Тема: «Задача».
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 23
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Задача».
Авторы: Н.В. Никологорская (МОУ СОШ №16, г. Щелково); А.И. Шушковская (АПК и ППРО РФ, ЦСДП «Школа 2000…»).
Основные цели:
1) Сформировать представление о задаче и ее логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), умение выделять их из произвольных текстов.
2) Формировать умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и составлять задачи по схемам.
3) Актуализировать понятия целого, части целого, тренировать вычислительный навык в пределах 9.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) стихотворение (этап 1):
2) изображение геометрических фигур (из геометрического лото) для задания 2 (этап 2):
3) задание 3 (этап 2):
4) карточки с текстами на пробное действие (для фиксации на доске):
5) таблички:
6) образец для самопроверки самостоятельной работы (этап 7):
Раздаточный материал:
1) индивидуальные планшетки;
2) карточки на пробное задание в конвертах на каждого учащегося (этап 2):
3) эталоны к уроку 23, часть 2, М-1.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы;
2) определить содержательные рамки урока: знакомство с новыми математическими заданиями;
3) закрепить представление о понятии «учиться».
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске стихотворение (Д-1):
- Прочитайте стихотворение. Как вы его понимаете? (Знания помогут нам в жизни, умному человеку в жизни легче.)
- Как это стихотворение относится к вашей работе на уроке? (На уроке надо быть внимательным, узнавать новое, хорошо учиться и т.д.)
- Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать.)
- Я вижу, что вы готовы трудиться на уроке. Какую тему мы изучали на прошлых уроках? (Мы знакомились с волшебными цифрами.)
- Какие задания вы выполняли с волшебными цифрами? (Мы сравнивали волшебные числа, решали примеры, …)
- В математике еще очень много интересного. Сегодня на уроке вы столкнетесь с новыми заданиями. Пожелайте друг другу удачи! В путь!
- С чего должны начать работу? (С повторения.)
- Все ли вы будете повторять? (Нет, только то, что нам пригодиться сегодня на уроке.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать знания: целое, часть целого, нахождение части целого, тренировать вычислительный навык в пределах 9;
2) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Тренинг вычислительного навыка.
Работа организуется фронтально.
- Сосчитайте от 1 до 9, от 4 до 8, от 7 до 2.
- Назовите последующее число 8.
- Расскажите все, что знаете о числе 9.
2) Актуализация взаимосвязи части и целого.
Учитель открывает на доске геометрические фигуры (Д-2):
- На какие части можно разбить круги на рисунке? (По цвету.)
- Составьте все возможные равенства.
Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся работают на индивидуальных планшетках или в рабочих тетрадях.
- Проверьте, что у вас получилось.
Целесообразно предложить учащемуся, работающему у доски, прокомментировать свой результат. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.
- Какое действие выполняете, когда находите целое? (Сложение.)
- С помощью какого действия находили неизвестную часть? (С помощью действия вычитания.)
3) Составления выражения по рисунку.
Учитель открывает на доске задание 3 (Д-3):
- Посмотрите на рисунок. Что можете узнать? (Мы можем узнать, сколько березок.)
- Почему? (Нам известно, что всего деревьев 7 – это целое, 4 елочки – это часть, чтобы найти другую часть надо из целого вычесть известную часть, из 7 вычесть 4.)
- Запишите это выражение и найдите его значение.
Учащиеся выполняют задание на индивидуальных планшетках.
- Сколько же березок? (3.)
- А как проверить рассуждения? (Если сложить части, получим целое, 4+3=7.)
4) Пробное действие.
- Что вы повторили? (Мы повторили числа от 1 до 9, находили целое и части, составляли выражение по рисунку.)
- Какое задание вы получите? (Задание, с помощью которого мы поймем, чего мы еще не знаем.)
- Откройте конверты, достаньте задания.
Учащиеся достают карточки из конвертов Р-2, аналогичные карточки учитель открывает на доске Д-4.
- Прочитайте тексты и попробуйте составить из них задачу.
- Что нового для вас в этом задании? (Мы не составляли раньше задачи.)
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Научиться составлять задачи.)
- Как назовете урок? (Задача.)
Учитель открывает тему урока.
- Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
- Итак, посмотрите, что у вас получилось.
- Кто не смог выполнить это задание?
Учащиеся поднимаю руки.
- Что показало выполнение пробного действия? (Мы не смогли составить задачу.)
- Кто составил задачу? Прочитайте.
Учащиеся читают составленные тексты задач.
- Обоснуйте свои результаты. (Мы не можем обосновать свои результаты.)
- Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание вы выполняли? (Мы должны были составить задачу.)
- Чем это задание отличается от предыдущих? (Мы не составляли задачи.)
- В чем же затруднение? (В выборе частей, из которых состоит задача.)
- Почему же возникло затруднение? (У нас нет эталона, из каких частей состоит задача.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
построить проект выхода из затруднения: поставить цель проекта, определить средства, сформулировать шаг достижения поставленной цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Какова же цель дальнейшей деятельности? (Построить эталон, в котором заключается части задачи.)
- Что вам может помочь. Какое задание вы выполняли при повторении? (Мы составляли выражение по рисунку.)
- Как это задание может помочь? (Это задание напоминает задачу, только в этом задании был рисунок, а мы работали с карточками с текстами.)
- Как же вы можете узнать, из чего состоит задача? (Мы сопоставим выполненное нами задание с карточками.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Я предлагаю поработать вам в парах. Каковы основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)
- Выполните план в парах.
Учащиеся в парах сопоставляют задание № 3 из этапа актуализации знаний и карточками. В случае возникновения затруднений у учащихся учитель организует подводящий диалог.
- Как было представлено задание? (В виде рисунка.)
- Как вы думаете, с какой карточки, должна начинаться задача?
Учащиеся отбирают карточку условием.
- Прочитайте текст, записанный на этой карточке. (У Тани 4 гриба, а у Саши -2.)
- Какая карточка похожа на эту? (У Тани 4 гриба.)
- Почему вы не выбрали эту карточку? (К этому тексту нельзя поставить вопрос.)
Учитель вывешивает на доске карточку с условием.
- То, что нам известно – это УСЛОВИЕ.
Карточка вывешивается на доске рядом с текстом условия.
- Что же делать с этим условием? Какой должна быть следующая карточка? (Должен быть вопрос.)
- Найдите эту карточку. Прочитайте текст.
Учащиеся находят соответствующую карточку, один из учащихся читает текст.
- То, что вы должны найти – это ВОПРОС.
Карточка вывешивается на доске рядом с текстом вопроса.
- Сколько же частей должно быть в тексте задачи? (2.)
- Назовите их? (Условие и вопрос.)
В случае организации работы в парах, учитель организует представление парами своих результатов. В своей защите учащиеся показывают карточки, из которых должна состоять задача, и обосновывают сое мнение. Учитель подводит итог, фиксируя карточки УСЛОВИЕ и ВОПРОС на доске.
Далее работа организуется фронтально.
- Справились ли вы с заданием на повторение? (Да.)
- Что помогло? (Рисунок.)
- Можем ли вы сделать рисунок к задаче? (Да.)
- Нарисуйте столько квадратиков, сколько грибов у Тани и треугольников, сколько грибов у Саши.
Один из учащихся делает рисунок на доске, остальные учащиеся в рабочих тетрадях.
- Как еще вы можете представить условие задачи, кроме рисунка? (В виде схемы.)
- Постройте схему к данной задаче.
Один ученик строит и заполняет схему у доски с комментированием, остальные учащиеся работают на планшетках или в рабочих тетрадях.
- Что вы построили для решения задачи? (Схему, рисунок.)
Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.
- Как же решить эту задачу? С помощью какого действия? (С помощью действия сложения.)
- Обоснуйте свой ответ. (Мы ищем целое, чтобы найти целое, нужно части сложить.)
- Составьте выражение к этой задаче. (4+2.)
Выражение фиксируется на доске и в рабочих тетрадях учащихся (на планшетках).
- Что вы составили для решения задачи? (Выражение.)
Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.
- Найдите его значение? (4+2=6.)
Один из учащихся с места комментирует решение.
- Полученное равенство называют РЕШЕНИЕМ задачи.
Учитель вывешивает соответствующую карточку на доску.
- Итак, решили ли вы задачу? (Да.)
- Прочитайте вопрос задачи.
Один из учащихся читает вопрос к задаче.
- Ответьте на вопрос. (Всего 6 грибов.)
- Запишите ответ.
Один из учащихся записывает ответ на доску, остальные учащиеся в свои рабочие тетради.
- Итак, как вы завершаете решение задачи? (Мы записываем ответ.)
Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.
- Сделайте вывод. Из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса.)
- Что вам помогает решить задачу? (Схема, выражение, решение и ответ.)
- Проверьте наш вывод.
Учитель раздает учащимся эталоны Р-3.
- Какой вывод вы можете сделать? (Мы сделали верное открытие.)
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что позволяет вам открытие? (Мы теперь можем составлять задачи и их решать.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) № 2, стр. 44.
- Найдите № 2 на стр.44.
Учитель заранее выносит задание на доску. Учащиеся выходят по цепочке к доске и соединяют линиями части задачи и их названия. Остальные учащиеся работают в учебнике.
2) Работа в парах.
№ 3 стр. 44
- Найдите № 3 на этой же странице. Что вы видите? (Решенную задачу.)
- Как вы думаете, что вам надо сделать? (Назвать части задачи.)
- Составьте задачу. (На одной тарелке 5 яблок, а на другой -2 яблока. Сколько яблок на двух тарелках?)
- Определите в парах части задачи.
Учащиеся в парах выполняют задание, проверка организуется фронтально. Учащиеся с места называют части задачи.
- Назовите условие задачи. (На одной тарелке 5 яблок, а на другой 2 яблока.)
- Назовите вопрос задачи. (Сколько всего яблок на двух тарелках?)
- Какая составлена схема? (Отрезок разделен на части.)
- Какое составлено выражение? (5 + 2.)
- Почему? (Мы ищем целое, значит, части нужно сложить.)
- Что еще вы не назвали? (Решение и ответ.)
- Кто из вас допустил ошибки в обозначении частей задачи?
- В чем ваша ошибка?
- Исправьте ошибки.
- А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
организовать самопроверку и самооценку учащимися умения выделять логические части задачи.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 4, стр. 45.
- Найдите № 4 на странице 45. Составьте задачу.
Задача составляется фронтально.
- Решите эту задачу в учебнике и выделите все части задачи.
На выполнение задания отводится 2–3 минуты.
- Проверим.
Учитель открывает на доске эталон для самопроверки Д-5, правильность выделения условия и вопроса определяется устно. Далее организуется вербальная поэтапная проверка выделения остальных частей задачи. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность выполнения задания.
- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
- Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в выделении частей задачи, а так же в решении задач.)
- Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
- У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы умеем выделять части задачи, решать задачи.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) организовать тренинг умения составлять выражения;
2) закрепить знание состава числа 7.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- В конце урока я предлагаю потренироваться в составлении выражений.
№ 5, стр. 45 (1,5 рисунки)
- Найдите номер № 5 на странице 45.
- Рассмотрите первый рисунок.
- Какое составлено выражение? (4 + 3.)
- Что обозначает это выражение? (Ищем целое, части складываем.)
- Как представлена первая часть? (4 желтых круга.)
- Как представлена вторая часть? (3 красных треугольника.)
- Найдите пятый рисунок.
- Какое составлено выражение? (9 – 2.)
- Что обозначает это выражение? (Ищем неизвестную часть, из целого вычитаем известную часть.)
- Как представлено целое? (9 синих кругов.)
- Как представлена известная часть? (2 синих круга.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
11) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке (логические части задачи);
2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Как вы заканчиваете наш урок? (Анализируем свою работу.)
- Какую цель вы ставили перед собой? (Построить эталон задачи.)
- Достигли ли вы цели?
- Какое открытие вы сделали на уроке? (Мы узнали, что в задаче есть условие, вопрос, для решения задачи нужно составить схему, записать выражение, решение и ответ.)
- Кому удалось сделать «открытие» самому. Докажите.
- В чем возникали трудности на уроке?
- Какие трудности остались на конец урока?
- Оцените в словах свою работу на уроке.
Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.
- Какую цель поставите перед собой при выполнении домашней работы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие кружка по математике по теме «Задача-смекалка. Загадки. Задачи со спичками»
Конспект кружка по математике в 1 классе (внеурочная деятельность "Занимательная математика")Тема «Задача-смекалка. Загадки. Задачи со спичками»Планируемые результаты:Регулятивные:осуществлять поиск в...
Конспект урока по теме:"Задача. Нахождение и запись решения задачи"
Математика 1 класс, ПНШ....
Урок математики 1 класс УМК "Школа России" Тема : "Задача. Составление задачи по рисунку и схеме"
Урок построен в технологии деятельностного метода. После актуализации знаний учащиеся совместно с учителем выводят тему урока и совместно ставят задачи. В игровой форме проходит устный счёт. Кол...
Конспект открытого урока и презентация к уроку математики в 1 классе по теме "Задача Структура задачи"
Конспект урока по математике. 1 класс. Тема урока "Задача. Структура задачи"...
Урок математики в 1 «Б» классе. Тема: «Задача. Составные части задачи»
Цель урока:1)Научить осмысленно воспринимать понятия «Задача», « Условие задачи», « Решение задачи», « Ответ задачи».2) Выделять составные части задачи....
Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)
Цель урока: знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры 8.созда...