Открытый урок математики "Величина. Объём. Литр" 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Ирина Евгеньевна Белозёрова

Урок построен на проблемно-диалогической технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_matematiki_v_1.docx.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок математики в 1 «Б» классе

Образовательная система «Школа 2100»

по теме «Величина. Объём. Литр»

Учитель Белозёрова И.Е.

15 марта 2012 г.

Цели:

1). Образовательные:

-   знакомство с величиной «Объём» и единицами измерения объема;

-    совершенствовать навыки решения текстовых задач и вычислительные навыки.

 2). Развивающие:

-   формирование навыков логического мышления (синтез, анализ, сравнение, наблюдение);

-   формирование навыков познавательной деятельности.

 3). Воспитательные:

-   формирование навыков умения общаться;

-   формирование навыка дискуссии;

-    воспитание интереса к предмету;

- формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.

 

Ход урока.

 I. Организационный этап. (Дети стоят)

- Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с такой интересной наукой как математика.

- Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

- Почему это важно?

Давайте на уроке трудиться под девизом (хором):

Мы – умные! Мы – смелые!

Мы – старательные!

Мы – внимательные!

Мы в первом классе учимся!

Всё у нас получится!

Дети садятся.

I. Устный счёт.

- Начинаем с разминки.

1. На доске пособие:

У детей сигнальные

блокноты.

                                       8   5    2    9    10  4   1    6    0     3    7

- 5 увеличить на 3? (8)

- 10 уменьшить на 6? (4)

- это число является предыдущим для числа 2 (1)

- это число является последующим для числа 6 (7)

- чьи это соседи: 4 и 6? (5)

Самооценка: - кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? (по опоре)

- Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу?

2. «Математический тренажер» - «Старт» (смешарик Лосяша) (проектор, презентация)

- Кто узнал героя?

Лосяша  лось-учёный, интересуется астрономией, ледяной скульптурой и другими науками. Он очень серьёзен, любит читать книжки. Имеет у себя дома огромную библиотеку. Наверное поэтому, из всех Cмешариков он самый эрудированный.

2 + 4 – 5 = 1

3 + 5 – 4 = 4

6 + 4 – 3 = 7

10 – 7 + 6 = 9

Запишите только конечный результат.

Проверка.     1  4  7  9

Самооценка: - кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? (по опоре)

- Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу?

3. Работа в паре.

- На доске 4 схемы к задаче. Эти же схемы у детей (один лист на двоих). Работа в парах.

- Внимательно прослушайте задачу, выберите подходящую схему и отметьте её галочкой.

Задача. На день рождения к пингвину приплыли 4 тюленя, а кашалотов на 2 больше. Сколько кашалотов приплыло на день рождения пингвина?

Какую схему выбрали? Докажите.

- Определите вид задачи (задача на увеличение числа)

Давайте заполним схему и решим задачу на листочках (1 ученик у доски).

Самооценка: - кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? (по опоре)

- Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу?

II Физкультминутка. Давайте вместе с именинником-пингвином и его друзьями отдохнём.(Электронная физминутка «Повторяй! Не зевай!»)

III Формулирование проблемы, планирование

На доске  слова: весы,  длина,  сантиметр,   линейка, масса,  килограмм, объём;

- Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор.

Проверка: 1. Весы, масса, килограмм.

                   2. Длина, сантиметр, линейка.

 - Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр.

 - Масса измеряется с помощью весов, единица измерения –килограмм.

- Почему слово «объем» вы не отнесли ни к одной группе? (Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.)

 - Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

величина

объем

                             ?      

- Чтобы это доказать или опровергнуть, что вам надо выяснить об объеме?

1. Что такое "объем".

2. Можно ли сравнить объем

3. Как измерить объем.

4. Каковы единицы измерения объема.

- Чем мы сейчас занимались?

(Планировали свою деятельность)

- Для чего все это вам нужно знать?

IV Открытие нового знания.

1. - Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы: это стакан, банка, кружка.

- Для чего мы используем эти предметы в жизни? (чтобы наливать в них различные жидкости – чай, молоко, кефир, воду…)

- Какие задания можете предложить для работы с тем, что стоит у меня на столе? ( можно  узнать, сколько воды в каждом сосуде. Можно  выяснить, где воды больше всего. А где меньше? И т.д.)

- Давайте посмотрим, во все ли эти предметы помещается одинаковое количество жидкости. Как это сделать? (переливанием)

  1. Возьмём стакан с водой и посмотрим, такое ли количество жидкости помещается в банке. Для этого воду из стакана перельём в банку и посмотрим, поместится ли эта вода в банке.

(Видно, что вода из стакана поместилась в банке вся, и при этом в банке ещё осталось место. Значит, можно сделать вывод, что воды в стакане меньше, чем в банке).

Воду вернём обратно в стакан.

  1. Проверим, одинаковое количество воды помещается в стакане и в кружке. Перельём воду из стакана в кружку.

(Видим, что вода поместилась вся и её ровно столько же, сколько и в стакане. Можно сделать вывод, что в стакане и в кружке помещается воды одинаково.)

- Сейчас при переливании нас интересовал цвет сосудов? А их форма? Имел ли для нас значение материал, из которого сделаны  сосуды? А их масса?

- А что же было для нас важным? (Больше или меньше поместится в них воды)

 

- При решении данной задачи нас интересовало: вместимость сосудов или в математике говорят «объём».

- Итак, мы сравнивали объёмы сосудов: стакана, чашки и банки. Наши сравнения можно записать с помощью знаков: < > =

стакан < банка

стакан = кружка

- Раз мы сумели сравнить объёмы сосудов и воспользовались знаками < > =, значит можно сказать, что объём - … (это величина)

2) - Всегда ли можем измерить объём сосуда с помощью переливания? (нет, может быть, они находятся далеко друг от друга, может быть сосуд только один)

- Итак, если сосуд один, то как измерить, сколько жидкости в нём помещается? (надо выбрать какую-то мерку)

Работа в группах: на столе у каждой группы сосуды, различные мерки, столовые ложки и вода.

  1. Давайте с помощью столовой ложки измерим, сколько жидкости помещается в этом сосуде (сосуд у каждой группы одинаковый)

Вывод: в этом сосуде помещается … ложек воды. М.Б. группа куда-то записывать свои исследования???

  1. Возьмём другую мерку – стопочку и измерим, сколько в этом сосуде помещается воды из стопочки.

Вывод: в этом сосуде помещается … стопочек  воды. М.Б. группа куда-то записывать свои исследования???

- Что получилось: когда взяли одну мерку, то получилось… ложек воды, когда взяли другую мерку - … стопочек воды? (мерки разные)

- Как вы думаете, достаточно ли точное такое измерение? Ведь тогда каждый человек может выбрать свою мерку и один человек скажет, что получилось … ложек воды, а другой – получилось … стопочек воды.

- Тогда была выбрана одинаковая единица измерения объёма. Давайте прочитаем об этом в учебнике с.5

 - Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости? (литр)

- Учитель демонстрирует банку объёмом 1 литр.

-  Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?( В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров)

- Над каким пунктом плана мы сейчас работали?

V  Применение нового знания.

  1. – Откройте учебник на странице 5, №5 и №6.

.– Откройте учебник на странице 5, №5 

- Прочитаем задачу.

- Объём каких сосудов требуется сравнить?

-  Что известно про первую банку?

-  Что известно про вторую банку?

- Можно ли выполнить это задание и сравнить объёмы 2-х банок? Почему?

  2. Учебник  страница 5, №6

- Прочитаем задачу.

- Объём каких сосудов требуется сравнить?

-  Что известно про первую банку?

-  Что известно про вторую банку?

- На какой вопрос надо дать ответ?

- Можно ли выполнить это задание? Почему?

  - Запишем сравнение объёмов в учебнике:

Если останется время - интересная информация:

  1. Тело человека на две трети состоит из жидкости;
  2. Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 литров воды.
  3. А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз.
  4. Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 литров воды в сутки.

Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран?

– Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? (Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода – это жизнь)

– Как вы думаете, что может привести к исчезновению воды? (Если мы будем оставлять открытыми краны с водой, не будем беречь воду)

– Как же мы должны относиться к воде? (Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте)

– Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми.

VI  Рефлексия учебной деятельности

Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке.

- Напишите слово «Я» на одном из сосудов

А вот и звонок!

Отдохните чуть - чуть!

И снова мы с вами отправимся в путь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по математике 3 класс Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»

Класс: 3Учитель: Узденова М.М.Тема урока: «Решение задач и примеров на  закрепление»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийПедагогические технологии:игровыеинформационныездоровьес...

Открытый урок с учащимися 2 класса по теме: «Творчество преподавателя, учащихся и родителей на уроке специальности»

Тип урока:  комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний ...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Открытый урок по математике 2 класс Перспектива ФГОС " Объём прямоугольного параллелепипеда"

Эврика! Произнёс Архимед, когда нашёл способ  нахождения объёма тел.Ребята  2 М класса с учителем Вальщиковой О.О. в игровой форме, в поисковой и исследовательской деятельности  вывели ...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...