Конспект урока по математике для 3 класса. Сутки. Время от 0 до 24 часов.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Данный урок разработан для 3 класса, по учебнику математики Н.Б. Истоминой.На данном уроке реализована технология проблемно-диалогического обучения, внедрены приемы мотивации учащихся. Урок был представлен на конкурс "Молодой педагог года-2008г, где я стала финалисткой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plotnikova_m.m.sutki_._vremya_ot_0_do_24_chasov._3_klass.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Место проведения: городской конкурс «Молодой педагог года-2008»
Плотникова Марина Михайловна,
учитель начальных классов
I квалификационной катеории,
МАОУ-Гимназии №47,
г. Екатеринбурга, Свердловской обл.
Тема урока: «Сутки. Время от 0 до 24 часов». 3 класс
Учебник: Н.Б. Истомина «Математика»
Тип: урок изучения нового материала
Вид: урок - путешествия
Цель: формировать представления о сутках как единице времени, закрепить представления о временной последовательности событий посредством игровой ситуации на уроке и организации мини-исследования.
Задачи:
1.познакомить детей с понятием «сутки», актуализировать знания о понятиях: год, месяц, минута, секунда;
2.развивать математически грамотную речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
3.воспитывать бережное отношение к собственному времени и времени других, пунктуальность.
Принципы: доступности, сознательности и активности, связь теории с практикой.
Оборудование: разноцветные наборы циферблатов, отрывной календарь, карточки, модели механических и электронных часов.
Список использованной литературы:
1. Е.М. Минскин От игры к знаниям: пособие для педагогов и родителей.-М.: Мозаика-Синтез, 2003.-264с.
2. Н.Б. Троицкая Нестандартные уроки и творческие занятия:учебно-методическое пособие/Н.Б.Троицкая.-3-е изд., -М.: Дрофа,2006.-139с
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, формы работы | Организационно-технологический блок | |
Организационно-мотивационный | -Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок математики. Мы с вами отправимся в будущее с помощью машины времени. Сначала проверим готовы ли мы: «дыхательная гимнастика»: дышим носом-вдох на 4 счета-выдох на 4 счета. Итак, к запуску все готово, пристегнуть ремни и мы начинаем полет… | Приветствие учителя Выполняют дыхательную гимнастику Слушают | Методы: словесный Формы: фронтальная работа с классом, индивидуальная работа по дыхательной гимнастики Прием:«привлекательная цель» | Задача этапа: Организовать учащихся на уроке и смотивировать на изучение учебного материала. | |
Актуализация | Устный счет: на доске запись: 2х6,12х2, 6х10,24х0 Решите примеры и запишите ответыв строчку через запятую.Все эти числа имеют отношение к теме урока. Кто-нибудь может сформулировать о чем мы будем говорить на уроке математики? Ребята, а какие единицы измерения времени вы знаете? Скажите, из чего состоит месяц? Если месяц состоит из дней, тогда где же ночи? Ребята, вы знаете, в народе есть такое высказывание : «День, ночь-… прочь» Какое слово пропущено? Это слово-«сутки». Верно! Какое получилось высказывание? О чем оно? Почему так говорят? Мы с вами даже и не заметили, что уже переместились во времени на 3 часа вперед. (на модели циферблата часов передвигаются стрелочки на 3 часа вперед - на доске) | Считают и записывают числа в тетрадь. Высказывают гипотезы: «о двузначных числах, о составе чисел, о часах, об умножении чисел и т.д.» Го, день, час, секунда, минута… Из дней ??? Заботы, дела, сутки! День, ночь-сутки прочь. Высказывания детей. | Методы: словесный:беседа, наглядный: демонстрация модели часов, практический: сматематические вычисления. Формы: индивидуальная, фронтальная | Задача этапа: заинтересовать учащихся в ходе этапа изучением новой темы, актуализировать знания по усвоению ранее изученного материала | |
Постановка учебной проблемы | Итак, мы сегодня с вами будем говорить о чем? О сутках. Верно! И цель нашего урока понять, что же такое сутки, из чего они состоят и в чем особенность этой единицы измерения времени. (Стрелки передвигает учитель или ученик еще на 3 часа) | Ученики могут сформулировать тему и цель сами. | Метод: словесный Форма: фронтальная | Задача: вместе с детьми сформулировать тему урока и поставить учебную задачу | |
Открытие новых знаний | Ребята, а как мы узнаем время? Верно. Вот, посмотрите, у меня есть часы, на них только 12 делений (механические часы), а в сутках 24 часа. Хорошо. Верно. А вот по календарю сегодня продолжительность дня 11 часов 4 минуты? И в разное время года продолжительность дня разная. Можем сейчас это вместе проверить!!! (мини-исследование) У вас на столе у каждого лежит листочек из отрывного календаря. Посмотрите, одинаковая ли продолжительность дня? Сравните с календарем соседа. 22.06 и 23.10-дни равноденствия. Что это за дни? Значит, если день и ночь не всегда равны 12 часам, то надо иметь 2 циферблата: на одном бы показывали продолжительность дня, а на другом продолжительность ночи. Удобно было бы нам, как вы думаете? Значит, можно сделать вывод: деление на день и ночь условно. Вывод: первый круг стрелка проходит ночь, еще один круг-день=24 часа. Мы называем это … Появляется табличка - «помогайка» 1сутки=24 часа (передвигаем стрелки на 3 часа вперед) Мы научились с вами пользоваться часами? Вы уверены? Давайте потренируемся. | По часам. 12-день 12-ночь ??? Рассматривают листки календаря и сравнивают продолжительности дней и ночей, выясняется, что день по-разному. Разная продолжительность на каждый день. Ответы детей. (когда день=ночь) Нет, неудобно. Это долго. Вывод формулируют сами дети. Учитель обобщает ответы. Сутки -да! -да! | Метод: проблемный Форма: парная работа, коллективная беседа | Задача: способствовать развитию познавательной сферы через различные виды заданий, познакомиться с новыми понятиями. | |
Физ.минутка | По кабинету развешаны карточки с записью определенного времени. Ваша задача: найти карточку, на которой изображено определенное время. Готовы? Начали: 12:30, час дня, полпятого, 18:55, 21:00, 09:00. (на карточках время написано на электронных и механических часах). Как вы думаете, нам пригодятся эти знания и умения в жизни? | Дети находят карточки (повороты туловища, головы, глаз позволяет провести динамическую паузу) -Да! | Задача: переключить и сконцентрировать внимание детей на наглядных объектах, дать возможность подвигаться, отдохнуть. | ||
Первичное закрепление | А давайте вместе проверим как новые знания нам помогут в решении задач. Прочитайте задачу. О чем эта задача? Какие единицы времени нам встретились в задаче? Какой вопрос в задаче? Можем ли мы сразу ответить на вопрос в задаче? Какое математическое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос. Запишите решение в тетрадь (стрелки передвигаются еще на 3 часа вперед) Какие ответы получились? Оцените свою работу (по шкале самооценки) А как вы думаете можно ли определить время без часов? Перед приземлением мы свяжемся с оператором на Земле и проведем пресс-конференцию. Задайте свои вопросы, которые у вас есть по этой теме мне или нашим гостям. | Два судна находились в море. Первое судно находилось в море 72 часа, а второе 2 суток 5 часов. На сколько больше часов было в море первое судно? О суднах? Сутки, часы. На сколько больше часов было в море первое судно? Нет. Надо перевести сутки в часы. -Вычитание. Записывают. Варианты ответов. Сравнивают затем с образцом на доске. Самооценка работы. Да, нет…(ответы детей) | Метод: Практический Формы: работа с учебной книгой, практическая, индивидуальная работа, устный опрос. Прием: «Пресс-конференция» | Задача: Применить полученные знания при решении задачи | |
Физ.минутка | Упражнение: «субъективная минута». Для выполнения упражнения необходимо встать. Сейчас я засеку 1 минуту (на песочных часах). Как только вы будете уверены, что минута уже закончилась, вы садитесь за парту. Так мы определим самого пунктуального человека, который точно знает, сколько времени прошло. Начинаем. | Дети встают. По очереди садятся. (Предполагается, что у всех должно быть не одновременно, т.к. ощущение времени у всех разное) | Метод: игровая ситуация Форма: коллективная игра | Задача: восстановить внимание детей, дать возможность подвигаться, сменить вид деятельности. | |
Инструктаж по домашнему задачу | Нужно оценить свое время, не тратя ни секунды на бесполезные дела. Каждый из нас по-разному чувствует время и по-своему его использует. А д/з я тоже хотела бы задать вам разное задание: Для всех-№6 на стр.88 Те, кто хочет заработать дополнительную отметку, может сам дома придумать задачу с единицей времени «сутки», записать условие и решение в тетради. И творческое задание (по желанию): Подумать, как разделить циферблат часов на 2 части, чтобы сумма чисел в одной части циферблата = сумме чисел в другой части. Оформить на отдельном макете часов. Выполненное задание необходимо отправить мне по современной машине времени- по интернету. | Запись д/з. Комментирование, вопросы детей по заданию (если есть) | Метод: словесный, наглядный. Прием: «Необычная обычность» | Задача: Обеспечить понимание учащимися цели, содержания, способов выполнения домашнего задания | |
Итог урока | Итак, наше путешествие с вами заканчивается. Мы с вами хорошо поработали, а теперь пора оценить свою работу на уроке. Зеленый циферблат поднимают те, кто считает, что он работал активно и все понял. Желтый - кто очень старался, но остались вопросы. Красный - кому было многое непонятным, но ему натерпится выяснить все вопросы до конца. | Поднимают циферблат соответствующего цвета, чтобы оценить свою работу после «внутреннего самоанализа» | Метод: словесный, наглядный. Прием: «Светофор» | Задача: подвести итог урока, дать качественную характеристику деятельности всех учащихся на уроке, а также провести этап самооценки работы каждого ученика на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
урок по математике 2 класс "Определяем время"
Данный урок проводился во 2 классе. Предполагает, что обучающиеся умеют определять время по часам....
Конспект урока по математике 3 класс. Тема "Единицы времени. Сутки".
Урок математики в 3 классе. УМК "Школа России"...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе
Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...
Конспект урока по математике 3 класс "Работа, производительность, время"
На уроке вводится понятия «производительность», «работа», «время работы» Дети знакомятся с новым видом задач на производительность. Совершенствуется умение понимать соотношение между работой, вы...
Технологическая карта урока математики. Дистанционное обучение. План-конспект урока по математике (2 класс)
Урок по математики (2 класс)...