Рабочие программы для 2 класса по системе Эльконина-Давыдова
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Рабочие программы: по русскому языку 2 класс, математике 2  класс, литературному чтению 2 класс, окружающему  миру 2 класс по  программе РО Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей № 18

Рабочая  программа  Дятченковой Г.В.

по литературному чтению для 2 класса

(Программа Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова)

(базовый уровень)

 

2015 – 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1.  Конкретизация образовательных целей курса по литературному чтению для 2 класса

Основная цель: Воспитание  эстетически развитого читателя, способного не только вживаться в мир художественного произведения и сопереживать героям, но и адекватно понимать авторский замысел, авторское отношение к изображаемому и самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни, отражённые в нём.

 развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

 овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

 воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Предметные задачи:

  • дальнейшее приобщение ребёнка к самостоятельному чтению художественной литературы, формирование личной заинтересованности в ней как источнике знаний о человеке и человеческих отношениях;
  • дальнейшее совершенствование качества чтения – его осознанности и выразительности;
  • различение авторской и читательской позиций, приобретение опыт;, перехода из одной позиции в другую и опыта работы в каждой из них;
  • представление об исходном отношении «автор — художественное произведение — читатель», основополагающем для всех видов искусства;
  • первоначальное различение «автора», «рассказчика» и «героя», различение разных видов рассказчиков («рассказчик-герой» и «рассказчик-повествователь»); практическое овладение этим различением в авторской и читательской деятельности;
  • овладение средствами построения различных типов текста (текст с рассказчиком-героем, текст с рассказчиком-повествователем, диалог);
  • овладение средствами выражения точек зрения рассказчика и героя;
  • представление об «эмоциональной партитуре» лирического текста, овладение эмоциональным словарем как средством понимания художественного произведения в авторской и читательской работе.

Педагогические задачи:

  • ввести критерии и способы оценивания учащимися своих действий и результатов; развести два вида оценки: оценку действий и оценку личности школьника;
  • сформировать особый вид контрольных действий через организацию работы учащихся с образцом правильных действий и результатов;
  • ввести способы работы с тетрадью «Мои открытия»;
  • координировать действия с предметом «Окружающий мир»;
  • организовать работу по формированию пооперационного контроля за своими действиями («волшебные линеечки»);

обеспечить освоение учащимися различных форм работы на уроке, в том числе взаимодействия между учащимися (парная, групповая работа)

1.2. Общая характеристика учебного предмета «литературное чтение»

 Рабочая  программа создана на основе комплексной программы по литературному чтению, автора: Матвеевой Е.И, обеспечивает освоение Обязательного минимума содержания основного общего образования по литературному чтению, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ  приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 г. № 1089., согласно БУП 2004 г. во 2 классах, и в соответствии с требованиями САН. ПИН. количество часов на прохождение программного материала из расчета 120  часов в год.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Обучение литературному чтению ведётся по пяти основным содержательным линиям: опыт читательской деятельности, техника чтения, первоначальное литературное образование, формирование умений читательской деятельности, виды речевой деятельности.

В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта, описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Учебно – методический комплект по литературному чтению для 2 класса  автора Матвеевой Е.И. позволяет обеспечить уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования по литературному чтению.  

Обязательный минимум содержания литературного образования нацеливает учителя на  решение задачи формирования читательской самостоятельности школьников. По окончанию работы над каждым разделом учитель  проводит урок рефлексии, задания которого позволяют ученику ещё раз вернуться к прочитанному, уточнить значения новых терминологических слов, увидеть, что не получилось в работе, провести диагностику способа чтения. А также продолжить работу с книгой: сформировать умение выбрать, найти её в библиотеке, расширить свой читательский кругозор, обращаясь к сказкам, которые учебник советует прочитать дополнительно (уроки внеклассного чтения). Произведения раздела «Читай, удивляйся, размышляй!» предназначены для самостоятельной работы по изучаемой проблеме с целью перенесения открытого способа работы с текстом на незнакомое произведение того же жанра. Однако, педагог должен дать возможность всем читателям обсудить проблемы, связанные с пониманием произведений, изученных самостоятельно. Для этого в программе предусмотрены дополнительные часы.

Особая роль в курсе отведена творческим заданиям. Они являются завершающим этапом в решении группы учебно-практических задач. Каждый ученик может выступить в новой позиции – стать автором творческой работы.

1. 3. Описание учебного предмета» литературное чтение» в учебном плане

 

Программа «Литературное чтение» представляет первый раздел единого курса « Литература как предмет эстетического цикла», который закладывает базу полноценного литературного образования.

На изучение курса литературного чтения во 2 классе отводится 4  часа в неделю,  120  часов в год.                                                                                                                      

  1.   Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «литературное чтение»

Специфика курса заключается в том, что осваивается он в практической литературной деятельности самих школьников, которые работают то в авторской, то в читательской позиции. Ведущая в начальной школе линия обучения: «Читательская практика и детское творчество» - поставить учеников в позиции автора, читателя, критика, теоретика, помочь утвердиться в них, овладеть средствами и способами работы в каждой.  Она является ведущей в начальной школе и продолжается в основной школе.

Задача работы в позиции автора, читателя-критика и читателя - теоретика обеспечивают единое литературное развитие читателя-школьника. Введение теории осуществляется соответственно одному из принципов РО обучения Д, Б. Эльконина - В. В Давыдова – от «общего к частному». Исходное отношение курса: автор - художественный текст – читатель. Открытие и начало освоения всех позиций происходит во 2 классе. Главным понятием, которое вводится на этом этапе обучения, является «точка зрения». Овладеть им  - значит практически уметь находить в авторском произведении и выражать в собственном художественном тексте точки зрения рассказчиков и героев.

Открытие – освоение этого понятия происходит «внутри» решения творческих и читательских задач, при осуществлении полного круга смены позиций. Практическая задача выражения точки зрения в собственном творчестве и поиске её в произведении других авторов остаётся ведущей и для всех последующих лет обучения. Это порождает у детей основную установку эстетически развитого читателя: искать в тексте точки зрения рассказчиков и героев, точку зрения автора, его мысли, чувства, оценки и сопоставлять их с собственной. Такая работа, в частности, требует от ребёнка осознания своих эмоций и эмоционального содержания произведений искусства. Поэтому дополнительноё задачей обучения во 2 классе является овладение «словарём настроений

  1.   Содержание учебного предмета «литературное чтение» для 2 класса (120 ч.)

  1. Открытие мира литературы

Каким бывает слово?

Адресность высказывания. Значения слова (лексическое и грамматическое: смысл и форма). Звуковая оболочка слова и смысл. Прямое и переносное значения слова. Функции слова. Пословицы о значении слова в жизни человека. Авторы о слове. Слово в притче. Иносказательность и поучительность притчевого слова. Слово в художественном тексте. Слово-образ. Слово и настроение. Оттенки слова. Слово поэтическое и прозаическое. Слово в лирическом стихотворении.

Слово в юмористическом, шутливом стихотворении. Диалог-спор «Неживых» героев, способы передачи настроения этих героев. Выбор лексических средств для передачи настроения.

Слово и речь человека. Словесные «казусы» в речи героев юмористического стихотворения. Выбор автором языковых средств для создания своего образа, передачи настроения, раскрытия темы.

Слово и передача особых чувств героя (желание выделиться, похвастаться, похвалить себя, возмутиться и т.д.). Слово в речи героев русской народной сказки. Поучительность и иносказательность слова в басне. Хвалебное слово в разных литературных жанрах.

Смыслоразличительная роль ударения в слове.

Образ героя — словесное выражение главной мысли автора. Способы этого выражения в стихотворении и рассказе. Обидное слово. Слово и реакция человека на него.

Вежливое и невежливое слова. Речевое поведение и речевой этикет. Форма высказывания. Способ исправить форму выражения своего высказывания. Словосовет.

Слово авторское. Понятие об устной и письменной речи. Восприятие авторского слова читателем. Понятие «талантливого читателя». Сравнение как прием автора, создающий образ.

Слово в миниатюре. «Философичность» смысла авторского слова.

  1. Проникновение в смысл произведения особый способ видения мира

Слово в юмористическом произведении (в рассказе, в стихотворении)

Замысел юмористического произведения. Герой юмористического произведения. Средства создания его образа. Речь и характер героев. Отношение автора к герою юмористического произведения, средства его выражения, проявление иронии.

Слово в сказке

Замысел сказки. Сказочный образ и средства его создания. Иносказательность сказочного текста. Особенности сказочного героя. Виды сказок: русская народная (о животных, бытовая, волшебная), сказка-притча, авторская (литературная) сказка.

Форма сказки: прозаическая и стихотворная. Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, общие места, концовка. Экспозиция произведения. Композиция авторской сказки. Роль поучения в сказке. Роль иносказания в притче. Связь сказки и пословицы. Отношение автора к героям сказки, средства его выражения через сказочные образы.

      3.  Совершенствование навыка чтения

Восстановление способа синтагматического чтения на дидактическом тексте (тексте-обращении). Синтагматическое чтение литературных текстов (сказок) с предварительным выделением учащимися синтагм и постановкой логического ударения. Распространение способа синтагматического чтения на поэтические тексты. Составление «партитуры» поэтического текста (коллективно).

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Перечень разделов, тем

Общее количество часов

Разбивка часов по видам занятий

Теоретические занятия: постановка и решение учебной задачи

Практические виды занятий

Решение практических задач

Стартовая проверочная работа

Проверочная работа

Контрольная работа

Тестовая диагностическая работа

Тестовая проверочная работа

Проверочная работа*

1

Каким бывает слово

13

8

2

1

2

2

Волшебные превращения слова

16

11

3

1

1

3

Волшебники слова

28

19

5

2

2

4

Слово в русской народной сказке

17

14

2

1

5

Притчевое слово в сказке

11

8

2

1

6

Мир природы в сказках

8

5

2

1

7

Герой в авторских сказках о животных

9

6

2

1

8

Герой в авторских сказках о волшебстве

6

4

1

1

9

Сказка в стихах

6

5

1

2

10

Когда рождается сказочник

5

4

1

III Планируемые результаты изучения учебного предмета « Литературное чтение»

Личностные результаты:

  • продвижение в осознании себя как существа, обладающего особым внутренним миром, миром мыслей, чувств, желаний, замыслов, оценок; осознание себя как носителя индивидуальной точки зрения на окружающее, отличной от воззрений других людей;
  • осознание другого человека как существа, обладающего подобным же внутренним миром, осознание ценности этого внутреннего мира; осознание существования различных точек зрения на одни и те же события, явления, предметы;
  • представление о сложности и многообразии человеческих эмоций, осознание собственных чувств и побуждений, обогащение эмоционального словаря;
  • осознание искусства (на примере искусства слова) как особой области культуры, открывающей и сохраняющей главные общечеловеческие: ценности, представления о человеческих взаимоотношениях, этических нормах;
  • приобщение к авторской позиции — позиции творца и созидателя;
  • опыт обсуждения нравственных проблем на материале литературных произведений и собственных сочинений.

Метапредметные результаты:

  • опыт порождения замысла и его реализации в процессе выполнения творческих заданий (отбор, переработка и словесное оформление собственных жизненных впечатлений в соответствии с замыслом);
  • опыт ведения коллективной дискуссии, опыт выделения и удержания предмета обсуждения и критериев его оценки, а также применения этих критериев на практике;
  • поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное нахождение определенного фрагмента текста (точное цитирование) и его интерпретация для ответов на конкретные вопросы учителя или для обоснования своего суждения;
  • приобщение к использованию знаково-символических средств  представления информации об изучаемых объектах (первые шаги на пути к умению «сворачивать» результаты теоретической деятельности в схемы и «разворачивать» их при необходимости);
  • овладение направленным наблюдением над текстами (наблюдение по заранее определенным параметрам, сравнение текстов, формирующее способность выделения сходства и различия предметов и явлений;
  • совершенствование планирования, осуществляемое детьми в процессе различных видов групповой работы и создания собственных сочинений;
  • контроль за результатами собственных действий и действий одноклассников (в процессе оценки творческих работ — собственных и одноклассников;
  • опыт соотнесения разных точек зрения на одни и те же явления, события, проблемы, осознание необходимости находить обоснования и доказательства для собственных суждений.

Предметные результаты:

  • дальнейшее приобщение ребёнка к самостоятельному чтению художественной литературы, формирование личной заинтересованности в ней как источнике знаний о человеке и человеческих отношениях;
  • дальнейшее совершенствование качества чтения – его осознанности и выразительности;
  • различение авторской и читательской позиций, приобретение опыт;, перехода из одной позиции в другую и опыта работы в каждой из них;
  • представление об исходном отношении «автор — художественное произведение — читатель», основополагающем для всех видов искусства;
  • первоначальное различение «автора», «рассказчика» и «героя», различение разных видов рассказчиков («рассказчик-герой» и «рассказчик- повествователь»); практическое овладение этим различением в авторской и читательской деятельности;
  • овладение средствами построения различных типов текста (текст с рассказчиком-героем, текст с рассказчиком-повествователем, диалог);
  • овладение средствами выражения точек зрения рассказчика и героя;

представление об «эмоциональной партитуре» лирического текста, овладение эмоциональным словарем как средством понимания художественного произведения в авторской и читательской работе

Детские действия:

  • Выделение в процессе трансформации игры позиций «автора», «читателя-критика», «теоретика», «зрителя» и их дальнейшее практическое освоение.
  • Различение в позиции «теоретика» понятий «автор», «рассказчик-герой».
  • Создание схем построения различных типов текста и применение их при анализе прочитанного и в собственных творческих пробах.
  • Выявление в тексте точек зрения автора, героев, рассказчика.
  • Опыт выявления некоторых характеристик внутреннего мира героя.
  • Овладение словарем настроений в процессе чтения и обсуждения лирических произведений. Создание «словаря настроений».
  • Выявление особенностей внутреннего мира героя, точки зрения героя, рассказчика, автора в эпических текстах. Поиск фрагментов текста, подтверждающих читательские суждения.
  • Выявление настроения героя в лирических текстах. Поиск фрагментов текста, подтверждающих читательские суждения.
  • Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений
  • вслух, «про себя» и наизусть. Чтение по ролям.
  • Деление произведения на части, составление плана текста.
  • Критическая оценка собственного чтения и чтения одноклассников. Приобретение опыта критического высказывания в процессе публичного обсуждения.
  • Слушание и понимание художественных произведений разных жанров в исполнении учителя. Приобретение опыта обсуждения художественных произведений.
  • Создание и разыгрывание инсценировок, выступление перед публикой.
  • Воображаемый переход на точку зрения героя, выражение особенностей его видения мира, мыслей и чувств в устном коллективном этюде и последующем индивидуальном сочинении, Отбор жизненных впечатлений материала и их трансформация в соответствии с замыслом.
  • Выражение настроения в тексте. Отбор и трансформация жизненных впечатлений, поиск языковых средств выразительности.
  • Осознание и выражение собственной точки зрения на значимые для младших школьников жизненные явления в процессе беседы-диспута и в письменном сочинении.

Педагогические действия:

  • подбор заданий, позволяющих выявить начальный уровень литературных знаний при поступлении в школу;
  • работа с ПК «КОД» разделом для учащихся «Достижения и трудности учащихся»;
  • координация действий с предметом «Окружающий мир» при решении учебно-предметных задач;
  • проведение работы по формированию у учащихся пооперационного контроля за своими действиями;
  • организация домашней самостоятельной  работы учащихся;
  • подбор разноуровневых  заданий для коррекции выявленных недостатков по результатам текущих работ, а также для продвижения «сильных» учащихся.

IV. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание учебного материала: базовый раздел, подразделы; даты проведения уроков

Количество часов

Дата

Оборудование

Требования к уровню подготовки учащихся

Оценка результатов: контрольные виды деятельности

Предметно-содержательные линии

Критерии усвоения знаний

(знать- понимать - уметь)

Практи-кумы,  учебные проекты, домашняя работа)

1

2

3

4

5

6

7

1 четверть  36 часов (30+6)

  1. Каким бывает слово 13 часов

Введение в тему. Поэтическое послание А.С.Пушкина.

1

1.09

Портрет А.С.Пушкина

Книги Пушкина

Освоение позиции «Читатель»

Оценка своих достижений и совместное планирование будущей работы.

С.4-10, ст. «Если жизнь тебя обманет» наизусть – к след. 8.09

Смысл и звучание слова.

А. Тарковский о слове. Дж.  Родари об умении пользоваться словом.

1

2.09

Освоение позиции «Теоретика».

Определение рода литературного произведения .Выявление средств художественной изобразительности.

С.12-13

РТ стр. 5-6

СПР

1

3.09

СПР

Слово в пословице. Как понять смысл мудрого изречения? Как объяснить его другому человеку.

1

4.09

Русские народные пословицы

Освоение позиции «Теоретика»

Определение рода литературного произведения.

С.15

В/М  «Истоки»

Родной очаг «Имя»

1

8.09

наизусть

Определение темы рассказа Е.А.Пермяка .Выделение слов-признаков для описания скрипки в рассказе.

Настроение рассказа

1

9.09

ЦОР

«Иллюстрация музыкального инструмента»

Освоение позиции «Исследователя - критика»

Определение эмоционального тона текста (настроения)

С.24-25

РТ стр. 12,18

Талант человека. Как не погубить талант? Рассказ В.В.Голявкина. Притча о талантах (по А.Меню). обсуждение детских сочинений.

1

10.09

Освоение позиции «Теоретика»

Иметь представление об основных элементах сюжета (завязка, кульминация, развязка)

С.29

ПР «Работа с текстом»

1

11.09

ПР

Анализ ПР. Читатель и автор . Лирическое стихотворение А.А.Ахматовой «Тайны ремесла». Интонация стихотворения. Притча-сказка Ф.К.Сологуба «Глаза». Прямое и переносное значение слова.

1

15.09

 Освоение позиции «Теоретика»

Определение стихотворного размера и типа рифмовки. Моделирование жанра притчи.

С.33-34, стихотворение «Тайны ремесла (наизусть) – к 23.09

Описание природы в прозе и поэзии. М.М.Пришвин «Летний дождь».В.В.Набоков «Дождь пролетел».

1

16.09

ЦОР

«Картины русских художников о природе»

 Освоение позиции «Исследователя - критика»

Определение эмоционального тона текста (настроения) Сравнительный анализ прозаического и поэтического произведений.

РТ стр. 24-26

В/М «Истоки» Родной очаг «Семья»

1

17.09

Описание музыкальной шкатулки в сказке В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»

1

18.09

Портрет В.Ф.Одоевского  краткая справка  о писателе.          

Освоение позиции «Теоретика»

Определение типа рассказчика.

Выявление средств художественной изобразительности.

С.41-42

ПР « Каким бывает слово?»

1

22.09

Стихотворение «Дождь пролетел» наизусть – к 30.09

ПР

Волшебные превращения слова 17 ч

Анализ ПР. Волшебные превращения слова. Спор в юмористическом игровом стихотворении.Способы его изображения.

1

23.09

 Освоение позиции «Теоретика»

Определение стихотворного размера и типа рифмовки. Анализ произведений в жанрах шуточного стихотворения.

С.54-55

наизусть

Трудно ли быть грамотным ? Зачем это нужно? Юмористические стихотворения Ю.Тимянского Ю.Тувима «Словечки-калечки»

1

24.09

Освоение позиции «Читателя»

Определение основной мысли произведения. Выражение собственной позиции с приведением системы аргументов.

С.62-64  

Зачем люди хвастаются? Сказка и басня.Слово-поучение в этих жанрах.Русская народная сказка «  Заяц-хвастун» басня И.А.Крылова  «Кукушка и петух»

2

25.09

29.09

Портрет И.А.Крылова  краткая справка о писателе. Выставка книг И.А Крылова.

Освоение позиции «Автора»

Определение особенностей жанров русской народной сказки и басни.Выявление роли персонажа с целью поучения в басне и сказке.

С.68-69 выучить наизусть басню(к 6.10)

Зачем читать лингвистические сказки?О чем в них можно узнать? И.М.Подгаецкая  «Ударение»

1

30.09

ЦОР

«Классификация сказок». Выставка книг.

Освоение позиции «Читателя»

Определение роли ударения как  «смыслоразличителя» для понимания основной авторской идеи лингвистической сказки.

РТ стр. 41-42

наизусть

Зачем читать лингвистические сказки?

*ПР «Главная мысль текста»

1

1.10

ЦОР

«Классификация сказок». Выставка книг.

Освоение позиции «Читателя»

Определение роли ударения как  «смыслоразличителя» для понимания основной авторской идеи лингвистической сказки.

С.76-80

ПР*

В/М «Истоки»  Родной очаг «Род»

1

2.10

Особенности изображения героев в стихотворении С.Черного «Воробей» и в сказке В.И.Белова «Как воробья ворона обидела.

1

6.10

Краткая справка о писателе.  Портрет С.Чёрного.

Освоение позиции «Читателя»

Выразительность  исполнения поэтических и прозаических произведений (отрывков)

Стихотворение «Воробей (наизусть)- к 13.10

наизусть

Необычные герои.Неживые предметы –герои произведений.Я.Л.Аким «Что говорят двери»  Н.Демыкина «Капризный день»

2

7.10

8.10

Освоение позиции «Читателя»

Составления характеристики персонажа.Определение авторского отношения к нему.

С.81-84

«Вежливые» и  «подарочные» стихи.О.Е.Григорьев «Гостепримство» И.Шевчук «Подарок»

1

9.10

Освоение позиции «Теоретика»

Понимание роли художественной детали. Роль диалога в художественном произведении .

С.86-87

В/М «Истоки»  Родной очаг «Дом»

1

13.10

Стихотворение «Давайте дружить» -наизусть к 28.10

ПР «Волшебные превращения слова»

1

14.10

ПР

Вежливые слова в произведении.О.И.Высотская «Мягкий знак»  Э.Э.Мошковская «Сказка про Твердый и Мягкий Знаки»

1

15.10

Освоение позиции «Теоретика»

Выявление средств художественной изобразительности.

С. 91-92

Зачем человеку язык?Каким  бывает язык? Притча об Эзопе.Ошибка в речи. Можно ли человеку  ошибаться? Дж.Родари «Страна без ошибок»

1

16.10

Освоение позиции «Теоретика»

Определение жанровых особенностей притчи : поучения ситуации из жизни.

С. 95-96

В/М «Истоки»  Родной очаг «Город»

1

20.10

Волшебники слова 28 ч.

Волшебные слова. Секрет который лежит на дне чернильницы. Дж.Родари «Чем писать?.Л.Н.Толстой «Веник»

2

21.10

22.10

Портрет Л.Н.Толстого

 Освоение позиции «Теоретика»

Определение иносказательного характера притчи.

С. 123-124

В чем секреты интонации?

И.Мазнин «Давайте дружить»

Н.Н. Матвеева « Кораблик»

1

23.10

Освоение позиции «Теоретика»

Определение жанровой характеристики произведений.

РТ стр. 49-50

Контроль чтения наизусть

1

27.10

С. 129-131

наизусть

«Житейская» история в небольших рассказах.

Е.А. Пермяк « Как  Маша стала большой»

Э.Ю. Шим « Жук на ниточке»

1

28.10

Портрет Е.А.Пермяка краткая справка о писателе.Выставка книг.

Освоение позиции «Теоретика»

Выявление средств художественной изобразительности.

Контрольная работа за 1 четверть

1

29.10

КР

Анализ КР.

В/М«Истоки»  Родной очаг «Деревня»

1

30.10

II четверть  (23+5=28 ч).

«Ночные произведения» В.С. Шефер «Колыбельная»

С.Г. Козлов « Как ежик с медвежонком протирали звезды»

3

10.11

11.11.

12.11.

Освоение позиции «Исследователя - критика»

Определение эмоционального тона текста (настроения) Выразительность  исполнения поэтических и прозаических произведений (отрывков).

1)Уч. стр. 133 (чтение);

2) РТ стр. 53;

3) Уч. стр. 134-135 (чтение)

В/М «Истоки» Родные просторы «Нива и поле"

1

13.11.

Образ героя. Авторское воплощение. Г.М. Кружков

« Утро- веселый маляр»

4

14.11

17.11.

18.11.

19.11.

ЦОР

«Картины художников»

Освоение позиции «Исследователя - критика»

Выразительность  исполнения поэтических и прозаических произведений (отрывков) Определение стихотворного размера и типа рифмовки.

1)Уч. стр. 136-137 (чтение);

2) Уч. стр. 136-137 (отрывок наизусть);

3) сочинение – миниатюра;

4) РТ стр. 55-56

ПР «Волшебные превращения слова»

1

20.11

ПР

Автор-художник, автор-волшебник. М.М. Пришвин

«Слово – звезда»

1

21.11

Портрет М.М.Пришвина краткая справка о писателе. Выставка книг.

Освоение позиции «Теоретика»

Определение основных особенностей жанра миниатюры. Объяснение смысла миниатюры.

1) Уч. стр. 138-139 (чтение);

 

В/М  «Истоки» Родные просторы «Лес»

1

24.11.

В чем талант человека?

Секреты чудесного текста о радуге Э.Ю. Шим « Цветной венок»

2

25.11. 26.11.

.

Освоение позиции «Исследователя - критика»

Понимание роли художественной детали.

Критическая оценка чужих и собственных произведений.

1) Уч. стр. 142-143 (чтение);

2) Уч. стр. 144 (чтение);

Незабываемый случай В.И. Белов « Радуга» В.А. Бахревский «Хозяева лета»

2

27.11

28.11.

Освоение позиции «Теоретика»

Выявление средств художественной изобразительности.

1) Уч. стр. 145-148 (чтение);

2) Уч. стр. 148-149 (чтение)

В/М «Истоки»  Родные просторы «Река»

*ПР: определение главной мысли

1

01.12.

Введение в мир сказочного слова И.С. Соколов –Микитов

«Звезды» В.Д. Берестов « Недаром дети любят сказку»

2

02.12

3.12.

Портрет И.С. Соколова-Микитова

Освоение позиции «Теоретика»

Определение рода литературного произведения.Определение эмоционального тона текста (настроения)

1) Уч. стр. 6-7 (выразительное чтение)

Практикум

2) стихотворение "Недаром дети любят сказку" наизусть

Анализ КР. Знаешь ли ты сказку?

В.А. Черченко « как рождается сказка»

2

4.12.

5.12.

Освоение позиции «Исследователя - критика»

Подбор однокоренных слов к слову сказка..Определение этимологии этого слова.

1) РТ стр. 5-7 (чтение);

наизусть

В/М «Истоки»  Родные просторы «Море-океан»

1

8.12.

Уч. стр. 10 (чтение)

                                    4. Слово в русской народной сказке 17 часов

Слово в русской народной сказке .Бытовая сказка « Мужик и Медведь»

1

9.12.

ЦОР

«Классификация сказок»

Освоение позиции «Читателя»

Первичное определение особенностей бытовой слазки.Составление характеристики персонажей.

Уч. стр. 12-15 (пересказ)

Контрольная работа за 2 четверть

1

10.12

КР

Анализ КР.

Слово в русской народной сказке .Бытовая сказка « Мужик и Медведь»

1

11.12.

ЦОР

«Классификация сказок»

Освоение позиции «Читателя»

Первичное определение особенностей бытовой слазки.Составление характеристики персонажей.

Бытовая сказка « Мороз, Солнце и Ветер» Особенности содержания сказки.

1

15.12.

Освоение позиции «Читателя»

Наблюдение за развитием событий в сказке.

Уч. стр. 16-18 (пересказ)

*ПР «Сказочные слова»

1

16.12.

ПР*

Анализ ПР.Бытовая сказка « Мороз, Солнце и Ветер» Особенности содержания сказки.

1

17.12.

Освоение позиции «Читателя»

Наблюдение за развитием событий в сказке.

РТ стр. 7 № 4,5

В/М «Истоки»  Родные просторы «Путь-дорога»

1

18.12.

3 четверть 36 часов (29+7)

Волшебная сказка « Кулик»

Особенности содержания сказки.

3

12.01

13.01

14.01

Освоение позиции «Теоретика»

Определение особенностей волшебной сказки.

1) Стр. 24 (чтение);

2) Стр.26 (чтение), стр. 27 (вопросы);

3)Стр. 32 (чтение)

ПР* Тест

Волшебная сказка» Несмеяна –царевна» Особенности содержания и построения сказки.

1

15.01

Освоение позиции «Читателя»

Моделирование сюжета волшебной сказки.

Стр. 33 (вопрос 9)

В/М «Истоки»  Труд земной «Сев и жатва»

1

16.01

Р/У

Сказка о животных» Журавль и цапля»

2

19.01

20.01

Освоение позиции «Читателя»

Определение особенностей сказки о животных. Составление характеристики персонажей. сказки.

1) Уч. стр.38 (читать);

2) РТ стр. 15

Работа со структурой сказки, характеристика сказки.

1

21.01

РТ стр. 17-18 (читать)

Бытовая сказка» Солдатская загадка»

1

22.01

Освоение позиции «Читателя»

Выразительность  исполнения поэтических и прозаических произведений (отрывков)

Уч. стр. 43-44

ПР «Главные герои сказки. Основные части сказки.»

1

23.01

ПР

Притчевое слово в сказке 11 ч.

Притчевое слово в сказке. Сказка - притча С.К. Сологуба

«Сказки на грядке и  сказки во дворце»

3

26.01

27.01

28.01

Фразеологический словарь.

Освоение позиции «Теоретика»

Определение особенностей сказки-притчи. Составление характеристики персонажей. Наблюдение за развитием событий в сказке-притче.

Уч. с.47-48 (чтение);

Уч. с. 49-50 (чтение).

ПР*Тест

В/М «Истоки»   Труд земной «Братья меньшие»

1

29.01

Сказки –притчи К. Д. Ушинского « Два плуга»,

 « Ветер и Солнце»

3

2.02

3.02

4.02

Дополнительная литература о К.Д.Ушинском

Освоение позиции «Читателя»

Формулирование поучительного вывода на основании житейской истории по сказке-притче.

Уч. стр. 51-52 (чтение);

Уч. стр. 53-54 (чтение).

Р/У

ПР «Поучение в сказке-притче. Скрытый смысл.»

1

     

5.02

ПР

Сказка-притча Н.Г. Гарина-Михайловского « Знаем!».

Урок- рефлексия.

Р.Л. Стивенсон «Феи в цветах».

2

9.02

10.02

Освоение позиции «Читателя»

Формулирование поучительного вывода на основании житейской истории

Уч. стр. 56 (выр. чтение);

Уч. стр. 58-59 (чтение)

Пересказ притчи

В/М  «Истоки» Труд земной «Ткачихи-рукодельницы»

1

11.02

Мир природы в сказках 9ч.

Мир природы в авторских сказках.  К.Д. Ушинский « Проказы старухи зимы»

2

12.02

16.02

ЦОР

«Картины художников»

Освоение позиции «Исследователя - критика»

Выявление особенностей авторского стиля в сказках о природе. Оценка композиции, фабулы (краткое содержание) и сюжета произведения

Уч. стр. 60-62 (пересказ), зад. 8 стр. 63;

Уч. стр. 64-65 (чтение).

В/М  «Истоки» Труд земной «Мастера-плотники»

1

17.02

М. Лесна – Раунио «Кто рисует так искусно…»

1

18.02

ЦОР

«Картины художников»

Освоение позиции «Читателя»

Пропедевтика изучения изобразительных средств(эпитета олицетворения) на примере стихотворения о зиме.

Уч.  стр. 66-68 (читать, узнать значение незнакомых слов);

До 26.02 стихотворение выучить наизусть.

Л.А. Чарская « Зимняя сказка»

1

19.02

ЦОР

«Картины художников»

Освоение позиции «Читателя»

Пропедевтика изучения изобразительных средств(эпитета олицетворения) на примере авторской сказки о зиме.

Уч. стр. 70-74 (чтение)

О.О. Дриз « Как родилась зима»

Урок-рефлексия. Диагностика чтения; стихотворение наизусть.

2

24.02

25.02

Освоение позиции «Исследователя - критика»

Определение эмоционального тона текста (настроения)

Понимание роли художественной детали

РТ стр. 29-32;

Уч. стр. 78-81 (задание 1 )

Наизусть

ПР «Структура сказки»

1

26.02

ПР

В/М   «Истоки»  Труд земной «Кузнецы-умельцы»

1

2.03

Герой в авторских сказках о животных 9 ч.

Анализ детских сочинений. Анализ ПР.

Герой в авторских сказках о животных. В.И. Даль

 « Ворона».

2

3.03

4.03

Портрет В.И.Даля  жизнь и творчество писателя.

Освоение позиции «Теоретика»

Выявление средств художественной изобразительности. Определение жанровой характеристики произведений

выразительное чтение отрывков сказки

Н.Д. Телешов « Покровитель мышей»

1

5.03

Освоение позиции «Читателя»

Пропедевтика изучения изобразительных средств(эпитета олицетворения) на примере авторской сказки о зиме.

С.77-78 задание 1

В/М  «Истоки» Труд земной «Ярмарка»

2

10.03

11.03

Контрольная работа за 3 четверть

1

12.03

КР

4 четверть 20 часов (17+3)

А.Н. Толстой « Картина»

Д.И. Хармс « Про собаку Бу-бу-бу»

2

31.03

1.04

Портрет А.Н.Толстого

Освоение позиции «Теоретика»

Составление характеристики персонажей по их портрету характеру и речи. Определение системы образов и её функции в произведении

Стр. 97-98 (читать)

Стр.99-101 пересказ

Урок- рефлексия.

1

3.04

Стр.105 – 109 (читать)

Р/У

Герой в авторских сказках о волшебстве 6 ч.

Герой в авторских сказках  о волшебстве Н.К. Абрамцева

« Чудеса , да и только!»

1

7.04

Освоение позиции «Исследователя - критика»

Определение роли экспозиции в сказке.Соотнесение сюжета и композиции в сказке. Понимание роли художественной детали.

РТ стр. 39-40

ПР «Работа с текстом сказки»

1

8.04

ПР

Герой в авторских сказках  о волшебстве Н.К. Абрамцева

« Чудеса , да и только!»

1

10.04

Освоение позиции «Исследователя - критика»

Определение роли экспозиции в сказке. Соотнесение сюжета и композиции в сказке. Понимание роли художественной детали.

Стр.111-115 (читать)

Т.И. Александрова «Кузька»

2

14.04

15.04

Освоение позиции «Теоретика»

Подготовка характеристики персонажа: вычитывание деталей портрета и характера из текста сказки и моделирование портретной характеристики.

Опираясь на описание в тексте, нарисовать портрет Кузьки;

РТ стр. 43

В/М  «Истоки» Труд души «Слово. Сказка. Песня»

1

17.04

Освоение позиции «Теоретика»

Подготовка характеристики персонажа: вычитывание деталей портрета и характера из текста сказки и моделирование портретной характеристики.

Сказка в стихах 6 ч.

Итоговая контрольная работа

1

21.04

КР

Сказка в стихах С.Я Маршак

« Вчера и сегодня»

2

22.04

24.04

Портрет С.Я.Маршака жизнь и творчество писателя.

Освоение позиции «Читателя»

Определение роли форм сказки: прозаической и стихотворной .Определение основной мысли произведения.

Стр. 119 – 124 (выр. чтение);

Стр. 126 – 131 (читать)

наизусть

В/М «Истоки»  Труд души «Праздник. Книга»

1

28.04

П.П. Ершов « Конек-Горбунок». Практическая работа по тексту.

 

1

29.04

Портрет П.П.Ершова краткая справка о писателе.

Освоение позиции «Читателя»

Определение роли разговорной речи для характеристики персонажей .Выразительность  выучить наизусть отрывок из сказки исполнения поэтических и прозаических произведений (отрывков)

Читать рассказы о войне;

Наизусть учить выбранное стихотворение

наизусть

Рассказы о войне  Я. Тайц «Приказ», А. Приставкин «Портрет отца»

1

05.05

Читать рассказы о войне;

Наизусть учить выбранное стихотворение

Тест

Когда рождается сказочник 5 ч.

Рассказы о войне С. Алексеев «Брестская крепость», А Митяев «Землянка»

1

7.05

Тест

Контроль за чтением наизусть «Строки, опалённые войной»

1

8.05

Уч. стр. 155-161 (читать)

Наизусть

Как рождается сказочник.

А.Черепанова «Бесконечная сказка»

1

13.05

Освоение позиции «Читателя»

Определение роли разговорной речи для характеристики персонажей .Выразительность  исполнения поэтических и прозаических произведений (отрывков)

Стр. 155-161

практикум

В/М «Истоки»  Труд души «Икона. Храм»

1

14.05

Итоговый урок. Рефлексия.

1

15.05

Освоение позиции «Автора»

Выражение собственной позиции с приведением системы аргументов.

Проектная работа по прогнозированию будущего сочинения-сказки на любую тему

   

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ и материально - техническое обеспечение

Матвеева Е.И.  Введение в литературное чтение.   учебник (1—4).—   М.: «Вита-Пресс», 2008  

Матвеева Е.И.  Рабочая тетрадь по литературному чтению. 1 класс (1—4). — Томск: Пеленг, 2000; М.: «Вита-Пресс», 2009.

Матвеева Е.И.  Контрольные работы  по литературному чтению. 1 класс (1—4). — Томск: Пеленг, 2000; М.: «Вита-Пресс», 2009.

Матвеева Е.И.  Обучение литературному чтению. Краткий методический комментарий к   учебнику   — М.: Вита-Пресс, 2009

    Электронные образовательные ресурсы

5.3.1. http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых ресурсов

5.3.2. viki.rdf.ru – детские презентации для начальной школы

5.3.3. www.georo.ru  - программный комплекс «КОД» (Контрольно-оценочная деятельность)

*5.3.4. НШ – программный комплекс «Радуга в компьютере» (малая академия наук)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по математике 1 класс образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой

Итоговая контрольная работа по математике 1 класс. Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой....

Итоговая контрольная работа по математике 2 класс. Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой.

Контрольная работа по итогам изучения математики во втором классе. Образовательная система Эльконина - Давыдова, программа Э.И. Александровой....

Итоговая контрольная работа по математике 3 класс. Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой.

Контрольная работа по итогам изучения предмета "Математика 2 класс". Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой....

Рабочие программы для 2 класса по системе Эльконина-Давыдова

Рабочие программы: по русскому языку 2 класс, математике 2  класс, литературному чтению 2 класс, окружающему  миру 2 класс по  программе РО Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова...

Рабочие программы для 2 класса по системе Эльконина-Давыдова

Рабочие программы: по русскому языку 2 класс, математике 2  класс, литературному чтению 2 класс, окружающему  миру 2 класс по  программе РО Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова...

Рабочие программы для 2 класса по системе Эльконина-Давыдова

Рабочие программы: по русскому языку 2 класс, математике 2  класс, литературному чтению 2 класс, окружающему  миру 2 класс по  программе РО Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова...

Рабочие программы 4 класса по системе Эльконина-Давыдова

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс...