«Дидактическое сопровождение уроков для детей младшего школьного возраста с пониженной мотивацией к обучению иностранного языка»
методическая разработка по иностранному языку (4 класс)
В статье рассматриваются вопросы использования различных методов, форм и приемов работы с обучающимися с пониженной мотивацией к обучению иностранного языка, а также предлагаются упражнения для активизации их деятельности на уроке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАОУ «Лицей №7 им. героя Советского Союза Б.К. Чернышева» город Красноярск
«Дидактическое сопровождение уроков для детей младшего школьного возраста с пониженной мотивацией к обучению иностранного языка»
Автор:
Лахно Анна Григорьевна
учитель английского языка
В настоящее время все чаще возникают ситуации, когда педагогу необходимо применять дополнительные приемы взаимодействия с обучающимися с низкой мотивацией.
Формы работы с такими обучающимися зависят от причины, вызывающей у ребенка нежелание учиться.
Выделяют 3 типа детей с низкой мотивацией.
1) У ребенка есть способности, хороший потенциал к обучению, но нет интереса. Например, из-за тяжелой обстановки дома, вовлечения в дурные компании и т.д. и т.п.
2) У ребенка не развиты когнитивные функции, например, малый объем долговременной или оперативной памяти, низкая устойчивость внимания, но есть интерес к учению и прилежание.
3) У ребенка невысокий уровень способностей, нет желания учиться. Например, нежелание учиться может быть вызвано природной леностью ребенка.
Работая над методической темой «Методы обучения иностранному языку обучающихся с низким уровнем мотивации», я хочу привести примеры приёмов работы с обучающимися 2 типа, так как в моих классах чаще встречаются обучающиеся с трудностями в обучении, вызванными малым объемом памяти, внимания.
Один из приемов, который я использую для включения ребенка в работу на уроке заключается в подборке вопросов, посильных для ребенка, с поэтапным усложнением. Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, этот же вопрос задается другому ученику, потом учитель опять возвращается к тому ученику, который не смог ответить. Так можно повторять несколько раз до положительного результата.
Другой прием заключается в использовании индивидуальных заданий, посильных для проблемного ученика. Например, на уроке планируется работа с текстом. В тексте есть новые слова. Пока класс отвечает на вопросы по теме или повторяет изученный материал во фронтальном режиме, учитель предлагает ребенку с помощью словаря найти перевод новых слов. Таким образом, ему уже легче ориентироваться по тексту.
При отработке грамматического материала также используется индивидуальный подход. Например, тема “Present Continuous”. В то время как ребята в классе описывают картинку, используя изучаемое время, обучающийся выполняет карточку, где нужно из предложенных слов составить предложения по той же картинке на презентации.
Children The girl The boys | is am are | listening watching doing playing roller skating | tennis video games karate TV to music |
Другой вариант работы над грамматикой. Выполняется упражнение, в котором глагол нужно поставить в правильную грамматическую форму.
Пока ребята выполняют данное задание, обучающийся с низкой мотивацией ищет в тексте предложения в Present Continuous, переводит их, находит и подчеркивает сказуемое. Далее проверяются оба задания в классе. Что касается дополнительного задания, то ученик читает найденные предложения по-русски, остальные ребята в классе переводят эти предложения на английский. Затем ученик закрывает тетрадь с переводом, учитель зачитывает эти же предложения, но теперь он пытается перевести предложения сам.
Очень эффективно работает метод парной или групповой работы.
При использовании метода парной работы необходимо учитывать психологическую совместимость обучающихся. Очень важно, чтобы один партнер был немного выше уровнем, тогда будет полноценный симбиоз. Один ребенок повышает свой уровень, другой – закрепляет свои знания и навыки.
В результате моих наблюдений я выяснила, что мотивация к изучению иностранного язык находится на низком уровне у детей младшего школьного возраста . Исходя из этого привожу примеры упражнений парной или групповой работы на основе учебно - методического комплекса «Spotlight»3 , формирующие мотивацию к изучению иностранного языка у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации.
Представлю 6 тем, на которых основаны мои упражнения:
- «All the things I like »,
- «Come in and play »
- «Day by day»,
- «A day off»
- «Home, Sweet Home»,
- «Furry friends!».
В таблице упражнений по формированию мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников в общеобразовательной организации представлены использованные формы и методы.
№ | Название упражнения | ФОРМЫ | МЕТОДЫ |
1 | Similar or different | групповая | суггестопедический |
2 | My favourite animals | групповая | проектный |
3 | Making plans | групповая | деятельностный |
4 | Explaining the way | групповая | деятельностный |
5 | Read and Talk | групповая | интенсивный |
6 | Countries and nationalities | групповая | деятельностный |
1) Упражнение «Similar or different»
Цель:
активизация совместной речевой деятельности, тренировка навыков и умений выражения в иноязычной речи сходства и различий.
Задачи:
- совершенствовать навыки диалогической речи,
- активизировать знания и лексику на тему «Similar or different»,
- повышение учебной мотивации к изучению английского языка.
Формы:
групповая.
Ход игры: участники образуют пары. Им вручаются карточки с картинками. Показывать карточки друг другу нельзя. Работая в парах, играющие задают вопросы друг другу, чтобы выяснить, какие картинки на их карточках являются общими, а какие различными. Обсудив по три картинки, играющие меняются местами и продолжают работу с другими партнёрами.
Раздаточный материал можно варьировать, используя вместо картинок синонимичные и антонимичные слова, предложения и т.д.
Ожидаемые результаты:
- свободное владение навыками диалогической речи,
- проявление со стороны обучающихся уважения культуры страны изучаемого языка,
- применение знаний ведения диалога.
2) Упражнение-проект «My favourite animal»
Цель:
Исследовать роль метода проектов в формировании учебной мотивации учащихся на уроке английского языка.
Задачи:
1)расширить словарный запас учащихся на английском языке;
2) определить эффективность проектной методики для формирования учебной мотивации на уроках английского языка;
3) показать практические результаты применения проектной методики на уроках.
Формы: групповая, индивидуальная.
Методы: проектный.
Этапы работы над проектом «My favourite animal»
- поисковый (введение и обсуждение темы, знакомство с базовой лексикой и грамматикой, освоение простых предложений);
- аналитический (постановка цели проекта, пошаговое планирование работы, работа с информацией);
- практический (выполнение запланированной работы, текущий контроль);
- презентация проекта
- анализ результатов выполнения проект
1 этап:
Каждому ученика выдается карточка со словами по данной теме:
Words on topic: Cat, dog, parrot, fish, hamster, canary, rabbit, monkey, pig, duck , horse, cow, donkey, elephant, cockerel.
Strong, brave, lazy, big, funny, fat, merry, slim .
Black, white, red, grey, green, yellow, brown .
Run, jum, swim, play, fly, live, sit, walk, skip, climb .
Grammar:
My pet.
I have got
To be
Can, can not
I like, it likes
2 этап: по таблице составить предложения с полученными словами.
I have | Dog Cat Parrot |
My pet is… | Big Brave White |
My pet likes… | Meat Milk Carrot |
It can | Jump Run Fly |
3 этап: создание презентации (рисунка), его презентация.
4 этап: анализ результатов выполненной работы, контроль знаний.
Ожидаемые результаты:
- повышение личной уверенности и мотивации учащихся,
- развитие у учащихся исследовательских умений
- научить учащихся выступать в роли авторов;
- повысить творческий потенциал учащихся,
- расширить языковые знания.
3) Упражнение - «Making plans»
Цель:
научить составлять планы, используя свой календарь.
Задачи:
- свободное владение знаниями и лексикой на тему «Making plans»,
- развитые навыки построения логической речи,
- сформированные навыки соблюдения коммуникативной культуры.
Формы: групповая.
Методы: коммуникативный, системно-деятельностный.
Языковой материал:
Future Simple Tense, структура to be going to, Present Simple Tense Структуры: Do you want to…? Are you free on…? I am going to…Would you like to…?
Раздаточный материал:
календарь на неделю. Слева указать временные промежутки. (9am,11am,1pm…)
Ход работы:
Учащимся предлагается написать в пустых клетках все то, что они собираются делать в течение следующих 7 дней. Некоторые клетки должны остаться пустыми. Важно, чтобы учащиеся написали правдивую информацию.
Затем учащихся необходимо разделить на группы по 3 человека или пары. Учащиеся должны договориться, чтобы найти время для общего мероприятия.
Для каждой группы учитель предлагает свое мероприятие. Например: пойти в кино, сходить по магазинам, навестить больного друга и 51 т.д. Учащиеся должны вести диалог, используя структуры и лексику по данной теме. Как только группы (пары) договорились, они меняются партнерами и получают новое задание. Таким образом, с каждым разом становится труднее найти свободное место в расписании. Можно усложнить задание, ограничив пары во времени.
После завершения задания можно попросить учащихся рассказать о самом занятом дне.
Ожидаемые результаты:
- свободное владение навыками диалогической речи,
- проявление со стороны обучающихся уважения коммуникативной культуры
- применение знаний ведения диалога.
4) Упражнение «Explaining the way»
Цель:
научить давать подробные указания, используя карту города «Explaining the way»
Задачи:
- развить логическое мышление у учащихся, их внимание и память,
- совершенствовать навыки восприятия информации на слух и ее воспроизведения.
Формы: групповая.
Методы: коммуникативный.
Ход работы:
Учащихся необходимо разделить на группы или пары. На карте для каждой группы отметьте пять конечных точек (пунктов назначения). За отправную точку можно взять школу, либо хорошо известное в городе место. Группы должны написать указания, как дойти до каждой из 5-ти точек на карте, используя лексический и грамматический материал урока. Направления для каждого места пишутся на отдельном листе бумаги.
Самое главное - не писать пункта назначения. Затем группы меняются листочками, и теперь на своей карте учащиеся должны найти место по указаниям
Учителю необходимо проверить правильность написанных указаний.
Задание можно усложнить, предложив учащимся выполнить его устно. В этом случае учащиеся работают только в своей паре, при этом у каждого из них карта с различными пунктами назначения.
Метод коммуникативных заданий позволяет всецело сконцентрироваться на специфических языковых потребностях каждой учебной группы и каждого отдельного ученика, предлагая на языковом этапе целенаправленную лексико-грамматическую работу, обеспечивая возможность индивидуального подхода и дифференциации при обучении иностранным языкам.
Коммуникативные задания помогают учащимся приобрести беглость речи и чувствовать более уверенными при речевом высказывании.
Ожидаемые результаты:
свободное владение знаниями и лексикой
на тему «Explainingtheway»,
- развитые навыки построения логической монологической речи,
- сформированные навыки соблюдения коммуникативной культуры
5) Упражнение «Say,speak, tell»
Цель:
исследовать роль проблемного метода в формировании учебной мотивации учащихся на уроке английского языка.
Задачи:
1) помочь ученикам самим поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока и задачи,
2)знакомство с новым материалом, новой лексикой
Форма: групповая
Метод: Проблемный
Этапы проведения упражнения
Анализ | Учитель | Ученики |
Актуализация изученного | Read What do they mean? | – Say, speak, tell - Сказать говорить |
Задание на новый материал | – Can you put these words into correct places in the sentences? Работая в парах, ученики заполняют пропуски в предложениях | Do you … German? Mother … “Help me, please!” He always … funny stories. |
Проверка задания | – Let’s compare the results | Ученики вывешивают на доску листы с вариантами ответов. (Проблемная ситуация) |
Побуждение к осознанию | – Why do we have different sentences? | (Осознание проблемы) |
Побуждение к проблеме | – Why is it so? – What do we need o do the | – как правильно употребляются слова say, speak, tell |
Тема | – как правильно употребляются слова say, speak, tell |
Ученики вывешивают на доску листы с вариантами ответов. (Проблемная ситуация)
6) Упражнение «Countries and nationalities»
Цель:
повышение познавательных интересов к изучению иностранного языка. Задачи:
- тренировка и закрепление лексических единиц;
- систематизация знаний о культуре других стран;
- формирование коммуникативных навыков;
- развитие творческих и артистических способ-ности учащихся;
- развитие навыков монологической и диалогической речи.
Форма: ролевая игра.
Метод: коммуникативный, системно-деятельностный.
Оборудование:
карточки с ролями, карточки с изображением различных достопримечательностей и символов каждой страны.
Роли:
Leader
- Pupil 1 – Russia
- Pupil 2 – Great Britain
- Pupil 3 – The USA
- Pupil 4 – Australia
- Pupil 5 – Egypt
- Pupil 6 - Italy
Ожидаемые результаты:
- закреплены лексические единицы;
- систематизированы знания о культуре других стран
- сформированы коммуникативные навыки;
- повышены познавательные интересы к изучению иностранного языка;
- развиты творческие и артистические способности учащихся;
- развиты навыки монологической и диалогической речи
Ход проведения упражнения (примерный).
Teacher: Good morning, pupils! I’m glad to see you here today. Today we have an international conference where you, people from different countries, will tell us about your culture and famous symbols of your country.
Leader: Good morning, members of the conference! Today we are here to talk about your countries. I’d like you to tell us the most famous facts about it.
Pupil 1: Zdravstvuite! My name is Ivan. I am from Moscow. As you know, it’s the capital of Russia. There are a lot of beautiful churches in our county. Besides, the landscapes are amazing and it completely differs from landscapes of other countries
Leader: Who is the leader of your country?
Pupil 1: Vladimir Putin. He’s been the leader of our country for many years. He had a break but now he’s a leader again.
Leader: Thank you, Ivan, for you tale.
Pupil 2: And the leader of our Kingdom is Queen Elizabeth II. But the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland is a constitutional monarchy. I know that people from all over the world come to London to see Big Ben. It’s the symbol of Great Britain.
Leader: What do you usually eat on breakfast?
Pupil 2: It’s usually eggs and bacon and a glass of juice. Sometimes we can add mushrooms or vegetables.
Pupil 3: It’s so nice! We eat eggs and bacon too. But our culture completely differs from yours. We have president instead of queen. By the way, it’s not a secret that people of our country like fast food. Our country divides into states. And each state has its own laws.
Leader: Ow, it’s so interesting! And what about your country?
Pupil 4: We speak English as well, but our English differs from American and British. What can you imagine when you hear Australia? The first thing is kangaroo. We have hot climate. It’s good place for living. But we also have a lot of exotic animals. Some people are scared of this.
Leader: What is the most popular sport in your country?
Pupil 4: It’s surfing, of course. I like water. Leader: What country would you like to visit?
Pupil 4: Egypt, it’s like another world.
Pupil 5: Oh.. it is. I like my country. It’s so hot there but I got used to this. The leader of our country is Abdul-Fattah Al-Sisi. I advise you to visit the Pyramids. It’s a mystery. We have a lot of mystery things actually. That’s why people come to Egypt on vacation.
Pupil 6 : I was there. It’s really interesting country! You should visit our country as well. It’s very beautiful. Especially Rome. When I was there I was in Colosseum. It’s so huge historical building.
Leader: What is your popular meal?
Pupil 6: Pasta and pizza! If you’ve never tried it you have to go there.
Leader: Thank you for your stories! It was very interesting conference.
Teacher: That’s how you should act if you have problems with your health. But I hope that all of you will be good. I wish you to be healthy. See you next time.
Таким образом считаю, что сформировать мотивацию к изучению иностранного языка у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации за короткий промежуток времени невозможно. Только совместная систематическая работа учителя и обучающихся будет способствовать мотивации к изучению иностранного языка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нейропсихологическое сопровождение процессов развития детей младшего школьного возраста.
Приоритетное участие нейропсихологии - науки о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удруча...
РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.
Класс, в котором я работаю, отличается низкой познавательной активностью, которая в сочетании с недостаточно развитыми психофизическими функциями, создает трудности в...
Рабочая программа. психологическое сопровождение и развитие детей младше школьного возраста в период адаптации ОУ «Тропинка к школе»
Создать условмя для сплочения детского коллектива, развития коммуникативных навыков...
Рабочая программа. психологического сопровождения и развития детей младше школьного возраста с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Создание в общеобразовательном учереждении благоприятных социально -психологических условий....
Здоровьесберегающие технологии на уроках у детей младшего школьного возраста.
Как помочь детям и снизить нагрузку на уроках английского языка в начальной школе....
Выступление «Самооценка и рефлексия на уроках у детей младшего школьного возраста с ОВЗ»
У детей младшего школьного возраста учеба является приоритетной деятельностью, именно она влияет на формирования самооценки ребенка, а также напрямую связана с его успехами в учении....
«Психолого – педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста в период адаптации к обучению в школе. Методические рекомендации.»
Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, в...