Интегрированный урок по математике и окружающему миру 4 класс тема: "Скорость, время, расстояние. Решение задач на движение. Растения и животные леса, луга, водоёма"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Интегрированный урок по математике и окружающему миру поможет закрепить знания: связи между величинами (скорость, время, расстояние), обобщить знания о живой и неживой природе, умение видеть математические задачи в окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по математике и окружающему миру ( 4 класс )
Тема: «Скорость, время, расстояние. Решение задач на движение. Растения и животные леса, луга, водоёма»
Цель: 1. Закрепить знания о связи между величинами (скоростью, временем, расстоянием) с помощью решения задач.
2. Обобщить знания детей о неживой и живой природе, о растительных сообществах.
3. Продолжить формирование экологической культуры.
- Задачи:
- Образовательная:
- установить зависимость между величинами S, v, t;
- формировать умение анализировать и решать задачи на движение;
- закрепить знания учащихся о понятии «среднее значение»
- вырабатывать и совершенствовать вычислительные навыки;
- учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы.
- Развивающая:
- развивать внимание и оперативную память;
- развивать логическое мышление;
- развивать математическую речь учащихся.
- Воспитательная:
- воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем мире.
Оборудование:
Карточки к устному счёту, иллюстрации к задачам, иллюстрации: леса, луга, водоёма; растения, насекомые; карточки с формулами.
Ход урока
I Организационный момент. Мотивация к деятельности.
- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета,
Не сдвинется с места любая работа.
- Сегодня мы работаем в группах. Командиром 1-й группы назначается …, 2-й группы - …, 3-й группы - … . В каждой группе также работают консультанты (приколот значок К ). Командиры отвечают за выполнение группами правил поведения.
II Устный счёт. ( работа с палитрой в группах)
120 x 2 Б 64 + 36 Д 720 : 4 Т
78 – 24 Е 232 x 3 У 77 + 23 О
102 x 8 Р 126 -8 Б 414 x 2 П
45 + 45 Ё 480 : 2 В 800 – 30 О
540 : 3 З 670 - 70 Я 86 : 2 Л
484 – 64 А 384 +6 З 36 +36 Ь
- Какие слова получились? Берёза, дуб, вяз, тополь. СЛАЙД 1
- Что они обозначают? Растения, деревья.
- К какой части природы они относятся? Это живая часть природы, это рас-
ния.
- Как вы определили? Назовите приз- Они дышат, питаются, растут.
наки живого в природе.
- Где они растут? В лесу.
- Дайте определение леса. Это природное сообщество,
состоящее, главным образом,
из деревьев и кустарников.
- Ребята, а как можно добраться до леса? Пешком, на поезде, на само-
лёте, на автомобиле.
- Разминка наша как раз о всех видах тран-
спорта. ( задачи на движение из Академии
младшего школьника)
- Самолет пролетает расстояние от города А до города В за 1 ч. 20 мин. Однако обратный перелет занимает 80 мин. Как вы это объясните?
- «Мерседес» проехал 20км. Сколько километров проехало каждое их его четырех колес?
- Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город?
- Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? СЛАЙД 2
III Актуализация знаний.
-Какие величины были использованы в заданиях? Часы, минуты, км.
- Какова же тема нашего урока? Решение задач с величинами:
скорость, время, расстояние.
СЛАЙД 3, 4
- В чём измеряется РАСТОЯНИЕ, ВРЕМЯ, СКОРОСТЬ? СЛАЙД 5
-Действительно, мы продолжаем знакомство Поезд.
с задачами на движение. И сегодня мы
отправимся в путешествие. Та группа, которая
заработала во время устного счёта больше всего
бонусов, та и выбирает транспортное средство на
котором мы отправимся в лес.
- Вы выбрали поезд, он проехал 90 км со ско- На доске записаны 3 формулы на дви-
ростью 45 км/ч. Найдите время движения этого жение.
поезда (устно). СЛАЙД 6
- Какую формулу мы используем для решения t = s : v
задачи?
- Посчитайте, сколько времени будет дви- 90 : 45= 2 (ч)
гаться поезд?
- Посмотрите, какие ещё формулы вам известны? Нахождение скорости: v = s : t
Нахождение расстояния: s = v x t
- Эти формулы мы ещё будем использовать для
решения задач на движения. СЛАЙД 7
- Экскурсия в лес. Задача.
- Посмотрите на доску, мы с первой группой
приехали в лес (иллюстрация леса). СЛАЙД 8
- Какие деревья растут в лесу? Клёны, тополя, вязы, дубы.
- Всего в этом лесу растёт 12386 деревьев. К. – 235, в 4 раза м., в 3 раза м.
Клёнов – 235, их в 4 раза меньше, чем тополей и Т. - ?
в 3 раза меньше, чем вязов, а остальные деревья – В. - ?
дубы. Найдите. Сколько дубов растёт в этом лесу? Д. - ?
( условие задачи на доске) СЛАЙД 9 Всего – 12386 д.
- Анализ задачи.
- Что известно в задаче? Всего деревьев – 12386, клёнов 235,
их в 4 раза меньше тополей и в 3 раза
меньше вязов.
- Что нужно найти? Сколько дубов растёт в этом лесу?
- Скажите, чего больше: клёнов или тополей? Больше тополей в 4 раза.
- Сколько вязов? Вязов в 3 раза больше клёнов.
- Как найти, сколько тополей растёт в лесу? 235 x 4 = 940 (д)
- Как найти, сколько вязов растёт в лесу? 235 x 3 = 705 (д)
- Запишите решение задачи. Сколько дубов 12386 – (235 + 940 + 705)=10506(д)
растёт в этом лесу?
- Запишите ответ. Ответ: в лесу растёт 10506 дубов.
- Сравним, каких деревьев больше. Дубов больше, чем остальных.
- Как называются леса, в которых больше дубов? Такой лес называется дубрава.
СЛАЙД 10
- Каких зверей можно встретить в лесу? Лосей, кабанов, лис, волков, зай-
цев, белок.
- Какие птицы там обитают? Дятел, синица, сорока.
- Как люди используют лес? Лес даёт человеку древесину, ягоды,
Грибы, лекарственные растения,
дичь, кислород.
- Итак, лес –это природное сообщество, в сос-
тав которого входят: деревья, кустарники, травы,
мхи, лишайники, грибы; в нём обитают различ-
ные животные. Все эти растения и животные
тесно связаны между собой и влияют друг на
друга.
Физминутка
-Путешествие на луг.
- Понравилось путешествовать? Да.
- Тогда со следующей группой мы отправляемся на
луг.
- Дайте определение луга (вывешивается иллюстра- Луг – это природное сообщество,
ция луга) СЛАЙД 11 образованное влаголюбивыми
травянистыми растениями.
- Что растёт на лугу? Тимофеевка, клевер, мышинный
горошек.
- А теперь выбираем транспортное средство и от- Самолёт.
правляемся на луг.
- Почему выбрали самолёт? Мы выбираем самолёт, потому что
луг находится далеко и на ровной
поверхности.
- Задача.
- Этот самолёт летел 20 мин со скоростью 4 км/мин.
Найдите расстояние, которое он пролетел. СЛАЙД 12
- Какую формулу будете использовать? S = V x T
- Определим расстояние, которое пролетел самолёт. 4 x 20 = 80 (км)
- Запишите ответ.
- Кто скрывается в густой траве луга? Мелкие звери, птицы, насекомые.
- Назовите, какие насекомые здесь обитают? (иллю- Бабочки, шмели, осы, пчёлы, жуки,
страция) стрекозы.
- Назовите общие признаки строения насекомых. Голова, грудь, 4 крылышка, брюш-
ко, пара усиков, 6 ножек.
- Задача
- Бабочка за 3 минуты пролетает расстояние 180 м.
А стрекоза за 2 часа пролетает расстояние в 14400 м.
Во сколько раз скорость стрекозы больше ско-
рости бабочки? СЛАЙД 13
- Запишите условие задачи в таблицу. Название T S V
Б 3 мин 180м ?
С 2 ч 14400м ?
- Что нужно найти? Найти скорость бабочки и скорость
стрекозы и узнать, во сколько раз
скорость стрекозы больше.
- Как найдём скорость бабочки? Какую фор- V = S : T
мулу будем использовать?
- Найдём скорость бабочки и скорость стрекозы. 180 : 3 = 60 (м/мин)
14400 :2 = 7200 (м/час)
Да, надо перевести скорости в оди-
наковые величины:
7200 : 60 = 120 (м/мин)
скорость бабочки 60 (м/мин), а
скорость стрекозы 120 (м/мин).
Ответ: скорость стрекозы в 2 раза
больше скорости бабочки.
- Назовите птиц обитающих на лугу. Коростель, перепел.
- Опишите внешние признаки птиц Обтекаемая форма тела, покрыта
(иллюстрация) покрыта перьями, есть два крыла,
клюв, две конечности.
- Чем они питаются? Они питаются насекомыми, семе-
нами трав.
- Какие звери обитают на лугу? Почему Мыши, кроты.
здесь не селятся крупные звери? Луг – это открытая местность,
здесь крупным зверям трудно
спрятаться от врагов, устраивать
жилища.
- Сделаем вывод: ЛУГ – это природное
сообщество с травянистой влаголю-
бивой растительностью, где обитают
небольшие по размерам животные.
- Какое значение луг имеет для человека? Это сенокосные угодья, здесь
растут лекарственные травы.
Поэтому люди охраняют луг.
- Путешествие к водоёму.
- Продолжаем наше путешествие, отпра-
вимся на водоём. (иллюстрация) СЛАЙД 14
- У нас осталось одно транспортное средство:
автомобиль.
- Задача
- За 3 часа автомобиль проходит расстояние
126 км. Расстояние до водоёма 1400 м. Най-
дите время нашего путешествия. СЛАЙД 15
- Какую формулу будем использовать? T = S : V
- С какой скоростью движется автомобиль? V = S : T
- Какую формулу применим? 126 : 3 = 42 (км/час)
- Переведём в соответствующие единицы. 42000 : 60 = 700 (м/мин)
- Определим время. 1400 : 700 = 2 (мин)
Ответ: автомобиль двигался 2 мин.
- Посмотрим на водоём (иллюстрация).
- Какие бывают водоёмы? Естественные и искусственные.
- А какой на иллюстрации?СЛАЙД 16 Естественный, созданный при-
родой.
- К естественным относятся …. Реки, озёра.
- Пруд … Пруд нет та как это маленькое во-
дохралище в оврагах или откры-
тых ямах.
- Какие растения населяют водоём? Кувшинка, кубышка, телорез.
- Как они приспособлены к жизни на Они имеют длинный стебель,
воде? широкие листья на поверхности
воды.
- Какие птицы чаще встречаются здесь? Гуси, утки, лебеди – их называют
водоплавающими.
- Их отличительные особенности? Они имеют широкий клюв, лапки
с перепонками, плотное оперение.
- Чем они питаются? Рыбой, насекомыми, лягушками.
- Задача.
- На пруд прилетели водоплавающие
Птицы: гуси и утки. За 4 часа гуси про-
летели 120 км, а утки с такой же скоростью
летели 7 часов. Какое расстояние пролете-
ли утки?
- Запишем условие в таблицу. Что известно название V T S
в задаче? Гуси одина- 4 ч 120км
Утки ковая 7 ч
- Что нужно найти? Нужно найти расстояние, которое
пролетели утки.
- Можно ли сразу найти расстояние, которое Нет, нам неизвестна их скорость.
пролетели утки?
- Что мы знаем о скорости полёта уток? Она та же, как и у гусей.
- Можем мы найти скорость с которой ле- Чтобы найти скорость, надо
тели гуси? расстояние разделить на время.
- Какую формулу используем? V = S : T
- Чему равна скорость? 120 : 4 = 30 (км/ч)
- По условию задачи скорость полёта уток
такая же, как и скорость полёта гусей.
- Теперь мы можем найти растояние, которое Да, можем.
пролетели утки?
- Какую формулу будем использовать? S = V x T
- Вычислите расстояние. Сколько получи- 30 x 7 = 210 (км)
лось?
- Запишите ответ. Ответ: утки пролетели 210 км.
- Ребята, вспомните, какие ещё животные насе- Рыбы, звери, насекомые.
ляют водоём?
- Как охраняют растения и животных водоё- Рассказывают об охране водоё-
мов? мов.
- Мы с вами выяснили, что ВОДОЁМ это при-
родное сообщество с разнообразным расти-
тельным и животным миром. Растения и
животные водоёмов тесно связаны между
собой и влияют друг на друга. Водоёмы
могут быть естественные и искусственные.
Все водоёмы нужно оберегать.
IV Итог урока.
- Ребята, наше путешествие подходит к концу. Вам интересно самим оценить свои знания по теме урока? Тогда давайте выполним еще одно задание.
- В квадрате с числами надо обвести числа красным цветом от 0 до 10. Это и будет вашей оценкой на уроке.
V Рефлексия.
- Какие формулы были использовались S = V x T V = S : T T = S : V
Вами при решении задач на движение?
- В каких единицах измеряется скорость, км/ч, км/мин, м/сек, м/мин
время, расстояние? час, минута, секунда
км, м
- Какие растительные сообщества нами Лес, луг, водоём.
Были посещены?
- Про каких животных решали задачи? Бабочку, стрекозу, гуся, утку
- Как вы чувствовали себя на уроке?
ПОКАЖИТЕ МНЕ.
- А сейчас пора возвращаться домой.
- Встали все, едем домой (выполняются движения под стихотворение)СЛАЙД 17
Качу, лечу
Во весь опор
(ходьба на месте)
Я сам – шофёр
(имитация управления рулём)
И сам мотор
9 круговые движения плечами вперёд, назад)
Нажимаю на педаль
( имитирую нажатие на педаль)
И машина мчится в даль!
( бег на месте)
-Садитесь!
-Вы сегодня очень хорошо потрудились, решили много новых и интересных задач. Предлагаю вам дома продолжить работу. Составьте и запишите задачи на движение (плакат). Кто желает получить оценку «5» - ко всем формулам, «4» - к 2 формулам, «3» - к 1 формуле. Самые интересные задачи мы решим в классе на следующем уроке.
-Спасибо за урок! СЛАЙД 18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/11/08/picture-4618.jpg)
Интегрированный урок по математике и окружающему миру 2 класс "С кем дружит ель. Новые приемы сложения и вычитания"
"С кем дружит ель. Новые приемы сложения и вычитания"...
Конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру в 3 классе
В конспекте представлена интеграция урока математики с уроком окружающего мира в 3 классе. Темаурока: "Единицы измерения. Век. Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси"...
Интегрированный урок по математике и окружающему миру во 2-м классе "Сложение и вычитание трехзначных чисел. Перелетные птицы"
Я работаю над проблемой междисциплинарного обучения. Внедряю в свою практику интегрированные уроки, потому что эти уроки способствуют личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, ...
Интегрированный урок по математике и окружающему миру во 2 классе “Умножение. Редкие и исчезающие растения и животные Ростовской области (Красная книга Ростовской области)”
Перспектива экологического воспитания весьма широка, т.к. проблема экологии – это проблема существования человека на Земле, поэтому знания, полученные в школе, будут востребованы и необходимы каждому ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-264784-1370971954.jpg)
Интегрированный урок по математике и окружающему миру для 2 класса по системе Занкова
Представлен урок-закрепление таблицы умножения на 2 с презентацией....
Интегрированный урок по математике и окружающему миру "Табличное вычитание", 2 класс.
Интегрированный урок по математике и окружающему миру "Табличное вычитание"для 2 класса....
Конспект урока во 2 классе по теме: « Числовые выражения». (интегрированный урок по математике и окружающему миру). Животные в мире чисел
Представлен конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру: "Животные в мире чисел". Также прилагается презентация....