Рабочие программы для 2 класса по системе Эльконина-Давыдова
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Рабочие программы: по русскому языку 2 класс, математике 2 класс, литературному чтению 2 класс, окружающему миру 2 класс по программе РО Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по математике 2 класс Система Эльконина- Давыдова | 283.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей № 18
Рабочая программа Дятченковой Г.В.
по математике для 2 класса
(Программа Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова)
(базовый уровень)
2015 – 2016 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Конкретизация образовательных целей курса по математике для 2 класса
Основная цель: сформировать новый способ измерения-отмеривания величины (с помощью набора мерок и системы мерок) и выйти на новый вид числа – многозначное число; ввести умножение и деление как действия, связанные с воспроизведением величины при использовании промежуточной мерки.
∙ развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
∙ освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
∙ воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни
Предметные задачи:
- освоить особую форму представления числа - результата измерения (позиционная запись);
- с помощью моделей изучить свойства «нового» числа (многозначного) и построить правила оперирования с многозначными числами (поразрядный принцип сложения и вычитания);
- научиться оценивать количество цифр в результате и использовать способ табличного сложения (таблица Пифагора);
- освоить способ измерения и построения величины с использованием промежуточной мерки, порождающий «новые» арифметические действия - умножение и деление;
- освоить моделирование действий умножения и деления на числовой прямой и способ получения результатов умножения и деления «маленьких» чисел (таблица умножения);
- продолжить работу по использованию математического языка (схема, чертеж, формула, таблица) для решения математических задач;
- продолжить решение текстовых задач на отношение «частей и целого» и разностное сравнение величин с помощью графических моделей (чертежей и схем) и уравнений, научиться решать задачи на кратное сравнение
- овладеть понятием многозначного позиционного (в частности, десятичного) числа как результата измерения величины системой мер, научиться читать и записывать многозначные десятичные числа;
- сконструировать способы действий с многозначными числами (сравнение, сложение, вычитание), опираясь на принцип поразрядности, оценку количества разрядов в результате, таблицу Пифагора;
- освоить способ измерения и построения величины с использованием промежуточной мерки, порождающий «новые» арифметические действия – умножение и деление;
- освоить моделирование действий умножения и деления на числовой прямой и способ получения результатов умножения и деления «маленьких» чисел (таблица умножения на 2 и на 3);
- научиться решать простейшие уравнения;
- научиться различать виды углов, сравнивать углы;
- научиться различать многоугольники, находить их периметр
Педагогические задачи:
- продолжить работу над формированием контрольно-оценочной самостоятельностью младших школьников (разработка критериев оценки математических результатов обучения и учения; оценка работы с помощью заданных учителем или разработанных детьми критериев; работа над прогностической и рефлексивной оценкой);
- продолжить формирование линии самостоятельной работы учащихся (осмысленный выбор учащимися своего «набора» заданий для самостоятельной работы дома; освоение некоторых форм планирования самостоятельной работы; грамотное использование ресурса сайта школы для запроса» к учителям и одноклассникам при выполнении самостоятельной работы; подготовка к урокам-презентациям);
- освоить новую форму организации образовательного процесса – учебное занятие, с помощью которого можно будет строить «коррекционную» работу, а также разнообразные «практики» с учащимися;
- продолжить работу над формированием учебного сотрудничества в классе (групповые формы взаимодействия детей).
- Общая характеристика учебного предмета « математика»
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова и комплексной программы по математике авторов: В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:
1. Основная образовательная программа начального общего образования структурного подразделения школы ЭУК «Школа развития»;
2. Примерная программа по курсу «Математика» (1-4) авторы: В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева Сборник учебных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.- М., Вита-Пресс, 2010, с.213-232.
3. В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. Математика, 2 кл. Учебник. М., Вита-Пресс, 2011. Рекомендовано Министерством образования РФ.
4. В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева Математика, 2кл . Рабочие тетради. М., Вита-Пресс, 2011.
5. В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева Математика. Методическое пособие для учителя. М., Вита-Пресс, 2009.
- Описание учебного предмета «математика» в учебном плане
Данная программа составлена для реализации курса математики в начальной школе, который является первой частью непрерывного курса математики 1-9 классов и разработана в логике теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Она ставит своей целью формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии). Поэтому она ориентирована главным образом на усвоение научных (математических) понятий, а не только на выработку навыков и умений. В учебном плане на изучение математики во 2 классе начальной школы отводится 125 часов в год, включая внутрипредметный модуль «Решение задач с практическим содержанием».
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета « математика»
Понятие в науке существует в форме движения от общего к частному, в форме восхождения от абстрактного к конкретному. Аналогичным образом строится и данный школьный учебный предмет. Для дидактики важно, что всякому понятию соответствует некоторый определенный класс задач, который имеет свои собственные, свойственные только ему особенности условий, целей, способов и средств достижения этих целей. Это позволяет в обучении осваивать понятия не в форме отработки словесных формулировок, а вводя учащихся в новый круг задач и включая их в деятельность по поиску общего способа их решения.
Эта специфика курса требует особой организации учебной деятельности школьников в форме постановки и решения ими учебных задач.
Стержневым для всей школьной математики является понятие действительного числа. Поэтому основное содержание предмета «Математика» в начальной школе, связанное с понятием натурального числа, строится так, что натуральные числа, как и все другие виды чисел, вводимые позже, рассматриваются с единых оснований, позволяющих построить всю систему действительных чисел.
Таким основанием для введения все видов действительных чисел является понятие величины. В этом случае произвольное действительное число рассматривается как особое отношение одной величины к другой - единице (мерке), которое выявляется в процессе измерения. Различие же видов действительного числа проистекает из различий условий реализации данного отношения.
Число появляется как средство сравнения величин, в ситуации пространственной или временной разделенности сравниваемых величин. Величина в этом случае воспроизводится с помощью другой (единицы или мерки), которая повторяется в ней некоторое число раз. Действия измерения моделируются с помощью различных знаковых средств (чертежей, стрелочных схем, формул). В курсе с самых первых этапов широко используется буквенная символика для описания осуществляемых действий. Каждый раз, знакомясь с новыми действиями над числами, дети одновременно начинают работать и с соответствующими алгебраическими выражениями. Тем самым закладываются основы для дальнейшего изучения алгебры.
Кроме того, процесс измерения, как потенциально бесконечное повторение одной и той же величины (мерки), моделируется с помощью числовой прямой. В дальнейшем числовая прямая выступает как основная рабочая модель для прояснения смысла вводимых (новых) видов чисел и действий с ними.
Дальнейшее развитие числовой линии происходит по одной схеме. Каждая новая форма представления чисел или новый вид чисел (именованные числа, многозначные числа, обыкновенные дроби, позиционные дроби, отрицательные числа) возникает в связи с новым способом измерения величины. который дети открывают, решая задачу воспроизведения величины при различных дополнительных ограничениях. Открытые детьми способы фиксируются в моделях, с помощью которых изучаются свойства «новых» чисел, строятся правила оперирования с ними. Таким образом, смысл числа и действий с ним один и тот же и определен до конкретных его реализаций. Наоборот, на его основании получаются нее формальные правила и алгоритмы.
Выделение в качестве ведущей содержательной лини курса тематики, связанной с понятием числа, не означает отсутствия в нем других содержательных пиний.
Все математическое содержание условно можно разделить на пять областей (содержательных линий).
Во-первых, в отдельную область «Числа и вычисления» выделяется материал, относящийся к формальной стороне понятия натурального числа (позиционная запись чисел, стандартные алгоритмы действий над числами, порядок выполнения действий, свойства действий). Кроме того, в данную содержательную область включены начальные сведения о дробных числах доля величины. В эту же область входит материал, связанный с представлением чисел на координатной прямой. Этот материал представляется очень важным с точки зрения развития представлений о действительных числах и действиях с ними, а в 'последующем - освоения координатного метода. Поэтому числовую (координатную) прямую, как единую математическую модель всех видов чисел, изучаемых на разных этапах обучения математике, надо вводить уже в начальной школе. Возможность такого раннего введения понятия числовой прямой с той или иной степенью полноты подтверждается опытом обучения детей в разных образовательных системах.
Во-вторых, выделяется область «Измерение величин». Роль данной содержательной линии двоякая. Прежде всего, процесс измерения величин является той математической моделью, которая, как уже отмечалось, служит в данном курсе и его продолжении единой основой дня введения всех видов действительного числа. Кроме того, измерение как практическое действие имеет важный прикладной аспект, через который курс математики тесно связан с другим учебным предметом - «Окружающим миром». Эта связь осуществляется, прежде всего, через круг вопросов, получивший в учебно-методической литературе название «анализ данных» те на уровне начальной школы включающий простейшую обработку результатов измерений и их представление в виде диаграмм, трафиков, таблиц и т.п.
В-третьих, выделяется область «Закономерности», содержание которой связано с построением числовых и геометрических последовательностей и др. структурированных, объектов, а также с подсчетом их количественных характеристик. Эта линия, к сожалению, практически была не представлена в российском образовательном стандарте, хотя имеет большое значение в плане развитая математического мышления (в первую очередь алгоритмического и комбинаторного).
К четвертой области «Зависимости» отнесено содержание, которое связано с выделением и описанием математической структуры отношений между величинами. Да! такая область представлена, в основном, текстовыми задачами. Пятая область «Элементы геометрии» охватывает геометрический материал, связанный с определением пространственных форм и взаимным расположением объектов. Эта область, кроме того, имеет определенные точки соприкосновения с областью «Измерение величин», поскольку такие вопросы, как измерение геометрических величин - длин, площадей, объемов - являются пограничными для обеих содержательных областей. еще одна содержательная область, связанная с математическими рассуждениями и пониманием математических текстов. В начальной же школе математические обоснования в большей мере опираются на предметные действия, чем на формальные рассуждения. Поэтому данная область в начальной школе по существу растворена в других содержательных областях, базирующихся на предметных способах действия, и не предполагает специального выделения В процессе изучения курса «Математика» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях. Важнейшей общеучебной линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.
Для реализации задач, связанных с формированием ключевых компетентностей (универсальных учебных действий), в начальной школе используются специальные образовательные модули (см. отдельные программы), в которых осуществляется перенос открытых культурных предметных способов действий/средств с уроков в квазиреальные, модельные ситуации в форме проектных задач, и т.п. В связи с этим часть учебных часов математики (28 часов во 2 классе) реализуется в рамках данных образовательных модулей.
1.5.Содержание учебного предмета « математика» для 2 класса (125 ч.)
Отношение «частей и целого» (продолжение) (18 ч)
Разность и меньшая величина как части большей величины. Вычитание как действие нахождения разности чисел. Задачи на нахождение разности величин. Способ прибавления и отнимания числа по частям. Таблица сложения.
Текстовые задачи на отношение «частей и целого» и разностное сравнение величин. Задачи в два-три действия. Анализ условия задачи и моделирование выявленных в этом анализе отношений. Составление по моделям текстовых задач и математических выражений.
Уравнения. Решение уравнений следующих видов: а + х = Ь, х+в=а, : а — х = Ь, х — а = Ь.
Составные именованные числа (10 ч)
Измерение величин по частям при помощи нескольких мерок, составные именованные числа (значения величины относительно системы мерок)
Табличная форма записи именованных чисел. Сложение и вычитание именованных чисел.
Сравнение именованных чисел. Стандартный и нестандартный способы измерения величины с помощью системы мерок. Остаток.
Позиционные системы счисления (15 ч)
Задача воспроизведения величины в ситуации, когда счет можно вести только до определенного числа. Образование открытой системы дополнительных мерок. Системы счисления. Основание системы счисления как фа- счета. Табличная форма записи многозначного числа (разрядная таблица) Измерение величин в разных системах счисления. Позиционная форма пси многозначного числа. Число и цифра. Цифра 0. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Изображение многозначных чисел на числовой прямой. Сравнение многозначных чисел в одной и разных системах счисления.
Десятичная система счисления (система с основанием 10) как частный чай позиционной системы счисления. Чтение многозначных чисел в десятичной системе счисления (в пределах 1000).
Сложение и вычитание многозначных чисел в десятичной системе счисления (53ч)
Принцип поразрядного сложения и вычитания чисел. Табличная и позиционная («в столбик») формы записи сложения и вычитания чисел. Сложение вычитание круглых десятков, сотен, тысяч. Сложение и вычитание чисел перехода через разряд. Сложение и вычитание чисел с переходом через ряд. Определение количества цифр (разрядов) в сумме и разности. Приемы устного сложения и вычитания с переходом через разряд в пределах 100.
Умножение и деление чисел (29 ч)
Измерение величин с помощью промежуточной мерки. Моделирование действий отмеривания и измерения величины с помощью промежуточной мерки на числовой прямой. Умножение и деление чисел. Таблица умножена 2 и 3. Умножение чисел на 1. Деление числа на 1 и на себя. Буквенные обозначения геометрических фигур (точек, отрезков, лома- линий). Длина ломаной линии. Многоугольники. Периметр многоугольника.
Угол. Сравнение углов. Виды углов (прямой, острый, тупой). Угол многоугольника. Прямоугольник, квадрат. Виды треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный).
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Перечень разделов, тем | Общее количество часов | Разбивка часов по видам занятий | |||||||
Теоретические занятия: постановка и решение учебной задачи | Практические виды занятий | |||||||||
Решение практических задач | Стартовая проверочная работа | Проверочная работа | Контрольная работа | Тестовая диагностическая работа | Тестовая проверочная работа | Проверочная работа* | ||||
1 | Отношение «целого и частей» | 19 | 12 | 3 | 1 | 2 | 1 | |||
2 | Составные именованные числа | 10 | 8 | 2 | ||||||
3 | Позиционные системы счисления | 16 | 6 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | ||
4 | Сложение и вычитание многозначных чисел в десятичной системе счисления | 51 | 32 | 9 | 3 | 2 | 1 | 4 | ||
5 | Умножение и деление чисел | 29 | 20 | 3 | 1 | 1 | 4 |
III. Планируемые результаты изучения учебного предмета « математика»
Личностные результаты:
- установка на поиск решения проблем;
- критичность;
- развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических и проектных задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Предметные результаты:
- способность сравнивать многозначные числа в одной системе счисления, представлять их в виде суммы разрядных слагаемых;
- чтение и запись многозначных чисел (в пределах 10 000) в десятичной системе счисления;
- запись многозначных чисел в системах счисления с основанием меньше 10;
- воспроизведение по памяти результатов табличных случаев сложения и вычитания;
- выполнение устных вычислений на сложение и вычитание чисел в пределах 100;
- выполнение алгоритмов сложения и вычитания многозначных чисел
- способность решать задачи на отношение «частей и целого» и разностное сравнение величин (в одно-два действия);
- сложение и вычитание именованных чисел (без перевода единиц)_
- способность решать уравнения вида: а + х = в, х + а = в, а — х=в, х — а =в;
- способность по схеме отмерить величину, используя промежуточную мерку, измерить данную величину с помощью промежуточной мерки, представить результат измерения в виде схемы;
- выполнение умножения и деления чисел с помощью числовой;
- способность вычислять длину ломаной линии, периметр многоугольника;
- различение видов углов и треугольников
Метапредметные :
- проводить рефлексивный контроль за выполнением способа действия/средства при решении предметной задачи;
- самостоятельно определять критерии оценки результатов деятельности (на основе операционального состава действия) и производить оценку своих и чужих действий;
- самостоятельно устанавливать дефицит в знаниях и умениях по теме на основе оценки учителя проверочной работы;
- осуществлять отбор заданий для ликвидации дефицита и планировать порядок и сроки работы над возникшими математическими проблемами и трудностями;
- видеть возможные математические ошибки на основе знания операционального состава действия и предотвращать их (видение «ошибкоопасных» мест при сложении и вычитании многозначных чисел);
- сравнивать свои сегодняшние и вчерашние достижения на основе данных ПК «КОД»;
- иметь свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать;
- задавать вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации;
- работать с модельными средствами (чертежи в текстовых задачах, треугольная схема умножения и деления, запись позиционного числа) для решения предметных задач;
- организовывать свою деятельность внутри группы, распределяя между собой роли; понимать позиции разных участников коммуникации и их логику рассуждения.
IV. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание учебного материала: базовый раздел, подразделы; даты проведения уроков | Дата | Количество часов | Оборудование | Требования к уровню подготовки учащихся | Оценка результатов: контрольные виды деятельности | ||
Предметно-содержательные линии | Критерии усвоения знаний (знать- понимать - уметь) | Практи-кумы, учебные проекты, домашняя работа) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 четверть (33+3=36 часов) | |||||||
Отношение целого и частей 19 часов | |||||||
СПР | 1.09 | 1 | Математический язык Текстовые задачи | -оценка своих достижений и совместное планирование будущей работы | СПР | ||
Сопоставление оценки учащихся и учителя, фиксация ошибок и затруднений класса и отдельных учащихся | 2.09 | 1 | *НШ-MATHEMAT | Числа и действия с ними | -умение решать примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 20 -определять взаимосвязь между сложением и вычитанием | РТ №1 № 1-5 | |
Введение в предмет | 3.09 | 1 | карточки | Математический язык Числа и действия с ними | -построение величины по формуле и меркам - измерение величин | Карточки для с\р | |
Отработка способов работы над ошибками. Порядок работы над ошибками в домашних условиях | 4.09 | 1 | карточки | Величины и действия с ними | -моделирование действий сравнения и измерения величин с помощью мерки -решение текстовых задач | Карточки для с\р | |
Формулировка вопросов по итогам выполнения самостоятельной работы | 8.09 | 1 | Числа и действия с ними Математический язык | -действия на ч\п -знать названия величин и их единицы измерения | № 6-10 Р/т | ||
Демонстрация результатов самостоятельной работы | 9.09 | 1 | НШ-COMBINE MATHEMAT MEETING | Числа и действия с ними Математический язык Работа с геометрическими фигурами | -уметь читать и записывать выражения -действия на ч\п -построение и измерение величин с помощью мерок -действия с именованными величинами | № 11-15 Р\т | |
Урок-презентация Демонстрация личных достижений учащихся | 10.09 | 1 | карточки | Числа и действия с ними | карточки № 16-22 | ||
Числа и величины. Единицы измерения величин. | 11.09 | 1 | ЦОР «Тренажер» Числовая прямая | Числа и действия с ними | --совершенствовать способы решения задач на нахождение разности величин | РТ № 23-29 | |
Поиск значения целого и частей, разности. Условия определения значения разности. Термины «сумма», «разность», «слагаемое» | 15.09 16.09 | 2 | Числа и действия с ними | -определение вычитания -задачи на нахождение разности величин - термины «сумма», «разность», «слагаемое» | РТ № 30-33 | С/Р | |
Поиск разности. Сложение и вычитание с переходом через десяток | 17.09 | 1 | НШ-COMBINE Числовая прямая | Числа и действия с ними Работа с геометрическими фигурами | -сравнение разных способов вычислений -способ сложения и вычитания величины по частям -построение ломаных линий -определение длины ломаной линии | РТ № 34-39 № 40-45 | |
ПР «Поиск значения целого и частей, разности» | 18.09 | 1 | карточки | Числа и действия с ними | № 46-51 | ПР | |
В/М Решение задач с практическим содержанием: сложение и вычитание с переходом через десяток | 22.09 | 1 | Числовая прямая | Числа и действия с ними | -сравнение разных способов вычислений -способ сложения и вычитания величины по частям | № 56-59 | В/М |
*ПР: математический диктант Сложение и вычитание с переходом через десяток | 23.09 | 1 | Числовая прямая | Числа и действия с ними | -сравнение разных способов вычислений -способ сложения и вычитания величины по частям | № 60-65 | *ПР |
В/М Решение задач с практическим содержанием: выбор удобного способа вычисления при переходе через десяток» | 24.09 | 1 | Числовая прямая | Числа и действия с ними | -понимание удобного способа вычисления при переходе через десяток | № 66-71 | ДР №1 С/Р |
Преобразование сюжетного текста в задачи | 25.09 | 1 | карточки | Величины и действия с ними | -построение величин | № 72-77 | |
Три вида задач на разностное отношение. | 29.09 | 1 | № 78-83 | ||||
Косвенная формулировка текста задач. | 30.10 | 1 | № 84-91 | ||||
В/М Решение задач с практическим содержанием: решение задач в косвенной формулировке. | 1.10 | 1 | НШ-TABLE | Величины и действия с ними | -текстовые задачи на отношение «частей и целого» и разностное сравнение величин - ступенчатый чертёж как средство моделирования разностного отношения -выбор арифметических действий при решении задач -решать задачи в косвенной формулировке | № 92-101 | В\М |
Составные именованные числа 10 часов | |||||||
Единицы времени. Минута, секунда, час. Год, месяц, день | 2.10 6.10 | 2 | ЦОР «Тренажер» | Величины и действия с ними | -инструмент измерения времени -единицы времени | № 92-101 | |
ПР «Решение текстовых задач». Единицы времени | 7.10 | 1 | ЦОР «Тренажер» | Числа и действия с ними | -дом. сам. раб. | № 102-109 | ПР |
Анализ результатов ПР. Конструирование нового способа измерения. | 8.10 | 1 | Величины и действия с ними | -знание понятия «длина» -знание единиц измерения длины - система мерок - многозначное число - табличная форма записи именованных чисел | |||
Измерение двумя, тремя мерками. Табличная форма записи результатов | 9.10 | 1 | Величины и действия с ними | -знание понятия «длина» -знание единиц измерения длины - система мерок - многозначное число - табличная форма записи именованных чисел | № 110-118 | ||
Сложение и вычитание результатов измерения несколькими мерками. Составные именованные числа. Миллиметр. | 13.10 14.10 | 2 | НШ-MATHEMAT | Величины и действия с ними | -знание измерения единиц длины -преобразование единиц длины - миллиметр -десятичная система счисления | №127-132 № 140-147 | |
ПР «Решение задач с составными именованными числами» | 15.10 | 1 | Величины и действия с ними | -знание измерения единиц длины -преобразование единиц длины | № 155-162 | ПР | |
Анализ результатов ПР. Обобщение действий сложения и вычитания. | 16.10 | 1 | Величины и действия с ними | -знание измерения единиц длины -преобразование единиц длины | № 171-177 | ||
Рациональный способ работы с мерками | 20.10 | 1 | Величины и действия с ними | -знание измерения единиц длины -преобразование единиц длины | № 171-177 | ||
Позиционные системы счисления 16 часов | |||||||
ПУЗ Позиционные системы счисления | 21.10 | 1 | ЦОР «Тренажер» | Величины и действия с ними | -позиционные системы счисления | № 178-185 | |
ТДР (вход) новый способ измерения величины | 22.10 | 1 | Величины и действия с ними | -измерение величины в разных системах счисления | № 186-193 | ||
Построение и измерение величин с помощью системы мер, позиционная форма записи числа | 23.10 | 1 | Величины и действия с ними | -сравнение разных способов вычисления -прогнозирование результата арифметических действий | № 194-200 | ||
*ПР: математический диктант Построение и измерение величины с помощью системы мер | 27.10 | 1 | Величины и действия с ними | -построение дополнительных мерок -измерение величины с помощью системы мер -построение величины с помощью системы мер | № 201-209 | *ПР | |
Контрольная работа за 1 четверть | 28.10 | 1 | Величины и действия с ними | построение дополнительных мерок -измерение величины с помощью системы мер -построение величины с помощью системы мер | КР | ||
Анализ результатов КР. Построение и измерение величин с помощью системы мер. | 29.10 | 1 | Величины и действия с ними | построение дополнительных мерок -измерение величины с помощью системы мер -построение величины с помощью системы мер | № 210-217 | ||
Построение и измерение величин с помощью системы мер, позиционная форма записи числа | 30.10 | 1 | Величины и действия с ними | построение дополнительных мерок -измерение величины с помощью системы мер -построение величины с помощью системы мер | № 218-225 | ||
II четверть ( 18+3=21 час) | |||||||
Рациональный и нерациональный способ использования системы мер | 10.11.11.11. | 2 | НШ-MATHEMAT | Числа и действия с ними | -системы мер - табличная форма записи многозначного числа | № 226-232 № 233-239 | |
Позиция нуля в записи многозначного числа | 12.11.13.11. | 2 | НШ-MATHEMAT | Числа и действия с ними | -число и цифра -цифра ноль | № 240-247 № 248-255 | |
Числовая прямая при работе в разных системах счисления | 17.11. | 1 | Числовая прямая | Числа и действия с ними | -обобщение | № 256-260 | |
*ПР: математический диктант. Числовая прямая при работе в разных системах счисления | 18.11. | 1 | Числовая прямая | Числа и действия с ними | -обобщение | № 256-260 | *ПР |
Урок- презентация Предъявление результатов самостоятельной работы | 19.11. | 1 | Числа и действия с ними | -уравнения -сравнение чисел в десятичной системе счисления | № 261-264 | презентация | |
ПР «Позиционная форма числа» Анализ и работа над ошибками. Какие цифры нужны для работы в некоторой системе счисления | 20.11.24.11. | 2 | -Анализ текстовых задач -измерение и построение величин -позиционные системы счисления | № 265-270 | ПР | ||
Сложение и вычитание многозначных чисел в десятичной системе счисления 51 час | |||||||
ПУЗ Название мерок и разрядов в десятичной системе счисления | 25.11.26.11. | 2 | НШ-MATHEMAT | Величины и действия с ними Математический язык | -разряды чисел и разрядная таблица | № 271-278 № 279-290 | |
Разрядные слагаемые многозначного числа. Сравнение чисел | 27.11. | 1 | Величины и действия с ними | -разрядные слагаемые многозначного числа | № 291-297 | ||
В/М Решение задач с практическим содержанием: разрядные слагаемые | 01.12. | 1 | Числовая прямая | Величины и действия с ними | -разрядные слагаемые многозначного числа | № 298-305 | В/М |
ТДР «Действия с многозначными числами на числовой прямой» | 02.12. | 1 | Математический язык | -действия с многозначными числами | № 306-309 | ДР | |
Чтение и запись чисел в десятичной системе счисления | 03.12. | 1 | Математический язык | -знать понятие «задача» -числа в десятичной системе счисления - моделирование арифметических действий | № 310-315 № 316-322 | ||
*ПР: математический диктант. Чтение и запись чисел в десятичной системе счисления | 08.12. | 1 | *ПР | ||||
В/М Решение задач с практическим содержанием: запись чисел в десятичной системе счисления | 9.12. | 1 | Математический язык | -числа в десятичной системе счисления - моделирование арифметических действий | № 323-331 | В/М | |
Введение уравнений. Построение уравнений на основе записи вычитания, записи сложения. | 10.12. | 1 | ЦОР «Тренажер» | Величины и действия с ними | -моделирование отношений между величинами -решение простейших уравнений | №332-340 | |
В/М Решение задач с практическим содержанием: построение уравнений на основе записи вычитания, записи сложения. | 15.12. | 1 | Величины и действия с ними Математический язык | -моделирование отношений между величинами -решение простейших уравнений | № 341-346 | ||
Составление нескольких уравнений по одному чертежу | 16.12. | 1 | Величины и действия с ними Математический язык | -моделирование отношений между величинами -решение простейших уравнений | |||
Контрольная работа за 2 четверть | 17.12. | 1 | Математический язык | -моделирование отношений между величинами -решение простейших уравнений -числа в десятичной системе счисления - моделирование арифметических действий | КР | ||
III четверть (33+3=36 часов) | |||||||
Задачи, включающие несколько отношений, решаемые в 2-3 действия. | 12.01.13.01. | 2 | Величины и действия с ними | -анализ текстовых задач -решение простейших уравнений | № 347-353 № 354-360 | ||
В/М Решение задач с практическим содержанием: поиск вспомогательного вопроса | 14.01. | 1 | Величины и действия с ними | -анализ текстовых задач -решение простейших уравнений | № 361-368 | В/М | |
Составление задач по чертежам | 15.01. | 1 | НШ-MATHEMAT | Величины и действия с ними | -составление задач по чертежам | №369-376 | С/Р |
Составление задач по чертежам | 16.01. | 1 | НШ-MATHEMAT | Величины и действия с ними | -составление задач по чертежам | №377-384 | |
Повторение. Подготовка к ПР. | 19.01. | 1 | Величины и действия с ними Числа и действия с ними Математический язык | -выделение описаний величин и отношений между ними в текстах задач; -решение текстовых задач -разрядные слагаемые многозначных чисел -моделирование отношений целого и частей | №385-389 | ||
ПР «Формы уравнений. Разрядные слагаемые многозначных чисел» Анализ и работа над ошибками ПР | 20.01.21.01. | 2 | Числа и действия с ними Математический язык | -решение текстовых задач -разрядные слагаемые многозначных чисел -моделирование отношений целого и частей | № 390-396 | ПР | |
*ПР: математический диктант. Сложение и вычитание многозначных чисел без перехода через разряд. Оптимальная форма записи сложения и вычитания «в столбик» | 22.01. | 1 | НШ-MATHEMAT Счетный материал | Математический язык | -способ сложения и вычитания позиционных чисел -принцип поразрядного сложения и вычитания чисел | №397-401 | *ПР |
Сложение и вычитание многозначных чисел без перехода через разряд | 23.01 | 1 | НШ-MATHEMAT Счетный материал | Математический язык | -способ сложения и вычитания позиционных чисел -принцип поразрядного сложения и вычитания чисел | № 402-408 | |
Сложение и вычитание многозначных чисел без перехода через разряд. Устное сложение в пределах 100. | 26.01.27.01.28.02. | 3 | Математический язык | -способ сложения и вычитания позиционных чисел -принцип поразрядного сложения и вычитания чисел | РТ №2 №1-4 №5-8 № 9-12 | ||
Операциональный состав сложения, контроль правильности выполнения действий. Введение понятия «Луч». | 29.01. | 1 | Математический язык | -табличная и позиционная формы записи сложения и вычитания чисел -моделирование арифметического действия нахождения неизвестного -элементы геометрии | №13,14,15,17 | ||
Сложение и вычитание многозначных чисел без перехода через разряд. Оптимальная форма записи сложения и вычитания «в столбик». Запись решения задач в два действия одним выражением. | 02.02.03.02.. | 2 | НШ-MATHEMAT | Математический язык Работа с геометрическими фигурами | -табличная и позиционная формы записи сложения -моделирование арифметического действия нахождения неизвестного - -запись решения текстовых задач с помощью выражений | №21-25 №26,27,29,30; Уч. №41 | |
Сложение многозначных чисел с переходом через разряд. | 4.02 | 1 | складывать любые многозначные числа в любой системе счисления с переходом через разряд | № 31-35 | С/Р | ||
В/М Решение задач с практическим содержанием: устное вычитание в пределах 100 | 5.02. | 1 | Математический язык | - -устное вычитание без перехода через разряд в пределах 100 | Уч. №44,45,48,49 | ||
«Операциональный состав вычитания и сложения многозначных чисел» | 9.02. | 1 | Магнитный плакат-сложение чисел | Математический язык | -складывать и вычитать многозначные числа в любой системе счисления - определение количества цифр (разрядов) в сумме и разности | №36,38,39,41 | |
Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд. Порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками. | 10.02.11.02. | 2 | НШ-MATHEMAT | Математический язык | - вычитать любые многозначные числа в любой системе счисления с переходом через разряд - порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками | №42-46 №47,50.54 | С/Р |
Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд. | 12.02. | 1 | НШ-MATHEMAT | Числа и действия с ними | - вычитать любые многозначные числа в любой системе счисления с переходом через разряд | №49,53,56 | С/Р |
Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд. Введение понятия «Угол». | 16.02.17.02. | 2 | «Палитра» | Числа и действия с ними | - вычитать любые многозначные числа в любой системе счисления с переходом через разряд; - элементы геометрии | №58,59,61,62 | |
В/М Решение задач с практическим содержанием: решение сложных текстовых задач | 18.02. | 1 | Числа и действия с ними | - решать текстовые задачи, в которых данные представлены многозначными числами | №65-68 | В/М | |
Аналитическая работа с текстом задачи | 19.02. | 1 | Числа и действия с ними | - решать текстовые задачи, в которых данные представлены многозначными числами | №69-71 | ||
«Сложные» текстовые задачи на отношение «частей и целого» (чертежи с пересекающимися областями) | 24.02.25.02. | 2 | НШ-MATHEMAT | Числа и действия с ними | -элементы геометрии - решать текстовые задачи, в которых данные представлены многозначными числами | №80-84 №86, 87, 89, 79.88 | |
Составление чертежа по тексту и последовательности действий или выражения по чертежу
| 26.02. 02.03 | 2 | Величины и действия с ними | -составлять чертёж к задаче - решать текстовые задачи, в которых данные представлены многозначными числами | №90-93 № 94-98 | ||
ПР «Решение задач в два действия» | 03.03. | 1 | НШ-COMBINE | Величины и действия с ними | - решать текстовые задачи, в которых данные представлены многозначными числами | №99-101,103 | ПР |
Анализ и работа над ошибками ПР. | 04.03. | 1 | НШ-COMBINE Колбы | Математический язык Текстовые задачи | -промежуточная мерка при измерении величин | №104. 106, 107, 108 | |
Постановка задачи на использование промежуточной мерки при измерении и отмеривании. | 5.03. | 1 | Математический язык Текстовые задачи | -моделирование отношений между основной и промежуточной мерками и измеряемой величиной с помощью треугольной стрелочной схемы | РТ № 114-116 | ||
Отмеривание и измерение величин. Освоение схемы. | 10.03 | 1 | РТ № 119, 120, 121, 124 | ||||
Контрольная работа за 3 четверть | 11.03. | 1 | Математический язык Текстовые задачи | -моделирование отношений между основной и промежуточной мерками и измеряемой величиной с помощью треугольной стрелочной схемы | КР | ||
ПР* МД Анализ КР. В/М Решение задач с практическим содержанием: измерение и отмеривание количества с помощью промежуточной мерки | 12.03. | 1 | Математический язык Текстовые задачи | -моделирование отношений между основной и промежуточной мерками и измеряемой величиной с помощью треугольной стрелочной схемы | ПР* В/М | ||
VI четверть (29+3+32 часа) | |||||||
В/М Решение задач с практическим содержанием: измерение и отмеривание величин с помощью промежуточной мерки | 30.03 31.0301.04 | 3 | Математический язык Текстовые задачи | -решение задач по схемам - рациональный способ измерения величин через выделение промежуточной мерки | РТ № 123, 125, 127, 128; РТ № 122, 126. 129; РТ № 131, 132, 135; РТ № 136, 140 | С/Р | |
Умножение и деление чисел 29 часов | |||||||
Введение термина «умножение» | 02.0403.04. | 2 | НШ-COMBINE Магнитный плакат-умножение | Числа и действия с ними | -с помощью треугольной схемы описывать действия умножения и деления | РТ № 136, 140 | |
Компоненты умножения | 06.04. | 1 | Числа и действия с ними | -с помощью треугольной схемы описывать действия умножения и деления | РТ № 130, 133, 134 | *ПР | |
Умножение чисел с помощью числовой прямой | 7.04. 8.04. | 2 | Числовая прямая | Числа и действия с ними | -измерение и отмеривание величины с помощью промежуточной мерки на числовой прямой | РТ № 137, 138, 139; Уч. № 265, 267 (1), 277(учить) | С/Р |
Таблица умножения на 2 и 3 | 9.04. 10.04 | 2 | НШ-COMBINE | Числа и действия с ними | - освоение таблицы умножения на 2 и 3 | Уч. № 271 и 277- учить к понед., 287, 312; № 277 (наизусть)+ таблица умножения на 2 (выучить к понед.), на 3 - к среде | |
Таблица умножения на 2 и 3 ПР* Математический диктант «Умножение на 2 и 3» | 13.04 | 1 | НШ-COMBINE | Числа и действия с ними | - освоение таблицы умножения на 2 и 3 | РТ № 153, 154, 155, 159, 162 | М/Д |
ПР «Умножение на 2 и3» | 14.04. | 1 | Числа и действия с ними | - освоение таблицы умножения на 2 и 3 | РНО в тетрадках в клеточку + табл. умножения на 3 | ПР | |
Анализ результатов ПР ПР* Математический диктант «Умножение на 2 и 3» | 15.04. | 1 | Числа и действия с ними | -деление чисел с помощью числовой прямой | РТ № 167, 169, 172, 173 | М/Д | |
Введение термина «деление» | 16.04 | 1 | Числа и действия с ними | -деление чисел с помощью числовой прямой | РТ № 164, 165 | ||
Деление чисел с помощью числовой прямой | 17.04. | 1 | Числовая прямая | Числа и действия с ними | -деление чисел с помощью числовой прямой | Учить таблицу умножения на 4 | |
Деление чисел с помощью числовой прямой | 20.04 | 2 | Числовая прямая | Числа и действия с ними | -деление чисел с помощью числовой прямой | РТ № 175, 176, 178, 179 | |
Связь умножения и деления. Деление на 2 и 3. Умножение и деление на 1. | 21.04.22.04.23.04. | 3 | ЦОР «Тренажер» | Числа и действия с ними | - умножение чисел на 1 и деление числа на 1 и на себя | Уч. № 333, 334, 335, 336; РТ стр. 60; Уч. № 343, 344 (знать) | Р/У |
Рефлексия. Повторение пройденного. Подготовка к ИКР. | 24.04.27.04. | 2 | Числа и действия с ними | -анализ текстовой задачи -построение схемы к текстовой задаче -умножение и деление чисел | Подготовка к м/д (* на2,3,4); Уч. № 364, 365 (в ст.), 366, 370 | С/Р Р/У | |
Итоговая контрольная работа | 28.04 | 1 | Числа и действия с ними | -деление чисел с помощью числовой прямой - освоение таблицы умножения на 2 и 3 -измерение и отмеривание величины с помощью промежуточной мерки на числовой прямой | ИКР | ||
Анализ ИКР ПР* Математический диктант «Умножение на 2, 3,4» | 29.04 | 1 | Числа и действия с ними | РТ стр. 62 + № 204,205 | |||
Умножение и деление чисел | 30.04 | 1 | Числа и действия с ними | - умножение и деление чисел | Повторять табл. умн. | ||
Умножение и деление чисел | 5.05 | 1 | Числа и действия с ними | - умножение и деление чисел | |||
ПР «Умножение и деление чисел» Анализ и работа над ошибками ПР *ПР: итоговый математический диктант | 6.05 7.05 | 2 | Числа и действия с ними | -анализ текстовой задачи -построение схемы к текстовой задаче -умножение и деление чисел -сложение и вычитание в пределах 100 -умножение и деление на 2 и3 | ПР М/Д | ||
Решение предметной (математической) проектной задачи | 8.05 12.05. | 2 | ЦОР «Тренажер» | Числа и действия с ними | -проектная задача | ||
Рефлексия. Повторение пройденного. Подготовка портфолио ученика по математике | 13.05. | 1 | Величины и действия с ними | -подготовка портфолио | |||
Урок-презентация. Публичное представление личных достижений учащихся и класса. | 14.05 15.05 | 2 | Величины и действия с ними | -индивидуальные достижения учащихся за год | презентация |
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ и материально – техническое ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
5.1. Учебная литература
5.1.1. В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева . Математика, 2 кл. Рабочие тетради. М., Вита-Пресс, 2011.
5.2. Дополнительная и методическая литература
5.2.1. В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. Математика, 2 кл. Учебник. М., Вита-Пресс, 2011. Рекомендовано Министерством образования РФ.
5.2.2. Г.Г. Микулина. Контрольные работы по математике, 2 кл. М., Вита-Пресс, 2011. Рекомендовано Министерством образования РФ.
5.2.3. В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. Математика. Методическое пособие для учителя. М., Вита-Пресс, 2009.
5.3. Электронные образовательные ресурсы
5.3.1. http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых ресурсов
5.3.2. viki.rdf.ru – детские презентации для начальной школы
5.3.3. www.georo.ru - программный комплекс «КОД» (Контрольно-оценочная деятельность)
*5.3.4. НШ – программный комплекс «Радуга в компьютере» (малая академия наук)
Лабораторное оборудование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа по математике 1 класс образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой
Итоговая контрольная работа по математике 1 класс. Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой....
Итоговая контрольная работа по математике 2 класс. Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой.
Контрольная работа по итогам изучения математики во втором классе. Образовательная система Эльконина - Давыдова, программа Э.И. Александровой....
Итоговая контрольная работа по математике 3 класс. Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой.
Контрольная работа по итогам изучения предмета "Математика 2 класс". Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой....
Рабочие программы для 2 класса по системе Эльконина-Давыдова
Рабочие программы: по русскому языку 2 класс, математике 2 класс, литературному чтению 2 класс, окружающему миру 2 класс по программе РО Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова...
Рабочие программы для 2 класса по системе Эльконина-Давыдова
Рабочие программы: по русскому языку 2 класс, математике 2 класс, литературному чтению 2 класс, окружающему миру 2 класс по программе РО Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова...
Рабочие программы для 2 класса по системе Эльконина-Давыдова
Рабочие программы: по русскому языку 2 класс, математике 2 класс, литературному чтению 2 класс, окружающему миру 2 класс по программе РО Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова...
Рабочие программы 4 класса по системе Эльконина-Давыдова
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс...