Конспект урока по математике в 1 классе на тему: "Увеличить, уменьшить на несколько единиц." УМК Гармония
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Разработка урока по математике в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_1_klasse.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕМАТИКА
1 КЛАСС
УМК «ГАРМОНИЯ»
Тема: Увеличить, уменьшить на несколько единиц.
Цель: разъяснять младшим школьникам новые понятия «увеличить на», «уменьшить на» (обосновывать изменения в рисунке и составлять равенства на увеличение, уменьшение; соотносить термины и арифметические действия) и, используя их (новые понятия) продолжить работу над составом чисел.
Оборудование: графический узор на клетчатом листе, таблица для проверки
состава чисел, числовые лучи, памятки для детей (разные способы чтения), веселые человечки, карточки с индивидуальными заданиями, дерево настроения, елочки.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
-К нам сегодня пришли гости. Мы, как гостеприимные хозяева, поприветствуем их (т.е. подарим им наши улыбки).
(Сначала садятся девочки, потом мальчики.)
2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
-Какой праздник отмечали недавно все люди?
-Какое главное новогоднее украшение?
-Обычай украшать елку пришел к нам издавна. Когда день начинал прибывать (а это бывает в конце декабря), люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили только еловые ветки. В наше время люди срубают и приносят домой целые деревья.
-Если мы с вами будем каждый год срубать по 1 елочке, что может случиться?
-Как помочь беззащитным деревцам?
-Одним из способов помощи является посадка саженцев (т.е. молодых деревьев).
-Сегодня на уроке мы с вами, работая над закреплением изученных на прошлых уроках понятий УВЕЛИЧИТЬ НА, УМЕНЬШИТЬ НА, и, продолжая работать над составом чисел, посадим молоденькие елочки (поможем природе). Каждое задание, с которым вы справитесь вместе, или самостоятельно, поможет посадить 1 елочку.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
-Сначала найдем в лесу полянку. Чтобы не заблудиться, запомним маршрут.
(Дети в течение 30 секунд запоминают узор, изображенный на клетчатом листе бумаги.)
-В рабочих тетрадях карандашом начертите тропинку, которую сейчас видели.
-Проверьте, правильно ли вы запомнили маршрут, и, если нужно, исправив ошибки, продолжайте двигаться дальше (до конца строки).
-Остановились. Вот и полянка.
а) Первое задание будет выполнять 1 человек. Нужно разгадать правило и заполнить таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | ||||
2 | 5 | |||
3 | ||||
4 | 8 |
б) Пока (…) работает, мы с вами выполним следующее задание.
(На доске запись: 3+5=8 7-6=1)
-Что записано на доске? (Равенства)
-Какие задания можно выполнить с этими равенствами? (……….., нарисовать рисунок, изобразить на числовом луче.)
Два человека на листе белой бумаги рисуют рисунок (схему), два человека на листе бумаги с начерченным числовым лучом изображают равенства.
(Равенства, с которыми работают дети известны только им. Они написаны с обратной стороны листа. Это нужно для последующей проверки, когда нужно будет соотнести рисунки и числовые лучи с равенствами.)
Пока ребята работают, мы с вами вспомним и потренируемся читать равенства по-разному. Можно пользоваться памяткой.
+ -
прибавить вычесть
сумма разность
1 слаг., 2 слаг., зн. суммы ум., выч., зн. разности
увеличить на уменьшить на
-Молодцы!
-А теперь давайте разберемся, какой рисунок и луч, к какому равенству подходит.
(Дети, выполняя задание, проверяют правильность и исправляют ошибки.)
-Молодцы! Знаете, что такое равенство, умеете читать по-разному, выполнять к ним рисунки и показывать на числовом луче. На нашей полянке вырастает первая елочка.
-(…) выполнял задание самостоятельно. Выходи к доске.
-Какое правило ты разгадал?
(Ученик рассказывает, как он выполнил задание.)
-Чтобы быстрее проверить, предлагаю сравнить его работу с образцом (правильным решением данного задания).
(Дети сравнивают и, если нужно, исправляют ошибки.)
-Что помогло (…) справиться с заданием? (……., знание состава чисел.)
-Молодец (…)! Вторую елочку на поляне посадил ты.
в)-Назовите самое большое однозначное число.
-Наше следующее задание связано с числом 9.В своих тетрадях за 3 минуты запишите выражения, в которых уменьшаемое равно 9 и найдите их значения (кто сколько успеет).
Что такое уменьшаемое?
Какое первое выражение можно составить?
-СТОП!
-Самое главное, чтобы равенства, записанные вами, были верными. Есть даже пословица: ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ.
-Проверьте свою работу, используя, калькулятор.
-Кто не допустил ошибок?
-Молодцы! За это получаете еще одну елочку.
г) -Скажу вам по секрету, что ученик другого первого класса, когда получил задание – из равенств на вычитание (которые вы сейчас составили) составить равенства на сложение, выполнил работу следующим образом:
9-1=8 8+1=9
9-2=7 7+2=9
9-3=6 6+3=9
9-4=5 5+4=9
9-5=4 7+2=9
9-6=3 3+6=9
9-7=2 2+7=9
9-8=1 1+8=9
-Все ли правильно сделал ученик?
(Дети находят ошибку в пятой строке и объясняют ее.)
-Молодцы! Вот и еще одна елочка, благодаря вашим стараниям, выросла на полянке.
ФИЗМИНУТКА
(Дети поют и выполняют произвольные движения под звукозапись песни «В лесу родилась елочка")
д) -Вот какой веселый мальчик нам повстречался.
-Как вы думаете, почему он веселый?
-Ему весело, потому что он с друзьями.
-Посмотрите внимательно, что изменяется?
-Какая из записей подойдет к этой картинке?
7 7-1 6-1 5-1
7 7-2 5-2 3-2
8 8-2 6-2 4-2
1 1+2 3+2 5+2
-Почему не подходит 1 запись?
-Почему не подходит 3 запись?
-Я считаю, что к этой картинке подойдет 4 запись. Я права?
(Да. Если наблюдать за изменением справа налево, то количество волосков увеличивается на 2 .)
-Итак. Если количество уменьшается на …, то мы выполняем действие ….. (вычитание). Если количество увеличивается на …, то мы выполняем действие ….. (сложение).
-Молодцы! Хорошо усвоили новые понятия (увеличить, уменьшить на). На поляне вырастает еще одна елочка.
е) -Следующее задание каждый из вас выполнит самостоятельно.
(В печатных тетрадях дети выполняют задание №120.)
-Выполняя эти задания, вы покажете, как каждый из вас научился правильно находить значения выражений. Работать вы будете в течение 5 минут. (Кто сколько успеет.) Но не забудьте, что лучше меньше, да лучше.
(Первые 2-3 человека, справившиеся с заданием, получают дополнительные карточки (смотри приложение 1). Остальным, кто справится раньше, можно предложить проверить свою работу, используя, калькулятор.)
-СТОП! Правильность выполнения этого задания проверю я, когда соберу тетради на проверку. Вы старались! Молодцы! На поляне новая елочка.
4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
-Посмотрите, сколько елочек выросло на нашей поляне! Как нам удалось это сделать?
(Используя знания, полученные на прошлых уроках, выполняли различные задания.)
-Полянка то красивая, а вот это деревце грустное. Почему?
(На доске изображено дерево без листьев.)
-Поделитесь с ним своим настроением.
(Дети приклеивают листочки разных цветов.)
-Вот теперь дерево повеселело.
-Что вам понравилось на уроке?
-Наша лесная красавица приготовила вам подарки, но не сладкие, а умные (картинки, которые нужно раскрасить, вычислив значения выражений). Кто желает поработать с ними дома?
-А теперь давайте наведем порядок на парте, встанем и, как гостеприимные хозяева, попрощаемся с нашими гостями и пригласим их в гости еще.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Истомина Н.Б. Математика. 1 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы, Смоленск: издательство «Ассоциация XXI век», 2004.
Истомина Н. Б. Тетрадь №1 по математике для 1-го класса четырехлетней начальной школы. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2005.
Истомина Н. Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика.1 класс» (для четырехлетней начальной школы). Смоленск. «Ассоциация XXI век»,2003
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАРТОЧКИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ЗАДАНИЯМИ
Карточка №1
Какая птица выводит птенцов зимой?
Дятел – 7
Клест – 8
Аист – 6
Для проверки воспользуйся решением цепочки.
Клест – небольшая, немного крупнее воробья, ярко окрашенная птичка. Встречается она в еловых лесах. Питается клест семенами шишек елей, сосен, ясеня, иногда употребляет ягоды и семена травянистых растений.
Карточка №2
Неизвестно, что случилось, только белка заблудилась. Ищет белочка свой дом, и мы сейчас его найдем. Где живет белка?
В норе – 3
В дупле – 2
В гнезде – 1
Для проверки воспользуйся решением цепочки.
Белка очень запасливый зверек. Неподалеку от своего дупла она устраивает кладовые, где хранит орехи, желуди, шишки. Заготавливает белка впрок и грибы, накалывая их на сухие веточки высоко над землей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по математике (1 класс) "Задачи на уменьшение числа на несколько единиц"
Конспект урока по математике в 1 классе по теме : "Задачи на уменьшение числа на несколько единиц"...
Открытый урок по математике 3 класс по теме: "Увеличить в несколько раз. Уменьшить в несколько раз. Во сколько раз? Решение задач."
Открытый урок по математике 3 класс по теме : "Увеличить в несколько раз.Уменьшить в несколько раз.Во сколько раз? решение задач"...
Конспект урока по математике. 3 класс. Тема"Задачи на увеличение в несколько раз» Рефлексия. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление с задачами на увеличение числа в несколько раз, развитие умение работать самостоятельно.Планируемые результаты:Пред Предметные: нау...
Конспект урока по математике 1 класс на тему "Увеличить на... Уменьшить на..."
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока: «Увеличить на. Уменьшить на.»Цель:Познакомить детей с терминами «увеличить на», «уменьшить на».Планируемые образовательные ...
Конспект урока по математике на тему: Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Измерение длины отрезков с помощью линейки.
Цели урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятием «увеличить на», «уменьшить на», продолжать формировать у учащихся навык измерения длины отрезка ...
Конспект урока по математике на тему: Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Измерение длины отрезков с помощью линейки.
Цели урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятием «увеличить на», «уменьшить на», продолжать формировать у учащихся навык измерения длины отрезка ...