Выступление на городском семинаре "Деятельностный подход в обучении решения задач на движение"
учебно-методический материал по математике (4 класс) на тему
Рассмотреть теоретические основы деятельностного подхода в обучении. Показать на конкретных примерах, как учителя могут использовать деятельностный подход при обучении решения задач на движение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Деятельностный подход в обучении решения задач на движение | 38.45 КБ |
Презентация | 245.96 КБ |
Приложение "Информационный лист" | 68.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Деятельностный подход в обучении решения задач на движение»
«Великая цель образования
-это не знания, а действия»
Герберт Спенсер
Задачи:
- Рассмотреть теоретические основы деятельностного подхода в обучении.
- Показать на конкретных примерах, как учителя могут использовать деятельностный подход при обучении решения задач на движение.
Оборудование: приложение, памятка, электронное приложение (презентация).
План:
- Теоретическая часть
- Практическая часть
- Теоретическая часть
- слайд Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию тему: «Деятельностный подход обучения при решении задач на движение».
Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов –
масштабный проект, с выполнением которого связывается возможность получения качественно новых образовательных результатов. Заявленный системно-деятельностный подход как методологическая основа стандартов поставил педагогические коллективы перед проблемой выбора механизмов его реализации.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещѐ важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.
Таким образом, конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельностный метод обучения. (Для наглядности, предлагаю вам ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ)
- слайд Основные направления деятельностного метода обучения:
- процесс обучения есть всегда обучение деятельности;
- сам процесс обучения должен быть творческим;
- обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
- слайд Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Деятельностный подход в обучении предполагает
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определѐнных действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретѐнные знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
- слайд Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы:
1. Урок открытия нового знания.
2. Урок рефлексии
3. Урок обобщения и систематизации знаний.
4. Урок развивающего контроля.
Практической опыт апробации дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную основу для эффективного обучения учеников.
- Практическая часть.
Существует очень много приемов, видов и форм учебных заданий деятельностного метода обучения. Давайте вместе с вами рассмотрим технологию деятельностного метода обучения на уроке математики при решении задач на движение. И предлагаю вам побыть в роли учеников.
- cлайд
Предложить учителям посмотреть на рабочие листы (экран) и выбрать задачи на движение. (задание№1)
- Уважаемые коллеги, посмотрите на экран (это задание продублировано в ИНФОРМАЦИОННОМ ЛИСТЕ). Перед вами четыре задачи, необходимо выбрать из них задачи на движение и обосновать свой выбор. Время на выполнение задания 30 секунд.
После выполнения задания предлагаются вопросы.
- По каким признакам вы определили, что это задачи на движение?
(Будут перечислены время, скорость, расстояние).
- Я с вами согласна, а теперь решите устно задачу.
Двое детей начали есть кашу. Через 5 минут первый ребенок кашу съел, а второй нет, хотя порции были одинаковые. Почему это произошло?
(Скорость первого ребенка выше, чем скорость второго).
- А это задача на движение?
- Почему нет, ведь в ней присутствует такая величина, как скорость?
(Нет такой величины как расстояние.)
Комментарии.
Данный этап урока – вхождение в ситуацию или актуализация знаний помогает идентифицировать вид задачи, выделить ее существенные признаки. Но при этом учащимся предлагается задача, которая направлена на то, чтобы ребенок мог увидеть, что не всегда то, на что он привык опираться ведет по верному пути. В данном случае есть скорость, время, но задача не на движение, так как отсутствуют другие величины.
Проводя работу в классе с эти заданием, ребята свои выводы помещали в КЛАСТЕР. (Альбомы)
- слайд
- Для следующего задания предлагаю разбиться на группы (4-6 человек) и решить задачу № 2 за 1 минуту.
Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 30 км. Скорость первого лыжника 5 км/ч, а скорость второго – 6 км/ч. Чему равно будет расстояние между ними через 2 часа?
- Почему данная задача имеет несколько вариантов решения?
Участники должны найти, как можно больше решений данной задачи и сделать вывод, с чем это связано. (В задаче не указано направление, а это очень важная величина, которая оказывает большое влияние на выбор решения задачи на движение)
Решения задачи.
1 вариант. Встречное движение.
1). 5+6=11(км/ч)-скорость сближения
2).11Х2=22 (км)-расстояние за 2 часа
3).30-22=8(км)
2 вариант. В противоположные стороны.
1). 5+6=11(км/ч)-скорость сближения
2).11Х2=22 (км)-расстояние за 2 часа
3).30+22=52(км)
3 вариант. Движение вдогонку (в одном направлении).
1). 6-5 =1(км/ч)-скорость сближения
2).1Х2=2 (км)-расстояние за 2 часа
3).30-2=28(км)
4 вариант. Движение с отставанием (в одном направлении).
1). 6-5 =1(км/ч)-скорость сближения
2).1Х2=2 (км)-расстояние за 2 часа
3).30+2=32(км)
Комментарии.
Данный этап урока – открытие нового знания, а новым знанием было значение такой величины, как НАПРАВЛЕНИЕ. Учащимся для открытия нового знания предлагалась не просто задача, а задача повышенной трудности с недоопределенным условием. Мы относим к задачам повышенной трудности задачи с недостающими данными, так вот задачи с недоопределенным условием имеют более высокий уровень трудности. Данный вид задачи помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Когда данное задние предлагалось в классе, то ребята работали в группах маркерами на листах, листы вывешивались на доску, анализируя решение, делали вывод: что направление – это еще одна величина задач на движение (заносили данную величину в кластер)
Я думаю, и вы не все сразу смогли увидеть необычность данной задачи, да и не каждый нашел все пути решения, а представьте детей 4 класса, который остается с такой задачей один на один. Из опыта могу сказать следующее, что кто-то уверенно решает или первым или вторым способом, а когда я прошу поискать еще варианты решений, они просто упрощают задачу либо в два действия либо в выражение и не хотят и не могут понять, почему учитель им говорит: «А еще какой вариант решения есть?». Вторая группа учащихся не начинает даже решать, говоря о том, что задача какая-то неправильная, они интуитивно чувствуют, что в ней что-то не так, третья группа находит максимум три первых варианта решения, исключая движение с отставанием.
Открывать новое знание при решении таких задач рекомендую в группах, потому что ситуации, когда ребенок, столкнувшись с новой учебной задачей, убедился, что это задача действительно новая, т.е. он не знает способов ее решения или не уверен в способах ее решения и именно в групповой работе учащийся имеет возможность обратиться с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия к своим одноклассникам, именно в таких условиях может развиться ученик, умеющий учить себя. Так же данная форма работы развивает коммуникативные навыки.
- слайд
- На этапе включения в систему знаний и повторение предлагаю обратиться к заданию №3 и составить задачу по выбранному решению:
А)
1). 5Х2=10 (км)
2).8Х2=16(км)
3).10+16=26(км)
Б).
1). 5+8=13(км)
2).13Х2=26(км)
Варианты встречного движения и в противоположные стороны.
Комментарии.
Данное задание творческой направленности, оно помогает приобрести учащимся
собственный опыт решения задач на движение через творческую деятельность. Оно еще интересно и необычно тем, что учащимся приходится мыслить от обратного, в другом направлении. Ведь теперь приходится восстанавливать заданную ситуацию, исходя из чисел, действий. Представляете, какая большая возможность появляется для развития мыслительных процессов. Так же ученику предлагается оценить свои возможности и выбрать задание по силам. А если кто-то, а такие дети обязательно найдутся, увидят общее в данных задачах, то это заслуживает высокой оценки.
Другой вариант творческого задания: придумать задачи на движение, примеры которых вы можете посмотреть в папке. Ценность данных материалов в том, что они могут использоваться неоднократно на уроках.
- слайд
- Следующий этап это применение знаний в нестандартной ситуации. Предлагаю обратиться к заданию № 4 и попробовать его решить.
(если это не удастся, то предложить решить дома, но при этом обратить внимание, чем является 2 предложение (скоростью), а чем 3 (расстоянием).
Мышке до норки 20 шагов, кошке до мышки 5 прыжков.
За 1 прыжок кошки мышка делает 3 шага.
1 прыжок кошки равен 10 шагам мышки. Догонит ли кошка мышку.
РЕШЕНИЕ:
Мышке до норки 20 шагов, кошке до мышки 5 прыжков.
За (время) 1 прыжок кошки мышка делает 3 шага – это скорость
1 прыжок кошки равен 10 шагам мышки - это расстояние
1) 5+20:10=7 прыжков кошке до норки
2) 1 прыжок кошки равен 3 шагам мышки, мышка за это время 3Х7=21 шаг, т.е. мышка окажется в норке, когда кошка до нее допрыгнет.
Комментарии.
Уровень сложности нарастал от задания к заданию, и мы вышли на самый высокий.
Это уже не просто задание, а компетентностно-ориентированное задание, т.е. задание которое направлено на применение всех своих знаний, умений и навыков для решения нестандартной задачи. Данное задание дает возможность в необычном увидеть обычное, учит вчитываться в задачу, анализировать ее.
- ИКТ
Надо сказать, что современное использование деятельностного подхода не возможно без интерактивности.
- Интерактивное учебное пособие.
- Моделирование задач.
- Конструирование задач.
Я вам передала свой опыт работы над задачей на основе системно-деятельностного подхода, пройдя основные его этапы от актуализации до включение знаний в систему.
Такая работа помогает в формировании таких ключевых компетентностей, как
- компетентность в решении проблем, т.е. способность определять цели, оценивать ситуацию, рассмотреть все варианты решения проблемы, выбирать наиболее рациональный;
- информационную компетентность, т.е. переводить информацию в графическую или символическую, видеть в представленной информации дефицит данных;
- коммуникативную компетентность - уметь формулировать свое мнение, доказывать, используя математическую терминологию.
Список используемых источников:
- Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. - М.: МАКС Пресс, 2010.
- Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006.
Приложение
Задание № 1. (работа в парах)
Выберите задачу на движение и обоснуйте свой ответ.
Задача первая.
Лыжник прошел 900 м за 3 минуты, двигаясь с одинаковой скоростью. С какой скоростью двигался лыжник?
Задача вторая.
Рабочий за 10 часов изготовил 300 деталей. Сколько деталей изготовит рабочий за 40 часов?
Задача третья.
Длина прямоугольника 6 м, а ширина в 3 раза меньше. Чему равен периметр и площадь
прямоугольника?
Задача четвертая.
Биатлонист пробежал последний круг дистанции за 3 минуты со скоростью, равной 220 м/мин. Чему равно данное расстояние?
Задание № 2. Работа в группах.
Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 30 км. Скорость первого лыжника 5 км/ч, а скорость второго – 6 км/ч. Чему равно будет расстояние между ними через 2 часа?
Задание № 3. Выбери решение и составь задачу на движение.
1). 5Х2=10 (км) 1). 5+8=13(км)
2).8Х2=16(км) 2).13Х2=26(км)
3).10+16=26(км)
Задание № 4. Сумей увидеть в необычном обычное!
Мышке до норки 20 шагов, кошке до мышки 5 прыжков. За 1 прыжок кошки мышка
делает 3 шага, 1 прыжок кошки равен 10 шагам мышки. Догонит ли кошка мышку?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деятельностный подход: Познавательный мотив учебная цель. Выполнение определенных действий для приобретения недостающих знаний. Выявление и освоение способа действия. Включение содержания обучения в контекст решения задач.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы: 1. Урок открытия нового знания. 2 . Урок рефлексии. 3 . Урок обобщения и систематизации знаний. 4 . Урок развивающего контроля.
Задание № 1. Выберите задачу на движение и обоснуйте свой ответ. Задача первая. Лыжник прошел 900 м за 3 минуты, двигаясь с одинаковой скоростью. С какой скоростью двигался лыжник? Задача вторая. Рабочий за 10 часов изготовил 300 деталей. Сколько деталей изготовит рабочий за 40 часов? Задача третья. Длина прямоугольника 6 м, а ширина в 3 раза меньше. Чему равен периметр и площадь прямоугольника ? Задача четвертая. Биатлонист пробежал последний круг дистанции за 3 минуты со скоростью, равной 220 м/мин. Чему равно данное расстояние?
Задание № 2 . Решите задачу (Работа в группах) Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 30 км. Скорость первого лыжника 5 км/ч, а скорость второго – 6 км/ч. Чему равно будет расстояние между ними через 2 часа ?
1 вариант. Встречное движение 5+6=11(км/ч)-скорость сближения 11∙2=22 (км)-расстояние за 2 часа 30-22=8(км ) 2 вариант. В противоположные стороны 5+6=11(км/ч)-скорость удаления 11∙2=22 (км)-расстояние за 2 часа 30+22=52(км ) 3 вариант. Движение вдогонку 6-5 =1(км/ч)-скорость сближения 1∙2=2 (км)-расстояние за 2 часа 30-2=28(км ) 4 вариант. Движение с отставанием 6-5 =1(км/ч)-скорость сближения 1∙2=2 (км)-расстояние за 2 часа 30+2=32(км) V1 V2 V2 V1 V1 V2 V 2 V 1
Задание № 3. Выбери решение и составь задачу на движение . А Б 1). 5Х2=10 (км) 1). 5+8=13(км) 2).8Х2=16(км) 2).13Х2=26(км) 3).10+16=26(км)
Задание № 4. Сумей увидеть в необычном обычное! Мышке до норки 20 шагов, кошке до мышки 5 прыжков . За 1 прыжок кошки мышка делает 3 шага, 1 прыжок кошки равен 10 шагам мышки. Догонит ли кошка мышку?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения решению задач, связанных с движением тел.
Статья для методического объединения....
Урок математики по теме "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения"
Урок математики "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения" для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...
Дифференцированный подход на уроках математики при обучении решению задач.
Психолого-педагогические и методические основы дифференцированной работы на уроках математики.1 Сущность и виды дифференциации.2 Критерии дифференциации3 Способы организации дифферен...
Методика обучения младших школьников решению задач на движение
В работе представлена методика обучения решению простых задач на движение, задач на встречное движение и движение в противоположном направлении. На конкретных примерах показана организация работы над ...
Организация домашней работы при обучении решению задач на движение
Организация домашней работы при обучении решению задач на движение...
Обобщение опыта "Формирование универсальных логических действий у младших школьников при обучении решению задач на движение"
Обобщение опыта "Формирование универсальных логических действий у младших школьников при обучении решению задач на движение"...
Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс
: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель: использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...