конспект открытого урока по математике для 1 класса на тему " Знакомство с компонентами вычитания".
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

мазурык ольга александровна

урок открытия нового знания в 1 классе по развивающей системе Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx37.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока по математике

в 1 «Г» классе

МОУ «ГИМНАЗИЯ № 5»

на тему:  « Знакомство с компонентами вычитания»

учитель:  Мазурык О. А.

                             

г. Саратов

2017 г.

 

Тема урока: Знакомство с компонентами вычитания.

Цели деятельности учителя: 

1. Способствовать усвоению понятий - названий компонентов при вычитании («уменьшаемое», «вычитаемое»),

- создать условия для чтения выражений с использованием этих терминов.

2. Способствовать развитию логического мышления, памяти внимания, математической речи, вычислительных навыков, познавательной активности.

3.  Воспитывать уважительное отношение к друг к другу, взаимовыручку.

Планируемые результаты образования:

Предметные: имеют представление о понятиях «уменьшаемое», «вычитаемое»; умеют читать выражения, используя эти термины, ориентироваться на бумаге в клетку, проводить вычитание с помощью натурального ряда чисел.

Личностные: ориентируются на соблюдение моральных норм в совместной деятельности, способны к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи, учатся преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, выполняют учебные действия в устной речи.

Познавательные УУД: самостоятельно осуществляют сериацию объектов; учатся строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классифицировать по заданным критериям; под руководством учителя осуществляют действие подведения под понятие.

Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремяться к координации различных позиций в сотрудничестве, учатся формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование:

  • звукозапись, слайдовая презентация;
  • герои Доктор Ватсон и Шерлок Холмс;
  • индивидуальные карточки с вопросами;
  • задания на геометрических фигурах;
  • карточки с надписями «уменьшаемое», «вычитаемое» «значение разности»:
  • звездочки  для поощрения детей;
  • ноутбук, проектор, проекторная доска, колонки.

Ход урока:

  1.  Организация начала урока.

 Психологический настрой                       Слайд 1.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.

- Поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им свои улыбки.

Математика – наука,

Она гимнастика ума,

Есть в ней точность и смекалка,

Цифры, числа и игра.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок математики! Я вижу ваши сияющие глаза,  это говорит о вашем хорошем настроении, значит, урок у нас будет удачным. (Слайд 2)

  1. Актуализация знаний.

Наш урок сегодня пройдет под девизом:  . (Слайд 3)

Мы - искатели, мы – следопыты!

- А кто такие искатели и следопыты? Хотите раскрыть тайну и стать настоящими исследователями?  (музыка)

Играет музыка саундтрек «Собака Баскервилей» из кинофильма

- А кто это к нам спешит? Это Шерлок Холмс и Доктор Ватсон лучшие в мире сыщики. Хотите быть в их команде? Для этого нам  предстоит выполнить несколько заданий. 

 А) 1 задание: - На доске запись:  (Слайд 4)

1 2 4 6 8 9 …

5 6 7 8 9

1 2 3 4 5 6 7 …

  - Прочитайте отрезок натурального ряда. Докажите, что это отрезок натурального ряда.

  - Прочитайте натуральный ряд чисел. Почему вы считаете, что это натуральный ряд чисел?

(Натуральный ряд чисел начинается с числа 1, каждое последующее число больше предыдущего, натуральный ряд чисел бесконечен.)

 - Почему нельзя назвать 1 2 4 6 8 9 … натуральным рядом чисел? Что нужно сделать, чтобы это был натуральный ряд чисел? (Вставить числа 3, 5, 7 на свои места).

 - Напомните, пожалуйста, что означают цвета на наших флажках.

(зеленый – справился с заданием, желтый – сомневаюсь, красный – не справился)

- Оцените свою работу с помощью флажка.

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

2 задание: Работа в парах. (Слайд 4)

- Перед вами лежат листочки с заданиями.  Подумайте, какие задания вы можете предложить с этими числами?

7 ? 5         4 ? 6

6 ? 9         9 ? 8

4 + 2=      3 + 2=

8 – 1=       7 – 1=

(В пустые клетки вписать нужный знак, найти значение выражения)

 -  Выполните задание. Поднимите головки и проверьте свою работу. . (Слайд 5)

-. Оцените, если вы справились с заданием, поднимите зеленые карточки, если допустили ошибку – красную, исправьте их.

- Молодцы!

3. Игра «Самый внимательный». (Слайд 6).

 -  Помогите Шерлоку Холмсу и Доктору Ватсону выполнить задания.

Перед вами числа: 5, 3, 4, 2, 1 (запись в тетрадь)

- Какое задание вы можете предложить выполнить с этими числами?

(расставить в порядке возрастания, убывания; составить неравенства; составить выражения и найти их значения)

        - Молодцы!

Я предлагаю составить с этими числами 2 суммы и 2 разности.

-Прочитайте суммы и назовите их значения, прочитайте разности и назовите их значения. (Запись в тетрадь)

-Как называются числа при сложении? (1-е слагаемое, 2-е слагаемое, сумма)

-Подчеркните слагаемые красным цветом, значение суммы синим цветом.

-Как можно по разному прочесть суммы?

(Пять плюс два равно девяти.

К пяти прибавили два, получили семь.

Сумма чисел пяти и двух равна семи.

Первое слагаемое 5, второе слагаемое – 2, значение суммы равно семи.)

-Сколькими способами можно прочесть разности?

(Восемь минус один равно семи.

Из восьми вычесть один, получится семь.

Разность чисел восьми и одного равна семи.)

- Оцените свою работу. Покажите карточками.

-  Молодцы, сыщики принимают вас в свои ряды (готовы работать с вами в одной команде).

III. Целеполагание и фиксация затруднения.

- Внимательно рассмотрите разности, можете ли вы мне сказать, как называются числа при вычитании?

Значит, что вы хотите сегодня узнать? Сформулируйте учебную задачу на этот урок? (Как называются числа при вычитании?)

- Как   будут называться числа при вычитании – это тема нашего урока, это наша задача сегодня узнать и запомнить.

(Слайд 7).

- Какими качествами нам нужно обладать чтобы мы как настоящие сыщики могли провести исследование? (Слайд 8). Физ. минутка «Выбор качеств»

(Слайд 9).

 

IV. Планирование выхода из затруднения. Открытие нового знания.

- Качества которые вы выбрали помогут нам провести  настоящее расследование - исследование.

- Я уверена, что вы сможете узнать название этих чисел самостоятельно.  Я прошу внимательно пронаблюдать, что происходит с числами при вычитании.  (Слайд 10).

 - Перед вами  математический рассказ о  яблоках. Кто  прочтёт?

Пять спелых яблок

На веточке качалось

Три яблока упало,

А сколько их осталось?

 (один ученик читает у доски)

Практическая работа. 

- Выложите из геом. фигур на парте столько кружочков, сколько яблок качалось на ветке? (Слайд 11)

- Что произошло с яблоками потом? Как показать? (Убрать, отнять)

(Слайд 12, 13, 14) )

- Их стало больше или меньше?

- Какое математическое действие можем записать?

5 – 3 =2

(Слайд 15, 16)

-Какое число в этой записи самое большое? (5)

-Что с ним происходит?(из него вычитают, его делают меньше, уменьшают) 

-Как его можно назвать? Да, это число действительно уменьшают, и его называют уменьшаемое (хором).

-Что можно сказать о втором числе?(его вычитают из первого) 

- И его называют вычитаемое (хором).

Карточки – уменьшаемое, вычитаемое. (на доске)

-  Прочитаем выражения хором (уменьшаемое 5, вычитаемое 3, значение разности равно двум).

- Подчеркнём уменьшаемое красным цветом, вычитаемое – синим, а значение разности зеленым

Оцените свою работу флажком! Молодцы!

V. Физкультминутка (Слайд 17)

                         Вот так яблоко!

Вот так яблоко!                     (Встали.)

Оно -                                       (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.           (Руки на пояс.)

Руку протяните,                    (Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.                    (Руки вверх.)

 Стал ветер веточку качать,  (Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать.        ( Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну    (Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!        (Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!                      (Встали.)

Оно -                                        (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.            (Руки на пояс.)

VI.  Расширение и закрепление новых понятий.

1) Давайте проверим наши предположения.

Откройте учебник на с. 116.(№ 273) (учебник)

На желтом фоне читаем вместе.

- Исследователи из вас получились отличные.

(слайд 18)

- Посмотрите на выражения внимательно.

- Какое выражение будем лишним?

- Почему?

- Прочитайте выражения, называя компоненты разности.

- Значит, мы с вами узнали еще один способ чтения разностей.

Продолжаем наше исследование. Посмотрим на выражения и выпишем уменьшаемые в 1 столбик, подчеркнём синим,  вычитаемые во второй столбец, подчеркнем зеленым. ( Дублирование на доске)

9>4

7>3

8>5

Сравните уменьшаемое и вычитаемое, сделайте вывод.

(уменьшаемое всегда больше вычитаемого, т. к. их большего отнимаем меньшее) 

 - Доктор Ватсон и Шерлок Холмс предлагают вместе провести последнее на сегодня расследование. Найдите значение разности, и разгадать имя человека,  благодаря которому мы пользуемся этими математическими понятиями.

- Расставьте значения разности в порядке увеличения и вы сможете прочесть имя человека. (слайд 19)

(слайд 20)

Христиан фон Вольф человек, благодаря которому мы пользуемся этими терминами. Он впервые ввёл эти понятия в 1716 г. Представляете, через 2 года «уменьшаемому» и «вычитаемому» исполнится 301 год. Сам Михаил Васильевич Ломоносов был учеником этого великого математика.

-Но вас тоже можно назвать математиками, т. к. сегодня вы совершили для себя открытие.

- оцените свою работу в тетради, нарисуйте на полях соответствующего цвета кружок.

- Молодцы, Доктор Ватсон и Шерлок Холмс гордятся вами.

2) Работа в парах. 

- Перед вами лежат геометрические фигуры.  Как можно назвать эти фигуры? Сколько звеньев? Вершин? Какие еще линии вы знаете? (незамкнутые, кривые, прямые, луч, отрезок)

Они необычные, на обратной стороне задания. Запишите выражения самостоятельно.

( один ученик читает задания, другой записывает в тетради)

- уменьшаемое 6, вычитаемое 4, найти значение разности

- первое слагаемое 5, второе слагаемое 1. Найти значение суммы.

- 5 уменьшить на 3, найти значение

- уменьшаемое 4, вычитаемое 2, найти значение разности.

3) Самопроверка. (Слайд 9) 

6 -4=2

5+1=6

5- 3=2

4 -2=2

Довольны ли вы своей работой?

VIII. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня открыли для себя?  (слайд 21)

-Как называется число, которое стоит на первом месте при вычитании?(22)

-Как называется число, которое стоит на втором месте при вычитании?(23)

-Как называется результат вычитания?(24)

- Как называется выражение со знаком «плюс»?

- Как вы понимаете выражение «Ум хорошо, а два лучше»? ( Так говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают что-то вместе.)

- Помогли ли вы сегодня друг другу?

- Оцените свою работу. Все ли у вас получилось на уроке? (зеленый кружок, красный кружок)

Словесное оценивание работы учащихся учителем, подбадривание. (Слайд 24)

- Шерлок Холмс и Доктор Ватсон очень гордятся вами и награждают вас знаками отличия ( звездочка большая красочная)  

Спасибо за работу! (Слайд 25)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике 1 класс по теме "Сложение и вычитание чисел первого десятка"

Открытый урок по математике в 1 классе по  теме "Сложение и вычитание чисел первого десятка"....

Открытый урок по математике 1 класс по теме "Сложение и вычитание чисел первого десятка"

Открытый урок по математике в 1 классе на тему "Сложение и вычитание чисел первого десятка"....

План- конспект открытого урока по математике (1 класс) по теме: "Закрепление вычислительных навыков".

План-конспект открытого урока содержит весь материал занятия. УМК "Школа России"....

План-конспект урока по математике ( 1 класс) по теме : "Знакомство с компонентами вычитания"

Урок математики в 1 классе по теме "Знакомство с компонентами вычитания" .УМК "Развивающая система  Занкова". Урок построен в соответствии со  всеми требованиями ФГОС НОО....

Конспект открытого урока по математике 3 класс на тему: "Приемы устных вычислений в пределах 1000. Деление трехзначного числа на однозначное"

ёёёёёёёёёёёёёёёёёёёизучения нового материала, урок,интегрированный, т.к.в нём есть элементы различных видов уроков: беседа,лекция, практическая работа, анализ ситуации, устный опрос, письменнаяработа....