Решение задач на движение
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Тема: «Решение задач на встречное движение».
Цель: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения.
Образовательные задачи:
- научиться решать задачи на встречное движение, учить использовать рациональные способы устных вычислений.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к математическим знаниям;
-воспитывать ответственность за выполнение коллективной работы.
Развивающие задачи (УУД).
Регулятивные УУД:
- уметь организовывать свою деятельность;
-принимать и ставить учебно-познавательную задачу;
-строить логические рассуждения;
-планировать свои действия.
Познавательные УУД:
-учиться использовать схемы при решении задач.
Коммуникативные УУД:
-уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_4_klass.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики для 4 класса
Разработала: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №16» г. Энгельс, Саратовская обл. Коростелёва Мария Валерьевна
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Тема: «Решение задач на встречное движение».
Цель: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения.
Образовательные задачи:
- научиться решать задачи на встречное движение, учить использовать рациональные способы устных вычислений.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к математическим знаниям;
-воспитывать ответственность за выполнение коллективной работы.
Развивающие задачи (УУД).
Регулятивные УУД:
- уметь организовывать свою деятельность;
-принимать и ставить учебно-познавательную задачу;
-строить логические рассуждения;
-планировать свои действия.
Познавательные УУД:
-учиться использовать схемы при решении задач.
Коммуникативные УУД:
-уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности. /2 мин/ Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне | Слайд 1. - Какой сейчас урок? - Какое нужно настроение, чтобы получился урок удачным? - Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. (Слайд 2. « С маленькой удачи начинается большой успех») - Как вы понимаете эти слова? - Сегодня на уроке каждый должен сделать маленькой открытие в математике. А если будете внимательными, будете слушать друг друга, то у нас всё получится. - Наш урок пройдет в форме деловой игры. В игре примут участия 4 Сервиса Технического Обслуживания. Сокращённо СТО. Они будут бороться за главный приз – почетное звание «Лучшее СТО -2014». Разрешите представить. СТО «Автостоп»- директор Солдатов Андрей, СТО «Экипаж» - директор Чигладзе Полина, СТО «Автостиль» - директор Похлебаева Арина, СТО «Мега моторс» - директор Чернышов Александр. На каждом СТО работает бухгалтер, который будет вести строгий учет купонов. За каждый правильный ответ вы будете получать купон на обслуживание машин. Полученное количество купонов и определит, какой из команд достанется звание «Лучшее СТО -2014». Каждый из игроков команды может стать обладателем поощрительного приза и получить звание «Лучший работник СТО». Кто его получит, будет решать вся команда. | математика хорошее, отличное. Дети сидят по группам. | Личностные УУД: самоопределение. |
2. | Актуализация знаний. /5 мин/ Цель: готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий. | Слайд 3. - У каждого СТО есть возможность обслужить машины и получить 3 купона. Если вы дали правильный ответ- машина обслуживается на вашем СТО, нет - он уехал на другую станцию. (Открывается 3 слайд. На нем номинации: сравни величины, заполни пропуски, задачи-шутки) Слайд 4. 1. ЗАДАЧИ-ШУТКИ 1.Какое колесо у машины не вращается при её спуске с горы? 2. Пассажир такси ехал в село. По дороге ему навстречу проехали 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько машин ехало в село? 3. Автобус едет от города до деревни 2 часа, а обратно 120 минут. Как объяснить такую разницу? Слайд 5. 2) «Сравни величины» –Внимание на доску. Укажите с помощью сигнального светофора правильное сравнение величин. Объясните ошибки. (каждой группе задать) 57 см < 570 мм 3 ч 5 мин. > 350 мин. 6 дм 9 см < 96 см 2 ч. 16 мин = 136 мин. 2 м 8 см = 280 см 180 сек. = 3 ч Слайд 6. 3) «Заполни пропуски» (интерактивное задание) - Посмотрите на экран. Я предлагаю заполнить пропуски, указав нужную единицу измерения. м : м/с = км/с * с = км : км/ч = м : м/ ч = м : с = км : мин = (за каждый правильный ответ команда получает купон от клиента. Купоны хранит бухгалтер) - Давайте с вами проведём подсчёт. У какого СТО сколько купонов. - Какие величины встретились в этом задании? - В каких заданиях на уроке математике мы встречаемся с этими величинами? | запасное только такси нет никакой разницы. Едут одинаково. 2 ч=120 мин Они равны 3 ч 5 мин= 185 мин<350 мин. неверно 6 дм 9 см < 96 см верно 2 ч. 16 мин = 136 мин. верно 2 м 8 см = 280 см верно 180сек=3мин. м : м/с = с км/с * с = км км : км/ч = ч м : м/ ч = ч м : с = м/ с км : мин = км/мин Длина и время Задачи на скорость, время, расстояние. | Познавательные УУД: - общеучебные; - логические. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
3. | Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. /5 мин/ Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | Слайд 7,8. -Какова же тема нашей деловой игры? - Какие цели мы поставим перед собой? Слайд 9. 1)Работа в группе. -В следующей работе директора СТО могут получить 2 купона. Для этого им надо верно решить задачу. Для начала открываем свои тетради и записываем: 9 декабря. Классная работа. - Одновременно из одного пункта в противоположных направлениях вышли два пешехода. Один из них шёл со скоростью 6 км/ч, а другой 4 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа? - Чтобы узнать расстояние, что нужно знать? -Рассмотрите несколько способов решения задачи. (дети обсуждают в группе, а в тетрадь записывают только решение) Слайд 10. 2) - Узнайте, нарушены ли правила водителем? На участке дороги длиной 280км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа? (тем командам, которые правильно ответили, даётся по 5 купонов) - Молодцы ребята. Давайте посчитаем, сколько же купонов от клиентов у каждого СТО. - Ребята, нужно быть предельно внимательными на дороге, четко соблюдать Правила Дорожного Движения, так как от этого зависит жизнь людей. ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР. НАСТРОИТЬ ФИЗМИНУТКУ. | - Решение задач на движение. - Научиться решать задачи на движение. S = V*t 1 способ: (6+4)*3=30 (км) 2 способ: 6*3+4*3=30 (км) (Обсуждение в группе, обоснование ответа спикером группы. За правильное решение – дополнительный купон) Правила нарушены. Если бы водитель шёл со скоростью 60 км/ч то за 4 ч, он преодолел расстояние в 240 км. А у нас 280 км, значит за 4 ч это расстояние не пройти, значит, водитель двигался с превышением скорости. Ведётся подсчёт купонов. | Познавательные УУД: - постановка и формулирование проблемы; - поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: |
4 | « Открытие» детьми нового знания. /9 мин/ Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. | 1) - Откройте учебник на стр.143 №1 Директорам СТО проконтролировать работу с задачей. За 2 правильных ответа команда получит купон. - Прочитайте задачу в группе . -Из двух посёлков одновременно вышли навстречу друг другу Миша и Петя и встретились через 15 мин. Миша прошёл до встречи 900 м, а Петя - 870м. Рассмотрите схему, которая дана к задаче. - Как вы думаете, чем отличается этот вид движения от тех, которые вы рассматривали на предыдущих уроках? -Ответьте на вопросы. - Сколько времени до встречи был в пути Миша? - Сколько времени до встречи был в пути Петя? - Что можно сказать об этой величине? - С какой скоростью шёл Миша? - С какой скоростью шёл Петя? - Как найти расстояние между поселками? (выдача купонов, группам правильно ответившим на вопросы) | До этого они шли из одной точки в разные направления, а здесь из двух точек в одну. 15 мин. 15 мин. Время одинаково. Скорость неизвестна К тому расстоянию, которое прошёл Петя прибавить расстояние, которое прошёл Миша. 900м + 870м= 1770 м, Т.е. мы нашли общее расстояние. | Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: |
5. | Первичное закрепление с проговариванием. /5 мин/ | № 3 На заседании рассматривается следующая задача. В 8 ч утра от двух пристаней отправились навстречу один другому два теплохода и встретились в 11 ч того же дня. Расстояние между пристанями 210 км. Скорость одного теплохода 34 км/ч. С какой скоростью шёл другой теплоход? -Сколько в пути был каждый теплоход? - Как узнали? - Какое расстояние до встречи прошёл теплоход, у которого скорость 34 км/ч? Как узнать? - Какое расстояние до встречи прошёл другой теплоход? - С какой скоростью шёл второй теплоход? - Как найти? - Молодцы. Вот вам купоны за это задание. | 3 ч 11-8 = 3 (ч) Нужно скорость умножить на время. 34 * 3 = 102 (км) Нужно из всего расстояния вычесть расстояние, пройденное 1 теплоходом. 210 - 102 = 108 (км) - Чтобы найти скорость 2 теплохода, надо расстояние 2 теплохода разделить на время, который был в пути 2 теплоход. 108: 3 = 36 (км/ч) | Коммуникативные УУД: Регулятивные УУД: |
Физминутка. | ПОСЛЕ ФИЗМИНУТКИ ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР. | |||
6. | Взаимоконтроль с проверкой по эталону. /3 мин/ | Р.т. с.84 № 266 - Кто быстрее решит задачу. (самостоятельно. выдача купона той команде, которая решила быстрее.) ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВЕРИТЬ! -Какое расстояние прошёл до встречи первый лыжник? - Какое расстояние прошёл второй лыжник? - Какова скорость второго лыжника? - Молодцы ребята. (выдать купоны группе которая решила первыми и правильно) | 14 * 3 = 42 (км) 60 - 42 = 18 (км) 18 : 3 = 6 (км/ч) | Регулятивные УУД: -прогнозирование; -самоконтроль; -коррекция. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество. |
8. | Включение нового в систему знаний и повторения. /7 мин/ Цель: - закрепление умения решать текстовые задачи; - применение нового способа действия; - создание ситуации успеха. | Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: Регулятивные УУД: | ||
9. | Рефлексия учебной деятельности. / 3 мин/ Цель: - оценивание результатов собственной деятельности; - осознание метода построения границ применения нового знания. | Благодарит ребят за работу. - Какая тема нашей деловой игры? - Какую цель мы ставили перед собой? Слайд 11. Рефлексия: Продолжите предложения: Сегодня я сумел… На этом уроке я похвалил бы себя за … На этом уроке я похвалила бы одноклассников… Больше всего мне понравилось… Для меня было открытием … Оцените работу в тетрадь. - Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху. Слайд 12. - Давайте выполним заключительный подсчёт наших купонов и посмотрим, какой же команде будет присуждено звание «Лучшее СТО -2014». - Лучшим СТО становится…….. - Посовещайтесь в своей группе и выберите лучшего работника СТО. Лучшими работниками СТО становятся…. В память о нашем уроке, чтобы вы ничего не забыли - домашнее задание. Проводит инструктаж домашнего задания. Р.т. с.85 №268 ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК Всем спасибо за урок. | Решение задач на движение. - Научиться решать задачи на встречное движение. Решать задачи именно на встречное движение. (выбор лучшего СТО). (совещаются группой и выбирают.) Записывают задание в дневники. | Регулятивные: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: - умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: - аргументировать свои высказывания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по математике 4 класс "Устный счёт по теме:Решение задач на движение"
Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint 2007...
Решение задач на движение
Урок постороен в игровой форме в виде скзочного путешестия....
Разработка урока с презентацией "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
В ходе урока рассматривается новый тип задач на движение, вводится понятие "скорость удаления", составляются обратные задачи. Презентация в игровой форме способствует наглядному сопровождению хода уро...
Урок математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение"
Урок математики с использованием презентации. В течении всего урока учащиеся отмечают на маршрутном листе свои успехи, тем самым оценивают каждый участок пройденного пути....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 4 КЛАССА (ПРОГРАММА «Школа России») ТЕМА : Решение задач на движение.
1.Закрепить и систематизировать знания учащихся о скорости, времени, расстоянии;формировать вычислительные навыки, навыки решения прос...
Решение задач на движение.
Урок математики в 4-ом классе по УМК "Школа 2000" . К уроку прилагается технологическая карта урока и презентация.Цели урока: Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурирова...
Урок математики по теме "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения"
Урок математики "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения" для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...