Рабочие программы 4 класса по системе Эльконина-Давыдова
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по Изо 4 класс | 43.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Амитхашинская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Рассмотрено Утверждено
Руководитель МО Зам. Директора по НМР Директор
Даржаина Д.Г. Аюшиева А.Б. Нимацыренов Д.С.
________________ _____________________ __________________
«__»________2021 г. «__»__________2021 г. «__»__________2021 г.
Рабочая программа
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 4 «б»
УМК: Б.М. Неменский
Уровень программы: базовый.
Количество часов: 35 часов
Учитель: Мункуева С.Н.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, составлена на основе примерной программы НОО, примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2015г., также основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Амитхашинская средняя общеобразовательная школа».
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
Задачи:
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место предмета в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 35 ч.
В 4 классе 35 часов, 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
.Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, которые помогают детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные :
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
•сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
•сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
•развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
•умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
•умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные:
•освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
•овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
•использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
•осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
•овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
• выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
•способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
В конце 4 класса учащиеся должны:
• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:
• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;
• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
• развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
• приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;
• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;
• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;
• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;
• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.
Содержание программы
4 класс (35 ч)
Каждый Народ - Художник (Изображение, Украшение, Постройка в творчестве Народов Всей Земли)
Истоки родного искусства (9)
Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли (7)
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ – художник (10)
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы (9)
От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
№ | Тема урока | Вид деятельности | Формы контроля | Образовательный продукт | |
Искусство в твоем доме (9) Личностные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Предметные: Знать: приемы работы с тканью и бумагой. Уметь работать в смешанной технике | |||||
1. | Пейзаж родной земли | Изображение российской природы | Творческая работа | Рисунок с изображением российской природы | |
2. | Пейзаж родной земли | Изображение российской природы | Творческая работа | Рисунок с изображением российской природы | |
3. | Деревня-деревянный мир | Рисование: образ русской избы | Коллективная работа | Создание панно | |
4. | Деревня-деревянный мир | Рисование: образ русской избы | Коллективная работа | Создание панно | |
5. | Красота человека | Изображение образа русской красавицы. Работа с бумагой и тканью | Творческая работа | Создание образа русской крестьянки в традиционном наряде | |
6. | Красота человека | Изображение образа русской красавицы. Работа с бумагой и тканью | Творческая работа | Создание образа русской крестьянки в традиционном наряде | |
7. | Народные праздники | Работа в смешанной технике | Коллективная работа | Создание панно | |
8. | Русские традиции и обычаи | Выставка творческих работ | Выставка творческих работ | ||
Искусство на улицах твоего города (7) Личностные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Предметные: Уметь: передавать в изображении форму здания. Уметь: создавать с помощью различных материалов изображения различных древних зданий, панно | |||||
9. | Родной угол | Составление разных обликов зданий из одинаковых бумажных заготовок | Творческая работа | Проект модели макета древнего города | |
10. | Древние соборы | Бумажное конструирование | Творческая работа | Создание макета собора | |
11. | Города Русской земли | Бумажное конструирование | Творческая работа | Создание макета древнего города | |
12. | Древнерусские воины-защитники | Рисование образов русских воинов | Творческая работа | Рисунок образов русских воинов | |
13. | Новгород, Владимир, Суздаль, Псков, Москва | Рисование изображения древнего города | Творческая работа | Изображение древнего города | |
14. | Узорочье теремов | Рисование изображения интерьера теремных палат | Творческая работа | Изображение интерьера теремных палат | |
15. | Пир в теремных палатах | Комбинированная техника | Коллективная работа | Создание панно в комбинированной технике | |
Художник и зрелище (10) Личностные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Метапредметные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Предметные: Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные контрастные женские и мужские образы. Уметь: изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Уметь работать в комбинированной технике | |||||
16. | Страна Восходящего солнца | Рисование образа японки. Создание панно «Праздник в Японии» | Коллективная работа | Создание панно | |
17. | Страна Восходящего солнца | Рисование образа японки. Создание панно «Праздник в Японии» | Коллективная работа | Создание панно | |
18. | Народы гор и степей | Изображение красоты гор и степей, рисование сцены из жизни народов гор и степей | Творческая работа | Изображение красоты гор и степей, сцены из жизни народов гор и степей | |
19. | Народы гор и степей | Изображение красоты гор и степей, рисование сцены из жизни народов гор и степей | Творческая работа | Изображение красоты гор и степей, сцены из жизни народов гор и степей | |
20. | Города в пустыне | Аппликация природы и образа пустыни | Творческая работа | Аппликация природы и образа пустыни | |
21. | Древняя Эллада | Аппликация изображения греческих ваз. Комбинированная техника | Коллективная работа | Панно «Древнегреческий праздник» | |
22. | Древняя Эллада | Аппликация изображения греческих ваз. Комбинированная техника | Коллективная работа | Панно «Древнегреческий праздник» | |
23. | Древняя Эллада | Аппликация изображения греческих ваз. Комбинированная техника | Коллективная работа | Панно «Древнегреческий праздник» | |
24. | Европейские города Средневековья | Комбинированная работа: аппликация улицы города, вырезание и наклеивание силуэтов средневековых жителей | Творческая работа | Создание панно | |
25. | Европейские города Средневековья | Комбинированная работа: аппликация улицы города, вырезание и наклеивание силуэтов средневековых жителей | Творческая работа | Создание панно | |
26 | Многообразие художественных культур в мире | Выставка работ | Выставка работ | ||
Художник и музей (9) Личностные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Метапредметные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Предметные: Иметь представление: о теплых и холодных цветах. Уметь: создавать живописными материалами выразительные контрастные рисунки. Уметь: изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Уметь: вырезать пропорциональные фигуры из бумаги | |||||
27. | Материнство | Рисование красками и карандашами матери и дитя | Творческая работа | Рисунок матери и дитя | |
28. | Материнство | Рисование красками и карандашами матери и дитя | Творческая работа | Рисунок матери и дитя | |
29. | Мудрость старости | Изображение любимой бабашки, дедушки | Творческая работа | Портрет бабушки, дедушки | |
30. | Сопереживание | Изображение красками, карандашами образа вызывающего сочувствие | Творческая работа | Рисунок, вызывающий сочувствие | |
31. | Герои-защитники | Лепка из пластилина образа народных героев | Творческая работа | Образ народного героя из пластилина | |
32. | Юность и надежды | Рисование красками, карандашами образа молодости, красоты, счастья | Творческая работа | Рисунок образа молодости, красоты, счастья | |
33. | Искусство объединяет народы | Создание презентации | Творческая работа | Презентация «Искусство объединяет народы» | |
34. | Искусство объединяет народы | Создание презентации | Творческая работа | Презентация «Искусство объединяет народы» | |
35 | Итоговый урок года «Каждый народ- художник» | Выставка работ | Выставка работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа по математике 1 класс образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой
Итоговая контрольная работа по математике 1 класс. Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой....
Итоговая контрольная работа по математике 2 класс. Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой.
Контрольная работа по итогам изучения математики во втором классе. Образовательная система Эльконина - Давыдова, программа Э.И. Александровой....
Итоговая контрольная работа по математике 3 класс. Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой.
Контрольная работа по итогам изучения предмета "Математика 2 класс". Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой....
Рабочие программы для 2 класса по системе Эльконина-Давыдова
Рабочие программы: по русскому языку 2 класс, математике 2 класс, литературному чтению 2 класс, окружающему миру 2 класс по программе РО Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова...
Рабочие программы для 2 класса по системе Эльконина-Давыдова
Рабочие программы: по русскому языку 2 класс, математике 2 класс, литературному чтению 2 класс, окружающему миру 2 класс по программе РО Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова...
Рабочие программы для 2 класса по системе Эльконина-Давыдова
Рабочие программы: по русскому языку 2 класс, математике 2 класс, литературному чтению 2 класс, окружающему миру 2 класс по программе РО Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова...
Рабочие программы для 2 класса по системе Эльконина-Давыдова
Рабочие программы: по русскому языку 2 класс, математике 2 класс, литературному чтению 2 класс, окружающему миру 2 класс по программе РО Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова...