Этапы урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
Предметные | УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин) Слайды 1-2 | Слушают учителя, смотрят на слайд | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Слайд 1. - Сегодня мы вновь продолжаем путешествие по стране ГЕОМЕТРИЯ. - Вспомните, кто же является королевой этой страны? (Точка.) Слайд 2. - Правильно. Именно она, ТОЧКА, сегодня познакомит нас с новыми геометрическими фигурами. |
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
2. Этап актуализации знаний (5 мин) Слайды 3-12 | Построение угла
Ответы на вопросы учителя
Пытаются правильно сформулировать понятие угла
Работа в тетради
Работа в парах
| Построение угла из точки выполняется на интерактивной доске
Фронтальный опрос
Учитель помогает детям в построении предложения
Проверка с помощью экрана | Практическая работа № 1. -Возьмите белый лист формата А-5 - Отметьте на листе бумаги точку О и проведите лучи ОВ и ОА. В О А Слайд 3 - На сколько частей лучи разделили плоскость? (на две части) Слайд 4 - Закрасьте меньшую часть цветным карандашом. Слайд 5. - Кто знает, какую геометрическую фигуру мы получили? (Угол) - Чем будет являться точка О? (Точка О – вершина угла) Слайд 6. - Сколько вершин у угла? (1) - Покажите цв. карандашом вершину вашего угла. -Чем будут являться лучи ОА и ОВ? (стороны угла) - Сколько сторон у угла? (2) Слайд 7. - Какие части мы можем выделить в угле? (Точка – вершина и два луча – стороны, которые выходят из этой точки – вершины.) - Кто может сказать, что же такое угол? (Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки)
Слайд 8. - Вы, конечно, знаете, что у каждой геометрической фигуры есть название, и у углов тоже есть название. - Угол можно назвать разными способами. - Каждый угол имеет своё имя, название. Догадайтесь, как называется этот угол? - Верно – это угол АОВ, или ВОА или угол О. - Записывают это так:
Слайд 9. - Как образовалось название угла? (Буква, которая называет вершину, читается в середине.) - Записывают это так: слово «угол» заменяют специальным знаком: (<) - Откроем тетради, запишем число – 23 декабря, Классная работа. - Запишем этот знак в тетради. - А теперь обратите внимание на то, как пишется название угла. (Все буквы заглавные.) - А теперь потренируемся в записи углов. - Прочитайте задание на желтых карточках. (Назвать и записать угол, его стороны и вершину) Слайд 10. А Е D
В К D С - Работать будем в парах. - Каждому по 1 углу. Надо назвать угол. Записать его название в тетради. Затем назвать его вершину и стороны. - Проверим с помощью экрана. Слайд 11. - Найдите в классе похожие углы. - Много ли таких углов? (Нет) - А каких углов больше в нашем классе? (прямых) - Где в классе мы можем наблюдать прямые углы? - Что значит прямой угол? - Почему у вас разные ответы? (Потому что это не изучали) - Сформулируйте тему нашего урока (Прямой угол) Слайд 12. | Умение строить лучи
Понимание частей угла
Построение грамотного высказывания при формулировке понятия | Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Анализ (Познавательные УУД)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи (Познавательные УУД)
Коррекция и контроль (Регулятивные УУД)
|
3. Этап фиксирова- ния индивидуаль- ного затруднения в пробном действии (2 мин)
|
1. как построить прямой угол 2. каким инструментом пользоваться 3. как определить, что угол прямой |
Фиксация затруднений (вопросов) на доске
| - Начертите на бумаге (нелинованной) прямой угол. (А-5) - Какие возникают вопросы? - У кого возникли затруднения? - Как построить угол, если бумага нелинованная? - Как доказать, что построенный вами угол прямой? (Проблема) - Посмотрите на список наших вопросов - Попробуем разобраться вместе. - Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Научиться строить и определять прямой угол) |
| Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще нужно усвоить (Регулятивные УУД)
Формулирование проблемы (Познавательные УУД) Постановка вопросов (Коммуникативные УУД) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (Познавательные УУД) |
4. Этап выявления места и причины затруднения (5 мин) Слайды 13-16 |
Практическая работа
Н-р: 2. 1 3. 4. как называются пересекающиеся прямые, которые образовали 4 прямых угла |
Фиксация затруднений (вопросов) на доске
| Практическая работа № 2 - Сложите лист бумаги пополам, а потом ещё раз пополам. (А-4) Слайд 13. - Разверните модель. - Возьмите линейку и красный карандаш, проведите по линиям сгиба. Слайд 14. - На сколько частей прямые разделили плоскость? (На 4 части.) - Что можете сказать о прямых? (Они пересекаются.) - Сколько углов образовали пересекающиеся прямые? (4.) Слайд 15. - Эти пересекающиеся прямые образовали углы. - Как вы думает, как будут называться углы, которые образовались при пересечении прямых? (прямые углы) Слайд 16. - Заштрихуйте прямые углы разными цветами. - Поставьте точку на пересечении прямых. - Чем будет являться эта точка для каждого из углов? (Вершиной угла.) - Кто знает, как называются пересекающиеся прямые, образовавшие 4 прямых угла? (Затруднение) - Мы столкнулись с еще одной проблемой, с тем, что мы пока не знаем. Давайте добавим этот вопрос в наш список вопросов на доске. - Значит, чему мы еще должны научиться сегодня на уроке? (Узнать, как называются пересекающиеся прямые, которые образуют 4 прямых угла) |
|
Структурирование знаний (Познавательные УУД)
Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще нужно усвоить (Регулятивные УУД) Постановка и формулирование проблемы (Познавательные УУД) |
5. Этап построения проекта выхода из затруднения (3 мин) Слайд 17 | Работа с учебником |
| - Где мы можем найти ответ на вопрос? (учебник стр. 38 – правило в нижней рамочке) - Как вы поняли, как называются пересекающиеся прямые, которые образуют 4 прямых угла? Слайд 17. - Пересекающиеся прямые, образовавшие 4 прямых угла, называются перпендикулярными прямыми. |
| Структурирование знаний (Познавательные УУД) Смысловое чтение (Познавательные УУД) |
6. Этап реализации построенного проекта (10 мин) Слайды 18-22 |
| (Учитель демонстрирует угольники для доски)
Фронтальный опрос групп о последовательности операций
| - Ребята, с помощью какого чертежного инструмента удобно строить и проверять прямой угол? - Как он называется? - Правильное его название чертёжный угольник. - Прямые углы удобно находить и строить с помощью угольника. (Раздаю детям угольники) Слайд 18. - Рассмотрите его внимательно и подумайте, почему? - Возьмите угольники. При помощи модели, изготовленной вами путем перегибания бумаги найдите прямой угол. Слайд 19. - Сколько прямых углов на угольнике? (Он один). - Проверьте с помощью модели, два других угла прямые? (Два других угла непрямые). - Где прямой угол? Наклейте на него красный кружок.
Слайд 20. Физкультминутка. Слайд 21. - Я буду показывать вам геометрические фигуры, если в них есть углы, надо сосчитать их и присесть столько раз, если углов нет то 3 хлопка в ладоши.
- А сейчас поработаем в группах..
Работа в группах (по 6 человек).
Каждая группа обсуждает свои задания и потом защищает сделанные ими выводы. Группы могут дополнять ответы других.
1 задание (одинаковое для всех групп). (Зеленая карточка)
– Мы познакомились с новым чертежным инструментом. Подумайте, как при помощи угольника проверить, прямой угол или нет? Составьте в группе алгоритм определения прямого угла – расставьте последовательность операций.
Алгоритм:
Если вторая сторона угла совпала со второй стороной угольника, то это прямой угол. (3) Совместить вершину прямого угла чертёжного угольника и вершину угла. (1) Совместить одну из сторон чертёжного угольника и сторону угла. (2) Слайд 22.
- Найдите прямые углы с помощью чертёжного угольника в окружающей вас обстановке – на школьном столе.
|
Составление алгоритма
|
Контроль (Регулятивные УУД)
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
Планирование учебного сотрудничества (Коммуникативные УУД)
|
7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (8 мин)
|
Выходят по 2 представителя от группы. Один держит модель, другой с помощью угольника доказывает
Работа в группах. Построение фигур с прямым углом
|
Учитель с помощью указки помогает детям показать плоскость у угла
Фронтальный опрос групп | 2 задание (одинаковое для всех групп). (Синяяя карточка)
1 группа. Изобразить прямой угол с помощью частей тела. Доказать с помощью угольника. 2 группа. Сконструировать прямой угол из пластилина. Доказать с помощью угольника. 3 группа. Сконструировать прямой угол из деталей конструктора. Доказать с помощью угольника. 4 группа. Сконструировать прямой угол из конструктора ЛЕГО. Доказать с помощью угольника. 5 группа. Сконструировать прямой угол из проволоки. Доказать с помощью угольника.
Резервное 3 задание (разное в каждой группе). (Розовая карточка А-5, маркеры) 1 группа. Начертите треугольник, у которого 1 угол прямой. Подумайте, почему у треугольника такое название? 2 группа. Начертить четырехугольник, у которого только 1 угол прямой. Подумайте, почему у четырехугольника такое название? 3 группа. Начертить пятиугольник, у которого только 1 угол прямой. Подумайте, почему у пятиугольника такое название? 4 группа. Начертить прямоугольник. Подумать, почему прямоугольник имеет такое название? 5 группа. Начертить квадрат. Подумать, почему квадрат можно назвать прямоугольником? |
Применение новых знаний |
Моделирование (Познавательные УУД)
Анализ объектов (Познавательные УУД)
Синтез (Познавательные УУД)
Моделирование (Познавательные УУД) |
8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (8 мин) Слайд 23 |
Самостоятельная работа на карточках |
Проверка с помощью экрана | Путешествие по стране Геометрия сегодня заканчивается, но не подходит к концу. Мы еще не раз вернемся в эту удивительную страну. А сейчас мы выполним небольшую самостоятельную работу, которая покажет, что мы сегодня узнали на уроке.
(Оранжевая карточка для каждого) Догадайтесь, какое слово пропущено.
Угол – это геометрическая ______________, образованная двумя ___________, выходящими из одной ___________. Лучи, которые образуют угол, называются _______________ угла. Точка, из которой выходят стороны угла, называется ______________ угла. Для того, чтобы построить угол необходимо провести из одной __________ два ___________. Инструмент для определение и построения прямого угла______________________.
- Проверьте себя с помощью экрана. Слайд 23. - Прошу встать тех ребят, которые выполнили задание без ошибок. - Прошу встать самые дружные группы. |
|
Оценка (Регулятивные УУД) Коррекция (Регулятивные УУД) |
9. Этап включения в систему знаний и повторения (2 мин)
|
|
| - Какие задачи мы ставили перед собой на уроке? (Научиться строить и определять прямые углы) - Достигли цели? Докажите. - Вернемся к нашим вопросам и посмотрим, на все ли вопросы мы смогли найти ответы. -------------------------------------------- Что такое угол? (Это меньшая часть плоскости, ограниченная двумя лучами, имеющими общее начало.) - Углы бывают разные. С каким видом угла вы познакомились сегодня? (С прямым углом.) - Как называются прямые, образующие прямой угол? (Перпендикулярные.) - Как вы находили прямой угол среди углов? (С помощью угольника: совмещали угол и одну из сторон угольника. Потом смотрели, совпадает ли другая сторона угла со стороной угольника.) |
|
|
10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (1 мин) Слайд 24 |
|
| - Оцените свою работу на уроке. - Покажите сигнальные карточки. Красный – доволен собой, всё понял. Жёлтый – допускал неточность, неуверен в знаниях. Синий – ничего не понял Слайд 24 |
| Оценка (Регулятивные УУД) |
11. Домашнее задание Слайд 25 |
|
| Слайд 25. На листе формата А-4 построить (начертить) дом, в котором все углы прямые.
|
|
|