств. Выполнять сбор и обобщение информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц и диаграмм (линейных, столбчатых, круговых). Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов и комбинаций, в том числе комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям. Приводить примеры случайных событий, достоверных и невозможных событий; вычислять вероятности событий в простейших случаях. Находить и выбирать алгоритм решения занимательной или нестандартной задачи. Действовать по самостоятельно составленному алгоритму решения занимательной или нестандартной задачи. Самостоятельно создавать и использовать вспомогательные модели для решения занимательных или нестандартных задач (например, находить решение логических задач с помощью графов и таблиц истинности, задач на переливания и переправы – с помощью таблиц, задач на взвешивание – с помощью алгоритмов, представленных в виде блок-схем и т.д.). Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки. Обнаруживать и устранять ошибки логического характера при анализе решения занимательной или нестандартной задачи. Отличать заведомо ложные высказывания. Оценивать простые высказывания как истинные или ложные. Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств). Находить выигрышную стратегию в некоторых играх. |
Внетабличное умножение и деление | 28 ч | |
Доли | 13 ч | |
Нумерация чисел в пределах 1000 | 12 ч | |
Сложение и вычитание в пределах 1000 | 24 ч | |
Умножение и деление чисел в пределах 1000 | 23 ч | |
Арифметические действия над числами в пределах 1000 | 25 |
VII. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Планируемые результаты | Виды деятельности | Дата | ||
предметные | метапредметные | план | факт | ||||
Тема «Повторение изученного во 2 классе» (11 часов) | |||||||
1 | Вводный урок. Путешествие №1 «Необитаемый остров» | 1 | Уметь: производить сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 100 (изученные случаи); осуществлять проверку вычислений; представлять двузначные числа в виде разрядных слагаемых; сравнивать числа в пределах 100; производить вычисления с именованными числами; решать уравнения, простые и составные задачи на сложение и вычитание. Знать: что сложение и вычитание, умножение и деление – это взаимно обратные действия; алгоритм сложения и вычитания, умножения и деления чисел | Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | Знакомство с правилами работы на уроке, правилами работы с учебной книгой. Знакомство с учебной книгой. Повторение изученного во втором классе. Упражнение в записи чисел от 1 до 100; в счете десятками; сравнении чисел. Письменные и устные вычисления. В соответствии с алгоритмом сложения и вычитания двузначных чисел. Повторение смысла действий умножения и деления. Наблюдение над взаимосвязью этих действий. Решение примеров на сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 100. Упражнение в отработке вычислительных навыков. Распознавание геометрических фигур. Знакомство с понятием «дерево выбора». Решение задач с помощью «дерева выбора». | 02.09 | |
2 | Нумерация. | 1 | 03.09 | ||||
3 | Сложение и вычитание чисел. | 1 | 04.09 | ||||
4 | Сложение и вычитание чисел. Повторение и закрепление материала. | 1 | 07.09 | ||||
5 | Умножение и деление чисел. | 1 | 9.09 | ||||
6 | Арифметические действия над числами. Арифметический диктант. | 1 | 10.09 | ||||
7 | Арифметические действия над числами. Обобщение. | 1 | Уметь: производить сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 100 (изученные случаи). Знать: что сложение и вычитание, умножение и деление – это взаимно обратные действия | 11.09 | |||
8 | Арифметические действия над числами. Свойства арифметических действий | 1 | 14.09 | ||||
9 | Дерево выбора. Решение комбинаторных задач | 1 | Уметь: решать стохастические и комбинаторные задачи, в том числе задачи, решаемые с помощью «дерева выбора»; задачи на нахождение четвертой пропорциональной величины 2 способами: методом приведения к единице и через отношения заданных величин; находить значение выражений в 2-4 действия; вычислять периметр, площадь фигур с помощью изученных формул | 16.09 | |||
10 | Решение задач в 2-3 действия | 1 | 17.09 | ||||
11 | Контрольная работа по теме «Повторение и обобщение материала, изученного во 2 классе» | 1 | Проверка и самопроверка усвоения изученного учебного материала | 18.09 | |||
Тема «Внетабличное умножение и деление». (28 часов) | |||||||
12 | Работа над ошибками. Путешествие №2 «Один дома» | 1 | Знать: правила порядка выполнения действий в числовых выражениях. Уметь: решать задачи арифметическим способом; вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) | Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и т.д.) Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества | Сравнение объема параллелепипедов практическим путем. Знакомство с прямоугольным параллелепипедом, кубом как разновидностью прямоугольного параллелепипеда. Знакомство с формулой объема прямоугольного параллелепипеда, с единицей измерения - кубическим сантиметром. Знакомство с новыми единицами измерения объема. Наблюдение за использованием сочетательного свойства умножения. Знакомство с алгоритмом умножения круглого двузначного числа на однозначное. Упражнение в нахождении значений выражений в 2-4 действия, в решении задач. Упражнение в выполнении арифметических действии над числами. Знакомство с распределительным свойством умножения относительно сложения. Знакомство с новым алгоритмом. Упражнение в умножении двузначного числа на однозначное. Упражнение в сложении, вычитании, умножении и делении чисел. Знакомство с распределительным свойством деления относительно сложения. Вычисление значения числовых выражений удобным способом. Выполнение вычислений по блок- схемам. Решение уравнений и текстовых задач. Решение текстовых задач изученных видов. Установление взаимосвязи действии умножения и деления. Упражнение в построении окружностей. Выполнение арифметических действий с именованными числами. Выполнение деления с остатком. Наблюдение над свойствами остатка. Выполнение деления меньшего числа на большее. Проверка и самопроверка усвоения изученного учебного материала. Упражнения в выполнении арифметических действии с числами в пределах сотни. Работа с геометрическим материалом. Решение уравнений. Выполнение деления с остатком. Решение текстовых задач. | 21.09 | |
13 | Параллелепипед и куб. | 1 | Знать: единицы измерения объема (литр, см3, дм3, м3); формулу нахождения объема прямоугольного параллелепипеда. Уметь: применять формулу при нахождении различных объемов; вычислять объем параллелепипеда | 23.09 | |||
14 | Объем прямоугольного параллелепипеда. Кубический сантиметр | 1 | 24.09 | ||||
15 | Кубический дециметр. Кубический метр | 1 | 25.09 | ||||
16 | Сочетательное свойство умножения. Нахождение значений выражений в 2-4 действия | 1 | Знать: свойства умножения и деления чисел. Уметь: выполнять умножение и деление с 0, 1, 10, 100; использовать сочетательное свойство для рационализации вычислений; находить значение выражений в 2-4 действия; решать задачи в 2-3 действия и текстовые задачи, решение которых основывается на изученном свойстве; сравнивать, сопоставлять, рассуждать, анализировать и формулировать выводы, объяснять ход решения (вычисления), последовательность | 28.09 | |||
17 | Умножение двузначного числа на однозначное число, запись которого оканчивается нулем. | 1 | Знать: таблицу деления; алгоритм деления круглого двузначного числа на однозначное. Уметь: выполнять деление чисел, оканчивающихся нулем | 30.09 | |||
18 | Деление чисел, запись которого оканчивается нулем. | 1 | 01.10 | ||||
19 | Арифметические действия над числами. | 1 | Знать: изученные арифметические действия над числами. Уметь: складывать, вычитать, умножать, делить числа в пределах 1000 | 02.10 | |||
20 | Умножение суммы на число. | 1 | Знать: правила порядка выполнения действий в числовых выражениях. Уметь: использовать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы; решать текстовые задачи, решение которых основывается на изученном свойстве; устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить ее; находить значение выражений в 2-4 действия | 05.10 | |||
21 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 1 | 07.10 | ||||
22 | Арифметические действия над числами. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях | 1 | 08.10 | ||||
23 | Деление суммы на число. | 1 | 9.10 | ||||
24 | Арифметические действия над числами. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях | 1 | 12.10 | ||||
25 | Деление двузначного числа на однозначное | 1 | Уметь: представлять любое двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых | Регулятивные: работая по предложенному плану использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Познавательные: перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: контролировать действия партнёра. | 14.10 | ||
26 | Арифметические действия над числами. | 1 | Уметь: выполнять устно и письменно умножение и деление чисел в пределах 100; решать задачи в 1-2 действия с опорой на таблицу; находить значение выражений (со скобками) | 15.10 | |||
27 | Решение задач. Математический диктант №2 на тему «Арифметические действия над числами.» | 1 | 16.10 | ||||
28 | Деление двузначного числа на двузначное. | 1 | Знать: алгоритм поиска неизвестного делимого, если известны делитель и частное; общие принципы измерения величин. Уметь: решать задачи на пропорциональное деление; устанавливать, является ли данная прямая уникурсальной, и обводить ее; выполнять арифметические действия в выражениях | 19.10 | |||
29 | Решение задач на пропорциональное деление | 1 | 21.10 | ||||
30 | Арифметические действия над числами. | 1 | 22.10 | ||||
31 | Деление с остатком. | 1 | Уметь: читать и понимать значение каждого знака в записи деления с остатком; производить деление с остатком практическим и аналитическим способами; выполнять проверку деления с остатком; решать задачи в 2 действия; находить значение выражений (со скобками и без них) | 23.10 | |||
32 | Деление с остатком практическим и аналитическим способами | 1 | 26.10. | ||||
33 | Контрольная работа № 2 на тему «Внетабличное умножение и деление». | 1 | Уметь: читать и понимать значение каждого знака в записи деления с остатком; производить деление с остатком практическим и аналитическим способами; выполнять проверку деления с остатком; решать задачи в 2 действия; находить значение выражений (со скобками и без них) | 28.10 | |||
34 | Работа над ошибками. Деление с остатком. | 1 | 29.10 | ||||
35 | Чтение и понимание значения каждого знака в записи деления с остатком | 1 | Знать: правила порядка выполнения действий в числовых выражениях. Уметь: решать задачи арифметическим способом; вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) | Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: контролировать свои действия | 30.10 | ||
36 | Арифметические действия над числами. Табличные случаи арифметических действий | 1 | Уметь: решать задачи в 2-3 действия, уравнения изученных видов; выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное); находить значение выражений в 2-4 действия | 9.11 | |||
37 | Арифметические действия над числами. | 1 | 11.11 | ||||
38 | Арифметические действия над числами. | 1 | 12.11 | ||||
39 | Решение задач. | 1 | 13.11 | ||||
Тема «Доли» (13 часов) | |||||||
40 | Путешествие № 3 «День рождения». | 1 | Уметь: читать и записывать доли; сравнивать доли; находить долю от числа и число по доле; решать выражения в 2-4 действия; выполнять письменно умножение и деление в пределах 100 | Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества | Решение текстовых задач. Знакомство с понятием «доля». Чтение и запись долей. Алгоритм поиска доли числа. Алгоритм сравнения долей. Алгоритм нахождения числа по его доле. Решение задач с пропорциональными величинами. Определение величин по двум разностям. Знакомство с единицей измерения времени (минутой) как долей часа. Знакомство с новой единицей измерения времени - сутками. Определение временных промежутков по календарю. Знакомство с понятиями «линейная диаграмма», «столбчатая диаграмма». Проверка и самопроверка усвоения изученного учебного материала. | 16.11 | |
41 | Доли. | 1 | 18.11 | ||||
42 | Нахождение доли числа. | 1 | 19.11 | ||||
43 | Сравнения долей. | 1 | 20.11 | ||||
44 | Нахождения числа по его доле. | 1 | 23.11 | ||||
45 | Решение задач с пропорциональными величинами | 1 | Уметь: решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия; сравнивать величины по их числовым значениям | 25.11 | |||
46 | Решение задач. Математический диктант №3 «Доли». | 1 | 26.11 | ||||
47 | Единица измерения времени: минута. | 1 | Знать: как образуется каждая следующая счетная единица времени. Уметь: сравнивать единицы времени по их числовым значениям; выражать данную величину в изученных единицах измерения; определять время с точностью до минуты; решать задачи арифметическими способами; находить значение выражений в 2-4 действия | Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | 27.11 | ||
48 | Единица времени: секунда. | 1 | 30.11 | ||||
49 | Сутки. | 1 | 02.12 | ||||
50 | Неделя. | 1 | 03.12 | ||||
51 | «Линейная диаграмма», «Столбчатая диаграмма» | 1 | Уметь: читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм | 04.12 | |||
52 | Контрольная работа №3 по теме «Доли». | 1 | Знать: правило порядка выполнения действий в числовых выражениях. Уметь: выполнять сложение и вычитание, умножение и деление чисел; сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах | 7.12 | |||
Тема «Нумерация чисел в пределах 1000» (12 часов) | |||||||
53 | Работа над ошибками. Путешествие №4 «Лыжная прогулка» | 1 | Знать: название и последовательность чисел в пределах 100; как образуется каждая следующая счетная единица; соотношения между кубическим сантиметром, дециметром, метром. Уметь: читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; считать сотнями; представлять числа в виде разрядных слагаемых; производить действия сложения и вычитания трехзначных чисел, когда один из компонентов является разрядным слагаемым; умножать и делить на 100; находить значения выражений в 2-4 действия; решать задачи и уравнения изученных видов | Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и т.д.) Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества | Чтение и запись круглых трехзначных чисел. Знакомство с алгоритмом умножения числа 100. Умножение и деление на 100. Измерение и построение отрезков заданной длины. Запись трехзначных чисел. Объяснять значение каждой цифры в записи числа. Решение числовых выражений. Запись и сравнение трехзначных чисел. Объяснять значение каждой цифры в записи числа. Решение числовых выражений. Объяснение поместного значения цифры в записи числа. Пропедевтическая работа над темой «Деление с остатком трехзначных чисел». Знакомство с единицей массы -центнером. Проверка и самопроверка усвоения изученного учебного мате- риала. | 9.12 | |
54 | Счет сотнями. Тысяча. | 1 | 10.12 | ||||
55 | Умножение числа 100. Умножение и деление на 100. | 1 | 11.12 | ||||
56 | Единица измерения длины миллиметр. | 1 | 14.12 | ||||
57 | Трехзначные числа. | 1 | 16.12 | ||||
58 | Запись трехзначных чисел. Решение числовых выражений. | 1 | 17.12 | ||||
59 | Трехзначные числа. Математический диктант №4 «Нумерация чисел в пределах 1000». | 1 | Уметь: читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; считать сотнями; представлять числа в виде разрядных слагаемых; производить действия сложения и вычитания трехзначных чисел, когда один из компонентов является разрядным слагаемым; умножать и делить на 100; находить значения выражений в 2-4 действия; решать задачи и уравнения изученных видов | Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: контролировать свои действия. | 18.12 | ||
60 | Сравнение трехзначных чисел. | 1 | Знать: единицу массы центнер. Уметь: сравнивать именованные числа и выполнять арифметические действия с ними; решать задачи и уравнения изученных видов; строить отрезки заданной длины | 21.12 | |||
61 | Трехзначные числа | 1 | 23.12 | ||||
62 | Единица измерения массы центнер | 1 | 24.12 | ||||
63 | Контрольная работа №4 на тему «Нумерация чисел в пределах 1000» | 1 | Знать: правила порядка выполнения действий в числовых выражениях. Уметь: решать задачи арифметическим способом; вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) | 25.12 | |||
64 | Работа над ошибками. Нумерация чисел в пределах 1000. | 1 | 28.12 | ||||
Тема «Сложение и вычитание в пределах 1000» (24 часа) | |||||||
65 | Сложение и вычитание трехзначных чисел. | 1 | Уметь: выполнять устно сложение и вычитание трехзначных чисел, сводимые к вычислениям в пределах 1000; осуществлять проверку вычислений на основе знаний о взаимосвязи действий сложения и вычитания; решать текстовые задачи изученного вида; находить значение выражений в 2-4 действия | Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и т.д.) Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества | Знакомство с алгоритмом устных приемов сложения и вычитания круглых трехзначных чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на модели). Выполнение тренировочных упражнений на сложение и вычитание трехзначных чисел. Уточнение представлении о плоской геометрической фигуре как о части плоскости. Знакомство с понятием «пересечение фигур». Знакомство с понятиями «множество», «элемент множества». Упражнение в классификации и группировке объектов. Знакомство со способами задания множеств: перечислением и путем определения общего свойства. Знакомство с понятием «подмножество». Упражнение в классификации и группировке объектов. Упражнение в чтении высказываний с квантором общности. Решение задач с использованием понятий «множество», «подмножество», «пересечение множеств». Понятие «пересечение множеств» и соответствующая ему графическая модель в виде диаграмм Эйлера-Венна. Способ задания множеств по общему признаку. Упражнение в нахождении общего свойства множеств. Решение задач с использованием понятий «множество», «подмножество», «пересечение множеств», «объединение множеств». Решение задач с использованием понятий «множество», «подмножество», «пересечение множеств», «объединение множеств». Решение задач в 2-3 действия, нахождение значений числовых выражений со скобками и без них. Знакомство с алгоритмом письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел. Упражнение в сложении и вычитании трехзначных чисел. Решение комбинаторных и логических задач. Отработка письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел. Уточнение понятия «решение не- равенства». Составление числовых равенств и неравенств. Составление числовых равенств и неравенств. Сравнение двух групп предметов. | 11.01 | |
66 | Алгоритм устных приемов сложения и вычитания круглых трехзначных чисел | 1 | 13.01 | ||||
67 | Сложение и вычитание трехзначных чисел. Решение текстовых задач изученного вида | 1 | 14.01 | ||||
68 | Сложение и вычитание трехзначных чисел. | 1 | 15.01 | ||||
69 | Пересечение геометрических фигур. | 1 | Уметь: выделять из множества фигур плоские и объемные; узнавать и называть объемные и плоские фигуры | 18.01 | |||
70 | Путешествие № 5 «Спортивный лагерь». | 1 | Знать: понятия «группы предметов», «множество», «подмножество», «элемент множества». Уметь: устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных объектов | 20.01 | |||
71 | Группы предметов. Множество. Элемент множества. | 1 | 21.01 | ||||
72 | Способы задания множеств. | 1 | Знать: определение понятий «множество», «подмножество»; способы задания множеств. Уметь: читать и понимать высказывания с квантором общности; графические модели в виде диаграмм Эйлера-Венна; решать задачи с использованием понятий «множество», «подмножество», «пересечение множеств», «объединение множеств»; находить значение выражений в 2-4 действия; складывать, вычитать, умножать, делить числа в пределах 1000; употреблять высказывания «есть», «существует», «некоторые» | Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: контролировать действия партнёра. | 22.01 | ||
73 | «Подмножество»; | 1 | 25.01 | ||||
74 | Высказывания со словами все, не все, каждый, никакие, любой.. | 1 | 27.01 | ||||
75 | Пересечение множеств. | 1 | Знать: понятие «пресечение множеств». Уметь: соотносить пересечение множеств с соответствующей графической моделью | Регулятивные: осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату. Познавательные: донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | 28.01 | ||
76 | Высказывания со словами есть, существует, некоторые | 1 | Знать: случаи уместного употребления высказываний со словами есть, существует, некоторые. Уметь: применять в речи высказывания со словами есть, существует, некоторые. | 29.01 | |||
77 | Объединение множеств. | 1 | Уметь: устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных объектов; решать задачи арифметическим способом; находить значения выражений в 2-4 действия | 1.02 | |||
78 | Решение задач с использованием понятий «множество», «подмножество», «пресечение множеств», «объединение множеств» | 1 | Уметь: устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных объектов; решать задачи арифметическим способом; находить значения выражений в 2-4 действия | 3.02 | |||
79 | Контрольная работа №5 по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000» | 1 | Знать: правила порядка выполнения действий в числовых выражениях. Уметь: решать задачи арифметическим способом; вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) | 4.02 | |||
80 | Работа над ошибками. Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик | 1 | Знать: приемы сложения и вычитания трехзначных чисел. Уметь: выполнять письменное сложение и вычитание трехзначных чисел; осуществлять проверку вычислений на основе знаний о взаимосвязи действий сложения и вычитания; решать на новом числовом концентре текстовые задачи изученного вида | Регулятивные учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | 5.02 | ||
81 | Алгоритм письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик | 1 | 8.02 | ||||
82 | Решение задач. | 1 | Уметь: выполнять сложение и вычитание в столбик; решать задачи арифметическим способом | 10.02 | |||
83 | Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик | 1 | 11.02 | ||||
84 | Решение задач на взвешивание | 1 | Уметь: составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечках весов без гирь | 12.02 | |||
85 | Решения неравенств. | 1 | Уметь: находить способы решения неравенств путем подбора значений переменной | 15.02 | |||
86 | Решения неравенств путем подбора значений переменной | 1 | Знать: таблицу сложения и вычитания, умножения и деления однозначных чисел. Уметь: решать задачи арифметическим способом ; вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) | 17.02 | |||
87 | Решения неравенств. Математический диктант №5 «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000" | 1 | 18.02 | ||||
Тема «Умножение и деление чисел в пределах 1000» (23 часа) | |||||||
89 | Умножение и деление трехзначных чисел. | 1 | Уметь: выполнять устное умножение и деление трехзначных чисел, сводимые к вычислениям в пределах 100; решать текстовые задачи изученного вида | Регулятивные: работая по предложенному плану использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Познавательные: перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: контролировать действия партнёра. | Применение устных приемов умножения и деления трехзначных чисел. Упражнение в делении и умножении трехзначных чисел. Составление текстовых задач и уравнений. Знакомство с понятием «блок-схема алгоритма с повторением». Сопоставление и решение текстовых задач. Решение уравнении нового вида. Знакомство с алгоритмом письменного приема умножения трехзначных чисел на однозначное число. Отработка алгоритма письменных приемов умножения трехзначных чисел на однозначное число. Решение текстовых задач изученных видов; решение логических и комбинаторных задач. Проверка и самопроверка усвоения изученного учебного материала. Выполнение вычислений по блок- схемам. Решение уравнении и текстовых задач. Упражнения в умножении и делении трехзначных чисел на однозначные. Решение примеров на деление трехзначного числа на однозначное. Отработка умений выполнять деление с остатком. Группировка фигур по заданным признакам. Нахождение ошибок в уже решенных выражениях. Решение задач с долями. Выполнение вычислений по блок-схемам. Решение уравнений и текстовых задач. Чтение столбчатых диаграмм. Подбор уравнений к предложенным в учебнике задачам. | 19.02 | |
89 | Умножение и деление чисел. | 1 | 20.02 | ||||
90 | Умножение и деление трехзначных чисел. Решение текстовых задач изученного вида | 1 | 24.02 | ||||
91 | Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел. Решение текстовых задач изученного вида | 1 | 25.02 | ||||
92 | Решение задач. | 1 | Уметь: выделять в тексте задачи величину, которая будет применяться за основное неизвестное (х); выражать через основное неизвестное (х) остальные величины | Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | 26.02 | ||
93 | Алгоритм с повторением (циклом). | 1 | Уметь: производить вычисления по заданным блок-схемам | 29.02 | |||
94 | Решение текстовых задач | 1 | Уметь: сопоставлять тексты задач и уравнения; находить нужное уравнение для решения задачи | 2.03 | |||
95 | Решение уравнений. | 1 | Уметь: решать уравнения, в которых требуется упрощение правой части | 3.03 | |||
96 | Решение уравнений с упрощением правой части. | 1 | 4.03 | ||||
97 | Решение задач и уравнений. | 1 | Уметь: выделять (путем наблюдения) в тексте задачи величину, которая будет приниматься за основное неизвестное (х); выражать через основное неизвестное (х) остальные величины | 9.03 | |||
98 | Решение задач и уравнений. Выделение в тексте задач величину | 1 | 10.03 | ||||
99 | Умножение трехзначных чисел в столбик. | 1 | Уметь: выполнять устное и письменное умножение и деление трехзначных чисел на однозначное; осуществлять проверку вычислений. Знать: алгоритм письменных приемов умножения трехзначных чисел на однозначное число | Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к Коммуникативные: координации различных позиций сотрудничества. | 11.03 | ||
100 | Алгоритм письменных приемов умножения трехзначных чисел на однозначное число в столбик | 1 | 14.03 | ||||
101 | Умножение трехзначных чисел в столбик. | 1 | 16.03 | ||||
102 | Контрольная работа №6 на тему «Умножение и деление чисел в пределах 1000» | 1 | Знать: правила порядка выполнения действий в числовых выражениях. Уметь: решать задачи арифметическим способом; вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) | 17.03 | |||
103 | Работа над ошибками. Умножение трехзначных чисел в столбик. | 1 | 18.03 | ||||
104 | Умножения трехзначных чисел в столбик | 1 | Уметь: выполнять устное и письменное умножение и деление трехзначных чисел на однозначное; осуществлять проверку вычислений. Знать: алгоритм письменных приемов умножения трехзначных чисел на однозначное число | 21.03 | |||
105 | Деление трехзначных чисел на однозначное число | 1 | 23.03 | ||||
106 | Алгоритм письменных приемов деления трехзначных чисел на однозначное число | 1 | Уметь: выполнять письменное умножение однозначное; и деление трехзначных чисел на осуществлять проверку вычислений; находить значения выражений в 2-4 действия; решать задачи в 2-3 действия арифметическим способом; вычислять периметр, площадь и объем фигур с помощью изученных формул. | 24.03 | |||
107 | Деление трехзначных чисел на однозначное число | 1 | 25.03 | ||||
108 | Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное | 1 | 4.04 | ||||
109 | Письменное умножение и деление трехзначных чисел на однозначное | 1 | Письменные приемы умножения и деления, решение задач, выражений в 2-4 действия Решение задач с опорой на схемы, таблицы, краткие записи | 6.04 | |||
110 | Решение задач. | 1 | 7.04 | ||||
Тема «Арифметические действия над числами в пределах 1000» (25 часов) | |||||||
111 | Путешествие №6 «Последний звонок и летние каникулы». | 1 | Уметь: читать и записывать многозначные числа римскими цифрами | Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: контролировать свои действия.. | Решение текстовых задач на определение временных промежутков. Знакомство с новыми римскими цифрами. Знакомство с календарем. Запись чисел римскими цифрами. Отработка умений ориентироваться во времени. Знакомство с новой единицей измерения времени - веком Знакомство с новой единицей длины - километром. Знакомство с алгоритмом поиска скорости. Решение задач на движение. Знакомство с алгоритмами поиска расстояния, скорости и времени. Решение задач на движение. Решение задач на движение; запись условия задачи с помощью таблицы. Решение задач на движение. Сравнение площадей фигур. Решение задач на знание нумерации чисел в пределах 1000. Работа с информацией, представленной в виде графика и таблицы. Анализ блок-схемы алгоритма действий. Решение уравнении. Выполнение арифметических действий с именованными числами. Составление задач на движение по предложенной в учебнике таблице. Нахождение значений выражений в 4 действия. Анализ блок- схемы алгоритма действий. Решение уравнении, задач на нахождение площади. Упражнения на отработку знания зависимостей между различными величинами. Наблюдение над различными видами треугольников, нахождение их сходств и различий. Знакомство с понятием «равнобедренный треугольник». Работа с геометрическим материалом. Знакомство с понятием «тупоугольный треугольник». Работа с геометрическим материалом. Построение треугольников. Анализ блок- схемы алгоритма вычислений. Нахождение зависимости между числовыми последовательностями Отработка вычислительных навыков и умений решать текстовые задачи. Проверка усвоения программного материала за курс математики третьего класса. Отработка вычислительных навыков и умений решать текстовые задачи. Выполнение упражнений на повторение изученного в третьем классе материала | 8.04 | |
112 | Запись чисел римскими цифрами. | 1 | 11.04 | ||||
113 | Календарь. | 1 | Знать: количество, названия и последовательность дней недели, месяцев в году. Уметь: сравнивать именованные числа | 13.04 | |||
114 | Чтение и запись данных календаря римскими цифрами Количество, названия и последовательность дней недели, месяцев в году | 1 | 14.04 | ||||
115 | Меры времени. Век | 1 | 15.04 | ||||
116 | Меры длины. Километр | 1 | Знать: единицу измерения длины километр. Уметь: выполнять арифметические действия с именованными числами | Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково- символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов. Коммуникативные: способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра. | 18.04 | ||
117 | Скорость движения. | 1 | Знать: правило нахождения пути. Уметь: устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость); решать задачи на движение | 20.04 | |||
118 | Взаимосвязь скорости, времени, расстояния. | 1 | Знать: правило нахождения пути. Уметь: устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость); решать задачи на движение | 21.04 | |||
119 | Алгоритм поиска расстояния, скорости и времени. Решение задач на движение | 1 | 22.04 | ||||
120 | Решение задач на движение. Математический диктант №6 «Арифметические действия над числами в пределах 1000» | 1 | Знать: правило нахождения пути. Уметь: устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость); решать задачи на движение | 25.04 | |||
121 | Комплексная проверочная работа | 1 | Уметь: видеть математическую проблему в обсуждаемой ситуации, вычленять и формализовать проблему, соотносить различные форматы представления информации. Уметь рассуждать и пояснять свои действия | 27.04 | |||
122 | Решение задач на движение. Нахождение значения выражений в 2-4 действия | 1 | Знать: правило нахождения пути. Уметь: устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость); решать задачи на движение | 28.04 | |||
123 | Решение задач. | 1 | Знать: правило нахождения пути. Уметь: устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость); решать задачи на движение | 29.04 | |||
124 | Арифметические действия над числами. Сопоставление и решение текстовых задач | 1 | 04.05 | ||||
125 | Сопоставление и решение текстовых задач | 1 | Знать: виды треугольников - прямоугольный, равносторонний, равнобедренный. Уметь: выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники; выполнять арифметические действия над числами; различать виды треугольников; строить на бумаге в клетку треугольники; решать задачи на движение. | 05.05 | |||
126 | Треугольники. | 1 | Регулятивные: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | 06.05 | |||
127 | Виды треугольников. Построение на бумаге в клетку треугольники | 1 | 11.05 | ||||
128 | Виды треугольников. Выделение из множества треугольников | 1 | 12.05 | ||||
129 | Арифметические действия над числами. | 1 | Знать: понятие «именованные числа». Уметь: выполнять действия с именованными числами. | 13.05 | |||
130 | Арифметические действия над числами. Сопоставление и решение текстовых задач | 1 | Уметь: решать задачи арифметическим способом; находить значения числовых выражений | 16.05 | |||
131 | Годовая контрольная работа | 1 | Знать: понятие «именованные числа». Уметь: выполнять действия с именованными числами. | 18.05 | |||
132 | Работа над ошибками. Повторение. Нумерация чисел | 1 | Уметь: осуществлять самоконтроль, находить и исправлять собственные ошибки; проверку вычислений; производить сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 1000 (изученные случаи); представлять двузначные числа в виде разрядных слагаемых; сравнивать числа в пределах 100; производить вычисления с именованными числами; решать уравнения, простые и составные задачи на сложение и вычитание | 19.05 | |||
133 | Повторение. Сложение и вычитание в пределах 1000 | 1 | 20.05 | ||||
134 | Повторение. Сложение и вычитание в пределах 1000. Умножение и деление в пределах 1000 | 1 | 23.05 | ||||
135 | Повторение. Нестандартные и занимательные задачи | 1 | 25.05 | ||||
136 | Повторение. Нестандартные и занимательные задачи | 1 | 26.05 | ||||
137 | Повторение. Нестандартные и занимательные задачи | 1 | |||||
27.05 |
VIII. Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса
- УМК
«Математика» Учебник для 2 класса в 3 частях, Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких (Москва «Баласс» 2012 г.)
Контрольные работы к учебнику «Математика» 2 класс, С.А. Козлова, А.Г. Рубин (Москва «Баласс» 2012-13 г.)
Дидактический материал к учебнику «Математика» 2 класс, С.А. Козлова, В.Н. Гераськин, Л.А. Волкова (Москва «Баласс» 2012 г.)
«Математика. 2 класс» (Методические рекомендации для учителя) Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких (Москва «Баласс» 2012 г.)
- Интернет - ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
2. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: http://www.school2100.ru
- Материально-техническое обеспечение предмета
- Таблицы к основным разделам материала, содержащегося в стандарте начального образования по математике (Веселая математика, Арифметические действия, Величины. Единицы измерения, Задачи, Знакомство с геометрией, Математика вокруг нас, Нумерация)
- Компьютер
- Проектор
- Интерактивная доска
- Принтер (МФУ) Xerox Phaser 3100MFP/S
- Ноутбуки для учащихся
- Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями
- Мультимедийное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия» математика 1-4
- Ученические столы в комплекте со стульями
- Шкафы для средств обучения
- Компьютерный стол
- Учительский стол
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...