Открытый урок математики "Величина. Объём. Литр" 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Урок построен на проблемно-диалогической технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_matematiki_v_1.docx.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок математики в 1 «Б» классе
Образовательная система «Школа 2100»
по теме «Величина. Объём. Литр»
Учитель Белозёрова И.Е.
15 марта 2012 г.
Цели:
1). Образовательные:
- знакомство с величиной «Объём» и единицами измерения объема;
- совершенствовать навыки решения текстовых задач и вычислительные навыки.
2). Развивающие:
- формирование навыков логического мышления (синтез, анализ, сравнение, наблюдение);
- формирование навыков познавательной деятельности.
3). Воспитательные:
- формирование навыков умения общаться;
- формирование навыка дискуссии;
- воспитание интереса к предмету;
- формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
Ход урока.
I. Организационный этап. (Дети стоят)
- Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с такой интересной наукой как математика.
- Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.
- Почему это важно?
Давайте на уроке трудиться под девизом (хором):
Мы – умные! Мы – смелые!
Мы – старательные!
Мы – внимательные!
Мы в первом классе учимся!
Всё у нас получится!
Дети садятся.
I. Устный счёт.
- Начинаем с разминки.
1. На доске пособие:
У детей сигнальные
блокноты.
8 5 2 9 10 4 1 6 0 3 7
- 5 увеличить на 3? (8)
- 10 уменьшить на 6? (4)
- это число является предыдущим для числа 2 (1)
- это число является последующим для числа 6 (7)
- чьи это соседи: 4 и 6? (5)
Самооценка: - кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? (по опоре)
- Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу?
2. «Математический тренажер» - «Старт» (смешарик Лосяша) (проектор, презентация)
- Кто узнал героя?
Лосяша лось-учёный, интересуется астрономией, ледяной скульптурой и другими науками. Он очень серьёзен, любит читать книжки. Имеет у себя дома огромную библиотеку. Наверное поэтому, из всех Cмешариков он самый эрудированный.
2 + 4 – 5 = 1
3 + 5 – 4 = 4
6 + 4 – 3 = 7
10 – 7 + 6 = 9
Запишите только конечный результат.
Проверка. 1 4 7 9
Самооценка: - кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? (по опоре)
- Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу?
3. Работа в паре.
- На доске 4 схемы к задаче. Эти же схемы у детей (один лист на двоих). Работа в парах.
- Внимательно прослушайте задачу, выберите подходящую схему и отметьте её галочкой.
Задача. На день рождения к пингвину приплыли 4 тюленя, а кашалотов на 2 больше. Сколько кашалотов приплыло на день рождения пингвина?
Какую схему выбрали? Докажите.
- Определите вид задачи (задача на увеличение числа)
Давайте заполним схему и решим задачу на листочках (1 ученик у доски).
Самооценка: - кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? (по опоре)
- Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу?
II Физкультминутка. Давайте вместе с именинником-пингвином и его друзьями отдохнём.(Электронная физминутка «Повторяй! Не зевай!»)
III Формулирование проблемы, планирование
На доске слова: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объём;
- Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор.
Проверка: 1. Весы, масса, килограмм.
2. Длина, сантиметр, линейка.
- Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр.
- Масса измеряется с помощью весов, единица измерения –килограмм.
- Почему слово «объем» вы не отнесли ни к одной группе? (Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.)
- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?
величина
объем
?
- Чтобы это доказать или опровергнуть, что вам надо выяснить об объеме?
1. Что такое "объем".
2. Можно ли сравнить объем
3. Как измерить объем.
4. Каковы единицы измерения объема.
- Чем мы сейчас занимались?
(Планировали свою деятельность)
- Для чего все это вам нужно знать?
IV Открытие нового знания.
1. - Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы: это стакан, банка, кружка.
- Для чего мы используем эти предметы в жизни? (чтобы наливать в них различные жидкости – чай, молоко, кефир, воду…)
- Какие задания можете предложить для работы с тем, что стоит у меня на столе? ( можно узнать, сколько воды в каждом сосуде. Можно выяснить, где воды больше всего. А где меньше? И т.д.)
- Давайте посмотрим, во все ли эти предметы помещается одинаковое количество жидкости. Как это сделать? (переливанием)
- Возьмём стакан с водой и посмотрим, такое ли количество жидкости помещается в банке. Для этого воду из стакана перельём в банку и посмотрим, поместится ли эта вода в банке.
(Видно, что вода из стакана поместилась в банке вся, и при этом в банке ещё осталось место. Значит, можно сделать вывод, что воды в стакане меньше, чем в банке).
Воду вернём обратно в стакан.
- Проверим, одинаковое количество воды помещается в стакане и в кружке. Перельём воду из стакана в кружку.
(Видим, что вода поместилась вся и её ровно столько же, сколько и в стакане. Можно сделать вывод, что в стакане и в кружке помещается воды одинаково.)
- Сейчас при переливании нас интересовал цвет сосудов? А их форма? Имел ли для нас значение материал, из которого сделаны сосуды? А их масса?
- А что же было для нас важным? (Больше или меньше поместится в них воды)
- При решении данной задачи нас интересовало: вместимость сосудов или в математике говорят «объём».
- Итак, мы сравнивали объёмы сосудов: стакана, чашки и банки. Наши сравнения можно записать с помощью знаков: < > =
стакан < банка
стакан = кружка
- Раз мы сумели сравнить объёмы сосудов и воспользовались знаками < > =, значит можно сказать, что объём - … (это величина)
2) - Всегда ли можем измерить объём сосуда с помощью переливания? (нет, может быть, они находятся далеко друг от друга, может быть сосуд только один)
- Итак, если сосуд один, то как измерить, сколько жидкости в нём помещается? (надо выбрать какую-то мерку)
Работа в группах: на столе у каждой группы сосуды, различные мерки, столовые ложки и вода.
- Давайте с помощью столовой ложки измерим, сколько жидкости помещается в этом сосуде (сосуд у каждой группы одинаковый)
Вывод: в этом сосуде помещается … ложек воды. М.Б. группа куда-то записывать свои исследования???
- Возьмём другую мерку – стопочку и измерим, сколько в этом сосуде помещается воды из стопочки.
Вывод: в этом сосуде помещается … стопочек воды. М.Б. группа куда-то записывать свои исследования???
- Что получилось: когда взяли одну мерку, то получилось… ложек воды, когда взяли другую мерку - … стопочек воды? (мерки разные)
- Как вы думаете, достаточно ли точное такое измерение? Ведь тогда каждый человек может выбрать свою мерку и один человек скажет, что получилось … ложек воды, а другой – получилось … стопочек воды.
- Тогда была выбрана одинаковая единица измерения объёма. Давайте прочитаем об этом в учебнике с.5
- Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости? (литр)
- Учитель демонстрирует банку объёмом 1 литр.
- Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?( В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров)
- Над каким пунктом плана мы сейчас работали?
V Применение нового знания.
- – Откройте учебник на странице 5, №5 и №6.
.– Откройте учебник на странице 5, №5
- Прочитаем задачу.
- Объём каких сосудов требуется сравнить?
- Что известно про первую банку?
- Что известно про вторую банку?
- Можно ли выполнить это задание и сравнить объёмы 2-х банок? Почему?
2. Учебник страница 5, №6
- Прочитаем задачу.
- Объём каких сосудов требуется сравнить?
- Что известно про первую банку?
- Что известно про вторую банку?
- На какой вопрос надо дать ответ?
- Можно ли выполнить это задание? Почему?
- Запишем сравнение объёмов в учебнике:
Если останется время - интересная информация:
- Тело человека на две трети состоит из жидкости;
- Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 литров воды.
- А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз.
- Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 литров воды в сутки.
Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран?
– Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? (Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода – это жизнь)
– Как вы думаете, что может привести к исчезновению воды? (Если мы будем оставлять открытыми краны с водой, не будем беречь воду)
– Как же мы должны относиться к воде? (Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте)
– Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми.
VI Рефлексия учебной деятельности
Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?
Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке.
- Напишите слово «Я» на одном из сосудов
А вот и звонок!
Отдохните чуть - чуть!
И снова мы с вами отправимся в путь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по математике 3 класс Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»
Класс: 3Учитель: Узденова М.М.Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийПедагогические технологии:игровыеинформационныездоровьес...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
Открытый урок с учащимися 2 класса по теме: «Творчество преподавателя, учащихся и родителей на уроке специальности»
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний ...
Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"
(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...
Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"
Урок русского языка в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....
Открытый урок по математике 2 класс Перспектива ФГОС " Объём прямоугольного параллелепипеда"
Эврика! Произнёс Архимед, когда нашёл способ нахождения объёма тел.Ребята 2 М класса с учителем Вальщиковой О.О. в игровой форме, в поисковой и исследовательской деятельности вывели ...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...