Рабочая программа по математике для 1 класса к учебнику М.И Моро и др.
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
Данная рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования «Школа России». Сборник рабочих программ.1-4классы. Пособие для учителей образовательных учреждений. (Школа России) М.: «Просвещение», 2011г., авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», к завершенной предметной линии учебников «Математика» (автор Моро М.И.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_1_klass_programma.doc | 338 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено на заседании Принято Утверждаю: Согласовано :
МО учителей начальных на заседании педагогического директор школы зам. директора по учебно-
классов совета школы _________Н.И. Филатова воспитательной работе
Протокол № ____ Протокол № 1 Приказ № ___ ______________________
от « » августа 2014 г. от «29» августа 2014 г. от « 29 » августа 2014 г.
рук. МО ____________Дергачева И.А.
Рабочая программа
по математике
для 1а класса
на 2014-2015 уч. год
Cоставитель программы:
Коврова Елена Викторовна
учитель 1 кв. категории.
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования «Школа России». Сборник рабочих программ.1-4классы. Пособие для учителей образовательных учреждений. (Школа России) М.: «Просвещение», 2011г., авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», к завершенной предметной линии учебников «Математика» (автор Моро М.И.).
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Планируемые сроки освоения рабочей программы по предмету «Математика» с 01.09.2014 г. по 25.05.2015 г.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
- уменьшено количество часов на изучение раздела «Числа от 1 до 10.Сложение и вычитание» на 4 часа;
-увеличено количество часов на изучение разделов «Числа от 1 до 20. Нумерация 11 – 20.» на 1 ч;
«Сложение и вычитание с переходом через десяток»( на 3 ч).
Формы организации учебного процесса: фронтальная беседа, самостоятельная и контрольная работа, работа в парах, в малых группах.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч.(34 учебные недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Изложение содержания курса выстраивается на основе универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира (выявления количественных и пространственных отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей фактов, процессов и явлений), что позволяет формировать у учащихся основы целостного восприятия 10 мира и использовать математические способы познания при изучении других учебных дисциплин.
- Математические знания и способы их получения, усваиваемые учащимися в процессе изучения курса, имеют большую ценность, так как содержание курса (знания о числах и действиях с ними, величинах, геометрических фигурах) представляет собой тот базисный фундамент знаний, который необходим для применения на практике (в повседневной жизни), при изучении других учебных дисциплин и обеспечивает возможность продолжения образования.
- Курс математики обладает большой ценностью и с точки зрения интеллектуального развития учащихся, так как в нём заложены возможности для развития логического, алгоритмического и пространственного мышления, выявления и развития творческих способностей детей на основе решения задач повышенного уровня сложности, формирования интереса к изучению математики.
- Содержание курса и способы его изучения позволяют овладеть математическим языком описания (математической символикой, схемами, алгоритмами, элементами математической логики и др.) происходящих событий и явлений в окружающем мире, основами проектной деятельности, что расширяет и совершенствует коммуникативные действия учащихся, в том числе умения выслушивать и оценивать точку зрения собеседника, полноценно аргументировать свою точку зрения, выстраивать логическую цепочку её обоснования, уважительно вести диалог, воспитывает культуру мышления и общения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. - Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Планируемые результаты изучения предмета математика.
1 класс
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
- начальные представления о математических способах познания мира;
- начальные представления о целостности окружающего мира;
- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;
- проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика»;
- освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
- понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
- приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
- основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, к учебной деятельности, а именно: проявления положительного отношения к учебному предмету «Математика», умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; осознания сути новой социальной роли ученика, принятия норм и правил школьной жизни, ответственного отношения к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
- учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
- способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные
Учащийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
- понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
- принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
- осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке(с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные
Учащийся научится:
- понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, различать существенные и несущественные при знаки;
- определять закономерность следования объектов и использовать её для выполнения задания;
- выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
- находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
- выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
- находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
- устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость), и на построенных моделях;
- применять полученные знания в изменённых условиях;
- объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
- выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
- систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять её в предложенной форме.
Коммуникативные
Учащийся научится:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы партнёра;
- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
- уважительно вести диалог с товарищами;
- принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
- понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
- применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- аргументировано выражать своё мнение;
- совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
- оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счёта;
- читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», «<», «=», термины равенство и неравенство) и упорядочивать числа в пределах 20;
- объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц и что обозначает каждая цифра в их записи;
- выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 − 1, 10 + 6, 12 − 10, 14 − 4;
- распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу, устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20), и продолжать её;
- выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
Учащийся получит возможность научиться:
- вести счёт десятками;
- обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие 20.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Учащийся научится:
- понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
- выполнять сложение и вычитание, используя общий приём прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
- выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
- объяснять приём сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
Учащийся получит возможность научиться:
- выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
- называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
- проверять и исправлять выполненные действия.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
- решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
- составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
- отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
- устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать её на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
- составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению.
Учащийся получит возможность научиться:
- составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
- находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
- отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или её условия и отмечать изменения в задаче при изменении её решения;
- решать задачи в 2 действия;
- проверять и исправлять неверное решение задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
- понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
- описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа, левее, правее; вверху, внизу, выше, ниже; перед, за, между и др.;
- находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырёхугольника и т. д.), круга;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
- находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
Учащийся получит возможность научиться:
- выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины (сантиметр и дециметр) и соотношения между ними;
- чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
- выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Учащийся получит возможность научиться:
- соотносить и сравнивать величины (например, располагать в порядке убывания (возрастания) длины: 1 дм, 8 см,13 см.)
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
- читать небольшие готовые таблицы;
- строить несложные цепочки логических рассуждений;
- определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Учащийся получит возможность научиться:
- определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
- проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.
Содержание учебного предмета, курса
1-й класс
(4 часа в неделю, всего – 132 ч)
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления (8ч)
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и формы (круглый, квадратный, треугольный и др.)
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа, перед, за, межу, рядом.
Направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на…
Числа от 1 до 10 и число 0
Нумерация (28ч)
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки «больше», «меньше». «равно»
Состав чисел 2, 3, 4,5. Монеты в 1р., 2р., 5р., 1к., 5к., 10к.
Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника.
Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Числа от 1 до 10.Сложение и вычитание. (52ч.)
Конкретный смысл и название действий сложения и вычитания. Знаки +, -, =.
Название компонентов и результатов сложений и вычитания. Нахождение значений числовых выражений в 1-2 действия без скобок.
Переместительное свойство сложения.
Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20. Нумерация 11 – 20. (13 ч.)
Название и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10+7, 17 – 7, 17 – 10
Сравнение чисел с помощью вычитания.
Единица времени час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними.
Единица массы: килограмм.
Единица емкости: литр.
Сложение и вычитание с переходом через десяток.(25 ч.)
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложение и соответствующие случаи вычитания.
Решение задач в 1-2 действия на сложении и вычитание.
Итоговое повторение (5ч)
Проверка знаний (1)
№ | Наименование разделов | Количество часов (авторская программа) | Количество часов (рабочая программа) |
Числа от 1 до 100 | |||
1 | Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления | 8 ч. | 8 ч. |
2 | Числа от 1 до 10 и число 0 | 28 ч. | 28 ч. |
3 | Числа от 1 до 10.Сложение и вычитание. | 56 ч. | 52 ч. |
4 | Числа от 1 до 20. Нумерация 11 – 20. | 12 ч. | 13 ч. |
5 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. | 22 ч. | 25 ч. |
6 | Итоговое повторение | 5 ч. | 5 ч. |
7 | Проверка знаний | 1 ч. | 1 ч. |
Итого: | 132 ч. | 132 ч. |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ урока | Дата | Тема урока | Деятельность учащихся | ||
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. (8ч) | |||||
1. | Счёт предметов. | Сравнивать предметы и группы предметов. Группировать числа, предметы по заданному или установленному правилу. Исследовать ситуации, требующие установления пространственных и временных отношений. Описывать пространственные и временные отношения, используя понятия. | |||
2. | Пространственные представления. | ||||
3. | Временные представления. | ||||
4. | Отношения «столько же», «больше», «меньше». | ||||
5. | На сколько больше (меньше)? | ||||
6. | На сколько больше (меньше)? | ||||
7. | Странички для любознательных. | ||||
8. | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа №1 | ||||
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (28ч) | |||||
1. | Понятия «много», «один». Письмо цифры 1. | Группировать числа по заданному или установленному правилу. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, величин, их упорядочения. Сравнивать числа с использованием знаков. Выделять существенные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры, используя понятие «длина», «сантиметр». | |||
2. | Числа 1,2. Письмо цифры 2. | ||||
3. | Число 3. Письмо цифры 3. | ||||
4. | Знаки +, −, =. «Прибавить», «вычесть», «получится» | ||||
5. | Число 4. Письмо цифры 4. | ||||
6. | Длиннее. Короче. Одинаковые по длине |
7. | Число 5. Письмо цифры 5 | ||
8. | Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых | ||
9. | Странички для любознательных. | ||
10. | Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. Луч. | ||
11. | Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. | ||
12. | Закрепление. Числа от 1 до 5 | ||
13. | Знаки: > (больше), < (меньше), = (равно) | ||
14. | Равенство. Неравенство | ||
15. | Многоугольники. | ||
16. | Числа 6, 7. Письмо цифры 6 | ||
17. | Закрепление. Письмо цифры 7 | ||
18. | Числа 8, 9. Письмо цифры 8 | ||
19. | Закрепление. Письмо цифры 9 | ||
20. | Число 10. Запись числа 10 | ||
21. | Числа от 1 до 10. Закрепление | ||
22. | Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». | ||
23. | Сантиметр. | ||
24. | Увеличить на… Уменьшить на… | ||
25. | Число 0 | ||
26. | Сложение и вычитание с числом 0. | ||
27. | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа №2. | ||
28. | Странички для любознательных. | ||
Сложение и вычитание (52ч) | |||
1. | + 1, - 1. Знаки +, − , = (плюс, минус, равно) | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный способ. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. Прогнозировать результат вычисления. Моделировать изученные зависимости. Находить и выбирать способ решения, выбрать удобный способ. Планировать ход решения задачи. Действовать по плану, объяснять ход решения. Использовать геометрические образы для решения задачи. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия, вопроса. | |
2. | + 1 + 1, - 1 - 1. | ||
3. | + 2, - 2. Приёмы вычислений. | ||
4. | Слагаемые. Сумма. | ||
5. | Задача (условие, вопрос) | ||
6. | Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. | ||
7. | ± 2. Составление и заучивание таблиц. | ||
8. | Присчитывание и отсчитывание по 2. Закрепление. | ||
9. | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов). | ||
10. | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. | ||
11. | + 3, - 3. Приёмы вычислений. | ||
12. | + 3, - 3. Приёмы вычислений. | ||
13. | Измерение и сравнение отрезков. | ||
14. | ± 3. Составление и заучивание таблиц | ||
15. | Присчитывание и отсчитывание по 3. Закрепление. | ||
16. | Решение задач. | ||
17. | Решение задач. | ||
18. | Странички для любознательных. | ||
19. | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа №3. | ||
20. | Тест «Проверим себя и свои достижения» | ||
21. | ± 1, 2, 3. Закрепление | ||
22. | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | ||
23. | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | ||
24. | + 4, − 4. Приемы вычислений | ||
25. | Закрепление. Решение задач и примеров. | ||
26. | На сколько больше? Насколько меньше? | ||
27. | Закрепление. Решение задач и примеров. | ||
28. | ± 4. Составление и заучивание таблиц | ||
29. | Закрепление. Решение задач и примеров. | ||
30. | Перестановка слагаемых и ее применение для случаев + 5, + 6, + 7, + 8, + 9 | ||
31. | + 5, + 6, + 7, + 8, + 9 (таблица). Закрепление. | ||
32. | Закрепление. Решение задач и примеров. | ||
33. | Закрепление. Решение задач и примеров. | ||
34. | Странички для любознательных. | ||
35. | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа №4. | ||
36. | Анализ проверочных работ. Работа над ошибками. | ||
37. | Связь между суммой и слагаемыми | ||
38. | Связь между суммой и слагаемыми | ||
39. | Закрепление. Связь между суммой и слагаемыми. Решение задач. | ||
40. | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | ||
41. | 6 − , 7 − . Состав чисел 6, 7 | ||
42. | 6 − , 7 − . Состав чисел 6, 7. Закрепление. | ||
43. | 8 − , 9 − . Состав чисел 8, 9. | ||
44. | Подготовка к введению задач в 2 действия | ||
45. | Вычитание вида 10 - * | ||
46. | Учимся работать по таблице. | ||
47. | Килограмм. | ||
48. | Литр | ||
49. | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа №5. | ||
50. | Тест «Проверим себя и свои достижения» | ||
51. | Закрепление. Решение задач и примеров. | ||
52. | Закрепление. Решение задач и примеров. | ||
Числа от 1 до 20. Нумерация (13ч) | |||
1. | Числа от 10 до 20. Нумерация 11 – 20. | Группировать числа по заданному или установленному правилу. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, величин, их упорядочения. Сравнивать числа с использованием знаков. Планировать решение задачи. Контролировать выполнение плана | |
2. | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц | ||
3. | Запись и чтение чисел второго десятка. | ||
4. | Дециметр | ||
5. | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации | ||
6. | Закрепление. Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20. | ||
7. | Странички для любознательных. | ||
8. | Что узнали. Чему научились Проверочная работа № 6. | ||
9. | Анализ проверочных работ. Закрепление изученного материала. | ||
10. | Повторение. Подготовка к введению задач в 2 действия | ||
11. | Повторение. Подготовка к введению задач в 2 действия | ||
12. | Ознакомление с задачей в 2 действия | ||
13. | Ознакомление с задачей в 2 действия
| ||
1. | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный способ. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. Прогнозировать результат вычисления. Моделировать изученные зависимости. Находить и выбирать способ решения, выбрать удобный способ. Планировать ход решения задачи. Действовать по плану, объяснять ход решения. | |
2. | Сложение вида * + 2, * + 3 | ||
3. | Сложение вида * + 4 | ||
4. | Сложение вида * + 5 | ||
5. | Сложение вида * + 6 | ||
6. | Сложение вида * + 7 | ||
7. | Сложение вида * + 8, * +9. | ||
8. | Таблица сложения. | ||
9. | Закрепление умения решать задачи, выполнять вычисления. | ||
10. | Странички для любознательных. | ||
11. | Что узнали. Чему научились. | ||
12. | Проверочная работа № 7. | ||
13. | Анализ проверочных работ. Закрепление изученного материала. | ||
14. | Общий приём вычитания с переходом через десяток. | ||
15. | Вычитание вида 11 - * | ||
16. | Вычитание вида 12 - * | ||
17. | Вычитание вида 13 - * | ||
18. | Вычитание вида 14 - * | ||
19. | Вычитание вида 15 - * | ||
20. | Вычитание вида 16 - * | ||
21. | Вычитание вида 17 - * , 18 - * | ||
22. | Закрепление сложения и вычитания с переходом через десяток. | ||
23. | Странички для любознательных. | ||
24. | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа № 8. | ||
25. | Тест «Проверим себя и свои достижения» | ||
. Итоговое повторение «Что узнали. Чему научились в 1 классе» (5ч). Проверка знаний (1ч) | |||
1 | Итоговое повторение. Решение задач. | Выполнять тестовые задания учебника; Выделять существенные признаки геометрических фигур; Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия; Планировать решение задачи. | |
2 | Итоговое повторение. Решение задач. | ||
3. | Итоговое повторение. Вычислительные навыки. | ||
4. | Итоговое повторение. Вычислительные навыки. | ||
5. | Итоговое повторение. Геометрические фигуры. | ||
6. | Тест «Проверим себя и свои достижения» |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. ,Ч. 1 – М: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
- Сборник рабочих программ «Школа России».пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: «Просвещение», 2011.
- Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 1/ ( М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.). – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009
- Волкова С. И. Устные упражнения. Устный счет. - М.: Просвещение, 2011
- Т. Н. Ситникова, И. Ф., Яценко, Поурочные разработки по математике к УМК М.И. Моро и др. «Математика. 1 класс». – М.: ВАКО, 2014.
- Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 1 класс. – М.: Просвещение,2013.
- Моро, М. И., Волкова, С. И., Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
- Моро М. И., Волкова, С. И., Степанова С. В., Математика: учебник для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
Дидактический счетный материал.
- Разрезной счетный материал по математике.( Приложение к учебнику 1 класса)
- Электронное приложение к учебнику «Математика» 1 класс. ( диск СD-ROM), авторы С.И. Волкова, М.К.Антошин.
- Набор предметных картинок.
- Демонстрационный метр, треугольник, циркуль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 3 класс по учебнику Л.Г. Петерсон
Рабочая программа рассчитана на 4 учебных часа в неделю....
Рабочая программа по математике 3 класс (к учебнику Моро М.И.) "Школа России"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Соответс...
Рабочая программа по математике. 4 класс по учебнику Моро. УМК "Школа России"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, критерии оценки работ учащихя, требования к подготовке учащихся....
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России М.И.Моро
Аннотация к рабочей программе по математике 2 класс Рабочая программа по математике составлена в соответствии с Примерной программой начального общего образов...
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России М.И.Моро
Аннотация к рабочей программе по математике 2 класс Рабочая программа по математике составлена в соответствии с Примерной программой начального общего образов...
Рабочая программа по математике. 2 класс. К учебнику М.И.Моро
Рабочая программа по математике. 2 класс. К учебнику М.И.Моро...
Рабочая программа по математике 1 класс по учебнику Моро М.И.
Рабочая программа по математике 1 класс по учебнику Моро М.И....