Конспект урока по математике в 1 классе на тему: "Увеличить, уменьшить на несколько единиц." УМК Гармония
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Самохина Татьяна Борисовна

Разработка урока по математике в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_1_klasse.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА

1  КЛАСС

УМК «ГАРМОНИЯ»

Тема:  Увеличить, уменьшить на несколько единиц.

  Цель:  разъяснять младшим школьникам новые понятия  «увеличить на», «уменьшить на»  (обосновывать изменения в рисунке и составлять равенства на увеличение, уменьшение; соотносить термины и арифметические действия) и, используя их (новые понятия) продолжить работу над составом чисел.

Оборудование: графический узор на клетчатом листе, таблица для проверки

состава чисел, числовые лучи, памятки для детей (разные способы чтения), веселые человечки, карточки с индивидуальными заданиями, дерево настроения, елочки.

 

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ.

-К нам сегодня пришли гости. Мы, как гостеприимные хозяева, поприветствуем их (т.е. подарим им наши улыбки).

(Сначала садятся девочки, потом мальчики.)

2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

-Какой праздник отмечали недавно все люди?

-Какое главное новогоднее украшение?

-Обычай украшать елку пришел к нам издавна. Когда день начинал прибывать (а это бывает в конце декабря), люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили только еловые ветки. В наше время люди срубают и приносят домой целые деревья.

-Если мы с вами будем каждый год срубать по 1 елочке, что может случиться?

-Как помочь беззащитным деревцам?

-Одним из способов помощи  является посадка саженцев (т.е. молодых деревьев).

-Сегодня на уроке мы с вами, работая над закреплением  изученных на прошлых уроках понятий  УВЕЛИЧИТЬ НА, УМЕНЬШИТЬ НА, и, продолжая работать над составом чисел, посадим молоденькие елочки (поможем природе).  Каждое задание, с которым вы справитесь вместе, или самостоятельно, поможет посадить 1 елочку.

        

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

-Сначала найдем в лесу полянку. Чтобы не заблудиться, запомним маршрут.

        (Дети в течение 30 секунд запоминают узор, изображенный на клетчатом листе бумаги.)

-В рабочих тетрадях карандашом начертите тропинку, которую сейчас видели.

-Проверьте, правильно ли вы запомнили маршрут, и, если нужно, исправив ошибки, продолжайте двигаться дальше (до конца строки).

-Остановились. Вот и полянка.

  а) Первое задание будет выполнять 1 человек. Нужно разгадать правило и заполнить таблицу.

1

2

3

4

1

2

5

3

4

8

          

        

  б) Пока (…) работает, мы с вами выполним следующее задание.

        (На доске запись: 3+5=8    7-6=1)

    -Что записано на доске? (Равенства)

    -Какие задания можно выполнить с этими равенствами? (……….., нарисовать рисунок, изобразить на числовом луче.)

Два человека на листе белой бумаги рисуют рисунок (схему), два человека на листе бумаги с начерченным  числовым лучом изображают равенства.

(Равенства, с которыми работают дети известны только им. Они написаны с обратной стороны листа. Это нужно для последующей проверки, когда нужно будет соотнести рисунки и числовые лучи с равенствами.)

Пока ребята работают, мы с вами вспомним и потренируемся читать равенства по-разному. Можно пользоваться памяткой.

                        +                -

                прибавить        вычесть

                сумма        разность

                1 слаг., 2 слаг., зн. суммы        ум., выч., зн. разности

                увеличить на        уменьшить на

-Молодцы!

-А теперь давайте разберемся, какой рисунок и луч, к какому равенству подходит.

        (Дети, выполняя задание, проверяют правильность и исправляют ошибки.)

-Молодцы! Знаете, что такое равенство, умеете читать по-разному, выполнять к ним рисунки и показывать на числовом луче. На нашей полянке вырастает первая елочка.

-(…) выполнял задание самостоятельно. Выходи к доске.

-Какое правило ты разгадал?

(Ученик рассказывает, как он выполнил задание.)

-Чтобы быстрее проверить, предлагаю сравнить его работу с образцом (правильным решением данного задания).

(Дети сравнивают и, если нужно, исправляют ошибки.)

-Что помогло (…) справиться с заданием? (……., знание состава чисел.)

-Молодец (…)! Вторую елочку на поляне посадил ты.

    в)-Назовите самое большое однозначное число.

-Наше следующее задание связано с числом 9.В своих тетрадях за 3 минуты запишите выражения, в которых уменьшаемое равно 9 и найдите их значения (кто сколько успеет).

                Что такое уменьшаемое?

                Какое первое выражение можно составить?

        -СТОП!

        -Самое главное, чтобы равенства, записанные вами, были верными. Есть даже пословица:  ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ.

        -Проверьте свою работу, используя, калькулятор.

          -Кто не допустил ошибок?

        -Молодцы! За это получаете еще одну елочку.

   г)        -Скажу вам по секрету, что ученик другого первого класса, когда получил задание – из равенств на вычитание (которые вы сейчас составили) составить равенства на сложение, выполнил работу следующим образом:

        9-1=8        8+1=9

        9-2=7        7+2=9

        9-3=6        6+3=9

        9-4=5        5+4=9

        9-5=4        7+2=9

        9-6=3        3+6=9

        9-7=2        2+7=9

        9-8=1        1+8=9

        -Все ли правильно сделал ученик?

        (Дети  находят ошибку в пятой строке и объясняют ее.)

-Молодцы! Вот и еще одна елочка, благодаря вашим стараниям, выросла на полянке.

ФИЗМИНУТКА

        (Дети поют и выполняют произвольные движения под звукозапись песни «В лесу родилась елочка")

   д)        -Вот какой веселый мальчик нам повстречался.        

                                   

        

        

        -Как вы думаете, почему он веселый?

        -Ему весело, потому что он с друзьями.

 

                

        -Посмотрите внимательно, что изменяется?

        -Какая из записей подойдет к этой картинке?

        7     7-1     6-1     5-1

        7     7-2     5-2     3-2

        8     8-2     6-2     4-2

        1     1+2    3+2    5+2

        -Почему не подходит 1 запись?  

        -Почему не подходит 3 запись?  

        -Я считаю, что к этой картинке подойдет 4 запись. Я права?

        (Да. Если наблюдать за изменением справа налево, то количество волосков увеличивается на 2 .)                 

        -Итак. Если количество уменьшается на …, то мы выполняем действие ….. (вычитание). Если количество увеличивается на …, то мы выполняем действие ….. (сложение).

-Молодцы! Хорошо усвоили новые понятия (увеличить, уменьшить на). На поляне вырастает еще одна елочка.

   е)        -Следующее задание каждый из вас выполнит самостоятельно.

        (В печатных тетрадях дети выполняют задание №120.)

-Выполняя эти задания, вы покажете, как каждый из вас научился правильно находить значения выражений. Работать вы будете в течение 5 минут. (Кто сколько успеет.) Но не забудьте, что лучше меньше, да лучше.

        (Первые 2-3 человека, справившиеся с заданием, получают дополнительные карточки (смотри приложение 1). Остальным, кто справится раньше, можно предложить проверить свою работу, используя,  калькулятор.)

        -СТОП! Правильность выполнения этого задания проверю я, когда соберу тетради на проверку. Вы старались! Молодцы! На поляне новая елочка.

        4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

        -Посмотрите, сколько елочек выросло на нашей поляне! Как нам удалось это сделать?

        (Используя знания, полученные на прошлых уроках, выполняли различные задания.)

        -Полянка то красивая, а вот это деревце грустное. Почему?

        (На доске изображено дерево без листьев.)

        

        -Поделитесь с ним своим настроением.

         (Дети приклеивают листочки разных цветов.)

        -Вот теперь дерево повеселело.

        -Что вам понравилось на уроке?

-Наша лесная красавица приготовила вам подарки, но не сладкие, а умные (картинки, которые нужно раскрасить, вычислив значения выражений). Кто желает поработать с ними дома?

-А теперь давайте наведем порядок на парте, встанем и, как гостеприимные хозяева, попрощаемся с нашими гостями и пригласим их в гости еще.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Истомина Н.Б. Математика. 1 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы, Смоленск: издательство «Ассоциация XXI век», 2004.

Истомина Н. Б. Тетрадь №1 по математике для 1-го класса четырехлетней начальной школы. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2005.

Истомина Н. Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика.1 класс» (для четырехлетней начальной школы). Смоленск. «Ассоциация XXI век»,2003

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАРТОЧКИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ  ЗАДАНИЯМИ

Карточка №1

Какая птица выводит птенцов зимой?

        Дятел – 7

        Клест – 8

        Аист – 6

Для  проверки воспользуйся решением цепочки.

Клест – небольшая, немного крупнее воробья, ярко окрашенная птичка. Встречается она в еловых лесах. Питается клест семенами шишек елей, сосен, ясеня, иногда употребляет ягоды и семена травянистых растений.

Карточка №2

Неизвестно, что случилось, только белка заблудилась. Ищет белочка свой дом, и мы сейчас его найдем. Где живет белка?

        В норе – 3

        В дупле – 2

        В гнезде – 1

Для проверки воспользуйся решением цепочки.

 

Белка очень запасливый зверек. Неподалеку от своего дупла она устраивает кладовые, где хранит орехи, желуди, шишки. Заготавливает белка впрок и грибы, накалывая их на сухие веточки высоко над землей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике (1 класс) "Задачи на уменьшение числа на несколько единиц"

Конспект урока по математике в 1 классе по теме : "Задачи на уменьшение числа на несколько единиц"...

Открытый урок по математике 3 класс по теме: "Увеличить в несколько раз. Уменьшить в несколько раз. Во сколько раз? Решение задач."

Открытый урок по математике 3 класс по теме : "Увеличить в несколько раз.Уменьшить в несколько раз.Во сколько раз? решение задач"...

Конспект урока по математике. 3 класс. Тема"Задачи на увеличение в несколько раз» Рефлексия. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление  с задачами на увеличение числа в несколько раз, развитие умение работать самостоятельно.Планируемые результаты:Пред    Предметные: нау...

Конспект урока по математике 1 класс на тему "Увеличить на... Уменьшить на..."

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока: «Увеличить на. Уменьшить на.»Цель:Познакомить детей с терминами «увеличить на», «уменьшить на».Планируемые образовательные ...

Конспект урока по математике на тему: Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Измерение длины отрезков с помощью линейки.

Цели урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятием «увеличить на», «уменьшить на», продолжать формировать у учащихся навык измерения длины отрезка ...

Конспект урока по математике на тему: Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Измерение длины отрезков с помощью линейки.

Цели урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятием «увеличить на», «уменьшить на», продолжать формировать у учащихся навык измерения длины отрезка ...