Урок математики в 4 классе "Скорость. Время. Расстояние.Решение задач."
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Кадигробова Ольга Алексеевна

Документ содержит технологическую карту урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx47.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Математика

Учитель

 Кадигробова О.А.

Тема урока

Скорость. Время. Расстояние. Решение задач.

Цель урока

Формировать умение решать задачи на движение

Задачи проекта

обучающие

развивающие

воспитательные

 Осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления

  • Строить рассуждения,  выделять существенные признаки, осуществлять поиск  информации. учить читать модели движения в заданных направлениях, формировать умение анализировать и решать задачи на движение;

Воспитывать  у учащихся любовь к  спорту, здоровый образ жизни.

Средства обучения

раздаточный материал, мультимедийный проектор, экран, компьютер для демонстрации слайдов Роwеr Роint

ЦОР: презентация Microsof Power Point

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап

I. Организационный момент Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, обнимитесь.

- У нас урок математики. Его предлагаю провести под девизом: Тише едешь - дальше будешь.

/слайд 2/

- Что это? Как понимаете эти слова?

/Не торопись, когда едешь куда-либо, делаешь что-либо. В прямом смысле это означало "не торопи лошадей, можно загнать их и тогда вообще никуда не доедешь". В переносном - "делай медленно, но уверенно и тогда достигнешь цели"/

Цель этапа:  

  • настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний
  • создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
  • приветствие
  • проверка явки учащихся
  • заполнение  учителем классного журнала
  • проверка готовности учащихся к уроку
  • настрой учащихся на работу
  • доведение до учащихся плана урока

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • эмоциональный настрой на урок и т.д.

Формируемые способы деятельности: 

  • проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • активное слушание
  • выдвижение  предположений о теме урока и т.д.

Формируемые способы деятельности:

  • формулирование собственных  ожиданий

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия: 

  • слушание собеседника

Формируемые способы деятельности:

  • построение понятных для собеседника высказываний

II. Проверка выполнения домашнего задания

Цель этапа:

  • установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания
  • устранить в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях
  • выяснить степень усвоения заданного на дом материала
  • определить типичные недостатков в знаниях и их причины
  • ликвидировать обнаруженных недочётов
  • выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса, устранение типичных ошибок
  • обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися
  • формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще
  • использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • повторение раннее изученного материала

  • Формируемые способы деятельности:
  • проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • контролируют правильность ответов обучающихся

Формируемые способы деятельности:

  • оценивание результата по алгоритму
  • адекватное восприятие оценки учителя

Познавательные УУД

  • Осуществляемые действия: 
  • взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

  • Формируемые способы деятельности:
  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • взаимодействуют с учителем во время опроса

Формируемые способы деятельности:

  • продолжение  развития умения  использовать простые речевые средства для передачи своего мнения
  • умение полно и точно выражать свои мысли

II. Актуализация знаний

Цель этапа:

  • организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания
  • актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания
  • предъявить задания, близкие жизненному опыту детей
  • зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний
  • организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании

С какими величинами мы познакомились на предыдущих уроках?/ - Охарактеризуйте каждую.

Как вы думаете, могут ли эти 3 величины быть взаимосвязаны между собой?

Давайте попробуем составить и записать нахождение величин в карточку шпаргалку. - С какими величинами мы познакомились на предыдущих уроках?

1. Операционный этап:

- Давайте поразмышляем.

/слайд 3 /

- Что записано? Какую величину измеряют мерами длины?

- Рассмотрите записи и определите, какая величина лишняя в каждой строчке:

- Почему? Что нужно сделать?

- Какую величину измеряют единицей длины за единицу времени?

Что лишнее? Почему?

5 км\ч, 5 000 м\ч, 50 км/ч;

- Что лишнее? Почему?

- Положите перед собой оценочный лист и оцените свои знания по разделу: величины.

- Где встречаются все эти три величины?

- Исходя из сказанного, сформулируйте тему нашего урока.

/слайд 4; Задачи на движение/

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

/ Скорость, время, расстояние/

Скорость - это расстояние, пройденное за единицу времени.

Расстояние - это путь движущегося тела.

Время в пути движущегося тела./

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов
  • формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
  • формирование  умения на основе анализа объектов делать выводы
  • формирование умения обобщать и классифицировать по признакам
  • формирование умения находить ответы на вопросы

Коммуникативные УУД

7м 5см, 750см, 75дм, 7м 50см;

/Дети указывают лишнюю величину - 7м5см; т.к. 750см =75дм=7м50см/

(работа в парах)

-Скорость

5 км\ч, 5 000 м\ч, 50 км/ч;

Дети указывают - 50км/ч; т. к. 5км/ч=5000м/ч/

125 мин, 1ч 25 мин, 2ч 05 мин

Дети указывают -1ч 25 мин; т. к. 125 мин = 2

-Дети выполняют оценивают свои знания по шкале/

-В задачах на движение

III. Постановка учебной задачи 

Цель этапа: Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности

Учитель: - Где встречаются все эти три величины?

Регулятивные УУД

(слайды №5,6,7)

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

Формируемые способы деятельности:

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности:

формирование умения ставить цель деятельности

Практический этап

IV. Проблемное изложения нового знания

Цель этапа:

  • зафиксировать  причину затруднения у учащихся
  • сформулировать и согласовать цели урока
  • организовать уточнение и согласование темы урока
  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
  • организовать фиксацию преодоления затруднения

1) с. 121 № 394 /учебник/

- Откройте учебник на странице 121. Прочитайте задачу № 394

- Попробуйте её решить самостоятельно или в паре. Можно использовать схему для анализа задачи.

/Дети самостоятельно работают с задачей 3 - 5 минут. Учитель "видит картину" работы/

- К доске идёт :.

- Какая это задача по структуре?

- Назовите известные данные? Что нужно найти?

/слайд 8 /

1) 120 х 2 = 240 (км) - за 2 часа

2) 510 - 240 = 270 (км) - со скоростью 90 км/ч

3) 270 : 90 = 3 (ч) - 3 часа со скоростью 90 км/ч

4) 2 + 3 + 1 = 6 (ч) - занял весь путь

Ответ: 6 часов на весь путь.

- В задаче есть второй вопрос. Прочтите его. Попробуйте ответить устно на этот вопрос.

5) 90 х 6 = 540 (км) - успеет машина пройти это расстояние за 6 часов

Ответ: успеет машина пройти это расстояние за 6 часов со скоростью 90 км/ч; затратит времени меньше 6 часов, т. к. необходимо пройти расстояние в 510км/

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • формирование умения слушать и понимать других
  • формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
  • формирование умения работать в парах, в группах

Познавательные УУД

2) с. 122 № 398 /учебник/

- Откройте учебники на странице 122. Прочитайте, пожалуйста, текст задачи. Есть ли вопросы по тексту?

/слайд 9/

/Байдарка - лёгкая спортивная лодка без уключин с закрытым носом и кормой управляемая двухлопастным веслом./

- Задачу решаете самостоятельно, можно в паре. На экране есть подсказка, можно ею воспользоваться.

/слайд 10/

ПРОВЕРКА:

1) 24 : 6 = 4 (ч) - в пути 1 день 1) 24 + 30 = 54 (км) - весь путь

2) 30 : 6 = 5 ( ч) - в пути 2 день 2) 54 : 6 = 9 (ч) - в пути два дня

3) 4 = 5 = 9 (ч) - в пути два дня

- Во ск. действий вы решили? Кто решил так же?

- Можно ли её решить по-другому? Какое данное в задаче позволяет нам решить эту задачу короче?

/Оценочный лист/

VII Проверь решение

3) с. 123 № 402 /Текст на слайде/

Прочитайте текст задачи.

/слайды 11, 12/

- Миша и Маша решили эту задачу вот так. Кто же прав?

/слайд 13/

- Почему Миша ошибся, что он не учёл?

/Оценочный лист/

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

V.Первичное закрепление знаний учащихся

Цель этапа:

  • зафиксировать алгоритм выполнения …
  • организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах)
  • А что помогло вам решать задачи?

Личностные УУД

  • Составление карточки-шпарголки

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  • формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

VI. Динамическая пауза

Сложите руки в "замок" за спиной (т. к. отрицательные эмоции "живут" на шее ниже затылка и на плечах), напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки, сбросьте напряжение с кистей. Во время потягивания в организм выбрасывается эндорфин - гормон счастья.

ФМ для улучшения мозгового кровоснабжения

И.П. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - И.П., 3 - поворот головы налево. 4 - И.П. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

И.П. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперёд, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем ослаблено опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Темп средний.

"Гимнастика мозга") представляет собой серию быстрых, приятных, наполненных энергией действий: "Колечко".Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполняйте в прямом и обратном порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

"Ухо-нос". Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой- за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цель этапа: 

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
  • организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока
  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке
  • по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

Положите листки достижений перед собой

слайд14/

Какую цель поставили в начале урока? Достигли ли вы её?

-Что для вас было важным? Новым? Трудным?

-Что вы поняли и чему научились?

- Что понравилось? Что не понравилось?

- Кого бы хотели поблагодарить за урок?

- Кто доволен своей работой на уроке? А кто нет?

- Что ты хотел бы пожелать себе и своим товарищам на следующий урок?

Личностное

УУД

ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ ______________________

5

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

0 вел прав мат. д. задача сам. р. уст. задание на уроке

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умений полно и точно выражать свои мысли

Технологическая карта с дидактической структурой урока

1. Ф.И.О. учителя: Житникова Екатерина Петровна, Иванова Светлана Евгеньевна

2. Класс: 3 Дата: 04.02.2014 Предмет Математика

3. Тема урока: Решение задач

4. Место и роль урока в изучаемой теме:

5. Цель урока:

1)обучающая:  Осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления 

    2) развивающая: Строить рассуждения,  выделять существенные признаки, осуществлять поиск  информации.

   3) воспитательная:: Воспитывать  у учащихся любовь к  спорту, здоровый образ жизни.

6. Задачи урока:

  • способность к исследованию при решении задач на движение; умение сравнивать, обобщать, систематизировать знания при установлении взаимосвязи между математическими понятиями;
  • отрабатывать ключевые понятия, определяющие успешность решения задач на движение объектов;
  • учить читать модели движения в заданных направлениях, формировать умение анализировать и решать задачи на движение;
  • отрабатывать вычислительные навыки при решении задач;
  • воспитание уважения к себе в результате достижения целей, поставленных на уроке, дружеских отношений между учащимися, чувства взаимовыручки; чувства уверенности в своих силах.

Ход урока:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 4 классе: "Скорость, время, расстояние. Решение задач"

Конспект урока по математике в 4 классе "Скорость, время, расстояние. Решение задач"...

Урок математики по теме: «Условие как часть задачи. Выделение признаков задачи» 2 класс

Конспект и презентация урока математики во  2 классе по развивающей  системе Л.В.Занкова....

Конспект открытого урока и презентация к уроку математики в 1 классе по теме "Задача Структура задачи"

Конспект урока по математике. 1 класс. Тема урока "Задача. Структура задачи"...

Интегрированный урок по математике и окружающему миру 4 класс тема: "Скорость, время, расстояние. Решение задач на движение. Растения и животные леса, луга, водоёма"

Интегрированный урок по математике и окружающему миру поможет закрепить знания:  связи между величинами (скорость, время, расстояние), обобщить знания о живой и неживой природе, умение видеть мат...

Технологическая карта урока математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Данный урок разработан как урок-практикум по работе с задачами. Может быть применен учителем при работе по любой программе. Урок содержит математический диктант и различные виды работы с задачами. К у...

01. Интегрированный урок математики, ОБЖ "Скорость. Время. Расстояние. Задачи на движение".

Данный интегрированный урок проводится в 4 классе. Организован он в очень интересной, доступной форме. На уроке применяется индивидуальная работа, фронтальный опрос учащихся, самопроверка, р...