Конспект урока "Увеличилось или уменьшилось"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
УМК Планета знаний, метематика 1 класс, счет в пределах первого десятка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока Увеличилось или уменьшилось | 172.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Квалификационные курсы: «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО»
Сроки проведения курсов: 02.06.2014 – 17.06.2014
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
Проект урока математики
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 172 Московского района
Ширяева Анастасия Сергеевна
Квалификационная категория первая
Стаж работы учителем начальных классов 7 лет
Н. Новгород
2014
Общие сведения о проекте
Название учебного предмета: Математика
1 класс, 1 часть, страница учебника 98, страница в рабочей тетради 56.
УМК «Планета Знаний», авторы М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова
Тема урока: «Счет в пределах первого десятка. Увеличилось или уменьшилось?»
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Задачи урока:
- Сформировать представление о выборе арифметического действия в соответствии со смыслом задания.
- Формирование представлений о связи понятия «увеличилось» с движением вправо от начала луча, понятия «уменьшилось» с движением влево – к началу луча.
- Закрепить навыки счета в пределах 10.
- Вести работу по подготовке к решению задач.
- Развивать логическое мышление, память, внимание.
- Развивать самостоятельность и инициативность детей.
Ожидаемые результаты:
Предметные: - уметь делать выбор арифметического действия в соответствии со смыслом задания;
- уметь присчитывать и отсчитывать несколько единиц с помощью числового отрезка;
- закрепить навыки счета в пределах 10;
- составлять задачи по рисункам;
Метапредметные: познавательные: - ориентироваться в учебнике;
- уметь отвечать на простые вопросы учителя;
- находить закономерности, продолжать их по установленному правилу;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- осмысливать математические действия;
- проводить сравнение, анализ, обобщение, классификацию по заданным критериям;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
коммуникативные: - слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- участвовать в диалоге на уроке;
- работать в паре и микрогруппе;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;
- строить монологические высказывания; владеть диалогической формой речи.
регулятивные: - определять цель выполнения заданий на уроке;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- осваивать способы вычисления и установления взаимосвязи между предметами;
- формирование умения планировать, прогнозировать, корректировать и оценивать свою деятельность.
Личностные: - содействовать формированию мотивационной основы учебной деятельности, положительного отношения к уроку, интереса к изучаемому материалу;
- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности;
- работать над осознанием ответственности за общее дело.
Оборудование: магнитная доска, интерактивная доска, печатные картинки для фронтальной работы, смайлики для рефлексии, электронный учебник.
Диагностический блок
Исходный уровень универсальных учебных действий учащихся:
Личностные
1. Выявление мотивации учения. «Беседа о школе»(методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).
2. Выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника. Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка».
3. Выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/ неуспеха в деятельности. «Методика выявления характера атрибуции успеха /неуспеха».
Метапредметные
Регулятивные:
4. Оценка уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль. «Графический диктант» (Д.Ю.Эльконин).
5. Выявление развития регулятивных действий.«Выкладывание узора из кубиков».
Познавательные:
6. Выявление сформированности логических действий установления взаимно-однозначного соответствияи сохранения дискретного множества. «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия». (Ж.Пиаже, А.Шеминьска).
7. Выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность. «Проба на определение количества слов в предложении» (С.Н.Карпова).
8. Выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов. Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка).
Коммуникативные:
9. Выявление уровня сформированностидействий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).«Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже).
10. Выявление уровня сформированностикоммуникативныхе действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
Учащиеся знают:
Узнавание | Репродукция | Применение в знакомой ситуации | Применение в новой ситуации |
Названия числовых выражений (сумма, разность) | - | Состав однозначных чисел | Названия и последовательность чисел от 0 до 10 |
Учащиеся умеют:
Аналитический | Синтетический | Варьирующий |
Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 10 без перехода через десяток | Считать до 10 в прямом и обратном порядке; Выполнять сложение и вычитание с числом 0. | Называть и записывать числа от 0 до 10 |
План урока с хронометражем:
Ι. Организационный момент. (1 мин.)
ΙΙ. Актуализация имеющихся знаний. (3 мин.)
III. Самоопределение к деятельности. «Открытие» нового знания. (5 мин.)
ΙV. Первичное закрепление. (7 мин.)
V. Физкультминутка. (1 мин.)
VΙ. Подготовка к решению задач. (7 мин.)
VΙΙ. Релаксационное упражнение.(1 мин.)
VΙΙΙ. Закрепление изученного материала. Устные вычисления в пределах 10. (5 мин.)
ΙX. Самостоятельная работа. (3 мин.)
X. Рефлексия. (2 мин.)
Ход Урока
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент. | Дети, нам тепло? (Да) В классе нашем светло? (Да) Прозвенел уже звонок? (Да) Уж закончился урок? (Нет) Только начался урок? (Да) Мы хотим учиться? (Да) Значит можно вам садиться! Постараемся хорошо работать? (Конечно) | Умение слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) |
2. | Актуализация имеющихся знаний. | Ребятки, у меня в рукам телеграмма от Незнайки. К нему в гости ехали его друзья- лесные жители и заблудились. И он просит помочь найти его друзей. Поможем ему? Значит, мы с вами отправляемся в путешествие. А на каком виде транспорта, угадайте. Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились И помчались в путь далёк, Лишь оставили дымок. (Поезд) Но чтобы наш поезд тронулся, мы должны с вами найти число, которое стоит не на своем месте: 1, 2, 3, 6, 4, 5 - Что вы можете рассказать о числе 6? (Число 6 стоит на шестом месте в числовом ряду, следует за числом 5 и т.д.) - Запишите в тетради числа в правильном порядке - Молодцы, всё верно. Сколько мы записали цифр? (6) Столько и вагончиков будет у нашего поезда. (Цепляю их к поезду) Мы прицепили их и можем отправляться в путь. | Формирование мотивационной основы учебной деятельности. (Личностные УУД) Умение проводить анализ. (Познавательные УУД) Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (Коммуникативные УУД) |
3. | Самоопределение к деятельности. «Открытие» нового знания. | - И вот мы встречаем Пятачка. А вы заметили, что он идет по необычной тропинке? (Да, двигается по числовому лучу) №3 – Давайте понаблюдаем, как он двигается. Он прошел 5 метров, а потом… (На первом рисунке Пятачок вернулся на 3м назад) - Как изменилось расстояние от Пяточка до его дома? (Расстояние уменьшилось) - Значит, если Пятачок идет назад к своему дому, т.е. двигается влево по числовому лучу, то расстояние между ним и домом… (уменьшается) - А что случилось с Пятачком на 2 рисунке? (Он отошел от домика на 5м, а потом прошел еще 3м вперед) - Как изменилось расстояние от Пятачка до его дома? (Расстояние увеличилось) - Какой вывод вы можете сделать? (Если Пятачок будет уходить дальше от дома, т.е. будет двигаться вправо по числовому лучу, то расстояние между ним и домом увеличится, а если он идет назад к своему дому, т.е. двигается влево по числовому лучу, то расстояние между ним и домом уменьшается) (цепляю Пятачка) - Правильно, если перемещаться вправо, то числа увеличиваются, а если влево, то уменьшаются. - А теперь давайте сформулируем тему урока. На протяжении всего задания мы работали с понятиями…(«увеличилось и уменьшилось»). А для чего они нам будут нужны мы узнаем на сегодняшнем уроке. | Умение оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД) Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД) Умение ставить и решать проблему. (Познавательные УУД) Умение проводить сравнение, анализ, обобщение. (Познавательные УУД) Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя. (Регулятивные УУД) |
4. | Первичное закрепление. | - Теперь на нашем пути показалась белочка и просит выполнить задание, которое находиться в нашем учебнике. №1 - Рассмотрите рисунки. Что на них изображено? (На них изображено, как мальчик рыбачит) - Расскажите, как изменяется количество рыбок на рисунках. (На первом рисунке нет рыбы, мальчик только идет ловить рыбу.А на 2 рисунке изображено, что он поймал 3 рыбки) - Увеличилось или уменьшилось количество рыбок? (Увеличилось, потому что сначала не было ни одной, а стало 3) - Какое равенство отражает наш вывод? (Сумма чисел 0 и 3 равна 3) Давайте запишем это в тетради с печатной основой. - Как изменилось количество рыбок на 3 рисунке? (Мальчик поймал еще 2 рыбки) - Увеличилось или уменьшилось количество рыбок? (Увеличилось, потому было 3 рыбки и он поймал еще 2, стало 5) - Какое равенство отражает наш вывод? (3+2=5) Давайте запишем это в тетради с печатной основой. - А что произошло на 4 рисунке? (Кот утащил 1 рыбку, поэтому количество рыб уменьшилось; мы запишем 5-1=4) - Молодцы! Всё верно. Какой вывод мы можем сделать? (При увеличении количества мы ставим знак «+» в выражении, а при уменьшении количества – знак «-»). (Цепляю к вагону белку) - На нашем пути встретилась мышка и, чтобы посадить ее в вагон, вы поработаете в парах. №2 – Вы обсудили в парах это задание. К какому выводу вы пришли? (К первым двум рисункам подходят выражение и на сложение и на вычитание, а к третьему – только выражение с минусом, потому что шарики вернуться не могут) - Молодцы, ребята! Вы со своей задачей справились. (Мышку – цепляю к вагону) | Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД) Умение проводить анализ, обобщение. (Познавательные УУД) Умение оформлять свои мысли в устнойи письменной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Умение осваивать способы вычисления и установления взаимосвязи между предметами. (Регулятивные УУД) Умение осмысливать математические действия. (Познавательные УУД) Умение работать в паре. (Коммуникативные УУД) Умение проводить сравнение, анализ, обобщение. (Познавательные УУД) Умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. (Познавательные УУД) |
5. | Физкультминутка. | - Сейчас давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Кто внимательный?». Все помните правила? Если я поднимаю руки вверх, то вы опускаете их вниз, и наоборот; если я развожу руки в стороны, то вы прижимаете их к себе, и наоборот. Готовы? Начали. | |
6. | Подготовка к решению задач. | №5 – Пятачок подобрал под дубом 3 желудя. А на другой день еще 2. Увеличилось или уменьшилось количество желудей у Пятачка? (Увеличилось) - Сколько всего желудей нашел Пятачок? (5 желудей нашел Пятачок) - Как вы это узнали? (3+2=5) - Увеличилось или уменьшилось количество желудей на дубе? (Уменьшилось, потому что желуди упали с дуба) - Если на дубе было 8 желудей, то сколько осталось? (Осталось 3 желудя, потому что было всего 8, упали 5, их нашел Пятачок, а 8-5=3) - Умнички! Мы встретили Винни-Пуха, который прятался за этим дубом. (Прицепить) №6 а) – Сова поставила на стол 6 красных чашек и 2 желтых. Какая схема подходит к этому случаю? Почему? (2, потому что на ней изображены 2 желтых круга по количеству желтых чашек и 6 синих кругов по количеству красных чашек) - А почему нам не подходит 1 схема, ведь изображены 2 желтых круга по количеству желтых чашек и красные круги под цвет остальных чашек? (На схеме изображены 8 красных кругов, а красных чашек всего 6) б) - Сова вымыла 8 чашек, но 2 из них разбила. Увеличилось или уменьшилось количество чашек? (Уменьшилось, потому что 2 чашки разбили) - Какая схема подходит к этому случаю? Почему? (2, потому что на ней изображены 8 кругов по количеству чашек, но 2 из них перечеркнуты – эти чашки сова разбила. Осталось 6 чашек) - Ну вот, мы нашли ещё одного друга Незнайки – сову. (Прицепить) | Умение проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД) Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Умение составлять задачи по рисункам. (Познавательные УУД) Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД) Умение проводить сравнение, анализ. (Познавательные УУД) |
7. | Релаксационное упражнение. | Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают. Шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется. Напряжение улетело, и расслаблено все тело, Будто мы лежим на травке, на зеленой мягкой травке. Греет солнышко сейчас ручки теплые у нас. Жарче солнышко сейчас — ноги теплые у нас. Дышится легко, ровно, глубоко. Нам понятно, что такое состояние покоя. | |
8. | Закрепление изученного материала. Устные вычисления в пределах 10. | №4 – Посмотрите на задание. Вам предлагают проверить друг друга. Какие случаи сложения вы запомнили? Сейчас вы разделитесь на три группы (по рядам) и выполните это задание. 8+2= 7+3= 6+4= 7+2= 6+3= 5+4= 6+2= 5+3= 4+4= 5+2= 4+3= 3+4= - Как меняются результаты в каждом столбике? Почему? Придумайте еще по 2 примера для каждого столбика. (Результаты уменьшаются на одну единицу в каждом следующем примере. Потому что в каждом столбике в записи каждого следующего примера первое число всегда меньше на единицу 4+2= 3+3= 3+4= 3+2= 3+2= 3+3=) - Правильно, молодцы и мы с вами нашли зайчика. (Прицепить) - Все звери расселись по вагонам и отправляются в дорогу. | Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД) Умение проводить классификацию. (Познавательные УУД) Умение находить закономерности, продолжать их по установленному правилу. (Познавательные УУД) |
9. | Самостоятельная работа. | №1, №2 в тетради с печатной основой (стр.56). – Что нужно сделать в 1 задании? (Увеличить количество чашек на 3. Обвести столько чашек, сколько нужно добавить. И поставить + или - в равенство 3…3=) - А во 2 задании? (Уменьшить количество чашек на 3. Раскрасить нужное количество чашек. И составить равенство) - Приступайте. («Слабым» детям даются карточки: №1: Увеличить, значит сделать больше, прибавить. Нужно поставить знак «+». №2: Уменьшить, значит сделать меньше, убавить. Нужно поставить знак «-». - А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Если вы нашли ошибки, объясните их своему соседу по парте. | Планирование, прогнозирование, контроль, коррекция. (Регулятивные УУД) |
10. | Рефлексия. | - А вот и друзья Незнайки добрались до его дома. Он был очень рад, что вы показали им дорогу. И прислал вам в награду вот такие смайлики. Наш урок подходит к концу, что интересного запомнилось с урока. Вспомните, какая была тема урока? (Мы говорили о том, что если количество предметов увеличивается, в выражении надо ставить знак «+», а если уменьшается, то знак «-».) - Молодцы! Я вами очень довольна. Вы работали замечательно. А теперь подумайте, какое задание для вас было интересным и познавательным. Прикрепите свой смайлик к тому вагончику, номер которого соответствует номеру задания. (Дети прикрепляют смайлы) | Умение проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД) |
Литература
- Башмакова М.И. Обучение в 1-м классе по учебнику «Математика»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование/ М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова – М.: АСТ: Астрель, 2013.
- Деменева Н.Н., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю. Требования к современному уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО и методические рекомендации по выполнению проекта урока: учебно-методическое пособие/ Под ред.Н.Н.Деменевой. Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред.А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 1 классе на тему: "Увеличить, уменьшить на несколько единиц." УМК Гармония
Разработка урока по математике в 1 классе...
"Увеличить на - уменьшить на", конспект урока по математике.
Конспект урока по математике, разработанный для первого класса....
конспект урока математики в 1 классе Тема: Увеличить на... уменьшить на...
Технологическая карта урока математики в 1 классе по УМК "Школа России". Урок разработан и выдан в рамках семинара-практикума между воспитателями МДОУ и учителями МБОУ "СОШ №1". Урок разработан ...
Конспект урока математики 1 класс "Увеличить на. Уменьшить на."
Педставляю вашему вниманию коспект урока математики в 1 классе на тему: "Увеличить на. Уменьшить на.". УМК "Школа России"...
Конспект урока математики во 2 классе Тема: Увеличить в… Уменьшить в… Школа 2100
Тема: Увеличить в… Уменьшить в… Цели: 1. Продолжать знакомить детей с новыми отношениями на множестве натуральных чисел. 2. Установить, что действия умножения и деления – взаимно о...
Конспект урока по математике 1 класс на тему "Увеличить на... Уменьшить на..."
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока: «Увеличить на. Уменьшить на.»Цель:Познакомить детей с терминами «увеличить на», «уменьшить на».Планируемые образовательные ...