Конспект урока по математике в 1 классе «Сравнение чисел»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Тема Сравнение чисел
Цели 1) Научить детей сравнивать числа, выражая результат сравнения
словами «больше» и «меньше»; сформулировать правила сравнения чисел;
практиковать в решении примеров.
2) Развивать наблюдательность; прививать навыки самостоятельной деятельности;
интереса к предмету.
3) Воспитывать положительные качества.
Оборудование: учебник «Математика 1 класс» №2 и рабочая тетрадь №2
автор В.Н. Рудницкая; фишки; карточки; геометрические фигуры; наглядность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnenie.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике
в 1 классе
«Сравнение чисел»
подготовила
учитель начальных классов
Бурдина Ирина Александровна
Тема Сравнение чисел
Цели 1) Научить детей сравнивать числа, выражая результат сравнения
словами «больше» и «меньше»; сформулировать правила сравнения чисел;
практиковать в решении примеров.
2) Развивать наблюдательность; прививать навыки самостоятельной деятельности;
интереса к предмету.
3) Воспитывать положительные качества.
Оборудование: учебник «Математика 1 класс» №2 и рабочая тетрадь №2
автор В.Н. Рудницкая; фишки; карточки; геометрические фигуры; наглядность.
Ход урока
- Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Даром время не теряем
И работать начинаем.
- Создание психологического комфорта на уроке.
Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, запахи весны. Я желаю вам хорошего настроения, успеха и приглашаю всех на урок математики. Сегодня мы будем работать с числами, учиться сравнивать их, выражая результат сравнения словами «больше» и «меньше»; будем развивать наблюдательность и навыки самостоятельной деятельности; воспитывать интерес к предмету и положительные качества.
- Основная часть урока.
1) Мотивация учебной деятельности. Воспроизведение опорных знаний учащихся.
- В некотором царстве, в Математическом государстве жила была маленькая принцесса Математика. Принцесса очень любила всех жителей, и жители платили ей тем же. Каждого жителя принцесса звала по имени, только вот имена были необычные, как их звали вы уже знаете. (Открывается доска и появляются написанные в беспорядке числа от 0 до 20).
- Что такое перед вами? Это числа.
а) Устный счёт.
Прямой и обратный счёт.
- Давайте чётко и громко назовём каждого из них в прямом порядке от 0 до 10, теперь в обратном порядке от 10 до 0. Назовём каждого в прямом порядке от 11 до 20, а теперь в обратном порядке от 20 и до 11.
- Молодцы, всех жителей назвали правильно. А теперь от однозначных чисел проведите стрелки в овал, от чисел, оканчивающихся нулём, проведите стрелки в круг, от двузначных чисел – в полукруг.
Один ученик работает у доски, остальные в приготовленных карточках.
- Какие числа попали сразу в две фигуры? Почему?
Состав чисел.
- Числа в математическом государстве живут в домиках. Давайте заселим домики. (Повторяем состав чисел).
- Из чисел в математическом государстве составляют числовые выражения. Найдите значения числовых выражений, закройте фишками примеры с ответом 4. Выражение называйте громко и чётко.
6 - 2 | 13 – 9 | 11 - 8 | 14 - 10 |
2 + 3 | 12 - 7 | 4 + 0 | 8 - 4 |
10 - 6 | 2 + 2 | 9 - 3 | 1 + 5 |
Работа с геометрическим материалом.
- Принцесса Математика живёт во дворце. Как вы думаете, из чего он построен? Из геометрических фигур. Из каких? Назовите и покажите.
- Какую фигуру загадала принцесса, если эта фигура – не круг и находится справа от треугольника.
- Какая фигура находится в верхней строке справа? (круг)
- Какая фигура находится в нижней строке слева? ( квадрат)
- Сколько вы видите на рисунке многоугольников? Давайте составим задачу, сколько и чего потребовалось, чтобы построить дворец. Вспомним, что задача – это текст, в котором есть условие и вопрос. Про условие помнят все, а про вопрос, почему то забывают.
- Чтобы построить дворец, принцессе понадобилось 6 многоугольников и 2 круга. Сколько всего фигур понадобилось?
- Каким действием будем решать задачу? Почему? Надо узнать число всех фигур.
- Запишите решение задачи. Прочитайте это выражение. К шести прибавить два получится восемь.
- Кто знает другой способ? Сумма чисел шести и двух равна восьми.
- Дайте название каждому числу в этом выражении, поставьте карточки со словами «слагаемое», «слагаемое», «сумма».
- Вы, наверное, устали, а теперь все дружно встали.
б) Физминутка.
Сколько ягодок у нас,
Столько и подпрыгнем раз. Пять.
Сколько видите грибков,
Столько – головой кивков. Два.
Сколько черепах в округе,
Столько раз поднимем руки. Четыре.
Сколько видим пташек здесь,
Столько надо бы присесть. Три.
А лягушка здесь одна,
Работать всем велит она.
2) Сообщение темы урока. Введение материала с учётом закономерностей процесса познания, возрастных особенностей.
а) Формулирование первого правила сравнения чисел.
- В Математическом государстве очень уважают правила и всегда их соблюдают. И каждый раз, когда принцесса объявляет о новом правиле, этот день становится праздником. Вот и сегодня все жители ждут нового правила.
Пришла пора с ним познакомиться.
- Откройте учебник на 74 странице. Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы.
- Пересчитайте красные шары. Сколько их? 3
- Пересчитайте синие шары. Сколько их? 4
- Каких шаров меньше? Почему? Потому что три называют при счёте раньше четырёх. Каких шаров больше? Почему? Потому что четыре называют при счёте позже трёх.
- Пересчитайте белок. Сколько их? 5
- Пересчитайте лис. Сколько их? 3
- Каких зверей меньше? Почему? Потому что 3 называют при счёте раньше пяти. Каких зверей больше? Почему? Потому что при счёте 5 называют позже трёх.
- Пересчитайте курочек. Сколько их? 4
- Пересчитайте цыплят. Сколько их? 9
- Каких птиц меньше? Почему? Потому что 4 называют при счёте раньше девяти. Каких птиц больше? Почему? Потому что при счёте 9 называют позже четырёх.
- Какой можно сделать вывод?
- Числа можно сравнивать и без рисунков. Из двух чисел меньше будет то, которое при счёте называется раньше, и больше то, которое называется позже.
Послушаем первое правило принцессы.
Первое правило.
- Я принцесса математического государства, повелеваю помнить и применять такое правило:
Числа можно сравнивать и без рисунков. Из двух чисел меньше то число, которое называют при счёте раньше, а больше то число, которое называют при счёте позже.
(На доске появляется лист формата А4, на котором напечатано правило).
- Это правило, ребята, находится в учебнике на 74 странице в рубрике «Это важно знать».
- Выполнив задание первое, мы закрепим первое правило принцессы.
- Какое число больше: 13 или 19, 20 или 15, 5 или 8? Объясните свой выбор.
- Какое число меньше: 11 или 14, 13 или 9, 17 или 20? Объясните свой выбор.
- В учебнике на странице 75, посмотрите на верхний рисунок и ответьте на вопрос: кто больше набрал огурцов: Петя или Маша? Объясните свой выбор.
В корзине лежат 15 лимонов и 7 апельсинов. Чего меньше: апельсинов или лимонов? Объясните свой выбор.
- В каком слове больше букв? МАТЕМАТИКА (10) РИСОВАНИЕ (9)
- В каком из этих слов больше одинаковых букв?
- Знаете ли вы, какое число самое большое?
- Какое бы большее число вы не называли, всегда можно назвать следующее, которое при счёте идёт за этим числом, а значит, будет больше. Самого большого числа не существует.
- А самое маленькое? Для вас, мои маленькие первоклассники, самое маленькое число – это нуль.
б) Физминутка
Это – правая рука, это – левая рука,
Справа – шумная дубрава, слева – быстрая река…
Обернулись мы, и вот стало всё наоборот.
Слева – шумная дубрава, справа – быстрая река.
Неужели стала правой моя левая рука?
в) Формулирование второго правила сравнения чисел.
- Положите перед собой линейки.
- А теперь, посмотрите на шкалу линейки. Какое число написано на шкале линейки левее: 5 или 9? Какое из этих чисел написано правее?
- Назовите все числа, которые написаны справа от числа нуль. Есть ли числа, которые написаны слева от числа нуль?
- Назовите числа, которые расположены левее числа 7. (0,1,2,3,4,5,6).
- Эти числа меньше числа семь, потому что расположены левее числа 7.
- Найдите числа 3 и 6; число 3 меньше 6. Так как 3 распложено левее.
- Какое число меньше: 7 или 9, 11 или 15, 18 или 20 и почему?
- Назовите числа, которые расположены правее числа 7. Эти числа больше числа 7, потому что расположены правее.
- Найдите на шкале линейки числа 12 и 16. Какое из них расположено правее? Какое левее? Какое из этих чисел больше, и какое меньше?
- Какой можно сделать вывод?
- Из двух чисел меньше то, которое на шкале линейки левее, и больше то, которое правее.
Послушаем второе правило принцессы.
Второе правило.
- Я принцесса математического государства, повелеваю помнить и применять такое правило:
Числа можно сравнивать с помощью шкалы линейки. Из двух чисел меньше то число, которое на шкале линейки написано левее, а больше то число, которое написано правее. Левее нуля на шкале линейки нет ни одного числа. Поэтому нуль меньше любого другого числа, а любое число больше нуля.
(На доске появляется лист формата А4, на котором напечатано правило).
- Это правило, ребята, находится в учебнике на 76 странице в рубрике «Это важно знать».
- Выполнив задание одиннадцатое, мы закрепим второе правило принцессы.
Сравни числа по шкале линейки: 11 и 8, 15 и 13, 19 и 20, 16 и 18.
3) Самостоятельная работа. Проверка восприятия детьми нового материала.
а) Работа в маленьких тетрадях
- Откройте свои маленькие тетради, в них записаны в две строки пары чисел. Их нужно сравнить. Возьмите в руки красный карандаш и подчеркните им большее число в каждой паре на первой строке.
5 и 9, 3 и 2, 6 и 12, 9 и 6, 14 и 8
Возьмите в руки синий карандаш и подчеркните им меньшее число в каждой паре на второй строке.
8 и 2, 7 и 10, 15 и 13, 11 и 19
б) Дифференцированная работа в рабочих тетрадях на печатной основе
Работа строится с учётом индивидуального подхода. Рабочая тетрадь №2, страница 58.
IV. Итог урока
- Праздник в математическом государстве состоялся, новые правила объявлены и будут применяться на практике, в жизни. Мы с правилами принцессы познакомились, исполняли их на уроке, надеюсь и впредь будем исполнять и не ошибаться.
- Что нового вы сегодня узнали о числах?
- Какие открытия сделали для себя при изучении математики?
Сформулировали правила сравнения чисел.
- Для чего нужны эти правила?
- С каким настроением уходите с урока?
- Наш урок окончен. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по математике 1 класс "Сравнение чисел"
Тема урока «Сравнение чисел». 1 класс «Начальная школа 21 века»Тип урока: освоение новых знаний.Цели:1. Сформировать способность к сравнению чисел.2. Совершенствовать вычислительные навыки.3. Развиват...
Конспект урока по математике на тему: "Сравнение именованных чисел" 1 класс
Конспект урока по математике на тему: "Сравнение именованных чисел" 1 класс...
Конспект урока по математике 3 класс. Тема: Сравнение трехзначных чисел.
Тема: Сравнение трехзначных чисел....
Конспект урока по математике, 3 класс. УМК Школа России. "Сравнение трёхзначных чисел"
Цель: познакомить с приемами сравнения трёхзначных чисел; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов...
Конспект урока по математике 1 класса "Прибавление чисел 7, 8, 9"
Разработка конспекта урока поматематике для 1 класса по теме "Прибавление чисел 7, 8, 9" по УМК "Начальная школа 21 века" (Н.Ф. Виноградова)...
Конспект урока по математике 2 класс "Повторение чисел от 1 до 20"
Конспект разработан по новым ФГОС....
Конспект урока по математике 1 класс "Сравнение чисел. Результат сравнения"
Сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по сравнению чисел....