Урок по математике в первом классе
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Тема: Задача.

Первый урок, новая тема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadacha_1kl.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по математике в 1 классе

Предмет: математика, 1 класс, УМК  «Школа России».

Учитель: Мороз Л.В.  МОУ «Романовская средняя общеобразовательная школа».

Тема урока: Задача.

Место урока в теме: 1 –ый урок.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: создание условий для ознакомления с отличительными особенностями задачи.

Задачи урока для учителя:

Образовательные:

                         Познакомить учащихся с отличительными элементами задачи, научить  выделять задачи из предложенных текстов;

                         Развивать математическую  речь, вычислительные навыки.

Развивающие:

                         Способствовать развитию УУД.

Воспитательные:

                         Способствовать формированию познавательного  интереса к математике.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

Метапредметные

Личностные

- умение выделять задачи из предложенных текстов;

- умение различать структуру текстовой задачи;- умение различать условие задачи, вопрос; 

-  умение правильно оформлять решение задачи в тетради;

Регулятивные:

- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- умение определять последовательность действий;

- умение следовать пунктам алгоритма, осуществление  пошагового  контроля своих действий с ориентацией на действия  учителя;

- умение отличать  верное  выполненное задание от неверного;

- умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

- умение под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;

- умение под руководством учителя  осуществлять  обобщение,  делать выводы (подведения под понятие).

Коммуникативные:

- участие в работе парами и группами;

- умение понимать задаваемые вопросы;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- умение выражать свою точку зрения;

- умение адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

- положительное отношение  к изучению предмета математики;

- интерес к новому опыту;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- использование своего жизненного опыта и опыта других людей для решения задач.

Оборудование к уроку: УМК «Школа России»:

учебник «Математика» 1 класс (М.И.Моро), рабочая тетрадь «Математика»,

презентация «Задача», предметные картинки (поезд с примерами, светофор, герои из мультфильмов), веера цифр, набор для устного счёта.

Этапы занятия

Планируемые результаты личностные, метапредметные, предметные)

Содержание деятельности

педагога

Содержание деятельности

обучающихся

Инструментарий

1

Мотивационно-организационный момент

Личностные: 

- положительное отношение  к изучению предмета математики;

Создание эмоционального настроя на изучение нового материала:

Я рада, что вы собрались здесь, друзья.

И думаю, встретились мы не зря.

Мы будем учиться сегодня решать,

Исследовать, сравнивать и рассуждать,

Секрет математики вновь  открывать.

Эмоциональный настрой

2

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Личностные: 

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные: 

- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Коммуникативные: 

- умение понимать задаваемые вопросы;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

Предметные: 

- нахождение неизвестного слагаемого.

Индивидуальная работа

Вместо звёздочек поставь нужную цифру.

- Как найти неизвестное слагаемое?

1+2=*   4+2=*    5+2=*

3=*+2   6=*+2    7=*+2

3-2=*    6-2=*      7-2=*

Организация фронтальной деятельности учащихся:

Устный счёт (игра «Составь поезд!»): расположи вагоны с примерами в порядке возрастания.

4-2  2-1  10-1   7+1   9-2  2+3   4+2   4-1  5-1  9+1

3 ученика у доски заполняют пропуски,

проверяют с помощью сигнальных карточек, читая выражения разными способами.

Решают примеры и располагают вагончики с примерами в порядке возрастания

 Ноутбук, интерактивная доска, презентация «Задача»

3

Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Личностные: 

- интерес к новому опыту;

Познавательные: 

- анализ и выделение существенной информации;

Коммуникативные:

- умение выражать свою точку зрения;

- умение адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Регулятивные: 

- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- умение следовать пунктам алгоритма;

- умение отличать верно выполненное задание от неверного;

Предметные: 

- умение выделять задачи из предложенных текстов;

- умение различать структуру текстовой задачи;

- умение различать условие задачи, вопрос; 

-  умение правильно оформлять решение задачи в тетради;

Формулировка задания, побуждение к рассуждению и высказыванию своего мнения:

Послушайте 2 рассказа и сравните их.

1.На базе купили 2 свёклы и 1 кочан капусты. Сколько всего купили овощей?

2. На базе купили 2 свёклы и 1 кочан капусты. Овощи очень полезные.

- Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой – в учебник «Окружающий мир»?

- Как называется первый рассказ на языке математики?

- Кто уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

…..

- Что известно в задаче?(это условие)

- Что нужно узнать? (это вопрос)

Ещё раз прочитайте вопрос и ответьте на него.(2+1=3  - это решение) (3 овоща - это ответ).

Работа по учебнику.

Стр.88 №1

Учитель читает задачу.

Ребята, что я прочитала?(Задачу)

Назовите условие задачи.

 Назовите вопрос задачи.

Назовите решение задачи.

Назовите  ответ задачи.        

Дети смотрят презентацию и слушают учителя

Отвечают на вопросы, осуществляют анализ объектов, используя наглядный материал для решения  учебной задачи.

Читают задачу хором с  учителем, называют части задачи.

Слайд 3-6

Слайд 7

 

Физкультминутка.

Регулятивные: 

- умение осуществлять  пошаговый  контроль своих действий с ориентацией на действия  учителя

Организация физкультминутки.

Осуществляют профилактику утомления

 

4

Этап первичной проверки понимания изученного

Личностные: 

- использование своего жизненного опыта и опыта других людей для решения задач;

Регулятивные: 

- осуществление  пошагового  контроля своих действий с ориентацией на действия  учителя;

- умение следовать пунктам алгоритма;

- умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

Коммуникативные:

- участие в работе парами и группами;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- умение выражать свою точку зрения;

Предметные:

- умение различать структуру текстовой задачи;

Самостоятельная работа учащихся в группах

Составляют задачу, используя карандаши.

 

Дети обсуждают  и составляют задачу в группах.

При проверке  каждая обыгрывают

  части задачи.

Слайд 8

5

Этап закрепления изученного

 Регулятивные:

- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- умение определять последовательность действий;

- умение следовать пунктам алгоритма, осуществление  пошагового  контроля своих действийс ориентациейна действия  учителя;

- умение отличать верно выполненное задание от неверного;

- умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

Личностные:

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Предметные:

- умение различать структуру текстовой задачи;

Формулировка задания, создание эмоционального настроя, обеспечение мотивации и ориентировка на выполнение заданий.

Работа в тетради на печатной основе.

Работа в парах.

№ 3 (с. 88)

Самостоятельно решите  задачу и определите её части.

Взаимопроверка.        

Логическая задача (работа по учебнику)  № 7 (с.89).

  • Прочитайзадание.
  • Является ли данный текст задачей.
  • Как зовут мальчиков?(справа налево:Дима, Саша, Толя)

Чтение и анализ задачи, составление решения

из счётного материала в парах

Решают задачи и вписывают решение.

Проверка по вариантам.

Принимают и сохраняют учебную цель и

задачу.

Анализируют предложенный текст.

 Слайд 9

6

Этап подведения итогов учебного занятия , рефлексия.

Личностные: 

- положительное отношение  к изучению предмета математики;

Коммуникативные: 

- умение понимать задаваемые вопросы;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- умение выражать свою точку зрения;

Познавательные: 

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- умение под руководством учителя  осуществлять  обобщение,  делать выводы (подведения под понятие).

Регулятивные:

 - умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

Предметные:

- умение выделять задачи из предложенных текстов;

- умение различать структуру текстовой задачи;

-  умение правильно оформлять решение задачи в тетради.

Организация фронтальной работы по вопросам проблемного характера. Анализ и оценка успешности достижения цели. Планирование последующей работы.

-        Какие математические термины вы сегодня узнали?

-        Для чего нужно уметь решать задачи?

……..

 Оцените свои знания по новой теме с помощью светофора.

(Зеленый- урок прошел удачно, я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой!

Желтый- сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легким. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Красный- задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь.)

Формулируют полные ответы на вопросы. Высказывают предположения. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы.

Слайд 10

Слайд 11

 

Самоанализ урока по математике в 1 классе

По теме «Задача»

Учитель начальных классов Мороз Л.В.

Данный урок по типу является уроком изучения новой темы.

Цель: создание условия для ознакомления с отличительными особенностями задачи.

Задачи урока для учителя:

Образовательные:

Познакомить учащихся с отличительными элементами задачи, научить  выделять задачи из предложенных текстов;

                         Развивать математическую  речь, вычислительные навыки.

Развивающие:

                         Способствовать развитию УУД.

Воспитательные:

                         Способствовать формированию познавательного  интереса к математике.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД:

Личностные УУД:

- положительное отношение  к изучению предмета математики;

- интерес к новому опыту;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- использование своего жизненного опыта и опыта других людей для решения задач.

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

- умение под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;

- умение под руководством учителя  осуществлять  обобщение,  делать выводы (подведения под понятие).

Коммуникативные:

- участие в работе парами и группами;

- умение понимать задаваемые вопросы;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- умение выражать свою точку зрения;

- умение адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Регулятивные:

- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- умение определять последовательность действий;

- умение следовать пунктам алгоритма, осуществление  пошагового  контроля своих действий с ориентацией на действия  учителя;

- умение отличать верно выполненное задание от неверного;

- умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

Планируемые результаты:

Предметные:

- умение выделять задачи из предложенных текстов;

- умение различать структуру текстовой задачи;- умение различать условие задачи, вопрос; 

-  умение правильно оформлять решение задачи в тетради;

- УУД: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре, группе.

- Личностные: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности. На уроке применялись здоровье сберегающие технологии ( физминутка). Применялись  задания, направленные именно на развитие детей. При проведении урока были использованы различные формы обучения: индивидуальная и фронтальная работа, детям  оказывалась индивидуальная помощь. При проведении урока было использована презентация, как компьютерная поддержка. При подведении итогов  и рефлексии был применен самоанализ деятельности  учеников. Урок был очень динамичный, один вид деятельности быстро сменялся другим, проведён в доброжелательной рабочей обстановке.

Урок  поставленной цели достиг.

Перспективы на будущее

  1. Продолжать учить детей работать в группах, в паре.
  2. Учить детей выражать свои мысли.
  3. Добиваться от детей точных и правильных ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике в первом классе на тему: "Уравнения. Чудеса света."

Актуализировать знание по названию компонентов, нахождения части и целого, умение решать задачи при помощи уравнений, добиться усвоения алгоритма решения уравнений и делать пр...

Олимпиада по математике в первом классе. Первый этап.(В классе)

Часто дети в первом классе очень хорошо решают логические задачи, но чтобы понять, кто из детей впоследствии станет учстником олимпиад, я провожу мини-олимпиады в классе. Запущенный "пробный шар" прин...

Урок "Занимательная математика" в первом классе

Соревнования двух команд в игровой форме для закрепления изученного материала по математике, решения логических задач, ребусов. Выполнение домашнего задания по нахождению пословиц и поговорок, связанн...

Конспект урока по математике в первом классе по теме: число и цифра 5.

Данный урок разработан с целью знакомства учащихся с числом 5, его составом и местом в числовом ряду, а также с написанием цифры 5....

Урок по математике в первом классе Ура! Путешествие...

Повторение состав числа десять. Знакомство с единицей длины километр. Старинные меры длины....

Урок математики в первом классе. Тема урока: Сантиметр

сформировать способность у учащихся к использованию знаний о понятии сантиметр, как о новой единице измерения длины в процессе решения математических задачСформировать представление у учащихся о понят...