План-конспект урока по математике ( 1 класс) по теме : "Знакомство с компонентами вычитания"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему
Урок математики в 1 классе по теме "Знакомство с компонентами вычитания" .УМК "Развивающая система Занкова". Урок построен в соответствии со всеми требованиями ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_matematiki_uroka_3.docx | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Хузина Светлана Александровна, МБОУ-Гимназия с. Чекмагуш
Система развивающего обучения Л. В. Занкова
Тема урока: Знакомство с компонентами вычитания.
Цели деятельности учителя:
1. Способствовать усвоению понятий - названий компонентов при вычитании («уменьшаемое», «вычитаемое»),
- создать условия для чтения выражений с использованием этих терминов.
2. Способствовать развитию логического мышления, памяти внимания, математической речи, вычислительных навыков, познавательной активности.
3. Воспитывать уважительное отношение к друг к другу, взаимовыручку.
Планируемые результаты образования:
Предметные: имеют представление о понятиях «уменьшаемое», «вычитаемое»; умеют читать выражения, используя эти термины, ориентироваться на бумаге в клетку, проводить вычитание с помощью натурального ряда чисел.
Личностные: ориентируются на соблюдение моральных норм в совместной деятельности, способны к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи, учатся преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, выполняют учебные действия в устной речи.
Познавательные УУД: самостоятельно осуществляют сериацию объектов; учатся строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классифицировать по заданным критериям; под руководством учителя осуществляют действие подведения под понятие.
Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремяться к координации различных позиций в сотрудничестве, учатся формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование:
- звукозапись, слайдовая презентация;
- Герои Доктор Ватсон и Шерлок Холмс;
- Индивидуальные карточки с вопросами;
- Сигналы у каждого ученика со знаками «+», «- »;
- Карточка со стихотворением;
- Задания на геометрических фигурах;
- Карточки с надписями «уменьшаемое», «вычитаемое» «значение разности»:
- Звездочки – наклейки для поощрения детей:
- Набор геометрических фигур «Учимся считать».
- Ноутбук, проектор, проекторная доска, колонки, МФУ.
Учебник И. И. Аргинская, Е. П. Бененсон «Математика 1», часть 1, стр.116 – Самара: издательство «Федоров», 2011 г.
Ход урока:
- Организация начала урока.
Психологический настрой Слайд 1.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им свои улыбки.
Математика – наука,
Она гимнастика ума,
Есть в ней точность и смекалка,
Цифры, числа и игра.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок математики! Я вижу ваши сияющие глаза, это говорит о вашем хорошем настроении, значит, урок у нас будет удачным.
- Актуализация знаний.
Наш урок сегодня пройдет под девизом: (Слайд 2)
Мы - искатели, мы – следопыты!
- А кто такие искатели и следопыты? Хотите раскрыть тайну и стать настоящими исследователями?
Играет музыка саундтрек «Собака Баскервилей» из кинофильма
- А кто это к нам спешит? Это Шерлок Холмс и Доктор Ватсон лучшие в мире сыщики. Хотите быть в их команде? Для этого нам предстоит выполнить несколько заданий.
А) 1 задание: - На доске запись: (Слайд 3)
1 2 4 6 8 9 …
5 6 7 8 9
1 2 3 4 5 6 7 …
- Прочитайте отрезок натурального ряда. Докажите, что это отрезок натурального ряда.
- Прочитайте натуральный ряд чисел. Почему вы считаете, что это натуральный ряд чисел?
(Натуральный ряд чисел начинается с числа 1, каждое последующее число больше предыдущего, натуральный ряд чисел бесконечен.)
- Почему нельзя назвать 1 2 4 6 8 9 … натуральным рядом чисел? Что нужно сделать, чтобы это был натуральный ряд чисел? (Вставить числа 3, 5, 7 на свои места).
- Оцените свою работу с помощью цифр из геометрического материала. Покажите, сколько баллов вы себе поставили. Какое это число?
- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
2 задание: Работа в парах. (Слайд 4)
- Перед вами лежат листочки с заданиями. Подумайте, какое задание нужно выполнить.
7 ? 5 4 ? 6
6 ? 9 9 ? 8
4 + 2= 3 + 2=
8 – 1= 7 – 1=
(В пустые клетки вписать нужный знак, найти значение выражения)
- Выполните задание в парах.
- Проверьте свою работу. Оцените, если вы справились с заданием, поднимите зеленые карточки, если допустили ошибку – красную, исправьте их.
- Молодцы!
3. Игра «да, нет». (Слайд 5). Коллективная работа.
- В дороге у Шерлока Холмса возникло много вопросов. Доктора Ватсона как всегда со всеми поспорил и стал утверждать. Покажите, согласны ли вы с ним или нет.
1)все первоклассники одного роста. -
2)все первоклассники разного роста. -
3)все первоклассники девочки. -
4)среди первоклассников есть девочки. +
5)числа, которые располагаются в натуральном ряду слева от 8, больше этого числа. -
6)если из какого-то числа вычесть 1, то получим предыдущее число. +
7)числа, которые располагаются в натуральном ряду справа от 6, больше этого числа. +
- Молодцы!
- Оцените свою работу. Покажите карточками: положительная оценка +, что-то не получилось, ошиблись - .
Б) Фронтальный опрос
-Как называются математические знаки, которые вы использовали?
-При каких действиях используются знаки + и -?
-Как называем выражения, в котором пишем знак + и - ?
- Молодцы, сыщики принимают вас в свои ряды (готовы работать с вами в одной команде).
III. Целеполагание и фиксация затруднения.
- Внимательно рассмотрите выражения и предложите свои задания.
7 – 2 7 + 2 8 – 1 8 + 1
(разделить на 2 группы, найти значение…)
1 спос. 5 + 2 5 – 2
8 + 1 8 – 1
2 спос. 5 – 2 8 – 1
5 + 2 8 + 1
- Что записано в 1, 2 группах?(суммы, разности)
- Придумайте и задайте вопросы к выражениям 1 столбика своим одноклассникам?
( Вопрос-ответ)
Почему это суммы?
Как называются числа при сложении?
Найди значение суммы.
-Это суммы чисел. Запишем в тетрадь. Найдём значение суммы. (дублирование на доске)
5 + 2=7
8 + 1=9
(- как выполнять вычисления?)
(по числовому ряду, по-разному)
- Прочитайте 1 выражение. (5+2=7)
Пять плюс два равно девяти.
К пяти прибавили два, получили семь.
Сумма чисел пяти и двух равна семи.
Первое слагаемое 5, второе слагаемое – 2, значение суммы равно семи.
- Сколькими способами мы прочитали выражения? (4)
-Задайте вопросы ко второй группе примеров.
Найти значение разности! (запись на доске учителем)
- Прочитайте второе выражение. (8-1=7)
Восемь минус один равно семи.
Из восьми вычесть один, получится семь.
Разность чисел восьми и одного равна семи.
-Как называются числа при вычитании?
- Значит, что вы хотите узнать сегодня? Сформулируйте учебную задачу на этот урок? (Как называются числа при вычитании?)
(Как будут называться числа при вычитании – это тема нашего урока, это наша задача сегодня узнать и запомнить.)
IV. Планирование выхода из затруднения. Открытие нового знания.
- Сейчас мы проведем настоящее расследование - исследование.
- Я уверена, что вы сможете узнать название этих чисел самостоятельно. Я прошу внимательно пронаблюдать, что происходит с числами при вычитании.
- Перед вами яблоки и математический рассказ об этих яблоках. Кто прочтёт?
Семь спелых яблок
На веточке качалось
Два яблока упало,
А сколько их осталось?
(один ученик читает у доски)
Практическая работа.
(Дублирование на доске по щелчку) (Слайд 6)
- Выложите из геом. набора на парте столько кружочков, сколько яблок качалось на ветке?
- Что произошло с яблоками потом? Как показать? (Убрать, отнять..)
- Их стало больше или меньше?
- Какое математическое действие можем записать?
7 – 2 =5
-Какое число в этой записи самое большое? (7)
-Что с ним происходит? (из него вычитают, его делают меньше, уменьшают) Как его можно назвать? Да, это число действительно уменьшают, и его называют уменьшаемое (хором).
-Что можно сказать о втором числе?(его вычитают из первого) И его называют вычитаемое (хором).
Карточки – уменьшаемое, вычитаемое.
- Прочитаем выражения хором (уменьшаемое 7, вычитаемое 2, значение разности равно пяти).
- Подчеркнём уменьшаемое синим цветом, вычитаемое – зелёным.
Оцените свою работу кружочками из набора геом. фигур (красный и зеленый), выложите фигуру на край парты.
V. Физкультминутка (Слайд 7)
Вот так яблоко! (Встали.)
Оно - (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
Руку протяните, (Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите. (Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать. ( Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко! (Встали.)
Оно - (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
VI. Расширение и закрепление новых понятий.
1) Давайте проверим наши предположения.
Откройте учебник на с. 116.(№ 273)
На желтом фоне читаем вместе.
- Исследователи из вас получились отличные.
Под правилом записаны выражения.
- Прочитайте выражения, называя компоненты разности.
- Значит, сколько способов чтения выражения с разностью вы узнали?
Продолжаем наше исследование. Посмотрим на выражения и выпишем уменьшаемые в 1 столбик, подчеркнём синим, вычитаемые во второй столбец, подчеркнем зеленым. Какое выражение будем лишним? ( Дублирование на доске)
9>4
7>3
8>5
Сравните уменьшаемое и вычитаемое, сделайте вывод.
(уменьшаемое всегда больше вычитаемого, т. к. их большего отнимаем меньшее)
- Поменяйтесь тетрадями и оцените работу напарника в тетради, нарисуйте на полях соответствующего цвета кружок.
- Молодцы, Доктор Ватсон и Шерлок Холмс гордятся вами. (Слайд 8)
2) Работа в парах.
- Перед вами лежат геометрические фигуры. Они необычные, на обратной стороне задания. Запишите выражения самостоятельно.
( один ученик читает задания, другой записывает в тетради)
- уменьшаемое 6, вычитаемое 4, найти значение разности
- первое слагаемое 5, второе слагаемое 1. Найти значение суммы.
- 5 уменьшить на 3, найти значение
- уменьшаемое 4, вычитаемое 2, найти значение разности.
3) Самопроверка. (Слайд 9)
6 -4=2
5+1=6
5- 3=2
4 -2=2
Довольны ли вы своей работой?
VIII. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня открыли для себя?
-Как называется число, которое стоит на первом месте при вычитании?
-Как называется число, которое стоит на втором месте при вычитании?
-Как называется результат вычитания?
- Как называется выражение со знаком «плюс»?
(Слайд 10)
- Как вы понимаете выражение «Ум хорошо, а два лучше»? ( Так говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают что-то вместе.)
- Помогли ли вы сегодня друг другу?
- Оцените свою работу. Все ли у вас получилось на уроке? (зеленый кружок, красный кружок)
Словесное оценивание работы учащихся учителем, подбадривание.
- Шерлок Холмс и Доктор Ватсон очень гордятся вами и награждают вас знаками отличия ( звездочка большая красочная)
Спасибо за работу! (Слайд 11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики в 1 классе по теме "Зависимость между компонентами вычитания" (УМК Перспектива")
Тема: Зависимость между компонентами вычитания.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цель урока: учить выявлять взаимосвязь между компонентами и результатом вычитания....
План-конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме: "Сложение и вычитание с переходом через десяток"
План-конспект урока по математике в 1 классе по теме: "Сложение и вычитание с переходом через десяток"...
План-конспект открытого урока в 3 классе по теме «Magic picture» (игра)
Класс – 3 (общеобразовательный)УМК: Книга для учителя к учебнику«Enjoy English» для 3 класса общеобразовательных учреждений-Обнинск: Титул, 2011 авторы: М.З. Биболетова, О.А.Денисенко, Н.Н...
План-конспект урока в 1 классе по теме "Знакомство с задачей"
В основе усвоения нового знания лежит прием сравнения - сопоставления....
конспект открытого урока по математике для 1 класса на тему " Знакомство с компонентами вычитания".
урок открытия нового знания в 1 классе по развивающей системе Занкова...
План-конспект открытого урока по математике для 2 класса на тему «Закрепление решения примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 20».
План-конспект урока по математике на тему «Закрепление решения примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 20" (по программе под редакцией Воронковой)....
План - конспект занятия кружка в 1 классе по теме: "Знакомство с новым учеником".
Урок-игра, как дети в игровой форме знакомятся с новым учеником....