Формирование универсальных учебных действий на уроке математики в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон
учебно-методический материал по теме

Мавлютова Гузалия Самигулловна

Формирование универсальных учебных действий на уроке математики в технологии деятельностного метода                Л.Г. Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon teoriya_powerpoint.ppt207 КБ
Office presentation icon urok_4_kl.powerpoint_2.ppt96 КБ
Microsoft Office document icon tezis_g.s.1.m.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1.Самоопределение ( мотивация) к учебной деятельности. Цели: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством закрепления ситуации успеха, достигнутой на предыдущем уроке. Определить содержательные рамки урока. Какой из девизов вы выберете к сегодняшнему уроку? 1.«Если будешь дроби знать, точно смысл их понимать, станет легкой даже трудная задача» 2. «Знания имей отличные , по теме « Дроби десятичные» (Дети выбирают первый девиз, так как десятичные дроби ещё не изучали)

Слайд 2

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности Цели: 1.Актуализировать определение правильной и неправильной дроби, смешанного числа. 2.Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала. 3.Зафиксировать ситуацию , когда учащиеся не смогут выделить целую часть из неправильной дроби. Выполнение деление с остатком в тетради: 14:6,25:3,48:9 Проверка с объяснением у доски. Какое математическое действие нам помогло? ( деление с остатком а= b .с+ R ) Как по –другому ещё можно записать выражение?(дробью) -Что такое неправильная дробь? Какие числа называются смешанными? Какому смешанному числу можно приравнять дробь 14:6? ( работают в группах) ( на отрезках, на окружности, на предметах) - Как вы действовали? Докажите ответ.

Слайд 3

3.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности. Цели: Организовать коммуникативное взаимодействие по выявлению отличительного свойства задания на выделение целой части из неправильной дроби. Согласовать тему и цель урока. Какое задание вы выполнили?(Надо выделить целую часть из дроби 14:6 и записать неправильную дробь в виде смешанного числа?) А если я вас попрошу выделить целую часть 53:6? Чем это задание отличается от предыдущего?( эту дробь неудобно показывать на числовом луче) Почему у нас получились разные ответы?(мы пользовались разными способами .У нас нет алгоритма выделение целой части из неправильной дроби. Какова же цель нашего урока?(построить алгоритм и научиться выделять целую часть из неправильной дроби) - Подумайте и сформулируйте тему нашего урока?(«Выделение целой части из неправильной дроби») На доске открывается тема урока( или на слайде)

Слайд 4

4. План построение проекта выхода из затруднения. Цель Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия для выделения целой части из неправильной дроби; Зафиксировать новый способ в знаковой и вербальной форме с помощью эталона. 53:6 -Каким способом вы предлагаете найти , сколько в дробном числе целых единиц?(числитель надо разделить на знаменатель) -Какой знак в записи дроби подсказал, как надо действовать?( черта дроби-знак деления) 53:6= 8 (ост.5) -Что означает в полученном равенстве частное 8 и остаток 5? ( Частное 8 означает , что 53 содержится 8 раз по 6 и 5 остается) -Что будет обозначать частное 8 в смешанном числе?(8- это целая часть смешанного числа) -Что будет обозначать остаток 5 в смешанном числе?(5- это числитель дроби смешанного числа) -А знаменатель?(он остается , не изменяется)

Слайд 5

5. Реализация проекта Цель: Создания алгоритма Какое смешанное число у нас получилось?(8 5/6) Какое математическое действие нам помогло?( деление с остатком) Как из неправильной дроби выделить целую часть?( Чтобы выделить целую часть из неправильной дроби, можно её числитель разделить на знаменатель. Частное будет целой частью, остаток- числителем, а делитель- знаменателем) Сравните вашу формулировку с правилом учебника.стр.26

Слайд 6

Следовательно , алгоритм и опорный конспект к уроку могут быть такими: Алгоритм выделения целой части из неправильной дроби

Слайд 7

a = b ∙ c + r a r ― = c + – b b Разделить числитель дроби на знаменатель Частное – целая часть смешанного числа Остаток – числитель дробной части Делитель – знаменатель дробной части (не изменяется)

Слайд 8

6. Первичное закрепление во внешней речи. Обязательно проговаривание! Цель: Зафиксировать способ выделения целой части из неправильной дроби во внешней речи. Мы с вами составили алгоритм выделения целой части из неправильной дроби. - Какова цель нашей дальнейшей деятельности? ( потренироваться)

Слайд 9

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Цели: Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на выделение целой части из неправильной дроби. Тренировать способность к самооконтролю и самооценке. Проверить своё умение выделять целую часть из неправильной дроби. Способствовать созданию ситуации успеха. Взаимопроверка.с.26 №4 -Кто допустил ошибки при выполнении задания? -В чем причина? и.т.д.

Слайд 10

8. Включение в систему знаний и повторение Цель: Тренировать способности выделять целую часть из неправильной дроби. Попробуем применить наши знания при сравнении дроби и смешанного числа ( стр.27 № 7 -Найдите (ловушки) неравенство, в котором надо сравнить правильную дробь с неправильной (3:7 9:4) - Что будем делать?(выделим целую часть из неправильной дроби)

Слайд 11

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: 1.Зафиксировать в речи алгоритм выделения целой части из неправильной дроби. 2. Зафиксировать затруднения , которые остались и способы их преодоления. 3.Оценить собственную деятельность на уроке. 4.Согласовать домашние задание - Чему научились на уроке?(выделять целую часть из неправильной дроби) -У кого остались трудности? Как будете, действовать? -Кто сегодня доволен собой? Почему? Интересна и важна Математика –страна, Потому что всем , кто хочет, Дарит знания она. Скажите, математика просто дарит свои знания? ( нет, мы всегда сами открываем их). Гений состоит из 1% вдохновения и потения 99%. Гений –высшая творческая способность человека; Вдохновение- творческий подъем, прилив творческих сил.

Слайд 12

Оценивание. Оцените объективно свою работу на уроке, выбрав соответствующее смешанное число. Число запишите зеленой ручкой на полях тетради. 3 2/5 – мне было трудно на уроке. 3 4/5 – я понял урок, но мне нужна тренировка. 4 4/5 – я хорошо понял урок, но нужна помощь. 4 5/5 – я молодец, понял урок на отлично. Домашнее задание: придумать пять неправильных дробей и выделить целую часть; стр.27 №8,№9- по выбору; стр.28№12 (а или б) по желанию.



Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке математики в технологии  деятельностного метода Л.Г. Петерсон

Мавлютова Г.С.,

учитель начальных классов (высшей категории)

МБОУ «Бардымская гимназия» Бардымского района

Успешность процесса изучения математики зависит от желания обучающихся  овладеть основами науки, а это возможно лишь при заинтересованности предметом.

Важнейшим фактором успеха в обучении является познавательный интерес к предмету, следовательно, и учебник, и урок должны быть увлекательными.

Математику можно представить в виде рассуждений, требующих критического и творческого мышления. В процессе такого обучения появляется интерес и желание учиться ,  а « где есть желание- найдется путь» (Д.Пойа).

Главной целью преподавания математики в школе считаю создание оптимальных условий для развития личности в процессе освоения  математики и математической деятельности. Исходя из цели обучения , определяю основные задачи:

  • воспитание учащихся средствами данного предмета;
  • развитие математического мышления и творческих способностей;
  • формирование ключевых компетенций;
  • обучение школьников самостоятельно пополнять знания по математике.

Научить школьника, который мыслит и говорит почти всегда на своем родном (татарском) языке, чувствовать слово, осмысливать закономерности математического языка и понимать (пусть на своем уровне) красоту в математических задачах - сложная задача.

Моя педагогическая идея состоит  в том, чтобы процесс усвоения новых знаний стал  осознанным и творческим. Значит, мне нужно было изменить методику преподавания предмета, а именно ту её часть, которая отвечает за усвоение нового материала: ученики должны открывать  знания, а не получать в готовом виде.

Для меня место занимает технология деятельностного метода обучения, разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора, директора Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...»,Л. Г. Петерсон.  Данная технология предлагает все необходимое для реализации ФГОС НОО.

Являясь учителем начальных классов, я осознаю важность самостоятельности обучающихся и поэтому практикую парные и групповые формы деятельности на уроке в сочетании с индивидуальной работой.  Только в самостоятельной деятельности формируются все виды универсальных учебных действий: личностные, метапредметные и предметные.

Я остановлюсь подробнее на структуре урока открытия нового знания, предложенной Л.Г. Петерсон. Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:      Урок открытия нового знания.

Реализуя этапы данной технологии, и внедряя её в практику , я выявила следующие положения: процесс усвоения новых знаний должен быть осознанным и проходить в нескольких творческих этапах:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Постановка учебной проблемы осуществляется на этапе актуализации знаний. Для того, чтобы ребенок в дальнейшем мог выдвигать гипотезы, осознавать противоречия и проводить их проверку, необходимо подготовить его мыслительную деятельность к проектировочной: активизировать ЗУН, провести тренинг соответствующих операций. Актуализация , по- моему мнению ,должна быть заложена в домашней работе и её дальнейшей проверке.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.

5. Реализация построенного проекта.

Осуществляется реализация построенного проекта: обсуждается различные варианты и выбирается оптимальный вариант. Преобладание коллективных форм работы позволяет слабоуспевающим ученикам полноправно включаться в обсуждение решаемой задачи и участвовать в меру своих возможностей.

В других случаях проблемная ситуация может возникнуть в результате осознания противоречивости фактов, либо в результате невыполнимого задания. Главное ,не просто увидеть проблему , а понять и захотеть её решить.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально ,в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Таким образом, педагогическая задача  моя состоит в подведении детей к осознанию затруднения и необходимости введения нового метода и понятия. Иногда я этим ограничиваюсь. Если ученик пришел поиску нового способа решения, то уже произошло  « открытие»  знания. Далее показываю способы решения проблемы: с использованием учебника, справочника или другой дополнительной литературы. Содействие отработке навыков поиска выхода из проблемной ситуации – основная педагогическая задача.

Что же дает такой подход к введению новых знаний? Я увидела, деятельностная технология способствует развитию умственных сил учащихся ( противоречия заставляют задуматься и искать выход); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и.т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения); деятельностная технология обеспечивает более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и не долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).

В конечном счёте, использование данной технологии на уроках математики   положительно влияет на  качество образовательных достижений учащихся, а это главное.

Результаты ЕМТ по математике:2008/09г-.68%; 2009/10- 76%; 2011/ (1 полугодие)-84%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами УМК «Гармония»

В статье рассказывается о возможностях формирования УУД на уроках математики в 1 классе в УМК "Гармония"...

Система деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе

Материал содержит теоретические основы формирования УУД в контексте ФГОС НОО. Предложена модель деятельности учителя по формированию УУД на уроках математики в 1 классе....

«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики по теме «Умножение» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Урок математики по теме "Умножение" (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс) с использованием  элементов системно-деятельностного подхода....

Методическая работа «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»

Приоритетной целью школьного образования становится формирование учиться. Учащийся сам должен стать и «архитектором» и «строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможн...

Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме « Формирование универсальных учебных действий» Конспект урока математики на тему: « Сложение и вычитание десятков»

Конспект  урока математики  Тема урока: Сложение и вычитание десятковЦель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков (20 + 30, 50 – 20)Задачи:Предметные:- формировать вычис...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики, «Какая площадь больше» - урок открытия нового знания» ( УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Универсальные учебные действия   младшего школьника - важная составляющая системно - деятельностного подхода. На примере данного урока  математики показано, как ученик получает знания н...