Рабочая программа по математике 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Программа по математике для 2 класса разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 4;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- планируемых результатов начального общего образования и авторской программы
М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой курса «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12.doc | 574.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по математике для 2 класса разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 4;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- планируемых результатов начального общего образования и авторской программы
М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой курса «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования.
Программа реализуется посредством следующего учебно-методического комплекта:
- М.И.Моро. Математика: учебник для 1 - 4 класса: в 2 частях - М.: Просвещение, 2012
- М.И Моро.
- Тетрадь по математике для 1 – 4 класса: в 2 частях - М.: Просвещение, 2012
- В.Н.Рудницкая Контрольно – измерительные материалы. «Математика. 2 класс.» - М.: «Экзамен» , 2014
- Самостоятельные и контрольные работы по математике 2 класс. М.:
- Математика Электронное приложение к учебнику М.И. Моро «Математика» (CD).
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Цели программы:
- освоение основ математических знаний,
- формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
- развитие образного и логического мышления, воображения;
- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач.
Задачи программы:
- уметь решать математическую задачу (проводить её анализ, находить способ её решения, переводить представленную в тексте ситуацию на язык математической операции)
- выполнять расчёты,
- осмысливать результаты решения в соответствии с условиями задачи,
- давать точный ответ на поставленный вопрос,
- производить проверку решения изученными способами.
- устанавливать причинно-следственные связи,
- строить логическую цепь рассуждений.
- доказывать, опираясь на изученные правила, определения, свойства математических объектов и понятий, приводить примеры.
- проводить классификацию математических объектов.
- делать простейшие обобщения, опираясь на конкретные факты.
- формировать предположения и проверять их.
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса математики во 2 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю при 34 недельной работе).
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах 100; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность обучающихся начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса математики во 2 классе отводится 4 часа в неделю при 34 недельной работе.
Согласно учебному плану МОУ СОШ № 4 на 2014– 2015 учебный год на изучение математике во 2 классе отводится 4 учебных часа в неделю. Математика изучается в течение 4 четвертей.
I четверть | - 36 часов , 4 часа в неделю |
II четверть | - 28 часов, 4 часа в неделю |
III четверть | - 40 часов, 4 часа в неделю |
IV четверть | - 32 часов , 4 часав неделю |
Рабочая программа рассчитана на 136 учебных часов, в том числе для проведения:
контрольных работ | - 9 часов |
практических работ | - 3 часов |
творческих работ | - 2 часов |
экскурсий | - ___ часов |
проектов | - 3 часов |
исследований | - ___ часов |
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Обучающиеся должны знать :
· Названия и последовательность чисел от 1 до 100;
· Названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания;
· Правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
· Название и обозначение действий умножения и деления;
· Таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
Обучающиеся должны уметь:
· Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
· Находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных – письменно;
· Находить значения числовых выражений в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
· Решать задачи в 1 – 2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
· Чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
· Находить длину ломаной, составленной из 3 – 4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
5. Планируемые результаты освоения программы по математике
Раздел «Двузначные числа»
Ученик научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до ста
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку.
Ученик получит возможность научиться:
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия.
Раздел «Изучение действий»
Ученик научится:
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, табличное умножение и деление) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Раздел «Изучение элементов геометрии»
Ученик научится
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Ученик получит возможность научиться:
- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Раздел «Величины и их измерение»
Ученик научится:
- читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Раздел «Изучение элементов алгебры»
Ученик научится:
- решать простые уравнения, устанавливать зависимость между компонентами, выбирать и объяснять выбор действий;
Ученик получит возможность научиться:
- решать сложные уравнения;
- решать уравнения в 3—4 действия;
- находить разные способы решения уравнений.
6. Результаты изучения курса в 2 «Б» классе
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
понимание того, что одна • и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
• элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
• элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
• элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
• уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность
Учащийся получит возможность для формирования:
• интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
• первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;
• потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Метапредметные результаты.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
понимать, • принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
• составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
• выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
• в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Учащийся получит возможность научиться:
• принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
• оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
• контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.*
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
• строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
• описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
• понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
• иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
• применять полученные знания в изменённых условиях;
• осваивать способы решения задач творческого и поискового характера; выполнять сравнение, обобщение, классификацию заданных объектов;
• выделять из предложенного текста информацию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видео-носители, а также Интернет с помощью взрослых);
• представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы).
Учащийся получит возможность научиться:
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
• осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решениязадач, математических сообщений, изготовления объек-
тов с использованием свойств геометрических фигур;
• анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблица).
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
• строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
• оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
• уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
• принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
• вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра, по обсуждаемому вопросу;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
• контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.* *
Работа на обозначенный результат будет продолжена в основной истаршей школе, а также при изучении других курсов системы учебников «Школа России».
7.Содержание учебного предмета.
Наименование курса | 2 класс (кол-во часов) |
Числа от 1 до 100. Нумерация | 18 |
Числа и величины -16ч Арифметические действия-1 Работа с текстовыми задачами Пространственные отношения. Геометрические фигуры Геометрические величины Работа с информацией-1 | |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 21 |
Числа и величины -3 Арифметические действия-9 Работа с текстовыми задачами-4 Пространственные отношения. Геометрические фигуры-2 Геометрические величины-1 Работа с информацией-2 | |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание(устные приёмы) | 25 |
Числа и величины - Арифметические действия-20 Работа с текстовыми задачами-3 Пространственные отношения. Геометрические фигуры Геометрические величины Работа с информацией-2 | |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание ( письменные приёмы) | 29 |
Числа и величины - Арифметические действия-16 Работа с текстовыми задачами-1 Пространственные отношения. Геометрические фигуры 8 Геометрические величины Работа с информацией-4 | |
Умножение и деление | 25 |
Числа и величины - Арифметические действия-17 Работа с текстовыми задачами-7 Пространственные отношения. Геометрические фигуры Геометрические величины -1 Работа с информацией | |
Табличное умножение и деление | 18 |
Числа и величины Арифметические действия-13 Работа с текстовыми задачами-1 Пространственные отношения. Геометрические фигуры Геометрические величины Работа с информацией-4 | |
ИТОГО | 136 |
Содержание курса | Характеристика деятельности учащихся | |
Числа и величины – | ||
Счёт предметов. Название, последовательность и запись чисел от нуля до сотни. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Масса, единицы массы (килограмм). Единицы времени (минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. | Числа Счёт предметов. Порядок следования чисел при счёте. Образование двузначных чисел. Запись и чтение чисел от 1 до 100. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел, знаки сравнения. Упорядочение чисел. Составление числовых последовательностей. Величины Единицы массы: килограмм. Единицы времени: минута, час. Стоимость. Единицы стоимости: копейка, рубль. Соотношения между единицами измерения однородных величин. | Создавать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. |
Арифметические действия | ||
Сложение, вычитание, умножение, деление. Название компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Арифметические действия с числами "нуль" и "единица". Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении. Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений. Способы проверки правильности вычислений. | Сложение и вычитание Сложение. Перестановка слагаемых в сумме двух чисел. Перестановка и группировка слагаемых в сумме нескольких чисел. Вычитание. Взаимосвязь сложения и вычитания. Нахождение неизвестного компонента сложения, вычитания. Устное сложение и вычитание чисел в пределах ста. Алгоритмы письменного сложения и вычитания двузначных чисел. Умножение и деление Умножение. Множители, произведение. Знак умножения. Таблица умножения. Перестановка множителей в произведении двух чисел. Перестановка и группировка множителей в произведении нескольких чисел. Умножение на нуль, умножение нуля. Деление. Делимое, делитель, частное. Знак деления. Деление в пределах таблицы умножения. Взаимосвязь умножения и сложения, умножения и деления. Числовые выражения Чтение и запись числового выражения. Скобки. Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без скобок. Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений. Способы проверки правильности вычислений. | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления). Моделировать изученные арифметические зависимости. Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия. Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий). |
Текстовые задачи | ||
Решение разнообразных текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения "больше на ...", "меньше на ..." Задачи на время (начало, конец, продолжительность события). Решение задач разными способами. | Задача Условие и вопрос задачи. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, при решении которых используется смысл арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления); понятия "увеличить на ...", "уменьшить на ..."; сравнение величин. Задачи на время (начало, конец, продолжительность события). Решение текстовой задачи в несколько действий разными способами. | Моделировать изученные зависимости. Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Выбирать удобный способ решения текстовой задачи. Планировать решение задачи. Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Объяснять (пояснять) ход решения задачи. Использовать геометрические образы для решения задачи. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия. Самостоятельно выбирать способ решения задачи. |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры | ||
Распознавание и изображение геометрических фигур: ломаная, угол, многоугольник, прямоугольник. | Геометрические фигуры Распознавание и называние геометрической фигуры: ломаная (замкнутая и незамкнутая), угол (прямой, острый, тупой), многоугольник, прямоугольник. Изображение фигуры от руки и с помощью чертёжных инструментов (линейки, чертёжного угольника) на бумаге в клетку. | Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Описывать свойства геометрических фигур. Сравнивать геометрические фигуры. |
Геометрические величины | ||
Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Измерение длины отрезка. Периметр. Вычисление периметра треугольника, прямоугольника, квадрата. | Длина Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр; соотношения между ними. Переход от одних единиц длины к другим. Измерение отрезка. Построение отрезка заданной длины. Сравнение длин. Изображение прямоугольника с определёнными длинами сторон. Длина ломаной. Периметр. Измерение и вычисление периметра прямоугольника, квадрата, треугольника. | Находить геометрическую величину разными способами. |
8. КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Вид работы | По теме | Дата |
контрольная работа №1 | Нумерация чисел от 1 до 100 | 16.09 |
контрольная работа №2 | Итоговая за 1 четверть. Сложение и вычитание двузначных чисел. | 26.09 |
контрольная работа №3 | Сложение и вычитание. | 27.10 |
контрольная работа №4 | Сложение и вычитание в пределах 100. | 08.12 |
контрольная работа №5 | Сложение и вычитание. | 19.12 |
контрольная работа №6 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | 9.02 |
контрольная работа №7 | Умножение и деление | 30.03 |
контрольная работа №8 | Письменные и устные приемы сложения и вычитания | 28.04 |
контрольная работа №9 | Итоговая работа | 22.05 |
9. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
- Программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1-2-е изд.- М.: Просвещение, 2009.(Стандарты второго поколения).
- Т.М. Лаврентьева Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД, Волгоград,2013
- Г.Н Сычева Математика в таблицах Ростов-на-Дону, Феникс,2012
- О. В. Узорова Тесты М.: Астрель 2006
- Л. Ю. Самсонова Устный счёт М.: Экзамен, 2009
- О. Н. Журавлёв , М. Н. Быстрова Тесты, М.: Дрофа, 2009
- Т. Н. Ситникова Ким, М.: ВАКО, 2010
- В. Н. Рудницкая КИМ, М.: Экзамен, 2014
- О. В. Узорова , Е. А. Нефёдова Тесты . Математика Итоговое тестирование. 2 класс М. : Издательство «Астрель» 2009г
- Линейка « Метр»
- Треугольник
- Веер « Цифры 1-20»
- Таблица « Меры времени»
- Таблица « Меры длины»
- Таблица « Меры массы»
- Набор счётного материала
- Счёты
- Ноутбук
- Мультимедийный проектр.
- Экран
- Звуковые колонки
Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс, авт. М.И. Моро
1. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»» (http://festival.1september.ru/)
2. Сайт «Потому» (http://potomy.ru/)
3. Сайт «Детские презентации» (http://viki.rdf.ru/)
4. Сайт «Методкабинет (газета «Начальная школа»)» (http://www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Nachalnaya.html)
5. Сайт «RusЕdu» (http://www.rusedu.ru/)
6. Сайт «Умничка» (http://ya-umni4ka.ru/?p=2103#more-2103)
10.Коррекционная работа
по образовательной программе начального общего образования, адаптированной для обучения детей с задержкой психического развития
Вид работы | Сроки |
Индивидуальные коррекционные занятия | Еженедельно (понедельник ) |
Работа над ошибками | По мере необходимости. |
3 .Обеспечение учащихся поуровневым учебным материалом. Использование различных видов работ со слабоуспевающими учениками: - карточки для индивидуальной работы; -задания с выбором ответа; -перфокарты; -карточки тренажёры; - разрезные задания | На уроках по мере необходимости |
Оказание индивидуальной помощи при проведении контрольных и проверочных работ в виде алгоритмов, краткой записи к задаче и т. п. | По мере необходимости |
Использование наглядных пособий, образцов выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий | На каждом уроке |
6.Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные) | На уроках по мере необходимости |
7.Включение в работу парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания. | На уроках по мере необходимости |
8. Контроль объёма д/з и его дифференциация с целью предупреждения утомляемости учащихся и создания ситуации успеха. | По мере необходимости. |
9..Работа с родителями ( индивидуальные встречи, беседы, телефонные звонки, СМС – информирование, электронный журнал) | По мере необходимости |
10.Работа со школьным психологом. Развитие личности ребёнка через изучение и осознание своих особенностей. | 1 раз в неделю( пятница) |
11. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания.
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
I. Оценка устных ответов.
«5» - ученик дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; умеет производить и объяснить устные и письменные вычисления; правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
«4» - ученик при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношении друг к другу; выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты ученик исправляет легко пир незначительной помощи учителя.
«3» - ученик при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий, понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя, узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве с значительной помощью учителя или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах с помощью учителя, правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения.
«2» - ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
II. Оценка письменных работ.
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, - это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы: 2 класс —45 минут.
Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1 — 3 простые задачи или 2 составные, примеры в одно и несколько арифметических действий, математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
Грубые ошибки:
1. неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил;
2. неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение нужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных);
3. неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубые ошибки:
1. ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена) знаков арифметических действий;
2. нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи;
3. правильности расположения записей, чертежей;
4. небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключения составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величины и т. д.)
Оценка письменной работы, содержащей только примеры.
1. «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
2. «4» - допущены 1 — 2 вычислительные ошибки;
3. «3» - допущены 3 — 4 вычислительные ошибки;
4. «2» - допущены 5 и более вычислительных ошибок.
Оценка письменной работы, содержащей только задачи.
1. «5» - все задачи решены и нет исправлений;
2. «4» - нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
3. «3» - хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача;
4. «2» - допущена ошибка в ходе решения 2 задач или допущена 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.
Оценка комбинированных работ
(1 задача, примеры и задание другого вида).
1. «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
2. «4» - допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
3. «3» -допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3 — 4 вычислительные ошибки;
4. «2» -допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.
Оценка комбинированных работ (2 задачи и примеры).
1. «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
2. «4» - допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
3. «3» - допущены ошибки в ходе решения одной из задач или допущены 3- 4 вычислительные ошибки;
4. «2» - допущены ошибки в ходе решения 2 задач или допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки или допущено в решении примеров и задач более 6 вычислительных ошибок.
Оценка математических диктантов.
1. «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
2. «4» - не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа;
3. «3» - не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа;
4. «2» - не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
Календарно-тематическое планирование уроков математики во 2 классе
на 2014-2015 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по математике УМК"Школа России" 2 класс
Рабочая программа составлена согласно положения школы. Соответствует ФГОС....
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа для 3 класса по математике М.И. Моро УМК "Школа России"...
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 1 класс
Изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения э...
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по математике входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, авторы Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степ...
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по математике (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....