Разработка открытого урока математики
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Разработка открытого урока математики в малокомплектной школе по УМК «Школа России» по теме «ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ С ЧИСЛОМ 7» для 3 класса,«ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ. СЕКУНДА. ВЕК» для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyj_urok.rar | 465.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Хабарицкая СОШ»
Разработка
урока математики в малокомплектной школе
по УМК «Школа России»
Тема: «ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
С ЧИСЛОМ 7» для 3 класса,
«ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ. СЕКУНДА. ВЕК» для 4 класса
Подготовила:
учитель начальных классов
Шишелова Ольга Фёдоровна
С. Хабариха, Республика Коми, 2013 год
Пояснительная записка
Тема для 3 класса: «ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ С ЧИСЛОМ 7» (с.48), ( 34 урок). Сценарий урока разработан в соответствии с ФГОС НОО по учебной программе по математике для 3 класса, составленной на основе примерной программы по математике для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (авт. М.И. Моро и др., 2011 г.), рассчитанной на 136 часов, из расчёта 4 часа в неделю.
Тема для 4 класса: «ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ. СЕКУНДА. ВЕК» (с.54-55), (34 урок). Сценарий урока составлен в соответствии c Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 года по программе, составленной на основе примерной программы по математике для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (авторы Моро М.И. и др. , 2006 г.), рассчитанной на 136 часов, из расчёта 4 часа в неделю.
1. Характеристика класса.
Урок в классе по УМК «Школа России». В 3 и в 4 классах по 4 человека, из них учебный настрой, мотивация на учебную деятельность, интерес к предмету прослеживается у всех, но 2 человека из 3 класса медленнее осваивают новый материал, испытывают трудности в обучении. По итогам 1 четверти в 3 классе 3 ученика получили оценки «отлично» и «хорошо» по математике, в 4 классе все ученики показали хорошие результаты.
На данном уроке дети активно и с интересом работали. Считаю, что урок прошёл продуктивно, цели урока достигнуты.
2. Характеристика темы.
Для третьеклассников это первый урок по теме «Таблица умножения и деления с числом 7». Материал урока способствует развитию устных вычислительных навыков, навыков контроля и самоконтроля. Новизна данного урока в том, что на уроке мы составляем таблицу умножения и деления на 7.
Для учеников 4 класса тема «Единицы времени. Секунда. Век» новая. Материал урока способствует развитию устных вычислительных навыков, навыков контроля и самоконтроля. Новизна данного урока в том, что на уроке учимся решать задачи с новыми единицами времени.
Технологическая карта, конспект урока математики в малокомплектной школе. 3,4 классы. 2 четверть.
3 класс | 4 класс | ||||||
Урок 34. Тема: | ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ | ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ. СЕКУНДА. ВЕК | |||||
Цель: | Образовательные: Составить таблицу умножения и деления с числом 7 и работать над её запоминанием. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой , индивидуальной работе. Формировать УУД (универсальные учебные действия): - ЛичностныеУУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. - Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи. - Коммуникативные УУД: участие в диалоге на уроке. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике: определять знания, которые будут сформированы на основе изучения данной темы. | Образовательные: Познакомить с новыми единицами времени. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной, индивидуальной работе; бережное отношение ко времени. Формировать УУД (универсальные учебные действия): - ЛичностныеУУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. - Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи. - Коммуникативные УУД: участие в диалоге на уроке. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике: определять знания, которые будут сформированы на основе изучения данной темы. | |||||
Планируемые результаты: | Предметные: учащиеся научатся составлять таблицу умножения и деления и пользоваться ею; решать задачи изученных видов. Личностные: мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний; навыки работы со взрослыми и сверстниками; рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. готовность слушать собеседника и вести диалог; способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. | Предметные: учащиеся познакомятся с новыми единицами времени – «секунда», «век»; совершенствование умения решать задачи и уравнения; систематизация знаний учащихся об единицах времени, развитие умения преобразовывать крупные единицы в мелкие и наоборот. Личностные: мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний; навыки работы со взрослыми и сверстниками; рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. готовность слушать собеседника и вести диалог; способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. | |||||
Для учителя: | Для учеников 3 класса: | Для учеников 4 класса: | |||||
Оборудование, подготовка: | Включить проектор - презентацию урока «№34». На доске запись задания для 3 класса, запись плана урока, домашнего задания для 3,4 классов. Секундомер | учебники, линейка, карандаш, ручка. | учебники, линейка, карандаш, ручка, 1 часы настольные с секундной стрелкой. | ||||
Ход урока | |||||||
Деятельность учителя | Деятельность учеников 3 класса | Деятельность учеников 4 класса | |||||
1. Организационный момент (Самоопределение к деятельности) Цели: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Приветствие, проверка готовности. Слайд 2 | Ф Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, записывают в тетради число. | |||||
2. Мотивация к учебной деятельности (Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.) Цели: Мотивировать к учебной деятельности. | Организует фронтальную работу. Слайд 3. Логическая задача Организует диалог с обучающимися, в ходе которого актуализируются знания учащихся, создаётся мотивация к учебной деятельности | Г Участвуют в игре «Угадай число»; решают логическую задачу. | Г Участвуют в игре «Угадай число»; решают логическую задачу; определяют время выполнения задания. | ||||
3. Формулирование темы урока, постановка цели (Постановка учебной задачи.) Цели: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, уточняет тематические рамки, составляет совместно с обучающимися план урока. | Ф 1.С помощью учителя по учебнику формулируют тему и задачу урока. | Ф 2.С помощью учителя по учебнику формулируют тему и задачу урока. | ||||
4. Изучение нового материала. Цели: познакомить с новым материалом. (Построение проекта выхода из затруднения) (“открытие” детьми нового знания). | В 3 классе организует самостоятельную практическую работу, в ходе которой с опорой на материалы учебника ученики составляют таблицу умножения и деления с числом 7. В 4 классе организует практическую работу с опорой на материалы учебника, в ходе которой знакомит с новыми единицами времени. | 3.И В ходе самостоятельной практической работы с опорой на материалы учебника составляют таблицу умножения и деления с числом 7. | 4. Ф В ходе практической работы с опорой на материалы учебника знакомятся с новыми единицами времени. | ||||
5. Закрепление нового материала. (Первичное закрепление во внешней речи). Цель: освоение нового материала. | В 4 классе организует самостоятельную практическую работу по новой теме (№ 274, № 282, № 283) В 3 классе организует проверку правильности составления таблицы, выполнения №1. | Ф С помощью учителя проверяют правильность составления таблицы, выполнения №1. | И В ходе самостоятельной практической работ работы выполняют задания по новой теме (№ 274, № 282, № 283) | ||||
6. Контролирующее задание (Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.) Цель: Осознание каждым обучающимся степени овладения новым материалом | Задаёт вопросы, контролирующие правильность выполнения учениками 4 класса № 274, № 282, № 283. Организует для 3 класса самостоятельную дифференцированную работу по решению примеров на умножение и деление, взаимопроверку, оценивание. | И (дифференцированная) В ходе самостоятельной практической работы решают примеры на умножение и деление, проводят взаимопроверку, оценивание. | Ф В ходе фронтальной работы проверяют правильность выполнения № 274, № 282, № 283; оценивание. | ||||
7. Включение в систему знаний и повторение. | Организует для 3 класса коллективную практическую работу по решению составной задачи, рефлексию. Организует для учеников 4 класса самостоятельную практическую работу по изученным темам, решение примеров. | Ф В ходе практической работы решают составную задачу. | И В ходе самостоятельной практической работы выполняют задания по изученным темам, решают примеры № 278, № 279 | ||||
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (Рефлексия деятельнос- ти (итог урока). Цели: Осознание каждым обучающимся степени овладения новым материалом. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Спрашивает, какая задача останется | 1.Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от урока. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) 2. Записывают дом.задание. | 1. Записывают дом.задание. 2. Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от урока. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая). – Примеч.
6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно (не активно), все (не все) были включены в работу_
7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
9. Оценка достижения целей урока: урок достиг (не достиг) поставленных целей
Ход урока
1.Организационный момент (Самоопределение к деятельности) (Слайд 2- «Солнышко»)
Учитель: -Здравствуйте, ребята! Посмотрите на солнышко, улыбнитесь так, как оно вам улыбается, почувствуйте его тепло, зарядитесь его энергией, и с хорошим настроением, ощущением, что у нас сегодня всё будет прекрасно получаться, начнём наш урок.
Откройте тетради, запишите число.
2. Мотивация к учебной деятельности (Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.)
Учитель: -Ребята, я предлагаю вам логическую игру «Угадай число». Попробуем её решить вместе, но у 4 класса будет дополнительное задание. Вам нужно проследить, за какое время мы справимся. Работаем одной командой. Вспомните, как вы действовали на «Необитаемом острове», чтобы организованно и быстро решить и обосновать решение задачи.
Слайд 3. Логическая задача:
Задумай любое число от 1 до 10. Увеличь его в 5 раз. Прибавь к результату задуманное число. Раздели полученное число на 6. Объясни, почему получилось задуманное число.
Запись на доске появляется в ходе обсуждения: Решение: (а х 5 +а) : 6 = а
Сейчас ребята 4 класса обсудят, сколько времени у нас ушло на решение задачи, и попробуют самостоятельно определить тему урока. (На доске стр.54,55)
А мы с вами ( к третьеклассникам) посмотрим, на какие числа мы умножали и делили в данном решении.
На 5, на 6. А могла я вам предложить такую задачу, в которой было бы действие (7 х 7)? Почему?
3. Формулирование темы урока, постановка цели (Постановка учебной задачи.)
Учитель:- Открываем учебники на стр. 48. Посмотрим, чему мы сегодня с вами научимся на уроке. Прочитайте. Вспомните, как мы составляли такие таблицы с числами 6, 5 и другими. Кто сможет самостоятельно с помощью рисунка составить такую таблицу с числом 7? Приступайте к работе. Кто раньше справится, будьте консультантами. А затем решайте № 1
-Ребята (к ученикам 4 класса), сколько времени затратили мы на решение задачи? Легко смогли определить? Знание каких единиц помогло вам справиться с этим заданием? Назовите тему сегодняшнего урока. Да, сегодня мы поближе познакомимся с ещё двумя единицами времени: секунда и век.
4. Изучение нового материала. (Построение проекта выхода из затруднения)
Ученики 3 класса самостоятельно составляют таблицу умножения и деления с числом 7, решают №1 (с.48), («Цени минуту» №7,внизу страницы)
Учитель:- Ребята (к ученикам 4 класса), рассмотрим новый материал. Вы, наверное, уже все знаете, что на некоторых часах кроме часовой и минутной стрелок, есть ещё одна маленькая стрелка, которая быстро движется по циферблату. Эта стрелка отсчитывает секунды. На рисунке 2 изображён секундомер. На нём секунды отсчитывает большая стрелка, а маленькая – доли секунды. За 1 минуту секундная стрелка делает полный оборот. Запишите в тетради:
1 мин=60 с
Договоримся, что секунды мы будем сокращённо обозначать буквой «с» без точки. Что можно сделать за 1 секунду?
За 1 с можно сделать 1-2 шага. За 10 секунд можно назвать числа от 21 до 30.
Задача №273 (с.54). Решим устно. Прочитайте условие задачи. (1 ученик вслух) Чем интересна эта задача? Да, в ней сказано, за какое время пробежал дистанцию спортсмен - за 1 мин 45 с. А что нам надо найти? Что для этого вначале надо сделать? (Необходимо преобразовать более крупные единицы в более мелкие- 1минуту в секунду. ) Как вы решите?
Слайд 4. 1 мин = 60 с
1 мин 45 с= 60 с +45 с= 105 с
Назовите все знакомые вам единицы времени, начиная с самой мелкой. Попробуем называть по цепочке. (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год). И век. Чему равен век?
Запишите Слайд 5. 1 в. =100г. Обратите внимание, здесь при сокращении слов век и годам ставится точка.
Рассмотрите чертёж (№ 280, стр. 55). Века (столетия) изображены отрезками на числовом луче. Найдите точку, показывающую конец 4-го века, 18 века, 20-го.
№ 281 - Сколько лет в 3-х веках? В 10-ти веках? и т.д.
Физкультминутка.
Отдыхаем. Все встали. Делаем вращения, считаем от 21 до 30.
-Сколько примерно секунд мы делали вращения?
А теперь шагаем на месте. 1-2-3-4-5-6…10.
-Сколько примерно секунд мы шагали?
5. Закрепление нового материала. (Первичное закрепление во внешней речи).
Учитель:- Ребята (к ученикам 4 класса), далее вы работаете самостоятельно. Решаете следующие номера (показ на доске) № 274, № 282, № 283, можете пользоваться таблицами величин (показ на форзаце), чтобы повторить то, что непрочно усвоили, затем номера на изученные ранее темы № 278, № 279. Каждый работает в своём темпе, если что-то непонятно, спросите соседа.
А мы с третьеклассниками проверим, как они самостоятельно поработали. Получилось ли составить таблицу? (Что вызвало затруднения? Почему?) Проверим ответы в примерах из №1. Как вы оценили бы свою работу? Молодцы! Чтобы решать такие примеры быстро, что необходимо всем сделать? Да, нужно прочно запомнить всю таблицу умножения.
6. Контролирующее задание (Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.)
Учитель:- Решим у доски примеры на умножение и деление, которые мы уже должны запомнить наизусть. (Дифференцированная работа: 1,2 столбик для учеников 1-й группы, 3, 4 столбик для учеников 2 группы).
1 2 · 7 = 3 · 2 = 4 · 3 = 5 · 3 = 2 · 5 = 18 : 2 = 21: 3 = 12 : 6 = 24 : 3 = | 2 7 · 2 = 3 · 3 = 2 · 5 = 3 · 5 = 6 · 3 = 8 : 2 = 9 : 3 = 27: 3 = 12 : 3 = | 3 7 · 3 = 3 · 5 = 6 ·2 = 2 · 7 = 8 ·3 = 8 : 4 = 36: 9= 35 : 5 = 10 : 2 = 24 : 8 =
| 4 7 · 4 = 3 · 6 = 7 · 2= 3 · 8 = 9 · 3 = 16 : 2 = 32 : 8 = 30:5 = 6 : 2 = 27 : 9 = |
Самостоятельная работа.
(В это время учитель задаёт вопросы, контролирующие правильность выполнения учениками 4 класса № 274, № 282, № 283)
3 класс. Взаимопроверка. Как оцените вашу работу?
7. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель:- А сейчас повторим изученный ранее материал. Решим интересную задачу №2. Прочитаем. Кто желает решить задачу у доски? (Коллективно под руководством учителя дети записывают задачу кратко на повороте доски, затем самостоятельно решают, учитель оказывает помощь по необходимости).
Грузовых – 15 м.
Легковых – ? на 25 м. б.
Мотоциклов – ? в 5 раз м.
Решение задачи. Проверка.
Ученики 4 класса продолжают самостоятельную работу. № 278, № 279 на повторение.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (Рефлексия деятельности (итог урока).
- Довольны ли вы результатами своей работы на уроке?
- Спасибо всем за работу.
Домашнее задание для 3 класса с.45, № 3, № 6. Выучить таблицу умножения и деления на 7.
Домашнее задание для 4 класса с. 55, № 285, № 286
Используемая литература:
Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. Часть 1, стр.48. Авт. М.И. Моро, М.А. Бантова, С.И. Волкова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова. 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012
Математика. Учеб. Для 4 кл. нач.шк. 1 ч. (Первое полугодие)/ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. М.: Просвещение, 2004.
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро и др. 4 класс.- М.: ВАКО, 2007
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 3 класс.- М.: ВАКО, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока математики в 3 классе
Учебный материал представлен предметными знаниями по следующим темам: табличные случаи умножения и деления на числа от 2 до 8, нахождения площади и периметра квадрата, различение однозначных и двузнач...
Методическая разработка открытого урока математики. 2 класс. "Четные и нечетные числа".
Урок введения нового знания. Тема: "Четные и нечетные числа". 2 класс. Образовательная программа "Школа 2100"....
Методическая разработка открытого урока математики. 2 класс. Тема: "Сложение и вычитание двузначных чисел".
Урок математики по теме: "Сложение и вычитание двузначных чисел" 2 класс. Комбинированный урок. Образовательная система "Школа 2100"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока математики 2 класс Тема «Угол. Виды углов»
Урок «открытия» новых знаний.Цели:обучающие: формировать представления о видах углов, умения различать и строить углы разных видов;развивающие: создать условия для развития логического мышления ианали...
Разработка открытого урока математики "Сравнение. Результат сравнения" в соответствии с требованиями ФГОС, презентация, технологическая карта, самоанализ и карточки к уроку.
Схема технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Презетация к уроку. Самоанализ урока и карточки....
Методическая разработка открытого урока математики. 2 класс."Закрепление.Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100"
Открытый урок« Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100.Закрепление.»...
Разработка открытого урока математики по теме: "Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях", 4 класс, УМК "Школа России".
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями....