Пояснительная записка к рабочей программе
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Лупеко Галина Валерьевна

Работа включает пояснительную записку  по математике 4 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem._4_kl._rab._pr.odt36.16 КБ

Предварительный просмотр:

    Рабочая программа по предмету «Математика»

  1. Пояснительная записка

      Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года), Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика. 1 — 4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»),

      Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

      Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А, Бельтюкова Г.В. Математика. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.- М.: Просвещение, 2013.

      Основными целями начального обучения математике являются:

  • математическое развитие младших школьников;
  • формирование системы начальных математических знаний;
  • воспитание интереса к математике, к умственной деятельности;

     Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотностьи;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

        Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

        Начальный курс математики — курс интегрированный: в нём объединён арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.

            Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.

            Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами.

              Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:

  • сознательное усвоение детьми различных приёмов вычислений обеспечивается за счёт использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приёмов на основе изученных теоретических положений ( переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
  • рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребёнка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
  • система упражнений направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени.

              Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).

  1. Описание места учебного предмета.

               В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана  на 136 часов в год при 4 часах в неделю.

  1. Описание ценностных ориентиров.

                Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

                  Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

                 Целостное восприятие окружающего мира.

                 Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

                                 5. Личностные, метапредметные, предметные результаты.

                Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

                 Личностные результаты

                 Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

                  Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

                 Целостное восприятие окружающего мира.

                  Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способа действий, творческий подход к выполнению заданий.

                  Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

                 Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

                 Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

                 Метапредметные результаты

                 Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

              Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

              Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

                Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

               Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

                Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать  с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

                 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовитым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям.

                 Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

                 Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

                 Овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

                  Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

                  Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

         Предметные результаты

             Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

             Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

              Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

             Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

              Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

  1. Содержание учебной программы

                                   Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Числа от 1 до 1000. Повторение

13

2

Числа, которые больше 1000. Нумерация

11

3

Величины

16

4

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание

14

5

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление.

74

6

Итоговое повторение

8

Итого

136

                       Содержание программы (136 часов)

                        Числа от 1 до 1000

            Повторение (13 часов)

            Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия. Письменные приёмы вычислений.

 

                               Числа, которые больше 1000

                Нумерация (11часов)

                Новая счётная единица — тысяча.

                Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.

                Чтение, запись и сравнение многозначных чисел

                 Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

                Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

               Величины (16 часов)

               Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

               Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

                Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

                Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

               Сложение и вычитание (14 часов)

               Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

                Решение уравнений вида:

                Х+312=654+79

               729-Х=217+163

               Х-137=500-140

              Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных  случаях.

               Сложение и вычитание значений величин.

                  Умножение и деление (74 часа)

                 Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножение суммы на число и числа на сумму, деление суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

                   Решение уравнений вида 6-Х=429+120, Х-18=270-50, 360:Х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

                    Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

                    Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах  миллиона. Письменное умножение и деление на трёхзначное число (в порядке ознакомления)

                    Умножение и деление значений величин на однозначное число.

                    Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

                    В течение всего года проводится:

  • вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
  • решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;
  • нахождение неизвестных компонентов действий;
  • отношения больше, меньше, равно;
  • взаимосвязь между величинами;
  • решение задач в 2 — 4 действия;
  • решение задач на распознавание  геометрических фигур в составе более сложных;
  • разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 её частей;
  • построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.

                        Итоговое повторение (8 часов)

  1. Тематическое планирование (прилагается)

  1. Планируемые результаты

                   К концу обучения в 4 классе ученик научиться:

  • читать. Записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения. Используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
  • представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
  • пользоваться изученной математической терминологией;
  • записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 — 4 действия (со скобками и без них);
  • находить числовые значения буквенных выражений вида а+3, 8-г, b:2, a+b,c-d,k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
  • выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
  • выполнять вычисление с нулём;
  • выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа), проверку вычислений;
  • решать уравнения вида Х+60=320, 125+Х=750, 2000-х=1450, х-12=2400, х:5=420, 600:х=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
  • решать задачи в 1 — 3  действия;
  • находить  длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
  • находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
  • узнавать время по часам;
  • выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
  • применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами;
  • строить заданный отрезок;
  • строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

      К концу обучения в 4 классе ученик получит возможность научиться:

  • выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр,площадь и др.);
  • выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
  • определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки;
  • формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д. ), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
  • выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.;
  • развивать организационные умения и навыки; планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;
  • осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок;
  • сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений;
  • формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений:табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
  • пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначного числа на однозначное и двузначное числа;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

*   ориентировке в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);

*сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;

* определение времени по часам (в часах и минутах).

                                        График контроля

Дата

Вид работы

Тема

10.10

Контрольная работа

Нумерация

24.10

Контрольная работа

За 1 четверть

3.12

Контрольная работа

Сложение и вычитание

19.12

Контрольная работа

За 2 четверть

23.01

Контрольная работа

Умножение и деление на однозначное число

11.03

Контрольная работа

За 3 четверть

28.04

Контрольная работа

Умножение и деление

12.05

Контрольная работа

За год

14.05

Итоговая диагностическая работа

За год

9. Материально-техническое обеспечение

Для полноценной реализации курса математики в начальном общем образовании и достижении планируемых результатов в наличии имеется электронно-программное обеспечение:

1)ноутбуки;

2) презентационное оборудование;

3) выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя);

4)  ИКТ на компакт-дисках;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс

Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 кл

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению в 3 классе по УМК " Школа 2100"...

Пояснительная записка к рабочей программе учебной дисциплины "Конструирование"

Коротко о том, что могут уметь дети к концу учебного года по дисциплине конструирование....

Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре.

Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 1 класс (Матвеев)...

Пояснительные записки к рабочим программам для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Пояснительные записки содержат разделы:1. На основании какого документа создана программа;2. Общая характеристика учебного предмета;3. Описание места учебного предмета в учебном плане;4. Описание ценн...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...