Дидактические особенности обучения геометрии в младшем школьном возрасте в соответствии с требованиями ФГОС.
статья по математике на тему

Нуртдинова Лилиана Рамисовна

Статья "Дидактические особенности обучения геометрии в младшем школьном возрасте в соответствии с требованиями ФГОС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические особенности обучения геометрии в младшем школьном возрасте в соответствии с требованиями ФГОС.

Л.Р.Нуртдинова, учитель начальных классов первой квалификационной категории

 МБОУ «Гимназия № 90»

                                        Советский  район г. Казань

Одной из важнейших задач, стоящей перед современной школой, является обеспечение умственного развития учащихся на основе целенаправленного формирования творческого воображения.
Среди различного вида представлений и воображения особое место занимают образы пространственных представлений и воображения, связанных с восприятием пространственных форм действительности. Однако вопрос о начальном обучении геометрии до настоящего времени остается спорным, ведутся дискуссии о содержании и последовательности изучения геометрического материала.Объем геометрического материала, предлагаемый для изучения в 1-4 классах, столь незначителен, что он не может оказывать серьезного влияния на развитие пространственных представлений и воображения учащихся. Ныне действующая программа предусматривает для знакомства учащихся первого класса геометрический материала в меньшем объеме и менее трудный, чем тот, с которым знакомятся дети в детских садах на 5-м году жизни. В программах и учебниках по математике не в полной мере учитываются умственное развитие ребенка, его возрастные особенности, его интерес к геометрической деятельности в этом возрасте.  Недооценка возможностей усвоения геометрического материала учащимися младшего школьного возраста обуславливает и неоправданно низкие требования к отбору его содержания.
Так, лишь в 4 классе учащиеся знакомятся с фигурами трех измерений. Это снижает уровень обучения геометрии в целом, так как учащиеся лишаются возможности использовать предметы реального мира, в котором они живут, учатся и творят, для формирования у них правильных пространственных представлений. А усвоение геометрических понятий в старших классах без прочного фундамента развития пространственных представлений и воображения учащихся в начальных классах будет формальным и непрочным.Содержательный геометрический материал в курсе математики начальных классов практически отсутствует. Обучение элементам геометрии в начальной школе сводится к ознакомлению с простейшими плоскими фигурами и измерению геометрических величин инструментальными средствами. Но математика едина, а геометрия составляет ее органическую часть. Ослабление геометрической подготовки в общеобразовательной школе не только разрывает эту органическую связь, но и делает проблематичным ознакомление школьников с математическими методами познания реальности, затрудняет решение важнейшей задачи общего математического образования - формирование культуры мышления.
Проблема современного обучения  состоит в выявлении наиболее эффективных путей совершенствования методики формирования пространственных представлений и воображения у младших школьников. Использование учебников и учебных пособий, соответствующих требованиям ФГОС НОО,  способствуют повышению эффективности формирования пространственных представлений и воображения у младших школьников в процессе изучения геометрического материала.

Изучение  некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и уроках-играх в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках-экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.

Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть

использованы при изучении следующих вопросов программы:

  1. Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме):-экскурсии по школе, школьному двору и на спортивную площадку с включением  игр «Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай-ка», «Кто дальше, кто выше, кто больше», «Научи другого» и др.;-экскурсия в кабинет математики.
  2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов: -экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; -подвижные игры с различными заданиями.
  3. Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов:

экскурсии по школе, в парк, магазин.

Работа по развитию пространственных представлений и воображения школьников отвечает задаче гармоничного развития личности, способствует подготовке учащихся к творческой деятельности в различных областях науки, техники и производства, является необходимым условием и опорой усвоения учебного материала, развития у учащихся познавательных способностей и формирования у них мировоззрения.
Формируются пространственные представления при изучении различных учебных предметов, в процессе разнообразной деятельности, однако ведущая роль в их формировании принадлежит геометрии.
Особенности геометрии как учебного предмета, усвоения знаний о пространстве учащимися младшего школьного возраста обуславливает необходимость тесной взаимосвязи изучения геометрического материала в начальных классах и развития у учащихся пространственных представлений и воображения. При изучении геометрического материала в начальных классах целесообразно соответствующее изменение самого содержания курса и общепринятых методов его изучения с тем, чтобы были учтены ^ возрастные особенности детей младшего школьного возраста.Ф, ^ скорректированы используемые в процессе обучения дидактические средства. Конечной целью этих изменений может явиться обеспечение возможности усвоения младшими школьниками разделов программы, наиболее способствующих развитию у них пространственных представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Представленный материал из опыта работы ГБОУ СОШ №139 по организации внеурочной деятельности. Данный материал был представлен на районном и городском семинаре....

Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоения образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС»»

МОУ Раменская СОШ № 5   Доклад на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоенияобразовательных программ в соответствии с требования...

Проектная деятельность как эффективная форма работы с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации требований ФГОС второго поколения

Не секрет, что любой педагог заинтересован  в качестве своего труда, которое выражается в прочных предметных и внепредметных умениях, знаниях своих воспитанников. Каждый ищет свои пути. Я – не ис...

Особенности организации современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкре...

«Дидактические аспекты проектирования современного учебного занятия по математике в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ДО »

Программа и протокол районного методического объединения учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений....

Статья.Формирование контрольно – оценочной самостоятельности у детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС

Статья о формировании контрольно-оценочной самостоятельности детей младшего школьного возраста....

«Дидактическое сопровождение уроков для детей младшего школьного возраста с пониженной мотивацией к обучению иностранного языка»

В статье рассматриваются вопросы использования различных методов, форм и приемов работы с обучающимися с пониженной мотивацией к обучению иностранного языка, а также предлагаются упражнения для активи...