Рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
В данной рабочей программе отражены пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, планируемые результаты учебного курса, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kl_matem.docx | 99.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Моховская основная общеобразовательная школа
Рабочая программа
по математике
4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) Рабочая программа учителя по курсу математика для учащихся 4-го класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана:
• в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования ( Приказ МО РФ от 06.10.2009 года № 373);
• на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, Москва «Просвещение » 2011 года;
• на основе «Примерные программы по учебным предметам», Начальная школа, издательство Москва «Просвещение » 2011 года;
• на основе авторской программы по математике Т.Е. Демидовой; Москва, Издательский центр «Баласс», 2012г.
• на основе планируемых результатов ООПНОО ( Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова);под ред. Ковалёвой Г.С; издательство Москва «Просвещение » 2011 года;
• на основе программы формирования УУД (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская); издательство Москва «Просвещение» 2011 года.
• на основе программы формирования УУД ( А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская); издательство Москва «Просвещение » 2011 года.
Назначение курса «Математика» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, владеющей системой математических знаний для решения практических жизненных задач, а также обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка через первоначальное овладение математическим языком.
Курс «Математика» в начальной школе является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика. Особое значение имеет математика для выработки вычислительных навыков, формирования элементов системного мышления, а также общего приёма решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.
Цели обучения в предлагаемом курсе математики сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета.
Учащийся должен уметь: уметь • использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и
пространственном отношении; • производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях; • читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики; • формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации; • работать в соответствии с заданными алгоритмами; • узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними; • вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы. В соответствии с этими целями ставятся задачи: • создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения; • сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач; • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
• сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира; • сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса; • сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся; • выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО РЕДМЕТА
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в программе, основной целью которой является формирование функционально грамотной личности , готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса. Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами. Цели обучения в предлагаемом курсе математики в 1–4 классах, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь
• использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
• производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
• читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
• формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
• работать в соответствии с заданными алгоритмами;
• узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
• вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики во четвёртом классе отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 недели), из них на написание контрольных работ – 6 часов.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания, так и совокупность методик и технологий (в том числе проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА»
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений:
•Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
•В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один
шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
-договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь:
использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1000000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
объяснять соотношение между разрядами;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
выполнять устные вычисления (в пределах 1000000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
выполнять умножение и деление с 1000;
решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;
осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x − a = b; a ∙ x = b; a : x = b; x : a = b;
уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.
вычислять объём параллелепипеда (куба);
вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
строить окружность по заданному радиусу;
выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
находить среднее арифметическое двух чисел.
2-й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1000000000.
Учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000000;
Учащиеся должны уметь:
выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;
осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
иметь представление о решении задач на части;
понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;
читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;
распознавать объёмные тела – параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр – при изменении их положения в пространстве;
находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;
читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
решать простейшие задачи на принцип Дирихле;
находить вероятности простейших случайных событий;
находить среднее арифметическое нескольких чисел.
Числа и операции над ними.
Дробные числа.
Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.
Какую часть одно число составляет от другого.
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Числа от 1 до 1000000.
Числа от 1 до 1000000. Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
Числа от 1 до 1000000000.
Устная и письменная нумерация многозначных чисел.
Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.
Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приёмы рациональных вычислений.
Умножение и деление чисел.
Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000.
Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменное умножение и деление на однозначное число.
Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.
Величины и их измерение.
Оценка площади. Приближённое вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм², км², гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.
Работа, производительность труда, время работы.
Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.
Текстовые задачи.
Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Изменение положения объемных фигур в пространстве.
Объёмные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов.
Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.
Элементы алгебры.
Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.
Элементы стохастики.
Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.
Понятие о вероятности случайного события.
Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры.
Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического.
Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.
Занимательные и нестандартные задачи.
Принцип Дирихле.
Математические игры.
Итоговое повторение.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ
• сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
• решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
• оценки величины предметов на глаз;
• самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Для учителя:
Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких: учебник для 4 класса в 3 частях – М.: Баласс, 2012.
Математика. Контрольные работы, 4 класс. Авторы: С.А.Козлова, А.Г.Рубин, - М.: Баласс, 2010.
Дидактический материал для 4 класса. Авторы: Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких, - М.: Баласс, 2012.
Методические рекомендации для учителя. С.А. Козлова, А.Г.Рубин - М.: Баласс, 2010.
Наглядные пособия:
1 натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
2 изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Математика».
Для обучающихся:
Математика, учебник в 3 частях. Авторы: Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких – М.: Баласс, 2012.
Тетрадь «Контрольные работы». Авторы: С.А.Козлова, А.Г.Рубин, - М.: Баласс, 2010.
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности обучающегося | Планируемые результаты | ||
Предметные результаты | Метапредметные (УУД) | Личностные результаты | ||||
Повторение изученного в 3 классе. Числа от 1 до 1000 (8 часов) | ||||||
1 | День Знаний.Турнир 1. (Тест: контроль 1 ч) | повторить вопросы нумерации, вспомнить изученные алгоритмы действий над натуральными числами | повторение | принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
2 | Числа от 1 до 1000. Запись и чтение чисел. Разрядные слагаемые. | повторить вопросы нумерации, вспомнить изученные алгоритмы действий над натуральными числами | использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1000000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду) | принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий) | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
3 | Арифметические действия над числами. | алгоритмы письменных вычислений с трёхзначными числами, решение задач с пропорциональными величинами, алгоритм поиска периметра и площади прямоугольника. Способы сравнивания площадей, задачи на перекладывание палочек. | осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий | выполнять работу в соответствии с заданным планом | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
4 | Арифметические действия над числами. | вспомнить изученные свойства действий над числами, решение задач, основанных на этих свойствах, решение задач с пропорциональными величинами, решение уравнений изученных видов. | делать проверку решения через взаимно обратные действия | участвовать в оценке и обсуждении полученного результата | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
5 | Арифметические действия над числами. | вспомнить изученные свойства действий над числами, устные приёмы умножения трёхзначных чисел на однозначные, письменные приёмы умножения трёхзначных чисел на однозначные, решение задач | осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий | участвовать в оценке и обсуждении полученного результата | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
6 | Арифметические действия над числами. | вспомнить изученные действия над числами, устные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначные, письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначные, решение задач, уравнений | осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий | оценивать свой вклад в общую работу | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
7 | Арифметические действия над числами. | вспомнить изученные действия над числами, устные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначные, письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначные, решение задач, уравнений | осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий | самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
8 | Арифметические действия над числами. | моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие | осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий | работать в информационной среде. Владеть основными методами познания окружающего мира (анализ) Слушать собеседника, вести диалог | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
Дроби (18 часов) | ||||||
9 | Дроби. Нахождение части числа. | расширить представление о дробных числах, познакомить с алгоритмами определения части от числа | находить часть от числа | выполнять учебные действия в разных формах (практические работы, работа с моделями) | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
10 | Нахождение части числа. | закреплять понятие дроби, продолжить работу по усвоению алгоритма поиска части от числа, решать задачи, уравнения, неравенства, закреплять навыки счёта. | находить часть от числа | понимать причины успешной / неуспешной учебной деятельности и конструктивно действовать в условиях успеха /неуспеха | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
11 | Нахождение числа по его части. | Познакомиться с алгоритмом поиска числа по его заданной части, решать задачи, уравнения, закреплять навыки счёта. | находить число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого | использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
12 | Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. | познакомиться с алгоритмом поиска числа по его заданной части, решать задачи, уравнения, закреплять навыки счёта. | находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого | выбирать задания в учебнике и дидактических материалах для индивидуальной работы по силам и интересам | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
13 | Знакомство с алгоритмом сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. | познакомиться с алгоритмом сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, закрепление понятие дроби, усвоение алгоритмов поиска части от числа и числа по его части, решать задачи, уравнения. | сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями | участвовать (в работе с учителем) в оценивании результатов индивидуальной работы | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
14 | Знакомство с алгоритмом сравнения дробей с одинаковыми числителями. | познакомиться с алгоритмом сравнения дробей с одинаковыми числителями, закрепить понятие дроби, усвоение алгоритма поиска части от числа и числа по его части. | сравнивать дроби с одинаковыми числителями | самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
15 | Знакомство с алгоритмом сравнения дробей с разными числителями и разными знаменателями. | применять алгоритм сравнения дробей | сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и с одинаковыми числителями | составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
16 | Решение задач. | работать над пропедевтикой решения задач алгебраическим способом (сопоставлять текст задачи с заданными уравнениями) | использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними | строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
17 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. | познакомиться с алгоритмом сложения дробей с одинаковыми знаменателями, решать задачи. | выполнять сложение дробей с одинаковыми знаменателями. | учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
18 | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | познакомиться с алгоритмом вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, решать задачи. | выполнять вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
19 | Решение задач | решение задач, закрепление знаний. | иметь представление о решении задач на части | составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
20 | Деление меньшего числа на большее. | познакомиться с алгоритмом деления меньшего числа на большее, решать задачи. | выполнять деление меньшего числа на большее | работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
21 | Какую часть одно число составляет от другого | познакомиться с новым правилом, устанавливающим связь действия деления с понятием дроби. | объяснять какую часть одно число составляет от другого | работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
22 | Решение задач. | решение компетентностных задач | решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
23 | Не только математика | Проект «Модель машины времени» | проверять правильность выполнения вычислений | активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
24 | Турнир 2. (тест: контроль 1 ч) | проверять правильность выполнения вычислений | ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | ||
25 | Контрольная работа за 1 четверть | контролировать результаты своей учебной деятельности | ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | ||
26 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | решать текстовые задачи несколькими способами | находить, исправлять ошибки | участвовать в обсуждениях, работая в паре | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
Многозначные числа (11 часов) | ||||||
27 | Многозначные числа. Разряды и классы | познакомиться с записью чисел больших чем трёхзначные, читать и называть эти числа | рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе | ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
28 | Чтение и запись многозначных чисел | познакомиться с записью чисел больших чем трёхзначные, читать и называть эти числа | объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица | отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
29 | Сравнение чисел | перенести известные сведения о способах сравнения многозначных чисел на новые числа | учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000000 | не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
30 | Разрядные слагаемые | представлять число в виде суммы разрядных слагаемых | объяснять соотношение между разрядами | работать консультантом и помощником для других ребят | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
31 | Умножение числа 1000. Умножение и деление на 1000, 10 000, 100 000 | Алгоритм умножения и деления на 1000, 10000, 100000 | выполнять умножение и деление с 1000 | работать с консультантами и помощниками в своей группе | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
32 | Чтение и запись многозначных чисел | читать и называть числа больших, чем трёхзначные | учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать числа в пределах 1000000000 | добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
33 | Чтение и запись многозначных чисел | читать и называть числа больших, чем трёхзначные | учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать числа в пределах 1000000000 | перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
34 | Миллион. Класс миллионов. Миллиард | познакомиться с записью чисел больших чем известные, читать и называть эти числа | рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе | учиться планировать учебную деятельность на уроке | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
35 | Чтение и запись многозначных чисел | читать и называть числа больших, чем трёхзначные | учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать числа в пределах 1000000000 | перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
36 | Страничка из энциклопедии (Проект 2) «Не только математика…» | решение занимательных задач | проверять правильность выполнения вычислений | учиться планировать учебную деятельность на уроке | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
37 | Турнир 3. (Тест: контроль 1 ч) | проверять правильность выполнения вычислений | работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | ||
Величины (11 часов) | ||||||
38 | Единицы длины | сформулировать правило перехода от больших единиц измерения величин к меньшим и от меньших к большим, продолжать учиться читать и называть многозначные числа | использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км) | преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
39 | Единицы массы. Грамм, тонна | познакомиться с новыми единицами измерения массы: грамм, тонна; учиться сопоставлять свои представления о десятичной системе счисления и десятичной системе мер; продолжить учиться переводить заданную величину из одних в другие | использовать при решении учебных задач единицы массы (кг, центнер) | преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
40 | Единицы измерения величин | обобщить имеющиеся знания и сформулировать взаимосвязь между уже известными и новыми единицами измерения длины, продолжить учиться читать и называть многозначные числа. | использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), массы (кг, центнер) | ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
41 | Единицы площади | познакомиться с единицами площади | использовать при решении учебных задач единицы измерения площади (см², дм², м²) | донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
42 | Единицы площади | преобразовывать единицы площади | использовать при решении учебных задач единицы измерения площади (см², дм², м²) | донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
43 | Площадь прямоугольного треугольника | познакомиться с алгоритмом определения площади прямоугольного треугольника | выделять из множества треугольников прямоугольный и находить его площадь | понимать причины успешной / неуспешной учебной деятельности и конструктивно действовать в условиях успеха/ неуспеха. | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
44 | Приближенное вычисление площадей. Палетка | познакомиться с понятием приближённого значения числа, учить находить приближённое значение площадей с помощью палетки | работать с палеткой | слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
45 | Единицы объема | обобщить имеющиеся знания, продолжить учиться переводить значения величин из одних единиц измерения в другие | вычислять объём параллелепипеда (куба) | владеть основными методами познания окружающего мира (анализ) | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
46 | Решение задач | обобщить имеющиеся знания, продолжать учиться сопоставлять скорость движения, скорость работы, скорость наполнения бассейна водой, сопоставлять математические модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи и взаимосвязь заданных в них троек величин | использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними | читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
47 | Точные и приближенные значения величин | познакомиться с понятием округления числа, учиться получать приближённые значения величин | строить отрезки натурального ряда в пределах 100 | выполнять учебные действия в разных формах (работа с моделями). | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
48 | Решение задач | обобщить имеющиеся знания, продолжать учиться сопоставлять скорость движения, скорость работы, скорость наполнения бассейна водой, сопоставлять математические модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи и взаимосвязь заданных в них троек величин | решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
Сложение и вычитание многозначных чисел (8 часов) | ||||||
49 | Сложение и вычитание многозначных чисел | познакомиться с понятием прикидки результата действий сложения и вычитания, учиться решать задачи способом прикидки результатов, учиться устанавливать соотношение между единицами измерения величины, закреплять умение видеть и называть разрядный состав многозначных чисел | выполнять на уровне навыка сложение и вычитание чисел в пределах 1000000 | владеть основными методами познания окружающего мира (анализ). Создавать модели изучаемых объектов с использованием знаков и символических средств. | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
50 | Сложение и вычитание многозначных чисел | обобщить известные алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел | выполнять на уровне навыка сложение и вычитание чисел в пределах 1000000 | договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
51 | Сложение и вычитание многозначных чисел | алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел | выполнять на уровне навыка сложение и вычитание чисел в пределах 1000000 | планировать, контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
52 | Сложение и вычитание многозначных чисел | алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел | выполнять на уровне навыка сложение и вычитание чисел в пределах 1000000 | добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
53 | Сложение и вычитание многозначных чисел | алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел | выполнять на уровне навыка сложение и вычитание чисел в пределах 1000000 | перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
54 | Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности | познакомиться с понятием производительность на основе понятия скорость работы, продолжить сопоставлять скорость движения и скорость работы, ввести формулу работы на основе сопоставления математических моделей задач на процессы движения и работы | использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (производительность труда, время работы, работа) | доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
55 | Решение задач | учиться решать задачи «на работу», «движение» с опорой на формулы, продолжать сопоставлять скорость движения и производительность, сопоставлять математические модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи | решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (производительность труда, время работы, работа) | слушать и понимать речь других | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
56 | Решение задач | Объяснять ход решения задачи | решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (производительность труда, время работы, работа) | вступать в беседу на уроке и в жизни. | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
Умножение и деление многозначных чисел (73 часа) | ||||||
57 | Умножение чисел. Группировка множителей. | обобщить известные алгоритмы устного умножения многозначных чисел на однозначное число | вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия | учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
58 | Арифметические действия над числами | учиться производить вычисления с многозначными числами, продолжить учиться решать задачи на «работу», «движение» с опорой на формулы, сопоставлять скорость движения и производительность. | осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий | выполнять учебные действия в разных формах (практические работы, работа с моделями). | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
59 | Умножение многозначных чисел на однозначные | обобщить известные алгоритмы письменного умножения многозначных чисел, продолжить учиться округлять числа до заданного разряда | выполнять умножение многозначных чисел на однозначное | выполнять учебные действия в разных формах (практические работы, работа с моделями). | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
60 | Умножение чисел | перенести приём письменного умножения, когда один из множителей оканчивается на 0 на большие числа, продолжать учиться округлять числа до заданного разряда. | выполнять умножение многозначных чисел на однозначное | понимать причины успешной / неуспешной учебной деятельности и конструктивно действовать в условиях успеха /неуспеха. | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
61 | Контрольная работа за 2 четверть | Составлять алгоритм действия при решении примеров, задач | контролировать результаты своей учебной деятельности | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | ||
62 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | находить, исправлять ошибки | выбирать задания в учебнике и дидактических материалах для индивидуальной работы по силам и интересам; | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | ||
63 | (Проект3)Инсценировка:Российская ярмарка 18в. Решение задач («Не только математика...») | Решать компетентностные задачи | решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | участвовать (в работе с учителем) в оценивании результатов индивидуальной работы | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
64 | Турнир 4. (Тест: контроль 1 ч) | находить, исправлять ошибки | решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
65 | Деление круглых чисел | Перенести алгоритм устного деления, когда делимое оканчивается на 0 на большие числа, продолжать учиться округлять числа до заданного разряда, решать задачи, находить несколько решений неравенства подбором | выполнять деление круглых чисел | составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
66 | Арифметические действия над числами | обобщать имеющиеся знания, производить вычисления с многозначными числа, решать задачи «на работу», «движение». | осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий | составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
67 | Деление числа на произведение | познакомиться с правилами деления на произведение, вывести на основании нового правила новый алгоритм устного деления | проверять правильность выполнения вычислений | строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
68 | Деление круглых многозначных чисел на круглые числа | вывести на основании деления числа на произведение новый алгоритм устного деления | проверять правильность выполнения вычислений | использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач. | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
69 | Арифметические действия над числами | познакомиться с приёмами деления на 5, 50, 500, 25, 250 (максимальный уровень) | осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий | определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
70 | Деление с остатком на 10, 100. 1000 | познакомиться с приёмами деления с остатком | выполнять деление с остатком на 10, 100. 1000 | работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
71 | Деление круглых чисел с остатком | познакомиться с приёмами деления круглых чисел с остатком | выполнять деление круглых чисел с остатком | вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
72 | Уравнения | познакомиться с новым видом уравнения и алгоритмом его решения | прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными | активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
73 | Арифметические действия над числами | производить вычисления с многозначными числами, решать задачи «на работу» | осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий | ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
74 | Уравнения | познакомиться с новым видом уравнения и алгоритмом его решения | использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x − a = b; a ∙ x = b; a : x = b; x : a = b | ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
75 | Арифметические действия над числами | учиться производить вычисления с многозначными числами | осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий | участвовать в обсуждениях, работая в паре | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
76 | Деление многозначных чисел на однозначные | вывести на основании известного письменного алгоритма деления двузначного числа и трехзначного числа на однозначное, алгоритм деления четырехзначного числа | письменные и устные приемы деления многозначных чисел на однозначное | ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
77 | Деление многозначных чисел на однозначные | применять алгоритма деления четырехзначного числа на однозначное | письменные и устные приемы деления многозначных чисел на однозначное | не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
78 | Арифметические действия над числами | производить вычисления с многозначными числами, решать задачи «на работу» | осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий | работать консультантом и помощником для других ребят | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
79 | Письменное деление многозначных чисел на однозначные | учиться производить вычисления с многозначным числами, решать задачи «на работу» | письменные и устные приемы деления многозначных чисел на однозначное | работать консультантом и помощником для других ребят | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
80 | Деление многозначных чисел на однозначные | познакомиться с сокращенной записью деления в столбик, когда в записи частного есть 0 | письменные и устные приемы деления многозначных чисел на однозначное | работать с консультантами и помощниками в своей группе | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
81 | Арифметические действия над числами | обобщать уже имеющиеся знания, учиться производить вычисления с многозначными числами, решать и сопоставлять способы решения задач «на работу» и «на движение» | осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий | учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
82 | Деление многозначных чисел на однозначные | учиться производить вычисления с многозначными числами, решать задачи «на движение» | знать приёмы деления в столбик | учиться планировать учебную деятельность на уроке | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
83 | Контрольная работа | контролировать результаты своей учебной деятельности | определять наиболее эффективный способ достижения результата. | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | ||
84 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | находить, исправлять ошибки | понимать и принимать учебную задачу, искать и находить способы ее решения. | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | ||
85 | Письменное деление многозначных чисел на круглые | познакомиться с новым алгоритмом деления многозначных чисел на круглые | письменные и устные приемы деления многозначных чисел на однозначное | использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач. | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
86 | Арифметические действия над числами | учиться производить вычисления с многозначными числами | осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий | владеть основными методами познания окружающего мира (анализ). | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
87 | Деление многозначных чисел на круглые | уточнить алгоритм деления многозначного числа на круглое | письменные и устные приемы деления многозначных чисел на круглые | работать в информационной среде. Владеть основными методами познания окружающего мира (анализ) Слушать собеседника, вести диалог. | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
88 | Решение задач | познакомиться с понятием скорость сближения | решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | выполнять учебные действия в разных формах (практические работы, работа с моделями). | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
89 | Решение задач | решать задачи «на движение» | решать задачи на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | выполнять учебные действия в разных формах (практические работы, работа с моделями). | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
90 | Умножение на двузначное число | уточнить алгоритм умножения многозначного числа на двузначное число | письменные приемы умножения многозначных чисел на двузначные | понимать причины успешной / неуспешной учебной деятельности и конструктивно действовать в условиях успеха /неуспеха. | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
91 | Умножение многозначных чисел на двузначное число | уточнить алгоритм умножения многозначного числа на двузначное число | письменные приемы умножения многозначных чисел на двузначные | использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач. | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; | |
92 | Умножение многозначных чисел на двузначное число | уточнить алгоритм умножения многозначного числа на двузначное число | письменные приемы умножения многозначных чисел на двузначные | выбирать задания в учебнике и дидактических материалах для индивидуальной работы по силам и интересам; | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
93 | Решение задач | познакомить с понятием скорость удаления | решать задачи на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | участвовать (в работе с учителем) в оценивании результатов индивидуальной работы | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
94 | Умножение многозначных чисел на трехзначное число | уточнить алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное | письменные приемы умножения многозначных чисел на трёхзначные | участвовать (в работе с учителем) в оценивании результатов индивидуальной работы | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
95 | Умножение многозначных чисел на трехзначное число | уточнить алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное | письменные приемы умножения многозначных чисел на трёхзначные | самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
96 | Умножение многозначных чисел на трехзначное число | уточнить алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное | письменные приемы умножения многозначных чисел на трёхзначные | самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
97 | Решение задач | познакомить с новым видом задач «на движение» | решать задачи на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
98 | Решение задач | познакомиться с решением задач на движение «с отставанием» | решать задачи на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; | |
99 | Контрольная работа за 3 четверть | использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия | контролировать результаты своей учебной деятельности | анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
100 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия | находить, исправлять ошибки | определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
101 | Решение задач | познакомиться с новым видом задач «на движение» | решать задачи на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
102 | Решение задач | работать над решением задач на движение | решать задачи на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
103 | (Проект 4) Играй и выигрывай. Решение задач («Не только математика...») | решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | ||
104 | Турнир 5. (Тест: контроль 1ч) | решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | ||
105 | Письменное деление многозначных чисел на двузначное число | познакомиться с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на многозначное число, когда в записи частного используется одна цифра | письменные приемы деления многозначных чисел на двузначные | активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
106 | Арифметические действия над числами | повторение и закрепление изученного ранее | ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | ||
107 | Арифметические действия над числами | повторение и закрепление изученного ранее | применять свойства умножения и деления при вычислениях | ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
108 | Арифметические действия над числами | использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия | применять свойства умножения и деления при вычислениях | ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
109 | Арифметические действия над числами | использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия | таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления | участвовать в обсуждениях, работая в паре | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
110 | Арифметические действия над числами | использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия | находить периметр и площадь квадрата и прямоугольника | ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
111 | Среднее арифметическое | познакомиться с понятием среднее арифметическое | находить среднее арифметическое двух чисел. | не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
112 | Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число | познакомиться с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на многозначное число, когда в записи частного используется одна цифра | письменные приемы деления многозначных чисел на трёхзначные | не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
113 | Деление многозначных чисел на трехзначное число | познакомиться с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на многозначное число, когда в записи частного используется две цифры | письменные приемы деления многозначных чисел на трёхзначные | работать консультантом и помощником для других ребят | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
114 | Арифметические действия над числами | повторение и закрепление изученного ранее | применять свойства и алгоритм умножения и деления при вычислениях | работать с консультантами и помощниками в своей группе | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
115 | Арифметические действия над числами | повторение и закрепление изученного ранее | применять свойства и алгоритм умножения и деления при вычислениях | работать с консультантами и помощниками в своей группе | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
116 | Арифметические действия над числами | повторение и закрепление изученного ранее | применять свойства и алгоритм умножения и деления при вычислениях | учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
117 | Круговая диаграмма | познакомиться с понятием круговая диаграмма | читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм | учиться планировать учебную деятельность на уроке | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
118 | Арифметические действия над числами | прогнозировать результат вычисления | применять свойства умножения и деления при вычислениях | учиться планировать учебную деятельность на уроке | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
119 | Контрольная работа за 4 четверть | контролировать результаты своей учебной деятельности | работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | ||
120 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | находить, исправлять ошибки | определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | ||
121 | Числовой луч, координаты точки на числовом луче | познакомиться с понятиями числовой луч и координата точки | находить координаты точек на числовом луче | определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
122 | Адрес в таблице. Пара чисел | познакомиться с понятиями пара чисел и координата ячейки | читать адрес в таблице | ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
123 | Координаты точек на плоскости | познакомиться с понятиями координатный угол и координата на плоскости | определять координаты точек | работать в информационной среде. Владеть основными методами познания окружающего мира (анализ) Слушать собеседника, вести диалог. | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
124 | Арифметические действия над числами | повторение и закрепление изученного ранее | выполнять проверку правильности вычислений в примерах, содержащих несколько действий | работать в информационной среде. Владеть основными методами познания окружающего мира (анализ) Слушать собеседника, вести диалог. | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
125 | Арифметические действия над числами | моделировать изученные арифметические зависимости | выполнять проверку правильности вычислений в примерах, содержащих несколько действий | выполнять учебные действия в разных формах (практические работы, работа с моделями). | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
126 | Комплексная работа | контролировать результаты своей учебной деятельности | контролировать результаты своей учебной деятельности | понимать причины успешной / неуспешной учебной деятельности и конструктивно действовать в условиях успеха /неуспеха. | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
127 | Анализ работы. Работа над ошибками. | находить, исправлять ошибки | находить, исправлять ошибки | использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач. | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
128 | (Проект 5) Страница нового учебника «Не только математика ...» | Прогнозировать результат вычисления | применять свойства умножения и деления при вычислениях | выбирать задания в учебнике и дидактических материалах для индивидуальной работы по силам и интересам; | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | |
129 | «Не только математика ...» | объяснять ход решения задачи | применять свойства умножения и деления при вычислениях | ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
Повторение (7 часов) | ||||||
130 | Нестандартные и занимательные задачи | объяснять ход решения задачи | решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями | участвовать (в работе с учителем) в оценивании результатов индивидуальной работы | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
131 | Нестандартные и занимательные задачи | объяснять ход решения задачи | решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями | самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
132 | Нестандартные и занимательные задачи | Объяснять ход решения задачи | решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями | самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
133 | Нестандартные и занимательные задачи | объяснять ход решения задачи | решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями | составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
134 | Нестандартные и занимательные задачи | объяснять ход решения задачи | решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями | составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием | не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи | |
135 | Нестандартные и занимательные задачи | объяснять ход решения задачи | решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями | строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
136 | Нестандартные и занимательные задачи | объяснять ход решения задачи | решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями | анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему | готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...