Конспект урока "Увеличилось или уменьшилось"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Ширяева Анастасия Сергеевна

УМК Планета знаний, метематика 1 класс, счет в пределах первого десятка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Квалификационные курсы: «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО»

Сроки проведения курсов: 02.06.2014 – 17.06.2014

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

Проект урока математики

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 172 Московского района

Ширяева Анастасия Сергеевна

Квалификационная категория первая

Стаж работы учителем начальных классов 7 лет

Н. Новгород

2014

Общие сведения о проекте

Название учебного предмета: Математика

1 класс, 1 часть, страница учебника 98, страница в рабочей тетради 56.

УМК «Планета Знаний», авторы  М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова

Тема урока: «Счет в пределах первого десятка. Увеличилось или уменьшилось?»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Задачи урока:

  1. Сформировать представление о выборе арифметического действия в соответствии со смыслом задания.
  2. Формирование представлений о связи понятия «увеличилось» с движением вправо от начала луча, понятия «уменьшилось» с движением влево – к началу луча.
  3. Закрепить навыки счета в пределах 10.
  4. Вести работу по подготовке к решению задач.
  5. Развивать логическое мышление, память, внимание.
  6. Развивать самостоятельность и инициативность детей.

Ожидаемые результаты:

Предметные: - уметь делать выбор арифметического действия в соответствии со смыслом задания;

- уметь присчитывать и отсчитывать несколько единиц с помощью числового отрезка;

- закрепить навыки счета в пределах 10;

- составлять задачи по рисункам;

Метапредметные: познавательные: - ориентироваться в учебнике;

- уметь отвечать на простые вопросы учителя;

- находить закономерности, продолжать их по установленному правилу;

- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

- осмысливать математические действия;

- проводить сравнение, анализ, обобщение, классификацию по заданным критериям;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

коммуникативные: - слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- участвовать в диалоге на уроке;

- работать в паре и микрогруппе;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;

- строить монологические высказывания; владеть диалогической формой речи.

регулятивные: - определять цель выполнения заданий на уроке;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- осваивать способы вычисления и установления взаимосвязи между предметами;

- формирование умения планировать, прогнозировать, корректировать и оценивать свою деятельность.

Личностные: - содействовать формированию мотивационной основы учебной деятельности, положительного отношения к уроку, интереса к изучаемому материалу;

- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности;

- работать над осознанием ответственности за общее дело.

Оборудование: магнитная доска, интерактивная доска, печатные картинки для фронтальной работы, смайлики для рефлексии, электронный учебник.

Диагностический блок

Исходный уровень универсальных учебных действий учащихся:

Личностные

1. Выявление мотивации учения. «Беседа о школе»(методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).        

2. Выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника. Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка».

        

3. Выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/ неуспеха в деятельности. «Методика выявления характера атрибуции успеха /неуспеха».

Метапредметные

Регулятивные:

4. Оценка уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль. «Графический диктант» (Д.Ю.Эльконин).

5. Выявление  развития регулятивных действий.«Выкладывание узора из кубиков».

Познавательные:

6. Выявление сформированности логических действий установления взаимно-однозначного соответствияи сохранения дискретного множества. «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия». (Ж.Пиаже, А.Шеминьска).

7. Выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность. «Проба на определение количества слов в предложении» (С.Н.Карпова).

8. Выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов. Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка).

Коммуникативные:

9. Выявление уровня сформированностидействий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).«Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже).

10. Выявление уровня сформированностикоммуникативныхе действий по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Задание  «Рукавички» (Г.А. Цукерман).

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

Учащиеся знают:

Узнавание

Репродукция

Применение в знакомой ситуации

Применение в новой ситуации

Названия числовых выражений (сумма, разность)

-

Состав однозначных чисел

Названия и последовательность чисел от 0 до 10

Учащиеся умеют:

Аналитический

Синтетический

Варьирующий

Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 10 без перехода через десяток

Считать до 10 в прямом и обратном порядке;

Выполнять сложение и вычитание с числом 0.

Называть и записывать числа от 0 до 10

План урока с хронометражем:

Ι. Организационный момент. (1 мин.)

ΙΙ. Актуализация имеющихся знаний. (3 мин.)

III. Самоопределение к деятельности. «Открытие» нового знания. (5 мин.)

ΙV. Первичное закрепление. (7 мин.)

V. Физкультминутка. (1 мин.)

VΙ. Подготовка к решению задач. (7 мин.)

VΙΙ. Релаксационное упражнение.(1 мин.)

VΙΙΙ. Закрепление изученного материала. Устные вычисления в пределах 10. (5 мин.)

ΙX. Самостоятельная работа. (3 мин.)

X. Рефлексия. (2 мин.)

Ход Урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный

момент.

Дети, нам тепло? (Да)    

В классе нашем светло? (Да)

Прозвенел уже звонок? (Да)

Уж закончился урок? (Нет)

Только начался урок? (Да)

Мы хотим учиться? (Да)

Значит можно вам садиться!

Постараемся хорошо работать? (Конечно)

Умение слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

2.

Актуализация имеющихся знаний.

Ребятки, у меня в рукам телеграмма от Незнайки. К нему в гости ехали его друзья- лесные жители и заблудились. И он просит помочь найти его друзей. Поможем ему?

Значит, мы с вами отправляемся в путешествие.

А на каком виде транспорта, угадайте.

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.   (Поезд)

  Но чтобы наш поезд тронулся, мы должны с вами найти число, которое стоит не на своем месте:

1, 2, 3, 6, 4, 5

- Что вы можете рассказать о числе 6? (Число 6 стоит на шестом месте в числовом ряду, следует за числом 5 и т.д.)

- Запишите в тетради числа в правильном порядке

- Молодцы, всё верно. Сколько мы записали цифр? (6) Столько и вагончиков будет у нашего поезда. (Цепляю их к поезду)  Мы прицепили их и можем отправляться в путь.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности.

(Личностные УУД)

Умение проводить анализ. (Познавательные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

(Коммуникативные УУД)

3.

Самоопределение к деятельности. «Открытие» нового знания.

- И вот мы встречаем Пятачка. А вы заметили, что он идет по необычной тропинке? (Да, двигается по числовому лучу)

№3 – Давайте понаблюдаем, как он двигается. Он прошел 5 метров, а потом… (На первом рисунке Пятачок вернулся на 3м назад)

- Как изменилось расстояние от Пяточка до его дома? (Расстояние уменьшилось)

- Значит, если Пятачок идет назад к своему дому, т.е. двигается влево по числовому лучу, то расстояние между ним и домом… (уменьшается)

- А что случилось с Пятачком на 2 рисунке? (Он отошел от домика на 5м, а потом прошел еще 3м вперед)  

- Как изменилось расстояние от Пятачка до его дома? (Расстояние увеличилось)

- Какой вывод вы можете сделать? (Если Пятачок будет уходить дальше от дома, т.е. будет двигаться вправо по числовому лучу, то расстояние между ним и домом увеличится, а если он идет назад к своему дому, т.е. двигается влево по числовому лучу, то расстояние между ним и домом уменьшается) (цепляю Пятачка)

- Правильно, если перемещаться вправо, то числа увеличиваются, а если влево, то уменьшаются.

- А теперь давайте сформулируем тему урока. На протяжении всего задания мы работали с понятиями…(«увеличилось и уменьшилось»). А для чего они нам будут нужны мы узнаем на сегодняшнем уроке.

Умение оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД)

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД)

Умение ставить и решать проблему. (Познавательные УУД)

Умение проводить сравнение, анализ, обобщение. (Познавательные УУД)

Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя. (Регулятивные УУД)

4.

Первичное закрепление.

- Теперь на нашем пути показалась белочка и просит выполнить задание, которое находиться в нашем учебнике.

№1 - Рассмотрите рисунки. Что на них изображено? (На них изображено, как мальчик рыбачит)

- Расскажите, как изменяется количество рыбок на рисунках. (На первом рисунке нет рыбы, мальчик только идет ловить рыбу.А на 2 рисунке изображено, что он поймал 3 рыбки)

- Увеличилось или уменьшилось количество рыбок? (Увеличилось, потому что сначала не было ни одной, а стало 3)

- Какое равенство отражает наш вывод? (Сумма чисел 0 и 3 равна 3) Давайте запишем это в тетради с печатной основой.

- Как изменилось количество рыбок на 3 рисунке? (Мальчик поймал еще 2 рыбки)

- Увеличилось или уменьшилось количество рыбок? (Увеличилось, потому было 3 рыбки и он поймал еще 2, стало 5)

- Какое равенство отражает наш вывод? (3+2=5) Давайте запишем это в тетради с печатной основой.

- А что произошло на 4 рисунке? (Кот утащил 1 рыбку, поэтому количество рыб уменьшилось; мы запишем 5-1=4)

- Молодцы! Всё верно. Какой вывод мы можем сделать? (При увеличении количества мы ставим знак «+» в выражении, а при уменьшении количества – знак «-»). (Цепляю к вагону белку)

- На нашем пути встретилась мышка и, чтобы посадить ее в вагон,  вы поработаете в парах.

№2 – Вы обсудили в парах это задание. К какому выводу вы пришли? (К первым двум рисункам подходят выражение и на сложение и на вычитание, а к третьему – только выражение с минусом, потому что шарики вернуться не могут)

- Молодцы, ребята! Вы со своей задачей справились. (Мышку – цепляю к вагону)

Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Умение проводить анализ, обобщение. (Познавательные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устнойи письменной форме;  слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

Умение осваивать способы вычисления и установления взаимосвязи между предметами. (Регулятивные УУД)

Умение осмысливать математические действия. (Познавательные УУД)

Умение работать в паре. (Коммуникативные УУД)

Умение проводить сравнение, анализ, обобщение. (Познавательные УУД)

Умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. (Познавательные УУД)

5.

Физкультминутка.

- Сейчас давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Кто внимательный?». Все помните правила?

Если я поднимаю руки вверх, то вы опускаете их вниз, и наоборот; если я развожу руки в стороны, то вы прижимаете их к себе, и наоборот.

Готовы? Начали.

6.

Подготовка к решению задач.

№5 – Пятачок подобрал под дубом 3 желудя. А на другой день еще 2. Увеличилось или уменьшилось количество желудей у Пятачка? (Увеличилось)

- Сколько всего желудей нашел Пятачок? (5 желудей нашел Пятачок)

- Как вы это узнали? (3+2=5)

- Увеличилось или уменьшилось количество желудей на дубе? (Уменьшилось, потому что желуди упали с дуба)

- Если на дубе было 8 желудей, то сколько осталось? (Осталось 3 желудя, потому что было всего 8, упали 5, их нашел Пятачок, а 8-5=3)

- Умнички! Мы встретили Винни-Пуха, который прятался за этим дубом. (Прицепить)

№6 а) – Сова поставила на стол 6 красных чашек и 2 желтых. Какая схема подходит к этому случаю? Почему? (2, потому что на ней изображены 2 желтых круга по количеству желтых чашек и 6 синих кругов по количеству красных чашек)

- А почему нам не подходит 1 схема, ведь изображены 2 желтых круга по количеству желтых чашек и красные круги под цвет остальных чашек? (На схеме изображены 8 красных кругов, а красных чашек всего 6)

б) - Сова вымыла 8 чашек, но 2 из них разбила. Увеличилось или уменьшилось количество чашек? (Уменьшилось, потому что 2 чашки разбили)

- Какая схема подходит к этому случаю? Почему? (2, потому что на ней изображены 8 кругов по количеству чашек, но 2 из них перечеркнуты – эти чашки сова разбила. Осталось 6 чашек)

- Ну вот, мы нашли ещё одного друга Незнайки – сову. (Прицепить)

Умение проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.  (Коммуникативные УУД)

Умение составлять задачи по рисункам. (Познавательные УУД)

Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)

Умение проводить сравнение, анализ. (Познавательные УУД)

7.

Релаксационное упражнение.

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают.

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется.

Напряжение улетело, и расслаблено все тело,

Будто мы лежим на травке, на зеленой мягкой травке.

Греет солнышко сейчас ручки теплые у нас.

Жарче солнышко сейчас — ноги теплые у нас.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Нам понятно, что такое состояние покоя.

8.

Закрепление изученного материала. Устные вычисления в пределах 10.

№4 – Посмотрите на задание. Вам предлагают проверить друг друга. Какие случаи сложения вы запомнили? Сейчас вы разделитесь на три группы (по рядам) и выполните это задание.

8+2=      7+3=     6+4=

7+2=      6+3=     5+4=

6+2=      5+3=     4+4=

5+2=      4+3=     3+4=

- Как меняются результаты в каждом столбике? Почему? Придумайте еще по 2 примера для каждого столбика. (Результаты уменьшаются на одну единицу в каждом следующем примере. Потому что в каждом столбике в записи каждого следующего примера первое число всегда меньше на единицу

4+2=      3+3=        3+4=

3+2=      3+2=        3+3=)

- Правильно, молодцы и мы с вами нашли зайчика. (Прицепить)

- Все звери расселись по вагонам и отправляются в дорогу.

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД)

Умение проводить классификацию. (Познавательные УУД)

Умение находить закономерности, продолжать их по установленному правилу. (Познавательные УУД)

9.

Самостоятельная работа.

№1, №2 в тетради с печатной основой (стр.56). – Что нужно сделать в 1 задании? (Увеличить количество чашек на 3. Обвести столько чашек, сколько нужно добавить. И поставить +  или - в равенство 3…3=)

- А во 2 задании? (Уменьшить количество чашек на 3. Раскрасить нужное количество чашек. И составить равенство)

- Приступайте.

(«Слабым» детям даются карточки:

№1: Увеличить, значит сделать больше, прибавить. Нужно поставить знак «+».

№2: Уменьшить, значит сделать меньше, убавить. Нужно поставить знак «-».

- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Если вы нашли ошибки, объясните их своему соседу по парте.

Планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.  (Регулятивные УУД)

10.

Рефлексия.

- А вот и друзья Незнайки добрались до его дома. Он был очень рад, что вы показали им дорогу. И прислал вам в награду вот такие смайлики.

Наш урок подходит к концу, что интересного запомнилось с урока. Вспомните, какая была тема урока? (Мы говорили о том, что если количество предметов увеличивается, в выражении надо ставить знак «+», а если уменьшается, то знак «-».)

- Молодцы! Я вами очень довольна. Вы работали замечательно. А теперь подумайте, какое задание для вас было интересным и познавательным. Прикрепите свой смайлик к тому вагончику, номер которого соответствует номеру задания. (Дети прикрепляют смайлы)

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД)

Литература

  1. Башмакова М.И. Обучение в 1-м классе по учебнику «Математика»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование/ М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова – М.: АСТ: Астрель, 2013.
  2. Деменева Н.Н., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю. Требования к современному уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО и методические рекомендации по выполнению проекта урока: учебно-методическое пособие/ Под ред.Н.Н.Деменевой. Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред.А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Увеличить на - уменьшить на", конспект урока по математике.

Конспект урока по математике, разработанный для первого класса....

конспект урока математики в 1 классе Тема: Увеличить на... уменьшить на...

Технологическая карта урока математики в 1 классе по УМК "Школа России". Урок разработан и выдан в рамках семинара-практикума между воспитателями МДОУ и учителями МБОУ "СОШ №1". Урок разработан ...

Конспект урока математики 1 класс "Увеличить на. Уменьшить на."

Педставляю вашему вниманию коспект урока математики в 1 классе на тему: "Увеличить на. Уменьшить на.". УМК "Школа России"...

Конспект урока математики во 2 классе Тема: Увеличить в… Уменьшить в… Школа 2100

Тема: Увеличить в… Уменьшить в… Цели: 1. Продолжать знакомить детей с новыми отношениями на множестве натуральных чисел. 2. Установить, что действия умножения и деления – взаимно о...

Конспект урока по математике 1 класс на тему "Увеличить на... Уменьшить на..."

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока: «Увеличить на. Уменьшить на.»Цель:Познакомить детей с терминами «увеличить на», «уменьшить на».Планируемые образовательные ...