Деление. связь деления и умножения. технологическая карта урока по математике для 2 класса
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Карпина Валентина Александровна

Технологическая карта к уроку "Деление. Связь деления и умножения" составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и с опрой на учебник математики Демидовой, Козловой и др. из образовательной системы "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики во 2 классе

по теме «Деление. Связь умножения и деления»

УМК «Школа 2100»

Учитель: Карпина Валентина Александровна

2 «А» класс МБОУ ФЭЛ № 29 г.Пензы

Тема урока: Деление. Связь умножения и деления (1 урок)

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель урока: Ввести новое арифметическое действие – деление, раскрыть его конкретный смысл и взаимосвязь с действием умножения.

Задачи урока:

  • рассмотреть простые задачи на деление (на части и по содержанию) и сравнить их решение;
  • установить связь между действиями умножения и деления;
  • развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь;
  • формировать метапредметные и личностные универсальные учебные действия учащихся.

Основные понятия урока: действие сложения, вычитания, умножения, деления; компоненты действий сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение).

Технология урока: проблемно-диалогическая, с применением деятельностного подхода

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные УУД:

Личностные УУД:

Должны научиться: Использовать при решении задач взаимосвязь операций сложения и вычитания; использовать устные приёмы вычисления в пределах 100; представлять сумму одинаковых слагаемых в виде умножения; решать простые задачи и составлять к ним обратные; использовать по памяти таблицу умножения на 2 и числа 2; понимать конкретный смысл операции деления; устанавливать связь между действиями умножения и деления.

Получат возможность научиться: различать простые задачи на деление (на части и по содержанию) и сравнивать их решение; самостоятельно составлять задачи по рисунку и обратные к ним; осознавать, что если произведение разделить на один из множителей, в результате получится другой множитель.

Познавательные: строить математические высказывания; осуществлять анализ объектов и устанавливать аналогии и взаимосвязи.

Регулятивные: планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, формулировать собственную позицию, слушать и понимать других; сотрудничать при работе в паре, контролировать действия партнера.

формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; высказывать собственные суждения и давать им обоснования; владеть элементарными приемами самооценки результатов деятельности.

Организация образовательного пространства: 

Формы работы на уроке

Ресурсы

Оборудование

Фронтальная, индивидуальная, парная;

частично-поисковая.

Учебник «Моя математика. 2 класс» 2 часть по программе «Школа 2100», мультимедийное сопровождение, карточки с заданиями

Доска, проектор, нетбук, индивидуальный раздаточный материал, планшеты, сундучок, тарелки, груши.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Наглядность

Деятельность учащихся

1.Организационный;

мотивация учебной деятельности

Личностные:

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

умение слушать, понимать других,

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

Саморегуляция к  деятельности(р)

Используют имеющиеся знания в новой ситуации(п) Учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками(к)

Сегодня у нас необычный день. На уроке присутствуют гости. Порадуйте меня, друзей, гостей своими успехами.    

Как вы думаете, что надо сделать, чтобы учение было не в тягость, а в радость?    

А чтобы на каждом  уроке подниматься выше, достигать новых  успехов, надо помнить, какие трудности уже преодолели.

Скажите, ребята, какую новую, сложную, но интересную темы мы недавно начали проходить?

Что мы уже знаем и умеем?

Итак, включайтесь в работу, ведь сегодня нам предстоит найти настоящий клад!

Будьте внимательны: удача улыбнётся только самым смелым, умным и нежадным!

Слайд № 1:

Заставка к уроку

Высказывают своё мнение: прилежно учиться, выполнять домашние задания… и т.п.

Дети называют темы предыдущих уроков: умножение, случаи умножения с 0 и единицей, название компонентов умножения, таблицу умножения числа 2.

2.Актуализация опорных знаний, создание ситуации успеха

Предметные:

Использовать при решении задач взаимосвязь операций сложения и вычитания; использовать устные приёмы вычисления в пределах 100; представлять сумму одинаковых слагаемых в виде умножения; решать простые задачи и составлять к ним обратные; использовать по памяти таблицу умножения на 2 и числа 2.

Метапредметные:

принимать участие в обсуждении и

формулировании цели конкретного задания (р); участвовать в обсуждениях, работая в паре; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  оформлять свои мысли в устной форме; ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога (к); выявлять сущность, особенности объектов; а основе анализа и синтеза объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; анализировать тексты простых задач с опорой схематический рисунок (п).

Личностные:

не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; иметь положительную самооценку своей деятельности.

Итак, давайте повторим, что мы уже знаем. По карточкам сегодня работают (имена детей)

Остальные собрали своё внимание и посмотрели на слайд.

Поможем Буратино. Найдите лишнее  выражение.

Почему оно лишнее?

Как можно записать выражения с одинаковыми слагаемыми?

Откройте тетради, поверьте, у всех ли записано число, слова «Классная работа»?

Замените эти суммы слагаемых умножением и запишите получившиеся выражения в столбик. Вычислите их, а потом проверим.

Прочитайте выражения, используя математический язык.

Помогите  Чебурашке ответить на вопросы. Отвечать нужно только «Да»  или «Нет». Если «Нет», то объясните  почему? И дайте правильный ответ.

Еще к нам за помощью обратился Вини – Пух. Составьте примеры  по образцу. Работаем устно.  Внимание на экран.

Нужно ли выполнять вычисления в 1ом столбике? Знание какой  закономерности поможет?

Как называют действия сложения и вычитания?

Вини- Пух никак не может посчитать, сколько баночек меда он успел съесть.

Прочитайте условие задачи про себя.

Прочитайте вслух только условие. Прочитайте вопрос задачи.

Какое выражение составим к задаче? Запишите его на планшетах. Чему будет равно значение выражения?

А теперь составьте обратную задачу и запишите её решение на планшетах. Можете посовещаться в парах

Какие варианты получились?

Молодцы! Вы смогли помочь всем героям, а они дарят вам сундучок с кладом!

На слайде № 2:

3+3+3+3+3                          

2+2+2+2                              

3+3+2+4

4+4+4                                  

На слайде № 2:

3+3+3+3+3= 3*5=15                    

2+2+2+2= 2*4=8                            

3+3+2+4

4+4+4 = 4*3=12                              

   

На слайде № 3:

1.Результат умножения – произведение.

2.Первый компонент в умножении – это уменьшаемое

3.В записи двузначного числа есть десятки и единицы.

4.Первый компонент вычитания – это слагаемое.

5.Сумма – это результат сложения.

6.Если из вычитаемого вычесть уменьшаемое, то получиться разность.

На слайде № 4:

20+60=80

80-20=30    

80-30=20                

32+8=40

40-32=8          

40-8=32          

На слайде № 5:

В декабре Вини-Пух съел 27 баночек меда, а в январе 30. Сколько всего баночек меда съел Вини Пух?

27+30= 57

57-27=30

57-30=27

Некоторые ребята получили карточки на табличное умножение 2.

Анализируют и сравнивают выражения, находят лишнее, доказывают свой выбор (лишнее 3 выражение, т.к. в 1,2,4 – слагаемые одинаковые, а в третьем выражении они разные).

Отвечают на вопрос учителя (с помощью умножения), записывают выражения в тетради, вычисляют

Читают получившиеся выражения                

Устно отвечают на вопросы, аргументируют ответ.

Анализируют выражения 1го столбика, приходят к выводу, что вычислять необязательно, можно использовать связь компонентов сложения и вычитания. Это взаимнообратные действия.

Читают задачу, выделяют в ней условие, вопрос.

Составляют к ней выражение, находят его значение, записываю на планшетах.

Устно составляют задачи, решение записывают на планшетах

3.Введение проблемной ситуации. Обозначение темы урока и постановка учебной задачи

Предметные:

Использовать действие умножения при решении простых задач; использовать по памяти таблицу умножения на 2 и числа 2.

Метапредметные:

Отделять знания от незнаний, формулиро вать тему и учебные задачи урока; ясно осознавать свои  затруднения, возникшие при выполнении задания; принимать участие в обсуждении и составлении плана действий; прогнозировать предстоящую работу (р); выказывать своё мнение, свою точку зрения; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке (к); выполнять логические операции обобщения, анализа, сравнения (п.)

Личностные:

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. 

Ребята, но как же быть? Ведь сундук один, а нас много?

Приходилось ли вам когда-нибудь делиться?

Чуть позже мы проверим, умеют ли ребята нашего класса делиться, а пока решим задачу.

Какие математические действия нам уже известны?

Какое действие обратное сложению?

Какое действие обратное вычитанию?

Рассмотрите рисунок и придумайте к нему задачу.

Каким действием будем решать задачу?

Решим задачу действием умножения, ведь эта запись гораздо удобнее. Запишем выражение в тетрадь, отступив от предыдущей работы 3 клетки.

Что значит 2 умножить на 5?

А теперь, посовещайтесь в парах,  составьте и решите обратную задачу.

Почему возникли затруднения? Чего мы еще не знаем и должны познакомиться?

Как называется это действие, я думаю, вы уже поняли. Это и будет тема нашего урока.

Итак, тема урока: Деление.

Что нам необходимо узнать о делении?

На слайде № 6:

На 1 тарелке лежало 2 груши. Сколько груш лежало на 5ти таких тарелках?

1.2+2+2+2+2

2.2х5

На слайде № 7:

Тема урока

-познакомиться с действием деления.

-Какой знак у деления.

-Как записать и как прочитать деление.

-Как деление связано с умножением.

-Применять полученные знания при решении примеров и задач.

Предлагают вариант – поделиться. Приводят примеры на основе жизненного опыта

Отвечают на вопросы:

Слож., умнож., вычитание

вычитание

сложение

Составляют задачу по рисунку: На 1 тарелке лежало 2 груши. Сколько груш лежало на 5ти таких тарелках?

Предлагают действие сложения или умножения

Найти сумму 5ти слагаемых, каждое из которых равно двум

Работая в парах, приходят в затруднение, осознают, что знаний для выполнения задания недостаточно.(мы не знаем, какое действие обратно умножению, как записать решение, какое надо выбрать действие)

Действие деления

Высказывают предположения, т.о. ставят перед собой учебные задачи

4.Открытие нового знания

Предметные:

понимать конкретный смысл операции деления; различать знак действия деления; устанавливать связь между действиями умножения и деления; различать простые задачи на деление (на части и по содержанию) и сравнивать их решение; самостоятельно составлять задачи по рисунку и обратные к ним; осознавать, что если произведение разделить на один из множителей, в результате получится другой множитель.

Метапредметные:

Работать по плану; использовать необходимые средства; контролировать свои действия (р); добывать новые знания, совершая предметные действия и делая самостоятельные выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую; формулировать условие и решение задачи с помощью простейших моделей;  анализировать, сравнивать математические объекты; делать выводы на основе

Ребята, перед вами 10 груш. Нам нужно разложить по 2 груши на тарелки. Как вы думаете, сколько тарелок нам понадобится?

Давайте проверим, правы вы, или нет? Разложим груши по тарелкам. У доски это сделает…, а

Остальные - воспользуйтесь фишками, которые лежат на столе в конверте, и, работая в парах, выполните задание.

Да, действительно, убеждаемся, что нужно 5 тарелок.

Что мы сделали с грушами?

Сколько всего груш?

Их разделили, разложили на тарелки. По сколько груш на каждую?

Сколько тарелок потребовалось?

Две точки – это знак деления.

Читаем так: 10 разделить на 2 будет 5.(хором)

Запишем это равенство в тетрадь.

А теперь немного изменим условие задачи. 10 груш нам нужно разложить на 5 тарелок поровну. Сколько груш будет на каждой  тарелке?

Давайте проверим. У доски это сделает…, остальные работают в парах. Как будем действовать?

Составим выражение к задаче.

Сколько было груш?

Что с ними сделали?

На сколько тарелок?

По сколько груш на 1 тарелке?  

Прочитайте выражение. Запишите его в тетрадь.

На слайде № 8: рисунок, кроме этого тарелки и груши

   

На слайде № 9:

10:2=5(т.)

     

На слайде № 10:

10:5= 2 (гр.)

Высказывают предположения

Совершают действия с предметами

Разделили их по тарелкам

Отвечают на вопросы

Хором прочитывают запись

Высказывают предположение

(2 груши)

Разложим по одной груше на каждую тарелку по очереди.

10

разделили

на 5

по 2

Физкультминутка

Сознательность выполнения физических упражнений(р)

Забота о здоровье (л)

Поработали мы дружно,

Отдохнуть теперь нам нужно,

Тише, тише, тишина

В нашу комнату пришла.

Мы делили, умножали,

И немножечко устали.

Раз – два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Посидим, отдохнем

И опять считать начнем.

4.Открытие нового знания

обобщения умозаключений (п); доносить свою позицию до других, устно оформляя свою мысль и используя математический язык; слушать и понимать речь других; участвовать в беседе; работать в паре (к)

Личностные:

В предложенной ситуации общения и сотрудничества самостоятельно делать выбор, как поступить

Сравните решение двух задач. Что у них общего?

Чем отличаются?

В 1ой задаче нам нужно было 10 груш разделить по 2 груши. При этом узнать, сколько раз по 2 груши содержится в 10. Узнали?

Во 2ой задаче нам нужно было 10 груш разделить на 5 равных частей. При этом узнать, сколько груш будет содержаться в каждой части. Узнали?

Помните, ребята, когда мы помогали Вини – Пуху, какие два действия были взаимнообратными?

 А как вы думаете, действия умножения и деления связаны между собой? Будут ли они взамнообратными? Давайте проверим.

По 3 мяча взяли 2 раза. Составьте и запишите выражение. Чему равно его значение?  

Теперь мы возьмем 6 мячей и разделим их по 3 мяча в каждой группе. Какое выражение составим? Сколько групп получится? Запишем равенство.

Возьмем  6 мячей и разделим их поровну на    2 группы. Сколько мячей в каждой группе?

Посмотрите внимательно на компоненты действий и на результаты. Что интересного заметили?

Проверим наше наблюдение, прочитаем сведения ученых на с . 63

Какой можно сделать вывод?

На слайде № 10:

10:5= 2 (гр.)

10:2=5 (т.)

На слайде № 11:

    3*2=6

    6: 3=2

Действие деление, первое число

Да, в 10 содержится 5 раз по 2 груши.

Да, если 10 груш разделить на 5 равных частей, в каждой части будет по 2 груши.

Действия  сложения и вычитания.

Высказывают предположения

Составляют выражения, записывают их в тетрадь

Если  произведение разделить на один множитель, то получим другой множитель. Читают сведения в учебнике.

Действия умножения и деления – взаимнообратные.

5.Первичное закрепление и применение полученных знаний

Метапредметные:

Продуктивное использование новых учебных действий;

развитие мыслительных операций сравнения, анализа и логической цепи рассуждений; применение новых знаний при выполнении задания и на практике в бытовой ситуации; поиск и выделение необходимой информации в  учебнике (п); слушают,  контролируют, сравнивают, исправляют, уточняют, пробуют на практике свои действия; вносят необходимые коррективы в действия на основе оценки и учета характера сделанных ошибок (р)

Личностные:

мотивация к включению в дальнейшую познавательную деятельность:

приобретение практического опыта; обоснование выбора своего способа решения

Проверим, ребята, как мы усвоили новую тему. Выполним несколько заданий. Открываем учебники на стр.63. Находим упражнение 5.

Рассмотрите рисунок под буквой б. Что изображено?

Сколько рыбок в каждом аквариуме?

Составьте задачу.

Запишем выражение к задаче и найдем его значение.

А теперь составим обратную задачу, используя действие деления.

Нужно ли выполнять вычисления?

Ну а теперь пришло время разделить наш клад.

Клад содержит 50 монет. Каждому достанется по 2 монеты. Сколько ребят получат монеты?

(один человек раздает «клад»), затем те, кто получил монеты, встает и ученики пересчитываются.

Молодцы! Умеете делиться!

Блиц-турнир. (Решение заданий на карточках, если останется свободное время)

На слайде № 12:

клетки

Положите поровну 6 яблок в 2 корзины. Ответ: в каждой корзине будет по __ яблока.

Разделите 9 конфет на троих детей. Ответ: каждому достанется по __ конфеты.

Положите 12 орехов по 3 ореха в пакет. Ответ: получим __ пакета с орехами.

Положите 10 пирожных 2 тарелки поровну. Ответ: в каждой тарелке бцдет по __ пирожных.

Разделите  16 конфет по 4 девочкам. Ответ: конфеты получат __ девочки.

Ориентируясь в учебнике, находят задание и рассматривают картинку. Отвечают на вопросы по картинке.

Составляют устно задачу по рисунку, записывают выражение.

Совместно с учителем составляют обратную задачу, записывают её решение.

Вычислять не нужно, т.к. знаем, что действия умножения и деления взаимнообратные.

Один раздает по 2 монеты каждому, затем дети пересчитываются и отвечают на вопрос задачи.

6.Итог урока, рефлексия, домашнее задание.

Метапредметные:

оценивать свои действия в соответствии с определённой ситуацией; оценить успешность достижения цели и наметить перспективу дальнейшей деятельности (р)

Личностные:

мотивация к целенаправленной познавательной деятельности и личностной рефлексии; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

Вернёмся к плану нашего урока. Все ли пункты мы выполнили? В чем продолжим тренироваться?

Оцените себя на полях в рабочей тетради.

Откройте дневники и запишите задание на понедельник. Если у вас не возникло затруднений по новой теме – рекомендую выполнить задание 6.

На слайде № 12:

План урока, значки самооценки

Сверяют результат деятельности с намеченными целями, намечают перспективу дальнейшей работы; выполняют самооценку деятельности; выбирают домашнее задание по силам и интересу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Помогите Чебурашке ответить на вопросы. Говорите только да или нет. 1. Результат умножения – это произведение? 2. Высказывания могут быть истинными и ложными. 3. В записи двузначного числа есть десятки и единицы. 4. Первый компонент вычитания это слагаемое. 5. Сумма – это результат сложения. 6. Если из вычитаемого вычесть уменьшаемое, то получится разность.

Слайд 4

Помогите Винни-Пуху составить выражения по образцу 20 + 60 = 80 80 – 60 = 80 – 20 = 32 + 8 = 40 – 32 = 8 40 – 8 = 32 20 60 40

Слайд 5

27 + 30 =

Слайд 9

Читаем: 10 разделить на 2 равно 5 10 2 = 5 : (т.)

Слайд 11

Читаем: 10 разделить на 5 равно 2 10 5 = 2 : (гр.) 10 : 2 = 5 (т.)

Слайд 12

6 : 3 3 х 2 =6 = 2 = 3 6 : 2 Если произведение разделить на один множитель, то получим другой множитель

Слайд 15

Я понимал задания учителя с трудом, не успевал за работой класса. Я все понимал на уроке, но не со всеми заданиями справился самостоятельно Я все понимал на уроке, все задания выполнил правильно. Оцени себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике 3 класс "Умножение на 10 и на 100" (Начальная школа 21 века)

Учитель: Фризен Адолина АндреевнаКласс: 3УМК: «Начальная школа XXI  века». Предмет: математика.Тема: Умножение на 10 и на 100.Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов д...

Технологическая карта урока по математике 3 класс "СВЯЗЬ МЕЖДУ ЧИСЛАМИ ПРИ ДЕЛЕНИИ"

Способствовать развитию умений находить взаимосвязь действий умножения и деления, делить двузначное число на однозначное с опорой на алгоритм, решать текстовые и логические задачи...

Технологическая карта урока по математике 4 класс. Программа "Начальная школа 21 века" Тема «Решение задач по теме «Умножение многозначного числа на однозначное»

Технологическая карта урока по математике. Тема «Решение задач по теме  «Умножение многозначного числа на однозначное»   4 класс . К карте приложены карточки по взаимо...

Технологическая карта урока по математике 4 класс (1 вариант) по теме Таблица умножения числа 2.

Технологическая карта урока по математике 4 класс (1 вариант) по теме Таблица умножения числа 2. Коррекционная школа....

Технологическая карта урока по математике 3 класс Тема: "Деление с остатком"

Цель: Обучить алгоритм выполнения деления с остатком и научить применять полученные знания на практике....

Технологическая карта урока по математике 4 класс "Школа России" на тему "Умножение числа на сумму"

Тема урока «Умножение числа на сумму». Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения применять свойства умножения числа на сумму при вычислениях.Зада...

Технологическая карта урока по математике 3 класс "Умножение и деление на 5"

Тема урока «Таблица умножения и деления на 5». Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство с составлением алгоритма таблицы умножения и деления с числом 5.З...