Конспект урока: «Решение составных задач на нахождение целого»
план-конспект урока по математике на тему

Иванова Елена Васильевна

Предмет: математика

Тема урока: «Решение составных задач на нахождение целого»

Класс: 1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_sostavnykh_zadach_na_nakhozhdenie_tselogo.docx95.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 321

Центрального района

Предмет: математика

Учитель: Иванова Елена Васильевна

Тема урока: «Решение составных задач на нахождение целого»

Класс: 1

Программа: Л.Г. Петерсон. Математика: программа начальной школы 1 - 4 «Учусь учиться» по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…»

Учебник: Л.Г.Петерсон. Математика «Учусь учиться». 2 класс. В 3-х  частях. – Изд. 4-е, пераб./Л.Г.Петерсон. – М.: Издательство «Ювента», 2012.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Цели и задачи урока: формирование навыка составления и решения задачи на нахождение целого, когда одна из частей неизвестна; познакомить с алгоритмом решения задачи.

Универсальные учебные действия:

Познавательные:  формировать представление о составной задаче, способе решения составной задачи, актуализировать способы решения простых задач «на целое и части», разностное сравнение.

Регулятивные:  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:  учиться работать в группе, правильно отвечать на поставленные вопросы, слушать товарищей.

Личностные:  учиться оценивать свою работу, определять границы собственного знания и «незнания», проявлять желание учиться, вести себя в процессе обучения в соответствии с правилами.

Образовательные технологии: технология проблемно-диалогического обучения

Ход урока

  1. Эмоциональная установка
  2. Актуализация знаний учащихся

А) Математическая разминка

Вставьте пропущенные числа:

- За снежными комочками спрятались числа. Догадайся какие?

 + 4 + 4 = 9

9 – 4 –  = 1

 + 2 + 2 = 6

8  –  +  = 8

- Проверяем. Покажи ответ на веере. Снимаю комочек – там число.

- Почему в последнем примере пустота под комочками? Что интересного заметили? (Можно вставить два любых одинаковых числа)

Б) Поставьте отгаданные числа в порядке возрастания.

1        2        4

Продолжи ряд. 

Варианты ответов:

1        2        4        8        16        32

1        2        4        5        7        8

    1            2            1            2            1

1        2        4        7        11        16

    1            2            3            4            5

- Объясни ход своих мыслей.

(Переворачивая комочки, учитель составляет на доске снеговичка)

В) - Снеговичок улыбается и хочет, чтобы вы решили зимние задачи. Я диктую, а вы записываете только решение в тетрадь.

* Сережа скатился с горки 4 раза, а Катя на 5 раз больше. Сколько раз скатилась с горки Катя?

* В кормушке прилетели 8 птиц, из них 6 воробьёв и несколько синиц. Сколько синиц прилетело к кормушке?

* На одной варежке у Даши 5 снежинок. Сколько снежинок на двух варежках?

Проверка.

Рефлексия.

III. «Открытие» нового знания

А) - Наш снеговичок хочет, чтобы и про него задачу составили.

C:\Users\User\Desktop\QKvRjiXWVsk.jpg

                                        на 2 к. меньше

       ? к.

- Что известно в задаче?

(I снеговика сделали из 5 комочков, а на изготовление II потребовалось на 2 комочка меньше)

- Что надо узнать в задаче?

- Сколько вопросов вы видите на рисунке?

- На какой вопрос можно будет ответить сразу? А можно ли сразу ответить на второй вопрос? Почему?

Б) - Попробуем преобразовать рисунок в графическую схему. Какой мы пользуемся схемой, когда решаем задачи с вопросом: «На сколько больше» и «на сколько меньше»?

I.                                                                II.

- Подходит ли такая схема? Объясни почему?

(Да, но в нашей задаче спрашивается, сколько всего комочков у двух снеговиков)

- Для этого нам потребуется фигурная скобка, которая показывает объединение. Давайте ручками изобразим фигурную скобку и покажем, что она на самом деле объединяет.

- Сколько действий при решении задачи? Почему два действия? Что показывает фигурная скобка?

- Давайте запишем решение задачи в тетрадь.

- Почему первое действие вычитание?

(Искали меньшее число)

- Почему второе действие сложение?

(Искали целое, сколько всего)

- Раньше мы решали задачи в одно действие – это простые задачи. Задачи, с которыми мы познакомились сегодня называются составные. Почему, как вы думаете?

IV. Физминутка

Мы  зимой в снежки играем, мы играем (имитация лепки снежков);

По сугробам мы шагаем, мы шагаем (шагаем, высоко поднимая колени);

И на лыжах мы бежим, мы бежим (пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях);

На коньках по льду скользим, мы скользим (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях);

И снегурку лепим мы, лепим мы (соответствующие движения);            

Гостью-зиму любим мы, любим мы (развести руки в поклоне и поставить на пояс).

V. Первичное закрепление

- Как вы думаете, научились мы решать составные задачи?

- Тренировка необходима. Тогда решим вместе № 4 стр. 18. Прочитайте. Что известно? Заполним схему. Что неизвестно?  Сколько вопросов? На какой можем ответить? Что находим отвечая на этот вопрос? (Большее) Как найти большее?

Запишите решение первого действия, ответили. Можем ответить на второй? Прочитайте его? Запишите второе действие.

Ответь на вопрос задачи. Отвечаем полным ответом. Записываем кратко.

VI. Самостоятельная работа

Потренировались? Попробуем решить сами?

Перед вами две задачи. Если даже не читать условие, мы видим, что это задачи в 2 действия. Обратите внимание на схемы, над какой задачей требуется больше потрудиться?

(Над II-ой, т.к. схема к 1-ой задаче дана в готовом виде, а у 2-ой задачи в схеме нет чисел, их надо вписать)

- Оцени свои силы. Выбери задачу себе по силам и реши её.

Кто выбрал задачу № 1. Читаю её.

Кто выбрал задачу № 2. Читаю её.

- Постарайтесь решить. Как только решишь, сравни с эталоном (решенная задача, которая лежит в конверте (см. Приложение)).

- Кто справился с работой без ошибок? Какие ошибки?

Что появилось у Снеговичка? (конверт)

- Кто решил без ошибок? Вам предоставляется право проверить, что в конверте принес Снеговик? (дети достают наклейки-снежинки)

- А кто нашёл ошибку и исправил? Вам тоже от снеговичка подарок. (снежинки)

VII. Рефлексия

- Чему учились? Если урок представить как задачу, то урок это составная или простая задача?

(Мы учились решать примеры, простые задачи, для того чтобы научиться решать составные. Одно следует из другого как в составной задаче).

- Перед вами волшебные линеечки. Сколько их? (Три)

Оцени свою работу. Первая линеечка – это активность на уроке. Вторая – как ты старался. Третья - понимание решения нового вида задач.

А        С        З


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Решение составных уравнений"

Первый  урок объяснения нового материала по теме "Составные уравнения" составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети выводят алгоритм решения составных уравнений, выполняют самооцен...

Конспект урока "Решение составных уравнений" 4 класс. Система РО Л. В. Занкова

Урок "Решение  составных уравнений"  проведён с использованием элементов рейтинговой системы оценивания....

Урок: Решение составных задач в два действия:сложения, вычитания, умножения, деления и сложных примеров (3 класс).

Тема: Решение составных задач в два действия:сложения, вычитания, умножения, деления и сложных примеров.Цель: формирование умения решать составные задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения...

Конспект урока "Решение составных задач, на вид процесса «Работа»

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Он стал "Золотым уроком" в МОБУ СОШ № 7, г. Якутска...

Конспект урока «Решение составных арифметических задач в три действия» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование   навыков решения составных арифметических задач в три действия.Планируемые результаты:Предметные:Знать алгоритм  решения задач в три действия.Уме...

Технологическая карта урока математики «Решение составных задач на нахождение величины по их сумме и разности» (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: расширение и обобщение знаний учащихся о задачах на нахождение величины по их сумме и разности.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить способность к решению задач на нахождение величины по ...