Урок математики в 4 классе " Деление с остатком. Закрепление"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Чистякова Светлана Юрьевна

Урок проводится по УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike_4_klass.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

          Конспект урока

 по математике в 4 классе «А»

    Тема урока:

    «Деление с  остатком.  Закрепление.»

         

                     Автор учебника: Истомина Н.Б.
                              УМК «Гармония»

Конспект урока математики  в 4 классе (УМК  «Гармония»).

Тема: Деление с остатком. Закрепление.

Цель урока:

1. Повторить приём деления с остатком, Совершенствование устных вычислительных навыков, умения решать задачи;

2. Способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов;

3. Содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль и самооценку.;

4.Воспитание интереса к предмету, дисциплинированности.

Планируемые результаты:

1. Совершенствовать навык деления с остатком по алгоритму.

2. Решать задачи, изученных видов.

3. Анализировать и делать выводы.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД : 

-готовность к обучению, положительное отношение к учению;

 -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

-формировать умение совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД:

- умение выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение; устанавливать аналогии;

-выстраивать логическую цепь рассуждений;

- ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного;  

-добывать новые знания, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование урока:

Компьютер, мультимедийная установка, презентация к уроку, раздаточный дидактический материал, «веер» с числами, учебник, рабочая тетрадь.

                                                           Ход урока:

I. Организационный момент.

В класс вошёл - не хмурь лица!

Будь весёлым до конца!

Ты не зритель, и не гость,

Ты урока главный гвоздь!

Не ленись, не отвлекайся,

На уроке постарайся!

II. Каллиграфическая минутка.

На доске записано число 754.

- Охарактеризуйте данное число. ( Нечётное,  трёхзначное. Чтобы его записать понадобились три цифры.)

- Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых.

- Сколько всего единиц в этом числе, десятков, сотен?

- Используя цифры 7,5,4 запишите  варианты трёхзначных чисел( 754, 574,457,745 и другие)

III. Введение в тему урока.

- Вычислите значение выражений.

Игра « Математическое лото» ( принцип круговых примеров) ( слайд 1)

- Первая карточка выделена цветом.

6

48:2

О

24

64:16

С

21

94:2

Т

47

81:9

О

9

66:11

К

4

40:8

Т

5

63:3

А

 Проверка:

1

2

3

4

5

6

7

О

С

Т

А

Т

О

К

- Сформулируйте тему урока.

III. Актуализация знаний.

- Над какой темой работали на прошлых уроках?

- Как называются числа при делении?

-Как найти неизвестное делимое?

-Что вы знаете про остаток?

IV. Устная работа.

1) Игра «Верно - неверно» ( слайд 2) ( ответы на листочках)

- Если вы согласны с утверждением, то ставите «+» , если нет, то «-».

1. При делении на 6 могут получиться остатки: 0,1, 2, 3, 4, 5, 6,7.

2.Самое большое число до39, которое делится на 4 без остатка -  36.

3. 43:6= 7 (ост.1)

4. . 35:4= 8 (ост.3)

5. 19:4 = 3 ( ост. 7)

6. При делении на 3 могут получиться остатки:0,1,2.

7. Делитель 5,частное 7, остаток 2. Делимое- 37.

8. 48·0=48-1

Коллективно(«веер»)

1)Зайцы по лесу бежали,                                 (слайд 3)

Волчьи следы по дороге считали.

Стая большая волков здесь прошла.

Каждая лапа в снегу их видна.

Оставили волки 40 следов.

Сколько, скажите, здесь было волков? (40:4=10)почему 40 делили на 4? )

2) У речки гуляли четыре утёнка                    (слайд 4)

И 24 весёлых гусёнка.

Во сколько раз больше

Было гусят?

Во сколько раз меньше

Было утят? (24:4=6)  

3)  Если шесть на семь умножить,                      

А затем прибавить пять.

Сколько будет же в итоге,

Кто мне может подсказать? (47)

4) Я задумала число, которое больше числа 12 в 5 раз. Назовите это число?

При умножении каких чисел в результате получается  60?(6*10,30*2,15*4,20*3)

5)Чему равно число, если его половина равна 8?( 16)

6)Три девочки разделили между собой поровну 10 орехов. Сколько орехов получила каждая девочка? Сколько орехов осталось?( По 3 ореха, остался 1 орех)

7) В мешке 35 кг муки. Её расфасовали в пакеты по 4 кг каждый. Сколько потребовалось пакетов? (8 пакетов, 3кг осталось)

8) Сварила кошка 29 рыбёшек. По 3 хватило всем. Сколько котят рыбок съедят? (9 котят, 2рыбки останется)

V. Работа по теме урока.

1)- Исправь ошибки ученика. ( слайд 3)

25:3=7 (ост.4)              65: 7=8 ( ост.9)      

58:9 =7(ост.5)             50:9=4 (ост. 14)

78:9= 8( ост.8)           59:6=6 (ост.5)

Проверка (объяснение с места)

-Какой совет вы хотели бы дать этому ученику?

- Что надо сделать, чтобы не сомневаться в правильности решения? (проверку)

-Как выполнить проверку деления?

- Сравните свой ответ с алгоритмом. ( слайд 4)

1. Сравниваем делитель и остаток(остаток меньше делителя)

2.Делительумножаем на частное.

3.К полученному результату прибавляем остаток.

4. Делаем вывод: если получили делимое -пример решён правильно.

2).Решение задач.( слайд 5) (блиц-турнир)/ 1ученик у доски/

а ) На аэродроме 20 самолётов. Сколько троек самолётов может подняться в воздух?

Сколько самолётов останется на земле? (20:3=6(ост.2)

б) Сошлись на полянке 17 зайчат,
     Парами прыгать они захотят.

     Сколько мы в паре увидим зайчат?

     Сколько уныло в сторонке сидят? ( 17:2=8 (ост.1)

в) Мама разложила яблоки на 2 тарелки поровну и у неё осталось ещё 3 яблока. Сколько яблок было у мамы?

- Почему не можем решить задачу?

-Добавьте недостающие данные.(     □·2+3=□  )

г) Моряки поймали 81 рыбу. Решили разделить на 3 корабля поровну. Сколько рыб получит каждый матрос, если команда состоит из 8 человек?

(Один ученик решает у доски с комментированием)

81:3:8=3(р.) (ост.3)

-Можно ли решить эту задачу другим способом?

(другой ученик объясняет решение у доски)

2 способ:

81: (8·3)=3 (р.) (ост.9)

9 рыбок- остаток на трёх кораблях.

Работа в группах          (слайд 6)

-Придумайте задачу на деление с остатком, выбрав для этого подходящее выражение

45:9          26:4       42:6

-Сравните задачи.

 

Физминутка

3)Самостоятельная работа. ( слайд 7) 

-Перед вами задания разного уровня. Выберите любое задание, с которым, как вы думаете, справитесь.

А) Выполни деление с остатком.  Заполни таблицу.

Делимое

22

33

48

75

19

Делитель

5

7

9

8

3

Значение частного

остаток

 

Б) Выпиши и реши только те выражения, где деление выполняется с остатком.

56:9                 50:9

60:5                 84:9

45:8                 96:16

83:40                 48:7

В) Вставьте пропущенные цифры, чтобы запись была верной.

2□ : 3= 7 (ост.2)                            4□ :7=□ (ост.5)                        77 :□=□ (ост.5)

□9 : 2=19 ( ост.1)                       □9 : 7=□ (ост. 3)

Проверка. (слайд 8)

VI. Закрепление.

1)  Работа в парах (слайд 9)

45:9                     44:11

84:12                   32:4

12:6                     41:8

Внимательно прочитайте выражения и скажите:

-На какие группы их можно разделить?

-Каждую группу запишите в отдельный столбик и найдите значения выражений

-Проверим сколько групп? Почему?

Проверим, как решили последнее выражение

            41:8=5 (ост.1)

   5·8+1=41

-какое правило использовали при решении?

-как выполнить проверку?

- Выполните  проверку (слайд10)

64:9=7(ост.1)                   58:7=8(ост.2)

80:9=8(ост.8)                   47:5=9(ост.2)

2) Выполнение заданий в рабочей тетради  (№ 62, №63 (в,г) )

VI. Повторение

1)  Начертите отрезок.
 Длина 1/5 части отрезка равна 2 см. Чему равна длина всего отрезка?

2) Решите уравнения        (слайд 10)

   1 вариант             2 вариант      

 У:8=180:6              900:у=50х6

-Какие правила использовали при решении?

(упростить, знание компонентов)

-Может ли в уравнении в ответе получиться остаток?

VII. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

- Какое правило должны помнить при делении с остатком?

- Какие задания особенно понравились?

- Какое задание было особенно трудным?

VIII. Рефлексия. ( слайд 11)

- Раскрасьте кружки .( листочки)

        Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой.

                        Вы научились и можете помочь другим.

                       

                       Вы считаете, что научились делить с остатком,

                        но вам ещё нужна помощь.

                           Вы считаете, что было трудно на уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики по теме " Деление с остатком" (закрепление), 3 класс

Презентация помогает сделать урок.более ярким, наглядным. Работает " по щелчку"....

Презентация к уроку математики 2 класс "Деление с остатком"

Применяется на уроке математики по теме "Деление с остатком"...

Технологическая карта урока математики 3 класс ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тип урока: закрепление способов действийПедагогические задачи: уточнить, что если при делении с остатком делимое меньше делителя, то частное равно 0, а остаток равен делимому; способствовать формирова...

Урок математики. 3 класс. Деление с остатком

Урок математики. 3 класс. Деление с остатком...

Урок математики 3 класс "Деление с остатком"

В папке конспект урока и презентация к уроку математики по теме "Деление с остатком"...