Рабочие программы 4 класса по системе Эльконина-Давыдова
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Мункуева Соёлма Николаевна

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по Изо 4 класс43.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Амитхашинская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано                                         Рассмотрено                                              Утверждено

Руководитель МО                          Зам. Директора по НМР                                   Директор

Даржаина Д.Г.                                    Аюшиева А.Б.                                            Нимацыренов Д.С.

________________                          _____________________                              __________________

«__»________2021 г.                       «__»__________2021 г.                             «__»__________2021 г.  

Рабочая программа

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 4 «б»

УМК: Б.М. Неменский

Уровень программы: базовый.

Количество часов: 35 часов

Учитель: Мункуева С.Н.

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

          Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, составлена на основе примерной программы НОО, примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2015г., также основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Амитхашинская средняя общеобразовательная школа».                                                                                            

               Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

Задачи:

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Место предмета в учебном плане.

          В федеральном базисном учебном плане на изучение  изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 35 ч.

        В 4 классе 35 часов, 1 час в неделю.

Общая характеристика учебного предмета.

         Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

  Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность

— конструктивная художественная деятельность.

          Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

.Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

          Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

       Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.

   Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, которые помогают детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

         Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

          Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

           На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

  Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.     

Результаты изучения учебного предмета.

        Личностные :

• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

•сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

•сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

•развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;

•умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;

•умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

        Метапредметные:

•освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

• формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

•овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

•использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

•осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

        Предметные:

• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

•  сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

•овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);

•  знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

• понимание образной природы искусства;

• эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира

• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

• умение обсуждать и анализировать произведения искусства,

• выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

• способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

•  умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;

•  освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

•способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

•   умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека

        Основные требования к уровню подготовки обучающихся 

        В конце 4 класса учащиеся должны:

• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:  

• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;

• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

• развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

•  приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;

• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;

• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой  художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;

• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.    

Содержание программы

4 класс (35 ч)

Каждый Народ - Художник (Изображение, Украшение, Постройка в творчестве Народов Всей Земли)

Истоки родного искусства (9)

        Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

Древние города нашей земли (7)

        Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

Каждый народ – художник (10)

        Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

Искусство объединяет народы (9)

        От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Тема урока

Вид деятельности

Формы контроля

Образовательный продукт

Искусство в твоем доме (9)

Личностные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Предметные: Знать: приемы работы с тканью и бумагой. Уметь работать в смешанной технике

1.

Пейзаж родной земли

Изображение российской природы

Творческая работа

Рисунок с изображением российской природы

2.

Пейзаж родной земли

Изображение российской природы

Творческая работа

Рисунок с изображением российской природы

3.

Деревня-деревянный мир

Рисование: образ русской избы

Коллективная работа

Создание панно

4.

Деревня-деревянный мир

Рисование: образ русской избы

Коллективная работа

Создание панно

5.

Красота человека

Изображение образа русской красавицы. Работа с бумагой и тканью

Творческая работа

Создание образа русской крестьянки в традиционном наряде

6.

Красота человека

Изображение образа русской красавицы. Работа с бумагой и тканью

Творческая работа

Создание образа русской крестьянки в традиционном наряде

7.

Народные праздники

Работа в смешанной технике

Коллективная работа

Создание панно

8.

Русские традиции и обычаи

Выставка творческих работ

Выставка творческих работ

Искусство на улицах твоего города (7)

Личностные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Предметные: Уметь: передавать в изображении форму здания. Уметь: создавать с помощью различных  материалов изображения различных древних зданий, панно

9.

Родной угол

Составление разных обликов зданий из одинаковых бумажных заготовок

Творческая работа

Проект модели макета древнего города

10.

Древние соборы

Бумажное конструирование

Творческая работа

Создание макета собора

11.

Города Русской земли

Бумажное конструирование

Творческая работа

Создание макета древнего города

12.

Древнерусские воины-защитники

Рисование образов русских воинов

Творческая работа

Рисунок образов русских воинов

13.

Новгород, Владимир, Суздаль, Псков, Москва

Рисование изображения древнего города

Творческая работа

Изображение древнего города

14.

Узорочье теремов

Рисование изображения интерьера теремных палат

Творческая работа

Изображение интерьера теремных палат

15.

Пир в теремных палатах

Комбинированная техника

Коллективная работа

Создание панно в комбинированной технике

Художник и зрелище (10)

Личностные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Метапредметные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Предметные: Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные контрастные женские и мужские образы. Уметь: изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Уметь работать в комбинированной технике

16.

Страна Восходящего солнца

Рисование образа японки. Создание панно «Праздник в Японии»

Коллективная работа

Создание панно

17.

Страна Восходящего солнца

Рисование образа японки. Создание панно «Праздник в Японии»

Коллективная работа

Создание панно

18.

Народы гор и степей

Изображение красоты гор и степей, рисование сцены из жизни народов гор и степей

Творческая работа

Изображение красоты гор и степей, сцены из жизни народов гор и степей

19.

Народы гор и степей

Изображение красоты гор и степей, рисование сцены из жизни народов гор и степей

Творческая работа

Изображение красоты гор и степей, сцены из жизни народов гор и степей

20.

Города в пустыне

Аппликация природы и образа пустыни

Творческая работа

Аппликация природы и образа пустыни

21.

Древняя Эллада

Аппликация изображения греческих ваз. Комбинированная техника

Коллективная работа

Панно «Древнегреческий праздник»

22.

Древняя Эллада

Аппликация изображения греческих ваз. Комбинированная техника

Коллективная работа

Панно «Древнегреческий праздник»

23.

Древняя Эллада

Аппликация изображения греческих ваз. Комбинированная техника

Коллективная работа

Панно «Древнегреческий праздник»

24.

Европейские города Средневековья

Комбинированная работа: аппликация улицы города, вырезание и наклеивание силуэтов средневековых жителей

Творческая работа

Создание панно

25.

Европейские города Средневековья

Комбинированная работа: аппликация улицы города, вырезание и наклеивание силуэтов средневековых жителей

Творческая работа

Создание панно

26

Многообразие художественных культур в мире

Выставка работ

Выставка работ

Художник и музей (9)

Личностные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Метапредметные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Предметные: Иметь представление: о теплых и холодных цветах. Уметь: создавать живописными материалами выразительные контрастные рисунки. Уметь: изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Уметь: вырезать пропорциональные фигуры из бумаги

27.

Материнство

Рисование  красками и карандашами матери и дитя

Творческая работа

Рисунок матери и дитя

28.

Материнство

Рисование  красками и карандашами матери и дитя

Творческая работа

Рисунок матери и дитя

29.

Мудрость старости

Изображение любимой бабашки, дедушки

Творческая работа

Портрет бабушки, дедушки

30.

Сопереживание

Изображение красками, карандашами образа вызывающего сочувствие

Творческая работа

Рисунок, вызывающий сочувствие

31.

Герои-защитники

Лепка из пластилина образа народных героев

Творческая работа

Образ народного героя из пластилина

32.

Юность и надежды

Рисование красками, карандашами образа молодости, красоты, счастья

Творческая работа

Рисунок образа молодости, красоты, счастья

33.

Искусство объединяет народы

Создание презентации

Творческая работа

Презентация «Искусство объединяет народы»

34.

Искусство объединяет народы

Создание презентации

Творческая работа

Презентация «Искусство объединяет народы»

35

Итоговый урок года «Каждый народ- художник»

Выставка работ

Выставка работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по математике 1 класс образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой

Итоговая контрольная работа по математике 1 класс. Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой....

Итоговая контрольная работа по математике 2 класс. Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой.

Контрольная работа по итогам изучения математики во втором классе. Образовательная система Эльконина - Давыдова, программа Э.И. Александровой....

Итоговая контрольная работа по математике 3 класс. Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой.

Контрольная работа по итогам изучения предмета "Математика 2 класс". Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой....

Рабочие программы для 2 класса по системе Эльконина-Давыдова

Рабочие программы: по русскому языку 2 класс, математике 2  класс, литературному чтению 2 класс, окружающему  миру 2 класс по  программе РО Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова...

Рабочие программы для 2 класса по системе Эльконина-Давыдова

Рабочие программы: по русскому языку 2 класс, математике 2  класс, литературному чтению 2 класс, окружающему  миру 2 класс по  программе РО Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова...

Рабочие программы для 2 класса по системе Эльконина-Давыдова

Рабочие программы: по русскому языку 2 класс, математике 2  класс, литературному чтению 2 класс, окружающему  миру 2 класс по  программе РО Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова...

Рабочие программы для 2 класса по системе Эльконина-Давыдова

Рабочие программы: по русскому языку 2 класс, математике 2  класс, литературному чтению 2 класс, окружающему  миру 2 класс по  программе РО Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова...