Величины. Объём. Литр.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Урок математики с элементами поисковой работы....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_1klass_velichiny.obem_._litr.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО педагога: Лещинская Мария Владимировна
учитель начальных классов
ГБОУ школа №118 Санкт-Петербурга
Дата: 14.04.2015 года
Предмет: Математика
Класс: 1 класс
Тема: «Величины. Объём. Литр»
УМК: - Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 3. Стр. 4-5
Тип урока: ОНЗ – «Открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиска её решения в процессе работы. (Изучение нового материала - технология деятельностного подхода)
Цель: формирование у учащихся представления об объёме как величине, о единице объёма и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
1.Формировать представление о новой величине - объём и единицей его измерения литром.
2.Учить решать задачи с новой величиной.
3.Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
4.Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
5.Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:
1.Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:
- Формирование регулятивных УУД:
Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Формирование коммуникативных УУД:
Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
3. Формирование познавательных УУД:
Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ресурсы урока:
- основные:
Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 3. Стр. 4-5
- дополнительные
- еженедельник (для самооценки)
- презентация
- тетрадь
- физкультминутки
- алгоритм самооценки
Планируемый результат:
Предметные:
Знать величины длины, массы, объёма.
Уметь правильно оформлять решение задачи.
Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | |||
УУД | ||||||
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. | 1. Слайд 1. Математика пришла, 2. Слайд 2. . Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – послушай». - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). | ||
II. Актуализация опорных знаний. Цели: - организовать актуализацию умений составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей; | Слушают и смотрят картинку Проговаривают, что знают. Выполняют задание устно. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). | Организует актуализацию умений составлять равенство, используя связь целого и частей. Организует обобщение актуализированных знаний. | 1. Слайд 3. (На слайде: см, цвет, дм, кг.) - Посмотрите внимательно на слайд и найдите лишнее слово? - Почему? (Цвет – это не величина, её нельзя измерить; кг, дм и см – это единицы измерения длины и массы.) - Что объединяет эти слова? (Это величины) - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? - Какие действия мы можем выполнять с величинами? (складывать, вычитать, сравнивать) 2.Устный счёт. Давайте поработаем с изученными величинами. Слайды 4-9. 1. Как с помощью гирь массой 1кг, 2кг. 5кг взвесить 6кг, 8кг. 2. Длина дождевого червя 9см, а длина гусеницы 5см. На сколько длиннее червь, чем гусеница? - Какое мы должны вспомнить правило? (из большего вычесть меньшее) 3. Масса собаки 10 кг, а масса кролика на 6 кг меньше. Чему равна масса кролика? 4. Вова нарисовал квадрат, длина стороны квадрата равна 2 см. Как найти сумму длин всех сторон квадрата? 5. Что тяжелее кг муки или кг сахара? Почему? 6. Посмотрите на картинку. - Чему равна масса зайца? (2кг) - Чему равна масса петуха? (Масса двух зайцев 4кг, весы уравновешены, значит и на другой чаше 4кг, но на ней гиря 1кг и петух, надо снять массу гири и останется масса петуха – 3кг) | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь составлять равенство, используя связь целого и частей. высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). | ||
3. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся выдвигают свои предположения. | - Что делать, если имеем дело с жидкостью? - Как мы можем её измерить? - Измерить линейкой можем? - Взвесить можем? (да) В каком случае? (если в сосуде) - А если у меня неподъёмный бидон молока? | Метапредметные (УУД) Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Регулятивные: - высказывать своё предположение; Коммуникативные: - точно и полно высказывать свои мысли. | |||
Формулирование проблемы, планирование. | Обучающиеся высказывают свои предположения, что есть другая величина. | - Что же на уроке вам предстоит выяснить? - Давайте познакомимся с новой величиной. | ||||
Открытие нового знания ЦЕЛЬ: Ввести понятие объёма как понятия величины Создать проблемную ситуацию, в результате разрешения которой мы должны прийти к выводу, что для того, чтобы сравнивать объемы надо выбрать особую единицу измерения | Обучающиеся высказывают свои предположения Обучающиеся высказывают свои предположения Вывод: объём – это величина. Обучающиеся высказывают своё предположение – перелить жидкость из одной в другую. Обучающиеся высказывают свои предположения Работа в группах | Слайд 10. демонстрация 3 сосудов (банка, стакан, кувшин). - Что вы видите? (сосуды) - Что общего у этих сосудов? (материал, предназначение) - Чем отличаются эти сосуды? (форма, размер, вместимость) - Может кто-то знает, как называется свойство предмета вмещать в себя что-либо? (объем) Слайд 11. объём – это свойство предмета вмещать в себя что-либо. - Назовите предметы, которые отличаются друг от друга по объёму? - Можем ли мы сравнить предметы разные по объёму? - Давайте проверим, правда ли, что объём кувшина больше объёма стакана. - Как мы можем это сделать? (предположение детей - переливать) Опыт на примере стакана и кувшина. Слайд 12. Только что мы с вами измерили объём кувшина(1 кувшин=5 стаканов) - Как называются такие признаки предмета, которые можно измерить? (величина) - Какой вывод можно сделать? Мы возьмем банки. - Одинаков ли их объём? Как проверить? У меня появилась такая мысль, а если я буду объём одной банки измерять чашкой, а объём второй банки измерю стаканом? - Как вы думаете, что-то изменится? Проверим: 1 группа измеряет объём чашкой, 2 – стаканом. - Почему получились в группах разные данные?
-Какой вывод можно сделать? (нужны одинаковые мерки по объёму). - А удобно ли было измерять этими мерками? Почему? (маленькие неудобные) Во всём мире решили ввести единую единицу измерения объёма жидкости - Может кто-то знает, как она называется? Это единица измерения жидкости. Показ банки- 1 литр- она называется литровая, т. к. вмещает 1 литр жидкости. Слайд 13. Сокращённо в математике записывают так-1 л. Существуют кроме литровой банки различные литровые сосуды - показ кружки, мензурки. Раньше жидкость измеряли вёдрами, штофами, бочками, мензурками. Показ 3-х литровой банки. - А где мы в жизни можем встретиться с этой единицей измерения? - Кто из вас ходил покупать разливное молоко, квас? Чем пользуется продавец? - У кого в вашей семье есть автомобиль? Прежде чем куда-то отправиться, папа заезжает на заправочную станцию. Для чего? | ||||
Физминутка | - Я буду показывать вам карточки с разными единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны выполнять наклоны из стороны в сторону, как весы,, обозначает длину – вы шагаете, как настоящие путешественники а если обозначает объём, то вы тянетесь руками высоко вверх, изображая наполняющийся сосуд. | |||||
Применение нового знания VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Работа с учебником Работа по вариантам Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
- Какая единица измерения встретилась в этой задаче? - Что известно в задаче? - Что нужно узнать? Сколько вопросов в задаче? Значит сколько нужно записать ответов? - Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? ( на стенах - 3чертежа: 1 на сравнение,2 на нахождение целого, 3 на нахождение части) - Девочки выберите схему, которая подходит к 1 вопросу задачи. Обоснуйте свой выбор. - Мальчики выберите схему, которая соответствует 2 вопросу задачи. Записываем решение своей задачи. Эталон для самопроверки на слайде.
Эталон для самопроверки на слайде. | |||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку в еженедельнике. | Организует подводящий диалог. Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? - Какую учебную задачу вы поставили перед собой на уроке? - Удалось ли нам её решить? - Оцените свою работу. Поставьте своего математического человечка на ту отметку шкалы, которая соответствует вашим знаниям. Слайд 15.
А урок я хочу закончить словами « Старайтесь похвалить каждую свою маленькую победу». | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок математики "Величина. Объём. Литр" 1 класс
Урок построен на проблемно-диалогической технологии....
Технологическая карта урока «Величины. Объём. Литр»
ФИО педагогов: Билык В.А., Попкова К.А., Мороз Л.В., Короткова Е.М.Предмет: Математика...
Конспект урока по математике на тему "Величина. Объём. Литр". 1 класс. УМК "Школа 2100. ФГОС
Разработка урока по требованиям ФГОС(технологическая карта)...
Величина.Объём. Литр.
Презентация к открытым урокам....
Технологическая карта урока математики по теме "Величины. Объём. Литр."
Формировать представление о новой величине-объём и единице измерения-литр. Учить решать задачи с новой величиной....
Конспект урока математики 1класс УМК "Школа 2100" "Величина.Объём.Литр."
Конспект урока математики 1класс УМК "Школа 2100" "Величина.Объём.Литр."...
ВЕЛИЧИНЫ ОБЪЁМ СВОЙСТВА ВЕЛИЧИН
ВЕЛИЧИНЫ ОБЬЁМ СВОЙСТВА ВЕЛИСИН...