Технологическая карта урока математики во 2 классе. УМК "Перспектива"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Юркова Галина Александровна

Урок математики на тему "Прямой угол". 2 класс. УМК Перспектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_matem.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Юркова Галина Александровна ,   учитель начальных классов МАОУ СОШ №10

Технологическая карта урока математики во 2 классе

тема «Прямой угол»

Тип урока – урок изучения нового материала

Технология учебного сотрудничества (групповое взаимодействие)

Методы: проблемный,  деятельностный, частично-поисковый, наглядно – иллюстративный, практический

Тема

Прямой угол

Цель урока

Формирование понятий «прямой угол», «перпендикулярные прямые», выделение основные частей угла –  вершины, сторон. 

Задачи:

1. Познакомить с понятиями «прямой угол», «перпендикулярные прямые» на основе действий с практическими материалами.

2. Формировать УУД:  

Познавательные УУД           

1) добывание новых знаний: нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

2) умение пользоваться чертежным инструментом для определения и построения углов

Коммуникативные УУД

1) умение слушать, слышать и понимать других через организацию группового взаимодействия;

2) построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД –

1) умение определять тему урока и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

2) работа по коллективно составленному алгоритму;

Личностные результаты- 

1) умение проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Планируемый результат

Предметные:

Учащиеся понимают, что такое «угол», «прямой угол», "перпендикулярные прямые». Знают способ выделения прямого угла из множества других углов. Умеют находить и строить прямой угол при помощи модели и угольника.

Личностные:
Умеют проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Умеют добывать новые знания: нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умеют пользоваться чертежным инструментом для определения и построения углов (Познавательные УУД);

Умеют слушать, слышать и понимать других; умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (Коммуникативные УУД);

Умеют определять тему урока и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

умеют работать по коллективно составленному алгоритму (Регулятивные УУД);

Основные понятия

Угол, прямой угол, перпендикулярные прямые

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

- Петерсон Л.Г. Математика. Учебник для 2-го класса (часть 2).

- презентация «Прямой угол»,

- нелинованные листы А-4, А-5

- тетрадь,

- карточки (желтая, зеленая, синяя, розовая),

- маркеры

- конструктор

- лего

- пластилин

- проволока

- цв. карандаши

- наклейки – красные точки

- угольники

- сигнальные карточки для самооценки

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах,  работа в группах


Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности    

(1 мин)

Слайды 1-2

Слушают учителя, смотрят на слайд

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Слайд 1.

- Сегодня мы вновь продолжаем путешествие по стране ГЕОМЕТРИЯ.

- Вспомните, кто же является королевой этой страны?   (Точка.)

Слайд 2.

- Правильно. Именно она, ТОЧКА, сегодня познакомит нас с новыми геометрическими фигурами.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

2.  Этап актуализации знаний

(5 мин)

Слайды 3-12

Построение угла

Ответы на вопросы учителя

Пытаются правильно сформулировать понятие угла

Работа в тетради

Работа в парах

Построение угла из точки выполняется на интерактивной доске

Фронтальный опрос

Учитель помогает детям в построении предложения

Проверка с помощью экрана

Практическая работа № 1.

-Возьмите белый лист формата А-5

- Отметьте на листе бумаги  точку О и проведите лучи ОВ и ОА.

                                                   В

 О                                                                                    

                                                А

Слайд 3                

- На сколько частей лучи разделили плоскость? (на две части)

Слайд 4

- Закрасьте меньшую часть цветным карандашом.

Слайд 5.

- Кто знает, какую геометрическую фигуру мы получили? (Угол)

- Чем будет являться точка О?  (Точка О – вершина угла)

Слайд 6.

- Сколько вершин у угла? (1)

- Покажите цв. карандашом вершину вашего угла.

-Чем будут являться лучи ОА и ОВ? (стороны угла)

- Сколько сторон у угла? (2)

 Слайд 7.

 - Какие части мы можем выделить в угле? очка – вершина и два луча – стороны, которые выходят из этой точки – вершины.)


- Кто может сказать, что же такое угол? (Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки)

Слайд 8.

- Вы, конечно, знаете, что у каждой геометрической фигуры есть название, и у углов тоже есть название.
- Угол можно назвать разными способами.

- Каждый угол имеет своё имя, название. Догадайтесь, как называется этот угол?

- Верно – это угол АОВ,  или ВОА или угол О.

- Записывают это так:

< АОВ,

< ВОА

или

Слайд 9.

- Как образовалось название угла? (Буква, которая называет вершину, читается в середине.)
- Записывают это так: слово «угол» заменяют специальным знаком: (<)

- Откроем тетради, запишем число – 23 декабря, Классная работа.

- Запишем этот знак в тетради.
- А теперь обратите внимание на то, как пишется название угла. (
Все буквы заглавные.)

- А теперь потренируемся в записи углов.
- Прочитайте задание на желтых карточках.
(Назвать и записать угол, его стороны и вершину)

Слайд 10.

        А                                      Е        D

В                               К                 D        

                     С

- Работать будем в парах.
- Каждому по 1 углу. Надо назвать угол. Записать его название в тетради. Затем назвать его вершину и стороны.

- Проверим с помощью экрана.

Слайд 11.

- Найдите в классе похожие углы.

- Много ли таких углов? (Нет)

- А каких углов больше в нашем классе? (прямых)

- Где в классе мы можем наблюдать прямые углы?

- Что значит прямой угол?        

- Почему у вас разные ответы? (Потому что это не изучали)

- Сформулируйте тему нашего урока (Прямой угол)

Слайд 12.

Умение строить лучи

Понимание частей угла

Построение грамотного высказывания при формулировке понятия

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Анализ (Познавательные УУД)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи (Познавательные УУД)

Коррекция и контроль (Регулятивные УУД)

3. Этап фиксирова-

ния индивидуаль-

ного затруднения в пробном действии

(2 мин)

1. как построить прямой угол

2. каким инструментом пользоваться

3. как определить, что угол прямой

Фиксация затруднений (вопросов) на доске

- Начертите на бумаге (нелинованной) прямой угол.  (А-5)

- Какие возникают вопросы?

- У кого возникли затруднения?

- Как построить угол, если бумага нелинованная?

- Как доказать, что построенный вами угол прямой? (Проблема)

- Посмотрите на список наших вопросов

- Попробуем разобраться вместе.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Научиться строить и определять прямой угол)

Оценка – выделение  и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще нужно усвоить (Регулятивные УУД)

Формулирование проблемы (Познавательные УУД)

Постановка вопросов (Коммуникативные УУД)

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (Познавательные УУД)

4. Этап выявления места и причины затруднения

(5 мин)

Слайды 13-16

Практическая работа

Н-р:

2.

1

3.

4. как называются пересекающиеся прямые, которые образовали 4 прямых угла

Фиксация затруднений (вопросов) на доске

Практическая работа № 2

- Сложите лист бумаги пополам, а потом ещё раз пополам.   (А-4)

Слайд 13.

- Разверните модель.
- Возьмите линейку и красный карандаш, проведите по линиям сгиба.

Слайд 14.
- На сколько частей прямые разделили плоскость? (
На 4 части.)
- Что можете сказать о прямых? (
Они пересекаются.)
- Сколько углов образовали пересекающиеся прямые? (
4.)

Слайд 15.
- Эти пересекающиеся прямые образовали углы.

- Как вы думает, как будут называться углы, которые образовались при пересечении прямых? (прямые углы)

Слайд 16.

- Заштрихуйте прямые углы разными цветами.
- Поставьте точку на пересечении прямых.
- Чем будет являться эта точка для каждого из углов? (
Вершиной угла.)
- Кто знает, как называются пересекающиеся прямые, образовавшие 4 прямых угла?

(Затруднение)

- Мы столкнулись с еще одной проблемой, с тем, что мы пока не знаем. Давайте добавим этот вопрос в наш список вопросов на доске.

- Значит, чему мы еще должны научиться сегодня на уроке? (Узнать, как называются пересекающиеся прямые, которые образуют 4 прямых угла)

Структурирование знаний (Познавательные УУД)

Оценка – выделение  и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще нужно усвоить (Регулятивные УУД)

Постановка и формулирование проблемы (Познавательные УУД)

5. Этап построения проекта выхода из затруднения

(3 мин)

Слайд 17

Работа с учебником

- Где мы можем найти ответ  на вопрос? (учебник стр. 38 – правило в нижней рамочке)

- Как вы поняли, как называются пересекающиеся прямые, которые образуют 4 прямых угла?

Слайд 17.

- Пересекающиеся прямые, образовавшие 4 прямых угла, называются перпендикулярными прямыми.

Структурирование знаний (Познавательные УУД)

Смысловое чтение (Познавательные УУД)

6. Этап реализации построенного проекта

(10 мин)

Слайды 18-22


(Учитель демонстрирует угольники для доски)

Фронтальный опрос групп о последовательности операций

- Ребята,  с помощью какого чертежного инструмента удобно строить и проверять прямой угол?

- Как он называется?
- Правильное его название чертёжный угольник.

- Прямые углы удобно находить и строить с помощью угольника. (Раздаю детям угольники)

Слайд 18.
- Рассмотрите его внимательно и подумайте, почему?

- Возьмите угольники. При помощи модели, изготовленной вами путем перегибания бумаги найдите прямой угол.

Слайд 19.

- Сколько прямых углов на угольнике? (Он один).

- Проверьте с помощью модели, два других угла прямые? (Два других угла непрямые).

- Где прямой угол? Наклейте на него красный кружок.

        

Слайд 20.

Физкультминутка.

Слайд 21.

- Я буду показывать вам геометрические фигуры, если в них есть углы, надо сосчитать их и присесть столько раз, если углов нет то 3 хлопка в ладоши.

- А сейчас поработаем в группах..        

Работа в группах (по 6 человек).

Каждая группа обсуждает свои задания и потом защищает сделанные ими выводы. Группы могут дополнять ответы других.

1 задание (одинаковое для всех групп). (Зеленая карточка)

– Мы познакомились с новым чертежным инструментом. Подумайте, как при помощи угольника проверить, прямой угол или нет? Составьте в группе алгоритм определения прямого угла – расставьте последовательность операций.

Алгоритм:

    Если вторая сторона угла совпала со второй стороной угольника, то это прямой угол. (3)

    Совместить вершину прямого угла чертёжного угольника и вершину угла. (1)

    Совместить одну из сторон чертёжного угольника и сторону угла. (2)

Слайд 22.

- Найдите прямые углы с помощью чертёжного угольника в окружающей вас обстановке – на школьном столе.

Составление алгоритма

Контроль (Регулятивные УУД)

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

Планирование учебного сотрудничества (Коммуникативные УУД)

7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

(8 мин)

Выходят по 2 представителя от группы. Один держит модель, другой с помощью угольника доказывает

Работа в группах. Построение фигур с прямым углом

Учитель с помощью указки помогает детям показать плоскость у угла

Фронтальный опрос групп

2 задание (одинаковое для всех групп). (Синяяя карточка)

1 группа. Изобразить прямой угол с помощью частей тела. Доказать с помощью угольника.

2 группа. Сконструировать прямой угол из пластилина. Доказать с помощью угольника.

3 группа. Сконструировать прямой угол из деталей конструктора. Доказать с помощью угольника.

4 группа. Сконструировать прямой угол из конструктора ЛЕГО. Доказать с помощью угольника.

5 группа.  Сконструировать прямой угол из проволоки. Доказать с помощью угольника.

Резервное 3 задание (разное в каждой группе).  (Розовая карточка  А-5, маркеры)

1 группа.

Начертите треугольник, у которого 1 угол прямой.

Подумайте, почему у треугольника такое название?

2 группа.

Начертить четырехугольник, у которого только 1 угол прямой.

Подумайте, почему у четырехугольника такое название?

3 группа.

Начертить пятиугольник, у которого только 1 угол прямой.

Подумайте, почему у пятиугольника такое название?

4 группа.

Начертить прямоугольник.

Подумать, почему прямоугольник имеет такое название?

5 группа.

Начертить квадрат.

Подумать, почему квадрат можно назвать прямоугольником?

        

Применение новых знаний

Моделирование (Познавательные УУД)

Анализ объектов (Познавательные УУД)

Синтез (Познавательные УУД)

Моделирование (Познавательные УУД)

8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

(8 мин)

Слайд 23

Самостоятельная работа на карточках

Проверка с помощью экрана

Путешествие по стране Геометрия сегодня заканчивается, но не подходит к концу. Мы еще не раз вернемся в эту удивительную страну. А сейчас мы выполним небольшую самостоятельную работу,  которая покажет, что мы сегодня узнали на уроке.

(Оранжевая  карточка для каждого)

Догадайтесь, какое слово пропущено.

Угол – это геометрическая ______________, образованная двумя ___________, выходящими из одной ___________.

Лучи, которые образуют угол, называются _______________ угла.

Точка, из которой выходят стороны угла, называется ______________ угла.

Для того, чтобы построить угол необходимо провести из одной __________ два ___________.

Инструмент для определение и построения прямого   угла______________________.

- Проверьте себя с помощью экрана.

Слайд 23.

- Прошу встать тех ребят, которые выполнили задание без ошибок.

- Прошу встать самые дружные группы.

Оценка (Регулятивные УУД)

Коррекция (Регулятивные УУД)

9. Этап включения в систему знаний и повторения

 (2 мин)

- Какие задачи мы ставили перед собой на уроке? (Научиться строить и определять прямые углы)
- Достигли цели? Докажите.
- Вернемся к нашим вопросам и посмотрим, на все ли вопросы мы смогли найти ответы.

--------------------------------------------

Что такое угол? (Это меньшая часть плоскости, ограниченная двумя лучами, имеющими общее начало.)
- Углы бывают разные. С каким видом угла вы познакомились сегодня? 
(С прямым углом.)
- Как называются прямые, образующие прямой угол? 
(Перпендикулярные.)
- Как вы находили прямой угол среди

углов? (С помощью угольника: совмещали угол и одну из сторон угольника. Потом смотрели, совпадает ли другая сторона угла со стороной угольника.)

10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

(1 мин)

Слайд 24

- Оцените свою работу на уроке.
- Покажите сигнальные карточки.
 Красный – доволен собой, всё понял.
Жёлтый – допускал неточность, неуверен в знаниях. 

Синий – ничего не понял

Слайд 24

Оценка (Регулятивные УУД)

11. Домашнее задание

Слайд 25

Слайд 25.

На листе формата А-4 построить  (начертить)  дом, в котором все углы прямые.

Для резерва

4 задание (одинаковое для всех групп). 

Учебник стр. 39 № 4.  Найти прямые углы с помощью угольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

   Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК «Гармония» Тема урока. Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую.

В данном материале представлена технологичческая карта урока математики 1 класс, УМК "Гармония". Тема состав числа 5.Преобразование графической модели в символическую....

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока "Таблица сложения и вычитания числа 3".

В данном материале размещена технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока " Таблица сложения и вычитания числа 3"...

Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро Тема урока: «Сравнение числовых выражений».

Технологическая карта урока математики.   Математика 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро  Тема урока: « Сравнение числовых выражений»....

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...