Разработка урока
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Наумова Елена Лазаревна

Урок математики во 2 классе "Площадь фигур"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 19

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Площадь фигур».

Основные цели:

1) сформировать представление о величине «площадь», умение сравнивать площади фигур «на глаз», непосредственно и с помощью измерения;

2) продолжать работу по рационализации вычислений;

3) развивать интеллектуальные, коммуникативные, организационные      общеучебные умения;

4) воспитывать интерес к математике, взаимосотрудничество

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.

Материально-техническое и методическое обеспечение: учебник «Математика 2 класс, 2 часть» Л.Г. Петерсон, мультимедийный проектор,  интерактивная учебная презентация по теме урока, карточки с  заданиями, линейка, геометрические фигуры разных размеров.

Демонстрационный материал:

1) текст письма:

2) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6:

 5 (б), стр. 56

3) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:

 5 (в), стр. 56

Раздаточный материал:

1) задание  1 со страницы 55 учебника для этапа 2:

19-1

2) задание  2 со страницы 55 учебника для этапа 2:

19-1

3) задание  3 со страницы 55 учебника для этапа 2:

19-1

4) один синий прямоугольник (6 см × 6,5 см), один красный квадрат (6 см × 6 см) на каждого учащегося для задания 2 на этапе 2;

5) мерки для этапа 5: прямоугольники:

а - (6 см × 1 см); b - (6 см × 2 см); c - (6 см × 3 см);

6) «лестница успеха» для самооценки на этапе 7.

Ход урока:

№п/п

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности обучающихся

1.

Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

-Начинаем наш урок.

Надеюсь, он пойдет вам впрок.

Постарайтесь все понять,

Ответы полные давать.

  • Сегодняшний урок мы начнём с чтения некой информации.

Учитель читает письмо (слайд-1): 

-Вчера корова Мурка дала Матроскину 18 л молока, а сегодня – 21 л.

-Шарик прополол в огороде 2 грядки. Одну в 10 м, другую в 17 м.

-В прошлом году Винни-Пух заготовил 40 л мёда, а в этом году 45л .

-Для выздоровления Карлсону понадобилось 3 кг печенья, а конфет 5 кг.

  • Что особенного в этой информации?
  •  Кто догадался, чему будет посвящен сегодняшний урок? Почему вы так решили? 
  • О каких величинах говорится? 
  •  Как вы будете работать? 
  • Я желаю вам удачи!

-С чего начнем свою работу?

  • В ней говориться о достижениях сказочных героев.

-Изучению величин.

-Об объеме, длине, массе.

-Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, постараемся самим «открыть» новое.

- С повторения необходимых знаний.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

1.Актуализация понятия «величина», способы измерения величин.

Цель:

1) актуализировать понятие «величина», известные виды величин, способы измерения величин, актуализировать понятие «поверхность»;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

-Перечислите еще раз величины, о которых вы прочитали?

- какие еще величины вы знаете?

-Что такое величина?

  • Какие способы сравнения величин вы знаете?

Раздаю учащимся карточки с заданиями из учебника  1.  2,  3, стр. 55(слайд-2) Р-1,Р-2, Р-3.

- Для выполнения задания объединитесь

в группы.

- Вспомните правила работы в группе.

-Прочитайте 1задание. О какой величине идет речь в задаче?

-Каким способом определяют массу кота в данном задании?

-Какие мерки используются?

- Что значит измерить величину?

-Чему же равна масса кота в данных единицах измерения? Запишите.

- Почему результаты измерения разные, ведь Кот один и тот же?  

-Какие общепринятые единицы измерения массы вы знаете?

Далее организуется аналогичная работа по выполнению заданий на карточках Р-2, Р-3. При этом дети должны практически продемонстрировать понимание и смысл измерения

2) Актуализация понятия «поверхность», формирование преставления о величине «площадь», формирование умения измерять площадь «на глаз», с помощью наложения.

  • Попробуем сравнить, какой из предметов занимает больше места: поверхность доски или поверхность стола?
  • Как вы это определили?
  • Какими геометрическими фигурами являются поверхность стола и доски?

Учитель раздает учащимся прямоугольники Р-4.

  • Назовите одним словом фигуры, которые я раздала.
  • Докажите.
  • Сравните, какая из данных фигур занимает больше места на плоскости? Каким способом удобно это сделать?
  • Почему не хотите определить «на глаз»?

  • Наложите прямоугольники друг на друга и сравните, какой из них занимает большее место на плоскости?
  • Посмотрите на меньший прямоугольник. Что вы можете о нём сказать? 
  • Итак, вы выяснили, что каждая плоская фигура занимает какое-то место на плоскости.

-Как это свойство называется на математическом языке?

Если учащиеся затрудняются ответить, учитель сам называет величину.

  • Итак, какой величине будет посвящен сегодняшний урок? 

Учитель открывает тему урока на доске.

  • Что такое площадь?

3) Задание для пробного действия.

  • Как вы думаете что будет дальше на вашем пути?

-Попробуйте измерить площадь квадрата.

  • Что нового в этом задании?
  • Какую цель вы перед собой поставите на данном уроке? 
  • Измеряйте площадь красного квадрата
  •  Почему не работаете?         

 (Даю нитку)   Учащиеся пытаются измерить площадь красного квадрата          

- Почему?

                                                             

-Объем, масса, длина

- время, количество,площадь.

-То, что можно сравнить, и сказать,  какая из них больше или меньше)

-«На глаз», наложением, с помощью измерений.

- О массе

- С помощью мерки

-Мышата и воробьи.

-Узнать, сколько раз в ней содержится мерка.

К=7м, К=5в

-Измеряли разными мерками

- г, кг, ц, т

-

Поверхность доски.

-«На глаз».

-Прямоугольниками.

-Прямоугольники.

-У них все углы прямые.

-Способом наложения.

-Это трудно, прямоугольники кажутся одинаковыми или близкими по размеру.

-Синий прямоугольник.

  • Это квадрат, т.к. у него все стороны равны.

  • Площадь.

-Площади.

-Это величина, показывающая, какое место фигура занимает на плоскости.

-Задание, в котором будет что-то новое.

-Измерение площади.

-Научиться измерять площадь.

...

-Дайте мерку

-Не пойдет.

Ниткой измеряем длину.Площадь нужно мерить меркой площади.

3.

Выявление места и причины затруднения.

Цель:

  • выявить место и причину затруднения

  • В чем затруднение? 

- Не смогли измерить площадь квадрата.

-У нас нет способа измерения площади.

4.

Построение выхода из затруднения

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

-Какую цель поставите перед собой на уроке?

-Вспомните, при помощи чего можно измерить площадь фигуры, если площадь  - это величина?

Научиться измерять площадь фигуры.

-При помощи мерки.

5.

Реализация построенного проекта

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

(Каждая группа получает свою мерку а; b; c; d)

  • Итак, рассмотрите мерки. Что является мерками? 

-Измерьте площадь красного квадрата данными мерками :

1группа измерьте площадь фигуры в мерках а;

2группа измерьте площадь фигуры в меркахb;

3группа измерьте площадь фигуры в мерках с;

4группа измерьте площадь фигуры в мерках d.

Учащиеся самостоятельно измеряют квадрат данными мерками. В случае возникновения затруднений организуется подводящий диалог:

  • Чему равна площадь квадрата, если его измерять меркой а? (8.)
  • Чему равна площадь квадрата, если его измерять меркой b? (4.)
  • Чему равна площадь квадрата, если его измерять меркой с? (3.)
  • Чему равна площадь квадрата, если его измерять меркой d? (2.)

Учитель записывает на доске:

- Сравните ваши результаты:

-Почему получилась разная площадь одного и того же квадрата? 

- Сделайте вывод.

-Смогли вы преодолеть затруднение? 

- Какой следующий шаг на уроке?

-Геометрические фигуры, в данном случае прямоугольники.

К= 8а

К= 4b

К= 3с

К= 2d

-Измеряли разными мерками

-Чем больше мерка, тем меньше значение величины.

Сравнивать величины можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками.

-Да.

-Потренироваться в определении площадей фигур.

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

№4, с.55 учебник ( Самостоятельно)

- Прочитайте задание.  Что нужно сделать?

- Проверим.

- Почему площадь m получилась разная?

-Значит надо придумать постоянную мерку для измерения площади. Это задача следующего урока, на котором мы познакомимся с единицами площади.

- Оцените свою работу .

- У кого было затруднение?

- В чём?

- Измерить площадь m.

- Разные мерки.

7.

Рефлексия

- Какую цель вы ставили перед собой на уроке?

- Удалось вам достичь цели?

- Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?

-Оцените свою работу на уроке.

Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока.

Домашнее задание:

 7, 9, стр. 56.

- Научиться измерять площадь фигуры.

Самооценка своей работы при помощи «лестницы успеха»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вчера корова Мурка дала Матроскину 18 л молока, а сегодня – 21 л. Шарик прополол в огороде 2 грядки. Одну в 10 м, другую в 17 м. В прошлом году Винни-Пух заготовил 40 л мёда, а в этом году 45л . Для выздоровления Карлсону понадобилось 3 кг печенья, а конфет 5 кг.

Слайд 4

К-?

Слайд 5

1 группа измерьте площадь К меркой а; 2 группа измерьте площадь К меркой b ; 3 группа измерьте площадь К меркой с. 4 группа измерьте площадь К меркой d .

Слайд 6

а К = 8 а К = 3 с К = 2 d b К = 4 b

Слайд 8

Сегодня на уроке я… Научился… Было интересно… Было трудно… Мои ощущения…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...