Открытый урок по математике "Кратное сравнение"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КРАТНОЕ СРАВНЕНИЕ
Цели: педагогическая: создание условий для освоения способа решения задач на кратное сравнение; ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют способом решения задач на кратное сравнение; научится различать задачи на кратное и разностное сравнение, анализировать задачи, находить пути их решения; будут знать правила порядка действий в выражениях со скобками и без.
Тип, вид урока: открытие новых знаний.
Универсальные учебные действия (метапредметные): личностные: самоопределение, смыслообразование; регулятивные: учитывать правила в планировании и контроле способа решения; познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач; коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Приобретённая компетентность: культурно-компетентностный опыт: знаниево-предметный уровень, репродуктивно-деятельностный уровень, креативно-преобразовательный уровень, личностно-диалогический уровень; приобретённая компетенция: предметная.
Объём освоения и уровень владения компетенциями: знание: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий; способ действия – способ решения задач на кратное сравнение: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий; личностный смысл: предметно-содержательный, личностно-групповой, жизненно-практический.
Образовательные (цифровые) ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, схема-опора, набор геометрических фигур, карточки.
Ход урока
- Организационное начало.
Добрый день, солнцу и птицам!
Добрый день улыбчивым лицам!
Я рада видеть каждого из вас
И нам весна теплом в окошко дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит!
У нас сегодня гости.
Мне хочется, чтобы гостям с нами тоже было хорошо.
Но это зависит только от вас, ребята!
Я на вас надеюсь! Я в вас верю!
У нас все получится!
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Личностные УУД: смыслообразование, самоопределение; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Предметные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; извлечение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению препятствий; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Урок хочу начать со слов: «Самая большая победа придет только к тому, кто умеет одерживать над собой самые маленькие, незаметные для других победы»
- Почему эти слова подходят к нашему уроку?
1. Устные упражнения.
1) Начнем наш урок с устных упражнений.
- Какая фигура пропущена? (пятиугольник)
2) Ребята, какое словосочетание последнее время мы чаще всего произносим на уроках математики?
- Да, таблица умножения для нас актуальна. Сейчас мы проверим, как вы ее знаете. Будем прыгать с парашюта.
- Найти значение выражения и прочитать выражения по-разному.
4 · 8 6 · 8 7 · 9 20 : 4
3 · 9 5 · 7 49 : 7 18 : 3
27 48 7 32 63 6 35 5
- На какие группы можно разбить полученные числа?
3) Работа по карточкам.
- Что видите вверху карточки? (числа)
- Что видите внизу карточки? (буквы)
12 | 30 | 7 | 9 | 15 | 48 | 21 | 28 | 36 | 39 | 49 | 45 | 42 | 35 | 24 |
Б | О | М | А | Д | Л | Е | Н | Ь | Т | Ь | К | Ш | Е | Е |
- Как можно с ней поработать?
- Угадайте, какое будет задание.
- I варианту обвести в кружок числа, кратные 6, а II варианту – числа кратные 7.
1 вариант – 12 30 48 36 42 24
2 вариант – 7 21 28 49 42 35
- Какие слова расшифровали? (Больше, меньше)
- Когда в математике используются эти слова? (когда сравниваем, при решении задач)
2. Решение задач.
Составьте задачи, в которых используются слова БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ. (работа в группах)
Задачи от меня про вас. Решим их устно.
1. 9 учеников нашего класса посещают танцевальный кружок, а спортивный в 3 раза больше. Сколько ребят занимается спортом? (27 ребят)
- Поясните.
Теперь со словом МЕНЬШЕ.
2. Вчера на уроке математики мы решили 6 задач. Это в 3 раза меньше, чем примеров. Сколько примеров решили? (18 примеров)
- Почему умножили ? (в косвенной форме)
3. В нашем классе 15 девочек и 17мальчиков. На сколько девочек меньше, чем мальчиков? (на 2 девочки)
- Как узнали? Как называются такие задачи? (на разностное сравнение)
4. На подоконнике 2 цветка, а на стенке 6 цветов. Во сколько раз цветов на подоконнике меньше, чем на стенке? (в 3 раза)
- Как узнали?
Если правильно отвечают, спросить: «Почему нужно делить?»
Мы ведь знаем, чтобы узнать на сколько……………………………
Почему затруднились?
- У нас возникла проблема.
Встречались ли нам вопросы со словами ВО СКОЛЬКО РАЗ ?
- Хотите узнать?
- Чему будем учиться на уроке? (Узнавать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, и решать новые задачи.)
III. Открытие нового.
Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные УУД: познавательная инициатива; волевая саморегуляция.
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; достижение договорённостей и согласование общего решения; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.
- Предлагаю вам выполнить практическую работу, самостоятельно открыть способ действия для вопросов «Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?»
- Разберемся до конца с задачей про цветы. (Работа в парах)
- Положите на стол столько зеленых кружков, сколько цветов на стенке.
- А теперь под ними положите на стол столько красных квадратов, сколько цветов на подоконнике.
На сколько меньше? (Докажите, составляя пары.) (4 кружка остаются лишними)
Как узнать?
В данном случае мы узнаем разницу, находим разность.
Как называются такие задачи? (на разностное сравнение)
Новый вопрос!
Во сколько раз больше?
- Сколько раз по 2 квадрата содержится в 6 кружках ? (3 раза)
- Во сколько раз квадратов меньше, чем кружков? (в 3 раза)
- Какое нужно выполнить действие?
Сделайте вывод.
- А во сколько раз кружков больше, чем квадратов? (в 3 раза)
- Какое нужно выполнить действие?
Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод.
- Как будут называться задачи на сравнение, в которых спрашивается
«Во сколько раз больше или во сколько раз меньше?» (Разовое сравнение)
Устаревшее слово крата - раз, поэтому задачи этого вида будут называться
«Задачи на кратное сравнение».
Кратное сравнение! Узнаём сколько раз одно содержится в другом и выполняем действие деление.
Возможно слышали: неоднократный чемпион олимпийских игр, трехкратный чемпион Европы, многократно повторить.
Озвучьте тему. (Кратное сравнение)
Откройте учебник.
Теперь давайте прочитаем вывод в учебнике на стр.43.
Скажите вывод без учебника.
Почему так быстро запомнили?
А сейчас нам нужно постараться составить опорную схему.
Кто хочет попробовать у доски? Дети составляют схему.
ВО ? :
НА ? -
После этого на доску вывешивается опорный сигнал.
Во сколько раз?
На сколько? |
Где можем применить то, что сегодня узнали? (Сравнить цену покупок, узнать во сколько раз больше прочитали, меньше решили, проехали…)
Физкультминутка
Глазами следим за космическими предметами и выполняем движения.
IV. Повторение и закрепление пройденного.
Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; понимание текстов, извлечение необходимой информации; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; постановка вопросов.
А сейчас мы будем решать задачи на кратное сравнение из учебника.
1. Выполнение №2 с.44 учебника с комментированием в громкой речи.
2. №3 с. 44.
Способ действия и вычисления проговариваются вслух, а решения дети записывают в тетрадь.
- Прочитайте задачу.
- Что известно в задаче?
- Сколько вопросов в задаче?
- Какие?
- Повторите первый вопрос.
- Ответьте на него.
- Запишите решение.
- Повторите второй вопрос.
- Ответьте на него.
- Запишите решение. (Запись на доске)
№5 с. 44 учебника.
n : d, a - b, d : c
Проверка на экране.
Обратить внимание на наименование!
4. ДИСК. За 10 минут до конца урока.
- «Тренажер». (Работа в группах за компьютером)
1 Откройте компьютер.
2 Включите.
3 В каталоге найдите тему «Кратное сравнение».
4 Нажмите на крестик около задания.
5 Нажмите на Контроль знаний.
(6 Выберете 5 заданий 5-ти балльная система)
7 Нажмите на стрелочку.
8 Выполняем работу.
- Покажите, какие отметки вы получили, работая на тренажере.
V. Итог. Рефлексия.
Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества.
Поговорим о нашей работе.
– Что нового открыли для себя на уроке?
- Продолжите предложения (2 слайда):
Я сегодня научился …
Я рад …
Мне было …
- С помощью звездочки оцените свою работу.
VI. Домашнее задание:
Выполните на выбор любые 2 задания на с. 45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике 1 класс.УМК "Школа 2100" "Больше, меньше. Сравнение чисел"
Конспект урока по математике, 1 класс, УМК "Школа 2100" "Больше, меньше. Сравнение чисел"...
Открытый урок "Знаки сравнения «>» и «<». Сравнение чисел"
Открытый урок...
Открытый урок по теме "Степени сравнения прилагательных" по УМК "FORWARD"
Урок разработан для обобщения по теме "Степени сравнения прилагательных" . План урока составлен так, чтобы было удобно использовать и презентацию к этому уроку. Презентация содержит яркие и ...
Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс"
Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс". Фрагмент урока был дан на районном семинаре г. Химки Московской обл. "Новейшие ИКТ в начал...
Методическая разработка открытого урока по математике «Сравнение и запись трехзначных чисел»
План открытого урока по математике.Тема: «Сравнение и запись трехзначных чисел»....
Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей".
Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей"....
Разработка открытого урока математики "Сравнение. Результат сравнения" в соответствии с требованиями ФГОС, презентация, технологическая карта, самоанализ и карточки к уроку.
Схема технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Презетация к уроку. Самоанализ урока и карточки....