Формирование универсальных учебных действий на уроке математики в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон
учебно-методический материал по теме
Формирование универсальных учебных действий на уроке математики в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_powerpoint.ppt | 207 КБ |
urok_4_kl.powerpoint_2.ppt | 96 КБ |
tezis_g.s.1.m.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности Цели: 1.Актуализировать определение правильной и неправильной дроби, смешанного числа. 2.Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала. 3.Зафиксировать ситуацию , когда учащиеся не смогут выделить целую часть из неправильной дроби. Выполнение деление с остатком в тетради: 14:6,25:3,48:9 Проверка с объяснением у доски. Какое математическое действие нам помогло? ( деление с остатком а= b .с+ R ) Как по –другому ещё можно записать выражение?(дробью) -Что такое неправильная дробь? Какие числа называются смешанными? Какому смешанному числу можно приравнять дробь 14:6? ( работают в группах) ( на отрезках, на окружности, на предметах) - Как вы действовали? Докажите ответ.
3.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности. Цели: Организовать коммуникативное взаимодействие по выявлению отличительного свойства задания на выделение целой части из неправильной дроби. Согласовать тему и цель урока. Какое задание вы выполнили?(Надо выделить целую часть из дроби 14:6 и записать неправильную дробь в виде смешанного числа?) А если я вас попрошу выделить целую часть 53:6? Чем это задание отличается от предыдущего?( эту дробь неудобно показывать на числовом луче) Почему у нас получились разные ответы?(мы пользовались разными способами .У нас нет алгоритма выделение целой части из неправильной дроби. Какова же цель нашего урока?(построить алгоритм и научиться выделять целую часть из неправильной дроби) - Подумайте и сформулируйте тему нашего урока?(«Выделение целой части из неправильной дроби») На доске открывается тема урока( или на слайде)
4. План построение проекта выхода из затруднения. Цель Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия для выделения целой части из неправильной дроби; Зафиксировать новый способ в знаковой и вербальной форме с помощью эталона. 53:6 -Каким способом вы предлагаете найти , сколько в дробном числе целых единиц?(числитель надо разделить на знаменатель) -Какой знак в записи дроби подсказал, как надо действовать?( черта дроби-знак деления) 53:6= 8 (ост.5) -Что означает в полученном равенстве частное 8 и остаток 5? ( Частное 8 означает , что 53 содержится 8 раз по 6 и 5 остается) -Что будет обозначать частное 8 в смешанном числе?(8- это целая часть смешанного числа) -Что будет обозначать остаток 5 в смешанном числе?(5- это числитель дроби смешанного числа) -А знаменатель?(он остается , не изменяется)
5. Реализация проекта Цель: Создания алгоритма Какое смешанное число у нас получилось?(8 5/6) Какое математическое действие нам помогло?( деление с остатком) Как из неправильной дроби выделить целую часть?( Чтобы выделить целую часть из неправильной дроби, можно её числитель разделить на знаменатель. Частное будет целой частью, остаток- числителем, а делитель- знаменателем) Сравните вашу формулировку с правилом учебника.стр.26
Следовательно , алгоритм и опорный конспект к уроку могут быть такими: Алгоритм выделения целой части из неправильной дроби
a = b ∙ c + r a r ― = c + – b b Разделить числитель дроби на знаменатель Частное – целая часть смешанного числа Остаток – числитель дробной части Делитель – знаменатель дробной части (не изменяется)
6. Первичное закрепление во внешней речи. Обязательно проговаривание! Цель: Зафиксировать способ выделения целой части из неправильной дроби во внешней речи. Мы с вами составили алгоритм выделения целой части из неправильной дроби. - Какова цель нашей дальнейшей деятельности? ( потренироваться)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Цели: Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на выделение целой части из неправильной дроби. Тренировать способность к самооконтролю и самооценке. Проверить своё умение выделять целую часть из неправильной дроби. Способствовать созданию ситуации успеха. Взаимопроверка.с.26 №4 -Кто допустил ошибки при выполнении задания? -В чем причина? и.т.д.
8. Включение в систему знаний и повторение Цель: Тренировать способности выделять целую часть из неправильной дроби. Попробуем применить наши знания при сравнении дроби и смешанного числа ( стр.27 № 7 -Найдите (ловушки) неравенство, в котором надо сравнить правильную дробь с неправильной (3:7 9:4) - Что будем делать?(выделим целую часть из неправильной дроби)
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: 1.Зафиксировать в речи алгоритм выделения целой части из неправильной дроби. 2. Зафиксировать затруднения , которые остались и способы их преодоления. 3.Оценить собственную деятельность на уроке. 4.Согласовать домашние задание - Чему научились на уроке?(выделять целую часть из неправильной дроби) -У кого остались трудности? Как будете, действовать? -Кто сегодня доволен собой? Почему? Интересна и важна Математика –страна, Потому что всем , кто хочет, Дарит знания она. Скажите, математика просто дарит свои знания? ( нет, мы всегда сами открываем их). Гений состоит из 1% вдохновения и потения 99%. Гений –высшая творческая способность человека; Вдохновение- творческий подъем, прилив творческих сил.
Оценивание. Оцените объективно свою работу на уроке, выбрав соответствующее смешанное число. Число запишите зеленой ручкой на полях тетради. 3 2/5 – мне было трудно на уроке. 3 4/5 – я понял урок, но мне нужна тренировка. 4 4/5 – я хорошо понял урок, но нужна помощь. 4 5/5 – я молодец, понял урок на отлично. Домашнее задание: придумать пять неправильных дробей и выделить целую часть; стр.27 №8,№9- по выбору; стр.28№12 (а или б) по желанию.
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке математики в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон
Мавлютова Г.С.,
учитель начальных классов (высшей категории)
МБОУ «Бардымская гимназия» Бардымского района
Успешность процесса изучения математики зависит от желания обучающихся овладеть основами науки, а это возможно лишь при заинтересованности предметом.
Важнейшим фактором успеха в обучении является познавательный интерес к предмету, следовательно, и учебник, и урок должны быть увлекательными.
Математику можно представить в виде рассуждений, требующих критического и творческого мышления. В процессе такого обучения появляется интерес и желание учиться , а « где есть желание- найдется путь» (Д.Пойа).
Главной целью преподавания математики в школе считаю создание оптимальных условий для развития личности в процессе освоения математики и математической деятельности. Исходя из цели обучения , определяю основные задачи:
- воспитание учащихся средствами данного предмета;
- развитие математического мышления и творческих способностей;
- формирование ключевых компетенций;
- обучение школьников самостоятельно пополнять знания по математике.
Научить школьника, который мыслит и говорит почти всегда на своем родном (татарском) языке, чувствовать слово, осмысливать закономерности математического языка и понимать (пусть на своем уровне) красоту в математических задачах - сложная задача.
Моя педагогическая идея состоит в том, чтобы процесс усвоения новых знаний стал осознанным и творческим. Значит, мне нужно было изменить методику преподавания предмета, а именно ту её часть, которая отвечает за усвоение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать в готовом виде.
Для меня место занимает технология деятельностного метода обучения, разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора, директора Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...»,Л. Г. Петерсон. Данная технология предлагает все необходимое для реализации ФГОС НОО.
Являясь учителем начальных классов, я осознаю важность самостоятельности обучающихся и поэтому практикую парные и групповые формы деятельности на уроке в сочетании с индивидуальной работой. Только в самостоятельной деятельности формируются все виды универсальных учебных действий: личностные, метапредметные и предметные.
Я остановлюсь подробнее на структуре урока открытия нового знания, предложенной Л.Г. Петерсон. Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид: Урок открытия нового знания.
Реализуя этапы данной технологии, и внедряя её в практику , я выявила следующие положения: процесс усвоения новых знаний должен быть осознанным и проходить в нескольких творческих этапах:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Постановка учебной проблемы осуществляется на этапе актуализации знаний. Для того, чтобы ребенок в дальнейшем мог выдвигать гипотезы, осознавать противоречия и проводить их проверку, необходимо подготовить его мыслительную деятельность к проектировочной: активизировать ЗУН, провести тренинг соответствующих операций. Актуализация , по- моему мнению ,должна быть заложена в домашней работе и её дальнейшей проверке.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.
5. Реализация построенного проекта.
Осуществляется реализация построенного проекта: обсуждается различные варианты и выбирается оптимальный вариант. Преобладание коллективных форм работы позволяет слабоуспевающим ученикам полноправно включаться в обсуждение решаемой задачи и участвовать в меру своих возможностей.
В других случаях проблемная ситуация может возникнуть в результате осознания противоречивости фактов, либо в результате невыполнимого задания. Главное ,не просто увидеть проблему , а понять и захотеть её решить.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально ,в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Таким образом, педагогическая задача моя состоит в подведении детей к осознанию затруднения и необходимости введения нового метода и понятия. Иногда я этим ограничиваюсь. Если ученик пришел поиску нового способа решения, то уже произошло « открытие» знания. Далее показываю способы решения проблемы: с использованием учебника, справочника или другой дополнительной литературы. Содействие отработке навыков поиска выхода из проблемной ситуации – основная педагогическая задача.
Что же дает такой подход к введению новых знаний? Я увидела, деятельностная технология способствует развитию умственных сил учащихся ( противоречия заставляют задуматься и искать выход); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и.т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения); деятельностная технология обеспечивает более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и не долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).
В конечном счёте, использование данной технологии на уроках математики положительно влияет на качество образовательных достижений учащихся, а это главное.
Результаты ЕМТ по математике:2008/09г-.68%; 2009/10- 76%; 2011/ (1 полугодие)-84%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами УМК «Гармония»
В статье рассказывается о возможностях формирования УУД на уроках математики в 1 классе в УМК "Гармония"...
Система деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе
Материал содержит теоретические основы формирования УУД в контексте ФГОС НОО. Предложена модель деятельности учителя по формированию УУД на уроках математики в 1 классе....
«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики по теме «Умножение» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Урок математики по теме "Умножение" (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс) с использованием элементов системно-деятельностного подхода....
Методическая работа «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»
Приоритетной целью школьного образования становится формирование учиться. Учащийся сам должен стать и «архитектором» и «строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможн...
Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме « Формирование универсальных учебных действий» Конспект урока математики на тему: « Сложение и вычитание десятков»
Конспект урока математики Тема урока: Сложение и вычитание десятковЦель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков (20 + 30, 50 – 20)Задачи:Предметные:- формировать вычис...
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...
«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики, «Какая площадь больше» - урок открытия нового знания» ( УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
Универсальные учебные действия младшего школьника - важная составляющая системно - деятельностного подхода. На примере данного урока математики показано, как ученик получает знания н...