Урок математики в 1 классе УМК"Гармония" по теме " Единицы длины - сантиметр"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с требованиями, предьявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_urok_matematiki_tema_edinitsa_dliny_-_santimetr_umk_garmoniya.docx | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
к уроку математики для 1 класса по теме «Единица длины сантиметр».
УМК «Гармония»
Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС, рабочей программой по математике для 1 класса УМК «Гармония». Урок разработан с учетом возрастных особенностей учащихся, в который включены элементы современных педагогических технологий: здоровьесберегающей, личностно-ориентированной, ИКТ, а именно: положительный эмоциональный настрой, мотивация, развитие познавательного интереса, проведение физминуток, работа в парах и малых группах, использование компьютера, практическая работа, связь с жизнью. Для учащихся урок с применением ИКТ – переход в иное психологическое состояние (разнообразие, интерес) , зрительное восприятие материала легче, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, и, конечно, скорость работы.
Такой урок способствует развитию творческих способностей и личностных качеств: оценить самому роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нужно дать возможность научиться наблюдать, понимать, успевать, систематически повторять и закреплять учебный материал, чтобы на уроке справляться с предложенным, довольно большим, объёмом учебного материала. Кроме того, в ходе решения задач важным является не только сам факт выполнения задания, но и выбранный учащимся способ решения. Существенным является умение ученика максимально точно и выразительно излагать свои мысли.
Данный урок свободно можно провести в реальных условиях повседневной школьной жизни, реализуя поставленные цели и задачи.
Тема урока: Единица длины - сантиметр.
УМК «Гармония» 1 класс
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.
Задачи:
— познакомить с единицей длины (универсальной меркой) – сантиметром;
— научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить отрезки заданной длины);
— показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях;
Планируемые результаты:
предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков;
метапредметные:
познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;
регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;
коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре, малой группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка;
личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.
Оборудование для учащихся: полоски бумаги одинаковые по форме, размеру; линейка; учебник; веер с цифрами, сигналы – сфетофорчики.
Оборудование для учителя: образец полосок большего размера, большая линейка с делениями, светофорики (сигналы), оценочные листы, презентация (слайды).
Ход урока:
Организационный момент и эмоциональный настрой.
(Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся, создание положительной атмосферы урока)
Девизом нашего урока будут такие слова: (слайд 1)
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В первом классе учимся!
Всё у нас получится.
- А что необходимо уметь на уроке математики?
(думать, рассуждать, считать)
Актуализация знаний. Мотивация.
- Итак, начинаем урок математики. С нами на уроке будет работать веселый, сообразительный Карандаш. Где-то нам он подскажет, где-то поможет, а где-то развеселит нас и поддержит. (слайд 2)
А сейчас Карандаш хочет убедиться, знаем ли мы геометрический материал.
Математический диктант (слайд 3)
- Сколько всего фигур на слайде? 9
- Сколько прямых линий начертил? 3
- Сколько всего кривых линий? 4
- Сколько лучей на слайде? 2
- Сколько замкнутых кривых линий? 1
- А теперь проверим правильность выполнения. Внимание на экран: (Самопроверка)
- Карандашом ставьте плюс, если число такое же. Если нет, зачеркивайте и пишите правильный ответ.
9 3 4 2 1 (слайд 4)
- Запишите числа в порядке возрастания… (1 человек у доски расставляет, …оцениваем)… Проверяем… (отмечаем в оценочных листах)
Ребята, а длину какой фигуры мы можем измерить? (отрезок)
- Что называют отрезком?
- Как мы можем измерить, сравнить длину отрезка?
(с помощью мерок, путем наложения, циркулем)
- Так над чем же мы можем поработать сегодня на уроке?
- Закрепить умения измерять и сравнивать отрезки
- Учиться сотрудничать….
Постановка учебной задачи (слайд 5)
Практическая работа (проблемная ситуация)
- Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело. У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, размеру только разные по цвету.)
Работа в парах и малых группах. Вспоминаем правила работы в парах
- Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать? (Работа в парах: совместить полоски путем наложения друг с другом)
– Действительно, это верный способ - наложение друг на друга.
– Совпали? — да (доказали).
– Как это сделали? (путем наложения, можно увидеть визуально» на глаз, измерить циркулем.)
– А как измерить точно длину полоски? (мерками) на парте мерки
Будем исследовать длину!!!
Итак, выдвигаем предположение, если нужно точное измерение: то достаточно любой мерки…
(измеряем мерками)
1 ряд—палочками
2 ряд—спичками
3 ряд—скрепками
(Результаты записываем на доске)
Палочек—4
Спичек—6
Скрепок—10
- У каждого ряда получились разные результаты!!!
Число мерок на полоске разное значит отрезки разной длины.
Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковой длины.(Были разные мерки –единицы измерения у всех разные)
Молодцы, вот мы и пришли к выводу : Чтобы измерить длину, нужно выбрать единую мерку для измерения этой длины.
(Оцениваем свою работу и отмечаем в оценочных листах)
Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них – это сантиметр. (На доске карточка «САНТИМЕТР (СМ)»).
- Как вы думаете, чему мы с вами еще постараемся сегодня научиться?
Познакомиться с новой единицей измерения длины (слайд 6)
Продолжим наше исследование…
5. Первичное усвоение новых знаний
1) Знакомство с линейкой.
- Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.
Загадка: Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? — … (линейка) (слайд 7)
- Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. — Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине. (правила пользования линейкой)
- Давайте в тетрадях попробуем начертить 1 см
Чертить будем с помощью линейки и карандаша
- Отсчет при измерении ведется от точки 0 на линейке, мерка от 0 до 1 –один см, от точки 1 до 2-тоже 1см и так до последнего числа на линейке.
- Посчитайте, сколько клеточек в 1 см? Эта мерка равна двум клеткам. (Запишем 1 см)
(Помните, началом 1 мерки не всегда совпадает с началом – краем линейки. Начало там—где черта с цифрой 0)
Теперь начертите отрезки по выбору(ребята выбирают задание)
1 ряд: Начертить отрезок, равный стольким см, сколько вам лет и назвать свой отрезок.
2 ряд: Начертить отрезок , равный стольким см, сколько пальчиков у вас на левой руке и назвать свой отрезок.
3 ряд: Начертить отрезок, равный 3 см.
8 см
А О
5 см
М К
3 см
О М
(Проверяем работу и оцениваем в оценочных листах)
- С помощью какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков?
С помощью какого инструмента? Как правильно это сделать?
- Ребята, а теперь вернемся к нашим полоскам и измерим точную длину наших полосок?
Измеряем
– Кто может сказать какова её длина? (Сигналим) ----- 10 см
Почему у нас получились одинаковые результаты? (Мы пользовались линейкой и универсальной единицей измерения длины)
Вывод: При единой единице измерения получается одинаковая длина полоски, что не было при разных мерках.
2) Работа с учебником.
- Откройте учебники на с.73.
Выполнение задания №162. Работа с отрезками (анализ, сравнение, обобщение по теме).
- Рассмотрим отрезок, равный 1см. Можно ли отмерить 1см без линейки? (Можно, используя клеточки. 1см= двум клеткам; но это не всегда возможно)
- Чему равна длина отрезка АК? Почему вы так быстро ответили? (Он показан на линейке)
- Чему равна длина отрезка ОЕ?
Что длиннее?
Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди искали тоже различные меры измерения….
– В старину русские меры были основаны на размерах разных частей тела человека. Вот какими были мерки на Руси у наших предков.(слайд 8)
Шаг – длина человеческого шага.
Дюйм – ширина большого пальца от сгиба до кончика, 2см 54 мм.
Какого сказочного героя назвали в связи с этой меркой ?Дюймовочка
Ладонь – ширина ладони.
Локоть - старинная русская мера длины, равная примерно38 -46см. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани наматывая на руку,
Вершок – длина верхней части пальца.
Как вы думаете удобно ли было использовать эти мерки ?
( Конечно, все равно получалась разная длина – части тела тоже не одинаковы у всех людей.) Поэтому договорились об универсальной мерке — сантиметр.
Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины? Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики? (Ответы учащихся (принимаются все высказывания)).
(Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки (слайды): рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.)
Рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины)
- С какой единицей длины мы познакомились?
- Чему учились на уроке? Чему научились?
- Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему?
Волшебный веселый Карандаш благодарит вас за работу и дарит вам свой портрет.
– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
- Подведите итог в своих оценочных листах и просигнальте… Оцените цветом свою работу на уроке.
– У вас на столе кружочки.
– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет.
– Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтый цвет.
– Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.
Итог урока
- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились (учитель показывает свой светофор, даёт качественную оценку работы на уроке). Спасибо за работу. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.
Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....
Урок математики в 3 кассе по теме "Единицы длины. Километр".
Урок изложен в соответствии с ФГОС, с применением презентации. По программе "Школа 2100" автор Т. Е. Демидова, С. А. Козлова....
Урок по метемтике на тему: "Единицы длины. Сантиметр. Дециметр"
Урок содержит видео-фрагметы обучающего характера, позволяющие более наглядно на разных примерах освоить новые единицы измерения длины....
Урок математики 2 класс "Метр. Соотношения между единицами длины"
На данном уроке происходит знакомство с названием новой меры длины - метром. Учащиеся получают представление об использовании этой меры на практике, учатся соотносить с другими извес...
Технологическая карта урока математики, 1 класс, УМК «Гармония» по теме "Единица длины: сантиметр"
Предмет: математика, 1 класс, УМК «Гармония» Н.Б. ИстоминаТема урока: Единица длины: сантиметр.Тип урока: урок «открытия» нового ...
Конспект урока математики, проведенного 12.11.2018 г. в 1 «А» классе, обучающейся 41 группы Даценко Ириной Валериевной Тема: «Единицы длинны. Сантиметр»
Тема урока: Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины.Тип урока: Открытие новых знаний.Цель урока: формирование представлени...
урок математики для 1 класса по теме «Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины».
Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС, рабочей программой по математике для 1 класса УМК «Школа Р...