Рабочие программы для 2 класса по системе Эльконина-Давыдова
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Рабочие программы: по русскому языку 2 класс, математике 2  класс, литературному чтению 2 класс, окружающему  миру 2 класс по  программе РО Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей № 18

Рабочая  программа  Дятченковой Г.В.

по математике для 2 класса

(Программа Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова)

(базовый уровень)

 

2015 – 2016 учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Конкретизация образовательных целей курса по математике для 2 класса

Основная цель: сформировать новый способ  измерения-отмеривания величины (с помощью набора мерок и системы мерок) и выйти на новый вид числа – многозначное число; ввести умножение и деление  как действия, связанные с воспроизведением  величины при использовании промежуточной мерки.

          развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

 освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

         ∙ воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни

Предметные задачи:         

  • освоить особую форму представления числа - результата измерения (позиционная запись);
  • с помощью моделей изучить свойства «нового» числа (многозначного) и построить правила оперирования с многозначными числами (поразрядный принцип сложения и вычитания);
  • научиться оценивать количество цифр в результате и использовать способ табличного сложения (таблица Пифагора);
  • освоить способ измерения и построения величины с использованием промежуточной мерки, порождающий «новые» арифметические действия - умножение и деление;
  • освоить моделирование действий умножения и деления на числовой прямой и способ получения результатов умножения и деления «маленьких» чисел (таблица умножения);
  • продолжить работу по использованию математического языка (схема, чертеж, формула, таблица) для решения математических задач;
  •  продолжить решение текстовых задач на отношение «частей и целого» и разностное сравнение величин с помощью графических моделей (чертежей и схем) и уравнений, научиться решать задачи на кратное сравнение
  • овладеть понятием многозначного позиционного (в частности, десятичного) числа как результата измерения величины системой мер, научиться читать и записывать многозначные десятичные числа;
  • сконструировать способы действий с многозначными числами (сравнение, сложение, вычитание), опираясь на принцип поразрядности, оценку количества разрядов в результате, таблицу Пифагора;  
  • освоить способ измерения и построения величины с использованием промежуточной мерки, порождающий «новые» арифметические действия – умножение и деление;
  • освоить моделирование действий умножения и деления на числовой прямой и способ получения результатов умножения и деления «маленьких» чисел (таблица умножения на 2 и на 3);
  • научиться решать простейшие уравнения;
  • научиться различать виды углов, сравнивать углы;
  • научиться различать многоугольники, находить их периметр  

Педагогические задачи:

  • продолжить работу над формированием контрольно-оценочной самостоятельностью младших школьников (разработка критериев оценки математических результатов обучения и учения; оценка работы с помощью заданных учителем или разработанных детьми критериев; работа над прогностической и рефлексивной оценкой);
  • продолжить формирование линии самостоятельной работы учащихся (осмысленный выбор учащимися своего «набора» заданий для самостоятельной работы дома; освоение некоторых форм планирования самостоятельной работы; грамотное использование ресурса сайта школы для запроса» к учителям и одноклассникам при выполнении самостоятельной работы; подготовка к урокам-презентациям);
  • освоить новую форму организации образовательного процесса – учебное занятие, с помощью которого можно будет строить «коррекционную» работу, а также разнообразные «практики» с учащимися;
  • продолжить работу над формированием учебного сотрудничества в классе (групповые формы взаимодействия детей).

  1. Общая характеристика учебного предмета « математика»

         Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова  и   комплексной программы по математике авторов: В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева в  целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом  межпредметных  и внутрипредметных  связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:

1. Основная образовательная программа начального общего образования структурного подразделения школы ЭУК «Школа развития»;    

2. Примерная программа по курсу «Математика» (1-4) авторы: В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева Сборник учебных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.- М., Вита-Пресс, 2010,  с.213-232.

3. В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. Математика, 2 кл. Учебник. М., Вита-Пресс, 2011. Рекомендовано Министерством образования РФ.

4.  В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева Математика, 2кл . Рабочие тетради. М., Вита-Пресс, 2011.

5.  В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева Математика. Методическое пособие для учителя. М., Вита-Пресс, 2009.

  1. Описание учебного предмета «математика» в учебном плане

       Данная программа составлена для реализации курса математики в начальной школе, который является первой частью непрерывного курса математики 1-9 классов и разработана в логике теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Она ставит своей целью формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии). Поэтому она ориентирована главным образом на усвоение научных (математических) понятий, а не только на выработку навыков и умений.       В учебном плане на изучение математики во 2 классе начальной школы отводится 125   часов в год, включая внутрипредметный модуль «Решение задач с практическим содержанием».

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета « математика»

        Понятие в науке существует в форме движения от общего к частному, в форме восхождения от абстрактного к конкретному. Аналогичным образом строится и данный школьный учебный предмет. Для дидактики важно, что всякому понятию соответствует некоторый определенный класс задач, который имеет свои собственные, свойственные только ему особенности условий, целей, способов и средств достижения этих целей. Это позволяет в обучении осваивать понятия не в форме отработки словесных формулировок, а вводя учащихся в новый круг задач и включая их в деятельность по поиску общего способа их решения.

Эта специфика курса требует особой организации учебной деятельности школьников в форме постановки и решения ими учебных задач.

Стержневым для всей школьной математики является понятие действительного числа. Поэтому основное содержание предмета «Математика» в начальной школе, связанное с понятием натурального числа, строится так, что натуральные числа, как и все другие виды чисел, вводимые позже, рассматриваются с единых оснований, позволяющих построить всю систему действительных чисел.

Таким основанием для введения все видов действительных чисел является понятие величины. В этом случае произвольное действительное число рассматривается как особое отношение одной величины к другой - единице (мерке), которое выявляется в процессе измерения. Различие же видов действительного числа проистекает из различий условий реализации данного отношения.

Число появляется как средство сравнения величин, в ситуации пространственной или временной разделенности сравниваемых величин. Величина в этом случае воспроизводится с помощью другой (единицы или мерки), которая повторяется в ней некоторое число раз. Действия измерения моделируются с помощью различных знаковых средств (чертежей, стрелочных схем, формул).   В курсе с самых первых этапов широко используется буквенная символика для описания осуществляемых действий. Каждый раз, знакомясь с новыми действиями над числами, дети одновременно начинают работать и с соответствующими алгебраическими выражениями. Тем самым закладываются основы для дальнейшего изучения алгебры.

       Кроме того, процесс измерения, как потенциально бесконечное повторение одной и той же величины (мерки), моделируется с помощью числовой прямой. В дальнейшем числовая прямая выступает как основная рабочая модель для прояснения смысла вводимых (новых) видов чисел и действий с ними.

Дальнейшее развитие числовой линии происходит по одной схеме. Каждая новая форма представления чисел или новый вид чисел (именованные числа, многозначные числа, обыкновенные дроби, позиционные дроби, отрицательные числа) возникает в связи с новым способом измерения величины. который дети открывают, решая задачу воспроизведения величины при различных дополнительных ограничениях. Открытые детьми способы фиксируются в моделях, с помощью которых изучаются свойства «новых» чисел, строятся правила оперирования с ними. Таким образом, смысл числа и действий с ним один и тот же и определен до конкретных его реализаций. Наоборот, на его основании получаются нее формальные правила и алгоритмы.

Выделение в качестве ведущей содержательной лини курса тематики, связанной с понятием числа, не означает отсутствия в нем других содержательных пиний.

Все математическое содержание условно можно разделить на пять областей (содержательных линий).

Во-первых, в отдельную область «Числа и вычисления» выделяется материал, относящийся к формальной стороне понятия натурального числа (позиционная запись чисел, стандартные алгоритмы действий над числами, порядок выполнения действий, свойства действий). Кроме того, в данную содержательную область включены начальные сведения о дробных числах доля величины. В эту же область входит материал, связанный с представлением чисел на координатной  прямой. Этот материал представляется очень важным с точки зрения развития представлений о действительных числах и действиях с ними, а в 'последующем - освоения координатного метода. Поэтому числовую (координатную) прямую, как единую математическую модель всех видов чисел, изучаемых на разных этапах обучения математике, надо вводить уже в начальной школе. Возможность такого раннего введения понятия числовой прямой с той или иной степенью полноты подтверждается опытом обучения детей в разных образовательных системах.

Во-вторых, выделяется область «Измерение величин». Роль данной содержательной линии двоякая. Прежде всего, процесс измерения величин является той математической моделью, которая, как уже отмечалось, служит в данном курсе и его продолжении единой основой дня введения всех видов действительного числа. Кроме того, измерение как практическое действие имеет важный прикладной аспект, через который курс математики тесно связан с другим учебным предметом - «Окружающим миром». Эта связь осуществляется, прежде всего, через круг вопросов, получивший в учебно-методической литературе название «анализ данных» те на уровне начальной школы включающий простейшую обработку результатов измерений и их представление в виде диаграмм, трафиков, таблиц и т.п.

В-третьих, выделяется область «Закономерности», содержание которой связано с построением числовых и геометрических последовательностей и др. структурированных, объектов, а также с подсчетом их количественных характеристик. Эта линия, к сожалению, практически была не представлена в российском образовательном стандарте, хотя имеет большое значение в плане развитая математического мышления (в первую очередь алгоритмического и комбинаторного).

К четвертой области «Зависимости» отнесено содержание, которое связано с выделением и описанием математической структуры отношений между величинами. Да! такая область представлена, в основном, текстовыми задачами.  Пятая область «Элементы геометрии» охватывает геометрический материал, связанный с определением пространственных форм и взаимным расположением объектов. Эта область, кроме того, имеет определенные точки соприкосновения с областью «Измерение величин», поскольку такие вопросы, как измерение геометрических величин - длин, площадей, объемов - являются пограничными для обеих содержательных областей. еще одна содержательная область, связанная с математическими рассуждениями и пониманием математических текстов. В начальной же школе математические обоснования в большей мере опираются на предметные действия, чем на формальные рассуждения. Поэтому данная область в начальной школе по существу растворена в других содержательных областях, базирующихся на предметных способах действия, и не предполагает специального выделения В процессе изучения курса «Математика» развиваются  общеучебные  умения ребенка, такие, как способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях. Важнейшей общеучебной линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.

Для реализации задач, связанных с формированием ключевых компетентностей (универсальных учебных действий), в начальной школе используются специальные образовательные модули (см. отдельные программы), в которых осуществляется перенос открытых культурных предметных способов действий/средств с уроков в квазиреальные, модельные ситуации в форме проектных задач, и т.п. В связи с этим часть учебных часов математики (28 часов во 2 классе) реализуется в рамках данных образовательных модулей.

1.5.Содержание учебного предмета « математика» для 2 класса (125 ч.)

Отношение «частей и целого» (продолжение) (18 ч)

Разность и меньшая величина как части большей величины. Вычитание  как действие нахождения разности чисел. Задачи на нахождение разности величин. Способ прибавления и отнимания числа по частям. Таблица сложения.

Текстовые задачи на отношение «частей и целого» и разностное сравнение величин. Задачи в два-три действия. Анализ условия задачи и моделирование выявленных в этом анализе отношений. Составление по моделям текстовых задач и математических выражений.

Уравнения. Решение уравнений следующих видов: а + х = Ь, х+в=а, : а — х = Ь, х — а = Ь.

Составные именованные числа (10 ч)

Измерение величин по частям при помощи нескольких мерок,  составные именованные числа (значения величины относительно системы мерок)

Табличная  форма записи именованных чисел. Сложение и вычитание именованных чисел.

Сравнение именованных чисел. Стандартный и нестандартный способы измерения величины с помощью системы мерок. Остаток.

Позиционные системы счисления (15 ч)

Задача воспроизведения величины в ситуации, когда счет можно вести только до определенного числа. Образование открытой системы дополнительных мерок. Системы счисления. Основание системы счисления как фа- счета. Табличная форма записи многозначного числа (разрядная таблица)  Измерение величин в разных системах счисления. Позиционная форма пси многозначного числа. Число и цифра. Цифра 0. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Изображение многозначных чисел на числовой прямой. Сравнение многозначных чисел в одной и разных системах счисления.

Десятичная система счисления (система с основанием 10) как частный чай позиционной системы счисления. Чтение многозначных чисел в десятичной системе счисления (в пределах 1000).

Сложение и вычитание многозначных чисел в десятичной системе счисления (53ч) 

Принцип поразрядного сложения и вычитания чисел. Табличная и позиционная («в столбик») формы записи сложения и вычитания чисел. Сложение вычитание круглых десятков, сотен, тысяч. Сложение и вычитание чисел перехода через разряд. Сложение и вычитание чисел с переходом через ряд. Определение количества цифр (разрядов) в сумме и разности. Приемы устного сложения и вычитания с переходом через разряд в пределах 100.

Умножение и деление чисел (29 ч)

Измерение величин с помощью промежуточной мерки. Моделирование действий отмеривания и измерения величины с помощью промежуточной мерки на числовой прямой. Умножение и деление чисел. Таблица умножена 2 и 3. Умножение чисел на 1. Деление числа на 1 и на себя. Буквенные обозначения геометрических фигур (точек, отрезков, лома- линий). Длина ломаной линии. Многоугольники. Периметр многоугольника.

Угол. Сравнение углов. Виды углов (прямой, острый, тупой). Угол многоугольника. Прямоугольник, квадрат. Виды треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный).

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Перечень разделов, тем

Общее количество часов

Разбивка часов по видам занятий

Теоретические занятия: постановка и решение учебной задачи

Практические виды занятий

Решение практических задач

Стартовая проверочная работа

Проверочная работа

Контрольная работа

Тестовая диагностическая работа

Тестовая проверочная работа

Проверочная работа*

1

Отношение «целого и частей»

19

12

3

1

2

1

2

Составные именованные числа

10

8

2

3

Позиционные системы счисления

16

6

3

3

1

1

2

4

Сложение и вычитание многозначных чисел в десятичной системе счисления

51

32

9

3

2

1

4

5

Умножение и деление чисел

29

20

3

1

1

4

III. Планируемые результаты изучения учебного предмета « математика»

Личностные результаты:

  • установка на поиск решения проблем;
  • критичность;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических и проектных    задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Предметные результаты:

  • способность сравнивать многозначные числа в одной системе счисления, представлять их в виде суммы разрядных слагаемых;
  • чтение  и запись многозначных чисел (в пределах 10 000)  в десятичной системе счисления;
  • запись многозначных чисел в системах счисления с основанием меньше 10;
  • воспроизведение по памяти результатов табличных случаев сложения и вычитания;
  • выполнение устных вычислений на сложение и вычитание чисел  в пределах 100;
  • выполнение алгоритмов сложения и вычитания многозначных чисел
  • способность решать задачи на отношение «частей и целого» и  разностное сравнение величин (в одно-два действия);
  • сложение и вычитание именованных чисел (без перевода единиц)_
  • способность решать уравнения вида: а + х = в, х + а = в, а — х=в,  х — а =в;
  • способность по схеме отмерить величину, используя промежуточную мерку, измерить данную величину с помощью промежуточной мерки,  представить результат измерения в виде схемы;
  • выполнение умножения и деления чисел с помощью числовой;
  • способность вычислять длину ломаной линии, периметр  многоугольника;
  • различение видов углов и треугольников

Метапредметные :  

  • проводить рефлексивный контроль за выполнением способа действия/средства при решении предметной задачи;
  • самостоятельно определять критерии оценки результатов деятельности (на основе операционального состава действия) и производить оценку своих и чужих действий;
  • самостоятельно устанавливать дефицит в знаниях и умениях по теме на основе оценки учителя проверочной работы;
  • осуществлять отбор заданий для ликвидации дефицита и планировать порядок и сроки работы над возникшими математическими проблемами и трудностями;
  • видеть возможные математические ошибки на основе знания операционального состава действия и предотвращать их (видение «ошибкоопасных» мест при сложении и вычитании многозначных чисел);
  • сравнивать свои сегодняшние и вчерашние достижения на основе данных ПК «КОД»;
  • иметь свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать;
  • задавать вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации;
  • работать с модельными средствами (чертежи в текстовых задачах, треугольная схема умножения и деления, запись позиционного числа) для решения предметных задач;
  • организовывать свою деятельность внутри группы, распределяя между собой роли; понимать позиции разных участников коммуникации и их логику рассуждения.

IV. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание учебного материала: базовый раздел, подразделы; даты проведения уроков

Дата

Количество часов

Оборудование

Требования к уровню подготовки учащихся

Оценка результатов: контрольные виды деятельности

Предметно-содержательные линии

Критерии усвоения знаний

(знать- понимать - уметь)

Практи-кумы,  учебные проекты, домашняя работа)

1

2

3

4

5

6

7

8

1 четверть (33+3=36 часов)

Отношение целого и частей 19 часов

СПР

1.09

1

Математический язык

Текстовые задачи

-оценка своих достижений и совместное планирование будущей работы

СПР

Сопоставление оценки учащихся и учителя, фиксация ошибок и затруднений класса и отдельных учащихся

2.09

1

*НШ-MATHEMAT

Числа и действия с ними

-умение решать примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 20

-определять взаимосвязь между сложением и вычитанием

РТ №1

№ 1-5

Введение в предмет

3.09

1

карточки

Математический язык

Числа и действия с ними

-построение величины по формуле и меркам

- измерение величин
-определение  удобного способа нахождения целого

Карточки для с\р

Отработка способов работы над ошибками. Порядок работы над ошибками в домашних условиях

4.09

1

карточки

Величины и действия с ними

-моделирование действий сравнения и измерения величин с помощью  мерки

-решение текстовых задач

Карточки для с\р

Формулировка вопросов по итогам выполнения самостоятельной работы

8.09

1

Числа и действия с ними Математический язык

-действия на ч\п

-знать названия величин и  их единицы  измерения

№ 6-10

Р/т

Демонстрация результатов самостоятельной работы

9.09

1

НШ-COMBINE

MATHEMAT

MEETING

Числа и действия с ними Математический язык

Работа с геометрическими фигурами

-уметь читать и записывать выражения

-действия на ч\п

-построение и измерение величин с помощью мерок

-действия с именованными величинами

№ 11-15

Р\т

Урок-презентация

Демонстрация личных достижений учащихся

10.09

1

карточки

Числа и действия с ними

карточки

№ 16-22

Числа и величины. Единицы измерения величин.

11.09

1

ЦОР «Тренажер»

Числовая прямая

Числа и действия с ними

--совершенствовать способы решения задач на нахождение разности величин

РТ

№ 23-29

Поиск значения целого и частей, разности. Условия определения значения разности. Термины «сумма», «разность», «слагаемое»

15.09

16.09

2

Числа и действия с ними

-определение  вычитания

-задачи на нахождение разности величин

- термины «сумма», «разность», «слагаемое»

РТ

№ 30-33

С/Р

Поиск разности. Сложение и вычитание с переходом через десяток

17.09

1

НШ-COMBINE

Числовая прямая

Числа и действия с ними Работа с геометрическими фигурами

-сравнение разных способов вычислений

-способ сложения и вычитания величины по частям

-построение ломаных линий

-определение длины ломаной линии

РТ

№ 34-39

№ 40-45

ПР «Поиск значения целого и частей, разности»

18.09

1

карточки

Числа и действия с ними

№ 46-51

ПР

В/М Решение задач с практическим содержанием: сложение и вычитание с переходом через десяток

22.09

1

Числовая прямая

Числа и действия с ними

-сравнение разных способов вычислений

-способ сложения и вычитания величины по частям

№ 56-59

В/М

*ПР: математический диктант

Сложение и вычитание с переходом через десяток

23.09

1

Числовая прямая

Числа и действия с ними

-сравнение разных способов вычислений

-способ сложения и вычитания величины по частям

№ 60-65

*ПР

В/М Решение задач с практическим содержанием: выбор удобного способа вычисления при переходе через десяток»

24.09

1

Числовая прямая

Числа и действия с ними

-понимание  удобного способа вычисления при переходе через десяток

№ 66-71

ДР №1

С/Р

Преобразование сюжетного текста в задачи

25.09

1

карточки

Величины и действия с ними

-построение величин

№ 72-77

Три вида задач на разностное отношение.

29.09

1

№ 78-83

Косвенная формулировка текста задач.

30.10

1

№ 84-91

В/М Решение задач с практическим содержанием: решение задач в косвенной формулировке.

1.10

1

НШ-TABLE

Величины и действия с ними

-текстовые задачи на отношение «частей и целого» и разностное сравнение величин

- ступенчатый чертёж как средство моделирования разностного отношения

-выбор арифметических действий при решении задач

-решать задачи в косвенной формулировке

№ 92-101

В\М

Составные именованные числа 10 часов

Единицы времени. Минута, секунда, час. Год, месяц, день

2.10

6.10

2

ЦОР «Тренажер»

Величины и действия с ними

-инструмент измерения времени

-единицы времени

№ 92-101

ПР «Решение текстовых задач». Единицы времени

7.10

1

ЦОР «Тренажер»

Числа и действия с ними

-дом. сам. раб.

№ 102-109

ПР

Анализ результатов ПР. Конструирование нового способа измерения.

8.10

1

Величины и действия с ними

-знание  понятия «длина»

-знание единиц измерения длины

- система мерок

- многозначное число

- табличная форма записи именованных чисел

Измерение двумя, тремя мерками. Табличная форма записи результатов

9.10

1

Величины и действия с ними

-знание  понятия «длина»

-знание единиц измерения длины

- система мерок

- многозначное число

- табличная форма записи именованных чисел

№ 110-118

Сложение и вычитание результатов измерения несколькими мерками. Составные именованные числа. Миллиметр.

13.10

14.10

2

НШ-MATHEMAT

Величины и действия с ними

-знание измерения единиц длины

-преобразование единиц длины

- миллиметр

-десятичная система счисления

№127-132

№ 140-147

ПР «Решение задач с составными именованными числами»

15.10

1

Величины и действия с ними

-знание измерения единиц длины

-преобразование единиц длины

№ 155-162

ПР

Анализ результатов ПР. Обобщение действий сложения и вычитания.

16.10

1

Величины и действия с ними

-знание измерения единиц длины

-преобразование единиц длины

№ 171-177

Рациональный способ работы с мерками

20.10

1

Величины и действия с ними

-знание измерения единиц длины

-преобразование единиц длины

№ 171-177

Позиционные системы счисления 16 часов

ПУЗ Позиционные системы счисления

21.10

1

ЦОР «Тренажер»

Величины и действия с ними

-позиционные  системы счисления

№ 178-185

ТДР (вход) новый способ измерения величины

22.10

1

Величины и действия с ними

-измерение величины в разных системах счисления

№ 186-193

Построение и измерение величин с помощью системы мер, позиционная форма записи числа

23.10

1

Величины и действия с ними

-сравнение разных способов вычисления

-прогнозирование результата арифметических действий

№ 194-200

*ПР: математический диктант

Построение и измерение величины с помощью системы мер

27.10

1

Величины и действия с ними

-построение дополнительных мерок

-измерение величины с помощью системы мер

-построение величины с помощью системы мер

№  201-209

*ПР

Контрольная работа за 1 четверть

28.10

1

Величины и действия с ними

построение дополнительных мерок

-измерение величины с помощью системы мер

-построение величины с помощью системы мер

КР

Анализ результатов КР. Построение и измерение величин с помощью системы мер.

29.10

1

Величины и действия с ними

построение дополнительных мерок

-измерение величины с помощью системы мер

-построение величины с помощью системы мер

№ 210-217

Построение и измерение величин с помощью системы мер, позиционная форма записи числа

30.10

1

Величины и действия с ними

построение дополнительных мерок

-измерение величины с помощью системы мер

-построение величины с помощью системы мер

№ 218-225

II четверть ( 18+3=21 час)

Рациональный и нерациональный способ использования системы мер

10.11.11.11.

2

НШ-MATHEMAT

Числа и действия с ними

-системы мер

- табличная форма записи многозначного числа

№ 226-232

№ 233-239

Позиция нуля  в записи многозначного числа

12.11.13.11.

2

НШ-MATHEMAT

Числа и действия с ними

-число и цифра

-цифра ноль

№ 240-247

№ 248-255

Числовая прямая при работе в разных системах счисления

17.11.

1

Числовая прямая

Числа и действия с ними

-обобщение

№ 256-260

*ПР: математический диктант. Числовая прямая при работе в разных системах счисления

18.11.

1

Числовая прямая

Числа и действия с ними

-обобщение

№ 256-260

*ПР

Урок- презентация

Предъявление результатов самостоятельной работы

19.11.

1

Числа и действия с ними

-уравнения

-сравнение чисел в десятичной системе счисления

№ 261-264

презентация

ПР «Позиционная форма числа»

Анализ и работа над ошибками. Какие цифры нужны для работы в некоторой системе счисления

20.11.24.11.

2

-Анализ текстовых задач

-измерение и построение величин

-позиционные системы счисления

№ 265-270

ПР

Сложение и вычитание многозначных чисел в десятичной системе счисления 51 час

ПУЗ Название мерок и разрядов в десятичной системе счисления

25.11.26.11.

2

НШ-MATHEMAT

Величины и действия с ними Математический язык

-разряды чисел и разрядная таблица

№ 271-278

№ 279-290

Разрядные слагаемые многозначного числа. Сравнение чисел

27.11.

1

Величины и действия с ними

-разрядные слагаемые многозначного числа

№ 291-297

В/М Решение задач с практическим содержанием: разрядные слагаемые

01.12.

1

Числовая прямая

Величины и действия с ними

-разрядные слагаемые многозначного числа

№ 298-305

В/М

ТДР «Действия с многозначными числами на числовой прямой»

02.12.

1

Математический язык

 -действия с многозначными числами

№ 306-309

ДР

Чтение и запись чисел в десятичной системе счисления

03.12.

1

Математический язык

-знать понятие «задача»

-числа в десятичной системе счисления

- моделирование арифметических действий

№ 310-315

№ 316-322

*ПР: математический диктант. Чтение и запись чисел в десятичной системе счисления

08.12.

1

*ПР

В/М Решение задач с практическим содержанием: запись чисел в десятичной системе счисления

9.12.

1

Математический язык

-числа в десятичной системе счисления

- моделирование арифметических действий

№ 323-331

В/М

Введение уравнений. Построение уравнений на основе записи вычитания, записи сложения.

10.12.

1

ЦОР «Тренажер»

Величины и действия с ними

-моделирование отношений между величинами

-решение простейших уравнений

№332-340

В/М Решение задач с практическим содержанием: построение уравнений на основе записи вычитания, записи сложения.

15.12.

1

Величины и действия с ними Математический язык

-моделирование отношений между величинами

-решение простейших уравнений

№ 341-346

Составление нескольких уравнений по одному чертежу

16.12.

1

Величины и действия с ними Математический язык

-моделирование отношений между величинами

-решение простейших уравнений

Контрольная работа за 2 четверть

17.12.

1

Математический язык

-моделирование отношений между величинами

-решение простейших уравнений

-числа в десятичной системе счисления

- моделирование арифметических действий

КР

III четверть (33+3=36 часов)

Задачи, включающие несколько отношений, решаемые в 2-3 действия.

12.01.13.01.

2

Величины и действия с ними

-анализ текстовых задач

-решение простейших уравнений

№ 347-353

№ 354-360

В/М Решение задач с практическим содержанием: поиск вспомогательного вопроса

14.01.

1

Величины и действия с ними

-анализ текстовых задач

-решение простейших уравнений

№ 361-368

В/М

Составление задач по чертежам

15.01.

1

НШ-MATHEMAT

Величины и действия с ними

-составление задач по чертежам

№369-376

С/Р

Составление задач по чертежам

16.01.

1

НШ-MATHEMAT

Величины и действия с ними

-составление задач по чертежам

№377-384

Повторение. Подготовка к ПР.

19.01.

1

Величины и действия с ними

Числа и действия с ними

Математический язык

-выделение описаний величин и отношений между ними в текстах задач;

-решение текстовых задач

-разрядные слагаемые многозначных чисел

-моделирование отношений целого и частей

№385-389

ПР  «Формы уравнений. Разрядные слагаемые многозначных чисел»

Анализ и работа над ошибками ПР

20.01.21.01.

2

Числа и действия с ними

Математический язык

-решение текстовых задач

-разрядные слагаемые многозначных чисел

-моделирование отношений целого и частей

№ 390-396

ПР

*ПР: математический диктант.

Сложение и вычитание многозначных чисел без перехода через разряд. Оптимальная форма записи сложения и вычитания «в столбик»

22.01.

1

НШ-MATHEMAT

Счетный материал

Математический язык

-способ сложения и вычитания позиционных чисел

-принцип поразрядного сложения и вычитания чисел

№397-401

*ПР

Сложение и вычитание многозначных чисел без перехода через разряд

23.01

1

НШ-MATHEMAT

Счетный материал

Математический язык

-способ сложения и вычитания позиционных чисел

-принцип поразрядного сложения и вычитания чисел

№ 402-408

Сложение и вычитание многозначных чисел без перехода через разряд. Устное сложение в пределах 100.

26.01.27.01.28.02.

3

Математический язык

-способ сложения и вычитания позиционных чисел

-принцип поразрядного сложения и вычитания чисел

РТ №2

№1-4

№5-8

№ 9-12

Операциональный состав сложения, контроль правильности выполнения действий.

Введение понятия «Луч».

29.01.

1

Математический язык

-табличная и позиционная формы записи сложения и вычитания чисел

-моделирование арифметического действия нахождения неизвестного

-элементы геометрии

№13,14,15,17

Сложение и вычитание многозначных чисел без перехода через разряд. Оптимальная форма записи сложения и вычитания «в столбик».

Запись решения задач в два действия одним выражением.

02.02.03.02..

2

НШ-MATHEMAT

Математический язык

Работа с геометрическими фигурами

-табличная и позиционная формы записи сложения

-моделирование арифметического действия нахождения неизвестного

- -запись решения текстовых задач с помощью выражений

№21-25

№26,27,29,30; Уч. №41

Сложение  многозначных чисел с переходом через разряд.

4.02

1

складывать любые многозначные числа в любой системе счисления с переходом через разряд

№ 31-35

С/Р

В/М Решение задач с практическим содержанием: устное вычитание  в пределах 100

5.02.

1

Математический язык

- -устное вычитание без перехода через разряд в пределах 100

Уч. №44,45,48,49

 «Операциональный состав вычитания и сложения многозначных чисел»

9.02.

1

Магнитный плакат-сложение чисел

Математический язык

-складывать и вычитать многозначные числа в любой системе счисления

- определение количества цифр (разрядов) в сумме и разности

№36,38,39,41

Вычитание  многозначных чисел с переходом через разряд.

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками.

10.02.11.02.

2

НШ-MATHEMAT

Математический язык

- вычитать любые многозначные числа в любой системе счисления с переходом через разряд

- порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками

№42-46

№47,50.54

С/Р

Вычитание  многозначных чисел с переходом через разряд.

12.02.

1

НШ-MATHEMAT

Числа и действия с ними

- вычитать любые многозначные числа в любой системе счисления с переходом через разряд

№49,53,56

С/Р

Вычитание  многозначных чисел с переходом через разряд.

Введение понятия «Угол».

16.02.17.02.

2

«Палитра»

Числа и действия с ними

- вычитать любые многозначные числа в любой системе счисления с переходом через разряд;

- элементы геометрии

№58,59,61,62

В/М Решение задач с практическим содержанием: решение сложных текстовых задач

18.02.

1

Числа и действия с ними

- решать текстовые задачи, в которых данные представлены многозначными числами

№65-68

В/М

Аналитическая работа с текстом задачи

19.02.

1

Числа и действия с ними

- решать текстовые задачи, в которых данные представлены многозначными числами

№69-71

«Сложные» текстовые задачи на отношение «частей  и целого» (чертежи с пересекающимися областями)

24.02.25.02.

2

НШ-MATHEMAT

Числа и действия с ними

-элементы геометрии

- решать текстовые задачи, в которых данные представлены многозначными числами

№80-84

№86, 87, 89, 79.88

Составление чертежа по тексту и последовательности действий или выражения по чертежу

 

26.02.

02.03

2

Величины и действия с ними

-составлять чертёж к задаче

- решать текстовые задачи, в которых данные представлены многозначными числами

№90-93

№ 94-98

ПР «Решение задач в два действия»

03.03.

1

НШ-COMBINE

Величины и действия с ними

- решать текстовые задачи, в которых данные представлены многозначными числами

№99-101,103

ПР

Анализ и работа над ошибками ПР.

04.03.

1

НШ-COMBINE

Колбы

Математический язык

Текстовые задачи

-промежуточная мерка при измерении величин

№104. 106, 107, 108

Постановка задачи на использование промежуточной мерки при измерении  и отмеривании.

5.03.

1

Математический язык

Текстовые задачи

-моделирование отношений между основной и промежуточной мерками и измеряемой величиной с помощью треугольной стрелочной схемы

РТ № 114-116

Отмеривание и  измерение величин. Освоение схемы.

10.03

1

РТ № 119, 120, 121, 124

Контрольная работа за 3 четверть

11.03.

1

Математический язык

Текстовые задачи

-моделирование отношений между основной и промежуточной мерками и измеряемой величиной с помощью треугольной стрелочной схемы

КР

ПР* МД

Анализ КР.

В/М Решение задач с практическим содержанием: измерение и отмеривание количества с помощью промежуточной мерки

12.03.

1

Математический язык

Текстовые задачи

-моделирование отношений между основной и промежуточной мерками и измеряемой величиной с помощью треугольной стрелочной схемы

ПР*

В/М

VI четверть (29+3+32 часа)

В/М Решение задач с практическим содержанием: измерение и отмеривание величин с помощью промежуточной мерки

30.03 31.0301.04

3

Математический язык

Текстовые задачи

-решение задач по схемам

- рациональный способ измерения величин через выделение промежуточной мерки

РТ № 123, 125, 127, 128;

РТ № 122, 126. 129;

РТ № 131, 132, 135;

РТ № 136, 140

С/Р

Умножение и деление чисел 29 часов

Введение термина «умножение»

02.0403.04.

2

НШ-COMBINE

Магнитный плакат-умножение

Числа и действия с ними

-с помощью треугольной схемы описывать действия умножения и деления

РТ № 136, 140

Компоненты умножения

06.04.

1

Числа и действия с ними

-с помощью треугольной схемы описывать действия умножения и деления

РТ № 130, 133, 134

*ПР

Умножение чисел с помощью числовой прямой

7.04.

8.04.

2

Числовая прямая

Числа и действия с ними

-измерение и отмеривание величины с помощью промежуточной мерки на числовой прямой

РТ № 137, 138, 139;

Уч. № 265, 267 (1), 277(учить)

С/Р

Таблица умножения на 2 и 3

9.04.

10.04

2

НШ-COMBINE

Числа и действия с ними

- освоение таблицы умножения на 2 и 3

Уч. № 271 и 277- учить к понед., 287, 312;

№ 277 (наизусть)+ таблица умножения на 2 (выучить к понед.), на 3 - к среде

Таблица умножения на 2 и 3

ПР* Математический диктант «Умножение на 2 и 3»

13.04

1

НШ-COMBINE

Числа и действия с ними

- освоение таблицы умножения на 2 и 3

РТ № 153, 154, 155, 159, 162

М/Д

ПР «Умножение на 2 и3»

14.04.

1

Числа и действия с ними

- освоение таблицы умножения на 2 и 3

РНО в тетрадках в клеточку + табл. умножения на 3

ПР

Анализ результатов ПР

ПР* Математический диктант «Умножение на 2 и 3»

15.04.

1

Числа и действия с ними

-деление чисел с помощью числовой прямой

РТ № 167, 169, 172, 173

М/Д

Введение термина «деление»

16.04

1

Числа и действия с ними

-деление чисел с помощью числовой прямой

РТ № 164, 165

Деление чисел с помощью числовой прямой

17.04.

1

Числовая прямая

Числа и действия с ними

-деление чисел с помощью числовой прямой

Учить таблицу умножения на 4

Деление чисел с помощью числовой прямой

20.04

2

Числовая прямая

Числа и действия с ними

-деление чисел с помощью числовой прямой

РТ № 175, 176, 178, 179

Связь умножения и деления. Деление на 2 и 3. Умножение и деление на 1.

21.04.22.04.23.04.

3

ЦОР «Тренажер»

Числа и действия с ними

- умножение чисел на 1 и деление числа на 1 и на себя

Уч. № 333, 334, 335, 336;

РТ стр. 60; Уч. № 343, 344 (знать)

Р/У

Рефлексия. Повторение пройденного. Подготовка к ИКР.

24.04.27.04.

2

Числа и действия с ними

-анализ текстовой задачи

-построение схемы к текстовой задаче

-умножение и деление чисел

Подготовка к м/д (* на2,3,4);

Уч. № 364, 365 (в ст.), 366, 370

С/Р

Р/У

Итоговая контрольная работа

28.04

1

Числа и действия с ними

-деление чисел с помощью числовой прямой

- освоение таблицы умножения на 2 и 3

-измерение и отмеривание величины с помощью промежуточной мерки на числовой прямой

ИКР

Анализ ИКР

ПР* Математический диктант «Умножение на 2, 3,4»

29.04

1

Числа и действия с ними

РТ стр. 62 + № 204,205

Умножение и деление чисел

30.04

1

Числа и действия с ними

- умножение и деление чисел

Повторять табл. умн.

Умножение и деление чисел

5.05

1

Числа и действия с ними

- умножение и деление чисел

ПР  «Умножение и деление чисел»

Анализ и работа над ошибками ПР

*ПР: итоговый математический диктант

6.05

7.05

2

Числа и действия с ними

-анализ текстовой задачи

-построение схемы к текстовой задаче

-умножение и деление чисел

-сложение и вычитание в пределах 100

-умножение и деление на 2 и3

ПР

М/Д

Решение предметной (математической) проектной задачи

8.05

12.05.

2

ЦОР «Тренажер»

Числа и действия с ними

-проектная задача

Рефлексия. Повторение пройденного.  Подготовка портфолио ученика по математике

13.05.

1

Величины и действия с ними

-подготовка портфолио

Урок-презентация.

Публичное представление личных достижений учащихся и класса.

14.05

15.05

2

Величины и действия с ними

-индивидуальные достижения учащихся за год

презентация

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ и материально – техническое ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

5.1.  Учебная литература

5.1.1.  В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева . Математика, 2 кл.  Рабочие тетради. М., Вита-Пресс, 2011.

5.2. Дополнительная и методическая литература

5.2.1. В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. Математика, 2 кл.  Учебник. М., Вита-Пресс, 2011. Рекомендовано Министерством образования РФ.

5.2.2. Г.Г. Микулина.  Контрольные работы по математике, 2 кл.  М., Вита-Пресс, 2011. Рекомендовано Министерством образования РФ.

5.2.3.  В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева.  Математика. Методическое пособие для учителя. М., Вита-Пресс, 2009.

5.3. Электронные образовательные ресурсы

5.3.1. http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых ресурсов

5.3.2. viki.rdf.ru – детские презентации для начальной школы

5.3.3. www.georo.ru  - программный комплекс «КОД» (Контрольно-оценочная деятельность)

*5.3.4. НШ – программный комплекс «Радуга в компьютере» (малая академия наук)

Лабораторное оборудование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по математике 1 класс образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой

Итоговая контрольная работа по математике 1 класс. Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой....

Итоговая контрольная работа по математике 2 класс. Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой.

Контрольная работа по итогам изучения математики во втором классе. Образовательная система Эльконина - Давыдова, программа Э.И. Александровой....

Итоговая контрольная работа по математике 3 класс. Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой.

Контрольная работа по итогам изучения предмета "Математика 2 класс". Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой....

Рабочие программы для 2 класса по системе Эльконина-Давыдова

Рабочие программы: по русскому языку 2 класс, математике 2  класс, литературному чтению 2 класс, окружающему  миру 2 класс по  программе РО Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова...

Рабочие программы для 2 класса по системе Эльконина-Давыдова

Рабочие программы: по русскому языку 2 класс, математике 2  класс, литературному чтению 2 класс, окружающему  миру 2 класс по  программе РО Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова...

Рабочие программы для 2 класса по системе Эльконина-Давыдова

Рабочие программы: по русскому языку 2 класс, математике 2  класс, литературному чтению 2 класс, окружающему  миру 2 класс по  программе РО Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова...

Рабочие программы 4 класса по системе Эльконина-Давыдова

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс...